Современные тенденции в дизайне.
ОТВЕТЫ
1. Понятие «проектирование», «проект». Цель проектирования. Особенности проектной деятельности дизайнера.
В окружающей среде обитания человека большую роль наряду с естественной природной средой, занимает искусственная предметная среда. Предметная среда- созданный человеком материальный мир; совокупность отдельных предметов и их комплексов. Проектная деятельность направлена на совершенствование окружающего человека предметного мира и целенаправленную организацию предметно-пространственной среды для достижения оптимальных условий жизнедеятельности отдельного человека и общества.
Проектирование —(от лат. projectus, буквально — брошенный вперёд)
-тип деятельности, направленный на создание (описание, изображение) объектов, явлений с заданными условиями, свойствами;
— процесс создания проекта
Проект(лат. — прожект, фр. — план, предположение, предначертание) — задуманное, предположенное дело и само изложение его на письме или в чертеже.
Проектирование — это универсальный тип деятельности, характерный для различных областей жизни: промышленного производства, строительства, образования, быта, досуга, политики, культуры.
Цель проектирования: внесение в жизненный мир объектов ранее никогда не существовавших. Но это не означает, что процесс художественного проектирования направлен на создание принципиально новых средовых объектов и качеств. Он также направлен на сохранение или воссоздание достигнутых в культуре качеств, ценностей, вещей.
Понятия «дизайн», «проект», «проектирование».
Изначально в своем прямом смысле термин «дизайн» употреблялся, как правило, по отношению к предметной среде обитания, точнее, к таким его составляющим, как инструменты и машины, транспортные средства, бытовые изделия. «Но даже англичане, наиболее способствовавшие утверждений термина, иногда называли дизайнером удачливого дипломата, нашедшего оригинальный выход из запутанной политической ситуации. Постепенно и в других странах, особенно в бывшем СССР, признак оригинальности, необычности и остроумия стал определяющим для дизайна. И это способствовало тому, что элементы или признаки дизайна искали и находили в других сферах человеческой деятельности». Постепенно дизайн стал охватывать самые разнообразные области техники и культуры. «Дизайн, особенно в нашей стране, есть явление постоянно и неуклонно расширяющееся, захватывающее все новые области. Дизайнерский подход, дизайнерское мышление есть способность и возможность нахождения новых, оригинальных решений в любой сфере науки, техники, политике, социальных отношениях». Однако в таком всеобъемлющем определении термина есть свои негативные последствия. Дело в том, что наряду с тем, что термин «дизайн» стал модным и часто употребляемым словом, он стал расплывчатым, подменяющим другие слова понятием. Так термин дизайн зачастую отождествляется с такими понятиями как «проект», «рисунок». Например, можно увидеть объявление, что продаются обои 300 видов дизайна, а на самом деле это всего лишь обои с различными видами рисунка, цвета, тона. Вот светящиеся обои еще можно назвать дизайном, так как в данном случае, продукту приданы новые качества. Поэтому всегда анализировать и выяснять, действительно ли у того или иного объекта (предмета, товара) есть признак новизны, оригинальности, или это просто внешнее обновление уже существующего.
Если рассматривать понятия «дизайн» и «проект», то мы присоединяемся к группе исследователей, которые разграничивают эти понятия. Дело в том, что некоторые исследователи, основываясь на одном из определений термина «дизайна» как «проект» отождествляют дизайнерскую деятельность с проектированием. Но в нашем понимании, эти явления различны, дизайн лишь одна из частей проектирования. С определением понятия «проект» существует та же тенденция что и с понятием «дизайн», а именно расширение понятия и его границ, а также частое употребление во всех сферах человеческой деятельности. Связано это, скорей всего, с нюансами перевода этого понятия. Сегодня многие трактуют понятие проекта, как «намерения вообще, идеи, плана будущих действий и самих этих действий в соответствии с принятыми намерениями. Заимствовано оно из англоязычного словаря, в котором это действительно одно из центральных значений слова project (в отличие planning, которое как раз и применяется чаще в значении проектирование). Так понимаемый проект — это и замысел художника написать картину, и его решение участвовать в выставке». Однако, в русском языке, слово проект имеет несколько другую трактовку. «Проект — результат обособленной, законченной области деятельности по разработке и описанию закономерностей и программы создания некоторого события, но чаще всего – объекта. Эта фаза деятельности тре6ует особых знаний и умений, фиксируется документально и, как правило, не предусматривает реализации полученных результатов самими проектировщиками, т.е. проектирование обособляется в специальную профессиональную деятельность» . Необходимость в проектировании как профессии появилась, именно тогда, когда стало невозможным одному человеку осуществлять весь процесс от замысла до реализации в натуре. Проектирование — это универсальный тип деятельности, характерный для различных сфер жизни. Независимо от содержание проектной деятельности оно имеет «сходные фазы идеирования, детализации проекта, фиксации результатов и передачи их «в руки» изготовителей. Так вот, дизайн как профессия, независимо от специализации — деятельность проектная». Здесь четко прослеживается отличие деятельности в дизайне от деятельности в искусстве. Дизайнер «участвует в замысле некой материальной субстанции (более узкое определение тут не годится, учитывая применимость понятия к различным сферам дизайна). Результат будет использоваться помимо воли авторов в целях, которые этими авторами не задаются, а как правило, предустановленны общественной необходимостью. Напротив, деятельность в искусстве – синкретична, конечный продукт или акт искусства неотделимы от его творца». Еще одним отличием в деятельности художника и дизайнера является различие побудительных мотивов и целей. Проект, в котором задействован дизайнер, обусловлен некой актуальной потребностью общества в преобразовании предметно-пространственной среде, т.е. внешними причинами — социальным заказом. А деятельность художника обусловлена внутренними, «субъективно — духовными актами самовыражения». Деятельность дизайнера это постоянный поиск компромисса между его субъективным видением и множеством ограничений и требований предъявляемых извне. Существуют и другие признаки, по которым можно увидеть несводимость дизайна к искусству, а также до сих пор остается открытым вопрос о сущности дизайна ввиду множественности позиций во взглядах на этот процесс, его определений, видов и сфер проявления.
Задача современного педагога дизайна заключается не только в том, чтобы передать студентам определенную сумму знаний по данным вопросам, но и сформировать у них потребность в постоянном анализе различной информации и совершенствовании профессиональной компетенции.
Проектная деятельность | ||
Художественная деятельность | Художественно-проектная деятельность | |
Структурные компоненты деятельности | Деятельность художника | Деятельность дизайнера |
Потребность | Субъективная потребность (внутренний заказ) | Общественная потребность (внешний заказ) |
Мотив | Удовлетворение субъективно-духовных потребностей художника | Удовлетворение актуальных потребностей общества (спрос) |
Цель | Создание произведения искусства | Проектирование объектов предметно-пространственной среды с новыми потребительскими качествами, свойствами |
Действия | Самовыражение | Нахождение компромисса между внутренним видением и требованиями (соц., утил-функц., эргоном.,эстетич.) к проектируемому объекту |
Результат | Материальный объект | Проект материального объекта |
Художник самостоятельно создает объект, т.е. конечный продукт неотделим от автора | В реализации объекта участвуют различные специалисты, т.е. конечный продукт отделим от автора | |
Оценка | Автор | Потребитель |
Современные тенденции в дизайне.
Выявить и описать основные современные тенденции в любых видах дизайна, выражающиеся в применении
-современных материалов (перечислить, описать свойства, достоинства этих материалов);
— технологий (например, применение трехмерные принтеров в создании предметного мира);
— форм. Описать какие формы объектов среды (объекты интерьера: мебель, светильники и т.д.; самого интерьера) характерны для современного периода.
3. Масштаб. Виды масштаба: размерный, композиционный. Понятие «указатели масштаба» в проекте.
4.
Масшта́б (нем. Maßstab, букв. «мерная палка»: Maß «мера», Stab «палка») — в общем случае отношение двух линейных размеров. Во многих областях практического применения масштабом называют отношение размера изображения к размеру изображаемого объекта
Размерный масштаб —выражение соразмерности в числах.
Может быть численным и линейным.
численный масштаб записывают в виде дроби, в числителе которой стоит единица, а в знаменателе — степень уменьшения проекции. Например, масштаб 1:5 000 показывает, что 1 см на плане соответствует 5 000 см (50 м) в реальности.
При выполнении чертежей пользуются следующими масштабами:
Масштабы уменьшения: 1:2, 1:2,5; 1:4, 1:5, 1:10, 1:15, 1:20, 1:25, 1:40, 1:50, 1:75, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:800, 1:1000
Натуральная величина: 1:1
Масштабы увеличения: 2:1, 2,5:1, 4:1, 5:1, 10:1, 20:1, 40:1, 50:1, 100:1
Для выполнении объемных моделей определены масштабные ряды, состоящие из нескольких масштабов разной степени уменьшения, причём для разных видов моделирования (авиамоделизм, судомоделизм, железнодорожный,автомобильный, военной техники) определены свои, исторически сложившиеся, масштабы.
линейный масштаб — это масштаб в виде масштабной линейки, разделённой на равные части, с подписанными значениями соответствующих им расстояний.
Композиционный масштаб– выражает соразмерность в зрительном соотношении формы объектов пространству и человеку.
Добиться нужной соразмерности в масштабе можно за счет членения формы. Существует такая закономерность: чем больше форма, тем сильнее она подвергается членению, и наоборот, чем меньше – тем слабее. Речь идет не только о членении формы на физически разные части, соединяемые в процессе сборки изделия. Порой деталь, составленная из двух и более сборочных элементов, может осознаваться как целостный элемент формы. Однако и физически цельная деталь в силу особенностей своей формы может восприниматься как состоящая из двух и более частей. В дизайне весьма распространено ложное членение. Оно осуществляется с помощью специальных объемных средств, а также отличающихся друг от друга цветов, текстур и фактур. Членение может быть обусловлено следующими причинами: функциональными, производственно-экономическими, конструктивными, эстетическими.
Важную роль в проекте играют так называемые указатели масштаба – изображение фигуры человека или части тела (рука, нога) рядом с проектируемым объектом.
Дата добавления: 2015-04-20 ; просмотров: 16 | Нарушение авторских прав
Источник
Последние тенденции в дизайне интерьеров
Современная мода очень пластична и многообразна. Это касается всего – одежды, обуви, интерьеров. Сейчас нет четкого разделения на модное и немодное — все зависит от контекста, вкладываемых смыслов, личных предпочтений.
Ваш идеальный интерьер может выглядеть как угодно, дизайнеры не диктуют ничего – они лишь помогают воплотить Ваши мечты в таком виде, чтобы это было удобно и актуально.
Тенденции в дизайне 2020-2021 – это не локальные стандарты или правила, а общие долгосрочные принципы, на которых строится интерьер в любом стиле.
Основные тенденции:
- Экологичность,
- Персонализация,
- Эклектика,
- Функциональность.
Экологичность
Сохранение ресурсов планеты – это одна из глобальных мировых задач, которая отражается и в дизайне интерьеров.
Для того, чтобы вещь считалась экологически безопасной, необходимо, чтобы она не приносила вреда природе ни в процессе производства, ни в процессе эксплуатации.
С этой точки зрения самыми лучшими считаются натуральные материалы, которые долго служат, а потом могут быть легко утилизированы. Это дерево, стекло, металл, натуральный камень – использование таких материалов стоит довольно дорого, но результат того стоит. Вы получаете визуально безупречную обстановку, которая будет безопасной для планеты.
Популярный прием в эко-дизайне – использование растений в интерьере. Далеко не все любят цветы и зелень в горшках, но сейчас есть очень интересная альтернатива – зеленые стены и панно. Это не только красиво и стильно, но и полезно – зеленые стены создают в доме оптимально комфортный, здоровый микроклимат.
Персонализация
Модные интерьеры становятся все более персонализированными, отражающими вкус хозяев. Не нужно стесняться проявлять свою индивидуальность – любые предпочтения можно отразить в обстановке очень красиво и деликатно. При желании их можно сделать центром композиции, либо аккуратно включить в проект в качестве нюансов. В любом случае, такие вещи помогают создать уникальный характер жилого помещения, подчеркнуть его атмосферу.
Персонализация интерьеров – это довольно дорогое удовольствие, так как перед дизайнерами стоит задача найти не только нужный образ, но и реальные предметы, которые будут его транслировать.
В качестве стилеобразующих элементов может выступать что угодно – яркая стена, винтажный предмет мебели, камин, интересное зонирование.
Здесь важно не бояться новых идей и трендов в дизайне квартир, которые предлагают дизайнеры – даже если Вы нигде ничего подобного не видели, но предлагаемое решение отражает Ваши мысли, стоит его рассмотреть. При этом не нужно пытаться создавать оригинальность ради оригинальности – это всегда смотрится очень вымученно и неестественно. Профессиональный дизайнер поможет воплотить самую нестандартную идею так, что это будет не только красиво, но и удобно.
Эклектика
Смешение стилей – это основной долгосрочный тренд в дизайне интерьеров, который вошел в моду около 10 лет назад и останется с нами надолго.
Когда вся квартира выполнена в одном стиле – это выглядит красиво и аккуратно, но такое однообразие быстро надоедает. Подобные решения можно встретить в журналах и портфолио разных компаний, но обычно это делается с одной целью – для эффектной публикации, презентации. Кроме того, в реальной жизни довольно сложно поддерживать один выбранный стиль – быт быстро обрастает вещами, которые никак не вписываются в предполагаемую концепцию. В этом плане использование нескольких стилей является отличным выходом – у каждого члена семьи появляется выбор, как ему удобнее устраивать свою жизнь в новом интерьере.
Эклектика подразумевает смешение нескольких стилей – 1-2 будут основными, и еще несколько – вспомогательными. Количество стилей ограничивается двумя факторами – Вашими предпочтениями и сочетаемостью выбранных направлений. Дизайнер поможет найти баланс и выбрать такой микс, чтобы все стили в интерьере подчеркивали друг друга, а не спорили.
Функциональность
Это самый простой и практичный принцип – в интерьер включаются только те вещи, которые будут Вам полезны. Это касается всех стилей, в каждом из них можно проработать все элементы с точки зрения практичности.
Например, Вам нравятся плетеные корзинки или керамические шкатулки – подобные вещи могут быть просто пылесборниками, но при правильном подходе они превращаются в практичные и удобные системы хранения.
У каждого предмета в функциональном интерьере должно быть свое назначение. Не совсем рационально занимать место вещами просто для того, чтобы не было пустоты. Собственно, пустота, свободное пространство – это очень хорошо, и не нужно портить такое преимущество, загромождая место предметами сомнительной ценности. Если у Вас есть коллекции или вещи, которые не имеют практического назначения, но их хочется показать – для этого можно создать отдельную зону, которая станет одной из фишек интерьера. И в этом будет смысл – демонстрируемая коллекция станет отражением достижений или вкусов хозяев, что отлично соответствует принципу персонализации.
Все эти тренды – не просто модные тенденции на год, а долгосрочные подходы, которые будут практиковаться в дизайне квартир и частных домов в ближайшее десятилетие. Для создания актуального интерьера стоит ориентироваться именно на эти основные принципы – и Ваш дом точно будет стильным, модным и комфортным в течение долгих лет.
Источник