Архитектурный стиль дома над водопадом

Fallingwater — манифест органической архитектуры от Фрэнка Ллойда Райта

Название постройки: Fallingwater / Дом над водопадом

Дата постройки: 1936-1937 гг.

Место нахождения:
штат Пенсильвания, США

Когда в Америке огромную популярность приобретало высотное строительство и многие архитекторы стремились создавать небоскребы, Фрэнк Ллойд Райт заявлял, что архитектура должна быть сомасштабна человеку и гармонична природе. Благодаря этой смелости и свободе от стереотипов Райт стал основоположником «органической архитектуры». Спроектированный им Fallingwater — удивительное здание, где воплотились все основные постулаты этого стиля, — сегодня является одним из самых узнаваемых домов в мире. Ежегодно его посещают около 150 000 туристов. Чем же привлекательно это здание, помимо своего расположения прямо над водопадом?

Основной принцип органической архитектуры — рукотворные постройки должны стать неотделимой частью окружающего ландшафта. Для зданий этого стиля характерны: открытая планировка; крыши, значительно выходящие за пределы дома; множество террас; использование природных материалов и преимущественно горизонтальная композиция. На первый взгляд, форма Fallingwater с его массивными бетонными плитами абсолютно неорганична, тем не менее здание удивительно вписывается в окружающий контекст, за счет того, что эти плиты вторят структуре горного ландшафта.

Заказчики проекта — успешный бизнесмен Эдгар Кауфман и его супруга Лилиан — очень любили живописные лесные пейзажи и скалистую местность неподалеку от «Медвежьего ручья» в Пенсильвании и хотели построить резиденцию с видом на водопад. Однако Райт убедил их возвести дом прямо над водопадом, что для того времени (а строительство Fallingwater началось в 1936 году) было чем-то невероятным.

Читайте также:  Красивые буфеты для посуды

Повторяя естественный рисунок, созданный соседними скальными выступами, по которым течет «Медвежий ручей», Райт спроектировал Fallingwater в виде сложенной группы консольных бетонных плит, каждая из которых была закреплена на центральной каменной трубе дымохода, выложенного из местного песчаника, для добычи которого пришлось вновь открыть законсервированный старый карьер. Основным же строительным материалом для проекта Райт избрал железобетон, хотя до этого времени никогда с ним не работал.

Дом возвышается над водопадом более чем на тридцать футов, однако ярко выраженные горизонтальные линии и, как следствие, низкие потолки создают уют в интерьере. Детали дизайна Fallingwater формируют пространство, которое защищает, но в то же время, стирает границу между внутренним и внешним. Каменные полы выходят на террасы, угловые окна открываются наружу, чтобы можно было любоваться пейзажем, находясь в уютном помещении.

Однако из-за того, что здание было поистине инновационным для своего времени, не обошлось без ошибок при проектировании. Конструкция консолей, созданная Райтом, изначально была недостаточно прочной и оставалась такой даже после того, как подрядчик при строительстве, в тайне от архитектора, усилил ее дополнительной арматурой.

В середине 1960-х сын Кауфманов передал дом во владение The Western Pennsylvania Conservancy, которая открыла здесь музей. В конце 1990-х — начале 2000-х годов организация разработала целую программу по сохранению и восстановлению этого уникального архитектурного объекта. Поэтому сегодня многочисленные туристы могут чувствовать себя в безопасности, осматривая один из самых значительных памятников органической архитектуры.

Источник

Обаяние антиурбанизма (50+ фото): обзор «Дома над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта и почему он так знаменит?

в Строим дом 22.06.2018 152 Просмотров

«Дом над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта воплощает гармонию человека и природы

Представить себе современную архитектуру и дизайн интерьеров без вклада Фрэнка Ллойда Райта, антиурбаниста, теоретика и фундаментатора органической архитектуры, создателя открытой планировки и любителя минималистичных японских построек, не просто сложно, а практически невозможно. За более чем 70 лет непрерывного творчества этот американец привнес в сферу дизайна больше идей и инноваций, чем кто-либо из его современников, выведя эстетические традиции не только США, но и всего мира на абсолютной другой качественный уровень.

  • Немного о создателе
  • «Дом над водопадом»
  • Планировка, материалы и концепция
  • Факты о Фрэнке Ллойде Райте

Немного о создателе

Расцвет творчества Райта закономерно пришелся на начало XX века. Отойдя от влияния романтизма архитектуры Г. Ричардсона, Фрэнк Ллойд Райт начал создавать объекты, интерьеры и предметы, отвечающие его собственному видению эстетического – в равной мере элегантному и аскетичному.

Так на свет появилась знаменитая серия так называемых домов в стиле прерий, выполненных в характерном для японских построек минималистичном стиле. Речь идет в первую очередь о доме Уиллитса в Хайленд-Парке (1902), доме Мартина в Буффало (1904) и доме Роби в Чикаго (1909).

Дом в стиле прерий может иметь каменную или деревянную отделку

Дом Юсониан от Фрэнка Ллойда Райта (США)

«Дом над водопадом»

Однако самым выдающимся эталоном органической архитектуры маэстро стал созданный в 1939 году «Дом над водопадом» (другое название – дом Эдгара Дж. Кауфмана), признанный менее чем через 30 лет после постройки национальным историческим памятником США.

Дом опирается на камни, с которых рыбачил Кауфман вместе с супругой

«Дом над водопадом» – великое благо, возможно, одно из величайших, какие можно познать здесь, на земле. Наверное, нет ничего, что можно было бы сравнить с гармонией и покоем, какие возникают тут из сочетания леса, реки, утеса и элементов конструкции. Водопад здесь слышишь так, как слышишь тишину земли…» (из обращения Фрэнка Ллойда Райта к Тейлизинскому товариществу).

Жители этого дома, вероятно, более непосредственно, чем какого-либо другого, вступают в связь с природой – этот аспект глубоко коренится в творчестве Райта. «Дом у водопада» известен во всем мире в основном по фотографиям, которые обычно делаются с середины водопада и показывают выступающие консолью балконы и террасы.

Этим домом Райту удалось добиться контакта его жителей с ущельем, с деревьями, листвой, дикими растениями. В каждой части здания подчеркивается великолепие окружающей природы, ставшей неотъемлемой частью повседневной жизни.

Прекрасные тропы под навесом из деревянных балок

Одна из террас в «зимнем одеянии»

Планировка, материалы и концепция

С нижнего этажа открывается вид в трех направлениях. Отсюда выходят две террасы: одна смотрит на реку, другая выносится над утесом и водопадом. На следующем этаже у каждой спальни есть своя терраса, а также из кабинета и галереи-спальни на третьем этаже можно выйти на их собственные внешние террасы.

На заметку! Все вертикальные элементы дома сделаны из местного камня, при этом он слегка выступает из кладки для придания ей скульптурной выразительности. Все горизонтальные элементы – из монолитного бетона. Полы тоже, как стены, выложены из камня, а столярные изделия выполнены из тщательно обработанного свилеватого ореха.

В целом весь «Дом над водопадом» демонстрирует знание, тщательность и уважение Райта в обращении с натуральными строительными материалами. Он видел всеобщую нехватку такого уважения в творениях других архитекторов как своего времени, так и прошлого. Камень, кирпич и дерево – это основные архитектурные материалы, которые долго прятали, закрашивали, заштукатуривали и всячески изменяли ради моды или вкусов.

Райт же использовал их в своих работал тем способом, который считал наиболее соответствующим их природе, например, позволяя массе камня стать доминантным элементом дома или же комбинируя оттенки кирпича в объемах и формах, которые его прославляли. Дерево же было самым любимым изо всех материалов Райта.

Не менее важным элементом творчества архитектора стал железобетон. Сталь, объединенная с бетоном, стала великолепным элементом, способным породить новую архитектуру ХХ столетия. «Дом над водопадом», башня лабораторного корпуса фирмы «Джонсон» и башня Х. С. Прайса – все это примеры мастерского использования Райтом железобетонных консольных конструкций с разнообразной внешней отделкой.

Красивое, гармоничное и грамотное сочетание используемых материалов делает дом неповторимым

Факты о Фрэнке Ллойде Райте

Интересно знать! Как бы парадоксально это ни звучало, но при всей продуманности проектов за плечами у Райта не было высшего профильного образования – он так и не окончил инженерный факультет Висконсинского университета, а школьное обучение проходил с матерью на дому.

  • На его внутреннее мировоззрение больше повлияли популярные в то время кубики Фребеля, книги Рескина и Виоле ле Дюка, нежели школьная или студенческая скамья.
  • После этого немаловажную роль отыграла длительная архитектурная практика в ателье Адлера и Салливена.
  • К слову, именно так Луис Салливен стал для молодого Фрэнка единственным любимым мастером естественности и целостности в создаваемых объектах.

Внешняя отделка загородного дома в стиле прерий

Цитата из автобиографии Райта: «Когда в 1893 году я начинал свою самостоятельную работу в области архитектуры и строил первые дома, которые порой без всякого смысла называют «новой школой Среднего Запада» (все, что ни делается в этой суетливой стране, немедленно получает рекламный ярлык), единственный путь упрощения ужасающей моды в строительстве заключался в том, чтобы создавать лучший замысел и осуществлять его».

Источник

Что такое органическая архитектура или Дом над водопадом

Может показаться, что этот необыкновенный дом — плод современной архитектуры, но это соврем не так! Он был построен еще до Второй Мировой войны и до сих пор является эталоном стиля, нацеленного на гармоничное сосуществование человека и природы.

Люблю, когда за интересной архитектурой стоит не менее интересная история. Ведь когда узнаешь родословную дома и его тайны, смотришь на него уже по-другому. Про эту архитектурную единицу я слышал еще во время учебы, когда впервые услышал понятие “органическая архитектура”.

Фрэнк Ллойд Райт

История дома “Падающей воды” или “Дома над водопадом” началась в 30-х годах. Сын американского бизнесмена Кауфмана из Питсбурга, увлекающийся архитектурой, пришел учиться в художественную школу. Мастерская принадлежала Фрэнку Ллойду Райту — немолодому скандально известному архитектору. Успешный, обласканный судьбой архитектор-новатор часто становился объектом пристального внимания желтой прессы. Однако роман с МамОй Чини, женой одного из его клиентов, закончился страшной трагедией. Она и оба ее ребенка были убиты слугой в доме, который построил Райт.

Тяжело переживая драму, Фрэнк Ллойд Райт вел тихую жизнь, преподавая художественное мастерство. Крупные заказчики исчезли, былая слава казалась забытым сном… Но мысли о грандиозных проектах не оставляли его. Смелые архитектурные задумки учителя захватили молодого Кауфмана, и он пошел к своему отцу. Бизнесмен выделил средства на постройку макета целого города по проектам Райта! В ходе работы архитектор стал частым гостем в семье Кауфмана и вскоре получил заказ на строительство загородного дома.

Медвежий ручей

В 1934 году Райт искал место для постройки дома. Судьба привела его в Пенсильванию, в живописный уголок «Медвежий ручей». Он пришел в восторг от водопада, и решил сделать этот объект природной архитектуры структурной частью дома. Смелая идея сначала напугала заказчиков, но Райт заявил: “Я хочу, чтобы вы жили с водопадом, а не просто смотрели на него. Он должен быть частью вашей жизни”. В то время сама возможность строительства такого дома вызывала сомнения. Но архитектор настоял. Так «Медвежий ручей» стал холстом для создания будущего архитектурного шедевра.

Сын и отец Кауфманы с Райтом (посередине)

В течение следующих двух лет он исследовал все: почву, деревья, каждый камушек! Райт хотел оставить природу нетронутой, не срубая ни одного кустика, не трогая ни одного валуна. И у него получилось! Структурный проект «Дома над водопадом» был разработан самим Райтом в соавторстве с двумя инженерами — Менделем Гликманом и Уильямом Уэсли Питерсом из компании, которой он доверил производить топографическую съёмку участка.

План дома

Камни для возведения стен будущего дома добывали в этой же местности. Ради такого дела в 1935 году вновь открыли старый карьер, находившийся неподалеку. Основным же строительным материалом для дома Райт выбрал железобетон, который составлял основу конструкции. С ним все оказалось совсем непросто. До этого Райт не работал с этим материалом. И когда он пришел к заказчику с чертежами консольной конструкции, тот засомневался, что она будет держаться и велел инженерам из сторонней компании перепроверить все расчеты. Райт на это обиделся и поставил бизнесмену ультиматум: либо он доверяет архитектору, либо Райт уходит из проекта. Конечно, в наше время такой трюк вряд ли пройдет, но в 30-е годы он возымел эффект. Бизнесмен перестал капризничать и доверился архитектору целиком и полностью. А доклад инженеров был впоследствии замурован в каменной стене дома, где вероятно лежит и до сих пор.

“Падающая вода” зимой

Но на этом история совсем не закончилась. Подрядчиком, который по совместительству был инженером, без ведома архитектора решил увеличить количество железной арматуры, используемой в бетонных плитах. Фрэнк был в ярости, когда приехал на объект и обнаружил, что консоль первого этажа из-за их большого веса прогнулась. Он предпринял попытки перенесения некоторых опорных конструкций для исправления ошибки. Они действительно устранились, но… до 1995 года.

Вид дома осенью

Недопонимания в команде создателей дома и недоверие к Райту дорого обошлись владельцу. При начальном бюджете, рассчитанным Райтом, на строительство должно было уйти 35 тысяч долларов, а в результате оно обошлось хозяевам в 155 тысяч. В 1937 году, когда строительство закончилось, за пять тысяч долларов можно было купить небольшой кирпичный дом в центре Питтсбурга! С учетом инфляции такая сумма эквивалентна примерно 2,6 млн долларов!

У дома были и другие минусы, но о них позже. Давайте рассмотрим этот архитектурный шедевр поподробнее.

Вход в дом по задумке архитектора расположен на противоположной части от водопада

Райт был страстным поклонником японской архитектуры, поэтому в экстерьере дома прослеживаются ее стилистические особенности. Ему удалось создать динамичный объект и сделать его частью живописного природного ландшафта. Железобетонные плиты выступают из центральной конструкции на разных уровнях и расходятся в противоположных направлениях. Это террасы, висящие прямо над водопадом, что внешне выглядит очень необычно и производит сильное впечатление. Американский журнал Smithsonian внес дом в свой список «28 мест, которые необходимо посетить перед смертью». Надеюсь, мне удастся увидеть его несколько раньше!

Читайте статьи на похожие темы:

Из консольной части гостиной лестница ведет прямо к ручью. Этот своеобразный “задний дворик” располагает к уединению и единению с природой. Представляю, как Кауфман-старший, забыв о бизнес-партнерах и текущих делах, спускался сюда, садился на ступеньки и слушал шум воды…

Интерьер дома продолжает идею экстерьера. Здесь важно абстрагироваться от понятий современного интерьерного дизайна и воспринимать оформление, как “внутренность” органической архитектуры. В комнатах практически полностью отсутствует штукатурка. Дабы смягчить и “утеплить” суровый вид каменных стен и железобетона, в интерьере активно применена обшивка из дерева. По эскизам Райта были созданы многие предметы интерьера — столы, стулья, лампы и даже ковры. Часть утеса около камина

Сферический алый чайник, висящий над очагом, тоже придуман Райтом. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась как деталь оформления интерьера. Райт планировал убрать этот скальный выступ и сделать пол ровным, но Кауфманам так понравилась эта природная деталь, что ее оставили, а рядом спроектировали камин, который вы можете видеть на фото.

В оформлении внутреннего убранства Фрэнк соединил искусственные и естественные элементы. Например, там, где стекла окон встречаются с каменной стеной, нет никакого металлического каркаса. Оконные рамы установлены в специальных углублениях в каменной кладке, создавая впечатление естественного нахождения в ней оконного стекла.

В дизайне дома применено максимально широкое остекление, есть множество балконов и панорамных окон. Они как бы говорят жителям: “Почаще бывайте на свежем воздухе, а не в помещении!”. В интерьере были применены так называемые «прозрачные ширмы». Благодаря им, из любой точки дома открывается волшебный вид на окружающую природу.

Бассейн гостевого дома

Через два года после строительства основного дома, чуть выше по течению реки, были построены гостевой дом, домик для прислуги и автомобильный гараж. В их строительстве использовались те же материалы, что и для основного дома. Поэтому постройки полностью сочетаются с домом. Одной из изюминок гостевого дома стал бассейн, вода из которого, при его переполнении, стекает прямо в реку.

Дом приобрел огромную славу. Уже вскоре после завершения строительства журнал Time назвал его самой красивой работой Райта. Шумихи было немало. Кто только не посещал чудо-дом: Альберт Энштейн, Марлен Дитрих и даже президент Франклин Рузвельт был в его стенах!

Но жить в нем оказалось проблематично. Водопад, который был главной фишкой архитектора, в буквальном смысле слова выселил хозяев! Помимо постоянных протечек, с которыми еще можно было бороться, дом, находящейся в 100% влажности, атаковала плесень. Она скапливалась даже под элементами кровли, которые были лишены должной гидроизоляции. Хозяин даже дал дому кличку «Всходящая плесень».

Фото сделано в момент передачи дома новым владельцам. (Кауфман-младший в центре)

Не выдержав постоянных проблем с домом, в 1963 году Кауфман-младший передал “Дом над водопадом” организации Western Pennsylvania Conservancy (Организация по охране природы Западной Пенсильвании). Причем сделал это совершенно безвозмездно, то ли из-за альтруистических побуждений, то ли в силу того, что хотел избавиться от красивого, но проблемного дома.

Компания провела дезинфекцию от плесени и гидроизоляцию, сохранив при этом внешнюю и внутреннюю отделку. Теперь это музей.

Но в 1995 году дом “натолкнулся” на еще один подводный камень. Железобетонные консоли, те самые, в которых было увеличено количество арматуры, вопреки чертежам Райта, со временем стали отклоняться от их проектных положений. Причем на целых 18 см! Хорошо, что это во время заметили, иначе могли быть серьезные последствия. Было проведено детальное рентгеноскопическое обследование и вынесен вердикт: первоначальный проект Райта был изменен уже в самом начале, на этапе строительства. Перестраховавшись, подрядчик самовольно увеличил количество арматуры (для увеличения прочности), изменив первоначальный проект бетонирования Райта.

Сначала дом оснастили временными опорами, а в начале 2000-х в стены были вмонтированы бетонные блоки, сквозь которые были продеты высокопрочные стальные тросы, которые поддерживают конструкцию. Конечно, не обошлось без монтирования некоторых частей здания, в ходе которых пострадал его внешний вид. С помощью грамотных современных специалистов была произведена реконструкция и реставрация дома по начальным эскизам и памятнику архитектуры вернули его первоначальный вид.

Доброе имя инженера спасает лишь тот факт, что ошибки в любом случае избежать бы не удалось.

Архитектор изначально заложил в проект консолей недостаточную прочность, и с течением времени они бы все равно стали отклоняться. Но это “если” спасло Райта несколько десятилетий назад, сохранив ему репутацию выдающегося архитектора.

“Дом над водопадом” и по сей день пользуется огромной популярностью. Его посещают примерно 150 тысяч человек ежегодно. А компания Planet Architecture выпустила приложение для айфона и айпада, где вы можете прогуляться по «лучшему и непревзойденному произведению национальной архитектуры». И “косяки” проектировщиков не только не смущают, но и добавляют пикантности!

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями