Компью А рт
Направление искусства Bauhaus возникло сразу после окончания Первой мировой войны. Зародилось это движение в Германии, а его родоначальником стал Вальтер Гропиус, немецкий архитектор и дизайнер. Вкратце концепция Bauhaus заключается в инте-грации искусства и технологии. Большое значение придается функциональности создаваемых объектов. В этом направлении слились воедино роли художника и ремесленника. На практике идеология Bauhaus проникала всюду: от типографики и графического дизайна до архитектуры.
Основные принципы стиля Bauhaus в графическом дизайне базируются, опять же, на функциональности образов. Главенствующими элементами композиций, выполненных в этом стиле, можно по справедливости назвать крупные горизонтальные и вертикальные линии, а также шрифты типа san-serif. Главная цель, которую преследуют работы в стиле Bauhaus, обеспечить взаимосвязь графического материала со зрителем. Более того, связь эта должна быть воплощена в самой простой, доходчивой и незатейливой форме. Не менее важным аспектом дизайна направления Bauhaus являются организованность и четкая информационная иерархия графических элементов, собранных в одной работе.
Данное направление искусства породило немало талантливых графических дизайнеров. Революционное, но в то же время невероятно гармоничное для своего времени, это движение притягивало к себе все больше художников и дизайнеров, приводя к массовому созданию работ, гениальных в своей простоте.
Макс Билл
Швейцарец Макс Билл один из наиболее ярких представителей направления Bauhaus в графическом дизайне. Этот человек, подобно многим деятелям искусства, был разносторонне развит. Виртуозный мастер дизайна, Билл также прославился как талантливейший художник, архитектор, скульптор и преподаватель.
Для его работ характерны чистота и ясность линий, форм и пропорций. Во многом благодаря этому они и по сей день не потеряли своей эстетической актуальности. В его творениях нашло выражение постоянное балансирование между свободным и прикладным искусством, между ограниченными и естественными формами, между философским подходом и практическим исполнением.
Важнейшую роль в графике дизайнера играет геометрия. Работая с самыми обычными геометрическими фигурами, Макс Билл создавал удивительные комбинации, в которых формы обретали динамику и создавали единый, яркий и гармоничный образ. Кажется, что каждая линия и каждая фигура совершенны. Творчество Билла это соединение простоты, высокого художественного вкуса и сложнейшего композиционного искусства. Созданные дизайнером работы невероятно многоплановы; они аппелируют как к людям, не искушенным в высокохудожественных изысках, так и к настоящим ценителям искусства графического дизайна. Это качество дизайнерского стиля Билла в точности совпадает с идеологией движения Bauhaus: вместе с видимой простотой и очевидной функциональностью зритель получает возможность приобщиться к высокому искусству.
Цветовые экзерсисы Макса Билла
Еще одна не менее удивительная особенность, присущая работам Макса Билла, заключается в том, что самое обыденное и прозаическое приобретает в них глубокий философский смысл и высокую эстетическую ценность. Дизайнер умел превратить обыкновенные образы в завораживающие композиции, до неузнаваемости изменяя их сущность, но оставляя неизменными их геометрические качества.
Во многом дизайнер полагался на цвет. Именно цвет позволяет работам Макса Билла оживать, приобретать объем и равновесие. И именно цвет делает графику дизайнера столь необычной и полной неизъяснимого магнетизма. В работе с цветом Билл не знал рамок и ограничений. Он мог уравновесить в одной композиции самые разные, порой совершенно не сочетающиеся друг с другом цвета. Иногда дизайнер отдавал предпочтение мягким, приглушенным оттенкам, а в других случаях, наоборот, стремился показать все буйство ярких неоновых красок. Есть у Билла и такие работы, в которых он показывал разные оттенки одного цвета, раскрывая, таким образом, его многогранность.
Часы, созданные Максом Биллом для компании Junghans
Одна из излюбленных тем Макса Билла время. Эта тема не переставала занимать его на протяжении нескольких десятилетий. Апогеем его увлеченности темой времени стало сотрудничество с часовой компанией Junghans, по заказу которой Билл разработал и воплотил в жизнь коллекцию наручных и настенных часов, названных его именем. Эти коллекции с успехом выпускались с 1962 года, однако через какое-то время все же были сняты с производства. Однако с середины 1990-х годов компания Junghans вновь взялась за производство и реализацию этих моделей, и они остаются востребованными и по сей день, несмотря на высокую цену (около 500 долл. за экземпляр). Как и все, что создавал Билл, эти часы отличаются элегантной простотой и удобством в использовании.
Биография дизайнера не менее яркая, чем его работы. Родился он в 1908 году в Швейцарии. После обучения в Цюрихе в художественно-ремесленном училище Билл переехал в Германию, где и примкнул к арт-движению Bauhaus. Одним из его учителей и наставников в тот период был не кто иной, как сам Василий Кандинский. В 1951 году дизайнер стал одним из основателей Академии искусства и дизайна (Hochschule fur Gestaltung), где заведовал отделениями архитектуры и дизайна. Дизайнер был членом множества дизайнерских и художественных ассоциаций. В их числе Institut d`Esthethique Industrielle в Париже, Deutscher Werkbund, Bund Schweizer Arkitekten, American Institute of Architects и др. С 1967-го по 1974 год Билл преподавал дизайн в Hochschule fur Bildende Kunste в Гамбурге, а в 1972 году он стал членом Берлинской академии искусств.
Герберт Байер
Творчество Герберта Байера неразрывно связано с движением Bauhaus, особенно в период 1920-30-х годов. Сначала он принимал участие в художественной жизни группы людей искусства, объединенных направлением Bauhaus, только как ученик, но по прошествии нескольких лет стал одной из движущих сил данного проекта.
Родился Байер в 1900 году в небольшой деревушке около Зальцбурга в северной части Австрии. В возрасте 19 лет он стал учеником художника Георга Шмидтхаммера, в мастерской которого занимался созданием постеров и рекламных плакатов. Через год Байер перебрался в Германию, где работал в мастерской венского архитектора Эммануэля Маргольда. В этот период Байер творил в основном в стиле арт нуво. Но в скором времени его стали куда больше занимать творения художников, дизайнеров и архитекторов, работающих в направлении Bauhaus. Его приняли в группу, и в течение нескольких последующих лет он обучался стилю Bauhaus под руководством лучших деятелей этого искусства.
Шрифт Universal, разработанный Гербертом Байером
В 1928 году Байер решил попробовать себя в роли дизайнера периодики. Удивительно, но дизайнер, работающий в минималистическом стиле Bauhaus, сумел гармонично вписаться в мир красоты и моды, став арт-директором немецкого издания журнала «Vogue».
В 1938 году Байер был вынужден эмигрировать в США. Однако это отнюдь не означало для дизайнера отказ от творчества в стиле Bauhaus. Он продолжал заниматься любимым делом и в США. На протяжении тех 60 лет, которые Байер прожил в этой стране, он создал множество выдающихся работ не только в сфере графического дизайна, но и в таких областях, как скульптура, индустриальный дизайн, типографика, архитектура и фотография. Не удивительно, что Байера сейчас многие причисляют к важнейшим представителям искусства XX века.
Все его работы (не важно, к какому из направлений искусства они принад-лежат) объединяет одно: они выражали потребности индустриального века, но в то же время воплощают изощренные тенденции авангарда того времени.
Обложки, созданные Гербертом Байером по заказу журнала «Fortune»
За свою жизнь Байер принял участие во множестве выставок. В их числе знаменитые выставки стиля Bauhaus 1919-1928 годов: «Путь к победе», «Формирование искусства» и др. Кроме того, в его биографии более 150 индивидуальных выставок, семь выставочных туров по США и Европе. Также Байеру принадлежит более ста опубликованных работ, в числе которых книги, статьи, эссе, музейные каталоги и многое другое.
Однако одним из самых значительных творений Байера по сей день считается знаменитый шрифт Universal. Этот шрифт точное воплощение всех идей направления Bauhaus: функциональность, простота и никакого излишнего декора. Первое, что бросается в глаза, это отсутствие прописных букв. Байер считал бессмысленным использовать два алфавита в одном шрифте. Он также находил несуразным то, что для написания одного и того же звука должны применяться два знака: прописная и строчная буквы. Байер говорил, что шрифт, в котором нет прописных и строчных букв, должен облегчить работу всех, кто пишет и печатает. Он аргументировал это тем, что использование единого алфавита ускорит процесс набора текста, поскольку отпадет надобность в клавише Shift. Байер искренне верил в то, что такой шрифт поможет снизить стоимость коммерческой печати за счет экономии на бумаге. Группа Bauhaus полностью поддерживала идею Байера, и с 1925 года участники движения перестали использовать прописные буквы в своих печатных работах.
Постеры работы Герберта Байера
В основу литер шрифта Universal положены простейшие геометрические формы, подобно многим творениям, вышедшим из мастерских стиля Bauhaus. Байер, стремясь к максимальной облегченности, избавил шрифт от серифов (засечек). Однако появление этого шрифта не встретило энтузиазма масс: люди привыкли к использованию в печатном тексте прописных букв. Помимо всего прочего шрифт этот довольно тяжело воспринимается в наборном тексте и больше подходит для крупных заголовков.
Не понравился шрифт Universal и германскому правительству. Дело в том, что в немецкой грамматике все существительные, как известно, пишутся с прописной буквы, поэтому отказ от последних вызвал недоумение властей, переросшее в крайнюю неприязнь: подобный расклад подрывал многовековые традиции, к которым немецкий народ относится трепетно и с почтением.
Зато в Америке работы Байера весьма ценились и служили образцами для восхищения и подражания многими дизайнерами и художниками. Здесь Байер и прожил до конца своих дней, не прекращая создавать талантливейшие работы.
Источник
Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила
Великие авангардисты и энтузиасты, придумавшие заново дизайн и архитектуру 20 века — в подробном рассказе Look At Me
В рамках Недели Берлина Look At Me рассказывает о главном столпе современного дизайна и архитектуры — берлинской школе Баухаус, воспитавшей несколько поколений смелых авангардистов в прикладном искусстве. Как небольшая частная инициатива определила идеи XX века, по каким принципам идеалисты Баухауса собирались построить новое общество и эстетику и почему их идеи до сих пор являются очень современными — об этом пойдет речь в большом гиде Look At Me.
Период 1920-х годов был для Германии одновременно тяжелым и вдохновляющим временем. Именно в пятнадцать лет между двумя мировыми войнами Берлин стал одной из главных столиц Европы, городом («ревущие двадцатые» — во многом про немецкую столицу), где жаждали инноваций и перемен. После ужасов Первой мировой войны каждый мыслящий человек ощутил необходимость в активной оппозиции по отношению к окружающему миру. В переходный период между 1918 и 1923 годами в Германии были проблемы с инфляцией, что не позволяло широких экспериментов в архитектуре, но местная сцена все равно находилась под большим влиянием голландской группы «Де Штайль» и французского титана авангардной архитектуры Ле Корбюзье.
Слева направо: послевоенный Берлин, «Ревущие двадцатые», Пит Мондриан, церковь в интерпретации французкого архитектора Ле Корбюзье
Открыть междисциплинарную школу, которая будет творческой лабораторией для профессионалов разных направлений, пытались еще в 1907 году. Прообразом Баухауса была мюнхенская школа Веркбунд (Deutsche Werkbund). Существовала и Школа прикладного искусства в Веймаре, чьи сооснователи, дизайнер Анри Ван де Вельде и Герман Метезиус, долгое время не могли договориться между собой. Все закончилось тем, что экспериментальную веймарскую школу возглавил молодой архитектор Вальтер Гропиус, вдохновляясь тем, что в тот момент представлял собой мюнхенский Веркбунд. В 1919 году Гропиус основал Баухаус — из двух соперничающих дизайн-школ в Веймаре. Простое и емкое название Баухаус (bau — «строить», haus — «дом») отражало ясные и одновременно с этим амбициозные цели создателей школы — понять, по каким законам работает архитектура, которая охватывает собой все проявления жизни и диктует логику и эстетику частных и общественных пространств.
Под влиянием Иоханнеса Иттена первые годы Баухауса прошли под влиянием немецкого экпрессионизма: Иттен три года руководил базовым годичным курсом основ дизайна и теории цвета. В тот момент у методов и подходов Баухауса, который являлся государственной школой, было очень много противников среди чиновников и консерваторов. Для того чтобы утвердиться на местной сцене и не лишиться государственных бюджетов, в 1923 году учителя и студенты Баухауса провели первую крупную выставку, которая вошла в историю. Несмотря на явные достижения авангардистов, пришедшие к власти национал-социалисты лоббировали свою эстетику, отражавшую имперские амбиции Германии второй половины 1920-х. И хотя выпускники Баухауса демонстрировали самостоятельность и невероятный успех учебного эксперимента, школе пришлось переехать в Дессау, где у нее оставалась правительственная поддержка. Сразу же, всего за год после переезда, было построено знаменитое здание по проекту Гропиуса, а интерьеры и мебель были выполнены студентами и преподавателями школы. Дизайн этого здания задал новое направление для стиля школы — теперь это был индустриальный функционализм.
Слева направо: плакаты Deutsche Werkbund, основатель Баухауса Вальтер Гропиус, плакат веркбундской школы, Баухаус в Дассау, кофейный столик работы Гропиуса
В 1928 году родоначальник Баухауса Гропиус ушел в отставку, его заменил Ханнес Мейер, сделав школу за небольшой период своего руководства (1928–1930) более коммерчески успешной. Мейер ввел в число обязательных предметов лекции по экономике, психологии и марксизму, который по-настоящему захватил умы интеллектуалов Западной Европы. И хотя очередная реформа школы в 1930 году превратила ее в основном в архитектурное заведение, школа была закрыта через год, когда фашизм начал утверждаться в обществе как доминирующая парадигма. 19 июня 1933 года мастерам школы не осталось ничего, кроме как провести собрание и проголосовать за роспуск Баухауса. Скрываясь от преследования и покушения на свободу, Гропиус, Мендельсон, Мис ван дер Роэ и многие другие эмигрировали через Британию в США.
Слева направо: предметы интерьера, разработанные преподавателями и студентами школы Баухаус, теория цвета Иоханнеса Иттена
Во время Второй мировой войны Баухаус-Дессау был частично разрушен, и только через тридцать пять лет здание было восстановлено как исторический памятник. В 1960 году архив Баухауса начал собирать все работы и документы самой значимой школы XX века через бывших выпускников в Германии, остальной Европе и Америке и членов их семей. Огромный архив в двадцать шесть тысяч работ, включающий эксперименты в живописи, скульптуре, архитектуре, фотографии и дизайне, собирался вместе с письмами, книгами и неформальными фотографиями, которые делали в мастерских того времени. Сейчас в этом здании располагается Фонд Баухаус-Дессау — центр исследований, обучения и экспериментального дизайна. Помимо постоянной экспозиции, каждый год Фонд Баухаус-Дессау организует Международную летнюю школу на новую тему. В 2012 году тема летней школы звучит как Didactic Home, она длится десять дней и состоит из четырех воркшопов. Участие в школе — платное, триста евро.
Здание Баухауса в Дессау
Вальтер Гропиус, 1926 год

Второй по счету дом для студентов и мастеров Баухауса после вынужденного переезда из Веймара. Здание спроектировал директор школы Вальтер Гропиус, а в оформлении интерьеров участвовали многие студенты школы.
Иоханнес Иттен
«Искусство цвета»
Книга, написанная преподавателем форкурса Баухауса Иоханнесом Иттеном, в которой он подробно изложил свою теорию. В отличие от предшественников, он более детально изучил функции дополнительных цветов и цветовых контрастов и модернизировал сам цветовой круг.
Кресло «Барселона»
Людвиг Мис ван дер Роэ, 1929 год

Легендарное кресло, спроектированное Мисом ван дер Роэ специально для павильона Германии в Барселоне. Над этим предметом Мис работал совместно с немецким дизайнером Лили Райх. Кресло оказалось настолько удачным, что его запустили в производство. Кресло «Барселона» и по сей день выпускается многими фабриками.
Кресло «Василий»
Марсель Бройер

Сначала кресло называлось Club Chair B3, но позже было переименовано в «Василий». На создание этого кресла Марселя Бройера вдохновил художник Василий Кандинский. Это кресло являлось частью коллекции, созданной для интерьеров здания Баухауса в Дессау.
Графический дизайн
Герберта Байера

За время работы и учебы в Баухаусе Герберт Байер много работал со шрифтами. Основная его заслуга — это использование шрифтов без заглавных букв. Он утверждал: «Зачем нам писать на двух разных алфавитах, ведь в речи мы же не говорим с заглавной «А» или со строчной «а»».
Чайник
Марианна Брандт

Чайник является частью набора чайной по суды, созданной Марианной Брандт. В этом чайнике четко виден основной формообразующий принцип Баухауза — вся форма состоит из простейших геометрических фигур.
Настольные часы
Марианна Брандт

Форма этих настольных часов стала одной из базовых констант в бытовой культуре XX века. Сейчас эту характерную форму можно встретить практически в каждом магазине. Марианна Брандт создала эти часы в 1930 году, а материалом по служил хромированный металл, с которым Брандт работала особенно часто.
Stacking tables
Джозеф Альберс

Хотя изготовление мебели не являлось главным талантом Джозефа Альберса, в результате эксперимента с незнакомой областью по лучился очень удачный мебельный комплект. Столы, которые помещаются друг в друга, — это и простота, и функциональность, и легко узнаваемые чистые цвета. Столешницы этих столов изготовлены из цветного стекла.
Шрифт Architype Albers
Джозеф Альберс

Этот геометричный шрифт появился в результате многолетних экспериментов Джозефа Альберса. Шрифт построен исходя из пропорций один к трем и состоит из строго определенных геометрических форм.
Шахматы баухаус
Джозеф Хартвиг

Шахматы Джозефа Хартвига полностью иллюстрируют принципы Вальтера Гропиуса о том, что объект должен быть практичным, прочным, недорогим и красивым. Все шахматные фигуры состоят из простых геометрических форм — шара, цилиндра и куба.
Вальтер Гропиус (1883–1969)

Один из главных архитекторов XX века, работал в мастерской Петера Беренса, где познакомился с Людвигом Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. В 1919 году основал Баухаус и до 1928 года был его первым директором. Именно ему принадлежит идея воспитания новых художников, которые могут придумать и самостоятельно сделать новые произведения на стыке искусства, дизайна и архитектуры.
Иоханнес Иттен (1888–1967)

Швейцарский художник, который получил известность благодаря преподаванию в Баухаусе базового годичного курса по созданной им теории цвета. Несмотря на огромный вклад в систему образования Баухауса, в 1922 году Иттен покинул школу из-за неодобрения Гропиусом некоторых идей Иттена (Иоханнес был участников зороастризма, проповедовал принципы внутренней гармонии, медитацию и вегетарианство).
Ласло Мохой-Надь (1895–1946)

Венгерский художник, сосредоточившийся на коммуникативном дизайне, фотографии и киноэкспериментах. Например, он один из первых открыл фотограмму — получение изображения через облучение фотобумаги. В середине 1920-х годов Мохой-Надь даже познакомился с Маяковским и сделал несколько его фотопортретов.
Пауль Клее (1879–1940)

Один из главных художников европейского авангарда много работал с русским авангардистом Василием Кандинским. В течение десяти лет преподавал в Баухаусе (1921–1931), за это время руководил несколькими мастерскими — по переплету книг, мастерской по металлу, мастерской по витражной живописи.
Ханнес Мейер (1889–1954)

Швейцарский архитектор из движения новой архитектуры 1920-х годов. Марксист по убеждениям, Мейер имел строго функционалистскую точку зрения — позже он дал ей название «Новая теория строительства» (Die neue Baulehre) и считал, что в архитектуре главное — организация, а не эстетика, подчеркивая значимость социального жилья и помощи всем людям независимо от их происхождения.
Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969)

Третий по счету директор Баухауса. Когда в 1930 году он занял пост директора Баухауса, школа уже находилась в увядающем состоянии. К этому времени Мис уже занимал лидирующую позицию среди немецких архитекторов. И школа, и весь город Дессау надеялись, что Мис ван дер Роэ со своим авторитетом привнесет новую жизнь в Баухаус. Стремясь деполитизировать школу, он потребовал ее немедленного закрытия, которое и состоялось в сентябре 1930 года.
Марсель Бройер (1902–1981)

Венгерский архитектор и дизайнер. Переехал в Веймар, чтобы получить образование в Баухаусе, после чего остался там преподавать. В 1920-х годах занимался преимущественно дизайном мебели, а позже увлекся архитектурой. По его проектам были построены дома в Германии и Швейцарии, но большинство построек находится в США (как и многие другие, он эмигрировал туда).
Василий Кандинский (1866–1944)
Один из главных художников русского авангарда. Начиная карьеру как пейзажист, Кандинский стал рисовать абстракции едва ли не первым среди художников-авангардистов. Будучи частью движения «Синий всадник», в 1922 году Кандинский приезжает в Баухаус, чтобы возглавить мастерскую живописи и фрески. Результаты его работы в школе описал в своей главной книге «Точка и линия на плоскости» 1926 года.
Герберт Байер (1902–1981)

Австрийский графический дизайнер больше всего преуспел в типографике: после окончания своего курса он возвращается в Баухаус в качестве преподавателя по классу графического дизайна и типографики. В это время он начинает разрабатывать шрифты без апперкейса. После ухода из Баухауса в 1928 году Байер становится арт-директором немецкого Vogue. Позже, как и многие другие художники его круга, переехал в Америку, где продолжил заниматься дизайном и фотографией.
Марианна Брандт (1893–1983)

Немецкая художница, скульптор, фотограф и дизайнер. Единственная женщина, которая была допущена в мастерскую по металлу, а позже преподававшая в этой мастерской совместно с Ласло Мохой-Надем. За время своей творческой деятельности Брандт создала множество предметов интерьера, таких как лампы, пепельницы и кухонная посуда.
Одним из главных принципов работы нового художника мастера Баухауса провозглашали сращивание искусства и ремесла, лучшим примером которого стала архитектура. О сообществе художников как лаборатории высокопрофессиональных ремесленников и говорят создатели Баухауса в своем манифесте: в те времена все авангардные школы и течения в искусстве предпочитали собирать тезисы в такой форме.
Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник — лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника.
Творчество и любовь к красоте — необходимые условия счастья. Время, не признающее эту бесспорную истину, не обретает ясного зрительного выражения: его образ остается неотчетливым, а его произведения не могут доставить радость.
| Архитектор должен быть координатором, чье дело заключается в объединении многих общественных, технических, экономических и художественных проблем, возникающих в связи с постройкой. |
Пространственная концепция — основная архитектурная дисциплина. Методы развития интереса к визуальной экспрессии во всех областях искусств должны прежде всего научить студента видеть , воспринимать расстояние и понимать человеческий масштаб.
Студентов надо подготовить работать в бригадах — также и вместе со студентами смежных профессий, — чтобы обучить их работе друг с другом.
Занятия по истории искусства лучше начинать на третьем году обучения, нежели на первом, для того чтобы избежать неразберихи взглядов и подражательства.
В качестве преподавателей следует привлекать лишь тех людей, которые наделены достаточным практическим опытом как в проектировании, так и в реальном строительстве.
Истинная цель всякого образования — слишком часто забываемая — состоит в пробуждении энтузиазма к великим свершениям.
Нельзя больше смешивать творческое искусство и историю искусства. Задача художника — «творить новый порядок», историка — заново открывать и объяснять порядки прошлого
Легендарная программа обучения Баухауса объединяла ремесло с искусством на самой ранней стадии, выливалась в равноправное сотрудничество учеников в мастерской вместе с преподавателем, а заканчивалось строительным экспериментом на специальной площадке.
Длительностью полгода, в конце курса — перевод в учебные мастерские.Вместо истории искусств и теорий базой в Баухаусе стал курс экспериментальный: в первые полгода работы в школе ученик знакомился с понятиями пропорции, масштаба, ритма и света, тени и цвета. Это позволяло ему попробовать себя во всех областях сразу и пройти все стадии простейших упражнений с различными материалами и инструментами, чтобы каждый мог найти свое персональное призвание. Еще преподаватели Баухауса очень осторожно относились к достижениям техники и считали, что одна из задач преподавателя — уберечь художника от потрясений «механического века».
Длится три года. После работы в учебных мастерских художника принимали в ремесленные гильдии, а потом в команду Баухауса. Именно так и складывалось знаменитое дизайнерское комьюнити Берлина, где не было учеников и учителей, а роли регулярно менялись. Отдельно во время практического курса студентов обучали пропорции, оптическим иллюзиям и цвету.
Третья и самая серьезная фаза Баухауса. Практическое участие в строительстве (на реальной строительной площадке) и свободное творческое участие в строительном процессе (на экспериментальной площадке Баухауса) для тех, кто достиг самых лучших результатов в учебе.
Несмотря на исключительно сложный период, в который Баухаусу и его идеям пришлось выживать, — отсутствие денег, вынужденный переезд и в конце концов закрытие — идеи этой школы, которая просуществовала всего четырнадцать лет, проникли во все сферы. Вместо того, чтобы погибнуть в чуждых условиях, баухаус открывал себя заново в новом контексте. И даже после закрытия школы баухаус в виде течения продолжал развиваться в работе отдельных его участников: Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ стали одними из самых важных и влиятельных архитекторов США того времени, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго «Новый Баухаус» (сейчас это часть Иллинойского технологического института), Ханнес Мейер поехал в СССР с группой студентов.
В Италии 1940–1950-х годов идеи баухауса нашли свое отражение в архитектуре движения рационализма. В Америке зародился так называемый интернациональный стиль в архитектуре благодаря эмиграции многих преподавателей Баухауса. Швейцарская школа 1950-х годов копировала многие идеи баухауса в отношении типографики и коммуникативного дизайна — это влияние позже перенеслось в Америку. Именно в это время зародился шрифт Helvetica (1957 год, Макс Мидингер). Первые художники-постмодернисты называли советских конструктивистов, европейский авангард и баухаус среди своих самых сильных влияний. В настоящее время работы, сделанные почти век назад в немецкой школе Баухаус, продолжают вдохновлять современных художников.
Источник