Рокеры как субкультура и немного о кафе-рейсерах.
На дворе 50-е, в США байкеры уже во всю создают мотоклубы и захватывают территорию, а Великобритания только возрождается после бомбежек Второй Мировой войны. Промышленность демилитаризуется, мотоциклы становятся дешевым средством передвижения, доступным для рабочего класса. В этой среде образуется субкультура рокеров — британский вариант байкеров, имеющий свои отличительные черты и интересную историю.
Об этом и поговорим в данной статье.
Рокеры — британская субкультура, зародившаяся в 1950-е годы, характерными особенностями которой являлись мотоциклы в стиле кафе-рейсер и рок-н-ролл.
Также рокерами в те времена ошибочно называли Модов и скинхедов. Но нас сейчас интересуют именно ребята на мотоциклах, кроме того, между Рокерами и Модами довольно много различий. Моды ездили на скутерах, рокеры — на мотоциклах, сильно различались стили одежды, да и возраст. Моды — молодежная субкультура, а рокеры были уже более серьезными взрослыми дядьками, хотя тоже молодыми.
История происхождения и характерные черты.
Во время Второй Мировой войны и в послевоенные годы в Великобритании мотоцикл считался признаком достатка. Мотоциклы стоили достаточно дорого, и к их владельцам относились с почтением и уважением. В начале 1950-х гг. средний класс смог позволить себе покупать автомобили. Вкупе с демилитаризацией производства цены на мотоциклы резко упали. Мотоцикл стал транспортом для бедных.
Появлению рокеров как субкультуры поспособствовали несколько факторов. Подъем производства после войны, как я уже говорил. Кроме того, у рабочего класса стали появляться излишки денег, что в совокупности с доступными кредитами позволило увеличить покупательскую способность. В большой степени на возникновение рокеров повлияла американская культура — музыка и кинофильмы.
А вот на кафе-рейсеры рокеры пересели именно из-за характерной особенности британских дорог и придорожной инфраструктуры. Все дело в том, что магистрали вокруг многих британских городов очень уж подходили для гонок, поскольку были кольцевыми и имели неплохое покрытие. А обилие придорожных круглосуточных кафешек определяло места не только тусовок, но и старта и финиша.
Рокеры были очень энергичной и спортивно-направленной субкультурой. Они регулярно устраивали заезды на скорость, при этом уже в то время тюнингуя свои мотоциклы таким образом, что они спокойно достигали скорости в 160 км/ч. (100 миль в час или «тонна». «Сделать тонну!» ;))Естественно, они частенько бились, устраивали попойки, драки. Все это сформировало негативное мнение о них у общественности.
В 1960-х в Великобритании происходили многочисленные стычки с Модами. Эти стычки получили название “Война Рокеров и Модов” и заслужили отдельной статьи на этом сайте.
Потом потихоньку субкультура угасла, но потом возрождалась множество раз по всему миру.
Рокеры часто использовали в своей символике череп и перекрещенные кости, поскольку глубокий тюнинг мотоциклов делал их крайне опасными для езды. Характерная одежда — кожаные куртки-косухи с множеством заклепок, открытые мотошлемы, летные очки и длинные шелковые шарфы. Ну правда чаще всего ездили вообще без шлемов) На ногах носили либо джинсы, либо кожаные штаны и кожаные мотоботы (обычно фирмы Lewis Leathers). В моде были брелки Esso и нашивки клуба «59 club of England». Вообще, должно быть, рокеры довольно клево выглядели с учетом того, что к тому же почти поголовно носили прически а ля Элвис 🙂
Рокеры не слишком опрятно выглядели, к тому же имели некоторую склонность к насилию, поэтому вскоре их перестали пускать во многие пабы, клубы и танцплощадки, и они тусили в придорожных кафе, которые одновременно играли роль места старта и финиша при проведении гонок. Наиболее известные «тусовочные» кафе рокеров — это The Ace Cafe, Chelsea Bridge tea stall, Ace of Spades, Busy Bee и Johnsons.
Кафе-рейсеры.
Термин «кафе-рейсер» пошел именно из-за привычки байкеров тусоваться у придорожных кафе и устраивать гонки. Термин возник в 1950-х годах
Рокеры производили глубокий тюнинг своих мотоциклов. Чтобы мотоцикл стал настоящим кафе-рейсером, надо было максимально облегчить его конструкцию и улучшить его аэродинамические качества. Для этого с мотоцикла снималось все лишнее, руль заменялся на клип-оны, которые прикручивались к перьям под траверсой. Оставляли только одно седло для первого номера. Вместо седла второго номера устанавливали самодельный аэродинамический горб.
Подножки выносились назад. Все эти переделки формировали спортивную посадку. Пилот лежал на баке, что улучшало аэродинамику.
Также было очень популярно увеличение объема бензобака. В качестве доноров для постройки кафе-рейсеров использовались мотоциклы марки Norton, BSA, Triumph, Royal Enfield и Matchless. Ну а самый труевый вариант — установка двигателя Triumph Bonneville в раму Norton Commando. Получавшийся мотоцикл назывался Triton и ехал, говорят, просто суперски)))
Вообще-то по кафе-рейсерам есть много материала, так что непосредственно про стиль мотоциклов напишу в отдельной статье, а пока предлагаю полюбоваться еще одной старой фотографией рокеров на своих мотоциклах.
Реклама Гиннесса грамотная кстати, я фотографию увидел, мне прям пива захотелось)
Еще несколько кадров Рокеров и Ace Cafe.
Влияние рокеров на культуру.
Рокеры очень сильно повлияли на мировую культуру. От них пошел панк-рок, клепанные косухи, мода на ботинки Dr. Martens, да и стиль кафе-рейсер до сих пор жив!
А вот в качественном кино и книгах рокеры практически не засветились. Если у американских байкеров есть «Ангелы Ада» Хантера Томпсона и «Дикарь«, то у британских рокеров есть только фильм «Парни в коже» 1964 года, о котором особенно никто не слышал.
Поделиться «Рокеры как субкультура и немного о кафе-рейсерах.»
Источник
Все, что вам нужно знать о кафе-рейсерах – одном из старейших движений в мировой мотокультуре
Почему в 1960-х все пересели на мотоциклы, начали тусоваться в кафе и кастомизировать байки.
Выбор мотоциклов сейчас широк как никогда. У любого производителя найдутся модели разной кубатуры, разных классов и для разных целей. Хотите ездить вальяжно и размеренно? Вот вам круизер. Предпочитаете приключения и грязевые ванны? Возьмите легкий эндуро. Обожаете скорость? Ассортимент спортивных мотоциклов и нейкедов к вашим услугам.
Но что было доступно людям 60–70 лет назад? В основном мотоциклы делили на легкие и тяжелые, а классов в современном понимании у них не было. Поэтому энтузиасты самостоятельно превращали серийные байки в то, что им было нужно изначально, а объединяясь в группы по интересам, они дарили миру целые направления в кастомайзинге двухколесной техники. Об одном из них и пойдет сегодня речь.
Вторая мировая война унесла немало жизней, в результате чего во многих европейских странах компании сталкивались с недостатком рабочих кадров. На место погибших приходила молодежь, которая довольно скоро обзавелась первыми капиталами. Естественно, одним из способов их траты была покупка личного транспорта. Выбор многих падал на мотоциклы: они стали достаточно доступными, а ведь до войны в Великобритании считались транспортом богатых и успешных. Теперь же это была отличная возможность прокатиться с ветерком без особых излишеств.
Кататься по городу без остановки было сложновато, поэтому молодые мотоциклисты собирались в различных кафе, преимущественно в тех, где обитали дальнобойщики.
Причиной тому была, конечно же, не любовь к кофе, а… монополия BBC на радиовещание. В то время как в Штатах Элвис делал карьеру, руководство Британии рок-н-ролл и ритм-энд-блюз не жаловало. Эти жанры подвергались цензуре, поэтому популярная музыка звучала на радио лишь час в день, а альтернативных радиостанций не появлялось, так как BBC чинили различные бюрократические препоны всем, кто хотел получить право на самостоятельное вещание. Это привело к появлению множества пиратских станций, которые пускали в эфир американский рок даже с кораблей, стоящих в открытом море. Но была еще одна возможность послушать последние хиты – музыкальные автоматы в тех самых кафе. Чак Берри, Эдди Кокран, Джин Винсент – их можно было не услышать по радио, но в кафе – запросто. Самыми популярными точками у байкеров было The Ace Café в Лондоне и Busy Bee Café в Уотфорде, городке в пятнадцати милях к северу от столицы.
Triumph T100 Tiger у Ace Café в Лондоне
Серийные мотоциклы казались молодежи скучными с точки зрения динамики, поэтому многие пилоты занимались их доработкой. Основным критерием правильности тюнинга считалась способность байка «делать тонну» (do the ton), то есть развивать скорость 100 миль в час. Отсюда пошло одно из прозвищ владельцев этих маленьких ракет – ton-up boys. Но чаще всего всех неформалов-мотоциклистов называли просто рокерами, хоть и не каждый из них занимался перекройкой своего байка под спортивный болид.
Разгон до 160 км/ч для современного мотоцикла не кажется чем-то особо сложным: это сможет сделать практически любой классик или нейкед с двигателем объемом около полулитра. Но в середине XX века все было немного сложнее. Например, одна из самых известных моделей Jaguar, родстер XK120 1948-го модельного года, получила свое название именно потому, что ее максимальная скорость составляла 120 миль в час. А рекордсмен среди мотоциклов, Vincent Black Shadow, также появившийся в 1948-м, развивал максимальные 125 миль в час. Поэтому достижение заветной «тонны» для серийного мотоцикла и гражданского мотоциклиста было хоть и достаточно сложной, но все же выполнимой задачей.
Конечно, эти уличные гонщики были фанатами профессиональных спортсменов, выступающих в официальных соревнованиях. Но где Джефф Дюк (шестикратный победитель в гонках Isle of Man TT), а где они, простые парни, ошивающиеся в придорожных забегаловках? Их не раз оскорбляли дальнобойщики, мол, тут не настоящий трек и вы никакие не гонщики, а так, катаетесь от одного кафе до другого.
И именно это прозвище – cafe racers – молодые мотоциклисты выбрали в качестве названия для своей субкультуры и своих байков.
Оно звучало по-бунтарски, одновременно с этим подчеркивая, что все собравшиеся – лишь любители, желающие разбавить рискованными заездами серые реалии городской жизни. Нарушение ПДД было для них рутинным явлением, и речь идет не только об ограничении скорости. Нарушались и другие законы: запрет на езду без шлема и запрет на вождение мотоциклов лицам младше шестнадцати лет. Впрочем, наказание за подобные выходки следовало редко: полицейские машины в 1950-х были медлительными, а в некоторых даже не были установлены рации.
Постепенно формировался стиль гонщиков, перекликающийся с американскими бриолинщиками. Вектор его развития задал небезызвестный фильм «Дикарь» 1953 года с Марлоном Брандо. Рокеры надевали военные куртки, высокие сапоги и обматывали шею шелковым шарфом.
Но самым важным делом, конечно же, была доводка мотоцикла. Способов сделать байк быстрее было немного – в основном все работы с мотором сводились к замене родного карбюратора на другой большего размера. Хотя некоторые счастливчики из числа работавших на заводах мотокомпаний имели возможность получать запчасти к мотоциклам бесплатно. Например, работая на заводе BSA, можно было разжиться головами цилиндра, карбюраторами, мощными тормозами и превратить дешевый BSA B33 в конкурента флагманской модели Gold Star. Но если менять детали двигателя не хотелось, то всегда можно было уменьшить вес мотоцикла, повысив тем самым удельную мощность. Крылья обрезались, боковые панели снимались, а при наличии средств бак заменялся на алюминиевый.
Большое внимание уделялось и аэродинамике, и при ее доводке пилоты ориентировались на гоночные мотоциклы тех времен. Уличные болиды получали длинные и низкие бензобаки, подножки смещались назад, а штатный руль менялся либо на клипоны, либо на другой, формы clubman (он же Ace bars, в честь Ace Café), который мог встать в заводские стойки руля и при этом рукоятки находились очень низко. В итоге пилот может лечь на бак во время поездки, существенно снизив тем самым сопротивление воздуха. А чтобы водителя точно не сдуло, седло мотоцикла перешивали, делая его одноместным и добавляя закругленный упор сзади. Иногда можно было встретить полноценный обтекатель, который существенно улучшал аэродинамику, перенаправляя воздушные потоки выше головы пилота. В итоге кафе-рейсеры были не очень удобными, но ехали лучше серийных собратьев.
Комплект обтекателей Avon, который серийно устанавливали на Velocette Thruxton Veeline. Такие обтекатели можно было часто встретить на многих кафе-рейсерах 1960-х
Донорами становились байки британских фирм, чаще всего это были продукты компаний Triumph, Norton, Royal Enfield и BSA. Японским компаниям тогда еще нечего было предложить европейцам, а американские мотоциклы были тяжелее и медленнее. Хотя и к родным брендам у рокеров были претензии. Например у «Триумфов» были отличные моторы, но вот рамы драйверского восторга не вызывали. Зато рамы «Нортонов» были более жесткими, что улучшало управляемость, поэтому частенько в них переезжал мотор от другого производителя. А еще можно было купить настоящие гоночные рамы компаний Rickman или Seeley и собрать мотоцикл в них. Получившимся гибридам давали соответствующие имена, самым известным из которых было имя Triton, означающее сочетание двухцилиндрового рядного мотора объемом 650 см³ от Triumph Bonneville и рамы Norton Featherbed. Если денег у водителя было поменьше, то можно было собрать что-нибудь попроще, например Tribsa, то есть тот же мотор, но уже в раме от BSA.
Дерек Рикман за рулем своего детища – Rickman Metisse. Рама оригинальной конструкции, двигатель и коробка передач – Triumph
Один из сохранившихся до наших дней Tribsa. 650-кубовый мотор Triumph в раме от BSA Gold Star
Но даже на подготовленном мотоцикле попытка достичь заветные 100 миль в час могла обернуться трагедией. Тонкие шины с весьма примитивным протектором и барабанные тормоза обеспечивали минимум безопасности во время движения, что делало все заезды гонщиков весьма опасными. Но ton-up boys воспринимали это как должное, ведь как еще «сделать тонну» без рисков?
Зато газеты относились к уличным мотогонщикам весьма негативно. Любой ценой они пытались их демонизировать.
При этом часто страшные истории в таблоидах оказывались выдумками. Одни журналисты пытались подкупить посетителей того же Ace Café, чтобы те устроили драку, другие рассказывали о том, как мотоциклисты устраивали дуэли: ехали навстречу друг другу на скорости 100 миль в час в надежде, что противник свернет с пути первым.
«Клуб самоубийц!» – так рокеров назвала Daily Mirror в 1961-м
Еще один эпизод из жизни обитателей придорожных кафе был воспроизведен для полицейского сериала Dixon of Dock Green. В седьмом сезоне (снимался в 1960-м и 1961-м) сценаристы решили выставить рокеров плохими парнями, подвергающими риску участников дорожного движения. В одной из серий была показана сцена, когда байкеры включали трек на музыкальном автомате и, пока играла песня, выбегали на улицу, садились на мотоциклы и ехали по городу на максимально возможной скорости до заранее оговоренной точки, у которой разворачивались и мчались обратно в кафе. Такой заезд можно было красиво снять для сериала, но в реальной жизни он не был бы таким захватывающим. Хотя бы потому, что в музыкальных автоматах большинство песен длилось не больше трех минут – и за это время надо было одеться, выйти из кафе, завести с кик-стартера мотоцикл, и попытаться проехать сколь-либо значимое расстояние. Сейчас уже мало кто сможет точно сказать, проводились ли такие гонки до выхода этого эпизода, но они точно начались после. Может, авторы сериала и пытались предостеречь пилотов от рискованной езды, но результат оказался прямо противоположным. Например маршрут от Ace Café по лондонской дороге A406 был длиной три с поливной мили, и чтобы успеть проехать его до окончания трека, нужно было держать среднюю скорость 100 км/ч притом, что некоторые участки дороги были довольно опасны для мотоциклистов.
Группа мотоциклистов на похоронах своего знакомого
В семидесятых движение кафе-рейсеров начало меняться. Во-первых, это связано с приходом японских мотоциклов на британский рынок. Honda CB750 и Kawasaki Z1 были гораздо мощнее «Триумфов», и на них тоже можно было отлично погонять. Во-вторых, производители мотоциклов начали выпуск моделей, которым никакая доводка уже не была нужна. Сначала такие мотоциклы походили на кастомные кафе-рейсеры, например Moto Guzzi Le Mans 1976 года или Harley-Davidson XLCR 1977-го. Затем они выделились в отдельный класс спортбайков, обрастая пластиковым обвесом и получая все более оборотистые моторы. В-третьих, росло давление полиции на мотоциклистов. Еще в 1967-м в стране начало действовать ограничение скорости 70 миль в час, а столичная полиция получила в свое распоряжение родстеры Daimler SP250, оснащенные двигателями V8 и способные догнать любого уличного гонщика.
Реклама H-D XLCR. Аббревиатура состоит из обозначения семейства Sportster (XL) и имени модели и при беглом чтении звучит как Excelsior
Сейчас кафе-рейсеры чаще воспринимаются просто как мотоциклы в определенном стиле, а не как образ жизни, хотя на их родине остается немало истинных фанатов и ценителей этой субкультуры, которые покупают старые британские мотоциклы и доводят их. А вот в руках профессиональных кастомайзеров в кафе-рейсер может превратиться почти все, что угодно, – от старых оппозитных BMW до новейших тяжелых Harley-Davidson.
Поэтому если вы ищете спортивный мотоцикл, но вам не по душе обилие пластиковых деталей, то вам стоит задуматься о приобретении кафе-рейсера. И здесь у вас есть два варианта.
Купить
Это хоть и не каноничный способ (как и в случае с любым мотоциклом, претендующим на ношение статуса кастома), но зато простой. Конечно же, в первую очередь стоит обратить внимание на Triumph Thruxton. Это классический британец с параллельной двойкой, в качестве опций к которому можно заказать обтекатель, короткое заднее крыло и вилку-перевертыш, что даст вам вам отличную аэродинамику и управляемость – все то, что нужно от настоящего кафе-рейсера.
Заводской кафе-рейсер Triumph Thruxton R рядом с классической моделью Bonneville T120. Хорошо видны главные отличительные черты «кафешника» – длинный бак, клипоны и округлый хвост
BMW R nineT Racer. Доработки у этой модели довольно небольшие – добавлен обтекатель и низкий руль
Сделать
Кафе-рейсеры родились как переделанные серийные мотоциклы, а значит, лучший «кафешник» – сделанный своими руками. Ну или руками квалифицированных механиков. При его постройке важно не забывать основную идею, которую заложили британцы в 1960-е, – кастом должен получиться быстрее исходника. Вариантов тюнинга двигателя в XXI веке очень много, но универсальных методов нет – все будет зависеть от того мотоцикла, который вы выберете. Очень часто работы начинают с установки воздушного фильтра нулевого сопротивления и прямоточного выхлопа: это сочетание действительно может увеличить отдачу двигателя, но если вы не перенастроите карбюраторы (при наличии таковых) или топливную карту (на инжекторных мотоциклах), то скорее получите грязный и потребляющий слишком много топлива мотор.
Ducati 900 SS 2001 года от московской мастерской Birdie Customs
Все изменения в облике мотоцикла можно свести к двум основным целям: снижение веса и улучшение аэродинамики. Первой легко достичь методами 1960-х – достаточно избавиться от лишнего пластика и металла вплоть до полного отказа от крыльев. А вот вторая потребует изменить посадку на мотоцикле, увеличив наклон водителя вперед. Для этого надо сделать руль ниже, а подножки перенести назад, чтобы ногам было комфортно. Убедитесь, что коленями вы можете обхватить бак, – без этого управлять вашим мотоциклом будет сложно.
При правильном подходе даже из огромного и тяжелого Harley-Davidson Fat Bob можно сделать кафе-рейсер
Источник