Дома классического стиля архитектура

Классический стиль в архитектуре: краткий гид

Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, Чизвик-хаус в Лондоне, здание заседаний Конгресса в США и Триумфальная арка в Париже… Что их объединяет? А объединяет их приверженность классике. Классический стиль — одно из самых популярных направлений в архитектуре, и у него есть несколько видов. Сегодня мы поговорим о том, как в разных странах мира развивался классицизм.

Автор статьи: Алена Астешева

Английский классицизм: красота и величие

Чизвик-хаус (Chiswick House). Лондон. Классицизм. Архитектор — Ричард Бойл (Richard Boyle).

Классицизм или палладианство зародился в XVI веке в Италии. Он унаследовал отличительные особенности архитектуры Древнего Рима и Древней Греции, сохранил симметрию, но элементы декора стали более сдержанными. Здания, возводимые в классическом стиле, — величественные, но одновременно простые и строгие. Как этот Чизвик-хаус в Лондоне.

Банкетный зал (Banqueting House). Лондон. Ранний классицизм. Автор проекта – Иниго Джонс (Inigo Jones).

В XVII веке классицизм стал развиваться в Великобритании. Здесь основные черты классического стиля постепенно менялись, «приспосабливаясь» под запросы местных жителей. В эпоху раннего классицизма еще хорошо прослеживается влияние архитектуры Древней Греции и Древнего Рима.

Кенвуд-Хаус (Kenwood House). Лондон. Георгианский классический стиль. Архитектор – Роберт Адам (Robert Adam).

В XVIII веке в Англии классический стиль в архитектуре становится строже. По-прежнему остаются симметрия, но декор для украшения фасадов практически не используется. Это направление в архитектуре получило название «Георгианский классический стиль».

Камберленд-террас. Риджентс-парк. Лондон. Стиль Регентства. Архитектор – Джон Нэш (John Nash).

На смену георгианскому направлению в классицизме приходит стиль Регентства (Английский Ампир). Для него характерны хорошо заметные черты классицизма, но архитекторы допускают использование эклектики, смешения разностилевых элементов. В стиле Регентства в Лондоне по проекту Джона Нэша (John Nash) было возведено здание Камберленд-террас в Риджентс-парке (Cumberland Terrace, Regent’s Park).

Французский классицизм: пышность и тожественность

Пантеон. Париж. Классицизм. Архитектор — Жак-Жермен Суффло (Jacques-Germain Soufflot)

Во Франции классицизм появился в конце XVIII века, когда в Англии он уже изживал себя. На раннем этапе французский классицизм еще наследует черты рококо. Этот стиль выбрал архитектор Жак-Жермен Суффло (Jacques-Germain Soufflot) для своего Пантеона (церковь святой Женевьевы).

Триумфальная арка. Париж. Французский Ампир. Архитектор – Жан Шальгрен (Jean Chalgrin).

Поздний классицизм во Франции (Французский Ампир) — это помпезность, пышность, праздничность. Яркий пример — Триумфальная арка в Париже. Одновременно в Европе и за ее пределами зарождаются стили, лишенные «украшательств», — более простые, понятные, близкие по духу местным жителям: Бидермейер — в Германии и Австрии, Федеральный — в США.

Жилое строение в США. Федеральный стиль в архитектуре.

Русский классический стиль: отказ от жестких канонов

Большой гостиный двор. Санкт-Петербург. Ранний классицизм. Автор проекта – Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот (Jean-Baptiste Vallin de la Mothe).

В России классицизм появляется в эпоху правления Екатерины II. Широкое распространение он получил на рубеже XVIII-XIX веков, когда в Европе уже господствовал неоклассицизм. Для русского классицизма характерно изначальное смешение элементов разных стилей. Яркий пример раннего классицизма — Большой гостиный двор в Северной столице России. Это здание включено в фонд всемирного наследия Юнеско.

Дом Пашкова. Москва. Поздний классицизм. Архитектор – Василий Баженов.

Эклектика сохраняется и в позднем классицизме. Например, у Дома Пашкова в Москве (ныне — музей) есть два фасада. Один — торжественный — смотрит на улицу. Другой — более скромный, усадебный — обращен во внутренний двор.

Неоклассицизм: антитеза модерну, эклектика и долгая жизнь

Дом Антоновой. Санкт-Петербург. Неоклассицизм. Архитектор – Василий Шауб.

В начале XX века стал развиваться новый стиль в мировой архитектуре. В разных странах его называли неодинаково. В России он получил название модерн. Для него характерно использование стекла, бетона, металла при возведении жилых и административных зданий. В нашей стране от него быстро устали и решили вернуться к истокам.

Так появился неоклассицизм, который имел схожие черты с новыми стилями, развивающимися в других странах, но оставался особенным, петербургским. Русские архитекторы в то время ставили своей целью не просто вернуть классическое направление в архитектуре, а развивать его, используя современные достижения.

Здание немецкого посольства в Санкт-Петербурге. Неоклассицизм. Архитектор — Петер Беренс (Peter Behrens).

Неоклассицизм развивался и после Октябрьской революции. Его идеи использовались при возведении зданий в Советскую эпоху. Более того, этот стиль вновь стал актуальным в наши дни. Его часто выбирают при проектировании загородных домов.

Архитектура дома в современном классическом стиле — это вечная классика, которая сохранила величие, элегантность, но стала строгой и сдержанной.

Источник

Классический архитектурный стиль

Античность в архитектуре не канула в лету – она преобразовалась в классицизм и ярко проявилась в европейской культуре в XVII-XIX веках. Именно классический архитектурный стиль сильнее всего повлиял на развитие градостроительных основ и нашего государства.

Здания, построенные по канонам классицизма, во всем мире считаются культурным наследием и охраняются на законодательном уровне. Естественно, не только дворцы, но и родовые усадьбы, и городские дома именитых господ строились в этой стилистике.

Становление классического стиля

Идейным вдохновителем этого направления считают итальянского зодчего – Андре Палладио еще в конце XVI века изложил базовые принципы античной ордерной системы. Архитектурные композиции, включающие вертикальные (опорные) и горизонтальные элементы, совмещались с модульными конструкциями.

Практическое применение разработанной концепции Палладио нашел в городских палаццо и загородных виллах богатых флорентийцев. Логично, что со временем классицизм стали называть палладианством, по фамилии зодчего, а ярчайшим примером уже сколько веков остается классическая Вилла Ротонда.

В противовес вычурности и пышности архитектуры рококо и барокко, классицизм подкупает строгостью простых форм. Но за счет античных элементов эта простота выглядит не менее зрелищно, чем обилие декора.

Есть у классического стиля преимущество и в практическом плане – благодаря лаконичным формам, симметрии и минимуму украшений, на строительство зданий требуется значительно меньше времени. При этом выглядят они величественно и без нарочитой помпезности, что и позволяет классической архитектуре не терять актуальности с течением времени.

Базовые элементы классического стиля

Что для общественных зданий, что для частных домов, характерны следующие выраженные признаки классического стиля.

  • Ордерность – главный вход обязательно обозначен колоннами и антаблементом (горизонтальная балка определенной формы). Если есть терраса или балкон, они тоже оформляются этими элементами.
  • Симметричность – входная группа строго по центру, по бокам абсолютно одинаковые «крылья», все элементы парные, вплоть до завитков в молдингах над оконными и дверными проемами.
  • Золотое сечение – оптимальное соотношение высоты и ширины здания, обеспечивающее гармоничный вид.
  • Этажность – частные дома в классическом стиле от двух этажей.
  • Сложная крыша – преимущественно четырехскатная, с балюстрадой.
  • Пастельная гамма – никаких кричащих оттенков, один или два близких тона.
  • Штукатурный фасад – гладкая фактура основного полотна, рельеф в акцентных зонах.
  • Декор – его минимум, но он должен выделять оконные и дверные проемы, вход.

Так как фасад все равно штукатурный, современный дом в классическом стиле может быть сложен из кирпича или блоков любого вида, но чем лучше их геометрия, тем проще будет отделка.

Исходные гипсовые и бетонные декоративные элементы сегодня сменили полиуретановые отливки. Благодаря минимальному весу их легче крепить, но необходимо строго соблюдать технологию монтажа и выполнять все отделочные манипуляции.

Кровельное покрытие для статусного дома с классической архитектурой не может быть бюджетным по определению, за рубежом использовали преимущественно черепицу. У нас же общественные здания еще дореволюционного периода крыли фальцем, и сегодня этот материал переживает второе рождение.

Источник

Классический стиль в архитектуре: примеры зданий с фото

Привет, дорогие читатели! Сегодня мы прогуляемся по Москве и найдем самый классные дома в классическом стиле, съездим в Петербург, Рим и другие города.

Все потому, что наша тема – классический стиль в архитектуре, а классика в моде всегда. В каждом городе есть классические дома. Как их отличать? Поговорим об этом!

Что это такое

Классическая является наследницей античной архитектуры. Несмотря на их сходства, принято именно классикой называть стиль, если он:

  • Основан на архитектуре античности, то есть Древнего Рима и отчасти Греции.
  • Построен после эпохи Возрождения, то есть сама римская постройка классикой называться не будет.

Библией стиля по праву может считаться книга Де Архитектуры Витрувиуса. Изучали ее еще в средние века, так родилось Возрождение. Статью про Ренессанс можно прочитать здесь. Уже тогда скромный романский стиль и излишне нагруженная деталями готика приелась обывателю.

Хотелось чего-то проще, при этом без потери красоты. Родителем стиля считают Андреа Палладио, он первым адаптировал философию и памятники древности под реалии 17 века.

Пришла эпоха Возрождения, когда архитекторы нашли вдохновение в постройках Римской Империи и трудах Витрувиуса. Они их адаптировали под ожидания окружающих и народу понравилось. А где адаптация, там есть место и оригиналу.

За Ренессансом пришла в моду строгая и при этом утонченная классика. Родиной классицизма является Франция и Англия. Когда классицизм пришел в Россию, во времена Екатерины Великой, в Европе уже в моде был Неоклассицизм. Считается, что русский классицизм ближе к неоклассицизму, чем к классике.

Без философов даже архитектура не обошлась. Какая же идея классики?

Для начала, философы изменили представление о красоте. До этого, в готике, романском стиле и отчасти ренессансе, красота являлась восприятием человеком этого объекта.

То есть, лошади считаются красивыми не потому, что они объективно красивы, а потому что многие люди считают их красивыми. Главная идея в классике – красота является свойством объекта, а не продуктом восприятия зрителем.

Раз красота реальна, а не образна, то она должна подчиняться законам природы. Красота – закон природы, а закон должен быть максимально простым. Что может быть проще прямых линий? Идея классики – порядок, соблюдение всех пропорций, симметрия. Если линия, то прямая. Если угол, то 90 градусов.

Приходим к мысли, что искусство и наука – неотделимы. Наука служит искусству, а искусство изображает законы науки. Тогда искусство просто не может себе позволить идти против науки и здравого смысла. Волнистая линия – нелогично, ненаучно и не может быть в искусстве классицизма.

Сопоставив все эти идеи, философы и архитекторы пришли к выводу, что такие творения уже существуют. Античные мастера практически полностью реализовали философию естественности, простоты и гармонии. И назвали себя преемниками, наследниками античного стиля. Отсюда и название – классика. Бессмертные идеи.

Признаки

Но история, сухие факты и прочее – так далеко от реальности. А в реальности у нас есть улицы с какими-то домами. Как найти здания в классическом стиле?

Ордера. Помните, на уроках ИЗО или МХК нам говорили про ионический, дорический и коринфский. Это разделение колон. По форме колонны, ее оформлению и другим признакам можно определить ордер. В Риме этому правилу подчинялись неукоснительно.

В средние века – никак, а в Ренессанс – в качестве интересной рекомендации к оформлению. В классике к орденам вернулись и вы никогда не увидите коринфскую колонну с ионической капителью.

Колонны ставились не как декоративный элемент, а как одна из главных частей постройки. С колоннами или без, здания по вертикали делились на три уровня: цоколь, этажность и антаблемент. Вот пример фото:

Симметрия. Как спереди, так и сверху. Никаких нелогичных крыльев или нечетного числа колонн. В идеале каждая часть здания имела свою ось симметрии. Сюда же можно отнести правило золотого сечения. В любом мысленном прямоугольнике стороны соотносились как 1,6:1. Звучит сложно, но посмотрите на фото:

  • Барельефы;
  • Медальоны;
  • Лепная растительность;
  • Карнизы на окнах;
  • Арки, где нужно и где не нужно;
  • Украшение статуями.

А теперь найдите все эти элементы на фотографиях в статье. Вход обычно располагается на возвышении, чтобы добавить мраморную лестницу, колонны и 100500 классических украшений.

По цветовым решениям использовались цвета природного мрамора: белый, желтоватый и другие светлые, даже пастельные тона. В ландшафтном дизайне классицизм выражается в симметричных дорожках, водоемах, растительности, посаженной в линию. Парки имеют общий план, симметричный сверху.

Европа

Родился Классицизм в Европе. Давайте посмотрим самые интересные, с моей точки зрения, постройки на фото. Куинс-хаус в Гринвиче, 1636 год. Великобритания.

Восточный фасад Лувра, Франция.

Дом Flora-Stoeckl, Австрия

Классика не остановилась даже перед океаном. Здание ратуши в Салеме.

Русский классицизм

Мы, как всегда, немного изменили стиль под себя. В Россию классицизм пришел при Екатерине II. Во всем мире уже отходили от классики в пользу барокко, более украшенного и нарядного стиля. У нас же наоборот, классика пришла на смену барокко.

Популярность стиль снискал за счет своей простоты и минимума декораций, во всяком случае в русском прочтении. Тогда мы активно развивали торговлю, миграцию и приглашали специалистов со всего света. Требовалось быстро, много и красиво застроить хотя бы Москву и Питер. Какие тут украшения? Лишь бы на казарму похоже не было!

Итого в России в классике строили дворцы, больницы, доходные дома и магазины. Для построек незнатных людей украшений домов использовалось по минимуму, а вот стиль соблюдался неукоснительно. Посмотрим на эти здания.

Москва

На Мясницкой улице расположился дом Юшкова. Сейчас это российская академия живописи и искусств. Дом построен в виде угла, чьи стороны соединены полукруглым углом. Архитектор – Баженов, самый популярный классический архитектор России.

На Воздвиженке выделяется дом Пашкова, построенный неизвестным зодчим. Сейчас там Российская библиотека, а во времена постройки это было первым жилым зданием, из которого был виден Кремль.

Кто не знает Большой театр на Театральной площади? Построен в 1856 году с идеальной акустикой – ни одна гитара не будет звучать, как Большой театр, это признавал и до сих пор признает весь мир.

На улице Гиляровского расположилось единственное в моем списке по Москве религиозное здание — Церковь Филиппа Митрополита. Она много раз перестраивалась, изменялась, но все еще сохранила классические черты. Видите их?

И напоследок кусочек Кремля. Даже снаружи вы можете увидеть Сенатский дворец. Архитектор – Казаков, сдал дворец в последнем десятилетии 18 века. С первых минут постройки и до сих пор из дворца не выходит действующая власть – от царей и до современного президента.

Санкт-Петербург

Где же найти классику в Питере? Честно? Да где угодно, половина центра построена в этом стиле. Начнем!

Исаакиевский собор – ярчайший представитель, который видели все жители и почти все туристы. Строить его начал Петр I, а закончил только Александр II. Это одна из самых грандиозных построек Петербурга, долгое время собор был и религиозным памятником.

На Университетской набережной вы найдете Академию художеств. Строительство закончилось в 1818 году, архитектор — Валлен-Деламот, петербуржцы его точно знают.

А еще Таврический дворец, Юсуповский дворец, Смольный институт и многие другие здания в историческом центре. Даже здание Адмиралтейства, здание Главного штаба и Казанский собор.

Ярославль

Примером классики тут будет Советская площадь, а именно здание Губернских присутственных мест. Построено в 1787 году за рекордные сроки в год. Это первое настолько монументальное здание в Ярославле, ведь это главное правительственное здание крупного центра, иначе строить не могли.

На первомайской улице можно найти Гостиный двор. Построен в первой четверти 19 века на замену открытому рынку. Страдал от пожаров, перестроек и обстрелов в ВОВ. Целиком историческую задумку уже не увидеть, но ротонда и сохранившееся северное крыло помогут увидеть и понять классицизм.

Тверь

Гостиница Гальяни на углу улиц Володарского и Пушкинской.

Собор Вознесения Господня на Советской улице.

Здание Юнкерского кавалерийского училища на улице Жигарева.

Нижний Новгород

Спасский Староярмарочный собор.

Нижегородский государственный художественный музей

Примеры классических построек есть во всех старых городах России, даже в Сибири и на Дальнем Востоке. В Сибирь планы приезжали в виде требований Императорского двора по постройке того или иного здания, а местные зодчие строили.

Теперь вы узнаете классицизм в любом городе России и мира? Я думаю, что да. Максимум, перепутаете с Ренессансом, но это и немудрено. И на сегодня хватит картинок и сложной информации.

С вами была Алла, рассматривающая каждое здание в Москве и посещаемых городах.

Источник

Читайте также:  Стили дизайна ремонта квартир
Оцените статью
Поделиться с друзьями