Архитектурные стили двухэтажных домов

Содержание
  1. Архитектурные стили — полный список с фото
  2. Архитектурные стили — список с фото
  3. Авангардная архитектура
  4. Адамов стиль
  5. Американский стиль
  6. Истлэйк
  7. Итальянейт
  8. Кейп-код
  9. Пуэбло
  10. Ранчо
  11. Стик / гонтовый стиль
  12. Фармхаус (фермерский дом)
  13. Федеральный стиль
  14. Форсквер
  15. Адирондак
  16. Брэкет шотган
  17. Испанское Возрождение
  18. Монтерей
  19. Нантакет
  20. Сторибук
  21. Техасский стиль / Hill Country
  22. Английский стиль
  23. Античная архитектура
  24. Ампир
  25. Ар-деко
  26. Ар-нуво
  27. Барнхаус
  28. Барокко
  29. Баухаус
  30. Бидермейер
  31. Био-тек / бионическая, органическая архитектура
  32. Боз-арт
  33. Брутализм
  34. Византийский стиль
  35. Викторианский стиль
  36. Народный викторианский стиль
  37. Возрождение / Ренессанс
  38. Второй империи стиль
  39. Голландский стиль
  40. Готическая архитектура
  41. Академическая готика
  42. Грюндерство
  43. Деконструктивизм
  44. Египетский стиль
  45. Дигитальная / цифровая архитектура
  46. Индо-сарацинский стиль
  47. Интернациональный стиль
  48. Кантри
  49. Китайский стиль
  50. Классицизм
  51. Колониальный стиль
  52. Английский колониальный стиль
  53. Голландский колониальный стиль
  54. Испанский колониальный стиль
  55. Французский колониальный стиль
  56. Конструктивизм
  57. Кубизм
  58. Маньеризм
  59. Метаболизм
  60. Минимализм
  61. Немецкий стиль
  62. Фахверк
  63. Готический немецкий дом
  64. Неоклассицизм
  65. Норвежский стиль
  66. Органическая архитектура
  67. Палладианство
  68. Параметризм / алгоритмическая архитектура
  69. Постмодернизм
  70. Прованс
  71. Псевдорусский / русский стиль
  72. Рационализм
  73. Рококо
  74. Романская архитектура
  75. Романский стиль Ричардсона
  76. Русская усадьба
  77. Северный модерн
  78. Скандинавский стиль
  79. Средиземноморский стиль
  80. Стиль прерий / Райта
  81. Стиль Регентства
  82. Структурализм / структурный экспрессионизм
  83. Тюдоровский стиль
  84. Хай-тек
  85. Функционализм
  86. Футуризм / Футуристическая архитектура
  87. Чешский стиль
  88. Шале / альпийский стиль
  89. Шатоэск / шато
  90. Эдвардианский стиль
  91. Эклектика
  92. Экспрессионизм
  93. Японский стиль

Архитектурные стили — полный список с фото

Дом мечты – манящая, сияющая цель для многих. Но чтобы сказку сделать былью, нужны не только денежные средства. Но и знания того, что называется архитектурным стилем / какие есть архитектурные стили.

Архитектурные стили — список с фото

Навигация: 84 стилей
* ★ — популярный

Авангардная архитектура

Авангардизм – так называют архитектурные течения конца XIX и первых десятилетий XX столетия. Авангардная архитектура стала продолжением искусства той поры – символизма, импрессионизма, футуризма.
В числе типично авангардных стилей специалисты называют баухаус, брутализм, конструктивизм, функционализм и футуризм, экспрессионизм.
Особенности, общие для этих направлений:

  • новаторский подход к планировке;
  • урбанизм;
  • «эксперименты» с формами (круглые фасады, дома-улитки, постройки-кубы и здания-башни);
  • лаконичность экстерьера.
Читайте также:  Красивый садовый участок 4 сотки

Материалы применяются общедоступные, массового производства; цвета индустриальные.

Адамов стиль

Одно из направлений, появившееся в XVIII столетии, благодаря шотландцам Джеймсу, Джону и Роберту Адамам. Братья стали первыми, кто начал создавать архитектурные ансамбли, объединяя внешний и внутренний облик в единую систему.
Особенности:

  • соблюдение пропорций, принципов классицизма;
  • эксплуатация античной темы – арки, коринфские и дорические колонны, статуи в фасадных нишах;
  • богатая лепнина, резные орнаменты.

Материалы – камень, штукатурки; краски классические.

Американский стиль

Архитектуре США с ее мультикультуризмом присущи десятки исторических, региональных и декоративных направлений.
Среди них Викторианский стиль, бунгало и кантри, многие виды колониального стиля.

В этом разделе – самые заметные из тех, которые можно назвать сугубо американскими.

Истлэйк

Стиль получил название в честь писателя и декоратора Чарльза Истлэйка (середина XIX века).

  • черты викторианской архитектуры;
  • резные, перфорированные панели на фронтоне и ажурные деревянные аппликации;
  • компактные эркеры;
  • кронштейны и свитки;
  • замысловатый орнамент на столбах и перилах.

Материалы – древесина. Цветовое решение обеспечивают контрасты светлых и сочных красок.

Итальянейт

Этот стиль не мог не появиться, поскольку количество эмигрантов из Италии, начиная с XIX века, стремительно росло.
Особенности:

  • нестандартная планировка;
  • «игра» этажей: дома «Маленькой Италии» обыкновенно имеют три этажа, но выглядят двухуровневыми;
  • плоские скатные крыши;
  • угловые эркеры;
  • лоджии, балконы с коваными перилами.

Материалы – кирпич, штукатурка, древесина. Цвета типичные для итальянских вилл: белый, кремовый, желтый, светло-голубой.

Кейп-код

Этот уравновешенный, опрятный стиль перенял название залива, который омывает Массачусетс. Он один из самых старых в США, кейп-коду более 400 лет.

  • асимметричный фасад;
  • крыша с крутыми скатами;
  • гонтовая кровля;
  • выразительный кирпичный дымоход;
  • прямоугольные окна небольшого размера со ставнями.

Материалы – древесина, вагонка, реже кирпич. Цвет, в основном, белый.

Пуэбло

Оригинальное архитектурное направление начала XX века, навеянное культурой американских индейцев.

  • внешний аскетизм, как у хижин индейцев пуэбло;
  • наклонные грубые стены с закругленными углами;
  • плоская крыша;
  • вигасы – деревянные балки, концы которых выступают из стен;
  • ступенчатость, если дом не в один этаж.

Материалы – саман и дерево. За цвет отвечает желтая или коричневая штукатурка.

Ранчо

Дом, а точнее, американская усадьба. Постройки-ранчо возводились с 1945 по 1980 годы в штатах Аризона, Колорадо, Невада, Нью-Мексико, Техас.

  • один этаж;
  • прямоугольная, растянутая по участку форма;
  • просторность, рассчитанная на большое семейство: 3-4 спальни, несколько детских комнат, обширная гостиная;
  • пристроенный к дому гараж;
  • раздвижные стеклянные двери, ведущие в сад.

Материалы – дерево, кирпич, сайдинг, штукатурка. Цвета – охристый, коричневый, бежевый, серый, голубой.

Стик / гонтовый стиль

Он возник во второй половине прошлого века в ответ на дороговизну и вычурность псевдоисторических стилей.

  • функциональная прямоугольная форма;
  • остроконечная крыша с мансардными окнами;
  • открытая веранда;
  • стропила в качестве наружного декора;
  • черепица и настенный узор из дерева.

Бывает, используют шингл – способ отделки, при котором постройка от крыши до низу покрывается деревянными плашками.

Материалы, конечно же, дерево, палитра – оттенки серого, коричневого цвета.

Фармхаус (фермерский дом)

Стиль американской приватной архитектуры, развивавшийся с 1750-ых годов до середины прошлого столетия.

  • прочная основа, позволяющая при необходимости делать надстройки;
  • два этажа;
  • вместительная веранда.

Материалы – из местных ресурсов плюс сайдинг. Цвета – серый, терракотовый, белый, песочный, темно-коричневый.

Федеральный стиль

Символ истинной Америки, синтез викторианского, георгианского зодчества и классицизма. Оформлялся в пору становления американской демократии, с 1785 года по 1815.

  • четкие прямоугольные формы;
  • высокий цоколь фундамента;
  • овальные арки;
  • симметрично расположенные вокруг парадного входа окна;
  • стройные линии окон на фасаде;
  • фаланговые окна у входной двери и вытянутые боковые, разделенные на секции. Нередко присутствуют также венецианские окна со ставнями;
  • низко подвешенные мезонины;
  • «корона» над главной дверью.

Материалы – камень и древесина, штукатурка и деревянные накладные украшения. Цвета коричневый, белый, серый.

Форсквер

Стиль сложился в начале XX века и олицетворяет стандартный американский коттедж, доступный большинству.
Его характеризуют: лаконичная форма, кровля с широкими свесами, высокое крыльцо, мансарда с окнами, веранда открытого типа.

Материалы – дерево, кирпич, сайдинг. Палитра – от светлых, индифферентных тонов до интенсивных.

Кроме основных американских стилей, существуют региональные:

Адирондак

Американская версия альпийского домика, нетривиальный загородный стиль, возникший в 1880-ых годах.
Для адирондака характерны натуральные фактурные материалы (нетесаные бревна, небрежно обработанные камни), цельные формы, естественные линии, отсутствие штукатурки и краски, сочетание крытых и закрытых террас.

Брэкет шотган

Стиль южных штатов, который образовался под влиянием эмигрантов-креолов.
Особенности – один уровень, узкие фасады, длинные окна впритык ко входной двери, искусно выполненные деревянные ставни.
Дома Bracket Shotgun – визитка Нового Орлеана.

Испанское Возрождение

Подвид колониального стиля, популярная с 1915 до конца 1940-ых годов в Аризоне, Луизиане, Канзасе, Нью-Мексико.
Среди примет – акцент на ширину постройки, патио, полукруглые проемы и арки, отделка стен декоративным камнем и «южная» цветовая палитра.

Монтерей

Стиль, объединивший лейтмотивы испанских и французских колониальных построек. Зародился в 1830-ых годах, характерные детали – два этажа, веранда на деревянном каркасе, непрерывный «пояс» из балконов, сочетание беленого самана, глинобита и древесины.

Нантакет

«Курортный» стиль, распространенный на одноименном острове. Его отличают крупные формы, асимметричность фасадов, две и больше террас, голландские мансарды и нарядный сайдинг.

Сторибук

Коттеджи в этом стиле, модном в 30-ые годы XX века, и сегодня привлекают взгляды на улицах Лос-Анджелеса, Сан-Диего, Сакраменто, Сан-Франциско.
Красочность, кукольность, башенки, резные ставни и флюгеры на ребристых крышах – это и есть сторибук.

Техасский стиль / Hill Country

В постройках техасской глубинки сквозят черты испанской, немецкой, французской, шотландской культур.
Стиль получил распространение в 1860-ых годах под влиянием «Гомстед-акта» – раздачи земель эмигрантам. Этим и объясняется его пестрота, а также вместительность дома, предусмотренная для большой семьи, приземистость и асимметрия.

Английский стиль

Страна с огромным культурным наследием не может иметь единой национальной архитектуры.
Английскими, к примеру, считаются викторианство и народное викторианство, тюдоровский, эдвардианский стиль.

Античная архитектура

Вообще, античные строения увидишь разве что в виде развалин. Но азы античности остаются фундаментальными для большинства классических и современных стилей.
Античная архитектура слагалась на протяжении тысячелетий, поглощая в себя архаику Греции, обычаи этрусков, традиции древних египтян. Поэтому античность – колоссальный пласт, состоящий из многих периодов с характерными для них элементами.
Впрочем, термин «античная архитектура» вошел в обиход только в разгар Ренессанса.

  • строгая симметрия и пропорциональность;
  • ордерная система;
  • колоннады и колонны;
  • лепнина и скульптуры на крышах, фронтоне, в нишах фасада.

Материалы – местный природный камень и штукатурки; палитра играет светлыми красками.

Ампир

Роскошный и монументальный ампир, соединил в себе черты двух дворцовых стилей – позднего классицизма и античности.

Для домов в стиле ампир характерны:

  • строгая геометрия;
  • обилие декора на фасаде — колонны, пилястры, лепнина;
  • визуальная статичность, монументальность.

Стиль предполагает трепетный подход к выбору строительных и отделочных материалов: природный камень, натуральная черепица, мрамор и др. Добавит к стоимости и потребность в услугах скульпторов, изготовлении гипсовой лепнины.

Ар-деко

В 1925 году в Париже состоялось эпохальное событие: выставка декоративного (Arts Decoratifs) и промышленного искусства.
Представленные экспонаты произвели на посетителей такое мощное впечатление, что практически сразу родился новый стиль, охвативший архитектуру, интерьеры и быт.

  • энергичные линии;
  • четкие зигзагообразные, криволинейные, ступенчатые формы;
  • огромные балясины или округлые, квадратные колонны;
  • картуши, горельефы, шевроны, русты, солнечные лучи на фронтонах;
  • остекленные террасы;
  • большие окна.

Материалы – камень, керамические плиты, металлы, стекло, гладкая древесина. Цвета явственные, от чисто-белого до черного.

Ар-нуво

У стиля, уходящего корнями в последние десятилетия XIX века, на удивление много названий. В России это модерн, в Англии модерн-стайл, в Германии югендштиль, в Италии либерти, в Австрии сецессион… Перечислять можно долго, но все эти течения – «новое искусство», то есть ар-нуво.

Стилю удалось объединить «коня и трепетную лань»: набиравшее обороты промышленное производство и кропотливую ремесленную работу.
Сплавы, которые в те годы появились, позволили создавать текучие, скульптурные формы, украшать фасады не только лепниной, но металлическим декором.
Особенности зданий ар-нуво:

  • стальные конструкции в основе;
  • пластичность линий, подражающая растениям, крыльям птиц и насекомых;
  • полный или частичный отказ от прямых углов, симметрии;
  • вертикальная доминанта (постройка поднимается ввысь подобно цветку или дереву);
  • вытянутые кверху витражные окна / окна-витрины / полуциркулярные окна;
  • арочные, с мозаикой или другим декором двери.

Материалы – кирпич, штукатурка, полированная древесина, металлы, цветное стекло. Палитра склонна к необычным краскам: серо-голубой, табачной, пыльно-розовой.

Барнхаус

Термин произошел от слова «амбар» и подразумевает переделку хозяйственной деревенской постройки в жилище. Можно сказать, это сельский вариант стиля лофт, получивший развитие в середине XX века и востребованный сегодня.
Особенности:

  • лаконичность формы;
  • индустриальные масштабы (значительная длина или высота);
  • открытое внутренне пространство;
  • большие, зачастую панорамные окна;
  • отсутствие декоративной отделки;
  • акцент на старине – фрагмент обнаженной, в трещинах и щербинах кладки или посеревших досок.

Материалы – дерево, кирпич, вагонка, гонт; цвета насыщенные.

Барокко

Пышная эра барокко растянулась с середины XVI по XVIII век.
Парадигмой для нее стали новые географические открытия, переосмысление культуры античности, влияние католицизма и более художественное, чем прежде отношение к зодчеству.

В архитектуре культовых зданий, дворцов и резиденций барокко проявилось большими и малыми арками, павильонами, полуциркулярными открытыми галереями.

А в целом для стиля характерны такие особенности:

  • криволинейность, перетекание плоскостей одна в другую;
  • прямоугольники и эллипсы в основе планировки;
  • скульптурность: барельефы, фигуры в нишах;
  • помпезность, внушительность здания.

Материалы, при помощи которых воплощают барокко, – благородный камень, дерево, цветные штукатурки. Палитра светлая.

Те, кто очарован величавостью барокко, должны помнить, что это стиль не отдельной постройки, а целого участка. Архитектура барокко неотъемлема от ландшафтно-паркового дизайна, статуй и фонтанов возле дома.

Баухаус

Реформаторский стиль «вышел» из стен одноименной строительной школы, существовавшей в Германии, в 1920-ых годах.
Особенности:

  • предельно простая, целесообразная планировка;
  • сочетание асимметричных форм и симметричных;
  • минимальная отделка;
  • гладкие текстуры.

Материалы – бетон и железобетон, реже кирпич.
Палитра заурядная, не «цепляющая» взгляд.

Бидермейер

Европейский стиль, адресованный буржуазии, обывателям и бюргерам. Появился в первой половине XIX века. Главные координаты – функциональность, безопасность и комфорт.

  • приемы классицизма как основа;
  • камерность, практичность;
  • недорогие строительные и оформительские материалы.

В основном же бидермейер проявился во внутренней отделке и меблировке.

Био-тек / бионическая, органическая архитектура

Ее элементы проступили в отдельных постройках в 20-ые годы прошлого века.
Сегодня стилем био-тек называют часть биомиметики. Это наука, которая внедряет в технологии формы флоры и фауны.

  • биоморфные силуэты, подражающие стеблям, листьям, животным;
  • использование фрактальных, ячеистых структур;
  • футуристичность общего вида.

Бионические здания, построенные в мире, повторяют формы яйца, медузы, лотоса, капель воды и тому подобное.

Материалы – гладко обработанное дерево, металлы, органическое стекло. Краски стремятся к природным: коричневый, бежевый, серый цвета.

Боз-арт

Слово означает на французском «изящное искусство». Стиль был создан в период правления Наполеона III и объединил приемы итальянского Возрождения и французского барокко.

  • античная симметрия;
  • смешение элементов итальянской и французской архитектур;
  • богатый декор с применением лепки, аграфов, картушей;
  • полихромные, имитирующие золото вставки.

Материалы – камень, гипс, цветные штукатурки.
Палитра нежная, праздничная.

Брутализм

Многогранный международный стиль, распространенный в 50-70-ые годы прошлого века. «Отцами» брутализма считаются архитекторы Смитсоны и Ле Корбюзье.

  • грубость, массивность;
  • подчеркнутый урбанизм;
  • «честность» сырья – принцип, который означает, что поверхности не декорируются.

Материалы – железобетон, стекло; цвета близки оттенкам асфальта, металла.

Византийский стиль

Яркие примеры подобных построек – православные храмы Балканского полуострова, Армении и Грузии, Киева, Смоленска, Чернигова.
Особенности:

  • структура базилики;
  • цилиндрический крестообразный свод на арках.

В частной архитектуре элементы этого стиля практически отсутствуют.

Викторианский стиль

Термин подразумевает здания, которым присущи черты, свойственные викторианской эпохе.
Этот период в архитектуре тянулся с 1837 года по начало прошлого века и включает фазы, получившие отдельные названия, например, неоготика и индо-сарацинский стиль.

  • разнообразие планировки;
  • ретроспективизм – черты готики, классицизма, ампира по отдельности или переплетенные между собой;
  • этнические нюансы, почерпнутые в колониях;
  • ломаные, многогранные крыши;
    множество деталей, от башен и мезонинов до резьбы по фасаду.

Материалы – кирпич, дерево, кованый металл; краски сгущенные.

Народный викторианский стиль

Его истоки в Англии, в лоне викторианской эпохи. В XIX веке Folk Victorian называли «стилем нуворишей», так как он копировал, употребляя более дешевое сырье, жилье богачей.
Особенности:

  • небольшие габариты дома;
  • простота планировки;
  • бюджетность строительных и отделочных материалов;
  • высокие крылечка, башенки, мансарды, слуховые окна и другие, на выбор, детали викторианской архитектуры;
  • накладной деревянный декор фабричного производства.

Материалы – древесина и кирпич, палитра разнообразная, красочная.

Возрождение / Ренессанс

Переломная эпоха (XV-XVII века) в истории архитектуры, ознаменовавшаяся поворотом от готики и романского стиля к античности.
Особенности:

  • абсолютная симметрия, пропорциональность и целостность постройки;
  • ордерное членение фасадов;
  • треугольные фронтоны, колонны и арки;
  • венецианские окна;
  • декоративные штукатурки.

Материалы природные, с преобладанием шлифованного камня; краски светлые.

Второй империи стиль

Он сложился в конце XIX века под воздействием очередной французской революции. Новый император стремился предать забвению архитектурные излишества Бурбонов. И возродить градостроительство времен Наполеона Бонапарта. В конечном итоге в основу «нового старого» стиля легли элементы барокко, Ренессанса, неоклассицизма и ампира.

Особенности частных построек в стиле Вторая империя:

  • высокие четырехскатные крыши и мансарды, пронизанные слуховыми окнами;
  • встроенные башенки;
  • сплошной, плоский, удлиненный фасад.

Материалы – камень, кирпич, отделка мрамором, детали из бронзы. Цвета торжественные, насыщенные.

Голландский стиль

Как любой другой, свойственный целой стране, он разноликий.
А в общем, обиходном смысле голландский дом имеет такие особенности:

  • растянутость в длину;
  • преимущественно два этажа;
  • фасад с щипцом – трапециевидным, ступенчатым фронтоном;
  • высокая остроконечная двускатная крыша;
  • большие окна с перегородками;
  • входная дверь из двух автономных частей, верхней и нижней;
  • в качестве декора – фонарь на консоли.

Материалы – кирпич, штукатурка, гипс, гонт, черепица. Палитра слагается из белого, темно-серого, кирпичного, коричневого цвета.

Готическая архитектура

Готикой называют эпоху зрелого Средневековья, которая тянулась с конца XI по начало XVI века.
Зодчество того периода можно назвать архитектурой храмов и административных зданий – магистратов, ратуш и судов.

  • каркасная система;
  • устремленность ввысь, «к Богу»;
  • наружные каменные полуарки;
  • контрфорсы – выступающие наружу «ребра» стен;
  • стрельчатые, в переплетах окна;
  • островерхие башни, шпили;
  • витражи;
  • специфический скульптурный экстерьер – василиски, горгоны, химеры.

Материалы – камень, штукатурка. Краски хмурые, усугубляющие атмосферу мистицизма.

Академическая готика

Другое название – готика коллегиальная. Это стиль, к которому обращались с конца XIX до начала XX века при строительстве престижных образовательных заведений. В подобной манере, к примеру, возведены определенные корпуса университетов Кембриджа и Оксфорда.
Особенности – смешение элементов архитектуры готики и Тюдоров.
Материалы традиционные, цвета спокойные.

Грюндерство

Стиль, порожденный индустриализацией, накоплением капитала и вышедший из лона историзма в 1840-ые годы.

  • стальные каркасы;
  • широкое применение стекла;
  • разнообразный фасадный декор в рамках определенных течений историзма – необарокко, неоготики или неоренессанса.

Материалы – сочетания камня, кирпича и металла, стекла. Цвета белый, светло-серый, бежевый.

Деконструктивизм

Одна из тенденций современного градостроительства, возникшая в противовес конструктивизму.
Особенности:

  • масштабность постройки;
  • усложненность формы;
  • изломанные линии.

Материалы промышленные: бетон, газобетон, стекло. Цвета холодные, нейтральные.

Египетский стиль

Существовал в границах историзма в конце XVIII-начале XIX веков и использовал тематику, формы, сюжеты Древнего Египта.
Особенности:

  • мощные, массивные конструкции;
  • обелиски, колоны с капителями в виде лотосов, свитков папируса;
  • элементы, цитирующие древнеегипетскую историю и мифологию: сфинксы, фигуры Анубиса, Исиды, Осириса.

Материалы – камень, гипс; палитра – песчаный, терракотовый, коричневый тона.

Дигитальная / цифровая архитектура

Актуальное архитектурное направление, которое опирается на компьютерное моделирование и визуализацию зданий.
Особенности:

  • отсутствие ровных линий и симметрии;
  • многообразие, пластичность форм;
  • аморфность силуэтов;
  • ощущение динамики и хаотичности.

Материалы современные, цвета белый, серый, металлик, серебристо-голубой.

Индо-сарацинский стиль

Экзотический вид колониальной архитектуры и направление историзма, популярное в XIX столетии.
Особенности:

  • нависающие карнизы, кронштейны;
  • зубчатые, подковообразные или стрельчатые арки;
  • изогнутые на бенгальский манер крыши;
  • окна с частыми деревянными решетками;
  • причудливое смешение элементов внешней отделки, характерных для индуисткой, исламской архитектур и дворцов Великих Моголов.

Материалы из местного сырья; расцветки яркие.

Интернациональный стиль

Течение, отделившееся от модернизма в 1930-ых годах и имевшее распространение вплоть до 70-ых годов XX века.
Особенности:

  • принципы функционализма в основе;
  • свободный план;
  • каркасная конструкция;
  • простые геометрические формы;
  • модульная система;
  • отказ от классических способов отделки.

Материалы промышленные, цвета городские, индифферентные.

Кантри

Самостоятельный, ставший международным вид американского архитектурного стиля. Термин «кантри», вошедший в словари в 70-ых годах XX века, касается, в основном, интерьера.

  • заурядная прямоугольная форма;
  • скрытый цоколь;
  • длинные террасы;
  • преимущественно один этаж, а если два, то добавляется балкон;
  • минималистичная внешняя отделка.

Материалы – древесина, реже камень, палитра — природные оттенки.

Китайский стиль

Спрос на китайскую архитектуру длится, то затихая, то разгораясь, с конца XVIII. Свидетельства тому – пагоды в Лондоне и Потсдаме, китайские деревни в Стокгольме и Царском селе. Нередко китайские архитектурные черты проглядывают также в современных частных постройках.

  • фэншуй как принцип планировки: симметрия и параллели, вход, обращенный к югу
  • массивные, высокие крыши без стропил
  • изогнутые кровли (согласно китайским верованиям, кривые линии мешают проникать в жилища демонам).

Материалы – главным образом, дерево. Цвета выразительные: каштановый, красный, черный.

Классицизм

Эстетическое направление в европейской культуре, возникшее в XVII столетии и опирающееся на каноны античности.
Характерные черты классицизма в архитектуре:

  • строгость и простота;
  • четкая планировка;
  • объемные, монументальные формы;
  • использование античного ордера;
  • портики, карнизы и пилястры.

Материалы – камень. В гамме преобладают светлые и пастельные краски, подчеркивающие чистоту конструкции.

Колониальный стиль

Наслоение строительных традиций метрополий на обычаи туземцев породило английский, американский, испанский, французский колониальные стили.

Английский колониальный стиль

В США.

Эмигрантам непросто было приспособиться к условиям новой континентальной страны. Поэтому колониальный английский стиль в США – это упрощенная британская архитектура частных построек XVII-XIX веков.

  • непритязательный рациональный вид;
  • прямоугольная форма в основе;
  • скатная крыша с обширным хозяйственным чердаком;
  • маленькие окна со ставнями.

В Индии.

Местный колорит, размеренность жизни и круглогодичное солнце смягчили угрюмый, практичный нрав британской архитектуры. Английские коттеджи в Индии приобрели утонченность и живописность.
Им присущи: ломаная геометрия крыши, комбинация форм, большое количество окон, балконы с бортиками, светлая штукатурка.

Голландский колониальный стиль

Другими словами, голландская колониальная архитектура Возрождения.
Особенности:

  • красный кирпич;
  • вальмовые крыши-гамбрель;
  • фронтоны со щипцами;
  • изогнутый карниз по периметру дома;
  • мансардные окна.

Испанский колониальный стиль

Он представлен постройками и в Северной, и в Южной Америке.

В США, например, такая архитектура получила название испанское возрождение и стиль испанской миссии.

В Мексике колониально-испанскими домами застроены Гуанахуато, Закатекас, Керетаро, Морелия и многие кварталы Мехико.

  • арки, изогнутые линии;
  • черепичные крыши;
  • дымоходы-башенки;
  • плитка с ручной росписью на лестницах;
  • художественная ковка.

Французский колониальный стиль

Он, в основном, пополнялся этникой Азии.

Во Вьетнаме.

В XIX столетии, когда стиль формировался, во Франции доминировала эклектика, а Вьетнам располагал устойчивыми архитектурными обычаями. Что получилось в итоге?
Особенности:

  • пологие и изогнутые крыши;
  • аккуратные балкончики по периметру дома;
  • меньшее, по сравнению с домами во Франции, количество окон;
  • меньше колонн, больше балюстрад.

В Китае.

Французский квартал в Шанхае мало чем отличается от европейского, в нем буквально копии зданий Парижа. Однако в частной архитектуре просвечивают китайские мотивы.
Особенности:

  • простая планировка;
  • симбиоз плоских и выгнутых крыш;
  • сдержанная, по сравнению с французскими домами, отделка.

Конструктивизм

Авангардный архитектурный метод, появившийся в СССР в середине 20-ых годов.
Характерные черты стиля: строгий геометризм, монолитность, лаконичность формы, отсутствие декора.

Материалы созвучны эпохе: бетон, стекло, алюминий. Цвета индустриальные, бесстрастные.

Кубизм

Направление архитектуры модернизма (начало XX века), вызванное к жизни одноименным течением в изобразительном искусстве.

  • формы куба, призмы, пирамиды, кристалла;
  • резкость линий;
  • многогранность очертаний (метод суперналожения);
  • чеканный декор.

Вариант кубизма – рондокубизм, стиль, присущий застройкам Праги. Его отличают более щедрый декор, появление криволинейных фигур и контрасты цвета.
Материалы – бетон, железобетон, кирпич. Тона приглушенные.

Стиль, появившийся в США в годы Великой депрессии, обязан своим появлением закрытию промышленных объектов в Манхеттене. В освободившихся помещениях было много естественного света, поэтому художники приспособили их под свои мастерские. А в 50-ые годы просторные здания с индустриальными атрибутами и вовсе превратились в модные арт-судии и стильное жилье.

  • монолитные стены и высокие потолки;
  • крупные окна, панорамное остекление;
  • стилизация строения под промышленный объект: с этой целью используют внешний декор в виде;
  • наружных металлических лестниц, систем вентиляции, высоких труб.

Материалы – открытый кирпич, бетон, стекло.
В палитре первую скрипку играют кирпичный, бурый, серо-синий цвета.

Маньеризм

В XVI веке художники достигли такого мастерства, что случился творческий кризис. Чтобы превзойти друг друга, они стали прибегать к трюкам и уловкам, соревноваться в витиеватости, то есть манерничать.
В архитектуре это отразилось в нарушении целостности, композиционности, баланса форм. Наиболее заметные черты маньеризма:

  • произвольное смешение ордеров, приемов готики и романского стиля;
  • причудливые порталы и колонны;
  • псевдо-барельефы и рисованная лепнина на фасадах;
  • сложный рельеф стен, обилие скульптурных деталей;
  • густые орнаменты, исполненные непонятной, странной символики.

В частной архитектуре маньеризм вылился в стилизацию загородных домов под холмы и пещеры.

Метаболизм

Архитектурное течение середины XX века, ставшее альтернативой функционализму. Его предпосылки –ассоциации с онтогенезом (фазы развития живого организма) и японские традиции строительства.

  • деконструктивность, асимметрия;
  • акценты на пустотах между жилищными блоками и модулями;
  • футуристичность, нарочитая недосказанность, незавершенность облика.

Материалы промышленные, современные. Палитра – от белого цвета до сочетания ярких красок.

Минимализм

Пик популярности этого стиля, возникшего еще в XIX веке, пришелся на «нулевые» годы. Девиз его эстетики – «меньше значит больше».

  • влияние дзенской доктрины с ее аксиомами предельной простоты и свободы;
  • четкие линии и геометризм;
  • пейзажные окна, большие площади остекления;
  • высокая функциональность помещения.

Материалы – бетон и железобетон, дерево, кирпич, стекло; краски выразительные, но спокойные.
Минимализм – одно из самых универсальных решений в современном частном строительстве.

Модернизм

Понятие, обозначающие стили, появившиеся на пороге XX века и пытавшиеся внести в архитектуру дух технического прогресса. Это брутализм, интернациональный стиль, конструктивизм, кубизм, лофт, минимализм, функционализм, экспрессионизм.
Кроме того модернистской архитектурой (или стилем неомодернизм) называют сооружения в манере хай-тек и био-тек.

Немецкий стиль

У архитектуры Германии славное и длительное прошлое. Она минула все этапы, характерные для европейского зодчества: существуют немецкая готика, Ренессанс и барокко.
Впрочем, в современной трактовке немецкий дом отражает принципы народной, а не классической архитектуры.
Его характеризуют: простота и практичность, отсутствие заметного декора в экстерьере.
При этом постройки можно поделить на фахверковые и готические.

Фахверк

Такой тип архитектуры «шагнул» далеко за пределы Германии.
В основе фахверкового дома – каркас, собранный из балок и раскосов. Пустоты между ними заполняются камнями, кирпичом или саманом.
Балки создают отчетливый узор на фоне оштукатуренного фасада, поэтому дом выглядит колоритно, но аккуратно.

Готический немецкий дом

Отличается высокой, заостренной крышей, удлиненными окнами, а нередко и ступенчатым фронтоном.
Материалы в обоих случаях – красный кирпич, древесина, камень, штукатурка, глина, черепица. Цвета – комбинации бело-коричнево-красного.

Неоклассицизм

Архитектурные веяния рубежа XIX-XX столетий, которое ссылались на античность, Ренессанс, барокко и классицизм.
Особенности:

  • опора на ордерную систему;
  • строгость, соблюдение пропорций;
  • неброский и немногочисленный декор.

Норвежский стиль

В целом норвежские дома соответствуют скандинавскому стилю. Но все же им присущи некие черты, которые обособляют норвежскую архитектуру и делают ее узнаваемой в мире.
Особенности:

  • приземистость, вытянутость здания, предопределенные суровым климатом;
  • небольшие окна;
  • крыша в форме перевернутой лодки, покрытая травой, что регулирует температуру в доме и улучшает циркуляцию воздуха;
  • скромный деревянный декор – резьба, насечки.

Материалы – лафет и доски; палитра тихая, природная.

Органическая архитектура

Новаторское направление 1920-1950-ых годов, основанное на принципах эволюционной биологии.
Стиль сложился в противовес функционализму с его безликими «коробками».
Апологеты нового течения считали, что формы построек должны быть тождественны условиям окружающей среды. Наиболее известным воплощением этой концепции стали дома прерий архитектора Райта.

Палладианство

Стилевое ответвление Ренессанса, созданное итальянским зодчим Андреа Палладио, (середина 1550-ых годов). Мастер преклонялся перед античным прошлым и считал, что принципы его архитектуры годятся для любых построек.

  • портики со всех сторон, напоминающие современные крыльца с навесами;
  • мезонины, лоджии, террасы;
  • рустованный цокольный этаж или подвал;
  • окна с крутыми полуциркулярными арками.

Материалы – камень; цвета белый, кремовый, беж.
В манере палладианства выстроены многие итальянские виллы, в том числе и современные.

Параметризм / алгоритмическая архитектура

Новейшее архитектурное течение (ему чуть больше 10 лет), которое зиждется на определенных функциях математики и компьютерной графике.

  • необычные формы, противостоящие геометрическим фигурам;
  • плавные, перетекающие друг в друга поверхности;
  • отказ от деления на функциональные зоны.

Материалы высокотехнологичные, палитра спокойная, не будоражащая глаз.

Постмодернизм

Подъем стиля, появившегося в противовес модернистским течениям, пришелся на 80-ые годы и держится до сих пор.

  • пропорциональность и выразительность объекта;
  • возврат к античным, классическим, но упрощенным силуэтам;
  • возрождение декора – арочных ниш, колонн, барельефов и т. д.

Материалы современные промышленные, палитра ненавязчивая, нередко с контрастами цвета.

Прованс

Многие стараются обустроить интерьер в этой очаровательной французской манере, забывая о том, что содержание должно соответствовать форме. Каков же облик у коттеджа с прованской обстановкой?

  • лаконичные фасады;
  • акцентированные краской двери и оконные проемы;
  • ставни;
  • элементы ковки.

Материалы – дикий камень, нешлифованный кирпич, дерево, рустовая отделка. Палитра – песочный, охристый, кирпичный, светло-серый оттенки с вкраплениями яркого цвета.

Псевдорусский / русский стиль

Он же неорусский, модный в России на стыке XIX-XX веков.
Характеризуется подражанием византийскому стилю, а также вольной трактовкой канонов и примеров древнерусского зодчества.
Материалы традиционные: камень, кирпич, древесина; палитра может быть и натуральной, и фольклорно-цветистой.

Рационализм

Авангардный метод в архитектуре 20-30-ых годов XX века. Рационалисты считали, что при строительстве здания нужно учитывать то, как оно будет восприниматься психологически.

  • выразительность постройки;
  • лаконичность формы, эксперименты с пропорциями, использование асимметрии;
  • высокая степень функциональности;
  • максимальное использование солнечного света.

Материалы – бетон, железобетон, металлы, кирпич; цвета обыденные.

Рококо

Названию стилю дал популярный в те годы орнамент рокайль – узор, напоминающий морские раковины. Сходство неслучайно: стиль проповедовал гибкие, причудливые формы, лишенные прямых углов и резкости.
Рококо характеризуют:

  • легкость, грациозность, отказ от ордера;
  • мозаичная структура постройки: каждый фрагмент обладает самостоятельной эстетикой, но гармонично связан с остальными;
  • затейливая внешняя отделка, лепные венки, свитки, рокайли;
  • обращение к китайской псевдо-этнике – выгнутые крыши, например.

Материалы консервативные; гамма светлая.
В наиболее полной мере стиль рококо воплощался в загородных одноэтажных постройках – такие дома знать называла отелями.

Романская архитектура

Стиль построек, господствовавший в Европе с XI по начало XIII века.
Характерные черты: резкий силуэт, грубые стены, башни-донжоны, узкие, похожие на бойницы окна
скупость отделки.

Стиль, большей частью, проявился в сооружении оборонительных зданий, замков и монастырей.
Материалы – камень, крепкая древесина. Цвета соответствуют материалам.

Романский стиль Ричардсона

Авторский вариант неороманского стиля, получивший название в честь американского архитектора Генри Ричардсона. Пользовался спросом в середине XIX века.
Особенности:

  • строгость и массивность композиции;
  • арочные порталы;
  • прямоугольные и круглые башни как часть постройки.

Материалы – камень, кирпич, рустовая облицовка.
Палитра – контрасты коричневого и кирпичного, серого и бурого, желтого и цвета терракоты.

Русская усадьба

Стиль русского «дворянского гнезда» предполагает отдельно стоящий ансамбль построек, жилых и хозяйственных. Кроме того к «барскому» дому прилагается парк и водоем, чаще всего пруд.
В целом, русская усадьба, как стиль архитектуры, имеет такие черты:

  • два этажа, а если дом одноэтажный, то компактная мансарда;
  • колонны у парадной двери или пилястры;
  • балкон с балюстрадой над входом;
  • открытая веранда;
  • декором может быть пара статуй, львы на тумбах у подножия лестницы или лепной герб.

Материалы – местный камень, кирпич, дерево, светлая штукатурка.

Северный модерн

Международный стиль, получивший наибольшее распространение в Скандинавии и в Санкт-Петербурге в начале XX века.
Особенности:

  • гармоничное сочетание фактур, природных и промышленных материалов;
  • массивные, крупные формы;
  • холодные четкие линии;
  • фольклорный орнамент, образцы северной флоры и фауны, введенные в отделку.

Материалы: камень, отделочный кирпич, штукатурка, керамическая плитка, майолика.

Скандинавский стиль

Изо всех этнических стилей этот наиболее известный и повсеместно востребованный. Почему?
Во-первых, современный скандинавский дом идеально подходит для умеренного климата.
Во-вторых, он относительно прост в строительстве и отделке (второе название стиля – скандинавский минимализм) без ущерба для экстерьера и комфорта.
Особенности: ясные кубические формы, двускатные или плоские крыши, большие панорамные окна.

Материалы экологичные: доски, бревна, черепица, светлая штукатурка, реже рустовый камень и кирпич.
Цветовая гамма перекликается с материалами: оттенки дерева, извести, глины.

Средиземноморский стиль

Его основой являются архитектурные традиции Италии, дополненные чертами греческих, испанских, турецких, марокканских построек. Общность неслучайна: во всех странах Средиземноморского бассейна на формирование архитектуры влиял климат – обилие солнца и близость моря.

  • патио, где можно укрыться от солнца;
  • террасы, балконы;
  • арочные проемы и ниши;
  • преимущественно плоские или пологие крыши.

Во дворе средиземноморской усадьбы обязательны бассейн или хотя бы фонтанчик.

Главным сырьем для постройки дома в средиземноморском стиле является природный камень, способный удерживать прохладу. Для декора и выделения отдельных сегментов используют руст. Применяют также штукатурки, а крыши застилают красной черепицей.
Краски — светлые, отражающие ультрафиолет: белый, кремовый цвет, охристый.

Стиль прерий / Райта

Неподражаемый «почерк» выдающегося американского архитектора Райта. Его называют «родителем» органической архитектуры – собственно, в рамках этой концепции и появились «дома прерий».

  • целостность с окружающей природой;
  • отказ от классической идеи доминирования архитектуры; учет особенностей рельефа и слияние здания с ним (дома прерий продолжали пейзаж);
  • открытый план;
  • преобладание горизонтальных линий и плоскостей;
  • ритмичное деление фасада каркасом;
  • просторные террасы.

Материалы – природный камень минимально или вовсе необработанный. Палитра перекликается с красками природы.

Стиль Регентства

Архитектура Британии времен принца-регента Георга IV, завершающая фаза георгианского стиля.
Особенности – парадные двери, обрамленные колоннами; эркеры; кованые решетки и перила; фрагменты готики.

Материалы – кирпич и древесина; цвет фасадов преимущественно белый.

Структурализм / структурный экспрессионизм

Архитектура промежутка между интернациональным стилем и постмодернизмом.
Что характерно:

  • возврат к романтизму, экспрессии и национальной специфике;
  • чистота линий;
  • отсылка к формам, свойственным живой природе;
  • высокая функциональность.

Материалы – бетонные панели, металлические секции, стальные тросы; цвета от ненавязчиво-светлых до интенсивных.

Тюдоровский стиль

Сформировался в Британии в период правления династии Тюдоров между 1500 и 1560-ым годами. В начале XIX века стиль вернулся в Европу и в Америку как неотюдор.

  • высокий цоколь;
  • островерхий фронтон голландского типа;
  • несколько дымоходов на крыше;
  • множество окон, как демонстрация богатства, в переплете;
  • полукруглые, длинные галереи, балюстрады.

Материалы – дикий камень, древесина, кирпич.
Частные дома, в стиле Тюдор, более бюджетные: фахверковые, оштукатуренные и побеленные, с гонтом, сланцем или шифером на крыше.

Хай-тек

Стиль новых технологий, зародившийся в 70-ых годах XX века и нашедший широкое применение в наши дни.
Для него характерны:

  • влияние конструктивизма и кубизма;
  • использование новейших методик на этапах проектирования, строительства и отделки;
  • функциональные элементы (вентиляция, лестницы и лифт) снаружи здания;
  • предельный прагматизм внутренней планировки;
  • отсутствие декора ради декора.

Материалы – полированный бетон, металлы, стекло. Нейтральную гамму, состоящую их темно-серого, коричневого цвета, разбавляют серебристо-металлические краски.

Функционализм

Одно из многих авангардных течений, бурливших в 20-ые годы.
Характерные черты: чистые геометрические формы, монолитность, отсутствие выступов, плоские кровли, сплошные ряды окон.

Материалы – железобетонные блоки, реже кирпич, палитра невыразительная.

Футуризм / Футуристическая архитектура

Авангардистский вариант архитектуры, появившейся в Италии в 20-ых годах XX века. В 50-ые годы угасший интерес к этому стилю вернулся в виде неофутуризма – домов-модулей и домов-капсул.
Особенности:

  • длинные, прямые, плавные или ломаные линии, которые ассоциируются с движением и скоростью;
  • необычные формы, передающие энергию, напор, динамику;
  • техногенные мотивы.

Материалы – новейшие, с гладкими текстурами. Цвета – белый, синий, металлический, фиолетовый.

Чешский стиль

Имеются в виду загородные дома, стандартные для Чешской республики.
Особенности: асимметричная планировка, высокие многоскатные крыши часто с башенкой, комбинированная отделка.
Материалы – кирпич, штукатурка, черепица, декоративный камень. Палитра состоит из бежевого, светло-желтого, кофейного, красного цветов.

Шале / альпийский стиль

Это вид провинциальной швейцарской архитектуры, прототипом для которой стали пастушьи постройки в горных долинах.
Особенности: часто, двускатная крыша с большими свесами, широкий открытый балкон, мансарда, веранда.

Материалы: древесина хвойных пород, камень, который используют для облицовки цокольного этажа, реже кирпич.

Шатоэск / шато

Стиль французской архитектуры, основанный на историзме и тезисах Ренессанса.

  • стилизация под замок;
  • покатая кровля с гребнем;
  • живописные высокие дымоходы;
  • круглая, под конической крышей башня;
  • парадный вход под аркой;
  • мансардные и слуховые окна;
  • терраса с балюстрадой.

Материалы: камень или кирпич; главенствуют цвет терракоты, песочный и серый.

Эдвардианский стиль

Другое название – эдвардианское барокко. Стиль сложился в 1901-1910 годы в Англии на основе викторианской архитектуры, позаимствовав отдельные черты французского барокко.

  • динамичная линия крыш с башенками;
  • фламандские фронтоны;
  • полукруглые эркеры;
  • декоративная лепнина в форме короны под крышей.

Материалы – камень, кирпич; цветовое решение разнообразное, от нейтральных красок до интенсивных.

Эклектика

В переводе с древнегреческого слово значит «отбирать». Эклектика выбирает из классических и авангардных стилей «золотые крупицы» и соединяет их в единую конструкцию.
Одна из форм эклектической архитектуры – это историзм. Смешивать можно также черты национальных архитектур: колониальные стили тоже по сути эклектика.

Экспрессионизм

Архитектурная струя, «бившая» в странах Европы с конца XIX века по 20-ые годы XX века. Главное отличие экспрессионизма от других авангардных учений – отказ от традиций и условностей с целью достичь максимальной эмоциональности, силы воздействия на человека.

Особенности: силуэты, вызывающие в воображении очертания утесов, сталактитов, гротов
заостренность, скульптурность, гротескность, деформация привычных геометрических форм.

Материалы – бетон и железобетон, стекло. Диапазон экстерьера – от белого цвета до черного.

Японский стиль

Традиционная японская архитектура необычайно разнообразна и для восприятия европейца, далекого от философии буддизма, конфуцианства, даосизма и фен-шуй малопонятная.
Поэтому под понятием «японский стиль» подразумевают постройки с отдельными чертами японского зодчества. А такие дома в моде вот уже несколько десятилетий, поскольку соответствуют минималистичным интерьерам.

  • «приземистость» постройки, господство длины над шириной;
  • ясные, отчетливые линии;
  • выгнутая, с массивными скатами крыша;
  • открытая терраса или галерея.

Издревле дома в японском стиле возводят из дерева. Однако опираться деревянные конструкции могут на каменный фундамент. Колористика – темно и светло-коричневый, серый или вишневый цвет в обрамлении черного.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями