Архитектура дизайн стиль модерн

Особенности архитектуры в стиле модерн

Модерн в архитектуре — это стиль зодчества, распространенный в европейских странах конца 19 столетия. Особенностью модерна является отсутствие в архитектуре зданий строгих прямых линий. Дома из железобетона, металла и стекла, построенные в этом стиле, привлекают своими нетрадиционными формами и многообразием декоративных элементов.

Истоки возникновения стиля

Происхождение архитектурного стиля модерн непосредственно связано с периодом империализма, когда появилась необходимость строить не только замки, но и сооружать заводы, аэропорты, автомагистрали. На фоне этого возникла потребность в применении новых конструкционных материалов: железобетона, стекла, металла. Они существенно дополнили используемые для строительства зданий кирпич, природный камень и древесину.

Первыми зарубежными архитекторами, начавшими конструировать и реализовывать проекты зданий в архитектурном стиле модерн, были бельгиец Виктор Орта и француз Эктор Гимар. Первые образцы сооружений, построенные на основе их разработок, имели не только характерные внешние признаки, но и отличались аккуратно подобранным в этом стиле убранством. Все детали внутренней отделки помещений имели оригинальные плавные контуры и изгибы.

Основные характеристики

Во время модернизма не удалось создать единого для всех художественного стиля, обладающего целостными устойчивыми признаками. По этой причине под названием «модерн» (современный) нужно понимать исторический промежуток времени, включающий в себя разные жанры и течения, соединенные общими концептуальными устремлениями.

В процессе формирования нового образа жизни представители этого направления постоянно находились в поиске художественного и конструктивного начал. Они экспериментировали с новыми отделочными материалами, вводили новые нестандартные технологии: каркасные стальные конструкции, свободную функциональную планировку комнат.

Читайте также:  Стильная мебель для кабинета руководителя

В оформлении фасадов зданий все чаще стали применяться большие стеклянные витражи, кованый металл, необработанный природный камень. Во внутреннем убранстве помещений стали преобладать предметы декоративно-прикладного творчества:

  • изразцы с картинками, на которых изображены животные, растения, птицы;
  • живописные панно с орнаментальным рисунком;
  • холсты с пейзажами;
  • расписные вазы, шкатулки и т.д.

Интерьеры отличались чередующейся согласованностью линий, единством элементов декора (лепнина, мебель, обои, панели). Пространство комнат визуально увеличивалось за счет больших зеркал, многочисленных оконных и дверных проемов.

Архитекторы стремились уравнять новое и старое, соединить возможности новой строительной техники и ручного труда. В пространстве одного города свободно размещались здания с разным, иногда несовместимым, оформлением главных фасадов. Создатели модерна протестовали против симметричных форм и традиционных норм градостроительства.

Основополагающие черты стиля:

  • приглушенные мягкие цвета (табачный, серо-голубой, пыльно-сиреневый);
  • плавное перетекание линий и цвета, имитация природных форм растений;
  • гнутая мебель, золотой фон на стенах, эмаль, латунь, медь;
  • каркасные металлоконструкции зданий;
  • арочные окна — продолговатые с растительной инкрустацией, по форме напоминающие витрину магазина;
  • прямоугольные двери плоской конфигурации с мозаичным рисунком.

Географическое распространение: здания и архитекторы

Стиль модерн получил широкое распространение практически в каждой европейской стране:

• ар-нуво — Франция, Англия;

Архитекторы, работавшие в этом направлении:

• испанец Антонио Гауди;

• голландец Генрих Петрус Берлаге;

• бельгиец Арни ван де Вельде;

• австриец Отто Вагнер.

Отцом американского модернизма стал Луис Салливен. Новатором русского модерна был Ф.О. Шехтель. Его творение, особняк 3. Морозовой, построенный в Москве (1898 г.), поистине считается архитектурным шедевром.

Петербургский модерн

Петербургу принадлежит особое место в становлении модерна. В этом городе часто проводились различные международные выставки, демонстрировавшие успехи в сфере зодчества, графики и прикладных искусств, работали лучшие художники и архитекторы столицы.

Город с его жилыми и административными зданиями, дворцами и доходными домами стал своего рода отправной точкой русского модернизма. Васильевский остров и Петроградская сторона до сих пор остаются визитной карточкой новаторского стиля.

Массивные здания с большими оконными и дверными проемами, фрагменты цветной керамической плитки на стенах, скульптуры на главном фасаде — это и есть Петербургский модерн. Среди деталей отделки особо выделяются орнаменты, изображающие северную флору и фауну. Петербургский стиль напоминает одновременно величественные сооружения средних веков и арктические ландшафты северного полушария.

Испания

Стиль модерн в Испании или, правильней сказать, модернизм (modernismo) начал свое развитие в Каталонии. Основой для возникновения нового искусства послужили яркие исторические события в жизни автономной области и местный художественный промысел.

Толчком к развитию нового направления послужила группа построек А. Гауди, среди которых выделялась Каса Висенс — первая большая работа архитектора. Все здания, спроектированные и возведенные мастером, расположены в Барселоне. Главные фасады строений облицованы голубой керамической плиткой и имеют волнообразную форму.

Кровли домов выполнены необычайным образом: при взгляде на черепичное покрытие возникает ощущение, что крыша сооружений выложена чешуей дракона. Ограждения балконов изготовлены из кованого металла и своей формой напоминают раскачивающиеся на воде растения.

Официальным признанием мастера стал успех стиля А. Гауди на Всемирной выставке искусств в Барселоне (1888 г.). Поводом для признания его таланта стал Дворец Гюэль (ныне Музей театра), построенный автором для промышленника Гюэля.

Московский модерн

Если Петербург славился самыми ранними постройками в стиле новаторского искусства, то Москва благодаря своему географическому рельефу считается городом, где модерн получил наиболее широкое и яркое развитие. При воссоздании новой инфраструктурной среды Москва с ее сравнительно общедоступными земельными участками и холмистым ландшафтом позволила в полной мере открыться архитектурному таланту и продемонстрировать новые возможности стиля, а также предложить обществу свою трактовку современного творчества.

Эти особенности и отличают Москву от Петербурга, построенного по классическому плану на равнине в дельте реки, что стало причиной появления плотно застроенных районов со зданиями одинаковой высоты и с характерными массивными фасадами в стиле эклектики.

Тиффани стайл, или модерн на американский манер, впервые применил Луис Комфорт Тиффани — талантливый архитектор, художник, дизайнер интерьеров. Он много экспериментировал с различными материалами и преуспел на этом поприще. Одним из лучших его достижений является особый метод отливки массивных витражей из стеклянной цветной мозаики.

Американский модерн в сравнении с европейским имел свои отличительные черты:

  • просторные высокие комнаты и открытые пространства, возникающие при соединении нескольких помещений в одно целое;
  • чопорность и респектабельность, пришедшие в американский стиль из английских интерьеров;
  • удобство и практичность внутреннего убранства дома для повседневной жизни;
  • во всем чувствуется мера, нет перенасыщения пространств декоративными элементами;
  • функциональность внутренних помещений.

Модерн в Бельгии и Франции

Родоначальником бельгийского нового стиля ар-нуво считается Виктор Орт. Его знаменитый «удар бича» — изогнутая плавная линия, ставшая эмблемой зарождающегося новаторского дизайна.

Природа была главным источником идей для архитекторов и художников ар-нуво. Многие из авторов обладали богатыми познаниями в ботанике. Стебли растений, цветы и листья служили ценным материалом для архитектурных фантазий.

Здания, построенные В. Ортом, отличаются большим количеством стекла и кованого металла. Наиболее весомые произведения архитектора — магазин «Инновасион», особняки Сольвейг и Эйтвельд.

Во Франции движение ар-нуво возглавил воспитанник Школы декоративно-прикладного творчества, архитектор и дизайнер Гектор Гимар. Он является автором оригинального дизайна Парижского метро, благодаря чему стиль модерн во Франции еще называют «стилем метро».

Модерн Австрии, Германии и Италии

В Вене в стиле модерн работали архитекторы Йозеф Хоффман и Отто Вагнер. Последователи этих мастеров при проектировании зданий применяли вместо плавных изогнутых линий геометрически правильные формы — шахматную сетку, прямые углы, строго параллельные контуры. Образцами их творчества могут служить Венский метрополитен и дом австрийского банкира Пале Стокле.

В Германии модерн именовался «югендстиль». Свое название он получил благодаря немецкому журналу «Югенд». Примерами германского стиля могут служить фотоателье «Эльвира» Августа Энделя, павильоны Таута Бруно, потолочное перекрытие Большого театра в Берлине, имеющее форму сталактитов, Ганса Пельцига.

Модерн в Италии — это стиль либерти. Цветочные мотивы, дугообразные линии, мягкие теплые текстуры стали главной особенностью этого архитектурного направления. Свое развитие итальянское новаторское творчество получило после Международной выставки декоративно-прикладного искусства в Турине (1902 г.).

Архитекторы — Р. Д’Аронко, Дж. Коппеде и А. Сант-Элиа. Сооружения в новом стиле — Дом Галимберти, термальный курорт Палаццо Берзиери.

Англия и Шотландия

Самым активным представителем английской и шотландской школы европейского модерна был Ч.Р. Макинтош. Его работы включают как архитектурные проекты, так и дизайнерские разработки внутренних интерьеров зданий (обои, изделия из серебра и др.).

Свое вдохновение он черпал из богатой истории кельтских народов: сказаний и легенд. К его творениям относятся Школа искусств в Глазго, Дом на холме для издателя Блэки Хилл.

Спроектированные им светильники и стулья, часы и камины по своей конструкции и внешнему виду намного перегнали существующие на тот момент тенденции. Высокие спинки кресел и стульев служили перегородками, разделяющими пространство комнат на функциональные зоны.

Модерн в индивидуальной застройке

Современный стиль загородных построек разделился на несколько разных направлений. Найти индивидуальное строение, возведенное только в стиле модерн, практически невозможно. Конструкции сооружаемых зданий представляют собой смешение лофта, минимализма и хай-тек. При оформлении интерьера тоже допускается смешение жанров, главное, чтобы сохранялась функциональность и эстетичный вид помещений.

Основные принципы современного стиля:

  • здания ассиметричной формы;
  • максимальное остекление главного фасада;
  • высокие потолки внутренних помещений дома;
  • арочный центральный вход с кованым металлическим ограждением.

В качестве материалов для строительства применяют:

  • железобетон;
  • стекло;
  • кирпич;
  • стальные конструкции;
  • дерево;
  • керамическую плитку;
  • природный камень;
  • блоки из ячеистых бетонов.

Крыша

В современных проектах крыша здания может быть любой конфигурации. Самые простые варианты кровли — это плоские одно- или двускатные покрытия. Двускатные сооружения выходят за границы здания и служат навесом для крыльца или террасы. Встречаются также проекты с ломаными мансардными крышами.

Материалы для плоской односкатной кровли — это акваизол или профнастил. Для двускатных конструкций используют металлическую или битумную черепицу.

Оформление фасада

Все чаще современный русский модерн можно наблюдать в индивидуальном строительстве, а это значит, что новаторский стиль далекого прошлого прочно засел в сознании нашего народа. Загородные дома, оформленные в инновационном стиле, и сегодня смотрятся свежо и оригинально.

Основные приемы отделки наружных стен и элементов центрального фасада здания:

  1. Смешение в одной конструкции различных по составу строительных материалов, таких как кирпич, природный камень, дерево.
  2. Наличие декоративных деталей, характерных для русского прикладного творчества (наличники, ставни с ажурной резьбой). Здание в своем законченном виде напоминает русский терем или сказочный домик.
  3. Крыльца, балконы обрамляются коваными металлическими ограждениями.
  4. Окна обязательно большого размера, витражи.
  5. Стены украшены барельефами из природного камня, лепниной.
  6. По периметру здания изразцовые пояса, майоликовые панно, узорчатые фризы.

Оригинальные большие окна и дверные проемы

Двери модерн в интерьере — это оригинальные и изысканные конструкции. Стилю свойственны плавные изогнутые линии, отсутствие симметрии и присутствие народных мотивов. Дверные проемы окрашиваются в приглушенные спокойные тона (синий, серый, зеленый). Поверхность полотен украшается вставками из цветного стекла, металла, мозаики.

Для кабинета подойдут глухие полотна, выполненные в темном цвете и дополненные узорчатыми орнаментами. Оттенки дверей для гостиных должны быть в одной цветовой гамме с мебелью. Для детских комнат используют светлые и яркие цвета.

Оконные проемы имеют частично закругленную (арка) или овальную форму. Витражи в новаторском стиле имеют лиловый, зеленый или серый оттенок. Рисунок орнамента выполнен в виде фигурок животных или растений (маки, ирис, трава, водоросли). При включенном внутреннем освещении главный фасад здания приобретает загадочную привлекательность, создается иллюзия, что все оформление создано природой, а не руками человека.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями