Depeche Mode
Depeche Mode возникли как продукт британского романтизма. Изначально их музыка, полностью основанная на звучании синтезаторов, представляла собой довольно веселенький танцевальный поп, но постепенно она приобрела более драматичное, мрачное звучание, благодаря которому они и добились признания как одна из самых успешных альтернативных команд своего времени. Depeche Mode можно смело назвать культовой группой 80-х.
Корни Depeche Mode уходят в 1976 год, когда в городе Базилдоне (графство Эссекс) впервые объединились клавишники (Винц Кларк) Vince Clarke и (Андрю Флетчер) Andrew Fletcher в группу No Romance in China . Группа прожила всего 3 года, и в 1979 Кларк основал дуэт French Look вместе с гитаристом и клавишником (Мартином Гором) Martin Gore; вскоре к ним присоединился Флетчер, и группу переименовали в Composition of Sound.
Сначала Кларк пел сам, но в 1980 году в группу пришел вокалист Дэвид Гаан (David Gahan), и состав стал полным. Квартет переименовался в Depeche Mode, музыканты избавились ото всех инструментов, кроме синтезаторов, и запоминающиеся мелодии Кларка приобрели отточенное звучание в стиле техно, от которого музыка только выиграла.
После успешных концертов на сценах Лондонских клубов, в 1980 году Depeche Mode выпустили свой первый сингл «Photographic,» позднее вошедший в альбом Speak & Spell (1981). Затем последовал «Dreaming of Me», но он, ни последовавший за ним «New Life,» особого шума не вызвали. А вот с третьей попытки с синглом «Just Can’t Get Enough» они вошли в британские чарты, и вышедший в 1981 году альбом Speak and Spell стал хитом. Казалось, группа просто «обречена на успех», но тут главный композитор Кларк решил уйти и основать Yazoo вместе с певицей Alison Moyet. Перспективы Depeche Mode выглядели мрачновато.
Роль «главного сочинителя» перешла к Гору, а чтобы заполнить пустующее место Кларка, в группу был принят клавишник Алан Вайлдер (Alan Wilder). Вышедший в 1982 году альбом A Broken Frame практически не отличался от предыдущих записей Depeche Mode, но уже в 1983 на альбоме Construction Time Again зловещие песни Гора зазвучали более уверенно и приобрели утонченность. Вышедший годом позже диск Some Great Reward (1984) стал прорывным во всех смыслах – и художественном, и коммерческом. В него вошли мрачные, преисполненные духовного поиска («Blasphemous Rumours») психосексуальных манипуляций («Master and Servant») композиции, ну а гимн равенству «People Are People» стал хитом на обеих берегах Атлантического океана.
Вышедший в 1986 году диск Black Celebration продолжил традицию сумрачных, преисполненных меланхолии композиций и коммерческого успеха. После великолепного сингла «Strangelove,» в 1987 году Depeche Mode записали альбом Music for the Masses; за ним последовало в высшей степени успешное гастрольное турне, результатом которого стал двойной живой альбом в 1989 году, а также фильм-концерт, режиссером которого стал легендарный Пеннбейкер (D. A. Pennebaker). Но, несмотря на такой успех и толпы фанатов, до выхода в 1990 году альбома Violator, группа продолжала считаться «андеграундной командой для избранных». Настоящая слава пришла когда песни с этого альбома «Enjoy the Silence», «Policy of Truth» и «Personal Jesus» взорвали все чарты и стали всемирными хитами.
Посреди бума альтернативной музыки начала 90-х Depeche Mode стали общепризнанным лидером, их диск Songs of Faith and Devotion (1993) просто оккупировал чарты в 1993 году. И тут, на пике популярности, группа начала разваливаться: первым в 1995 ушел Вайлдер, чуть позже Гаан совершил попытку самоубийства, к счастью, неудачную (после этого он отправился на лечение в реабилитационный центр, где пытался избавиться от героиновой зависимости). После четырехлетнего перерыва Depeche Mode снова решились продолжить работать, уже как трио, и в 1997 выпустили альбом Ultra, куда вошли хиты «Barrel of a Gun» и «It’s No Good».
Год спустя, группа отправилась в турне для поддержки нового диска The Singles 86>98. Depeche Mode отыграли 64 концертов в 18 странах, осчастливив таким образом более миллиона зрителей. По окончании турне музыканты взяли длинную паузу, и собрались вместе лишь через 3 года.
Следующий альбом Exciter был записан в 2001, вошедшие в него синглы «Dream On» и «I Feel Loved» были достаточно спокойно приняты радиостанциями. Два годя спустя Гаан записал свой первый сольный альбом, трагичный и зловещий Paper Monsters (2003). Гор не заставил себя долго ждать и выпустил целый диск каверов Counterfeit (2003). Естественно, сразу после выхода альбома каждый из музыкантов отправлялся в гастрольное турне по Штатам и Европе. Ну а вскоре члены группы снова встретились и решили еще поработать вместе – в 2005 вышел их 11-й совместный альбом Playing the Angel, и вошел в десятку лучших дисков года. Благодаря таким композициям как «Precious» и «John (The Revelator)» , он покорил верхушки чартов в 18 странах, а в 20 странах стал платиновым или золотым.
Depeche Mode снова отправились путешествовать по миру с концертами, выступили в общей сложности для 2,5 миллионов поклонников и в 2006 записали DVD Touring the Angel: Live in Milan, на котором можно увидеть одно из самых потрясающих шоу этой группы. Ну и последним на сегодня альбомом стал вышедший в 2009 году Sounds of the Universe.
Источник
Pop a la Mode / Поп в стиле Mode
#1 windwings
Spin, июль 1990 г.
Поп в стиле Mode
автор: Мариза Фокс
источник
1 (стр. 53 — 57)
2
Depeche Mode, может, и не выглядят опасными.
Они, конечно же, не звучат опасно.
Они на самом деле и не опасны.
Но приглядывайте за их фанатами.
В последний раз, когда Depeche Mode были в США, они вызвали беспорядки. Настоящие беспорядки: летали бутылки, дребезжали окна, давка, хамство, потасовки. Около 20 000 фанатов, многие из которых девушки-подростки, собрались у большого магазина в Лос-Анджелесе, чтобы попасть на встречу с группой. Кое-кто дежурил там уже несколько дней. Из страха за безопасность группы охранники велели закончить встречу спустя каких-то 45 минут.
Толпа взбесилась, некоторых пришлось увезти в больницу с небольшими травмами. Мама Келли Джэффрэй получила удар по рёбрам, в ответ она вмазала одному парню в челюсть. Сама же пятнадцатилетняя Келли, отъявленная фанатка Depeche Mode, находилась в это время в VIP-зоне магазина. «Меня все знают в группе, так что они пропустили меня без всякой мороки», – хвастается Келли.
И это тоже верно. Энди Флетчер из Depeche Mode, увидев её, воскликнул: «Всё, мы без тебя больше никуда не поедем». «Да он же пошутил, – говорит Келли, – они просто уважают меня, потому что я не лезу к ним всё время. Я же не группи. Ну то есть я не стала бы с ними спать и всё такое, или они не смогли бы заставить меня принимать наркотики. Хотя они и не стали бы. Я знаю их и уважаю, а они уважают меня».
Во многих отношениях Келли – типичная калифорнийская девушка. Девочка-подросток с голубыми глазами и мягкими светлыми локонами. Она ходит по магазинам на Мелроуз Авеню и Голливудском бульваре. Покупает одежду марки Quicksilver и другую одежду для сёрфинга в неоновых цветах, носит сапожки-угги на босу ногу и разъезжает с парнями под звуки радиостанции KROQ из автомобильного стереоприемника. От неё можно услышать фразы типа «О боже мой», на своё сладкое шестнадцатилетие она получит BMW, а ещё она никогда не сядет в машину без своей коробки с кассетами Depeche Mode.
Келли и дня не проживёт, не послушав Depeche Mode. Её страсть с годами только усиливается, а началась она с сингла и билета на концерт. Теперь, обзаведясь уже 325 кассетами, Келли – обладатель одной из крупнейших коллекций в США, а может, и во всём мире. Её жизнь вращается вокруг Depeche Mode. Она ездит в Нью-Йорк просто для покупки атрибутики Depeche, в этом году она собирается в Лондон за ещё одним красивым винилом, редкими ремиксами, постерами и книгами. Келли готова на всё ради своей мании. «Если б потребовалось, я бы отдала свою жизнь за группу», – говорит она, вздыхая.
Мама Келли относится к этому с пониманием: «Когда мне было столько же, сколько и Келли, я любила Стоунов и еще дрэг-рейсинг. Эти дети не такие дебоширы, какими были мы, и это хорошо. Поэтому я поощряю это. Это лучше, чем слоняться у Jack in the Box [американская сеть закусочных фастфуда] и попасть в автомобильную перестрелку». Её мама, наверное, отплясывала под ‘Satisfaction’, Келли же кайфует под ‘Shake the Disease’. Вместо гитарных запилов Кита Ричардса, Келли отрывается под упругие ритмы, создаваемые синтезаторами и драм-машинами.
Келли было 13, когда ей впервые удалось мельком увидеть своих кумиров, это было за сценой во время MTV Music Awards. «Я твёрдо решила познакомиться с ними и попросила парня, который был гастрольным менеджером у Aerosmith, помочь мне в этом. Он дал мне пропуск, и вот я видела их и не верила своим глазам. – рассказывает она. – Сначала я познакомилась с их звукорежиссером, парнем по имени Даррел, а потом уже встретилась с Аланом Уайлдером. Я держала в руке старую программку с одного из их концерта, когда ко мне вдруг подошёл Мартин, схватил эту программку и мы начали болтать как старые друзья.»
Келли могла рассказывать часами о том, как она чуть было не сходила на ужин с ними, как она собиралась тусить с ними на KROQ, о важных людях из звукозаписывающей компании, с которыми она познакомилась на их приёмах, о значках DM 90, которые она приколола на свою куртку для особой вечеринки, о какой-то девушке, которую она увидела, выходя из своего отеля. Всё время улыбаясь, с полузастёгнутой молнией на юбке.
«Странно всё-таки, что мы привлекаем так много молодёжи, но они – не единственная наша публика, – говорит Энди Флетчер, – у нас есть много поклонников и постарше, которые с нами с самого начала, на протяжении уже почти 10 лет.» В начале 80-х на заре британского синти-попа, Depeche Mode являлись более или менее ангардистской группой. В то время как группы вроде Duran Duran и Human League врывались в чарты MTV и Top 40 на радио, Depeche Mode, которых мало кто видел в лицо, оставались загадкой. Им не нравилось помещать свои фотографии на обложки альбомов или в журналы. Они предпочитали, чтоб за них говорили их песни. С тогдашним фронтменом Винсом Кларком (который ушёл из группы и образовал сначала Yaz, а потом Erasure) Depeche Mode играли для пригородной молодежи (Энди, Мартин, Дэйв Гэан, основной вокалист, и позже Алан Уайлдер), фанатов экспериментального в то время синтезатора.
«Для нас это был инструмент панков, – объясняет сонграйтер группы Мартин Гор, – что-то вроде самодельного инструмента. И поскольку тогда он был ещё новинкой, его возможности казались нам безграничными.» Такая музыка была реакцией на наследие рок-культуры 70-х с её помпезностью – громкими именами, массовыми джем-сейшнами, эгоцентризмом. «Мы находили эти вещи немного безликими, – говорит Энди. – Мы не считаем, что необходимо быть крупным музыкантом, для того чтобы иметь дозволение играть и выражать себя. Думаю, что в этом как раз и заключалась суть панка – непосредственном исполнении музыки в обход самомнения и статуса сессионного гитариста. Конечно же, в начале мы вообще не знали, как нужно играть. Фактически, у нас есть только один настоящий музыкант – Алан Уайлдер.»
«Их музыка производит на подростков очень сильное впечатление, — говорит Ричард Блейд, диджей KROQ, который внёс значительный вклад в распространение Depeche Mode на западном побережье. – Они находят себя в песнях Мартина, потому что он не пишет о любви так, как, скажем, Ричард Маркс, с его «я люблю тебя, я потерял тебя, мне грустно». Мартин же говорит о тоске, о такой любви подростка, когда весь мир рушится. И о такой ранимости, что, когда на тебя просто кто-то смотрит «не так», это смерти подобно».
Для Келли, например, ‘Strangelove’ стала вроде мантры. «Там говорится о всех тех странных ощущениях, которые вы испытываете, понимаете? Такие строки ”Странные взлёты и странные падения, отдашь ли ты мне её? Я приму боль”. А их новая песня ‘Clean’, она о том, как освободиться от боли и изменить свою жизнь. Я просто прошла через подобное с одним парнем. Он лгал мне, как в ‘Policy of Truth’».
«Это по-настоящему жизненная музыка, – говорит Кен Пэтронис, 29-летний поклонник, который работает медицинским статистиком в Университете Джонса Хопкинса в Балтиморе. Кен купил ‘Speak & Spell’ в то время, когда он еще покупал пластинки Bauhaus, ранних New Order и ранних Cure. Но эти группы либо распались, либо разочаровали его. «Я больше не слушаю The Cure и New Order. Последние пишут музыку для шоу ‘Их разыскивает Америка’ и как бы этим всё сказано. Но что касается Depeche Mode, я знаю, что мне понравится всё, что они запишут. Думаю, я скорее пойму песню, пронизанную чувством одиночества, чем какую-нибудь серую банальщину. Группа не утомляет вас ходульной мужественностью, которой страдают так много поп-групп».
Это отчасти объясняет, почему Depeche изначально огульно отождествляли с откровенно голубыми командами вроде Frankie Goes to Hollywood и Pet Shop Boys. Такое восприятие досаждает членам группы. «Я никогда не мог понять, почему нас принимают за гомосексуалистов, — говорит Энди, выглядя при этом как нельзя более традиционной ориентации: в джинсах, свитере и деловитых очках в роговой оправе. – А как быть с американскими хэви-металистами в узких кожаных штанах, макияжем и начёсом на голове? Эти разве не похожи на геев? Может быть, дело не в нашем внешнем виде, дело в наших текстах. Они что, слишком тонки для американских мужчин? Разве нельзя обладать чувствительностью и иметь при этом традиционную ориентацию?»
«Наша лирика пронизана порой большой нежностью и грустью. Знаю, что сейчас скажу банальность, но геи кажутся более открытыми и восприимчивыми к такого рода текстам,” – говорит Мартин. И на самом деле, в самом начале своей карьеры значительная часть их поклонников вышла из гей-клубов. Сейчас это уже не так, поскольку сексуальные предпочтения членов группы, во многих отношениях, уже не являются секретом, и с каждым новым альбомом они проливают всё больше света на свои тайны.
Отчасти поэтому они стали такими доступными для любителей поп-музыки. Их первые эфиры проходили на мейнстримовых радиостанциях вроде New York’s Power 95, из-за чего старые фэны их даже обвинили в низкопробности. Так или иначе, место Depeche на поп-сцене.
«Мы стараемся вернуть искренность в эфир, – говорит Мартин, его взъерошенные волосы падают ему на глаза. – Большинство поп-групп не отражают настоящую реальность, вы не можете радоваться жизни всё время. На протяжении всей нашей карьеры я пытался писать хорошие серьёзные песни, а также эскапистские песни. Знаю, что нас часто ругают за депрессивность, но в наших песнях есть также и установка на примирение с действительностью. Если жизнь и плоха, в ней всегда есть что-то, что даёт вам утешение».
Этим летом, когда Depeche Mode начнут своё турне в поддержку «Violator», за ними устремятся толпы поклонников, из города в город, обмениваясь бутлегами, продавая футболки, распевая по пути гимны DM, как например ‘Blasphemous Rumours’ («Я думаю, что у Бога больное чувство юмора. И после смерти я, наверное, увижу его смеющимся»). Некоторые фэны клянутся, что эти концерты своей мощью вызывают природные явления. Ричард Блейд охвачен изумлением, вспоминая их концерт на стадионе Rosebowl в поддержку «Music for the Masses».
«Звучала ‘Blasphemous Rumours’, когда вдруг раздался гром и полил дождь. Знаете ли вы, какая это редкость в Лос Анджелесе в июле? А когда группа начала ‘Sacred’, дождь кончился. Это было правда странно.»
Depeche, как кажется, просто вдохновляют многих людей на такого рода мысли. Возьмите 17-летнего Томми, водителя продуктового автофургона, подрабатывающего на оптовой продаже матрасов в Лонг-Айленде. Он не прочь выпить пива и покурить травки, а также зависнуть с приятелями в тёмном уголке автопарковки у A&P [американской сети супермаркетов], облокотившись на свой автомобиль и включив какие-нибудь отличные новинки, среди которых обязательно будут Aerosmith, John Cougar Mellencamp и Bon Jovi. Но Томми с друзьями отрываются и по Depeche Mode. Том любит Depeche. Когда он узнал, что они в Нью-Йорке, он бросился к их отелю в надежде увидеть своих кумиров. «Эй, только я натурал, чувак, пойми меня правильно, – говорит он, – я не собирался с ними спать. Хотел просто поговорить, слышишь?» Или Дэнни, 20-летний диджей по прозвищу «The Brat», отъявленный фанат, как он сам себя назвал, чью преданность музыке Depeche можно увидеть и в его работе. Недавно он достиг вехи: смастерил 56-минутный танцевальный микс из песен Depeche Mode. «Их музыка годится для всего. Можно соединять их песни и в мега-миксы, никаких проблем.»
«Я подсел на них, когда вышел ‘Master and Servant’, не столько из-за провокационного сексуального подтекста песни, сколько из-за передового в то время техно-танцевального бита. Я не большой любитель направления хаус, но мне нравится танцевальная музыка в стиле индастриал, и, по мне, они действительно первые». По мнению Дэнни, недавно вышедший альбом «Violator» – это ещё один пример того, как его любимая группа балуется с новыми ухищрениями. Альбом отличается ещё большей экспериментальностью, чем предыдущие работы, и песни в нём плавно переходят она в другую без явных пауз.
Приверженность Depeche к экспериментам включает в себя и поддержку других групп аналогичной направленности. В летней части этого тура они берут с собой подписанных на том же лейбле Nitzer Ebb, более сложную для восприятия группу, работающую в стиле электро-поп, но которая может привлечь как раз таких как Дэнни. Они, возможно, не пройдут у десятилетнего фэна, который любит New Kids on the Block. «Я вообще не понимаю, что может понять в Depeche десятилетний ребёнок, – говорит Дэнни, – но у них есть своё право приходить на концерты. Просто их всех нужно поместить в звукоизолированном секторе».
Как и их предшественники в синти, Depeche понимали, что нужно было что-то придумать, что разнообразило бы потенциально глупую картину четырёх парней, мерно покачивающихся за своими синтезаторами. И они заполучили Дейва Гэана в качестве певца и того, что Энди Флетчер назвал ”человеческим проводником”. И тем не менее участники группы иронизируют над тем, что никогда не потеют на сцене.
«Не уверен, что все рок-музыканты потеют, ну, если только музыка невероятно рОковая, а так, гитарист обычно тоже стоит себе спокойно на сцене,» – говорит Энди. И Мартин поддерживает своего товарища: «Что интересного может быть в том, что музыкант вроде Чака Берри спустя 20 или 30 лет продолжает делать свою утиную походку на сцене? Хотя его поклонники, думаю, находят в этом огромное удовольствие. Наши же шоу не похожи ни на чьи другие».
В отличие от других техно-поп-групп, концерты Depeche отличаются оживленным взаимодействием между группой и фэнами. «Мы не стремимся манипулировать своей публикой так, как это делают извращённые псевдоинтеллектуальные электронные группы вроде Psychic TV, не то чтобы я их считал таковыми, просто это их стиль. Наш же стиль состоит скорее в создании тёплой и непосредственной атмосферы,» – говорит Энди. И правда, было бы смешно считать этих ребят, окрещённых когда-то синти-слизняками, хитрыми манипуляторами. Да, они играют с так называемыми богохульными темами, а Мартину нравится поблёскивать надетыми браслетами-наручниками, но они не те люди, которых вы назвали бы опасными. Несмотря на то, что в Америке большая часть их фанатов – это охваченные тоской одиночки, Depeche не вписываются в глэм-образ Duran Duran, равно как и не имеют никакого отношения к дешевой сублимации Throbbing Gristle. С точки зрения Дэнни, Depeche Mode более понятны, чем обычная индастриал-группа, и более интеллектуальны, чем обычная поп-группа. «Их тексты очень умны, и, будучи, циником, я нахожу в их песнях много чего близкого для себя». Некоторые строчки не выходят у него из головы, как например «от таких вещей мне плохо, но в подобной ситуации мне это сойдёт с рук», повествующих об испытаниях, которые так знакомы влюблённым.
«Слушайте, у нас нет ни для кого готовых ответов, – говорит Мартин. – Я пишу со своей личной колокольни, и если другие захотят интерпретировать это как-то по-своему, то мне не жалко. Я оставляю за другими неограниченную свободу в трактовках моих текстов, потому что любая реакция на песню имеет право на существование.»
Так о чём же всё-таки его песни? Мартин лишь осторожно намекает. «У меня есть 10 главных тем, – говорит он с шаловливой улыбкой, – а именно: взаимоотношения, доминирование, вожделение, любовь, добро, зло, кровосмешение, грех, религия, безнравственность». Напримрер, в основу хита прошлого лета ‘Personal Jesus’ легло обожествление Присциллой Пресли своего Короля, описанное в её книге ‘Элвис и я’.
«Это песня о человеке, ставшем Иисусом для другого, тем, кто вселяет в вас надежду, заботится о вас. О том, как, например, Элвис был и её мужчиной и её наставником. В отношениях это очень часто бывает, что возлюбленный становится в каком-то отношении равноценным богу. Мы играем эту роль божества для другого, но ведь все мы несовершенны, так что это не очень-то взвешенное восприятие другого, не так ли?»
Из-за двусмысленной природы многих текстов Depeche Mode, некоторые песни дают почву для самых разнообразных трактовок. Но в этом заключается часть удовольствия, равно как и вся важность. Келли, например, полагает, что песня ‘Blasphemous Rumours’, которую причислили в своё время к разряду богохульных и почти что запретили на BBC, была написана под воздействием самоубийства сестры Мартина. Я думаю, что он наивно верил в существование справедливости в мире, и просто возненавидел Бога за то, что Он забрал его сестру». – Говорит она. Но у Мартина совсем другая версия.
«В своё время я довольно часто ходил в церковь, и не потому, что я верил в необходимость этого, просто по воскресеньям больше нечем было заняться. — говорит он. – Едва ли я воспринимал церковную службу всерьёз. Там всё довольно искусно продумано, но я не уверен, что Бог задумывал именно так. Это особенно касается части службы, называемой «молитвенный список», во время которой проповедник проговаривает скороговоркой имена больных при смерти. Причем тот, чьё имя стояло первым в списке, умирал гарантировано. И тем не менее все продолжали благодарить Бога за свершение Своей воли. Это казалось мне таким странным, таким смешным и таким непохожим на то, как это на самом деле бывает в реальной жизни».
Однако, что касается нового альбома ‘Violator’, похоже, что все сходятся в одном мнении. «Думаю, что это потрясающий альбом», – говорит Келли. «Он точно выведет их на новую высоту, – вторит ей Ричард Блейд. – В нём много красоты, как, например, в песне ‘Sweetest Perfection’, или такой нежности как в ‘World in My eyes’. Их звук определённо стал более зрелым, а позиция гораздо более позитивной. Хотя её всё равно отличает эта мягкая, горько-сладкая нота, которая берёт слушателей за душу».
Что до выхода альбома, то он сразу же стал золотым, и в Британии обошёл всё, что только выпускали Madonna или Prince. Этим летом они также выступят в крупнейших стадионах, начиная с Giants Stadium в Нью-Джерси и заканчивая Carrier Dome в Окленде. Автограф-сессия в магазине Warehouse заставила их быть несколько осторожными со здешними фэнами, но они не отшатнулись от них в ужасе от случившегося. Нет, на следующий день они попытались всё загладить в своём обращении в эфире лос-анджелеской радиостанции, и теперь они готовят эксклюзивный выпуск редких интервью, а также неизданных ранее материалов для всех поклонников, которые не смогли попасть тогда в магазин. «Дэниэл Миллер отпечатывает сейчас 25 тысяч экземпляров, которые будут высланы всем, кто пришлёт в адрес радиостанции KROQ в Лос-Анджелесе конверт с маркой, – говорит Блейд. – Это показывает, насколько группа предана своим фэнам, и почему их фэны верны им. Для них они никогда не жалеют своих сил».
Источник