Дизайн современных школьных кабинетов

Как сделать наши школы красивыми и комфортными

Пространство учебных заведений — от цвета стен до мебели — влияет на работоспособность и успехи детей. Изменить его полностью в типовых зданиях нельзя, но улучшить силами дизайнеров — вполне. Эксперты Школы дизайна НИУ ВШЭ Наталья Логутова и Анастасия Корнеева выяснили, чего не хватает «общеобразовательному» интерьеру и каким его хотят видеть дети, родители и педагоги.

Ученики — за красоту и современность

Помимо уроков, большинство детей в школе выполняют домашнее задание, общаются со сверстниками и участвуют в различных мероприятиях. При этом они делают то же, что и дома: играют за компьютером, спят, гуляют, занимаются творчеством. Но почти половина учащихся не чувствует себя в школе комфортно, в том числе в помещениях, где они чаще всего проводят время: в классных кабинетах, коридоре, библиотеке, столовой.

Ученикам не хватает:

  • зон отдыха с игровыми площадками и специальной мебелью (диваны, пуфы, столы, полки). В итоге перемены проводятся в коридорах, которым, по мнению учеников, «не хватает диванчиков», тепла и правильного освещения («окна пропускают холод с улицы», «в коридоре темно»);
  • мест для хранения личных вещей. Большинство школ не оборудовано системами хранения;
  • обустроенной пришкольной территории с беседками, садиками, местами для игр, стоянками для велосипедов и самокатов;
  • общей привлекательности пространства (чтобы красиво, современно и в единой стилистике).

Также школьники мечтают заниматься в просторных помещениях с неформальной обстановкой, где стены и мебель — яркие (белых, серых, зелёных, оранжевых цветов, например). В интерьер учебного заведения можно было бы добавить естественных материалов (дерево, плитка, металл). Мебель должна быть интерактивной, модульной, а освещение — естественным (застеклённая крыша или панорамные окна).

Читайте также:  Горшки для цветов для современного интерьера

Комфортные помещения с точки зрения школьников

Родители — за уют и парковки

Школа должна давать ребёнку знания, возможность общаться, отдыхать и играть на свежем воздухе, уверены родители. В вопросе, что этому мешает, их мнение в основном совпадает с мнением детей. Для родительского удобства не хватает автомобильной парковки около школы и навигации внутри помещений (некоторые мамы и папы отметили трудности при поиске кабинета директора).

Кроме того, родители считают, что в школе необходимы:

  • несколько зон для отдыха и игр (чтобы ребёнок мог общаться как в группе, так и уединяться в «тихих местах»);
  • многофункциональное пространство в зонах рекреации («мягкие зоны» с подвесными креслами и креслами-мешками, мини-библиотеки, тренажерные площадки);
  • системы вентиляции в классах и в коридорах;
  • больше мягкой мебели и столов в коридорах;
  • телевизоры с трансляцией познавательных сюжетов;
  • многоуровневое освещение;
  • изменение общего дизайна школы (красивые цвета стен, более дружелюбное пространство, уют, стиль, креатив).

Педагоги — за совмещение приятного с полезным

Отдыхать и трудиться со всеми удобствами хотят не только ученики, но и педагоги. Получается это только у половины учителей (56%).

Педагогам не хватает:

  • специально оборудованных мест для проектной работы («сделать лаборатории, потому что их нет, это просто кабинеты»);
  • мест для хранения личных вещей;
  • современного и удобного дизайна школьного пространства — с яркими красками, зонированием, местами для творчества («добавить цвета», «стены, на которых можно писать маркером или мелом»);
  • отдельного пространства для приёма пищи в столовых;
  • отдельной комнаты для отдыха;
  • разделения санузлов на ученические и учительские;
  • защищённых (огороженных) пришкольных территорий, приспособленных «для времяпрепровождения учеников и персонала».

Наибольшее количество времени учителя проводят в классном кабинете и учительской. В первом им нужны мобильная мебель, интерактивные доски и интернет. Во второй — разделение на рабочую и рекреационную зону, «наличие шкафов, достаточного места для работы, отдыха, перекуса».

От «завода» к «конструктору»

Влияние факторов пространства на успеваемость доказано исследованиями. Она зависит от высоты потолков (в средней школе — чем выше, тем лучше, в младшей — наоборот), качества воздуха, мебели, уровня шума и так далее. Поэтому считать дизайн школьных помещений лишней тратой денег и ресурсов неблагоразумно, считают эксперты.

По их мнению, сегодня в приоритете не старые «школы-заводы» одинакового промышленного вида, а проекты по возведению школ-конструкторов — высокотехнологичных просторных зданий с несколькими группами модулей:

  • учебных (от дошкольников до старших классов);
  • общешкольных: атриум (холл), столовая, бассейн, спортивный блок, блок дополнительного образования с помещениями для внеурочной работы и занятий по интересам, блок для досуга и отдыха, в виде, например, интернет-кафе.

Пока такие «модульные» решения в дефиците. Но школьные пространства должны и могут быть интересными. Это вызов тем дизайнерам, которые будут ими заниматься.

Исследование проводилось с 31 марта по 25 сентября 2016 года в Москве. Выявление запросов различных категорий проводилось с использованием брифинга и анкетирования целевых аудиторий, а также интервьюирования экспертов в области образования. Участники исследования: ученики, родители, педагогический и административный персонал школ (212 человек).

Источник

Дизайн современных школьных кабинетов

В среднем дети проводят в школе 200 дней в году, поэтому необходимо сделать школьное здание комфортным и привлекательным для постоянного посещения. Большую роль в этом играет расцветка стен: с её помощью можно стимулировать умственную деятельность и активность, создать хорошее настроение и зарядить энергией.

Мы рекомендуем использовать в качестве основного фона светлые нейтральные бело-серые оттенки : (чистый белый цвет или тёплые и холодные оттенки светло-серого цвета). Эти цвета наполняют пространство воздухом, делают его визуально чище и просторнее, в светлых интерьерах комфортнее находиться большому количеству людей одновременно.
Не нужно опасаться возможных загрязнений в процессе эксплуатации школьного здания: именно светлые тона будет проще всего подкрасить при необходимости.

В среднем дети проводят в школе 200 дней в году, поэтому необходимо сделать школьное здание комфортным и привлекательным для постоянного посещения. Большую роль в этом играет расцветка стен: с её помощью можно стимулировать умственную деятельность и активность, создать хорошее настроение и зарядить энергией.

Мы рекомендуем использовать в качестве основного фона светлые нейтральные бело-серые оттенки : (чистый белый цвет или тёплые и холодные оттенки светло-серого цвета). Эти цвета наполняют пространство воздухом, делают его визуально чище и просторнее, в светлых интерьерах комфортнее находиться большому количеству людей одновременно.
Не нужно опасаться возможных загрязнений в процессе эксплуатации школьного здания: именно светлые тона будет проще всего подкрасить при необходимости.

Для выделения функциональных зон или деталей интерьера (например, навигационных элементов) следует использовать акцентный насыщенный оттенок. Общее правило : не более 20% яркого цвета в пространстве.

Всего в интерьере можно использовать 2 или 3 дополнительных цвета при основном светлом тоне. Общее правило : 70−80% главного оттенка и по 10% каждого дополнительного

Как правильно подобрать дополнительные цвета?
Используйте цветовой круг Иттена и главные сочетаемые комбинации оттенков: контраст, триаду, тетраду, квадрат, аналоговое сочетание. Схемы можно подобрать на многочисленных онлайн-сервисах.

Для выделения функциональных зон или деталей интерьера (например, навигационных элементов) следует использовать акцентный насыщенный оттенок. Общее правило : не более 20% яркого цвета в пространстве.

Всего в интерьере можно использовать 2 или 3 дополнительных цвета при основном светлом тоне. Общее правило : 70−80% главного оттенка и по 10% каждого дополнительного

Как правильно подобрать дополнительные цвета?
Используйте цветовой круг Иттена и главные сочетаемые комбинации оттенков: контраст, триаду, тетраду, квадрат, аналоговое сочетание. Схемы можно подобрать на многочисленных онлайн-сервисах.

Для отделки интерьеров школ, детских садов и других образовательных учреждений следует использовать негорючие фактурные пластиковые или деревянные материалы, обработанные специальными противопожарными смесями и пропитками. Очень важно использовать экологически чистые материалы , поскольку дети (особенно ученики младшей школы) более восприимчивы к воздействию вредоносных испарений. Все краски, лаки и другие вещества должны быть на водной основе.

С помощью текстурных материалов можно визуально выделять функциональные зоны, (место для отдыха, буккроссинг, рабочую зону и т. п.), навигационные элементы (таблички, указатели), информационные стенды и т. д. Однако следует придерживаться общего правила : фактурные поверхности в пространстве не должны занимать более 20% общей площади.

Мы подразумеваем не только разнообразные электронные панели, но и любые поверхности, с которыми дети могут взаимодействовать и изменять с их помощью пространство вокруг себя. В образовательных учреждениях чаще всего с этой целью располагают маркерные, грифельные и магнитные покрытия на стенах аудиторий и коридоров.
Такие поверхности можно использовать в качестве демонстрационной доски, рекреационной деятельности, взаимодействия между учениками и т. п.

Визуально покрытия могут работать в качестве акцентных цветов в пространстве, тем более что грифельная, маркерная и магнитная краски могут быть любого оттенка.

Напольное покрытие в образовательных учреждениях должно быть не только износостойким, экологически безопасным, не скользким и пожароустойчивым, но также современным и красивым. На сегодняшний день существует множество материалов, подходящих для общественных учреждений, при этом колористическая палитра напольного покрытия может охватить практически любые оттенки всех цветов.

При таком разнообразии выбрать подходящее покрытие для каждого помещения не представляется сверхсложной задачей. Для большей простоты выбора мы собрали плюсы и минусы основных напольных покрытий .

Плюсы и минусы покрытий

Экологически чистый материал, который на 97% состоит из природного сырья. Это покрытие отличается высокой прочностью и натуральными насыщенными цветами.

+
Амортизация
Большой выбор расцветок
Влагостойкость
Гипоаллергенность
Износостойкость
Экологичность


Противопоказана долговременная точечная нагрузка на пол
Хрупкость краёв

Подходит для: административные и учебные кабинеты, аудитории, робо-класс, лаборатория естествознания

Покрытие из полимерной смеси, которая в жидком состоянии выливается на поверхность и под собственным весом равномерно растекается по всей площади пола, заполняя все неровности и выравнивая уклоны.

+
Амортизация
Антистатичные свойства
Большой выбор расцветок и возможность создать свой рисунок
Гипоаллергенность
Идеально ровное покрытие
Износостойкость


Синтетический материал
Чувствительность к перепадам температуры и влажности

Подходит для: коридоры, рекреации, вестибюль, аудитории, столовая, медицинские помещения, актовый зал

Модульная конструкция пола, состоящая из стоек и монтируемых на них панелей, в которых располагаются лючки с розетками.

+
Антистатичные свойства
Возможность прокладки под полом коммуникаций с сохранением доступа к важнейшим узлам
Износостойкость
простота монтажа и демонтажа


Боязнь влаги и агрессивных моющих веществ
Уменьшение высоты потолка

Подходит для: IT-полигон, робокласс, аудитории

Покрытия на основе ПВХ (поливинилхлорида), которые состоят как минимум из 3-х слоёв: за прочность отвечает основа из ПВХ (может быть усилена стекловолокном или кварцевым песком); декоративный слой отвечает за внешний вид; защитный слой обеспечивает износостойкость покрытия и лёгкий уход.

+
Антистатичные свойства
Большой выбор расцветок
Влагостойкость
Износостойкость
Звукоизоляционные свойства


Синтетический материал
Большое количество подделок

Подходит для: информационный библиотечный центр, лекционная аудитория

Потолок является важной частью общего облика образовательного учреждения: он может как улучшить интерьер, сделать его гармоничным, так и изменить его в худшую сторону. По этой причине мы рекомендуем уделить потолкам чуть больше внимания, чем обычно.

Какие варианты потолков подходят для образовательных учреждений?
Мы советуем использовать штукатурку, гипсокартонные листы, подвесную систему Griliato, открытый потолок (с открытыми коммуникациями или убранными в специальные лотки), реечные и подвесные металлические системы.

При выборе любой подвесной системы очень важно правильно подготовить поверхность потолка к монтажу и соблюсти абсолютно все пункты инструкции по монтажу системы. Этот момент крайне важен, поскольку он гарантирует безопасность эксплуатации подвесных потолочных систем .

Выбирая потолок для общественного пространства следует помнить о доступе к коммуникациям: если в помещении проходят трубы, вытяжка, провода и другие технические элементы, то к ним необходимо оставить возможность быстрого доступа. В этом плане подвесные системы или открытый потолок являются оптимальными вариантами.

Современные тенденции образовательного процесса приводят к укрупнению учебных помещений и аудиторий, в которых могут в которых ученики параллельно друг с другом выполняют различные задания и проекты. В связи с этим встаёт вопрос шумоизоляции и создания комфортных акустических условий, в которых учебные группы не будут мешать друг другу.

Для этого в общих помещениях рекомендуется устанавливать акустические шумопоглощающие панели и передвижные перегородки. Панели располагаются на стенах и потолке, они могут быть любой формы и размера, что позволяет вписывать их в общий интерьер. Для создания комфортной акустической среды панельное покрытие должно быть не менее 15−20-% площади стен.
Передвижные перегородки особенно актуальны в библиотеке, где ученики собираются для совместной и индивидуальной работы.

В просторных аудиториях, где проходят занятия и лекции для большого количества учеников рекомендуется расположить звукоусилительные пластины. Они напротив не поглощают звук, а распространяют его по помещению: благодаря этому преподаватель может вести занятие, не напрягая голосовые связки, а ученики услышат информацию, как бы далеко от преподавателя они не находились. Звукоусилительные пластины также располагаются на потолке и стенах.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями