Современные тенденции в дизайне.
ОТВЕТЫ
1. Понятие «проектирование», «проект». Цель проектирования. Особенности проектной деятельности дизайнера.
В окружающей среде обитания человека большую роль наряду с естественной природной средой, занимает искусственная предметная среда. Предметная среда- созданный человеком материальный мир; совокупность отдельных предметов и их комплексов. Проектная деятельность направлена на совершенствование окружающего человека предметного мира и целенаправленную организацию предметно-пространственной среды для достижения оптимальных условий жизнедеятельности отдельного человека и общества.
Проектирование —(от лат. projectus, буквально — брошенный вперёд)
-тип деятельности, направленный на создание (описание, изображение) объектов, явлений с заданными условиями, свойствами;
— процесс создания проекта
Проект(лат. — прожект, фр. — план, предположение, предначертание) — задуманное, предположенное дело и само изложение его на письме или в чертеже.
Проектирование — это универсальный тип деятельности, характерный для различных областей жизни: промышленного производства, строительства, образования, быта, досуга, политики, культуры.
Цель проектирования: внесение в жизненный мир объектов ранее никогда не существовавших. Но это не означает, что процесс художественного проектирования направлен на создание принципиально новых средовых объектов и качеств. Он также направлен на сохранение или воссоздание достигнутых в культуре качеств, ценностей, вещей.
Понятия «дизайн», «проект», «проектирование».
Изначально в своем прямом смысле термин «дизайн» употреблялся, как правило, по отношению к предметной среде обитания, точнее, к таким его составляющим, как инструменты и машины, транспортные средства, бытовые изделия. «Но даже англичане, наиболее способствовавшие утверждений термина, иногда называли дизайнером удачливого дипломата, нашедшего оригинальный выход из запутанной политической ситуации. Постепенно и в других странах, особенно в бывшем СССР, признак оригинальности, необычности и остроумия стал определяющим для дизайна. И это способствовало тому, что элементы или признаки дизайна искали и находили в других сферах человеческой деятельности». Постепенно дизайн стал охватывать самые разнообразные области техники и культуры. «Дизайн, особенно в нашей стране, есть явление постоянно и неуклонно расширяющееся, захватывающее все новые области. Дизайнерский подход, дизайнерское мышление есть способность и возможность нахождения новых, оригинальных решений в любой сфере науки, техники, политике, социальных отношениях». Однако в таком всеобъемлющем определении термина есть свои негативные последствия. Дело в том, что наряду с тем, что термин «дизайн» стал модным и часто употребляемым словом, он стал расплывчатым, подменяющим другие слова понятием. Так термин дизайн зачастую отождествляется с такими понятиями как «проект», «рисунок». Например, можно увидеть объявление, что продаются обои 300 видов дизайна, а на самом деле это всего лишь обои с различными видами рисунка, цвета, тона. Вот светящиеся обои еще можно назвать дизайном, так как в данном случае, продукту приданы новые качества. Поэтому всегда анализировать и выяснять, действительно ли у того или иного объекта (предмета, товара) есть признак новизны, оригинальности, или это просто внешнее обновление уже существующего.
Если рассматривать понятия «дизайн» и «проект», то мы присоединяемся к группе исследователей, которые разграничивают эти понятия. Дело в том, что некоторые исследователи, основываясь на одном из определений термина «дизайна» как «проект» отождествляют дизайнерскую деятельность с проектированием. Но в нашем понимании, эти явления различны, дизайн лишь одна из частей проектирования. С определением понятия «проект» существует та же тенденция что и с понятием «дизайн», а именно расширение понятия и его границ, а также частое употребление во всех сферах человеческой деятельности. Связано это, скорей всего, с нюансами перевода этого понятия. Сегодня многие трактуют понятие проекта, как «намерения вообще, идеи, плана будущих действий и самих этих действий в соответствии с принятыми намерениями. Заимствовано оно из англоязычного словаря, в котором это действительно одно из центральных значений слова project (в отличие planning, которое как раз и применяется чаще в значении проектирование). Так понимаемый проект — это и замысел художника написать картину, и его решение участвовать в выставке». Однако, в русском языке, слово проект имеет несколько другую трактовку. «Проект — результат обособленной, законченной области деятельности по разработке и описанию закономерностей и программы создания некоторого события, но чаще всего – объекта. Эта фаза деятельности тре6ует особых знаний и умений, фиксируется документально и, как правило, не предусматривает реализации полученных результатов самими проектировщиками, т.е. проектирование обособляется в специальную профессиональную деятельность» . Необходимость в проектировании как профессии появилась, именно тогда, когда стало невозможным одному человеку осуществлять весь процесс от замысла до реализации в натуре. Проектирование — это универсальный тип деятельности, характерный для различных сфер жизни. Независимо от содержание проектной деятельности оно имеет «сходные фазы идеирования, детализации проекта, фиксации результатов и передачи их «в руки» изготовителей. Так вот, дизайн как профессия, независимо от специализации — деятельность проектная». Здесь четко прослеживается отличие деятельности в дизайне от деятельности в искусстве. Дизайнер «участвует в замысле некой материальной субстанции (более узкое определение тут не годится, учитывая применимость понятия к различным сферам дизайна). Результат будет использоваться помимо воли авторов в целях, которые этими авторами не задаются, а как правило, предустановленны общественной необходимостью. Напротив, деятельность в искусстве – синкретична, конечный продукт или акт искусства неотделимы от его творца». Еще одним отличием в деятельности художника и дизайнера является различие побудительных мотивов и целей. Проект, в котором задействован дизайнер, обусловлен некой актуальной потребностью общества в преобразовании предметно-пространственной среде, т.е. внешними причинами — социальным заказом. А деятельность художника обусловлена внутренними, «субъективно — духовными актами самовыражения». Деятельность дизайнера это постоянный поиск компромисса между его субъективным видением и множеством ограничений и требований предъявляемых извне. Существуют и другие признаки, по которым можно увидеть несводимость дизайна к искусству, а также до сих пор остается открытым вопрос о сущности дизайна ввиду множественности позиций во взглядах на этот процесс, его определений, видов и сфер проявления.
Задача современного педагога дизайна заключается не только в том, чтобы передать студентам определенную сумму знаний по данным вопросам, но и сформировать у них потребность в постоянном анализе различной информации и совершенствовании профессиональной компетенции.
Проектная деятельность | ||
Художественная деятельность | Художественно-проектная деятельность | |
Структурные компоненты деятельности | Деятельность художника | Деятельность дизайнера |
Потребность | Субъективная потребность (внутренний заказ) | Общественная потребность (внешний заказ) |
Мотив | Удовлетворение субъективно-духовных потребностей художника | Удовлетворение актуальных потребностей общества (спрос) |
Цель | Создание произведения искусства | Проектирование объектов предметно-пространственной среды с новыми потребительскими качествами, свойствами |
Действия | Самовыражение | Нахождение компромисса между внутренним видением и требованиями (соц., утил-функц., эргоном.,эстетич.) к проектируемому объекту |
Результат | Материальный объект | Проект материального объекта |
Художник самостоятельно создает объект, т.е. конечный продукт неотделим от автора | В реализации объекта участвуют различные специалисты, т.е. конечный продукт отделим от автора | |
Оценка | Автор | Потребитель |
Современные тенденции в дизайне.
Выявить и описать основные современные тенденции в любых видах дизайна, выражающиеся в применении
-современных материалов (перечислить, описать свойства, достоинства этих материалов);
— технологий (например, применение трехмерные принтеров в создании предметного мира);
— форм. Описать какие формы объектов среды (объекты интерьера: мебель, светильники и т.д.; самого интерьера) характерны для современного периода.
3. Масштаб. Виды масштаба: размерный, композиционный. Понятие «указатели масштаба» в проекте.
4.
Масшта́б (нем. Maßstab, букв. «мерная палка»: Maß «мера», Stab «палка») — в общем случае отношение двух линейных размеров. Во многих областях практического применения масштабом называют отношение размера изображения к размеру изображаемого объекта
Размерный масштаб —выражение соразмерности в числах.
Может быть численным и линейным.
численный масштаб записывают в виде дроби, в числителе которой стоит единица, а в знаменателе — степень уменьшения проекции. Например, масштаб 1:5 000 показывает, что 1 см на плане соответствует 5 000 см (50 м) в реальности.
При выполнении чертежей пользуются следующими масштабами:
Масштабы уменьшения: 1:2, 1:2,5; 1:4, 1:5, 1:10, 1:15, 1:20, 1:25, 1:40, 1:50, 1:75, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:800, 1:1000
Натуральная величина: 1:1
Масштабы увеличения: 2:1, 2,5:1, 4:1, 5:1, 10:1, 20:1, 40:1, 50:1, 100:1
Для выполнении объемных моделей определены масштабные ряды, состоящие из нескольких масштабов разной степени уменьшения, причём для разных видов моделирования (авиамоделизм, судомоделизм, железнодорожный,автомобильный, военной техники) определены свои, исторически сложившиеся, масштабы.
линейный масштаб — это масштаб в виде масштабной линейки, разделённой на равные части, с подписанными значениями соответствующих им расстояний.
Композиционный масштаб– выражает соразмерность в зрительном соотношении формы объектов пространству и человеку.
Добиться нужной соразмерности в масштабе можно за счет членения формы. Существует такая закономерность: чем больше форма, тем сильнее она подвергается членению, и наоборот, чем меньше – тем слабее. Речь идет не только о членении формы на физически разные части, соединяемые в процессе сборки изделия. Порой деталь, составленная из двух и более сборочных элементов, может осознаваться как целостный элемент формы. Однако и физически цельная деталь в силу особенностей своей формы может восприниматься как состоящая из двух и более частей. В дизайне весьма распространено ложное членение. Оно осуществляется с помощью специальных объемных средств, а также отличающихся друг от друга цветов, текстур и фактур. Членение может быть обусловлено следующими причинами: функциональными, производственно-экономическими, конструктивными, эстетическими.
Важную роль в проекте играют так называемые указатели масштаба – изображение фигуры человека или части тела (рука, нога) рядом с проектируемым объектом.
Дата добавления: 2015-04-20 ; просмотров: 16 | Нарушение авторских прав
Источник
Взаимосвязь стиля и моды в дизайне.
По всей многоликости, разноуровневости и разномасштабности проявления моды в самых различных сферах и областях человеческой жизнедеятельности существуют общие закономерности ее функционирования.
Основной закономерностью моды является периодичность смены и цикличность развития образцов массового поведения (модных стандартов), реализуемых с помощью объектов материальной, духовной и художественной культуры, в которых и воплощаются определенные ценности моды.
Цикличность в развитии модных стандартов и объектов была давно замечена исследователями моды и понятие «модные циклы» ими широко используется. Однако следует иметь в виду, что это понятие может обозначать два разных явления, два вида модных циклов.
Первый вид относится к явлению периодических возвратов, повторений, наблюдаемых в развитии стандартов и объектов, к циклическому возвращению того, что было модным когда-то, а по прошествии определенного времени снова становится модным.
Второй вид модных циклов представляет собой процесс становления, распространения и последующего упадка отдельных сменяющих друг друга модных стандартов и объектов.
Циклы второго вида характеризуют внутреннее развитие каждого отдельного стандарта и объекта.
Мода включает ценности как эстетические, так и внеэстетические, равно как и нравственные (этические), и общекультурные. В этом проявляется следующая закономерность моды: категории «модное» и «эстетическое» не совпадают друг с другом, не сводятся друг к другу, но и не исключают друг друга, пересекаясь в отдельных аспектах.
Еще одной из закономерностей моды является присущая этому явлению закономерность современности как одного из главных признаков моды.
Ценность современности чрезвычайно актуальна и неизменна в структуре ценностей моды. Именно на ней базируется радикальное противопоставление нового (как модного) и старого (как немодного).
Модным признается то, что ценностно, актуально именно в данный период времени.
Формирование новых направлений в моде происходит под влиянием различных групп факторов. Далеко не все новое в моде является новаторством, инновацией в полном смысле слова. Инновация – это появление (создание) подлинно нового в языке, различных сферах культуры (в том числе в науке, технике, искусствах), жизнедеятельности людей и внедрение, распространение этого в обществе.
Чаще в моде под новым понимается сочетание в объекте новых и прежних элементов, модификация старого, переосмысление и переработка уже существовавшего. Подлинно новое в материально-художественной культуре появляется нечасто.
Рассмотрим последовательно основные группы факторов, влияющих на формирование модных инноваций в сфере предметного художественного творчества, в том числе, в дизайне.
— К первой группе факторов относятся формирующиеся, развивающиеся и изменяющиеся ценностные ориентации общества в целом, а также его макро- и микрогрупп и индивидов. Эволюция господствующих в культуре общества идеалов, ценностей, мироощущения и миропонимания влияет на стилеобразование предметной среды, проявляющееся в той или иной системе характерных признаков стиля, входящего на определенный период времени в моду. Мода становится одним из условий актуализации и функционирования стиля.
Ценностные ориентации общества в отношении образа и стиля жизни являлись факторами, представлявшими собой идейно-смысловую основу формирования, развития и смены «больших стилей» в искусстве.
Эпоха Ренессанса – Италия (XIV — нач. XVI в.).
Возрождение достижений античного искусства – ценности новой эпохи. В архитектуре, живописи, скульптуре, искусстве мебели, шпалер, одежды, посуды и др. эпохи Ренессанса эти ценности находили свое многообразное воплощение в модных инновациях разных граней стилевого развития.
Эпоха Барокко – Европа, Америка (кон. XVI – XVII вв.), Россия (XVIII в.).
Пышность форм, прославление монархии, аристократии, церкви. Динамичность, пластичность форм, сложный ритм кривых линий, декоративность, театральность.
Визуально преодолевается ощущение неподвижности материи и создается впечатление ее движения.
Выдумка, новизна, изобретательность, оригинальность эстетические критерии в художественной программе барокко.
Ищет законы гармонии. Для него характерны симметрия, рациональность, возвышенность художественного языка, что достигалось за счет символических и аллегорических сопоставлений с древнегреческим искусством. Монументальные образы архитектуры – ансамбль в невиданном масштабе.
Поль Пуаре совершил большую реформу дамского костюма, что привело к выходу из моды и применения корсета.
Ливай Страусс создает джинсы (рабочие штаны для калифорнийских золотоискателей). Появление кроссовок.
— Второй группой факторов, обусловливающих модные инновации, можно назвать традиционные, классические, ушедшие в прошлое ценности культуры (материальной, духовной, художественной), заново «открываемые» для себя новыми поколениями людей, переосмысливаемые, перерабатываемые и «возвращаемые» в систему новых ценностей культуры, как оригинальные, новые источники модных ретростилизаций.
Примерами таких факторов в архитектуре, искусстве одежды, прикладных искусствах XIX века являются разнообразные направления развития стилей прошлых эпох и периодов развития материально-художественной культуры, эстетические признаки которых использовались в творчестве архитекторов и художников прикладного искусства периода эклектики, в творчестве, основанном на подражании старым стилям.
В XX веке «арт деко» и «пост модерн» базировались на ретростилизациях, хотя они более оригинальные, смелые, новаторские, чем ретростилизация XIX века периода эклектики.
— Третью группу факторов модных инноваций представляют творческие достижения в других областях художественной культуры, используемые в качестве источника этих нововведений в данной области функционирования моды.
Примерами, могут служить оригинальные объемно-пластические, живописные, декоративно-графические инновации в модных направлениях дизайна костюма, переносимые из иных областей художественного творчества – архитектуры, живописи, графики, скульптуры, театра, полиграфического искусства.
Примерами прямого переноса приемов газетной полиграфии и рекламной фотографии, надписей, лозунгов являлись модели молодежной (чаще всего летней) одежды, распространившиеся в 70-х гг. XX века именно в качестве модной инновации.
— Четвертая группа факторов, обусловливающих модные инновации, — это особенности тех или иных сфер какой-либо национальной культуры различных регионов, стран и народов мира, творчески переосмысливаемые в качестве источника модных стилизаций разнообразных характерных признаков этой культуры.
Особенности национальной культуры тех или иных направлений народного искусства, профессионального прикладного искусства, искусства орнамента издавна являлись факторами модных инноваций в искусстве текстиля, костюма.
Стиль Модерн в конце XIX начале XX вв. Его стилевая оригинальность базировалась на изысканной орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Его творцы подчеркивали новизну своих художественных идей, но в то же время черпали вдохновение в культуре Востока.
Архитектор Йозеф Хоффман (Австрия) в декоративном решении интерьеров помимо использования стилистики народного искусства применял мотивы египетского, ассирийского, вавилонского и японского искусств.
— Пятую группу факторов модных инноваций в дизайне представляют достижения научно-технического прогресса в той или иной области науки, техники, технологии, создания новых материалов с новыми свойствами. Эти факторы обусловливают достижение действительной новизны формообразования и стилеобразования различных объектов моды, приобретающих ценностное значение символов (знаков) современности.
Примерами изделий, испытывающих активное влияние, таких факторов на формо- и стилеобразование, приобретающее на каждом этапе их эволюции характер модных инноваций, могут служить многие бытовые машины, механизмы и приборы различного назначения, легковой автотранспорт, мебель и оборудование жилища или зданий общественного назначения.
Так, открытия и изобретения в области записи и воспроизведения звука, применявшиеся в том числе и в сфере быта, на протяжении XX века неоднократно изменяли (благодаря все новым и новым техническим решениям) не только сами технические устройства, но и объемно-пространственные структуры, внешний облик бытовой аудио-аппаратуры, ее стиль (фонограф (XIX в.; изобретатель Томас Эдисон) – граммофон – патефон – электрофон – электропроигрыватель).
Применение новых материалов и технологий для изготовления мебели бытового и общественного назначения явилось в XX веке одним из существенных факторов достижения действительной новизны формообразования этих изделий.
Такими факторами модных инноваций в дизайне мебели 60-70-х гг. стало использование для ее изготовления различных видов пластмасс, металла, литого прозрачного стекла, гнуто-клееных деталей из фанеры, слоистого декоративного пластика, разнообразных кожзаменителей.
— Шестая группа факторов, определяющих модные инновации – это характерные особенности средств и приемов композиционного формо- и стилеобразования различных объектов художественного творчества, порождаемые концепциями тех или иных художественных направлений, течений, школ, а также индивидуальным стилем творца произведений искусства и дизайна.
Эти факторы модных инноваций проявляются ярче всего в таких традиционных для предметного художественного творчества объектах, как ткани, одежда, ее атрибуты, посуда, светильники, украшения. Вместе с тем они могут проявляться и в мебели, в различных видах приборов и машин бытового назначения.
Так, новое понимание сущности рационально обусловленной красоты зданий и промышленных изделий, ориентированных на технологии индустриального производства, удовлетворявших требованиям строгой целесообразности, экономичности, типизации, унификации, отразившее творческое кредо Вальтера Гропиуса и его единомышленников – преподавателей и учеников Баухауза, сформировало особое, сугубо функциональное направление стилеобразования, получившее название «стиль Баухауза».
Творческий почерк многих известных модельеров одежды, характеризовавший концепции и композиционно-стилевые приемы в разные периоды их творчества, по-разному воплощавшиеся в тех или иных коллекциях создававшихся ими модных образцов изделий, можно рассматривать в качестве фактора индивидуализации модных инноваций в этой области дизайна (Джанни Версаче (юбки в мужской моде); Жан-Поль Готье (колготки из эластичного кружева); Татьяна Парфенова (концепция того, что женщина может и не иметь юбок в своем гардеробе)).
— Седьмой группой факторов, влияющих на модные инновации, являются различия утилитарных, эстетических и символических предпочтений разных контингентов потребителей, составляющие основу для формирования поливариантности сменяющих друг друга модных течений.
Направленность моды на широкую, многомиллионную публику, которая по своим средствам и запросам выбирает себе изделия прет-а-порте. Мода прет-а-порте более мобильная и гибкая, чем Высокая мода, нередко она обгоняет ее в том, что престижно, популярно и выгодно, благодаря умению предвидеть и формировать перспективные направления модных инноваций.
Источник