- Архитектурные элементы фасада здания в современном строительстве
- Идеи оформления фасадов – от древности до наших дней
- Современный подход в применении фасадного декора
- Архитектурное освещение фасадов зданий
- Правила организации архитектурной подсветки
- Архитектурные элементы фасада
- Архитектурные элементы фасадного декора
- Материалы, используемые для изготовления архитектурных элементов фасада
- Архитектурные элементы фасадов из СФБ
- Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)
Архитектурные элементы фасада здания в современном строительстве
Фасадная часть – визитка любого здания. К ней предъявляются особые требования в части стиля и декора. С целью придания фасаду индивидуальности дизайнеры используют специальные архитектурные приемы, включая необычные по форме детали, рельефные орнаменты и оригинальные способы подсветки.
Идеи оформления фасадов – от древности до наших дней
Грамотно оформленный фасад может многое рассказать об архитектурном объекте. Не случайно древние зодчие перед возведением очередной постройки продумывали до мелочей каждую деталь на её главной стене, тщательно подбирали материалы, сюжеты для барельефа, стиль орнамента. Архитектурные элементы фасада здания активно применяются и в современном строительстве. Их общий перечень насчитывает тысячи наименований. К числу наиболее популярных деталей оформления относятся следующие:
- Архивольт – обрамление, выделяющее арку из плоскости стены.
- Антаблемент – горизонтальный элемент на колоннах, включающий несущую часть, фриз и карниз.
- Аттик – стенка, располагаемая над карнизом.
- Волюта – спиралевидный элемент, в центре которого расположен кружок.
- Гирлянда – лепной орнамент из свисающих волнами цветов, листьев, лент.
- Гребень – декор верхней части стены, имеющий вид фигурных завитков.
- Колонка наборная – лепной столбик, выложенный из различных декоративных элементов.
- Пилястра – плоский выступ, имитирующий колонну.
- Портал – главный вход, оформленный с применением архитектурных приемов.
- Прясло – фрагмент стены между соседними пилястрами.
- Сандрик – карниз над оконным иди дверным проемом.
- Тимпан – полукруглая ниша над оконным или дверным проемом.
- Ширинка – декоративный элемент в виде прямоугольного углубления.
- Эркер – часть фасада, выступающая из его основной плоскости.
Архитектурные детали фасадов зданий придают постройкам индивидуальность и эстетичность, одновременно с этим повышая их коммерческую стоимость. Гармонично вписываясь в облик современного города, они позволяют выгодно выделить здание из общего числа стандартных сооружений.
Современный подход в применении фасадного декора
Сегодня для изготовления специальных элементов фасада применяются облегченные композиты, имеющие длительный срок службы и значительно меньшую цену в сравнении с натуральными материалами. Среди наиболее популярных – полимербетон, архикамень, стеклопластик, стеклофибробетон. Полученные синтетическим путем составы обладают большим запасом прочности, обладают высокой пластичностью, легко переносят агрессивные влияния внешней среды, характерные для климата современных мегаполисов.
Применение деталей из облегченных материалов позволяет воплощать в жизнь смелые архитектурные решения. Теперь владелец нового дома может заказать любое по сложности оформление фасада и в кратчайшие сроки увидеть реализацию своей задумки на практике. Главное условие – соответствие декора стилю постройки, соблюдение канонов архитектуры и правил художественной композиции. Рельефные украшения, изящные арки и навесы способны выгодно преобразить любую новостройку, особенно, если их выразительные формы подчеркнуть специальной подсветкой.
Архитектурное освещение фасадов зданий
С заходом солнца великолепные фасады зданий погружаются во тьму. Для того чтобы шедевры архитектуры могли радовать прохожих в ночное время, дизайнеры применяют специальную подсветку. Направленные лучи света выделяют наиболее выразительные фрагменты, подчеркивают уникальные достоинства каждого объекта, придают ему особую выразительность.
Светильники, применяемые для архитектурного освещения, могут быть установлены непосредственно на стены сооружения или на газонах около здания, на прилегающей к объекту территории. Схему расположения осветительной техники и направления лучей разрабатывают дизайнеры. В зависимости от получаемого эффекта архитектурное освещение фасадов зданий бывает следующих видов:
- Локальное – подчеркивает отдельные фрагменты фасада.
- Заливающее – однородное освещение всей площади.
- Контурное – подсветка наружных очертаний.
- Фоновое – подсвечивание общего силуэта здания без выделения деталей.
- Динамическое – подсветка переменной интенсивности, мерцающая, однотонная или со сменой цветов.
В качестве осветительных приборов применяется следующее оборудование:
- Натриевые и металлогалогенные прожекторы.
- Светодиодные ленты.
- Неоновые светильники.
- Светодиодные модули.
Специально для полностью остекленных фасадов дизайнеры изобрели внутреннюю подсветку. В таких случаях оборудование монтируется изнутри здания, к его стенам и потолкам. Световые потоки направляются под различными углами на стеклянные панели и окна, создавая невероятные по красоте эффекты.
Правила организации архитектурной подсветки
Организацию подсветки фасада здания обычно доверяют профессиональным дизайнерам, инженерам-проектировщикам и специалистам по светотехнике. Эта кропотливая и одновременно творческая работа включает следующие этапы:
- Подробное изучение фасада и прилегающей к зданию территории.
- Моделирование схемы освещения.
- Расчет необходимой мощности осветительных приборов.
- Разработка и согласование электротехнического проекта.
- Монтаж оборудования на месте и запуск в эксплуатацию.
В готовом варианте архитектурная подсветка фасадов зданий должна отвечать следующим требованиям:
- Соответствие характера подсветки применяемому в данной местности освещению.
- Эстетичность (преимущества фасада должны быть подчеркнуты максимально выгодно).
- Безопасность – отсутствие слепящего эффекта, соблюдение противопожарных правил, защита оборудования от атмосферных воздействий, влаги и пыли.
- Удобство – доступность приборов для обслуживающего персонала, простой монтаж и демонтаж.
- Экономичность – рациональное энергопотребление.
Хозяева частных домов могут организовать подсветку самостоятельно. В этом случае проект следует согласовать в соответствующих службах, подтвердив соблюдение перечисленных выше требований.
Источник
Архитектурные элементы фасада
В архитектуре внешний вид фасада имеет большое значение. Он является своеобразной визитной карточкой любого дома, поэтому декор должен быть продуманным и выдержанным. Элементы его архитектуры отражают специфику и назначение здания, вкусы владельца, помогает гармонично вписать дом в окружающий ландшафт. Именно поэтому к вопросу отделки фасадов стоит подходить с должным вниманием, тщательно продумывая дизайн и правильно сочетая декоративные элементы оформления. Грамотно подобранные изделия архитектурного декора помогут сделать здание запоминающимся, подчеркнуть задумку архитектора, придать дому завершенность и оригинальность.
При отделке фасада важен каждый элемент декора: колонны визуально сделают здание выше, лепнина поможет отразить изящество линий и подчеркнуть стиль, в котором произведена отделка; карнизы и пилястры с элементами декора сделают картину более завершенной. В каждом конкретном случае детали подбираются и изготавливаются индивидуально, исходя из особенностей выбранного стиля, формы и размеров дома, его назначения. Архитектурное пространство окружающего ландшафта также играет важную роль.
Архитектурные элементы фасадного декора
Разнообразие декоративных элементов, используемых для отделки фасада, поражает. Они могут быть как накладными, так и монолитными. Монолитные конструкции чаще всего изготавливают одновременно со строительством дома путем установки форм и опалубок и заливки в них смеси, которая после застывания превратится в элемент архитектурного оформления. Декоративный элемент накладного типа часто используют при ремонте или реконструкции жилых зданий. Такие изделия крепятся с помощью подконструкции, помогая правильно расставлять акценты, освежать декор фасадов и порой даже полностью преображать внешний вид здания. Грамотно оформленное сооружение будет выглядеть завершенным, а декор, выполненный из качественных материалов, – радовать глаз на протяжении многих лет.
Материалы, используемые для изготовления архитектурных элементов фасада
К отделочным материалам, используемым для внешнего оформления зданий, предъявляются особые требования. Так, изделия, используемые для декорирования фасада здания, должны быть долговечными, стойкими к температурным и физическим воздействиям, легкими, экономичными, гармонировать друг с другом,чтобы стать полноценной частью архитектурной концепции.
В архитектуре на смену гипсу, камню и бетону в наши дни приходят более современные материалы, отвечающие всем вышеперечисленным качествам. Так, для изготовления деталей – карнизов, колонн, лепнины и т. д. – все чаще используется стеклофибробетон.
СФБ является материалом, получаемым на основе бетона с добавлением к нему стекловолокна. Полученная смесь отличается высокой стойкостью к внешним воздействиям, долговечностью и малым весом.
Архитектурные элементы фасадов из СФБ
Архитектурные элементы фасадного декора из стеклофибробетона обладают следующими преимуществами:
- стойкостью к перепадам температур, повышенной влажности, огню и механическим воздействиям;
- большим сроком эксплуатации;
- возможностью стойкого окрашивания элементов, используемых в декоре фасада здания, в любые цвета;
- упрощением процесса перевозки и монтажа за счет малого веса конструкций;
- возможностью создания архитектурных элементов любых форм и размеров благодаря пластичности и прочности материала;
- экономичностью и экологической безопасностью.
Наши специалисты тщательно продумывают декоративное оформление, стиль и концепцию каждого здания, разрабатывая проект, продумывают каждый элемент, чтобы создать целостную, привлекательную картину. Мы используем только качественные материалы и современные технологии. Это гарантирует производство качественных элементов, которые впишутся в любое архитектурное пространство.
Свяжитесь с нами по телефону или оставьте заявку на сайте, чтобы получить профессиональную консультацию и разместить заказ.
Источник
Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)
Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;
Баля́сины
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.
Балюстра́да
Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).
Пиля́стр
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Капите́ль
Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.
Аба́ка
Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.
Атла́нт
Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.
Рустовый камень на фасаде
Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.
Кариатида
Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.
Антаблеме́нт
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.
Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.
Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.
Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).
Барелье́ф
Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
Горелье́ф
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Фронто́н
Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).
Пилон
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Портик
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.
Колоннада
Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.
Сандрик
Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.
Филёнка
Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.
Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.
Картуш
Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.
Молдинг
Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.
Кронштейн
Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).
Цо́коль
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Архивольт
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.
Портал
Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.
Аркада
Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.
Э́ркер
Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).
Каннелюра
В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.
Источник