Дизайн фойе дома культуры Акрихин
Особенности
Мы создали современный образ оформления фойе дома культуры с применением современных материалов, которые позволяют выполнить существующие требования к данным помещениям РФ, это в первую очередь требования функциональной пожарной опасности для данных помещений Ф1.1, Ф2.1, Ф2.2, Ф3.5. Концептуальное, стилистическое решение подчеркивает существующую геометрию и сохраняет целевую функциональность, создавая новый образ эстетического восприятия современного дома культуры.
Дизайн фойе дома культуры можно назвать едва ли не главными помещениями, именно от них и формируется общее стилистическое впечатление от всей создаваемой художественной композиции. Поэтому мы при проектировании уделили им особое внимание, создавая динамику перехода стиля из одного помещения в другое и одновременно связывая их в общую стилевую концепцию.
Дизайн фойе дома культуры, общественный интерьер
Отличительной характеристикой при проектировании является, что необходимо учитывать функциональные составляющие и назначение помещений, а также учитывать дополнительную износостойкость используемых материалов. Общественный интерьер создается не для определенного человека или нескольких людей, Важным условием является создать такое оформление фойе дома культуры и выполнить такой дизайн, который бы сог удовлетворить и понравиться огромному количеству людей, включая и конечно возрастные категории. Мы подобрали спокойные оттенки и общее цветовое решение, старались избегать лишних контрастов, которые бы могли хоть как-то раздражать визуальное восприятие как взрослых, так и детей. В то же время используя выбранные материалы, удалось подчеркнуть монументальный образ и существующую архитектуру всего здания и будущую реконструкцию фасада.
Оформление фойе дома культуры выполнили преимущественно с использованием гибкого камня, стеновых панелей, гранита, керамогранита. Гибкий камень прекрасный материал, представляющий тонкий срез натурального камня на полимерной основе, что позволяет ему принимать разнообразные формы и также что не мало относится к негорючим, экологически чистым материалам. Стеновые панели использовали с 3d эффектом разной геометрии классом КМ1, керамогранит для пола под мрамор со вставками узоров подчеркнул общий концептуальный облик, потолки — конструкции ГКЛ обшитые гибким камнем с геометрией освещения. Также были выполнены из гибкого камня на просвет элементы декора: созданы витражная перегородка, витражный ресепшн, обшиты колонны и обыграны элементы освещения.
Г А Л Е Р Е Я П Р О Е К Т А
Источник
Дизайн интерьера и экстерьера учреждения культуры
Дизайн интерьера и экстерьера учреждения культуры
§ 1 Требования к содержанию учреждения культуры.
Учреждение, культуры — многофункцональный центр всей культурно-досуговой. деятельности, организуемой в городе. Выполняя одну из ведущих функций художественно-оформительскую, клуб или Дом культуры сам представляет собой один из элементов предметно-пространственной среды города. Исходя из специфики назначения учреждения культуры, строится дизайн интерьера и экстерьера клуба или Дома культуры.
Это условие определяет особенности дизайна интерьера и экстеръера учреждения культуры.
I Первая особенность – трудовая и патриотическая направленность содержания основных элементов интерьера и экстерьера. Воспитательная функция присутствует здесь в виде специфических художественно-декоративных форм, отражающих историю города, поселка. Эти формы размещаются в наиболее посещаемых помещениях клуба, на наиболее видных местах, на фасадах зданий и подходах к ним.
II Вторая особенность —создание элементов, интерьера и экстерьера, способствующих психологической разгрузке людей, отдыху и удовлетворению их духовно-эстетических потребностей. Порой клуб — единственное место, где люди могут отвлечься от работы, отбросить постоянно довлеющую психическую нагрузку, с интересом и пользой провести свой досуг. Поэтому в клубном учреждении оформляются:
c) зоны отдыха с использованием
· действующих успокаивающе на нервную систему человека, способствующих релаксации.
III К третьей особенности относится внутреннее оформление помещений учреждений культуры с учетом их назначения.
3.1 Фойе клуба наиболее посещаемое помещение. С учетом этого в фойе
a) не должно быть нагромождения мебели и декоративных элементов;
b) уместно применение монументального искусства;
c) настенных украшений из металла, композиции из керамики, художественного панно;
d) если позволяет площадь, фойе клуба заметно оживит небольшой внутренний зимний садик.;
e) камни, цветы, мох дадут возможность создать интересные а специальное освещение создаст ещё больший эффект.
3.2 В вестибюле не требуется особого применения художественно’ декоративных элементов. Здесь, как правило,
a)вывешиваются информационные стенды, плакаты. и т. п.
3.3 Та же умеренность присутствует в художественном оформлении зрительного зала.
а) здесь главенствуют два принципа:
1. удобство для зрителя;
2. привлечение внимания к сцене, экрану;
b) стены, потолок и пол зрительного зала оформляются звукопоглощающими материалами.
c) цвет их должен бытъ мягким, тёплым, не отвлекающим внимание; на стенах, как правило, за исключением осветительной арматуры, не применяются никакие оформительские элементы.
3.4 Сцена — главный элемент зрительного
а) Её оформление зависит от содержания проводимых мероприятий в клубе. Убранство сцены необходимо тщательно продумывать, что потребует творческой выдумки и вместе с тем чувства меры.
b) В художественно – декоративном оформлении сцены возможно
применение декораций,
§ объемных эмблем и текстов;
c) Удачно украшают сцену цветы, элементы из ткани, светотехническое оборудование.
3.5 Наглядное оформление библиотеками читального зала, как правило, делится на два вида:
1. Постоянное — это библиотечный плакат, художественно-декоративные элементы, создающие уют и покой
2. Сменяемое — это различного вида справочные и информационные стенды.
3.6 С особой тщательностью и продуманностью оформляется комната. отдыха. При этом не рекомендуется совмещать с ней игровые комнаты. Художественно-декоративные средства должны создавать комфорт и успокаивающую обстановку. Отделка стен, шторы, освещение — все это должно быть приближено к домашнему уюту.
3.7 Если клуб не имеет возможности организовать отдельную комнату отдыха, модно оформить зону отдыха, использовав при этом часть фойе.
3.8 Комнаты кружковой работы и прочие учебные помещения. специально не украшают. Обычно здесь развешивают наглядные пособия, необходимые для занятий кружка, изделия кружковцев.
Все вышеперечисленные объекты относятся к интерьеру. учреждения культуры. (Но, кроме интерьера, существует наружное оформление здания и ‘приклубной территории, именуемое экстерьером.
IV Дизайн экстерьера требует учета нескольких элементов приклубной территории, в зависимости от архитектурного решения расположения клуба.
4.1 Прежде всего, это фасад здания.
а) Его художественное оформление не должно быть аляповатым и пёстрым.
б) Фасадную стену могут украшать мозаика, художественно-декоративное панно или стилизованная эмблема из металла, пластика.
в) Желательно иметь на фасаде место для сменных щитов, транспарантов, которые вывешиваются к различным по содержанию мероприятиям, проводимым в клубе
4.2 Вторым элементом, устанавливаемым непосредственно на приклубной территории, являются рекламные щиты..
а) Наиболее удобны свободно стоящие с двух — и трехсторонним обзором. Они представляют собой металлическую или деревянную конструкцию с прикрепленными к ней щитами из фанеры. и пластика.
б) У основания рекламного щита нередко разбивают газон с цветами
в) Газетная витрина, как элемент оформления приклубной территории, изготавливается высотой не более 190 см. Нижний край витрины находится на расстоянии 110-120 см от земли. Для того, чтобы защитить газету от дождя и снега, рекомендуется сделать на витрине козырек или застеклить её.
г) Витрина может быть
Если размеры приклубной территории позволяют, то можно оформить и такие элементы, как аллея, фонтан, беседки. Всё это должно «писаться» в окружающее естественное или декоративное озеленение, дополнять или оттенять оформление фасада клуба.
Умеренное, выполненное в едином стиле художественно-декоративное оформление приклубной территории будет способствовать социокультурной деятельности учреждения культуры.
4.3 И еще одна особенность художественного оформления клуба. Дома — это наличие наряду с постоянным временного (тематического) оформления.. Разнообразные мероприятия, проводимые в клубе к различным праздникам и торжественным дням,, требуют специального оформления,, которое должно помочь раскрытию темы и, в то же время, украсить клуб.
Основные элементы клуба, на которых создается временное оформление, — это:
При работе над праздничным оформлением сцены
а) целесообразно использовать метод предварительных цветных эскизов, выполненных цветными карандашами, акварелью или гуашью с соблюдением масштабных пропорции основных элементов сцены. Таким образом, можно найти наиболее оптимальный в художественном отношении вариант из всех предложенных..
б) по окончании оформления сцены необходимо просмотреть его из зала, чтобы подобрать декоративные детали нужной величины и правильно их расположить
в) В фойе клуба, как правило, устраиваются:
3. вывешиваются праздничные плакаты.
Содержание временного оформления фойе должно настраивать зрителя на соответствующую тему мероприятия, создавать праздничное настроение.
г) Украшение фасада здания клуба создается с таким расчетом, чтобы оно привлекало внимание, информировало о предстоящих мероприятиях и празднествах.
Таким образом, дизайн интерьера и экстерьера учреждения культуры представляет собой целенаправленную проектную деятельность по обеспечению патриотического и эстетического воспитания, созданию условий для психологической разгрузки и реабилитации, содействию содержательного проведения культурно — досуговых мероприятий через формирование предметно-пространственной среды.
§ 2 Методика формирования предметно-пространственной среды учреждения культуры.
Художественно-декоративное оформление помещений учреждения культуры является, по существу, дизайнерской разработкой интерьера. Интерьер — архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания. Особенности архитектурно-художественной организации интерьера определяются функциональным назначением того или иного помещения. В интерьере клубного здания, имеющего значительные размеры, на первый план выступают
а) вопросы архитектоники (архитектурно-художественного выражения закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания),
б) декоративной отделки
в) художественного синтеза
г) функционального зонирования и комфорта.
Дизайн — термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельлюсти, имеюшей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн — это художественное конструирование, составными частями которого являются композиция, стиль и декорирование. Поэтому дизайнерская разработка интерьера учреждения культуры является сложным видом художественно-оформительской практики и требует детального рассмотрения ее методики. Дизайнерской разработке предшествует создание дизайн-концепции и дизайн – программы.
1. Дизайн-концепция – это основная образная, композиционная функционально-технологическая, конструктивная, стилевая и декоративная идея, выражающая художественно-проектное суждение дизайнера.
2. На основании дизайн — концепции создается дизайн-программа — директивный, адресный документ, определяющий комплекс взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям и срокам заданий и мероприятий, которые обеспечивают эффективное использование методов дизайна при создании проекта художественно-декоративного оформления задания. Дизайн-программа определяет проблему, социально-культурную и эстетико-художественную концепцию, цель проектирования и способы ее достижения
Дизайн-программа направлена на решение проблемы комплексного формирования целостной и гармоничной предметной среды в интерьере.
3. Затем художник-дизайнер осуществляет дизайнерскую разработку — проектную разработку предметной среды с применением методов и средств дизайна, Дизайнерская разработка имеет собственные этапы, а именно:
1) разработку технического задания (выявление исходных данных, требований технической эстетики и эргономики);
2) выработку технического предложения (анализ информации, аналогов, условий изготовления, эксплуатации, общая концепция и принципиальные варианты решения);
3) создание эскизного проекта виде развертки и макета интерьера, уточняющих художественно-конструкторское, эргономическое, цветофактурное и т. п. решения;
4) разработку технического проекта, фиксирующего окончательные результаты дизайнерской разработки интерьера и подходов к её осуществлению.
Несмотря на разнообразные подходы к художественно-декоративному оформлению учреждений культуры, существуют единые принципы оформительских решений интерьера:
1. Прежде всего это единство стиля в применении изобразительно-выразительных средств. Общее композиционное построение оформительских элементов клуба должно быть выполнено
а) в близких по своему содержанию приемах решения пространства, цветовых сочетаниях,
б) в единой системе пропорций и масштабов.
Художественно — оформительский стиль — визитная карточка учреждения культуры, его имидж. Выработка стиля – дело не простое, требующее профессиональных навыков художника – дизайнера.
2. Второй принцип — это соответствие стилевого решения архитектурно-художественному построению помещений клуба. Архитектура учреждений культуры может быть разнообразной: от примитивных, типовых зданий до представляющих определённую художественную ценность. Архитектурные нормы — это основа в выборе изобразительных средств, подборе мебели и освещения помещений. Композиционное сочетание всех этих элементов должно быть созвучно между собой и логично дополнять особенности архитекгурно — художественного построения учреждения культуры.
3. Гармоничное цветовое решение, как принцип художественно- декоративного оформления, представляет собой целостную систему применения красящих веществ и цветовой гаммы готовых изделий интерьера клуба в едином композиционном построении и полном соответствии содержанию стиля и художественного замысла.
Исходя из вышеперечисленных основных принципов, строится взаимодополняемое сочетание всех элементов художественно —декоративного оформления учреждения культуры. Прежде всего – это окраска
1. Помещения, где посетители проводят сравнительно немного времени (вестибюль, фойе, коридоры), окрашивают обычно в интенсивные тона.
2. Окраска комнат (мест) отдыха, библиотеки, читального зала должна стремиться к более спокойным, светлым тонам:
3. Окраска стен должна гармонировать с цветом
· оттенять красоту всех элементов внутреннего оформления.
Что касается пола и потолка, то их эстетический вид будет более современным при отделке натуральными и синтетическими материалами.
В целом помещения клуба не должны оставлять впечатления однообразия или пестроты и излишней яркости. Удачно украшают помещения, делают их уютными:
Существует много способов красиво задрапировать окна и двери:
1. применение карнизов;
2. закладка тканей складкой, волной;
3. сочетание занавесей из ткани по цвету и рисунку с обивкой мебели;
Всё это придает особую красоту, вкус оформляемым помещениям клуба, вписывается в общую композицию интерьера.
Исходя из специфики учреждёний культуры, в интерьерах помещений могут быть использованы портреты:
a. руководителей ж/д;
2. Небольшие комнаты могут украсить:
a) художественная фотография,
b) ‘хорошая репродукция или оригинальная картина в простой и строгой раме
c) размещать портреты и картины необходимо таким образом, чтобы они были хорошо освещены как при естественном, так и приискусственном освещении.
3. В фойе может быть изготовлено панно1). Изготовление панно требует серьезной продолжительной подготовки художника-оформителя Художественные образы, изобразительно-выразительные, используемые при оформлении панно, должны гармонично вписываться
в весь комплекс элементов, украшающих фойе. В клубе могут быть вывешены наиболее интересные работы самодеятельных художников, созданные в изокружке или представленные на конкурс. Оригинальность придадут хорошо подобранные эстампы.2)
4. На специальных декоративных подставках, полочках могут быть размещены скульптура из:
· любительские поделки из природных»материалов.
5. Весь комплекс элементов художественно-декоративного оформления клуба прекрасно смотрится в сочетании с декоративными растениями и цветами, в том числе искусственными. Их можно поместить в специальных кашпо, керамических или пластмассовых горшочках. Кашпо бывают настенными, напольными и подвесными.
6. В вестибюле, фойе, комнате отдыха можно поставить цветочницы. Убранство клуба должна дополнять осветительная арматура. По характеру светораспределения арматуру принято делить на:
1. светильники прямого света (свет направлен вниз);
2. рассеянного света (направлен равномерно во все стороны);
3. отраженного света (свет направлен вверх).
Использование рассеянного и отраженного света меньше утомляет глаза, поэтому он более практичен.
7. По методу крепления или установки делят на:
a) подвесную — люцеты (подвесные светильники с рассеивателями из стекла или пластмассы);
b) шары молочного, матированного стекла;
c) потолочную — плафоны;
d) напольную — торшер;
e) настенную – бра;
f) настольную — настольные лампы.
В помещениях клуба применяются’ почти все перечисленные виды. Люцеты и шары, подвешенные на равной высоте, не только освещают, но и украшают залы в фойе, образуя красивые композиции.
1)панно — больших размеров картина на холсте, выполненная маслом, темперой или клеевыми красками; бывают панно мозаичные скульптурные и пр.
2)эстамп — художественная станковая гравюра, литография; вид графики, в котором
изображение является оттиском, отпечатком..
8. Для освещения клубных помещений применяются также:
a) люминесцентное освещение;
b) скрытое освещение (светящиеся потолки из светорассеивающего материала);
c) а также разнообразные подсветки отдельных элементов художественно-декоративного оформления.
Таким образом, многофункциональный характер деятельности учреждения культуры предопределяет разнообразие подходов к дизайну интерьера и экстерьера. Учет основных особённостей в оформительской практике клуба, Дома культуры позволит создать единое композиционное решение, выдержать стиль, создать привлекательный образ клуба как центра социально-культурной деятельности предприятия, района.
Дизайн интерьера и экстерьера клуба или Дома(Дворца) культуры строится, исходя из специфики учреждения культуры, а также финансовых возможностей и природно-климатических условий.
В интерьере клубного здания, имеющего значительные размеры, на первый план выступают:
a. опросы, архитектоники (архитектурно — художественного выражения закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания), декоративной отделки;
b. художественного синтеза;
c. функционального зонирования ;
Дизайн экстерьера требует учета особенностей элементов приклубной территории в зависимости от архитектурного решения, расположения клуба и природного ландшафта.
Дизайн интерьера и экстерьера учреждения культуры представляет собой целенаправленную проектную деятельность по обеспечению патриотического и эстетического воспитания, созданию условии для психологической разгрузки и реабилитации, содействию содержательного проведения культурно — досуговых мероприятий через формирование предметно — пространственной среды.
Вопросы для самопроверки
- Перечислите особенности дизайна интерьера и экстерьера учреждения культуры. Назовите обязательные элементы оформления приклубной территории.
· Перечислите основные элементы клуба, на которых создается временное оформление.
· Перечислите основные этапы дизайнерской разработки.
· Назовите принципы оформительских решений интерьера.
- Сравните дизайн интерьеров трех клубов выделите достоинства и недостатки каждого из них, обсудите результаты анализа в учебной группе. Проанализируйте, как выполнены требования и принципы
создания интерьера военного учреждения культуры при создании интерьера этих трех клубов; обсудите результаты анализа в учебной группе и разработайте предложения по совершенствованию этих интерьеровдля представления преподавателю. Оцените оформление экстерьеров различных учреждений культуры, которые Вы видели и хорошо помните с точки зрения теории дизайна. Какие элементы экстерьеров этих учреждений могут применятся для оформления экстерьера военного учреждения культуры? Поделитесь своими соображениями с другими студентами учебной группы и выработайте коллективное мнение. Проанализируйте оформление сцены клуба к последнему прошедшему празднику с точки зрения теории дизайна; отметьте положительные и отрицательные стороны, обсудите результаты анализа в учебной группе. Проанализируйте оформление сцены последнего концерта или представления, на котором Вы присутствовали, или который видели по телевидению, с точки зрения теории дизайна, отметьте положительные и отрицательные стороны, обсудите результаты анализа в учебной группе. Разработайте эскиз оформления сцены для предстоящего факультетского конкурса КВН, обсудите эскиз в учебной группе.
Источник