Чем отличается народный праздничный костюм от современной одежды
Народный костюм и современная одежда
Создание модного костюма — это постоянный поиск новых форм и конструкции одежды, ее цветового и декоративного решения и, как результат — нового образа. Как уже было сказано выше, творческим стимулом и источником вдохновения в этом поиске может стать любое явление жизни человека.
Ассоциативное представление является при этом важнейшим фактором создания нового решения, оно позволяет достичь разнообразия видимого образа, добиться новизны, а именно новизну мы рассматриваем как один из существенных признаков моды.
Но, как гласит пословица, новое — это хорошо забытое старое. Мудрость этого изречения в полнор мере можно отнести и к сфере создания костюма. Именно поэтому богатейшей кладовой идей для модельера, проектирующего современную одежду, является исторический и народный костюмы, традиции которых складывались и утверждались веками.
Естественно, что, занимаясь созданием современной одежды и модного направления, дизайнер не должен копировать формы народного и исторического костюмов. Его задачей является достижение выразительности и образности путем трансформации источника творчества посредством ассоциативного мышления.
При работе с историческим материалом невозможно не восхищаться его богатством: красотой форм старого костюма, великолепием отделки, виртуозностью кроя. Велико при этом искушение перенести все эти качества в проектируемое изделие практически неизменными.
Однако механическое воспроизведение старых форм в современном костюме без переосмысления их с позиций современного человека обрекает работу модельера на неудачу. Ведь исторический костюм, так гармонично соответствовавший своей эпохе, становится неуместным в условиях сегодняшней жизни и вместе с целесообразностью теряет свое обаяние.
Творческая, трансформация характерных свойств и признаков костюма прошлых веков, служащего импульсом для создания новых форм современной одежды, начинается со сбора информационного материала. Выполняя копии, зарисовки костюмов и их фрагментов, нужно выявить пластику формы и закономерности ее развития, красоту пропорциональных отношений отдельных частей формы, принцип ее ритмической организации, характер цветового решения, разнообразие фактур и декоративного оформления, а также другие параметры.
Беря за основу один из этих признаков, наиболее характерный и интересный с точки зрения модельера, он создает современный костюм, добиваясь новой выразительности, соответствующей требованиям сегодняшнего дня.
Особый интерес художники-модельеры проявляют к народному костюму как к источнику творчества. Основная ценность народного костюма состоит в его предельной функциональности, логике форм и конструкций, рациональности и целесообразности и в то же время в многообразии вариантов внешнего вида за счет различных приемов декоративного оформления.
Изучение и творческая переработка народного искусства способствует обогащению и обновлению современного костюма, созданию в нём особого национального колорита. Однако при этом национальные черты должны не акцентироваться, а только угадываться.
Без глубокого изучения традиций, хранимых народным искусством, невозможно прогрессивное развитие современного костюма. Понимая это, художник-модельер не может оставаться равнодушным к своим национальным корням. В этом смысле для нас особый интерес представляет русский народный костюм.
Коллекции народных костюмов, хранящиеся в музеях нашей страны, наглядно демонстрируют фантазию
русских людей, их тонкий вкус, изобретательность и мастерство. Профессиональных художников поражают разнообразие форм и образов, стройность композиционного решения, красочность колорита, изящество и неповторимость декора, особенно ручной вышивки.
Иногда трудно поверить, что все это создано руками «темных», неграмотных крестьянок, мастериц-самоучек, вооруженных примитивными приспособлениями. Безусловно, это чудо стало возможным только благодаря многовековым традициям, бережно хранимым русским народом и передаваемым от поколения к поколению.
Живой интерес к изучению и современному переосмыслению русского народного костюма проявляла Надежда Ламанова — замечательный модельер, работающий в области бытового и театрального костюма. Она утверждала, что основные формы народной одежды всегда мудры — их простота и целесообразность должны быть использованы в современном костюме.
В рубашечном покрое, например, Ламанову привлекали элементарность кроя, экономный расход материалов, дешевизна изготовления. При этом она неизменно восхищалась искусством художественно-декоративного решения русской одежды.
Именно принципы создания народной одежды легли в основу ее теории моделирования. Н. Ламанова работала в содружестве с Верой Мухиной, прекрасным живописцем и скульптором (ей принадлежит скульптурная композиция «Рабочий и колхозница»). В 1925 году они подготовили оригинальную коллекцию современных костюмов для участия во Всемирной выставке в Париже.
В качестве главной образной идеи Ламанова и Мухина использовали традиции русского народного костюма. В тяжелое для России послереволюционное время создание одежды было делом совсем непростым. Ткани, которыми располагали Ламанова и ее помощницы, — грубое полотно, бумазея, солдатское сукно. Рубашечный прямоугольный крой, характерный для народного костюма, как нельзя лучше подходил к этим жестким материалам.
Прямого силуэта платья и костюмы, изготовленные Ламановой и Мухиной для выставочной коллекции, вполне соответствовали европейским направлениям моды того времени, но имели при этом русский национальный колорит. В общей композиции костюмов, расположении декора (в основном это была ручная вышивка) четко прослеживались традиции русской национальной одежды.
Интересно, что некоторые из изделий содержали в качестве вставок настоящие вышитые крестьянками рушники и их фрагменты. Можно сказать, что эта коллекция была создана из ничего только благодаря фантазии, таланту и умелым рукам.
Оригинальная коллекция Н. Ламановой и В. Мухиной, отличавшаяся безупречным вкусом и высоким художественным мастерством, на Всемирной выставке в Париже завоевала Гран-при, покорив жюри и зрителей сочетанием национальной самобытности и модного направления в современном костюме.
Этот исторический пример удачного обращения ху-дожника-модельера к истокам народного искусства весьма яркий и далеко не единственный. Анализируя историю народного костюма и сравнивая его с костюмом современным, можно заключить, что в любом модном направлении проявляются черты народного, национального, традиционного, что делает одежду органичнее и самобытнее.
Именно поэтому среди устойчивых стилей в современной одежде утвердился фольклорный стиль, интерес к которому не ослабевает. В последнее время художники-модельеры все чаще обращаются к народным традициям. Они не копируют национальный костюм, а берут из него богатство колористических сочетаний, разнообразие орнаментных композиций, выразительность формы.
На рис. 78 представлен эскиз коллекции молодежной одежды, выполненной в фольклорном стиле. Очевидно, что, проектируя эту коллекцию, художник вдохновлялся своеобразным и красочным костюмом индейцев Южной Америки.
Использование современными дизайнерами элементов народного костюма придает проектируемой ими одежде живость, нарядность, образность. В настоящее время вполне сформировался подход к использованию фольклорного материала в современном моделировании: основная роль в создании одежды принадлежит поиску новой оригинальной образности и эмоциональной выразительности.
собно дать толчок для создания новой формы, отличающейся особой образностью..
Выше были подробно рассмотрены наиболее важные источники творчества художника-модельера. Очевидно, что они весьма разнообразны и порой совсем не похожи друг на друга. Однако при этом принципы переработки и использования их признаков при проектировании костюмной формы подчиняются единой логике.
Невозможно точно объяснить чудо рождения новой идеи. У каждого творца эго происходит по-разному. У одного модельера рождает образы новой коллекции музыка, создающая особый эмоциональный настрой, у другого — созерцание живописных полотен, у третьего 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 ..
Источник
Чем отличается русская народная одежда от современной одежды
Народное искусство — богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии.
Давайте представим, что мы живем в восемнадцатом веке. Что мы можем рассказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? А какую одежду тогда носили?
Чтобы ответить на эти вопросы нужно изучить культуру русского народа. Ведь русский народный костюм — это отражение жизни целого народа, все, чем он любовался и восхищался отраженно в одежде.
С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.
Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю.
Все эти явления природы и окружающий их мир русский народ изображал на стенах жилищ, посуде, одежде.
А основным элементом русского народного костюма являлась рубаха. На ней изображали весь окружающий мир в символах.
В своей работе я хочу объяснить значение этих символов и как русский народ зашифровывал эти символы в вышивках.
Русская народная рубаха
Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха. Часто парни и девушки еще в 19 веке до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом. Само слово происходит от корня >- кусок ткани, ведь слово > когда-то имело еще значение >. Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава. В древности в качестве первой пеленки сыну служила рубаха отца, а дочери- рубаха матери. Она служила оберегом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей. Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку. Рубаха обладала магической силой — если кто-то хотел причинить зло своему недругу, то достаточно было лишь на время завладеть его рубахой и произнести над ней заклинание, то есть навести порчу. Женская рубаха отличалась от мужской тем, что была длиной до пят. Ее изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротничком- стойкой. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать все, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой в виде геометрического орнамента.
Мужская рубаха шилась из целого полотнища, перегнутого на плечах, с вырезом на шее и прямым разрезом слева, застегивающимся на пуговицу. Чаще всего носили рубаху с небольшим воротничком — стойкой. Под мышками вставляли куски ткани в виде ромбов — ластовицы, — которые
6 могли быть из грубой ткани или кумача. Рубаха от вставленных ластовиц становилась просторнее, не рвалась под мышками при резких взмахах руки и могла служить дольше.
На Руси никогда ни ходили >, а завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь. Особенно неприличным считалось молиться богу без пояса, обедать или спать без него. В народе говорили, что без пояса ходить грех. По поверию, подпоясанного человека бес боится; подпоясанного и леший в лес не заведет поэтому пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность и являлся оберегом. На Русском Севере, особенно среди старообрядцев, существовала традиция: пояс, подаренный при крещении, носить на теле до смерти и не снимать его даже в бане. Такой пояс — оберег состоял из сплетенных собой трех красных нитей. Одновременно другой пояс мог завязываться поверх одежды.
Одежа была повседневной и праздничной. В декоре крестьянского дома, господствовали законы представлений о мире.
Рубаха основа женского народного костюма. Шилась из белого льняного или конопляного полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечье, грудь, подол. Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахи- >. Ее носили без сарафана. Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее ее владелица. Считалось, что, касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.
Вышивка — один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины, как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины.
Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны, и основную роль в этом чаще всего играла вышивка. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканым, вышитым и набивным узором.
Вышивки выполнялись различными нитками: льняными, шерстяными, шелковыми, реже — металлическими. Иногда вышивку дополняли блестками, бисером, жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое значение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.
3. Культовое значение элементов орнамента
В древности образное решение русской народной вышивки зачастую было связано с религиозными верованиями славян, главным культом которых в период становления и развития земледелия был культ богини земли плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.
В узорах вышивки господствует образ плодородной земли. Какими символами древние крестьяне изображали плодородие земли? Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Подол рубахи или юбки украшались орнаментами, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.
Давайте приоткроем тайну рисунков в вышивке. В украшение рубахи человек вкладывал не только свое понимание красоты, но и определенный смысл, свое желание жить в согласии с природой свободней и уверенней.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: две прямые горизонтальные линии обозначали дорогу жизни; солнце изображалось кругом или кругом с крестом; земля изображалась с помощью ромба или четырех точек стоявших в три ряда; вертикальная линия или точки превращались в дождь, снег; конь — один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был стольже необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце; семена — в распаханную землю сеятели бросали семена, их изображали в виде точек или галочек; птицы — символизировали свет, тепло.
Древо жизни. В произведениях народного искусства встречается причудливый узор — разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. В народных представлениях оно было символом растительности сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода
Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили? На все эти вопросы я постаралась ответить в своей работе >. Человек всегда пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
Шли века, крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.
К сожалению, мы утратили традицию надевать на праздники национальный костюм, но знать и помнить его мы обязаны, ведь это наша история, наши корни.
— продолжить традицию одевания русского народного костюма на школьных праздниках;
— применять символы вышивки в оформлении русских народных праздников проводимых в школе
Источник