Бидермайер стиль одежды для

Платья и модный костюм в стиле бидермейер

Наиболее интересный и необычный период в моде XIX века приходился на время господства стиля бидермейер в Европе. Данный стиль в европейском костюме существовал практически параллельно со стилем романтизм в 1820-1840-е годы.

Ф. Г. Вальдмюллер
«Семья в парке»

Родиной стиля бидермейер считается Австрия. Само название стиля произошло от коллективного псевдонима нескольких поэтов XIX века – господин Бидермайер. Под данным псевдонимом поэтами фон Шеффелем, Людвигом Эйхордом и Адольфом Касмаулем в немецкоязычных журналах печатались пародийные стихи.

Целью таких пародий было подшутить над стихами обывателей-графоманов (мелких торговцев, провинциальных учителей), письмами с которыми были буквально завалены все редакции журналов первой половины XIX века.

Карл Шпицвег
«Друг кактуса» (1856)
Одинокий чиновник вернулся домой, дома его ждет лишь кактус…

Стиль бидермейер – это городской стиль. Стиль бюргеров XIX века. Так, на картинах данного периода появляются жители городов за работой, на прогулке, на отдыхе. К примеру, картины немецкого художника Карла Шпицвега. Или же Галерея красавиц художника Йозефа Штилера – портреты как принцесс, так и обычных горожанок. Создана данная серия картин была по заказу Людвига I – короля Баварии.

В русском искусстве к стилю бидермейр можно отнести картины Василия Тропинина — к примеру, «Золотошвейка» или же «Кружевница».

Карл Шпицвег
«Охотник на бабочек» (1840)

Стиль бидермейер – это уютный стиль ценящих труд, но уже могущих позволить себе и роскошь горожан. Интерьеры в силе бидермейер отдают домашним уютом – это светлые обои с рисунком в цветочек, мягкая мебель, обтянутая ситцевыми тканями и набитая конским волосом, простые кровати, лишившиеся балдахинов, множество горшков с комнатными растениями.

Карл Шпицвег
«Бедный поэт» (1839)

Наибольшее распространение стиль бидермейер получил в немецкоязычных странах.

Карл Шпицвег
«Пикник»

Что касается костюма в стиле бидермейер, то наиболее ярко особенности костюма в данном стиле можно рассматривать на примере женских платьев первой половины XIX века. В то время как в мужском костюме стиль бидермейер весьма перекликается со стилем романтизм.

Платья в стиле бидермейер

Платье в стиле бидермейер чем-то напоминало воздушный шар – такое же круглое и объемное. И это вряд ли случайно – первые воздушные шары взлетели в небо как раз таки в XIX веке. И их пассажирами были не только мужчины, но и отважные дамы в своих неудобных нарядах.

Ф. Г. Вальдмюллер
Женский портрет

У платьев в стиле бидермейер всегда была широкая пышная юбка. В нее вшивали специальные валики, чтобы придать округлую формы. При этом каркасов под юбку не было. Также не было и множества нижних юбок.

Во времена стиля бидермейер женщины вполне обходились одной нижней юбкой и вшитыми валиками. Также юбка платьев данного стиля становится немного короче – она не прикрывает щиколотки ног. Непозволительная вольность по тем временам.

Й. К. Штилер
«София Баварская» (1832)

Бальные платья стиля бидермейер обязательно были с декольте и открытыми плечами. С такими платьями носили дорогие, из кашмирской шерсти, шали, которые привозились в Европу из Индии. Классическое сочетание — белое платье и красная шаль. Кстати, что касается цветов платьев стиля бидермейер, то девушки чаще всего носили платья более светлых расцветок, а женщины – платья темных тонов.

Й. К. Штилер
«Мария Фридерика Прусская» (1843)

Рукава бальных платьев были короткими и с ними носили длинные перчатки. На талии обязательно пояс – с бантом или же пряжкой. Цель пояса – сделать зрительный акцент на тонкой талии.

Й. К. Штилер
«Анна Хиллмаэр» — дочь торговца мясом (1829)

У повседневных платьев декольте отсутствовало. Рукава таких платьев были длинными. С повседневными платьями носили короткие перчатки, а также зонтики от солнца – в моде аристократическая бледность. На плечи могли набрасывать кружевные косынки. Так называемые косынки-фишю. На голове – шляпа капор.

Й. К. Штилер
«Лола Монтес» — танцовщица, а также возлюбленная короля Баварии Людвига I (1847)

Запоминающимися были и прически стиля бидермейер. Чаще всего ассиметричные, с петлями и бантами из волос. А также со взбитыми и завитыми локонами.

Отдельное внимание стоит уделить рукавам платьев стиля бидермейер. Рукава таких платьев всегда были широкими и объемными.

Карл Шпицввег
«Любовное письмо» (1845-46)

Очень часто рукав платья состоял из двух частей. У бальных платьев был внутренний рукав – короткий, плотный и подбитый пухом или ватой. Верхний рукав бальных платьев мог быть длинным и шился из полупрозрачных тканей или кружева.

Но чаще всего бальные платья были с короткими рукавами-буфами – объемный рукав-фонарик, заканчивающийся манжетой.

Карл Шпицвег
«Воскресная прогулка» (1841)

Носили и платья с рукавом-жиго – очень широкий у плеча и постепенно сужающийся к манжете у локтя или запястья рукав. В России такой рукав в шутку называли «бараньей ногой».

У повседневных платьев чаще всего был простой односоставной рукав, в верхнюю часть которого для придания объема вшивался китовый ус.

Мужской костюм в стиле бидермейер

Отличительной особенностью мужского костюма стиля бидермейер стал его силуэт, отчасти повторяющий силуэт женского костюма данного периода. А именно широкие плечи и узкая талия. В остальном же мужской костюм во многом был схож с мужским костюмом стиля романтизм.

Карл Шпицвег
«Автопортрет»

Фраки в стиле бидермейер шили строго в талию. При этом к фраку прилагались вшитые подплечники и широкий в верхней части рукав. Очень часто за счет ватной подкладки фраков увеличивали их на груди.

Карл Шпицвег
«Запах роз»

С фраком носили более светлые брюки и жилеты. Если фрак был темного цвета, то жилет мог быть ярким. Очень часто носили красные жилеты или же жилеты в полоску и клеточку. Ткань в полоску или же клеточку использовалась не только для пошива мужских жилетов, но и для пошива повседневных женских платьев.

Карл Шпицвег
«Воскресный охотник» (1845)

Сюртук в данный период чаще всего носят как верхнюю одежду. В моде шляпы-цилиндры, трости, перчатки, шейные платки, кудри и бакенбарды, что соответствует моде денди.

Карл Шпицвег
«Вдовец»

Одной из модных новинок того времени стал и английский плащ гавелок. Плащ – пошитый из сукна и с яркой контрастной подкладкой. У данного плаща не было рукавов, но присутствовала пелерина и прорези для рук. Плащ был объемным и его часто надевали для походов на бал, так как под ним не мялся фрак.

Источник

Красавицы светского общества и стиль бидермейер

Бидермейер – стиль, который утвердился в жизни и искусстве далеко не во всех европейских странах. Самое широкое распространение стиль бидермейер получил в Австрии, Германии, а также в России. Особенно ярко он проявил себя в декоративно-прикладном искусстве (мебель, костюм).

Этот стиль начал возрождаться где-то в период окончания наполеоновских войн (в 1815 году) и достаточно долго развивался, почти до 1848 года – года революции во Франции. Интересно также то, что свое название он получил уже после завершения своего существования, то есть в период 1848 – 1850 года.

Напомним, что слово «Бидермейер» означало имя несуществующего человека, вернее сказать, человека, находившегося лишь в литературных сатирических произведениях. Слово bieder, в переводе с немецкого языка, означает «честный, порядочный, простодушный». Сложив две части слова, получили имя, которое дали новому сатирическому персонажу.

Немецкие писатели публиковали свои произведения о жизни местных бюргеров, об их времяпрепровождении, о представлении неспешной и уютной жизни, используя при этом в качестве главного героя Бидермейера. А один из немецких поэтов использовал новое имя как свой псевдоним. Вскоре слово Бидермейер стало нарицательным. Этим словом обозначали художественные направления того времени.

Мода становится более доступной для всех сословий. Но по-прежнему ее диктуют Франция и Англия.

Время бидермейера пришлось в России на годы правления императоров Александра I и Николая I. Эти годы были отмечены многочисленными балами и блистательными увеселениями. Балам не было числа, а у некоторых господ не было физической возможности побывать на всех проводимых балах.

Балы объединяли светское общество и в то же время оживляли торговлю в городах. Этим увеселениям были рады швейные мастерские и модные магазины, потому что за несколько дней до начала торжества, дамы, получившие приглашение, стремились приобрести сногсшибательные наряды, чтобы привести в восторг и восхищение всех присутствующих. Иногда бальные туалеты шились крепостными швеями, но чаще заказывались у модисток и портных. Многие предметы одежды покупались в магазинах.

Лучшие московские магазины одежды, обуви и аксессуаров обосновались на Кузнецком Мосту, а также на Тверской улице, Петровке и в прилегавших к ним улицах и переулках.

В предшествующие годы, вплоть до 1815 года, господствовало платье без талии, которое, несомненно, было весьма непрактичным ни для фигуры, ни для здоровья. Эти платья унесли из жизни достаточно в раннем возрасте многих светских красавиц, так как легкая ткань, под которой, кроме нижнего белья ничего более не предполагалось, не могла согреть тело. В холодную пору простуда, а то и туберкулез, или чахотка, как тогда называли, были нередкими заболеваниями. Примерно с 1815 по 1820 год талия начала возвращаться на свое место – над бедрами. К тому же ее старались еще более выделить шнуровкой, то есть и корсет также вновь утвердился, правда, несколько в смягченной форме.

Чтобы талия смотрелась тонкой, стали подчеркивать величину плеч. Для чего рукава делались широкими, особенно сверху, и сужались к кисти. Юбка расширялась книзу, образуя крупные складки. Кстати, юбка была укорочена настолько, что можно было увидеть мелькавшие под ней не только туфельки дамы, но и ее щиколотки, о чем мечтали мужчины, с вожделением глядя на балу на пробегавшую юную красавицу.

К 1835 году рукав достигает небывалых размеров. В скором времени он снова начнет уменьшаться, вернувшись к более простым формам. Корсаж будет еще туже сжимать талию дамы, а юбка удлиняться, обрастая множеством оборок, и потому выглядеть шире и пышнее. В это время дамы обожали дорогие кашмирские шали, они набрасывали их на плечи и спину, прикрывая обнаженные плечи и декольте. Эти шали давно уже привозились англичанами из Индии.

Были модны мантии и пелерины, которые играли роль плаща, как у средневековых красавиц. Пальто, как такового, в дамском гардеробе не было. Зимой дамы носили пальтообразные платья из толстых шерстяных тканей. Если было слишком холодно, поверх такого платья-пальто надевалась шаль или широкие пелерины, меховые накидки или палантины. Часто использовались меховые боа.

В моде, как в зеркале, отражается жизнь народов – революции, победы, сражения, политические интриги, судебные процессы, театральные и литературные успехи, салонные сплетни и скандалы, научные открытия и т.п.

Ткани, предметы одежды и фасоны получают названия в честь знаменитых актрис, певиц и танцовщиц. Например, золотисто-бежевая ткань, которая пользовалась популярностью в 30-е годы XIX века, называлась крепрашель, по имени французской трагической актрисы Рашель. Или небесная эфирная шляпка – шляпка Тальони – по имени танцовщицы, которая на сцене летала в танце, как зефир, и одевалась, как весеннее облако.

В честь несравненной итальянки Тальони, гастролирующей в Петербурге, назывались шляпки, тюрбаны, духи и даже карамель. Тальма – во Франции в XIX в. короткий мужской плащ, закрывающий плечи и грудь, а в России — женская длинная накидка без рукавов — по имени французского актера Ф. Тальма.

В то время стали очень модными клетчатые и полосатые ткани, а также ткани с легким узором. Цветочки на ткани будут несколько позже.

Женскую прическу в стиле бидермейер можно было назвать произведением парикмахерского искусства. Парикмахеры являлись к даме в определенное время, и долго-долго творили на ее голове фантазийные локоны. Заодно они приносили своим клиенткам все городские сплетни и закулисные тайны знатных столичных дам.

На женской головке, как правило, укладывались волосы в виде крупных локонов или в виде «котлет» из кос на висках. Постепенно игривые локоны преображались в плотные пучки или короны кос на висках или на макушке. Длинные волосы поднимались верх и укладывались на темени в виде локонов или различных шиньонов.

В качестве украшений причесок непременно были цветы, перья, ленты, кружева, банты и бантики и, конечно, драгоценности. Сильно открытая шея и глубокое декольте позволяли «выделить» голову, а потому сложная прическа имела большое значение.

Головные уборы и обувь

Головные уборы были разнообразных видов: чепцы, широкополые шляпы, тюрбаны, капор. Чепцы были богато украшены по краю рюшами, кружевом или лентами. Шляпы с огромными полями украшались цветами и перьями. Все головные уборы были именно так скроены, чтобы не повредить локоны дамы. Шляпки и прически буквально сплошь покрывались цветами, перьями, лентами и воланами.

Обувь в дамском гардеробе по большей части была без каблуков. Это были плоские, низкие туфли, с лентами. Но появляется уже шнурованная обувь, на небольшом каблуке и с тупым носиком. Туфли делались не только из кожи, но и из шелковых тканей. Чулки на ногах дамы были белые, иногда пастельных тонов, белье – белоснежным, расшитым всевозможными вышивками белой гладью.

В моде были броши, ожерелья, браслеты, диадемы, гребни, булавки, длинные серьги, украшения из жемчуга и, конечно, из драгоценных камней. В это время очень модной стала фероньерка (украшение на лбу).

И так, дама с тонкой талией, чуть укороченной пышной юбкой, с огромными рукавами и тщательно завитыми и уложенными локонами на висках – характерное воплощение стиля «бидермейер».

В бальной моде до 1823 года держался стиль апмир, но со временем он уступил место новому направлению. Бидермейер стал господствующим и в этой области. Отделка платьев была замысловатой и чрезвычайно фантазийной, порой в одном платье было до десятка разных бантиков и бантов… Бальный наряд был сильно декольтирован, шилось оно с кринолином, надевались при этом лучшие драгоценности.

В это время в качестве нового предмета одежды появляется блуза. В течение дня дамы переодевалась по несколько раз. Все зависело от часа и места нахождения, а также от рода занятий. Например, домашнее утреннее платье, платье для прогулок, визитное платье, платья для конных прогулок и прогулок в экипаже, платье для визитов, вечерний наряд, бальный и т.п. К платью полагались шляпка, перчатки, веер и зонтик.

В макияже на первом месте была белизна кожи дамы, и легкий румянец. Макияж был неброский, ценились бледность и хрупкость. Хрупкость и изящность, романтичность и мечтательность – вот несколько характеризующих женщину этой эпохи.

С этого периода дамы начали включаться в активную жизнь. В доме наиболее активных и образованных дам светского общества было заведено организовывать свои литературно-музыкальные общества, в которых можно было узнать последние творческие успехи литераторов, музыкантов и актеров, а также прочитать или промузицировать свои, только что сочиненные произведения.

Эти салоны были центрами культурной жизни Москвы или Петербурга. И очень часто сама хозяйка такого салона была неординарной личностью, получившей прекрасное образование. Например, Зинаида Волконская, в салоне которой бывали А.С. Пушкин, посвятивший ей стихотворение, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский, молодой поэт Д.В. Веневитинов и многие другие деятели культуры, известна своим сценическим и музыкальным дарованием, любовью к науке и искусствам.

Однако вернемся к литературному герою Бидермайеру, веселый нрав которого так пришелся по душе всем читателям Европы. Он оказался трезвым и расчетливым богатеем, обладающим жизненной хваткой и деловым умом. А потому стиль бидермейер сформировал того человека, который, хотя и подражает аристократам, но в его культуре преобладают благополучие и комфорт. Господин Бидермейер настолько умеет считать деньги, что все обходится ему дешевле. А потому в моду постепенно стали входить дешевые имитации дорогих тканей, мебели, предметов интерьера.

Источник

Читайте также:  Как красиво одет шапку
Оцените статью
Поделиться с друзьями