Вопрос 13. Анализ модных тенденций;
Откуда же модный тренд появляется? Или, может, он формируется? Диктуется?
Прогнозирование тренда в моде порой сравнивают с погоней за будущим с сачком (Gardner 1995). Выявление тренда — процесс творческий, подвластный пониманию, анализу и систематизации (Brannon 2005). В действительности из множества компаний и специалистов, занятых поиском трендов, только единицы пользуются успехом и завоевывают признание.
Прогнозирование модного тренда — нечто большее, чем определение колорита и дизайна. Это многоступенчатый процесс, первым этапом которого является расследование тенденций. Работа начинается с изучения реальных факторов, определяющих дух времени — Zeitgeist. Они были перечислены Нистромом в 1928 г. и с некоторыми корректировками актуальны и сегодня (Nystrom 1928). Доминирующие в обществе события, идеи, социальные группы, технологии оказывают влияние на формирование моды. И не только. Тренд распространяется на архитектуру, текстиль, интерьер и мебель, флористику, косметику, дизайн автомобилей, упаковку, графический и промышленный дизайн. По словам Ли Элелькорт, пионера в интеллектуальном прогнозировании и наиболее авторитетного на сегодняшний день эксперта в этой области, «не существует творчества без предварительных знаний, продукт без дизайна не существует. » Достоверный прогноз дает ориентиры для профессионалов, интерпретирующих эволюцию общества, и предопределяет изменения вкусов потребителей, ни на минуту не отрываясь от экономической реальности. Поиск тенденций осуществляется через изучение и анализ научных достижений, исследований антропологов, демографов, экологов, социологов, культурологов, общение с представителями субкультуры, неформалами, авангардными художниками, молодежью, учеными.
Техника фиксации новых трендов у каждого специалиста своя. Ли Эделькорт постоянно путешествует по планете. «Слушая» и исследуя окружающий мир, она извлекает информацию из всего. «В том, что я делаю, нет ничего мистического. Идеи, которые я описываю, вовсе не мои. Они витают в воздухе. Новые идеи — продукт коллективного сознания, мыслей и ощущений. А вот как их трактовать, это уже творчество».
В компании Kjaer Global, специализирующейся на создании будущих трендов, поиск тенденций — дело коллективное. Дважды в году Анна-Лиза Кьер, основатель компании, собирает ведущих специалистов из различных областей на совет и проводит «мозговой штурм» (англ brainstorm). Во время этих встреч высказываются мнения и предположения, на основе которых впоследствии Кьер выстраивает концепции трендов
В «Лаборатории будущего» (The Future Laboratory) тренды выявляют путем «чтения рынка». Для этого создана LifeSigns Network — группа из двух тысяч пятисот человек, разбросанных по всему миру. Среди них философы, дизайнеры, писатели, аналитики, стилисты, музыканты, диджеи, люди науки. Хорошо зная культуру своей страны, они наблюдают, ведут опросы, отмечают необычные тенденции, курьезы, записывают мысли, общаются с интересными людьми, высказывают гипотезы. Менеджеры из лондонского офиса общаются с членами LifeSigns Network еженедельно. Проанализировав их материал, они определяют общие темы, направления и аномалии. Затем оформляют ключевые тренды гола в визуальной и повествовательной форме, объясняют их, оценивают потенциальное воздействие на рынок и сознание потребителей и затем отправляют обратно членам LifeSigns Network для оценки и «урегулирования тренда» в соответствии со страной, социальными и региональными вариантами.
Так наступает процесс верификации тренда. Анализируется источник идеи. Затем она рассматривается в контексте происходящего, соотносится с эволюцией идей. На этом этапе встают вопросы «почему?» и «откуда?». Ответить на них можно, рассмотрев природу тренда с точки зрения трех вариантов теории «просачивания» (англ. trickle-down theory). Согласно концепции, изначально сформулированной Георгом Зиммелем в 1904 г., мода постепенно распространяется от элиты общества к низшим слоям. К середине двадцатого столетия с развитием массового производства и средств массовой коммуникации потребовалось ввести уточнения в теорию. В 1963 г. Кингом была «предложена конкурирующая теория, получившая название trickle-across и известная также как mass market theory. С его точки зрения, мода распространяется внутри социального слоя, двигаясь скорее горизонтально нежели вертикально. Каждая социоэкономическая группа имеет своих лидеров и свободу выбора стиля. В 1970 г Филл разработал новую теорию распространения молы, известную как trickle-up theory (Field 1970). В рамках этой теории элита общества имитирует стили низших слоев.
В век глобализации три теории одинаково характеризуют моду. Каждая из них представляет реальную картину движения тенденций моды. Понимание происхождения тренда дает возможность предположить вероятное направление его развития.
В рамках «биографии идей» Малькольм Гладвелл попытался понять и проиллюстрировать появление модного тренда. Среди интересующих его тем — факторы, которые делают малоизвестную книгу бестселлером, а также механизм порождения и функционирования слухов. По мнению Гладвелла, новые тенденции распространяются по аналогии с вирусами и подчиняются законам эпидемии (Gladwell 2000). Он выделил три закономерности: закон меньшинства — в распространении социальных эпидемий большую роль играют отдельные личности (лидеры моды, авторитеты, музы); закон «заражения» — маленькие вещи создают большое влияние; закон силы среды — человек чувствителен к окружающей обстановке гораздо больше, чем кажется.
При долгосрочных прогнозах необходима верификация. Так, по заказу Министерства транспорта Голландии, Ли Эделькорт разработала концепцию общественного транспорта на 2020 г. Для апробации и подтверждения ее идей на круглый стол пригласили представителей разных профессий — от экологов и архитекторов до педагогов и домохозяек. Все мнения выслушивались и сопоставлялись с первоначальным прогнозом Ли Эделькорт.
Видимость и своевременность тренда — следующий этап прогнозирования. Благодаря многолетней тренировке Ли Эделькорт фиксирует идеи на ранней стадии: «Если я что-то увидела, это означает, что оно там есть». Для того чтобы понять степень видимости тренда и его жизненность, в 1986 г. Ли Эделькорт создала совет Trend Union, в состав которого вошли известные художники и дизайнеры, обладающие даром предвидения в своей области. Дважды в год они собираются и обрисовывают свою картину будущего, обсуждают, как трактовать тот или иной тренд. Когда наступит подходящее время для тренда? Будет ли он максимально активен в этом сезоне или в следующем? Здесь можно провести аналогии с прогнозом погоды, где одна тенденция активизируется, другая затихает, одна возможна, другая маловероятна.
Анна-Лиза Кьер полагается на интуицию, мудрость, интеллект и даже сновидения. Такого же мнения придерживается Мартин Реймонд: «Забудьте о статистике. В основе правильного, точного прогнозирования лежит интеллект. Именно поэтому мы скорее склонны использовать мыслящих людей, писателей, журналистов, редакторов и художников, нежели специалистов по статистике и маркетологов».
«Многие компании проигрывают, отказываясь предвидеть изменения в жизни и на рынке», — поясняет Мартин Реймонд.
Связь с потребителем — залог успеха бренда. «Тренды — это бренды! Возможности нового продукта или сервиса присутствуют всегда».
Затем наступает непосредственно прогноз трендов. По мнению Ли Эделькорт, это отнюдь не субъективное дело. «Я часто вижу вещи и идеи, которые мне лично не близки, они мне даже не нравятся. Но они есть, и я должна о них рассказать. И как можно красивее, увлекательнее, хотя они мне и не по вкусу! Я часто говорю не то, что хотят услышать. Я стимулирую творчество. Я не диктую правила, а лишь даю общую канву».
Вначале называются ключевые темы сезона. Как правило, три — четыре темы. Каждая тема содержит несколько трендов, от пяти до девяти. Далее подробно «рассказывается» история и природа каждого тренда через цветовую гамму, образные фотографии, фактуры поверхности и материалы. Прилагаются образцы тканей, пряжи. Непосвященному зрителю подобные эскизы могут показаться фрагментами обоев, наклеенными в беспорядке. Но для творческого ума это точки отсчета. К примеру, непромокаемая ткань показана в виде руки, одетой в перчатку и опущенной в воду круглого аквариума. Его стеклянные стенки отражают прозрачность наших мыслей и постоянное «переосмысление» нашей жизни. «Мы гарантируем вдохновение, а остальное — дело интерпретации», — рассказывает Анна-Лиза Кьер. Несколько лет назад в книге «Глобальные тенденции» (Global Influences), основной тренд-продукт компании Kjaer Global, состоящий из ключевых мировых тенденций) была представлена тема happy thoughts (англ. счастливые мысли). Несколько месяцев спустя компания Clinique, поразмыслив над книгой, выпустила новые духи под названием Happy.
Компании проводят презентации и семинары дважды в году, представляя своим постоянным клиентам новую продукцию — настроение будущего. До этого момента все материалы держатся в строжайшей тайне. Лишь «посвященные» из команды ассистентов имеют доступ к полной информации. Многие работают только над своей темой, не зная до последнего момента о других темах сезона.
Презентации проходят под музыку, настраивающую на восприятие грядущего.
. Каждая фраза иллюстрируется страницей из книги трендов, где в каждой фотографии — образ, идея, message, «толчок» для будущих осмыслений. Следующая тема — «Полотно существования», эстетизация ежедневного быта, красота зашитого, заштопанного, починенного. Вещи связаны из одной пряжи, как символ одной большой семьи, общины, объединения.
Анна-Лиза Кьер рассказывает: «То, что мы делаем, можно назвать своеобразной тренд-терапией. Если вы хотите представить, о чем мы будем думать через десять лет, то первым делом нужно вернуться на десять лет назад. Если посмотреть на прошлое, а затем на настоящее, то можно использовать это как проекцию будущего. Когда вы думаете об истории, необходимо рассматривать историю клиента. У крупных компаний существует своя легенда, своя логика, как и у человека. Мы используем многомерный, целостный подход».
В «Лаборатории будущего» новые тенденции характеризуют особыми терминами — «крылатыми словами» (англ. buzz words). Это неологизмы, отражающие новые явления или действия, остроумные словосочетания. Так, к примеру, недавно был отмечен усилившийся интерес европейских покупателей к качеству и дизайну продукции. Покупатели стали более разборчивы, тратят «с умом», заботятся об экологии производства. Вещи для ежедневного обихода должны обладать художественными свойствами товаров класса люкс. Подобная особенность поведения привела к появлению термина masstige2. «Мы преобразуем факты в информацию, информацию — в знание, а знание — в творческий капитал. Клиент ставит перед нами проблему, мы «читаем» рынок, показываем, ЧТО рынок хочет и КАК он хочет — дальше работают дизайнеры и стратеги».
Если нужно больше, «Лаборатория будущего» предлагает индивидуальные консультации, презентации, схемы. В качестве инструмента для предсказания практикуют сценарий «А что, если. »: «А что, если мобильный телефон станет фотоаппаратом? А что, если стиральные машины будут стирать без воды?» Роль сценария в работе компании Мартин Реймонд описывает в своей книге «Люди завтрашнего дня: будущие потребители и как их читать сегодня». Он показывает связь брендов и товаров с трендами в поведении реальных людей, показывая «снимки» потребителей и их поведения. «Успех крупных и развивающихся брендов в понимании именно этого. Они «седлают» тренд и выжимают из него по максимуму, двигаются вместе с ним. И смысл тренд-анализа не в предсказании, а просто в здравом смысле».
Яна Ятури, основатель интернет-портала TrendStop, неоднократно убеждалась на практике, что «тренд часто начинается с чего-то небольшого, с маленькой детали или идеи. И затем можно наблюдать его стремительный рост. Из множества присылаемых нам фото мы заметили брошь-камею, не встречавшуюся раньше. Через неделю мы стали замечать ее в других коллекциях, городах. Встречались разные варианты этой броши, она становилась больше, менялась ее форма, цвет. В какой-то момент она стала хитом, и мы зафиксировали ее как один из доминирующих трендов».
Тренд-информация доступна также в Интернете на профессиональных информационных порталах (WGSN, Trend-Stop). Интернет позволяет упразднить процесс печати, следовательно, ускорить темпы передачи информации. Благодаря цифровым технологиям дизайнерские коллекции из всех столиц моды можно увидеть через несколько часов после показа. На сайте также размещаются свежие рецензии на выставки по костюму и моде, репортажи об уличной моде, фото витрин и салонов магазинов. Отдельно дается выпуск по тканям, цветам, деталям, аксессуарам и фурнитуре. В лондонский офис компании TrendStop тренд-наблюдатели (тренд-охотники) присылают снимки каждый день.
TrendStop функционирует и как универсальный интернет-ресурс, предлагающий тренд-библиотеки элементов костюма (рукавов, воротников, карманов, поясов), с которыми дизайнеры могут моментально работать по принципу drag and drop3 и быстро отправлять технологам и производителям. Готовую модель можно соорудить за считанные минуты. Таким образом, время на разработку дизайна заметно сокращается. «Подобный способ распространения моды позволяет сделать феномен «быстрой моды» еще быстрее».
Сайт обновляется ежедневно и дает возможность дизайнерам стремительно превращать свежие идеи в коммерческие ходы. «Темпы развития рынка растут, и, не имея правильного инструментария, можно легко проиграть», — рассказывает Яна Ятури. Несмотря на молодой возраст, у компании более двухсот постоянных клиентов и это число постоянно увеличивается. Клиенты самые разные — от компаний класса люкс (Aquascutum, Mulberry) до сети магазинов M&S, Н&М. «Каждый получает информацию о приближающемся тренде, но использует ее в нужное время в зависимости от стиля компании».
«Будущее уже здесь, только оно пока заметно не всем», — пишет Уильям Гибсон. Чувство предвидения свойственно каждому художнику и дизайнеру. Когда же речь идет о массовом производстве и миллионных тиражах, необходим достоверный прогноз. Корпорации покупают несколько материалов по трендам, обращаются за консультацией к нескольким прогнозистам. Они трактуют тенденцию в зависимости от философии бренда, зная свою целевую аудиторию и ассортимент. «Не стоит критиковать моду за изменчивость. Смотрите, слушайте, наблюдайте. Или обращайтесь к профессионалам.
Если исходить из современного представления о моде как общепризнанном на данном этапе отношении людей к внутренним и внешним формам культуры, тогда становится возможным формулирование принципиально иного подхода к прогнозированию изменений в моде.
Актуальным становится прогнозирование не самих модных стандартов, а тех явлений, которые ведут к их изменению. Речь идет о систематическом изучении ценностей и образа жизни людей, потребностей и проблем, ими порождаемых, перспектив развития личности и общества, технологий и производства.
Для разработки новой коллекции современному дизайнеру, конструктору и технологу приходится обрабатывать огромный объем информации (журналы, выставки, Интернет, семинары, методическая литература и т. п.). В этом смысле они уподобляются ученым, которые собирают, анализируют и интерпретируют информацию, пользуясь логикой и научными методами. Однако, как замечает доктор психологии А. Л. Свенцицкий, «накапливается все больше экспериментальных данных, которые показывают, что мы подходим к обработке информации не так объективно и беспристрастно, как считаем. На самом деле мы пользуемся целым рядом когнитивных приемов и упрощенных методов мышления, которые обычно называют «эвристиками». Иногда эти эвристики работают вполне эффективно и приводят нас к разумным и правильным выводам. Но бывают случаи, когда они являются источником ошибок и неверных суждений».
Описание влияния одной из эвристик — интуитивного прогнозирования на основе репрезентативности, данное Дэниэлом Канеманом и Амосом Тверски3, может послужить импульсом к научному поиску более адекватного метода прогнозирования моды. По мнению ученых, «люди прогнозируют на основе репрезентативности, то есть они выбирают или упорядочивают исходы, руководствуясь тем, насколько эти исходы отражают характерные особенности данных. Во многих ситуациях репрезентативные исходы действительно являются более вероятными, чем прочие. Однако это не всегда верно, поскольку существуют факторы (например, априорные вероятности исходов или надежность данных), которые влияют на вероятность исходов, но не влияют на их репрезентативность. Поскольку эти факторы упускаются из виду, при интуитивном прогнозировании происходит систематическое и грубое нарушение статистических правил прогнозирования. ».
Основой прогнозирования моды являются специфические данные в виде описания инноваций, характеристики потребностей людей или индивидуальных особенностей потребителей. Модное направление, динамика влияния моды и т. п. могут рассматриваться как репрезентативные исходы, вероятность которых может зависеть от априорных вероятностей исходов и надежности данных.
Предположим, промышленный дизайнер посетил показ новой коллекции моделей кутюрье N — одного из законодателей моды. Следуя за логикой рассуждений Канемана и Тверски, дизайнер может быть озадачен как минимум двумя типами вопросов по поводу увиденного.
1. Оценка. Какое впечатление на Вас произвела эта коллекция? Сколько процентов коллекций, по Вашему мнению, произвели бы на Вас более благоприятное впечатление?
2. Прогноз. Как Вы оцениваете средний балл, который получит эта коллекция? Сколько процентов коллекций получат более высокий средний балл?
В первом случае оцениваются входные данные; во втором прогнозируется исход. Из теории репрезентативности следует, что прогноз и оценка должны совпасть. Если общепризнанность короля моды принять как фактор априорной вероятности исхода, а его успешный творческий путь — в качестве фактора надежности, то прогноз может быть сделан с высокой степенью точности.
Интуитивное прогнозирование на основе репрезентативности — одна из эвристик, позволяющая сделать наиболее вероятные выводы о моде будущего, но с учетом факторов, обеспечивающих априорную вероятность исходов или надежность данных. Выявить и исследовать эти факторы — задача будущего.
Источник