Дизайн как феномен современной культуры

Дизайн как феномен современной культуры

Сущность, задачи и функции современного дизайна. Анализ концептуальных подходов к исследованию дизайна в культуре. Дизайн как вид проектно-художественной деятельности в современной культуре. Развитие современного дизайна в белорусской культуре.

Рубрика Культура и искусство
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 30.08.2017
Размер файла 75,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

5. Глазычев, В. Л. О дизайне: очерки по теории и практике дизайна на Западе / В. Л. Глазычев. М.: Искусство, 1970. 192 с.

6. Джонс К. Методы проектирования — М.: Мир, 1986. 326 с.

7. Курушин В.Д. Дизайн и реклама. М.: ДМК Пресс, 2006. 272 с.

8. Ламарк П. Дизайн и тенденции // Мир дизайна. 2000. №4. 187 с.

9. Малевич К. Черный квадрат — М.: Азбука, 2001. — 576 с.

10. Медведев, В. Ю. Роль дизайна в формировании культуры: учеб.пособие / В. Ю. Медведев. 2-е изд., испр. СПб.: СПГУТД, 2004. 108 с.

11. Медведев В. Ю. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: СПГУТД, 2009. 110 с.

12. Мелихов Ю.Е., Малуев П.А. Дизайн в рекламе. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2006. 208 с.

13. Минервин, Г. Б. Архитектоника промышленных форм. Системный анализ формообразования в художественном конструировании: автореф. дис. д-ра искусствоведения (техническая эстетика) / МВХПУ. М., 1975. 41 с.

14. Пойдина Т.В. Культуросозидающие функции дизайна в современном обществе // Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/7066 — Дата доступа: 02.11.2014.

15. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд. СПб.: Питер, 2013. 256 с.

16. Розин В.М. Социальное проектирование в эпоху культурных трансформаций — М.: ИФ РАН, 2008. 267 с.

17. Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: афтореф. дис. …д-ра искусствоведения. М., 1990.

18. Стор, И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. М. 2003.

19. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. 351 с.

20. Хадеев К. Мы беременны цивилизацией будущего [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rus.triz-guide.com/assets/files/trizminsk/246005.htm. Дата доступа: 02.11.2014.

21. Хилл П. Наука и искусство проектирования. Методыпроектирования, научное обоснование решений. М.: Мир, 1973. 263 с.

Источник

Вопрос 1. Дизайн как феномен культуры

Слово «Дизайн» употребляется практически всеми кругами нашего общества. Термин «дизайн» сегодня употребляется для характеристики процесса художественного или художественно-технического проектирования, результатов этого процесса – проектов (эскизов, макетов и других визуальных материалов), а также осуществленных проектов – изделий средовых объектов, полиграфической продукции и прочее. В тоже время суть, предназначения и возможности дизайна, его место в производственно-экономической и, тем более, культурной сферах общества не всегда ясны, не только основной массе обывателей, предпринимателей, абитуриентов учебных заведений. Практики со стажем, искусствоведы, педагоги и особенно философы расходятся в оценках целей, задач, перспектив этого феномена 20-го века. Дизайн родился в начале века и прочно встал на ноги в его середине, как специфический вид проектирования утилитарных изделий массового производства. Изделий удобных, надежных и, самое главное красивых.

Определение дизайна. На протяжении многих веков предметно-пространственная среда человека была рукотворной, все предметы, окружающие его, были результатом кропотливого и длительного труда мастеров-ремесленников. Все стало иначе, когда к началу 19 века начали появляться предметы массового потребления, изготовленные промышленным способом. Предметно- пространственная среда перестала быть рукотворной, теперь и далее ее создают машины. Машинный труд по производительности во много раз превосходит труд ремесленника, но, вместе с тем, обнажилась и новая проблема-то, чем бережно наполнялся предмет в ремесленной мастерской, невозможно «поместить» в каждый из тысячи предметов- близнецов, выбрасываемых из машины конвейером. Промышленный подъем привел к нарушению неторопливого многовекового ритма в развитии предметно- пространственного окружения человека. Возникли новые предметы, еще не укоренившиеся в культуре, что породило проблему их адаптации ко вкусам потребителей, возник интерес, но и к прогнозированию этих вкусов. Осознание этой и других проблем, вызванных переходом от ремесленного к промышленному производству, привело к появлению неизвестной доселе профессии дизайнера. Пионерами дизайна были архитекторы и художники, которые осознали новые возможности, открывающиеся перед ними с развитием массового машинного производства. Их увлекала широта масштабов и сложность задач, не сравнимых с теми, которые стояли перед художником прежде — главным образом украшать быт верхушки общества. «Дизайн» в переводе с английского означает «замысел», «проект», «узор» («замышлять», «проектировать»). В более узком, профессиональном понимании дизайн обозначает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды — жилой, производственной, социально-культурной. Сегодня дизайн-это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленное на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной «зоне контакта» его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности.

Виды современной дизайнерской деятельности.

Цель дизайна – создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации (Д. Локти). С первых шагов становления дизайна, как профессии он претендовал на самый широкий спектр объектов проектирования. « От софы до среды города», — очерчивали круг своей профессиональной деятельности дизайнеры в начале столетия. Сегодня вообще трудно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в которой не трудился бы дизайнер.

Индустриальный дизайн. Представляет основную группу в сфере приложения труда дизайнера, отсюда берет начало дизайн как «промышленное искусство». Первостепенное место в деятельности индустриального дизайнера занимают орудия труда и механизмы, предметы быта. Дизайн одежды и аксессуаров. Еще недавно, в 60-70-е годы мода подразделялась на уникальные работы художника-модельера, дизайнера и серийно-выпускаемую продукцию модельера швейной индустрии. Сегодня и эксклюзивные произведения «от кутюр» и серийную продукцию швейной индустрии «прет-а-порте» относятся к дизайну среды.

Графический дизайн. Искусство оформления книги, промышленная графика и упаковка, разработка этикетки и торговых марок, фирменных знаков шрифтовых гарнитур, рекламной продукции на щитах, фасадах в городе.

Компьютерный дизайн. Специальные пакеты художественно-графических инженерно-конструкторских программ, включая трехмерную графику и мультипликацию, сегодня заменяют целую группу смежных специалистов. Компьютерный дизайн стремительно развивается из прикладного в самостоятельный вид дизайнерской деятельности.

Арт – дизайн. Ряд творческих течений, направленных на синтез с художественным и архитектурным формообразованием. Центральное место среди профессиональных средств дизайнера по праву занимает графическое изображение.

Дизайн архитектурной среды. Дизайн интерьеров и организация предметно-пространственной среды города. Дизайн интерьеров включает интерьеры и оборудование общественных помещений, жилых пространств и интерьеры производственных зданий. В последнее время включает в себя «садово-парковое искусство» и «ландшафтный дизайн».

Компьютерное моделирование. Компьютерная графика, дающая возможность моделировать объект с мельчайшими подробностями, делать за короткий срок большое количество вариантов. Позволяет моделировать восприятие объекта в движении создавая мультфильм или видеофильм, максимально приближая его к действительности.

Объемные макеты. Макетирование. Макет – объемное изображение – дает представление о пространственной структуре, размерах и пропорциях объекта, выполняет поисковую (рабочий макет) и представительскую функцию (демонстрационный макет).

Дизайн как феномен культуры 20 века. Дитя промышленной революции, дизайн молниеносно ворвался в нашу жизнь вместе с паровыми машинами Джеймса Уатта и локомотивами Раймонда Лоуи, электроприборами Петера Беренса и Дитера Рамса, пишущими машинками Марчелло Ниццоли и Эттора Соттсаса, воздухоплавательными аппаратами братьев Райт и вертолетами Сикорского, космическими фантазиями Стенли Кубрика и Вернера Пантона. 20 век по праву можно считать веком дизайна. За столетнюю историю развития у дизайна появились свои «идолы» — выдающиеся произведения, которые на западе называют «иконами дизайна». Они определяют вехи в развитии дизайна, для них сегодня строятся специальные музеи и выставочные залы. Получившие всемирную известность такие произведения дизайна, как мебель Ле Корбюзье, Марселя Бройера, Чарлза Макентоша и Геррита Ритвельда, посуда Джозефа Хофмана, Карла Пота и Арне Якобсона, воспроизводятся по сей день, становясь престижным украшением интерьеров, офисов и дорогих салонов. Сегодня об истории дизайна мы можем по полному праву говорить, как говорим об истории искусств и архитектуры. 100 с небольшим лет для истории – это ничтожно малый срок. Исследователи считают, что путь, который прошла наша цивилизация за последние 100 лет, в своих открытиях и научно-технических достижениях соизмерим со всей предшествующей историей человечества. А значит, и летопись дизайна, отражающая весь ход научно-технического прогресса, не смотря на свои скромные временные рамки, становится сопоставимой с традиционными и знаковыми нам всем историей архитектуры и градостроительства, живописи и декоративно-прикладного искусства. В начале 20-го века набирающие силу молодые немецкие монополии стремились на мировой рынок. Однако уровень их продукции был настолько низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало простановки на товарах знака «сделано в Германии», обоснованно считая, что уже это оттолкнет английских покупателей. Тогда промышленники намечают ряд экстренных мер и создают совместно с видными деятелями искусств различные дизайнерские бюро. «Искусство и техника – новое единство» — лозунг художественно-промышленной школы нового типа Баухауз. В этот период в России время бескомпромиссных споров, зарождений теорий, становлений профессионального образования. В послереволюционной Советской России в силу объективных причин не могла иметь место ситуация, характерная для Западной Европы, где становление дизайна стимулировалось пониманием необходимости повышения конкурентоспособности продукции и совместными усилиями промышленников, архитекторов, художников прикладников. Зато у нас была государственная поддержка авангардных течений в искусстве. Главным импульсом формирования современного дизайна стало движение «Производственное искусство». Оно опиралось на левые течения художников, которые в процессе своих формально-эстетических экспериментов «выходили» в предметный мир. Производственное искусство носило ярко-выраженный социально-художественный характер. В этот период Каземиром Малевичем был создан термин «Супрематизм» (от латинского «supremus» — высший, крайний). Геометрические фигуры написанные чистыми, локальными цветами, располагаются в трансцендентном (в нереальной, конкретной ситуации), пространстве, «белой бездне», образуя динамично-статичные гармоничные композиции. К.Малевич одним из первых нащупал те предельно простые стилеобразующие элементы, которые стали основой стиля 20 века. Со временем супрематизм на уровне проектно-композиционной стилистики «выплеснулся» в виде суперграфики, декора, орнамента на архитектурные объекты, транспортные средства, ткани, предметы быта, широко стал использоваться в прикладной графике, графическом дизайне. Конструктивизм представлял иную концепцию формообразования, основанную на акцентировании внутренних структурных связей между теми же, что и в супрематизме, абстрактными геометрическими элементами, подчеркивании особенностей материалов, выразительности их сочетаний. 30-е годы. В США после первой мировой войны наблюдался бурный технический прогресс и технический подъем. Однако на рубеже 20-30-х годов их сменил глубокий экономический кризис. Преодоление его последствий становится стимулом для развития дизайна. Бэл Геддедес (1893-1958), положил начало «обтекаемости» изделий своими многочисленными рисунками. Это дало развитие принципам формообразования и стайлинга. В 30-е годы одновременно с началом активной дизайнерской практики в Америке и Европе складывается теоретическая база дизайна. Дизайн США стал неотъемлемой частью американского образа жизни, прежде всего в создании предметного окружения и новых видов товаров и услуг. Дизайн, порождение новых социально-экономических отношений государственно-монополистического капитализма и рыночных отношений, выполняя коммерческую задачу, стал одним из ведущих и эффективных факторов конкурентоспособности. Позиция ведущих американских дизайнеров: «самая важная цель дизайна – заставить звонить кассу, выбивающую чеки» и «дизайн является хорошим в той степени, в какой он способствует сбыту». В Англии в 1944 году была создана полуправительственная организация Британский Совет по технической эстетике. Правительство СССР в феврале 1945 года, для восстановления разрушенного хозяйства воссоздает художественно-промышленные училища в Москве. 50-70-е годы. Все более ясно понимается роль дизайна в повышении качества продукции. С 1958 года более 1600 американских фирм имели офисы в Европе. Их успешную деятельность обеспечивали дизайнеры. К счастью, не происходит полной «американизации» дизайна, сохраняются культурные, национальные традиции. Японская продукция отличалась «не собственным» лицом дизайна и следованием «интернациональному стилю. Скандинавский дизайн во многом сохранял традиции национальной культуры и оригинальность. На международном семинаре в Брюгге (1964) было предложено и на конгрессе ИКСИДа 1969 года, принято определение: дизайн есть творческая деятельность, конечной целью которой является определение качеств изделий, относящихся к их формообразованию. Эти качества связаны не только с внешним видом, но главным образом, с конструктивными и функциональными характеристиками. Дизайн охватывает все обусловленные промышленным производством аспекты окружающей нас среды. 80-е годы. В этот период получила достаточно стройную формулировку теория системного проектирования, «системного дизайна». Работы ВНИИТЭ, изданные в 1987 году как методические материалы в 2-х книгах «Методика художественного конструирования. Дизайн-программа» и «Средства дизайн-программирования». В них аргументировано были обоснованы научные положения, согласно которым специфика системного дизайна всегда связана с проектированием целостно – структурных объектов. Углублялись также положения по категории «эстетическая ценность» и связи с аксиологической теорией красоты. Дизайн охватывает широчайший спектр объектов проектирования: одежда и обувь, посуда и мебель, бытовая аппаратура и техника, визуальная информация, в т.ч. реклама, производственное оборудование и транспорт, военная техника и «космос», интерьеры и комплексные средовые объекты, а также социальные процессы. 80-90 годы на международном уровне характеризуются дальнейшей глобализацией и интернационализацией экономических процессов в условиях информационной революции. Дизайн на ряду с нововведениями организационного, технологического характера, научно – техническими достижениями, остается неотъемлемым фактором конкурентоспособности в экономической борьбе производителей. В борьбе за рынки сбыта используются новейшие открытия, в т.ч. в области психологии. Сегодня рынок предметов первой необходимости в постиндустриальных странах входит в прошлое. Бум рутинных покупок «по необходимости» оставлен далеко позади новым рынком – «рынком удовольствия», рынком «эмоциональных покупок».

Дизайн стал феноменом художественной культуры 20 века. Родившись на рубеже 19 и 20 столетий, он на волне промышленной, а затем и научно-технической революции, стремительно ворвался в нашу жизнь и превратился в один из самых распространенных и влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Дизайн является большой вехой в развитии культуры.

Источник

Читайте также:  Бело золотой стиль комнаты
Оцените статью
Поделиться с друзьями