- Дизайн как Эстетическая деятельность
- Промышленная эстетика: мебель, светильники и декор. Ключевые тенденции 2020 — 2022
- Движение в сторону легкости
- Утилитарная пастель
- Неожиданные комбинации
- Новый взгляд на привычное
- Камень
- Драгоценные металлы
- Отсылка к традициям
- Дизайн современных способов эстетики
- Зачем бизнесу красота
- Главное — удовольствие
- Эстетический интеллект можно развить
- Эстетика — это современность
- Как создать эстетичный продукт. 4 совета
Дизайн как Эстетическая деятельность
Дизайн как вид эстетической деятельности обладает своим предметом. Объектом дизайнерской деятельности является мир вещей, которые создаются человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функционирования.
Цель дизайна (худож. конструирования) — в формировании гармонической предметной среды, которая наиболее полно удовлетворяет материальные и духовные потребности человека.
Предметы, которые являются результатом деятельности дизайнера, должны ответить следующим требованиям:
1. должны быть функциональными, т.е. в совершенстве выполнять свое практическое предназначение;
2. должны быть удобны и безопасны при эксплуатации, т.е. удовлетворять требованиям эргономики;
3. должны быть эстетически выразительными, т.е. иметь информационно-выразительную форму и быть целостными композиционно.
Например, история развития формы автомобиля — это поиск формы, которая бы наилучшим способом воплощала идею движения, скорости, динамики. Наиболее соответствует этой идее форма «вытянутой капли», которую имеет сегодня большинство автомобилей.
Для достижения композиционной ценности дизайнер использует возможности ритма, цвета, масштаба, соотношения света и тени, пустоты и объема в сочетании с особенностями звукового оформления, освещения. Социальное предназначение дизайна в том, чтобы создавать предметы промышленного производства, способные «по-человечески относиться к человеку», т.е. стать достойными посредниками между создателями и потребителями. Дизайн связывает воедино материальную и духовную культуру общества, обеспечивая целостность современной цивилизации. Современный маркетинг широко использует законы дизайна для создания целостной предметной среды. Дизайн требует учета любого нововведения в изменении предметного мира.
Можно говорить о схожести дизайна с техническим творчеством с одной стороны и с художественным творчеством с другой стороны, при сохранении собственной специфики. Эстетическая деятельность в совокупности всех ее видов и форм пронизывает все области человеческой деятельности, эстетизирует ее, приближает к осуществлению идеалов красоты и возвышает саму человеческую субъективность.
Термин «дизайн» появился в нашей стране недавно. До этого проектирование вещей назвалось «художественным конструированием», а теория создания вещей “технической эстетикой». В переводе с английского «дизайн» означает рисование. Это слово породило и производные понятия: “дизайнер» — художник-конструктор, «дизайн-форма” — внешняя форма предмета и др. Ценность каждой вещи в двух началах — пользе и красоте.
В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое. Практическая польза вещи не требует объяснения, но оказывается, что пользе может сопутствовать и некоторое эстетическое переживание.
В Германии в 1907 году был основан производственный союз “Веркбунд”, объединявший промышленников, архитекторов, художников, коммерсантов. К возникновению этого союза привело то, что без увязки экономических и эстетических требований промышленного производства победить на международном рынке не возможно. Основатель “Веркбунда” — архитектор Герман Мутезиус оставался до 1914 года президентом этого общества.
Программа провозглашала: объединение “желает осуществить отбор всех лучших действующих возможностей в искусстве, индустрии, ремесле и торговле.
Объединение стремится к охвату всего, что содержится в качественном выполнении и тенденциях промышленного труда”. ”Веркбунд” объединил крупнейших представителей творческой интеллигенции Германии. Важнейшим событием в художественно-технической жизни того времени было приглашение Петера Беренса художественным директором Всеобщей электрической компании (АЭГ), монополизировавшей производство электрических ламп, электроприборов, электромоторов на всём западном полушарии. Продукция была рассчитана в основном на экспорт. Хозяев фирмы интересовала не столько эстетика вещи, сколько задача завоевания мирового рынка. Создание же определённого лица фирмы (архитектурный облик сооружений, шрифт реклам и. т. д.) было только одним из средств для достижения цели.
В 1919 году в небольшом германском городе Веймаре был создан “Баухауз” — первое учебное заведение, призванное готовить художников для работы в промышленности. Во главе “Баухауз” стал его организатор, немецкий архитектор Вальтер Гропиус, ученик Петера Беренса. В короткое время “Баухауз” стал подлинным центром в области дизайна. Начало деятельности проходило под влиянием утопических идей о возможности переустройства общества путём создания гармонической предметной среды.
Техническая подготовка подкреплялась изучение станков, технологии обработки металла и других материалов. Студенты овладевали всеми тонкостями восприятия, формообразования и цветосочетания. “Баухауз” стал подлинной лабораторией архитектуры и проектирования промышленных изделий.
Важным событием в истории “Баухауз” был переезд училища в Дессау, где по проекту Гропиуса было построено замечательное здание, объединяющее учебные аудитории, мастерские, общежитие студентов, квартиры профессоров.
Это здание было манифестом новой архитектуры — разумной и функциональной.
В последние годы существования “Баухауз” во главе стал Ганнес Майер, с приходом которого повысилась теоретическая подготовка студентов. В 1930г. Майер отстраняется от руководства и вместе с группой архитекторов уезжает в Россию. Во главе становится Мис ван дер Роэ. Но существовать “Баухауз” осталось недолго. В 1933 году он ликвидируется.
Источник
Промышленная эстетика: мебель, светильники и декор. Ключевые тенденции 2020 — 2022
Привлекательность промышленной эстетики, не так давно считавшаяся спорной, сейчас почти ни у кого не вызывает возражений. Более того, индастриал прочно вошел в нашу повседневность. Мы привыкли, приходя в кафе и бистро, сидеть на ставших классикой металлических стульях, посещая выставки, воспринимать искусство под ярким светом незаметных и мощных светодиодных ламп, а медные абажуры всевозможных форм, изначально использовавшиеся только в лофтах, сейчас можно встретить в любых интерьерах. Все это подарил нам строгий и функциональный дизайн, давший начало индустриальному стилю.
Если проследить историю развития, то можно увидеть, как из достаточно грубого и дешевого производства, индустриальный стиль преобразовывался в более универсальный и визуально более мягкий стиль. В целом это связано с несколькими причинами:
1. Дизайнеры стали использовать более богатую палитру, состоящую не только из «открытых», но и из более приглушенных и сложных цветов. Тоже самое касается и силуэтов мебели – со временем они усложнялись, в них появлялось больше плавных линий и округлых форм, создающих ощущение сдержанность и простоты.
2. Изменения коснулись и используемых при производстве материалов. Все больше внимания стало уделяться тому, на сколько данный предмет будет тактильно привлекателен: стали использоваться матовые напыления, шершавые или неровные поверхности.
3. Как ни странно, но постепенно в индустриальный стиль стал проникать гламур. Дизайнеры здраво рассудили, что мебель на каждый день, пусть и функциональная, и утилитарная, но простая и даже грубая, эстетически не для всех привлекательна. Так, со временем, промышленный дизайн трансформировался в сторону большей привлекательности, часто балансируя на грани роскоши и функциональности.
А теперь рассмотрим более подробно ключевые тенденции на ближайшие пару лет.
Движение в сторону легкости
• В 2020-2022 годах индустриальный стиль будет развиваться в сторону мягкости и нежности. Что это означает на практике? Отказ от острых углов, что, согласитесь, практично и безопасно, особенно, когда в доме есть маленькие дети, или мало пространства.
• Технологические изменения, касающиеся покрытия самих товаров – они становятся более матовыми, приятными на ощупь. Цветовая гамма становится спокойнее, что делает такие предметы интерьера менее «агрессивными».
Утилитарная пастель
• Производители меняют устоявшиеся правила и работают над обновлением стилистики, добавив в палитру успокаивающие пастельные цвета и приглушенные тона металлика. Пудровые оттенки сочетаются с белым, чтобы придать ощущение свежести жестким конструкциям.
• Мебель и светильники, выполненные в индустриальном стиле, часто дополнены вставками из натурального неокрашенного дерева. Так же в последние несколько лет производители стали использовать так называемый опалесцирующий эффект поверхностей, что придает им перламутровое свечение.
Все это придает мебели очарование и привносит в ваш интерьер атмосферу гармонии и спокойствия.
Неожиданные комбинации
• Бренды применяют экспериментальный подход к дизайну предметов интерьера, используя комбинации материалов, ранее казавшиеся несочетаемыми. Помимо, визуальной составляющей, такой подход имеет еще и философскую подоплеку: часто для этого используют уже переработанное сырье.
• Исходя из этих причин, растет актуальность неброских материалов, например, переработанного волокна, даже бумаги, обработанной специальным образом для того, чтобы она могла служить долго.
• Много уличной мебели произведено именно в этой эстетике, благодаря ее прочности, функциональности и универсальности.
Новый взгляд на привычное
• Многие дизайнеры, работая с металлом, стараются визуально смягчить жесткие и грубые конструкции за счет добавления изогнутых линий, создавая ощущение движения, перетекания, плавности.
• Также большое значение сейчас придается обработке поверхности, чтобы создать визуальную и тактильную интригу. Производители используют перфорирование металлического листа, что будет создавать игру света, если мы говорим о светильниках, или обработку специальной металлической щеткой, создающей на поверхности предмета мелкие царапины и делающая ее как бы шершавой. Другими словами, сейчас в интерьерном дизайне можно использовать все приемы и технические ноу-хау, которые в итоге сделают продукт особенным и не похожим на другие.
• Необычные формы предметов из металла – это еще один способ заинтересовать покупателей. Кроме того, сейчас металл используют для производства предметов мебели, которые традиционно выполняли из других материалов. Таким образом, дизайнеры открывая для нас с вами новый взгляд на обычные, казалось бы, вещи.
Камень
• Как ни странно, но камень в последние несколько лет стал весьма популярным материалом для производства как светильников, так и мебели. Конечно, это произошло благодаря его повышенной прочности, кроме того, эстетика некоторых интерьерных стилей, в том числе и индустриального, располагают к этому. В первую очередь, речь идет о мраморе, который активно использовался в архитектуре прошлого, но в жилых интерьерах стал встречаться не так давно.
• Дизайнеры используют и другие, более нетрадиционные материалы, например, цемент, смолу, полистоун (искусственный камень). За счет своей прочности и технологичности они все чаще используются в производстве различных товаров, а за счет внешней грубости – заняли достойное место в промышленной эстетике.
Драгоценные металлы
• Золото и теплая латунь остаются ключевыми цветами для отделки интерьеров, придания дизайну драматичности и элемента шика.
• Не бойтесь использовать в одном интерьере предметы разных цветов драгоценных металлов и разных поверхностей, как глянцевых, так и матовых. Никаких жестких правил сейчас уже не существует. Кроме того, обратите внимание, что металлические изделия теплых оттенков (золото, бронза, розовое золото) визуально согревают аскетичные индустриальные интерьеры.
Отсылка к традициям
• Сейчас в тренде необработанная (на первый взгляд) древесина, рустикальные поверхности, отделка, создающая впечатление старины и изношенности. Отлично смотрятся предметы, сочетающие дерево и окрашенный в темные цвета металл.
• Производители так же активно используют при создании мебели эффект потемневшего или потертого, часто шершавого, металла.
• Все несовершенное сейчас в моде. Особенно ценно это, когда речь идет о натуральных материалах, так как их неидеальный внешний вид больше не является признаком брака, а это свидетельство бережного отношения к природным ресурсам.
Мы рассмотрели основные тренды развития индустриального дизайна на ближайшие несколько лет. Надеемся, что, прочитав статью, этот неоднозначный стиль станет вам более понятным и близким. Для вдохновения загляните в специальный раздел, где вы можете увидеть, как наши товары выглядят в интерьерах: Товары в интерьерах
Источник
Дизайн современных способов эстетики
Исследования показывают: примерно в 85% случаев наш выбор товаров и услуг базируется вовсе не на взвешенном расчете, а на чувствах и эмоциях. Покупая вещь, мы зачастую ценим не ее саму, а ощущения, которые она дарит. Многие знают об этом на собственном опыте. Однако маркетологи по-прежнему предпочитают работать с рациональной оценкой характеристик продукта, упуская чувственный опыт из вида.
Полин Браун, экс-председатель совета директоров североамериканского подразделения Moet Hennessy Louis Vuitton, уверена: эстетика крайне важна для бизнеса. И речь идет не только про внешний вид. Это удовольствие, которое покупатели получают от восприятия товара или от его воздействия на органы чувств.
В книге «Эстетический интеллект» Полин раскрывает множество аспектов эстетики в бизнесе, делится кейсами брендов, которым удалось создать красивый продукт, и рассказывает, как повторить этот успех.
Зачем бизнесу красота
«Эстетический интеллект»
Бизнес, основанный на эстетических принципах, стремится задействовать все пять органов чувств и для этого создает продукты или услуги, которые приятно покупать и использовать. Ценится не просто полезность, а чувственное удовольствие, которое они доставляют: визуальное, вкусовое, обонятельное, слуховое и соматосенсорное (тактильный контакт). Эстетическое наполнение продукта меняет мотивацию потребителя: он перестает рассуждать о функциональности и начинает прежде всего выбирать впечатления, получает вдохновение, сохраняет приятные воспоминания.
Для компаний это означает: высокий спрос, растущая лояльность, большая ценность для владельцев и акционеров.
Главное — удовольствие
Главная ценность использования эстетических принципов в бизнесе — удовольствие: мы получаем возможность поднять настроение покупателей и разбудить их воображение за счет сенсорного восприятия. Этот подход обеспечивает огромную отдачу и для бизнеса, и для его клиентов. Компьютеры решают сложные задачи, однако никогда не смогут обеспечить контакт с потребителем на уровне чувств. Вот почему бизнес, построенный с учетом эстетики, будет все более конкурентоспособным.
Понимание ценности эстетики в бизнесе начинает формироваться на самом верху — то есть определяется эстетическим интеллектом руководства — и в значительной мере зависит от способности босса формировать, поддерживать, сохранять организационную культуру, созвучную сложившимся взглядам на образ товара или бренда.
Удовольствие от использования вещи важно не меньше, чем ее функциональность. — Источник
Каждый из нас изначально обладает намного большим эстетическим потенциалом, чем использует в жизни. Разумеется, некоторые рождаются с удивительным даром, как, скажем, музыкант Боб Дилан — человек с уникальным слухом и чувством ритма, или легендарный шеф-повар Вольфганг Пак, мастерски сочетающий ароматы, текстуры и вкусы. Но даже людям вроде Дилана или Пака необходимо развивать свои способности и совершенствовать стиль, оставаться творческими и актуальными, иначе все их эстетическое преимущество сойдет на нет. Не менее важно следить за изменениями предпочтений целевой аудитории и пробовать новые формы креативного самовыражения.
Эстетический интеллект можно развить
Вспомним один из самых именитых брендов шампанского в мире — Veuve Clicquot. Мадам Барба-Николь Клико-Понсарден, французская предпринимательница начала XIX века, получила прозвище «гран-дама шампанского» за реализованные ею инновации в сфере эстетического образа игристого вина.
В 1798 году она вышла замуж за Франсуа Клико, сына основателя дома шампанских вин Maison Clicquot. И Франсуа, и его молодая жена страстно увлеклись производством игристого. В 1805 году, когда ей было двадцать семь, мадам Клико овдовела, однако смогла взять управление бизнесом в свои руки. Под ее руководством компания процветала. Мадам Клико не только спасла семейный бизнес, но и серьезно его улучшила, разработав новую технологию, которая получила название ремюаж, или просеивание, и позволила существенно улучшить вкус и внешний вид напитка за счет удаления неаппетитного осадка со дна бутылки. Эта технология до сих пор используется многими виноделами.
С сайта www.veuveclicquot.com
Мадам Клико первой выпустила шампанское розе — и розовое игристое вино стало неотъемлемой частью свадебных и других торжеств во всем мире. Этикетка яично-желтого цвета появилась еще в 1772 году и с тех пор остается мощным и узнаваемым знаком отличия знаменитого бренда. Эстетический интеллект помог мадам Клико усовершенствовать давно известный товар; получился особый продукт, остающийся актуальным на протяжении сотен лет.
Удачная стратегия, основанная на работе с чувствами и эмоциями покупателей, помогла ее компании стать одним из ведущих производителей шампанского в мире. Однако очевидно, что эта дама не с рождения стала понимать технологию винного производства, да и не изучала дизайн в университете. Она с интересом наблюдала за работой мужа и училась доверять собственным инстинктам в отношении того, чем хорош этот продукт и как можно его улучшить. Эстетический интеллект можно развить.
Эстетика — это современность
Даже классикам приходится обновляться, чтобы сохранять актуальность. К примеру, Louis Vuitton, который приобрел популярность еще в эпоху парового двигателя, когда человечество стало более активно путешествовать, мог бы исчезнуть, скажем, после Второй мировой войны вместе с пароходами. Однако сегодня этот бренд как никогда современен, влиятелен и ценен. Как компании это удалось? Благодаря балансу между историческим наследием и готовностью к обновлению.
Во времена стремительных перемен культурные традиции и прошлая слава оказываются невероятно важными. Но нет нужды сохранять торговые марки в их реликтовом виде и беречь как музейные экспонаты: каждая должна искать способы оставаться значимой и востребованной. Маркетологи обязаны разобраться, какие аспекты наследия успешного бренда по-прежнему в ходу, а какие представляют интерес лишь с точки зрения эволюции.
Louis Vuitton безупречно современен и при этом остается собой. — Источник
Многие другие компании-лидеры — скажем, Apple, Walt Disney Company, Adidas или Starbucks — тоже умело используют свои прошлые достижения и «коды бренда» и продолжают при этом совершенствовать эстетические особенности продукции, стремясь сделать ее еще более привлекательной. Лучшие из лучших не позволяют себе стоять на месте.
Заметим, что продукция этих компаний имеет немало сходства с тем, что выпускают конкуренты: смартфоны Apple во многом сопоставимы с продукцией Samsung; Airbnb, Marriott или Craiglist предлагают похожие в целом услуги для путешественников. Все дело в эстетике. Именно поэтому находятся потребители, готовые стоять в очереди и платить больше 1000 долларов за iPhone Х или вносить 1000 долларов в качестве депозита за возможность всего лишь быть записанным в лист ожидания покупки электромобиля Tesla.
Благодаря эстетической составляющей Airbnb умудрилась стать первой на рынке краткосрочной аренды квартир и вилл для отпуска, обогнав и крупнейшую в мире сеть гостиниц, и давно известную интернет-компанию, начавшую работу в той же сфере лет на двадцать раньше нынешнего лидера. С эстетической точки зрения процесс бронирования Airbnb выглядит понятно и приятно: сайт прост и не перегружен информацией, функциональные возможности интуитивно ясны и не вызывают вопросов. Выбранный объект можно зарезервировать в три клика. И что особенно важно — сайт построен так, чтобы быть максимально удобным для пользователя, помогать легко принимать решения и реализовывать мечты.
Как создать эстетичный продукт. 4 совета
Найдите код вашего бренда. Чтобы воздействовать на чувства целевой аудитории и при этом развивать торговую марку, важно понять, в чем заключается код бренда и как сенсорные впечатления могут подчеркнуть, усилить его и привлечь внимание потребителей. Код бренда — это все, что выделяет вашу продукцию на фоне конкурентов. Это своего рода маркеры — к примеру, стеганая кожа Chanel или шрифт в названии газеты New York Times — или самые заметные и узнаваемые элементы продукции компании (в нашем случае это сумки Chanel или газета New York Times).
Развивайте эстетическую эмпатию. Эстетический интеллект начинается с развития эстетической восприимчивости, глубокого понимания вкусов и взглядов других людей и уважения к ним. Чужие мнения могут не совпадать с нашими, однако, возможно, в большей степени отражают настроения выбранного рыночного сегмента. Да, о вкусах не спорят, но это не значит, что «плохого вкуса» не бывает вовсе — еще как бывает. Понимание разницы между хорошим вкусом и плохим и одновременно умение разглядеть хороший вкус даже в том, что нам самим не нравится (а это и есть эстетическая эмпатия), — ценнейший инструмент, позволяющий вообразить и предвидеть, кто и как откликнется на эстетические особенности вашего продукта или услуги (и кто не откликнется).
Включайте в состав руководства творческих визионеров. Давайте им право выбирать и делать то, что они считают верным. Не принимайте важных решений, исходя исключительно из финансовых расчетов. Важно окружать себя людьми с развитым эстетическим интеллектом.
Не копируйте. Научившись замечать и ценить настоящее качество, не разрешайте себе копировать: повторение вряд ли позволит создать нечто, что надолго сохранит свою ценность. Аутентичность и оригинальность — основа эстетической привлекательности, особенно если речь идет о бизнесе. Да, компании сегмента «быстрой моды» легко штампуют узоры, стили, силуэты, схожие с теми, что создают дизайнеры дорогих брендов, однако ценность этих подделок невелика. Здесь все примерно как с новой машиной: продать старую дорого вряд ли получится. А вот знаменитые сумки Birkin бренда Hermes часто перепродаются на аукционах намного дороже первоначальной цены.
Разобравшись, как именно эстетика может помочь развитию бизнеса и как ее эффективно и убедительно применить, вы серьезно повышаете вероятность того, что ваше предприятие будет жить долго.
Источник