Проект по теме: «Деловые бумаги в школе»
проект по русскому языку (7 класс) по теме
Это учебный проект. Помогает учащихся в создании собственных текстов делового стиля и сферах их применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovye_bumagi_v_shkole.docx | 34.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Столбовская средняя общеобразовательная школа
Проект по лингвистике
«Деловые бумаги в школе»
Руководитель: Лубенская Ольга Сергеевна
учитель русского языка и литературы
I. Функциональные стили речи. 4
II. Официально-деловой стиль речи. 5
III. Виды деловых бумаг. 6
Список использованной литературы. 12
Подготовка учащихся к общественно полезному труду, развитие у подростков и детей самостоятельности, активности и творчества предполагает наряду с другими умениями формирование навыка владения деловой речью. Оканчивая школу, мы идем в большую жизнь. Всюду мы сталкиваемся с необходимостью оформления деловых бумаг. Школа должна познакомить учащихся с официально-деловым стилем речи, сформировать у них навыки делового письма. Программа по русскому языку предполагает знакомство учащихся с лексико-фразеологическими и грамматическими особенностями официально-делового стиля, с образцами документов, вариантами их композиционной структуры, но из-за очень ограниченного количества часов нет возможности на практике отработать навык грамотного безошибочного составления деловых бумаг. В реальной жизни у ребят зачастую возникают вопросы, связанные с оформлением деловых бумаг.
Мы считаем, что данная работа является актуальной , так как умение создавать деловой документ в современной жизни — необходимое требование времени.
Проведенный среди учащихся 7-9 классов опрос показал, что 69% из 100 не смогут написать доверенность, 67% не знают, что такое протокол, 52% не знают, что такое резюме, 57% не умеют писать объяснительную записку, 56% не смогут написать заявление, 61% не знают, как написать телеграмму. Тем самым опрос показал, что большинство учеников не умеют составлять деловые бумаги и даже не знают значения некоторых из них.
Новизна проекта состоит в том, что в нашей школе нет такого пособия, в котором бы находилась вся полезная информация о деловых бумагах. Мы решили сделать такое пособие, чтобы учителя и ученики могли без труда и в одном источнике информации найти все, что касается деловых бумаг школьника.
Для реализации данной цели необходимо было решить следующие задачи :
— проанализировать литературу по данной теме и грамотно использовать ее;
— изучить уровень умений школьников составлять деловые бумаги;
— создать методическое пособие для учащихся.
Практическое значение : это методическое пособие может быть полезно на уроках русского языка, риторики, а также всем, кто желает научиться правильно оформлять деловые бумаги.
Гипотеза : если будет создано методическое пособие, то в дальнейшем оно поможет учителям и ученикам изучить построение деловых бумаг.
Объект исследования : деловой стиль речи.
Предмет исследования : учебники риторики, справочная, специальная литература и интернет-ресурсы.
I. Функциональные стили речи
Что такое русский язык? Русский язык — это и художественная литература, и научная проза, и деловая речь, и газеты, и журналы, насыщенные информацией и публицистикой, и разговорная речь, которой мы пользуемся в повседневной жизни. И хотя везде перед нами один и тот же русский язык, но он далеко не одинаков. Художественная речь не похожа на научную, язык законов резко отличается от бытового разговора, очень своеобразна и газетно-публицистическая речь. В зависимости от того, что надо выразить, о чем идет речь, или, говоря научно, в зависимости от целей общения, русский язык меняется. Наука требует строго информативного изложения, художественная литература — изобразительности, картинности, деловая — исключительной точности, недвусмысленности. И естественно, что язык меняется, стремясь выполнить эти требования. Одни слова, обороты, грамматические средства используются в науке, другие — в художественной литературе, третьи — в деловой речи и так далее. Итак, русский литературный язык составляют функциональные стили: художественная речь, публицистика, официально-деловой стиль, научная проза, разговорная речь. Каждый из этих стилей — своеобразный «язык в языке» со своей лексикой, фразеологией и грамматикой. И полное, совершенное владение языком предполагает владение функциональными стилями. Только разговорную речь мы усваиваем естественно, без особых усилий — по мере развития в семье, в школе и так далее. Всеми остальными стилями мы владеем пассивно: читаем и более или менее глубоко понимаем художественные, публицистические произведения, научные сочинения, статьи законов, дипломатические документы и так далее. Полное же владение стилями подразумевает не только чтение и понимание, но и умение создавать, писать научные, художественные, публицистические и другие произведения. А это требует постоянных усилий, неустанного внимания к языку. В известном смысле можно сказать, что мы овладеваем стилями так же, как иностранным языком. Можно только читать и понимать язык, а можно и говорить, и писать на языке. Это гораздо более высокая степень владения языком. Знать же родной язык — это значит владеть его стилями, составляющими главное его богатство.
Разговорный стиль — в нем употребляются разговорно-бытовые слова и формы, которые придают речи непринужденный характер, позволяют говорящему выразить различные чувства.
Научный стиль — в нем значительную роль играет специальная лексика, или терминология, состоящая из терминов — слов с точно определенным значением.
Публицистический стиль — используется в газетных и журнальных статьях, в выступлениях на общественно-политические темы.
Художественный стиль — в художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов.
II. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Термином «официально-деловой стиль» принято обозначать особенности языка служебных, в первую очередь, организационно-распорядительных (акт, объяснительная, заявление, телеграмма, автобиография и так далее), а также дипломатических документов.
Официально-деловой стиль характеризуется: высокой регламентированностью речи, официальностью и безличностью. Если говорить о речевых жанрах, о структуре официально-делового стиля, то он подразделяется на две разновидности, два подстиля — официально-документальный и обиходно-деловой. В первом же можно выделить язык дипломатии (дипломатические акты) и язык законов, а во втором — служебную переписку и деловые бумаги.
Особенности официально-делового стиля речи:
— точность, не допускающая иного толкования (отсутствие изобразительно-выразительных средств языка);
— краткость, ясность излагаемого материала;
— стандартизированность (обилие устойчивых оборотов: по истечении срока, в установленном порядке );
— стандартность расположения частей текста или реквизитов (обязательных составных частей делового письма);
— предписывающий характер деловых документов ( использование цепочки глаголов в неопределенной форме: обязан выполнять. заключать. рассчитываться и так далее);
— отсутствие эмоциональности, экспрессивности;
— единая внешняя форма.
Основные признаки официально-делового стиля речи:
— требования к оформлению.
III. ВИДЫ ДЕЛОВЫХ БУМАГ.
Познакомимся с некоторыми видами деловых бумаг, являющихся собственно документами. Это заявления, объявления, расписки, протоколы, автобиографии, телеграммы, доверенности и некоторые другие.
Если возникает необходимость доверить кому-либо ведение дела, получение денег или ценных предметов, оборудования и тому подобное, то на имя этого лица выдается доверенность.
Доверенность — документ, удостоверяющий факт временной выдачи полномочий на осуществление каких-либо действий от одного лица другому лицу.
Расписка — официальный документ, удостоверяющий получение чего-либо (денег, документов, ценных вещей и тому подобное). Пишется в подтверждение получения ценных предметов (денег, вещей) тем, кто их получил.
В настоящее время получили распространение объявления через газету о сдаче, найме, купле, продаже, обмене чего-либо.
Чаще всего объявление в газете начинается с глагола, стоящего в форме 1-го лица ед. (множ.) числа или в форме страдательного залога. В конце объявления обязательно следует указать, к кому обращаться (телефон, адрес, удобное время) о предмете объявления.
Автобиография — это своеобразный документ, представляющий человека. В автобиографии кратко перечисляют основные события собственной жизни в их временной последовательности. В ней недопустимы сведения личного характера, самооценка типа «у меня дружная семья», «я люблю свою работу». Автобиография пишется от руки в одном экземпляре.
Характеристика так же, как и автобиография, относится к документам, которые дают общее представление о человеке. Она содержит отзыв, заключение коллектива, руководителя о чьей-либо трудовой (учебной) и общественной деятельности, социально значимых личных качествах. В отличие от автобиографии этот документ должен быть заверен подписью ответственного лица и печатью учреждения, предприятия и тому подобное.
Заявление — один из самых распространенных типов деловых бумаг. В нем излагается просьба, ходатайство о чем-либо. Пишется обычно от руки в одном экземпляре по установленной форме.
Объяснительная записка обычно пишется на имя официального лица и содержит разъяснение каких-либо поступков или действий. в XIX веке довольно широко использовалась как документ нормативного делового общения.
Отличие делового письма от письма личного:
— предельно ясное, однозначное, по возможности лаконичное содержание делового письма;
— корректный деловой тон письма;
— речевой этикет служебной переписки;
— формы обращения и концовки письма;
— нормы современного делового языка в области лексики, морфологии, синтаксиса и стилистики;
— станартные обороты речи, которые ускоряют и облегчают составление и рассмотрение деловых бумаг, например: «Прошу сообщить. «, «в соответствии с тем. «, «Просим разъяснить. » и другие;
— безупречная внешняя форма письма.
Отчет — речевой жанр официально-делового стиля речи, основная задача которого — представить сведения за определенный период деятельности лица или организации.
Протокол — это официальный документ, содержащий точную запись всего, что было сказано, сделано и решено на собрании (заседании, совещании). Протокол собрания отражает ход обсуждения и принятия решения. Его ведет секретарь, которого выбирают из числа присутствующих. Современный деловой человек должен владеть навыками составления и краткого, и подробного протокола.
При подаче телеграммы обычно заполняется телеграфный бланк. Текст телеграммы пишется наиболее кратко, по возможности в нескольких словах, с пропуском знаков препинания, если это не нарушает смысла. Телеграммы составляется так: вверху бланка пишется адрес (куда) и наименование лица (кому посылается телеграмма). Строкой или двумя ниже — текст телеграммы (без красных строк). Если требуется подпись, то она пишется вслед за текстом. Еще ниже, под чертой, наименование и адрес отправителя.
Основной признак «телеграфного стиля» изложения — лаконичность: сообщается только самое важное, главное.
Характерные признаки стиля: отсутствие предлогов, союзов, некоторых частиц, знаков препинания (условное обозначение необходимых знаков препинания).
Текст телеграммы должен быть однозначным и понятным. Телеграммы бывают различных категорий: обыкновенные, срочные, поздравительные.
При необходимости документальной записи какого-нибудь события или результатов его обследования составляется акт.
Акт — это документ, фиксирующий фактическое состояние дел.
Удостоверение и справка — документы информационного характера, удостоверяющие что-нибудь, какой-либо факт. Справки содержат информацию без выводов и предложений по ней.
Подразделы справки, которая содержит несколько вопросов.
Удостоверение выдается только лицу, справка — лицу или учреждению.
Документ, фиксирующий соглашение сторон об установлении каких-либо отношений и регулирующий эти отношения.
Договор может заключаться между государственными, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, а также гражданами.
Договоры составляются в нескольких экземплярах (2-4), подписываются уполномоченными лицами и удостоверяются печатями организаций, их заключающих.
Резюме составляется в произвольной форме и должно содержать следующие данные:
1. Фамилия, имя, отчество, год рождения, контактные телефоны.
2. Цель (зачем человек обращается в данную фирму, какую работу ищет).
5. Дополнительное образование.
6. Дополнительные навыки.
7. Ваши преимущества (указать личные черты, которые отличают Вас от других и помогают Вам достигать нужных результатов).
Мы изучили и проанализировали уровень умений учащихся составлять деловые бумаги. Мы пришли к выводу, что учащиеся не умеют составлять деловые бумаги. Изучили справочную и специальную литературу по данной теме. Составили презентацию, которая поможет в дальнейшем учащимся без труда и в одном источнике информации найти все, что касается деловых бумаг школьника.
Итак, официально-деловая речь — один из важнейших стилей русского литературного языка, играющий большую роль в жизни общества. Он строг, официален и по-своему выразителен. Он вносит свой особый вклад в сокровищницу русского литературного языка.
Список использованной литературы:
1. Акишина А. Этикет русского письма/ А. Акишина, Н. Формановская. — М.: Русский язык, 1991;
2. Бондарева Т.Н. Секретарское дело/ Т.Н. Бондарева. — М.: Высшая школа, 1998;
3. Голодяевская А.М. Деловая речь/ А.М. Голодяевскаяю — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1995;
4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка/ М.Н. Кожина. — М.: Просвещение, 1993;
5. Ладыженская Т.А. Риторика. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. школы/ Т.А. Ладыженская. — М.: Баласс, С-инфо, 2002;
6. Ладыженская Т.А. Риторика. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. школы/ Т.А. Ладыженская. — М.: Баласс, С-инфо, 2002;
7. Ладыженская Т.А. Риторика. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. школы. — М.: Баласс, С-инфо, 2002;
8. Никитина Е.Н. Русская речь/ Е.Н. Никитина. — М.: Просвещение, 1995;
9. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов/ Л.В. Рахманин. — Воронеж: Изд-во Воронеского университета, 1988;
10. Рогожин М.Ю. Справочник по делопроизводству/ М.Ю. Рогожин. — СПб., 2007;
11. Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка/ К.П. Щепина. — М.: Просвещение, 1990
Источник