- ЕГЭ. Культура. Архитектура 19 века
- Архитектурные стили России XIX века
- Архитектура XIX века в России: общая характеристика
- Основные стили и направления
- Первая половина XIX века
- Ампир — стиль королей
- Вторая половина XIX века
- Возрождение древнерусского и византийского стиля
- Эклектика
- Памятники архитектуры, примеры
- Ампир
- Древнерусский стиль и неовизантийский
- Эклектика
ЕГЭ. Культура. Архитектура 19 века
Архитектура 19 века
Исторический музей, Шервуд В.И., Москва, 1881
Влияние на развитие архитектуры политических событий, строительство зданий и сооружений в честь великих побед.
Основной стиль — классицизм.
В 1-ой трети 19 века много задний было построено в стиле ампир: монументальность, синтез архитектуры и скульптуры.
После 1830-х годов архитектура приобрела более функционально-утилитарный характер. Строилось много доходных домов, которые вытесняли дворянские особняки.
Основное внимание уделялось строительству общественно-гражданских и административных зданий,
Создавались крупные архитектурные ансамбли с их единством и гармоничностью.
Существенную роль играл цвет, здания в основном двуцветные- красные и белые, белые колонны, лепнина.
К концу 19 века усиливались черты величавости, праздничной торжественности.
Использовались новые стили и формы, но и оставалась верность русским национальным традициям.
Захаров А.Д.(1761-1811)
Адмиралтейство , Захаров А.Д., стиль ампир,Санкт-Петрбург, 1811
Бове О.И.(1784-1834)
Манеж, Бове О.И., построен в честь пятилетия в Отечественной войне 1812 года, Москва, 1817
Большой театр, Бове О.И. Москва, 1824
Триумфальные ворота в Москве, Бове О.И., 1834( в честь победы в 1812)
Воронихин А.Н.(1759-1814)
Казанский собор, Воронихин А.Н., 1811. Санкт-Петербург
Горный институт в Санкт-Петербурге. Воронихин А.Н.Стиль: класстцизм.1806-1811
Жилярди Д.И.(1785-1845)
Здание Опекунского Совета, Жилярди Д.И.( совместно с Григорьевым А.Г.),Москва, 1826
Монферран О.(1786-1858)
Исаакиевский Собор, Монферран О., 1858 ,Санкт-Петербург.
Александрийская колонна, Монферран О., 834
Стиль: ЭКЛЕКТИКА ( в основном- ампир)
Тон К.А.(1794- 1881)
Храм Христа Спасителя, Тон К.А., Москва, 1837-1883.
Русско-византийский стиль . Построен храм в честь победы в Отечественной войне 1812 года
Большой Кремлёвский дворец, Тон К.А., Москва, 1838-1849
Оружейная палата, Ток К.А., Москва, 1851
Николаевский вокзал ( Московский), Тот К.А., Санкт-Петербург, 1847
Николаевский ( Ленинградский ) вокзал, Тон К.А., Москва, 1845-1852
Шервуд В.И.(1832-1897)
Исторический музей, Шервуд В.И., Москва, 1881
И.А.Монигетти. (1819-1878)
Политехнический музей в Москве , Монигетти И.А., 1875 год
Д.Н.Чичагов (1835-1894)
Государственная Дума, Чичагов Д.Н., 1892( в советское время здесь находился музей В.И.Ленина до 1993, сейчас это Государственный исторический музей).Москва.
Н.И.Поздеев (1855-1893)
Дом купца Н.В.Игумнова, Поздеев Н.И., 1893 (русский стиль). Москва.
Александровский пассаж, Поздеев Н.И., Казань, 1880-1883.
Часовня Александра Невского. Поздеев Н.И., Ярославль, 1889- 1892.
Росси К.И.
Александринский театр. Он же — Российский государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге. Основан в 1756г. Архитектор – К.И.России , 1832г.
С 1832 г. театр назывался Александрийским — в честь супруги Николая 1- Александры Фёдоровны. С 1920- театр носит мя А.С.Пушкина.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 1895г.
Григорьев А.Г. (1782- 1868)
Дом Хрущёвых (сегодня это музей Пушкина А.С.), Григорьев А.Г., 1815-1817, Москва
Дом Станицких (музей Л.Н.Толстого), Григорьев А .Г.1817-1822, Москва.(перестроен в 1895 Соловьёвым С.У, музей с 1920)
Храм Большое Вознесение у Никитских Ворот, Григорьев А.Г., Москва.
Стасов В.П. ( 17869-1848)
Павловские казармы на марсовом поле, Стасов В.П., Санкт-Петербург, 1817-1821
Собор Измайловского полка, Стасов В.П., Санкт-Петербург, 1828-1835
Нарвские Триумфальные ворота, Стасов В.П., 1827-1834,Санкт-Петербург.
Триумфальная арка, Стасов В.П.,1834-1838, Москва.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
Архитектурные стили России XIX века
Архитектура XIX века в России: общая характеристика
Созданные в XIX веке сооружения Российской империи составляют исключительно ценное и уникальное архитектурное наследие общенационального масштаба. Именно в этом столетии создаются неповторимые памятники зодчества, среди которых множество наиболее известных сооружений России.
Здания эпохи отличаются своим новаторским подходом и необычностью вида.
Довольно активно используется в конструкциях строений стекло и металл. В этот период впервые начинают использовать бетон, а архитекторы обращаются к новым типам зданий, которые, прежде всего, нужны в силу выполняемых функций:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
- железнодорожные вокзалы;
- большие магазины;
- фабрики;
- заводы.
Основные стили и направления
Первая половина XIX века
Развитие архитектуры в Российской империи первой половины XIX века проходило под знаменем победы против Наполеона в 1812 году, которая вызвала в обществе всплеск патриотизма и гордости за страну.
Новые здания и сооружения должны были показывать мощь страны-победительницы и стать символами твердости монархической власти, олицетворением торжества государственности. При этом присутствовала острая необходимость реконструкций и обновления разрушенных войной городов, уничтоженных зданий. Потому архитектурное строительство сосредотачивается в рамках общего градостроительства, где особое место внимание отводится общественным зданиям (храмы почти не строятся).
В страну приглашают много строителей и архитекторов с Европы. В целом развитие зодчества осуществляется в рамках такого художественного направления как «Александровский классицизм» (в силу покровительства императора Александра І).
Художественна ориентация была направлена на греческо-римскую античность, с ее гармонией золотого сечения, ордерами, геометрической ориентацией. Особо часто архитекторы обращаются к укрупнению колоннад, используют арки, подчеркивают мощь стен. Многие элементы строений приобретать отчетливую мощь и монументальность.
В этот период отстраивают Москву после пожара, заканчивается строительство Сенатской и Дворцовой площадей в Санкт-Петербурге.
Ампир — стиль королей
Ампир — стиль позднего классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I.
Ампир рассматривается как более позднее явление классицизма (его «последний вздох»), эстетика которого (классицизма) окончательно теряет влияние в 30-х годах.
Стиль был завезен из Франции в рамках тогдашней моды на все французское. Однако, ампир значительно переосмыслили в империи, что позволило ему стать самодостаточным и уникальным художественным феноменом.
Стиль называют «королевским» или «императорским» в силу своей пышности, торжественности и величия. При этом знания не выглядят вычурно, поскольку им присуща ориентация на строгость форм и сдержанность.
- дорийского ордера колонн;
- орлов;
- стрел;
- лап львов;
- римских щитов.
Ампир разделяют на два направления:
- Столичное воплотило в себе наиболее яркие черты «Александровского классицизма», затронуло многие официальные и общественные строения Петербурга.
- Провинциальное же определяло декор монументов, памятников, и нередко частных сооружений.
- А.Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге, дом Государственного казначейства).
- Ф.И. Тома де Томон (Главное адмиралтейство в Петербурге).
- А.Д. Захаров (Биржа на Васильевском острове, старый оперный театр Одессы, Монумент Славы в Полтаве (в честь столетия Полтавской битвы)).
- К.И. Росси (окончательный вид Сенатской площади Петербурга со зданиями Сената и Синода, Александрийская площадь и одноименный театр, арка Генерального штаба в Петербурге, реконструкция Аничкова дворца).
- В.П. Стасов (Нарвские ворота, Спасо-Преображенский собор).
- О. Бове (реконструкция Красной площади и Торговых рядов, строительство Манежа, Большого театра, Триумфальные ворота).
- Д. Жилярди (Опекунский совет в Москве, усадьба Кузьминки).
Вторая половина XIX века
Вторая половина столетия была ознаменована значительным социально-политическим поворотом и общими изменениями общества, которые существенно повлияли на трансформацию художественной ориентации.
Зодческое искусство пребывает в относительном застое, без развития новых художественных идей. Строительство медленно теряет свою ориентацию на монументальность и величие. Особенно активно строят храмы.
Возрождение древнерусского и византийского стиля
Одним из характерных художественных явлений периода является возрождения древнерусского стиля. Также нередко архитекторы осуществляли возврат к формам византийского стиля (неовизантизм), которые наиболее заметны в строениях православных храмов.
Наиболее заметным «возвратом» стало использование декоративных форм XVI века (крыльца, кокошники, шатры), интерес к малой кирпичной орнаментике. Родоначальником русско-византийского архитектурного стиля стал К.А. Тон. В строении Кремлевского дворца, к примеру, можно увидеть подражании Теремному дворцу с его характерными окнами (резные наличники с аркой). Последователями архитектора стали А.И. Резанов, А.М. Горностаев и другие.
Развитие идей народничества вдохновили зодчих на обращение к народному творчеству и культуре, а также возродили интерес к образцам строительства XVI-XVII веков.
Неовизантийский стиль ориентировался на архитектуру Византии периода VI-VIII веков. Показательный образец (идейный ориентир) — базиличное строение храма Святой Софии в Константинополе. Стилю характерно возвращение к крестово-купольному строению в его пятиглавной разновидности. Купола характерной приземистой формы находятся на низких баранах с рядом окон. Один купол зачастую намного больше остальных. Показательные здания: Казанская церковь Новодевичьего монастыря (Санкт-Петербург), Никольский собор (Кронштадт).
Большинство сооружений того времени не были выполнены исключительно как подражание старорусскому стилю, они скорее имели некоторые характерные вкрапления во внешней отделке и виде. Потому, возрождение древнерусского стиля можно рассматривать как часть более широко художественного направления — эклектики.
Эклектика
Эклектика — художественное направление в архитектуре, ориентированное на использование в одном сооружении различных форм искусства прошлого в любых сочетаниях; обычно проявляется в периоды смены больших художественных систем.
Она зарождается еще в 30-х годах XIX века. Ее появление можно обосновать желанием художников отойти от строгости классицизма, обрести большую творческую свободу. Эклектика стала своеобразным смешением разных стилей. Такой подход выражался как подраж ание архитекторов предыдущим эпохам, как художественная ностальгия.
Существуют споры относительно хронологии развития стиля и названия его этапов. Довольно часто по отношению к эклектике используют термины «историзм» или «романтизм».
В общем плане, история искусства выделяет два этапа русского эклектизма:
- Николаевский (до отмены крепостного права): интерес к готике, барокко, рококо.
- Александровский (после отмены крепостного права): начало развития модернового стиля с его изящностью и новаторством использования геометрических форм.
Характерные черты зданий:
- Обилие внешней отделки.
- Обилие лепнины.
- Внимание к численным мелким деталям декора крупных фасадов.
- Вольность выбора и размещения художественных мотивов.
- Интерес к эстетической составляющей, а не к функциональной.
Конец XIX знаменуется развитием «псевдорусского» стиля, который в начале ХХ века трансформируется в «неорусский».
- К.А. Тон (Храм Христа Спасителя, Большой кремлевский дворец, Владимирский собор в Севастополе(проект).
- И.П. Ропет («Терем» в Абрамцево).
- И.А. Монигетти (памятник И. Ф. Крузенштерну, доходный дом Жеребцовой и особняки в Петербурге).
- Н.А. Шохин (перестройка многих зданий Санкт-Петербурга).
- А.И. Резанов (проекты: Пассаж К.С. Попова, особняк К.С. Попова; строительство: Дворец великого князя Владимира Александровича, парк Михайловской дачи, Императорский дворец «Эриклик»).
Памятники архитектуры, примеры
Ампир
Главное адмиралтейство (Санкт-Петербург)
Казанский собор (Санкт-Петербург) на картине Алексеева Ф.Я.
Нарвские триумфальные ворота (Санкт-Петербург)
Древнерусский стиль и неовизантийский
Окна Большого Кремлевского дворца
Терем в Абрамцево
Никольский собор (Кронштадт)
Эклектика
Дом Севастьянова (Екатеринбург)
Дом К.С. Попова (Москва)
Государственный исторический музей (Москва)
Источник