- Классический стиль в архитектуре
- Исторические предпосылки
- Классицизм: особенности стиля
- Элементы классической архитектуры
- Виды классической архитектуры: национальные особенности
- Английский классицизм
- Особенности классицизма в архитектуре Франции
- Русский классицизм в архитектуре
- Примеры отечественной архитектурной классики
- Архитектурные особенности классики позднего периода
- Классика в современной архитектуре
- Архитектурные стили
- Американский стиль
- Английский стиль
- Стиль Ф.Л. Райта (стиль прерий)
- Готический стиль
- Европейский стиль
- Итальянский стиль
- Классический стиль
- Минимализм
- Модерн
- Немецкий стиль
- Норвежский стиль
- Прованс
- Рококо
- Русская усадьба
- Северный модерн
- Скандинавский стиль
- Современный стиль
- Средиземноморский (средиземный) стиль
- Средневековый
- Фахверк
- Хай-тек
- Шведский стиль
- Голландский стиль
- Романский стиль
- Чешский стиль
Классический стиль в архитектуре
Классицизм – художественное и архитектурное направление в мировой культуре 17-19 веков, где образцом для подражания и творческим ориентиром стали эстетические идеалы античности. Зародившись в Европе, течение активно повлияло также на развитие российского градостроения. Созданная в то время классическая архитектура по праву считается национальным достоянием.
Исторические предпосылки
- Как стиль архитектуры классика зародилась в 17 веке во Франции и одновременно в Англии, естественно продолжив культурные ценности Возрождения.
В этих странах наблюдался подъем и расцвет монархического строя, ценности Древней Греции и Рима воспринимались как пример идеального государственного устройства и гармоничного взаимодействия человека и природы. Идея разумного устройства мира проникла во все сферы общества.
- Второй этап развития классического направления относят к 18 веку, когда мотивом обращения к историческим традициям стала философия рационализма.
В эпоху Просвещения воспевались идея логичности мироздания и следование строгим канонам. Классические традиции в архитектуре: простота, четкость, строгость – вышли на первый план вместо чрезмерной напыщенности и избытка декоративности барокко и рококо.
- Теоретиком стиля считают итальянского зодчего Андреа Палладио (другое название классицизма – «палладианство»).
В конце 16 века он подробно описал принципы античной ордерной системы и модульной конструкции зданий, а на практике воплотил их при строительстве городских палаццо и загородных вилл. Характерный пример математической точности пропорций – Вилла Ротонда, оформленная портиками ионического ордера.
Классицизм: особенности стиля
Во внешнем виде зданий признаки классического стиля узнать легко:
- ясные пространственные решения,
- строгие формы,
- лаконичная внешняя отделка,
- мягкая цветовая гамма.
Если мастера барокко предпочитали работать с объемными иллюзиями, которые зачастую искажали пропорции, то здесь доминировали четкие перспективы. Даже парковые ансамбли этой эпохи выполнялись в регулярном стиле, когда газоны имели правильную форму, а кустарники и водоемы располагались по прямым линиям.
- Одна из основных черт классицизма в архитектуре – обращение к античной ордерной системе.
В переводе с латинского ordo означает «строй, порядок», термин применяли к пропорциям древних храмов между несущими и несомыми частями: колоннами и антаблементом (верхним перекрытием).
Три ордера пришли в классику из греческой архитектуры: дорический, ионический, коринфский. Различались они соотношением и размерами базы, капители, фриза. От римлян достались в наследие тосканский и композитный ордеры.
Элементы классической архитектуры
- Ордерность превратилась в ведущую черту классицизма в архитектуре. Но если в эпоху Возрождения античные ордер и портик играли роль простого стилистического украшения, то сейчас они вновь стали конструктивной основой, как и в древнегреческом строительстве.
- Симметричная композиция – обязательный элемент классики в архитектуре, тесно связанный с ордерностью. Реализованные проекты частных домов и общественных зданий были симметричны относительно центральной оси, такая же симметрия прослеживалась в каждом отдельно взятом фрагменте.
- Правило золотого сечения (образцовое соотношение высоты и ширины) определило гармоничные пропорции зданий.
- Ведущие приемы декора: украшения в виде барельефов с медальонами, лепные растительные орнаменты, арочные проемы, оконные карнизы, греческие статуи на крышах. Чтобы подчеркнуть белоснежные декоративные элементы, цветовую гамму для отделки выбирали в светлых пастельных оттенках.
- Среди особенностей классической архитектуры – оформление стен по принципу ордерного членения на три горизонтальные части: нижняя – цоколь, в середине – основное поле, вверху – антаблемент. Карнизы над каждым этажом, оконные фризы, наличники разной формы, как и вертикальные пилястры, создавали живописный рельеф фасада.
- Дизайн парадного входа включал мраморные лестницы, колоннады, фронтоны с барельефами.
Виды классической архитектуры: национальные особенности
Античные каноны, возрожденные в эпоху классицизма, воспринимались как высший идеал красоты и разумности всего сущего. Поэтому новая эстетика строгости и симметрии, оттеснив барочную напыщенность, широко проникла не только в сферу частного домостроения, но и в масштабы целого градостроительства. Европейские архитекторы стали в этом отношении первопроходцами.
Английский классицизм
Творчество Палладио сильно повлияло на принципы классической архитектуры Великобритании, в частности в работах выдающегося английского мастера Иниго Джонса. В первой трети 17 века он создал Куинс-хаус («Дом королевы»), где применил ордерные членения и уравновешенные пропорции. С его именем связано и строительство первой в столице площади, выполненное по регулярному плану, – Ковент Гарден.
Другой английский зодчий Кристофер Рен вошел в историю как создатель собора Святого Павла, где применил симметричную ордерную композицию с двухъярусным портиком, двумя боковыми башнями и куполом.
При строительстве городских и загородных частных апартаментов английский классицизм в архитектуре ввел в моду палладианские особняки – компактные трехэтажные здания с простыми и ясными формами.
Первый этаж отделывали рустовым камнем, второй этаж считался парадным – его объединяли с верхним (жилым) этажом при помощи большого фасадного ордера.
Особенности классицизма в архитектуре Франции
Расцвет первого периода французской классики пришелся на вторую половину 17 века во времена правления Людовика Четырнадцатого. Идеи абсолютизма как разумной государственной организации проявили себя в архитектуре рациональными ордерными композициями и преображением окружающего ландшафта по принципам геометрии.
Самые значимые события этой поры – возведение восточного фасада Лувра с огромной двухэтажной галереей и создание архитектурно-паркового ансамбля в Версале.
В 18 веке развитие французского зодчества прошло под знаком рококо, но уже в середине столетия его вычурные формы уступили место строгой и простой классике в архитектуре как градостроительной, так и частной. Средневековую застройку сменяет план, учитывающий задачи инфраструктуры, размещение производственных зданий. Жилые дома строят по принципу многоэтажности.
Ордер воспринимается не как украшение здания, а как конструктивная единица: если колонна не несет нагрузки – она излишня. Образцом архитектурных особенностей классицизма во Франции этого периода считается церковь святой Женевьевы (Пантеон) по проекту Жака Жермена Суфло. Композиция ее логична, части и целое уравновешены, рисунок линий четок. Мастер стремился в точности воспроизвести детали античного искусства.
Русский классицизм в архитектуре
Развитие классического архитектурного стиля в России пришлось на период царствования Екатерины II. В ранние годы элементы античности еще смешиваются с барочным декором, но отодвигают их на задний план. В проектах Ж.Б. Валлен-Деламота, А.Ф. Кокоринова и Ю. М. Фельтена барочный шик уступает главенствующую роль логичности греческого ордера.
Особенностью классики в российской архитектуре позднего (строгого) периода стал окончательный уход от наследия барокко. Это направление сформировалось к 1780 году и представлено работами Ч. Камерона, В. И. Баженова, И. Е. Старова, Д. Кваренги.
Быстрой смене стилей способствовала активно развивавшаяся экономика страны. Расширялась внутренняя и внешняя торговля, открывались академии и институты, промышленные цеха. Появилась нужда в быстрой постройке новых зданий: гостиных дворов, ярмарочных комплексов, бирж, банков, больниц, пансионатов, библиотек.
В этих условиях нарочито пышные и сложные формы барокко обнаружили свои недостатки: большую длительность строительных работ, высокую стоимость и необходимость привлекать внушительный штат квалифицированных мастеров.
Классицизм в архитектуре России с его логичными и простыми композиционными и декораторскими решениями стал удачным ответом на экономические запросы эпохи.
Примеры отечественной архитектурной классики
Таврический дворец – проект И.Е. Старова, реализованный в 1780-х годах, – яркий образец направления классицизма в архитектуре. Скромный фасад выполнен с четкими монументальными формами, внимание притягивает тосканский портик строгого дизайна.
Большой вклад в зодчество обеих столиц внес В.И. Баженов, создавший в Москве Дом Пашкова (1784-1786 гг.) и проект Михайловского замка (1797-1800 гг.) в Санкт-Петербурге.
Александровский дворец Д. Кваренги (1792-1796 гг.) привлек внимание современников сочетанием стен, практически лишенных декора, и величественной колоннады, выполненной в два ряда.
Морской Кадетский корпус (1796-1798 гг.) Ф.И. Волкова – пример образцового строительства зданий казарменного типа по принципам классицизма.
Архитектурные особенности классики позднего периода
Этап перехода от стиля классицизма в архитектуре к ампиру называют александровским по имени императора Александра I. Созданные в промежуток 1800-1812 годов проекты имеют характерные черты:
- акцентированную стилизацию под старину
- монументальность образов
- преобладание дорического ордера (без излишних украшений)
Выдающиеся проекты этого времени:
- архитектурная композиция стрелки Васильевского острова Тома де Томона с Биржей и Ростральными колоннами,
- Горный институт на набережной Невы А. Воронихина,
- здание Главного Адмиралтейства А. Захарова.
Классика в современной архитектуре
Эпоху классицизма называют золотым веком усадеб. Русское дворянство активно занялось строительством новых поместий и переделкой устаревших особняков. Причем изменения коснулись не только зданий, но и ландшафта, воплощая идеи теоретиков садово-паркового искусства.
В этом плане современные классические архитектурные формы как воплощение наследия предков прочно связаны с символизмом: это не только стилистическое обращение к античности, с подчеркнутой парадностью и торжественностью, набором декоративных приемов, но и признак высокого социального статуса владельца особняка.
Современные проекты классических домов – тонкое сочетание традиций с актуальными строительными и оформительскими решениями.
В качестве реальных примеров смотрите красивые проекты классических домов – созданные архитектурным бюро ТопДом.
Читать другие статьи раздела
Купить или построить дом с нуля – неизбежный вопрос, когда возникает желание приобрести частную недвижимость за городом. Чтобы ответить, нужно четко понимать: для чего.
Подробнее о готовых и построенных загородных домах.
Ситуацию, когда у вас есть и добротный коттедж с коммуникациями, и городская квартира, можно назвать идеальной. Но на практике обычно приходится выбирать, куда вложить средства – в постройку собственного дома или.
Подробнее о выборе между домом и квартирой.
Владельцу предстоит решить вопрос: купить готовый типовой вариант или заказать индивидуальный. В том и в другом случае есть факторы, влияющие на.
Далее об авторских проектах домов.
Современная малоэтажная застройка в России представлена как типовыми архитектурными решениями, популярными за счет доступности материалов и быстроты возведения, так и эксклюзивными проектами, где ценится.
Далее о красивых домах.
Из всех минималистичных (или интернациональных) стилей, конструктивизм особенно крепко прижился на территории Советского Союза.
Подробнее о конструктивизме.
Источник
Архитектурные стили
Американский стиль
Американский архитектурный стиль – потомок старого европейского. Эмигранты из Европы, и в первую очередь из Англии привозили архитектурные тенденции своих стран в Северную Америку, где внедряли и развивали их. Особенностью этого стиля является, безусловно, желание первых поселенцев продемонстрировать масштаб и богатство дома. Отсюда и ощущение дома как целого архитектурного комплекса.
Американскую архитектуру отличает просторность, симметрия, многочисленные каскады крыш, колонны, множество больших окон, часто со ставнями, иногда шпили, высокая центральная лестница, протяженность по горизонтали, минимум рельефных деталей, светлая штукатурка в качестве отделки. Всем своим видом эти проекты домов и коттеджей демонстрируют успешную жизнь хозяев на новых необжитых землях.
Английский стиль
Английский стиль – это соединение аристократизма и сдержанности, утонченного вкуса и дорогостоящих материалов. Этот архитектурный стиль в нашей стране чаше определяется общим термином «английский стиль», но в действительности представляет собой два взаимосвязанных стиля – георгианский и стиль регентства, названия которым дали исторические эпохи. В современном понимании английский дом — это смесь данных стилей.
Формировались они под влиянием материковой Европы, но переосмыслялись здесь по-своему. Черты английского стиля: прямоугольный, симметричный план; равномерное распределение и размерность всех окон; кирпичные, мало украшенные стены; низко расположенный вход с портиком; средние по высоте скаты крыши; минимальный вынос крыши над стенами; пять окон на главном фасаде; парные трубы; пилястры по бокам двери; двери с филенками.
Дом в истинном английском стиле построен исключительно из красного кирпича. Фасад английского дома достаточно строг и лишь в редких случаях допускаются небольшие украшения. Обязательный атрибут – наличие газона и цветников.
Стиль Ф.Л. Райта (стиль прерий)
Родившийся 8 июня 1867 года, Фрэнк Ллойд Райт является величайшим архитектором в мире, самым плодовитым, противоречивым и вдохновляющим.
Райт не любил сложных деталей и суетливости существовавших архитектурных стилей. Он выступал за чистоту и простоту линий, считал, что хорошо построенные здания дополняют окружение.
Стиль прерий распространился на среднем западе США в конце XIX – начале XX веков. Для стиля прерий характерны выраженные и подчеркнутые горизонтальные линии, плоские или шатровые кровли с широкими свесами, окна, объединенные в горизонтальные полосы, максимальная интеграция постройки в ландшафт. Название стиля происходит от длинных горизонтальных линий, вызывающих ассоциации с пейзажами прерий.
Для этого стиля также характерно минималистское украшение фасадов, центральное расположение каминной комнаты как символа семейного очага. Усложнение геометрии дома достигается с помощью остекленных галерей, балконов, парапетов и клумб. Граница между интерьером и террасой теряется. Места общего пользования имеют вид залов.
Готический стиль
Готика – период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. Для готики характерны арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчеркивают вертикаль. Для неоготического архитектурного стиля характерны адаптированные готические элементы: стрельчатые арки, высокие вытянутые фронтоны, башни с легкорамной конструкцией, внутренние колонны, высокие узкие окна с традиционными переплетами.
Европейский стиль
Один из наиболее популярных сегодня архитектурных стилей – европейский. Основанный на архитектурных традициях прошлого, консервативный, он хорошо гармонирует с природой.
Дома в европейском стиле отличаются правильными геометрическими формами, часто усложненными эркерами. При проектировании используют, как правило, форму квадрата или близкую к квадрату.
Цоколь обычно отделывают камнем или плиткой. Крышу выполняют двух- или четырехскатной. Традиционно в качестве кровельного покрытия использовалась красная натуральная черепица, которую сегодня вытесняет металлическая. Дверь оформляют в цвете, который контрастирует с цветом стен. Окна, как правило, небольшие, прямоугольной или арочной формы. При планировании внутреннего пространства большое внимание уделяется его эффективности, благодаря чему на относительно небольшой площади удается разместить все необходимое.
Итальянский стиль
Итальянский стиль в архитектуре формировался на протяжении столетий, что во многом определяет его поистине уникальный характер.
Итальянский стиль иногда называют неоренессансом. Зародился он в Англии в начале XIX века. Основателем считается английский архитектор Джон Нэш. Итальянский стиль сочетал архитектурные находки итальянских зодчих XVI века с элементами палладио и неоклассицизма.
Итальянский стиль в архитектуре – это выбор людей, ценящих качество, традиции и естественную красоту. Для этого направления в дизайне и архитектуре характерно использование природных материалов, традиции, уют и простота. Дерево и камень в итальянском стиле сочетается с элементами из кованого железа. Стены чаще всего покрывают декоративной штукатуркой и украшают лепным декором или мозаикой.
Для дома в итальянском стиле характерны почти плоские крыши с низкими скатами, едва различимыми с земли, кронштейны, поддерживающие карнизы крыши, башня или колокольня, бельведер.
Классический стиль
В архитектуре под классицизмом понимают архитектурный стиль, распространенный в Европе в XVIII — начале XIX вв., главной чертой которого было обращение к формам античного зодчества. Архитектура классицизма характеризуется регулярностью планировки и четкостью формы, симметрично-осев ой композицией, сдержанностью декора.
Для коттеджей в классическом стиле характерно строгое соблюдение принципов пропорциональности и гармоничности. Пространственные решения лаконичны, ориентированы на преобладание в планах прямолинейных и четких очертаний с доминированием симметрично-осев ых планировочных систем.
В отделке применяется фасадная штукатурка, скатные черепичные крыши, мрамор и гипс – для колонн и балюстрад, железо и чугун – для решеток, балконов и оград.
Несмотря на преимущества ультрамодных архитектурных стилей, классические мотивы остаются по-прежнему популярными. Ведь приверженность классике – это признак основательности и тонкого вкуса хозяина дома.
Минимализм
Минимализм появляется в 60-х годах XX века в США. Главной идеей минимализма в архитектуре является желание оставить только самое необходимое, каждый элемент должен выполнять максимальное количество функций. Характерные черты минимализма: максимально возможная лаконичность, соблюдение композиции, использование натуральных материалов, максимальная функциональность и внимание к деталям, строгие линии и геометрия, единая цветовая гамма, внимание к световому оформлению, использование светлых тонов.
Большое внимание уделяется выбору материалов и их качеству. Приоритетными являются натуральные материалы, такие как камень, дерево, стекло или мрамор.
Минимализм широко применяется как в общественных сооружения, офисах, торговых центрах, так и в частных домах.
Минимализм идеален для любителей простоты, спокойствия и строгости. Минималистские помещения излучают спокойствие и тишину. Это «очищенный» стиль, но в свою очередь элегантный и новаторский по формам и отделке.
Модерн
Модерн родился на рубеже XX в. в европейской архитектуре как движение за создание стиля своей эпохи. Для модерна характерны отказ от обязательных симметричных форм, силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, изгибающихся линиях формы растений. Фасады отличаются округлыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и глазурованной керамики. Особое внимание уделяется оформлению оконных проемов с витиеватым рисунком переплетов и витражей.
Появление принципа построения зданий «изнутри-наружу» и в связи с этим раскрытость композиций и многообразие формы. Интерьер образует ядро дома и определяет его внешний вид. В плане здания чаще всего тяготеют к квадрату, комнаты, группируются вокруг холла.
Стиль модерн развивается главным образом в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Модерн пропагандирует индивидуальность . Как и столетие назад, дом в этом стиле обеспечивает комфорт, уют и яркую, запоминающуюся архитектуру.
Немецкий стиль
Стиль, в основе которого лежит практичность, экономичность и рациональность. Это проявляется во всем – в планировке, оформлении, выборе материалов и особенностях конструкции. Форма домов тяготеет к квадрату.
Окна в традиционных немецких домах небольшие, прямоугольной или арочной формы, поделенные переплетом. Часто окна имеют ставни. Рамы обычно массивные. Двери делаются из дерева и окрашиваются в цвет, контрастирующий с цветом стены дома. Цокольная часть отделана облицовочной плиткой «под натуральный камень». Почти всегда есть эркеры или балкончики. Эркер часто является изюминкой дома. Крыша чаще двухскатная, но бывает и четырехскатной. Кровельное покрытие – битумная или металлочерепица, оттенков красного цвета. Особенности планировки сводятся к тому, чтобы сделать дом максимально экономичным и рациональным. Дома в немецком стиле чаще всего имеют один-два этажа плюс мансарда. С целью экономии пространства планировка устроена таким образом, чтобы в доме было минимум коридоров.
Норвежский стиль
Норвежский дом – это вариант дома в скандинавском стиле. Норвежский дом является продолжением исторического стиля «длинного дома викингов». Норвежские дома – это вытянутые пологие дома, чаще всего в один этаж, красного, коричневого или черного цвета с непременно натуральным материалом кровли. Визитная карточка норвежского дома – инверсионная зеленая кровля
Самые ранние настоящие рубленые дома в Норвегии и Швеции датируются XI в. н.э., в то время как на Руси срубы были известны уже с VIII–IX вв. н.э. Вероятно технология была привезена варяжскими наемниками, возвращавшимися со службы на Руси. Позже русский сруб использовали в Норвегии только для нежилых строений, таких как колодцы, ряжи, быки мостов, сеновалы на выпасе. И уже в XI в. в Норвегии известен принципиально отличный способ рубки с самозаклинивающимся замком, который не допускает раскрытия щелей при усыхании дерева. Норвежская техника рубки в современном виде появилась уже в XIII веке.
Прованс
Прованс – это одна из исторических областей на юге Франции. Особенностями дома в стиле прованс считаются утонченность и своеобразная романтическая нежность внешнего экстерьера дома. Особое место принадлежит деталям. У такого дома практически нет цоколя и у такого дома естественно нет привычного для нас крыльца. Садовая дорожка просто упирается во входную дверь. Стены дома обязательно должны быть из кирпича или камня. Чаще всего стены покрыты штукатуркой светлых тонов. В некоторых местах штукатурка может обнажать кирпичную стену, и это придает дому своеобразную изюминку. На втором этаже могут быть расположены балконы с балюстрадами. Окна на первом этаже узкие и обязательно должны иметь жалюзи. На втором и третьем этаже окна делают побольше. Крыша многоскатная высокая, под черепицей. Украшением крыши служат многочисленные башни со слуховыми окнами. Для дома в стиле прованс важной деталью являются двери. Они должны быть массивными с коваными петлями и иметь смотровое окошко.
Традиционно к дому пристраиваются различные пристройки: летняя кухня, летний флигель или гараж.
Рококо
Рококо – от фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль). Архитектурный (декоративный) стиль рококо появился во Франции (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешел в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Стиль рококо был продолжением стиля барокко. Он не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов.
Архитектура рококо стремится быть легкой, приветливой, игривой. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают; видоизменяются установленные ордера; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями, карнизы помещаются над карнизами; крыши опоясываются по краю балюстрадами; фронтоны, представляют ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, скульптурными фигурами. В обрамлении окон, дверей, стен внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, напоминающих собой листья растений, цветочных гирлянд и раковин.
Русская усадьба
Первые усадьбы появились в далеком прошлом. Москва когда-то тоже была всего лишь усадьбой. Резные фасады, классические формы, небольшие башенки, окна в узорах — деревянные русские усадьбы поражают своей красотой.
Искусная художественная резьба по дереву была характерным и самобытным украшением русских деревянных строений – и это одна из немногих традиций, сохранившихся в народе до сих пор. Резьба бывает рельефная и сквозная. Обязательно оформляли верх крыши – «конек», его часто делали в виде конской головы, навес крыльца, ставни и наличники окон. В декоре крыши преобладал звериный языческий стиль, идущий еще от кочевников-скифо в. Изображали символические животные-обереги , в том числе коней, птиц, петухов, и змей.
Понятие родового гнезда в русской усадьбе приобретает большую ценность. Русский стиль подчеркивает статус хозяина дома, который гордится своей историей и происхождением. Русская усадьба – это место проживания, а также возможность сохранить и передать потомкам свою историю, фамилию и традиции.
Северный модерн
В русской модернистской архитектуре особенно выделялось направление – северный модерн. Основное свое развитие стиль получил в Санкт-Петербурге в начале XX века под влиянием шведской архитектуры, а также финской архитектурной школы национального романтизма. Этому способствовали экономические и культурные связи с финским и шведским государствами, где национальный романтизм был главным течением в искусстве.
Характерными чертами северного модерна являются сочетание искусственных и естественных отделочных материалов, облицовка цоколя здания финским гранитом, покрытие верхних этажей отделочным кирпичом или фактурной штукатуркой. Форма зданий, построенных в стиле северного модерна, массивна и свободна от мелкого декора. Широко применялась рустовка, орнаменты и барельефы на темы русского фольклора. Архитектурный декор массивен, цвет минималистичен, цветовая гамма – по-северному сурова.
Скандинавский стиль
Страны Скандинавского полуострова – Швеция, Норвегия и связанные с ними исторически и географически Дания и Финляндия имели сходные условия для развития архитектуры.
Скандинавский дом – простой, но отнюдь не примитивный, компактный, но не дешевый. Он создан, чтобы защитить своих обитателей от неприятных климатических воздействий и обеспечить им максимальный комфорт.
Дома скандинавского стиля – это одно- и двухэтажные постройки, лаконичные и сдержанные. Традиционно дома изготавливали из дерева, которое тонировали или лакировали. Окна в домах скандинавского стиля довольно большие, иногда бывают панорамные. Акцент делается на деревянные массивные рамы. Цокольный этаж и подвал в домах скандинавского стиля отсутствуют. Крыша покрыта черепицей, металлом – крашеным или «натуральным» или различными полимерными материалами. Она может быть как скатной, так и ровной, но скатная встречается чаще. Перед входной дверью обычно сооружается крыльцо с деревянной лестницей и резными перилами, или терраса.
Современный стиль
Дом в современном стиле подразумевает открытость природе, большие пространства, панорамное остекление. В современном стиле часто объединяют помещениями – например, гостиную с каминным залом, кухню со столовой.
Кредо современной архитектуры заложено в самом названии — это то, что соответствовало бы сегодняшнему дню, принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, так и внешних форм.
Основные принципы современной архитектуры: использование самых новых строительных материалов и конструкций, рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход), отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических элементов в облике сооружений. В отделке фасадов могут применяться: фасадная штукатурка, облицовочный кирпич, дерево, камень, керамогранит. Как правило, владельцы домов в современном стиле – это активные, динамичные люди, много путешествующие и не понаслышке знакомые с разными культурами.
Средиземноморский (средиземный) стиль
Средиземноморье – это Греция, Испания, Италия, Франция, Турция, Египет, Марокко и другие страны, которые внесли свой вклад в формирование архитектурного стиля, получившего название средиземноморский. В такой стилистике встречаются и миниатюрные домики с черепичными крышами, утопающими в пышной растительности, и роскошные белоснежные виллы на побережье.
Характеризуются такие здания оштукатуренными стенами, плоскими или низкими крытыми черепицей кровлями, использованием терракотовой плитки и камня в отделке. Стены могут быть украшены орнаментом. Балконы и окна отделаны коваными ограждениями. Вынос кровли довольно большой и оформлен карнизом. В зданиях обязательно есть большие балконы или просторные крытые террасы.
Характерная черта средиземноморско го дома – наличие внутреннего двора, уединенного патио, скрытого от посторонних глаз. Такой прием может быть очень актуальным для россиян, вынужденных ставить загородные дома чуть ли не вплотную друг к другу. Функциональный и практичный комфорт создается подручными средствами, не без изобретательности, приверженности традициям и любви к творчеству.
Средневековый
Замковая архитектура рождена романским стилем, главенствовавшим в Европе примерно с 1000 года н.э. и до возникновения готического искусства в ХIII веке. Самые ранние сооружения копировали римские военные лагеря. Строительство исполинских каменных сооружений началось с норманнов, а классические замки появились в XII веке.
Замковый тип загородного дома характеризуется крупными формами, массивными и высокими стенами, наличием балконов, эркеров, террас и башен, затейливой композицией в плане и фасаде. Для отделки фасада дома могут применяться облицовочный кирпич, камень, штукатурка. В домах такого стиля нет архитектурных излишеств, благородная простота создает ощущение монументальности и стабильности. Окна имеют форму арки, или прямоугольную форму, но с завершением интересной формы. Двери могут быть любой формы, имеют много декоративных элементов – козырек, обрамление из ковки или лепнины, витраж, мозаику. Фасады зачастую ассиметричные. Форма крыши в таких коттеджах всегда сложная, поскольку дом часто состоит из нескольких частей.
Фахверк
Фахверк – от немецкого Fachwerk, Fach – панель, секция, Werk – сооружение. Это одна из древнейших строительных конструкций, широко распространенных в Европе в период Средневековья. Такие дома строились в разных странах, но больше всего их в Германии, – порядка 2,5 млн.
Повсеместно фахверковые дома в Германии строили уже в XIIвеке. Расцвет фахверкового стиля пришелся на XVI век. На фахверки влияли модные архитектурные течения: готика, барокко, ренессанс.
У фахверковых домов жесткий деревянный каркас из стоек, балок и раскосов. Пространство между деревянными брусьями, называемое панелями, заполняли смесью глины с камышом. Затем панели штукатурили и красили в светлые тона, а сам каркас из темных балок оставался на виду. Именно он разделял фасад на отдельные ячейки различной формы и придавал дому то неповторимое своеобразие, которое и стало главной архитектурной особенностью стиля фахверк. Деревянные брусья конструкции фахверковых домов имеют много разных мотивов: кресты, фигуры, цветы, геометрические узоры.
Хай-тек
Хай-тек произошел от английского hi-tech, от high technology — высокие технологии. Это архитектурный и дизайнерский стиль конца XX – начала XXI века. Стиль пропагандирует эстетику материала. Основными чертами хай-тека являются максимально функциональное использование пространства и сдержанный декор. Стилю характерны стремительные, прямые линии, выступающие элементы конструкций, серебристо-металлический цвет, широкое применение стекла, пластика и металла. Хай-тек относится к ультрасовременны м стилям, в нем применяются конструкции, свойственные промышленным зданиям. Используемые материалы – стекло, металл, натуральное дерево.
Стиль возник из архитектуры промышленных помещений, где все элементы обстановки подчиняются функциональному назначению. Поначалу представлял собой скорее подход к архитектуре, чем особый стиль. Элементы индустриальной эстетики перешли в жилое помещение, где получили дальнейшее развитие: вышла смесь высоких технологий и конструктивизма.
Стиль хай-тек очень популярен сейчас среди людей, живущих в духе со временем и молодых душой.
Стиль шале зародился в Савойе, в провинции на юго-востоке Франции. Он вобрал в себя богатую историю альпийских гор и местные традиции. В переводе с французского «chalet» — шаль; тепло; и, собственно, швейцарский домик в горах. Изначально альпийское шале – это надежно построенное из массивного бруса жилище, защищающее пастухов от непогоды в горах.
Шале – это надежное и практичное жилье. Под шале понимают дом с покатой крышей, скаты которой сильно выступают над основными стенами. Такая конструкция кровли служила защитой дома и придомовой территории от снега и непогоды. Просторные террасы также появились из практических соображений. С их помощью существенно увеличивается полезная площадь дома. Открытая терраса – неотъемлемая часть шале, которая может не иметь ограждения и рассматриваться как часть придомовой территории.
Дома в стиле шале обычно выбирают люди, стремящиеся не только к созданию уютного дома, но также заботящиеся об экологичности своего жилища. Чувство единения с природой возникает у каждого, кто попадает в шале.
Шведский стиль
Шведский стиль – это вариация скандинавского подхода к архитектуре. Красно-белые коттеджи прекрасно вписываются как в зимний, так и в летний шведский пейзаж и являются достопримечательностью этой страны. Традиционный шведский коттедж – это простой домик, обшитый деревянными панелями и покрашенный в красный цвет, углы, окна и двери дома обычно белые. Шведское жилище во все времена было в основном деревянным (либо фахверховым в областях бедных лесом). В усадебный комплекс входят жилой дом и хозяйственные постройки, объединенные вокруг двора. Шведская архитектура отличается строгой простотой и скупым декором.
Функциональность и простота, приверженность к натуральным материалам, сдержанные цветовые сочетания свойственны шведскому стилю также как и скандинавской архитектуре в целом. Деревянные дома из светлых пород дерева с широкими оконными проемами выглядят естественным дополнением пейзажей Швеции и не только.
Голландский стиль
Голландский стиль загородного дома – вариация колониального дизайна, которая предлагает за главным фасадом простую планировку. Во внешнем облике таких зданий сформировался самобытный стиль, отличающийся одновременно практичностью и декоративностью. Для дома в голландским стиле характерны большая острая двускатная крыша с вальмами, простые окна, несимметричность фасада. Традиционно цоколь дома отделывается камнем, а фасады выполняются в штукатурке светлых тонов. Дом имеет симметричную планировку. Центральный вход приводит в прихожую, вокруг которой расположены комнаты. Жизненный уклад усердных, аккуратных, трудолюбивых голландцев нашел отражение в интерьере голландского дома, демонстрирующего благополучие, скромность и удобство. Голландские загородные дома выглядят солидно, но в то же время уютно. Подходят для семей, ищущих спокойствие и уют за скромным фасадом.
Романский стиль
Романский стиль в средневековой Европе предшествовал готике. Сам термин появился в XII веке, когда историки установили, что европейские архитекторы широко использовали многие элементы древнеримского стиля. Основными объектами зодчих были монастыри и замки, больше напоминающие крепости. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчеркивались узкими проемами окон и ступенчатыми фризами. Основными признаками стиля являются циркульные или полуциркульные арки, каменные своды. Облицовка фасада выполняется из кирпича, обилие кирпичного декора фронтонов, фризов, окон и дверей. В качестве кровельного покрытия используется керамическая черепица. Романские постройки вписываются в пейзаж, их компактные формы и ясные силуэты повторяют естественный рельеф.
Чешский стиль
Чехия является одной из самых культурных и красивых стран не только Европы, но и мира. Культурное наследия Чехии настолько обширно, что порой бывает очень сложно просто описать те места, где вы были, самый большой вклад в культурное наследие вносит все же чешская архитектура. Архитектура этой страны создавалась веками. Чешский стиль коттеджей имеет общие черты с европейским и немецким стилями. Для дома в чешском стиле характерны правильные геометрические формы, высокие многоскатные крыши, покрытые черепицей, иногда соломой, цоколь выполняют из природного камня, часто применяют арочные окна и двери. Приземистый дом в чешском стиле отлично впишется в ландшафт и не будет выделяться в пейзаже.
Источник