- Особенности архитектуры в стиле модерн
- Истоки возникновения стиля
- Основные характеристики
- Географическое распространение: здания и архитекторы
- Петербургский модерн
- Испания
- Московский модерн
- Модерн в Бельгии и Франции
- Модерн Австрии, Германии и Италии
- Англия и Шотландия
- Модерн в индивидуальной застройке
- Крыша
- Оформление фасада
- Оригинальные большие окна и дверные проемы
Особенности архитектуры в стиле модерн
Модерн в архитектуре — это стиль зодчества, распространенный в европейских странах конца 19 столетия. Особенностью модерна является отсутствие в архитектуре зданий строгих прямых линий. Дома из железобетона, металла и стекла, построенные в этом стиле, привлекают своими нетрадиционными формами и многообразием декоративных элементов.
Истоки возникновения стиля
Происхождение архитектурного стиля модерн непосредственно связано с периодом империализма, когда появилась необходимость строить не только замки, но и сооружать заводы, аэропорты, автомагистрали. На фоне этого возникла потребность в применении новых конструкционных материалов: железобетона, стекла, металла. Они существенно дополнили используемые для строительства зданий кирпич, природный камень и древесину.
Первыми зарубежными архитекторами, начавшими конструировать и реализовывать проекты зданий в архитектурном стиле модерн, были бельгиец Виктор Орта и француз Эктор Гимар. Первые образцы сооружений, построенные на основе их разработок, имели не только характерные внешние признаки, но и отличались аккуратно подобранным в этом стиле убранством. Все детали внутренней отделки помещений имели оригинальные плавные контуры и изгибы.
Основные характеристики
Во время модернизма не удалось создать единого для всех художественного стиля, обладающего целостными устойчивыми признаками. По этой причине под названием «модерн» (современный) нужно понимать исторический промежуток времени, включающий в себя разные жанры и течения, соединенные общими концептуальными устремлениями.
В процессе формирования нового образа жизни представители этого направления постоянно находились в поиске художественного и конструктивного начал. Они экспериментировали с новыми отделочными материалами, вводили новые нестандартные технологии: каркасные стальные конструкции, свободную функциональную планировку комнат.
В оформлении фасадов зданий все чаще стали применяться большие стеклянные витражи, кованый металл, необработанный природный камень. Во внутреннем убранстве помещений стали преобладать предметы декоративно-прикладного творчества:
- изразцы с картинками, на которых изображены животные, растения, птицы;
- живописные панно с орнаментальным рисунком;
- холсты с пейзажами;
- расписные вазы, шкатулки и т.д.
Интерьеры отличались чередующейся согласованностью линий, единством элементов декора (лепнина, мебель, обои, панели). Пространство комнат визуально увеличивалось за счет больших зеркал, многочисленных оконных и дверных проемов.
Архитекторы стремились уравнять новое и старое, соединить возможности новой строительной техники и ручного труда. В пространстве одного города свободно размещались здания с разным, иногда несовместимым, оформлением главных фасадов. Создатели модерна протестовали против симметричных форм и традиционных норм градостроительства.
Основополагающие черты стиля:
- приглушенные мягкие цвета (табачный, серо-голубой, пыльно-сиреневый);
- плавное перетекание линий и цвета, имитация природных форм растений;
- гнутая мебель, золотой фон на стенах, эмаль, латунь, медь;
- каркасные металлоконструкции зданий;
- арочные окна — продолговатые с растительной инкрустацией, по форме напоминающие витрину магазина;
- прямоугольные двери плоской конфигурации с мозаичным рисунком.
Географическое распространение: здания и архитекторы
Стиль модерн получил широкое распространение практически в каждой европейской стране:
• ар-нуво — Франция, Англия;
Архитекторы, работавшие в этом направлении:
• испанец Антонио Гауди;
• голландец Генрих Петрус Берлаге;
• бельгиец Арни ван де Вельде;
• австриец Отто Вагнер.
Отцом американского модернизма стал Луис Салливен. Новатором русского модерна был Ф.О. Шехтель. Его творение, особняк 3. Морозовой, построенный в Москве (1898 г.), поистине считается архитектурным шедевром.
Петербургский модерн
Петербургу принадлежит особое место в становлении модерна. В этом городе часто проводились различные международные выставки, демонстрировавшие успехи в сфере зодчества, графики и прикладных искусств, работали лучшие художники и архитекторы столицы.
Город с его жилыми и административными зданиями, дворцами и доходными домами стал своего рода отправной точкой русского модернизма. Васильевский остров и Петроградская сторона до сих пор остаются визитной карточкой новаторского стиля.
Массивные здания с большими оконными и дверными проемами, фрагменты цветной керамической плитки на стенах, скульптуры на главном фасаде — это и есть Петербургский модерн. Среди деталей отделки особо выделяются орнаменты, изображающие северную флору и фауну. Петербургский стиль напоминает одновременно величественные сооружения средних веков и арктические ландшафты северного полушария.
Испания
Стиль модерн в Испании или, правильней сказать, модернизм (modernismo) начал свое развитие в Каталонии. Основой для возникновения нового искусства послужили яркие исторические события в жизни автономной области и местный художественный промысел.
Толчком к развитию нового направления послужила группа построек А. Гауди, среди которых выделялась Каса Висенс — первая большая работа архитектора. Все здания, спроектированные и возведенные мастером, расположены в Барселоне. Главные фасады строений облицованы голубой керамической плиткой и имеют волнообразную форму.
Кровли домов выполнены необычайным образом: при взгляде на черепичное покрытие возникает ощущение, что крыша сооружений выложена чешуей дракона. Ограждения балконов изготовлены из кованого металла и своей формой напоминают раскачивающиеся на воде растения.
Официальным признанием мастера стал успех стиля А. Гауди на Всемирной выставке искусств в Барселоне (1888 г.). Поводом для признания его таланта стал Дворец Гюэль (ныне Музей театра), построенный автором для промышленника Гюэля.
Московский модерн
Если Петербург славился самыми ранними постройками в стиле новаторского искусства, то Москва благодаря своему географическому рельефу считается городом, где модерн получил наиболее широкое и яркое развитие. При воссоздании новой инфраструктурной среды Москва с ее сравнительно общедоступными земельными участками и холмистым ландшафтом позволила в полной мере открыться архитектурному таланту и продемонстрировать новые возможности стиля, а также предложить обществу свою трактовку современного творчества.
Эти особенности и отличают Москву от Петербурга, построенного по классическому плану на равнине в дельте реки, что стало причиной появления плотно застроенных районов со зданиями одинаковой высоты и с характерными массивными фасадами в стиле эклектики.
Тиффани стайл, или модерн на американский манер, впервые применил Луис Комфорт Тиффани — талантливый архитектор, художник, дизайнер интерьеров. Он много экспериментировал с различными материалами и преуспел на этом поприще. Одним из лучших его достижений является особый метод отливки массивных витражей из стеклянной цветной мозаики.
Американский модерн в сравнении с европейским имел свои отличительные черты:
- просторные высокие комнаты и открытые пространства, возникающие при соединении нескольких помещений в одно целое;
- чопорность и респектабельность, пришедшие в американский стиль из английских интерьеров;
- удобство и практичность внутреннего убранства дома для повседневной жизни;
- во всем чувствуется мера, нет перенасыщения пространств декоративными элементами;
- функциональность внутренних помещений.
Модерн в Бельгии и Франции
Родоначальником бельгийского нового стиля ар-нуво считается Виктор Орт. Его знаменитый «удар бича» — изогнутая плавная линия, ставшая эмблемой зарождающегося новаторского дизайна.
Природа была главным источником идей для архитекторов и художников ар-нуво. Многие из авторов обладали богатыми познаниями в ботанике. Стебли растений, цветы и листья служили ценным материалом для архитектурных фантазий.
Здания, построенные В. Ортом, отличаются большим количеством стекла и кованого металла. Наиболее весомые произведения архитектора — магазин «Инновасион», особняки Сольвейг и Эйтвельд.
Во Франции движение ар-нуво возглавил воспитанник Школы декоративно-прикладного творчества, архитектор и дизайнер Гектор Гимар. Он является автором оригинального дизайна Парижского метро, благодаря чему стиль модерн во Франции еще называют «стилем метро».
Модерн Австрии, Германии и Италии
В Вене в стиле модерн работали архитекторы Йозеф Хоффман и Отто Вагнер. Последователи этих мастеров при проектировании зданий применяли вместо плавных изогнутых линий геометрически правильные формы — шахматную сетку, прямые углы, строго параллельные контуры. Образцами их творчества могут служить Венский метрополитен и дом австрийского банкира Пале Стокле.
В Германии модерн именовался «югендстиль». Свое название он получил благодаря немецкому журналу «Югенд». Примерами германского стиля могут служить фотоателье «Эльвира» Августа Энделя, павильоны Таута Бруно, потолочное перекрытие Большого театра в Берлине, имеющее форму сталактитов, Ганса Пельцига.
Модерн в Италии — это стиль либерти. Цветочные мотивы, дугообразные линии, мягкие теплые текстуры стали главной особенностью этого архитектурного направления. Свое развитие итальянское новаторское творчество получило после Международной выставки декоративно-прикладного искусства в Турине (1902 г.).
Архитекторы — Р. Д’Аронко, Дж. Коппеде и А. Сант-Элиа. Сооружения в новом стиле — Дом Галимберти, термальный курорт Палаццо Берзиери.
Англия и Шотландия
Самым активным представителем английской и шотландской школы европейского модерна был Ч.Р. Макинтош. Его работы включают как архитектурные проекты, так и дизайнерские разработки внутренних интерьеров зданий (обои, изделия из серебра и др.).
Свое вдохновение он черпал из богатой истории кельтских народов: сказаний и легенд. К его творениям относятся Школа искусств в Глазго, Дом на холме для издателя Блэки Хилл.
Спроектированные им светильники и стулья, часы и камины по своей конструкции и внешнему виду намного перегнали существующие на тот момент тенденции. Высокие спинки кресел и стульев служили перегородками, разделяющими пространство комнат на функциональные зоны.
Модерн в индивидуальной застройке
Современный стиль загородных построек разделился на несколько разных направлений. Найти индивидуальное строение, возведенное только в стиле модерн, практически невозможно. Конструкции сооружаемых зданий представляют собой смешение лофта, минимализма и хай-тек. При оформлении интерьера тоже допускается смешение жанров, главное, чтобы сохранялась функциональность и эстетичный вид помещений.
Основные принципы современного стиля:
- здания ассиметричной формы;
- максимальное остекление главного фасада;
- высокие потолки внутренних помещений дома;
- арочный центральный вход с кованым металлическим ограждением.
В качестве материалов для строительства применяют:
- железобетон;
- стекло;
- кирпич;
- стальные конструкции;
- дерево;
- керамическую плитку;
- природный камень;
- блоки из ячеистых бетонов.
Крыша
В современных проектах крыша здания может быть любой конфигурации. Самые простые варианты кровли — это плоские одно- или двускатные покрытия. Двускатные сооружения выходят за границы здания и служат навесом для крыльца или террасы. Встречаются также проекты с ломаными мансардными крышами.
Материалы для плоской односкатной кровли — это акваизол или профнастил. Для двускатных конструкций используют металлическую или битумную черепицу.
Оформление фасада
Все чаще современный русский модерн можно наблюдать в индивидуальном строительстве, а это значит, что новаторский стиль далекого прошлого прочно засел в сознании нашего народа. Загородные дома, оформленные в инновационном стиле, и сегодня смотрятся свежо и оригинально.
Основные приемы отделки наружных стен и элементов центрального фасада здания:
- Смешение в одной конструкции различных по составу строительных материалов, таких как кирпич, природный камень, дерево.
- Наличие декоративных деталей, характерных для русского прикладного творчества (наличники, ставни с ажурной резьбой). Здание в своем законченном виде напоминает русский терем или сказочный домик.
- Крыльца, балконы обрамляются коваными металлическими ограждениями.
- Окна обязательно большого размера, витражи.
- Стены украшены барельефами из природного камня, лепниной.
- По периметру здания изразцовые пояса, майоликовые панно, узорчатые фризы.
Оригинальные большие окна и дверные проемы
Двери модерн в интерьере — это оригинальные и изысканные конструкции. Стилю свойственны плавные изогнутые линии, отсутствие симметрии и присутствие народных мотивов. Дверные проемы окрашиваются в приглушенные спокойные тона (синий, серый, зеленый). Поверхность полотен украшается вставками из цветного стекла, металла, мозаики.
Для кабинета подойдут глухие полотна, выполненные в темном цвете и дополненные узорчатыми орнаментами. Оттенки дверей для гостиных должны быть в одной цветовой гамме с мебелью. Для детских комнат используют светлые и яркие цвета.
Оконные проемы имеют частично закругленную (арка) или овальную форму. Витражи в новаторском стиле имеют лиловый, зеленый или серый оттенок. Рисунок орнамента выполнен в виде фигурок животных или растений (маки, ирис, трава, водоросли). При включенном внутреннем освещении главный фасад здания приобретает загадочную привлекательность, создается иллюзия, что все оформление создано природой, а не руками человека.
Источник