Мода и стиль в дизайне
Творчество дизайнера тесно связано с модой — совокупностью привычек и вкусов в одежде, предметах быта, обычаях и манерах, господствующих в определенной социальной среде в определенное обычно недолгое время. Чувство конъюнктуры, изучение рыночного спроса — все это входит в круг обязанностей современного дизайнера. При этом он не только должен работать в рамках современной моды, но и чувствовать направления ее перспективного развития, а зачастую и определять их.
8.1. Понятие «Мода»
Непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры, по определению словаря П.П.Крысина, носит название «мода». Слово «мода» происходит от французского «тойе » (а то в свою очередь восходит к латинскому — «тоёиз») и означает «мера, правило, предписание». Сегодня под модой понимается единство и массовое распространение тех или иных внешних проявлений культуры — вкусов, поведения, стилистических признаков изделий, принятых критериев их эстетической оценки и пр.
В отличие от стиля мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле — смена форм и образцов одежды.
Мода характеризует взаимоотношения между человеком и вещью, предметной средой вообще. Она охватывает разнообразные сферы человеческой деятельности, существенно влияя на производство и потребление; в дизайне мода находит свое выражение во внешней форме проектируемых и производимых изделий, особенно одежды.
Из истории моды
Между понятиями «мода» и «одежда» зачастую ставится знак равенства. Историки культуры придерживаются мнения, что мода родилась в ХП-Х1П веках, когда в костюме стали появляться элементы, использование которых нельзя объяснить необходимостью или развитием эстетического вкуса: например шляпы высотой в метр, шлейфы длиной в сажень, сверхузкие мужские панталоны, в которых невозможно было сесть, или загнутые носки туфель, которые приходилось подвязывать к голени шнурками.[10]
В средние века в условиях ручного труда изготовление одежды было трудоемким и дорогостоящим процессом. Одежда представляла собой целое состояние. Иногда из-за богатых украшений и драгоценных камней платье даже имело характер передаваемого капиталовложения. Личная одежда являлась составной частью выделяемого детям имущества и передавалась от поколения к поколению. Значительные перемены произошли в моде в XIX веке с началом индустриализации производства. Появилась промышленность пошива одежды. В условиях бурного развития текстильной, швейной и химической промышленности, благодаря массовому изготовлению, удалось снизить стоимость одежды. При этом одежда продолжала оставаться символом общественного престижа. Сегодня она имеет более скрытые, а вместе с тем и более утонченные формы. При внешнем единообразии костюма большое внимание уделяется материалу, его расцветке и структуре поверхности. Созданная массовым тиражом одежда доступна каждому. Индивидуальность проявляется в выборе и комбинации отдельных компонентов.
Цикличность моды
Основным признаком моды (в отличие от стиля) является ее изменчивость. По словам известного французского кутюрье Пьера Кардена, «мода, — это. обновление. Принцип, которому извечно следует природа! Дерево сбрасывает старую листву, человек — наскучившую одежду. Когда вещи становятся слишком привычными, люди от них быстрее устают».
Каждый модный цикл можно разбить на следующие фазы:
возникновение оригинальной модели; признание ее модной в узком кругу;
распространение приспособленного к интересам широких масс варианта в удешевленном серийном производстве;
затухание интереса или полная невостребованность товара.
Модные циклы у предметов одежды бывают очень разными, например, у будничных летних платьев или шляп циклы сменяются очень быстро, от сезона к сезону: «весна-лето» и «осень-зима». Некоторые модные новинки после того как их признали широкие массы потребителей, переходят в категорию стандарта. При этом модными могут быть не обязательно современные формы, мода может возвращаться и к ретро.
Мода кардинально изменила понятие качества изделия. Качество в смысле физической прочности продукта, по понятным причинам, является врагом любого модного изменения. Сегодня качество в моде понимается не как долговечность, а скорее как потребительское качество: эластичность, несминаемость, водо-грязеотталкивающие свойства и др.
8.2. Стиль в дизайне. Понятие «фирменный стиль»[11]
В искусстве под термином «стиль» понимается совокупность художественных средств и приемових использования, характерная для произведений искусства эпохи, народа. Художественный стиль (барокко, рококо, ренессанс, модерн, готика и др.) существует длительно на определенной и обширной территории, охватывает различные виды искусства и культуры.
Дизайн принес с собой в проектно-художественную культуру целый ряд новых понятий. Одним из них является «Фирменный стиль», под которым понимается стилевое единство форм всех элементов промышленной фирмы — от среды до продукции. Фирменный стиль представляет собой совокупность графических, цветовых, стилистических и композиционных приемов и элементов, специально и комплексно спроектированных для фирмы с целью создания определенного и постоянного запоминающегося зрительного образа всего, что связано с предприятием, его деятельностью и продукцией.
Основными элементами фирменного стиля являются: логотип, шрифт или ряд шрифтовых гарнитур, цветовая гамма, композиционные принципы.
В отличие от традиционного исторического художественного стиля, фирменный стиль создается конкретным автором, существует вне временных и территориальных границ (фирменный стиль Кока-Колы распространен по всему миру) и носит ярко выраженный субъективный характер.
Источник
Дизайн одежды и мода. Факты из истории развития
Исторически, понятие «мода» ассоциировалось с искусством создания одежды (или дизайном одежды). Но, с течением времени, сфера работы модельеров и дизайнеров распространилась и на другие, прямо или косвенно связанные с ними предметы и аксессуары, такие как: ювелирные изделия, сумки, обувь и т. д.
Бал в Мулен де ла Галетт. П.О.Ренуар. 1876 г. Картина наглядно показывает одежду, распространенную во Франции в конце XIX века.
Сегодня, традиция изготовления модной одежды прошла путь от скромного изготовления штучных изделий до индустриальной продукции, выпускаемой в международных масштабах. Как же происходил процесс этой поистине радикальной эволюции?
Считается, что у истоков производства модной одежды, датируемой 1826 годом, стоял Чарльз Фредерик Ворт. Именно его признают первым модельером. Спустя некоторое время, в Париже появился первый Дом моды, положивший начало формированию традиции информирования клиентов о том, какая одежда им подходит.
В тот же период времени, первые предприятия по изготовлению одежды начали прибегать к услугам художников для разработки новых моделей. Модели (шаблоны) демонстрировались клиентам, которые, при желании, могли оформить заказ на пошив того или иного изделия, или целой партии.
В начале XX века, в Париже, являвшемся в то время «законодателем мод в Европе», начали появляться образцы новой одежды, распространившиеся вскоре и на другие страны. Мода, в этот период времени (главным образом «от кутюр»), была ориентирована исключительно на физических лиц.
К середине XX века модная одежда начала выпускаться серийно. По всей вероятности, именно этот период времени следует считать прототипом нынешней индустрии мод. Ассортимент и количество выпускаемых изделий значительно возросли, сделав выбор одежды и степень ее доступности значительно ближе большему числу людей.
К концу XX века, благодаря специализированным изданиям, телевидению и многочисленным курсам, информированность людей в сфере дизайна одежды возросла. В результате, значительная часть покупателей, при подборе ассортимента товаров, начала полагаться на свои собственные представления об удобстве, комфорте и эстетике больше, чем на текущие тенденции, сложившиеся в отрасли.
Сегодня, профессия дизайнер-модельер одежды считается престижной. Растет число студентов, выбирающих учебу и работу в сфере индустрии моды в качестве своей основной специальности. Институты по всему миру проводят курсы и стажировки, направленные на повышение квалификации в сфере дизайна модной одежды.
Также как и в других областях, в дизайне одежды имеется профессиональная специализация. Она охватывает разработку: моделей нижнего белья, верхней одежды, свадебных платьев, купальных нарядов, детской одежды, обуви, различных аксессуаров и т.д.
Работавшие ранее лишь самостоятельно или с разовыми заказами, модельеры сегодня имеют широкие возможности для творчества на постоянной основе и совершенствования своих навыков. Также, они могут заниматься адаптацией эксклюзивных моделей под нужды массового производства.
Достижения в области дизайна одежды, способствуют развитию связанных с ней профессий, таких как: парикмахер, визажист, журналист и консультант в сфере моды, фотограф модной одежды и т.д.
Еще одной важной технологической особенностью в сфере индустрии моды в последние десятилетия стало широкое использование компьютерных технологий. Компьютеры и специализированные программы конструирования пришли на помощь дизайнерам в процессе создания моделей, а также дальнейшего производства изделий на их основе, позволяя быстро и легко воплощать в реальность самые неожиданные фантазии.
Источник
История дизайна костюма в двух словах
Термин «дизайн» на слуху у каждого, он буквально присутствует везде, заменив другие привычные понятия, такие как модельер, художник, парикмахер, фотограф… Это относительно новое слово сегодня является приставкой почти во всех сферах человеческой деятельности: «графический дизайн», «фотодизайн», «фитодизайн», «дизайн среды» и конечно «дизайн костюма». Что же такое «дизайн костюма» и какова его история?
Термин «дизайн» итальянского происхождения, означает «замысел», «композиция» или «модель». Формирование этого вида деятельности началось много столетий назад.
Несомненно, что красивая внешность, желание выглядеть привлекательно сопутствовали человеку с момента организации самого общества. Однако сохранились и дошли до нас свидетельства лишь с древнегреческого периода. У древних ученых — Платона, Аристотеля, Сократа, Протагора, их школ — возникли «Идеи о соотношении красоты», практичности и пользы. В зависимости от географического расположения, климата и культуры изготавливались одежды, обувь, специальные наряды, прически, украшения и необходимые аксессуары.
Интересно, что дизайн одежды разделял народы по происхождению, по кастовому положению и прочим делениям. Наибольшее развитие моды и как такового дизайна костюма началось параллельно с увеличением ассортимента тканей, ниток, фурнитуры и швейных машин. Первыми источниками дизайна одежды принято считать цеха Италии и Франции, где портные, можно сказать, колдовали над созданием фасонов и декором. Они стали настоящими профессионалами и законодателями самой моды. В период Средневековья нестандартная одежда и выделение из общей массы не приветствовалось, поэтому рассматриваемая область деятельности человека особо не развивалась. А в эпоху Возрождения, наоборот, все переменилось, творчество человека стало воспеваться и вышло на первый план, история дизайна костюма стала формироваться: появилась и имела большой спрос праздничная одежда и, конечно же, нижнее белье, особенно для дам, становятся популярными бархат и шелк. Декольте изменило формы, стало глубже, у платьев появились разнообразные вырезы, разрезы и другие модификации фасонов. Дух времени и человеческие взаимоотношения всегда оказывали большое влияние на искусства, и дизайн не исключение.
Неоспорим факт, что такие печальные события, как войны, также вносили свой вклад в развитие дизайна одежды. Таким образом появилось пальто, родоначальником названия которого считается вид французской военной одежды «paletot». А прообразом явился редингот — верхняя одежда для верховой езды. Пальто в современном виде появились в XIX веке и первоначально получали имена известных политических деятелей и актрис, мест откуда пошла мода на то или иное пальто.
В середине XIX столетия произошел индустриальный бум, возникли мануфактуры. Он родил новой вид деятельности, способный справиться с производством одежды, обуви и аксессуаров в большом количестве. Образовался дизайн. Все, что было до этого, правильнее называть развитием и историей костюма.
Искусство как таковое не имеет функций и конкретных целей, дизайн же возник для решения поставленных промышленностью задач, он призван служить и выполнять определенные функции. Искусство и ремесло наполняют форму различным содержанием, дизайн же занимается непосредственно разработкой самой формы. Это главное отличие дизайна как рода деятельности. Поэтому новое направление соединило в себе ремесло и искусство, поставив их на службу потребностям человека и общества в целом. Отсюда основная задача дизайна — служить и соответствовать потребностям человека.
Уже в конце XIX века оформились основные правила, теории и принципы дизайна как направления, которые уже в XX столетии повлияли на образование школ мастеров, а также методик преподавания дизайна как научной дисциплины и появлению дипломированного специалиста.
Значительный вклад в становление, развитие дизайна и его популяризации сыграли и играют по сей день периодические издания. Глянцевые журналы о моде, наполненные советами тогдашним модницам, были рекламой и двигателем промышленных товаров. Развитие печатной индустрии и кино еще больше способствовало укреплению позиций дизайна. Актрисы кино становятся главными объектами для подражания. Благодаря этому приобретают известность, становятся популярными Дома Моды, каждый из них привносит свое видение и разнообразие в моду, создает свой фирменный стиль.
В 1933-1960 годах происходит внедрение принципа стандартизации, который применяется не только к человеку, но и к производимым изделиям, товарам массового потребления. В результате этого происходит разделение дизайна на обособленные направления: предметно-бытовой, декоративно-оформительский и инженерно-технический. В связи с тем, что задачи дизайна состоят не только в художественном конструировании, но он должен участвовать в решении более широких проблем функционирования производства, потребления, а также существования людей в предметной среде, путём рационального построения её визуальных и функциональных свойств, его как научную дисциплину относят к группе технических наук. Теоретической основой дизайна является техническая эстетика.
Стоит отметить, что примерно в этот же период формируется и закрепляется классическое решение костюма и образа делового человека. Меняется образ женщины, в ее гардеробе появляются брюки и короткие стрижки. Таким образом дизайн эволюционирует и вырастает в огромное направление человеческой деятельности, которое становится значимым в общей истории человечества.
Современный дизайн одежды ориентируется на топ-дизайнеров, задающих модные тенденции, представляют эти тренды на Неделях Моды минимум два раза в год.
В США в 1980-х годах была разработана концепция производственной модели «быстрый ответ», где продукт является движущей силой. Позже на мировую арену моды выходит направление «fast fashion» — «быстрая мода». Из Википедии: «Быстрая мода — термин, используемый модными ритейлерами для того, чтобы выразить быстрое обновление ассортимента марки несколько раз в сезон. Одежда класса «Быстрой моды» основана на самых последних модных тенденциях, представленных на Неделе Моды как весной, так и осенью каждого года. Акцент делается на оптимизации определенных аспектов цепи поставок для того, чтобы эти тенденции разрабатывались и изготавливались быстро и недорого, что позволяет основному потребителю купить последние модные элементы одежды по более низкой цене».
Подобная философия быстрого изготовления по доступной цене используется во всех крупных розничных торговых сетях. Особую популярность она приобретает в середине 2000-х. Девизом этого направления является количество. И как ни странно, есть прямая аналогия с пищевым направлением «fast food», для которого также на первое место выходит количество, а не качество продукта.
Не вдаваясь в подробности, лишь отмечу, что «быструю моду» можно назвать одноразовой модой, она поставляет дизайнерский продукт на массмаркет по относительно низким ценам. Низкая цена и качество также отражают плохие условия труда в развивающихся странах, где изготавливается эта продукция.
В противовес «быстрой моде» через несколько лет возникает «медленная мода» — «slow fashion». Этот термин был введен Кейт Флетчер в 2007 году: «Медленная мода — не сезонный тренд, который приходит и уходит, как животный дизайн, а устойчивое движение моды, которое набирает обороты». Она обвиняет быструю моду как минимум в загрязнении окружающей среды. Из Википедии: Направление «Медленная Мода» объединяет в себе «надежные», «эко», «зеленые» движения моды. Оно призывает задуматься о воздействии текстильной промышленности на окружающую среду и рыбные ресурсы, замедлении цепочки поставок, чтобы уменьшить количество тенденций и сезонов, чтобы стимулировать производство качественной одежды. Ключевая фраза, используемая по отношению к термину «медленная мода»: «качество важнее количества». Эта фраза используется для обобщения основных принципов замедления темпов потребления одежды посредством выбора одежды, которая прослужит дольше.
Как мы видим, идет противостояние двух противоположных направлений и понятий качества и количества. В это же время возникает более масштабное явление в дизайне как «Sustainable fashion» — «устойчивая мода» или «экологическая мода». Это целое модное направление, объединенное общей философией и социально-ответственным подходом к моде. Принципы, которые пропагандирует экологическое направление: использование натуральных и экологически чистых материалов, использование переработанных или вторичных материалов, а также уважение к окружающей среде, человеку и его труду.
На мой взгляд, возникновение экологического дизайна, как направления, еще раз подтверждает тот факт, что дизайн — это отражение духа времени, его проблем и задач, которые сейчас стоят перед человечеством. Возникновение «устойчивой моды» лично для меня дает небольшую надежду в то, что мы сможем сохранить нашу планету.
Подводя итог, хочу заметить, что в наше время дизайн костюма и в целом дизайн как направление приобретает больше качество творческой деятельности и становится больше похоже на искусство. Сейчас оно часто выполняет эстетические задачи, создает предметы одежды, обуви, которые не предназначены для своей непосредственной цели, а лишь для того, чтобы их увидели на подиуме или же на выставках в галереях наравне с искусством гениев прошлого.
Дизайн — это постоянно развивающееся направление творческой деятельности, у людей всегда появляются новые проблемы, потребности и цели. А мастера с креативным сознанием и подходом к решению задач, продолжают воплощать свои идеи в жизнь, решая поставленные цели и прокладывая свой оригинальный путь, формируя свой стиль. Поэтому дизайн костюма можно рассматривать уже как искусство, находящееся в постоянном развитии.
Источник