Дома стиле северного модерна

Северный модерн

Павильон Финляндии на Всемирной выставке 1900 года

На сайте Регент-Декор мы уже несколько раз писали о стиле модерн (1, 2). Сейчас хотелось бы обратить внимание на архитектурное направление, имевшее место в Скандинавии и прилегающих территориях: по-русски это направление называют «северным модерном», в европейских языках оно фигурирует как «национальный романтизм». Оба термина отражают суть этого интересного явления в архитектуре: с одной стороны, на этот стиль оказали огромное влияние идеи и эстетика модерна (ар нуво), с другой – в нём выразилось романтическое переосмысление и принятие древнего культурного наследия северных стран.

Северный модерн получил широкое распространение в Финляндии, Швеции, Латвии, и в российском Санкт-Петербурге. В конце 19 – начале 20 века подъём культурного самосознания т.н. буржуазии в скандинавских и прибалтийских странах получил своё архитектурное выражение в строительстве доходных многоквартирных домов (нового для конца 19 века вида получения дохода) в новом стиле. Этот новый стиль сочетал в себе плавность линий, продуманную гармонию материалов, этнографический фасадный декор на темы природы и фольклора родного края. Основное и существенное отличие северного модерна от его европейского собрата – это отсутствие избыточной декоративности и многоцветности. Северный модерн – это, прежде всего, линии, графичность фасада и декора.

Для Латвии северный модерн стал попыткой выработать собственный национальный архитектурный стиль. Здания этого направления прекрасно вписываются в историческую застройку Риги и отражают направления промышленности, активно развивавшиеся в Латвии в то время. Например, достаточно часто можно встретить открытые металлические консоли (поддерживающие карнизы и балки). Несущие балки и выступы зданий изящно обыгрываются орнаментами. Очень интересно в латышском северном модерне отражены традиции традиционного фахверкового строительства. Линии фасада, скат крыши и форма окон, выступающие внешние балки повторяют элементы, которые в фахверковом строительстве были вынужденными – вследствие чего фасад здания становится узнаваемым, «народным» (см. иллюстрацию). Барельефы и прочий декор таких зданий отличается нарочитой простотой линий и народными сюжетами.

Читайте также:  Дизайн современного каркасного дома
Северный музей, Стокгольм

В Швеции северный модерн стал проявлением противодействия индустриализации. Индустриальное общество складывалось в Швеции медленно и с трудом по причине низкой плотности населения. Народ видел в этом иностранное, опасное влияние, разрушающее сложившийся веками быт и разрывающее отношения с природой, крайне важные и основанные на традициях, которым более тысячи лет. При этом, в Швеции конца 19 века очень интенсивно развивалась наука. Результатом стал всплеск нового архитектурного течения, которое ставило целью использовать природные, ремесленнические материалы, полученные не с заводов, а вышедшие из рук ремесленников, передававших умения через поколения – даже если строительство будет дороже.

Помимо того, ставилась задача объединить разрозненные городские постройки. Отсутствие единой стилистики выражалось в том, что театры строились в стиле барокко, государственные учреждения – в строгом северном классицизме, а церкви – в скупом средневеково-готическом стиле. При этом, как замечали шведские архитекторы, во всех этих стилях не было ничего по-настоящему шведского. Шведский северный модерн похож на британское течение «Искусств и ремёсел» своей приверженностью традиционным технологиям. Также точкой соприкосновения является убеждённость в том, что архитектура должна стать логичным продолжением ландшафта и показывать мирное сосуществование человека и природы.

Пример неороманского ричардсонского стиля — церковь Святой Троицы в Бостоне, США

Но противодействие неизбежной индустриализации не могло продолжаться вечно. На смену северному модерну в 10х годах 20 века в Швеции пришло течение модернизма, чей лидер, И. Грюневальд, выступал с резкой критикой северного модерна как «увеличенных копий либо средневековых замков, либо деревенских избушек» и требовал соединения архитектуры и инженерии. Но всё же, в большинстве городских застроек Швеции, и особенно – в Стокгольме, северный модерн оставил свой колоритный отпечаток, непохожий на последовавшую индустриальную архитектуру.

Читайте также:  Волковский современная боевая техника

Для Финляндии северный модерн стал не столько символом противодействия индустриализму, сколько символом обретения национальной идентичности. В начале 20го века Финляндия, входившая в состав Российской империи, переживала подъём экономического и интеллектуального развития. Многочисленные средневековые постройки напоминали финнам о том периоде, когда их страна была частью Швеции, и не могли стать отправной точкой для национального архитектурного стиля. В конце 19 века среди интеллигенции началась мода на карельские избы – большое их количество было построено для летнего и постоянного проживания. Но внимание архитекторов достаточно быстро переключилось с дач на городские здания.

Элементы декора — Страховое общество Pohjola, Хельсинки

Поиск натурального строительного материала был недолгим. Огромные залежи серого гранита, которыми богата Финляндия, определили цвет большинства строений в стиле финского северного модерна. С выбором стиля было несколько сложнее: на территории Финляндии не сохранилось каменных сооружений, которые объединялись бы типичным архитектурным стилем. Нужно было искать что-то новое. Архитектор Онни Тонквист (позднее сменивший фамилию на Тор’янне) предложил смелое решение для здания Национального финского театра, определившее отличительную стилистику финского северного модерна. При создании фасадов он ориентировался не столько на популярный немецкий Югендстиль (одно из направлений модерна), сколько на американский стиль конца 19 века под названием «Нероманский Ричардсонский». Этот стиль, предложенный архитектором Г.Г. Ричардсоном, являлся вариацией на тему романского стиля 11-12 веков, характерного для Италии, Испании, юга Франции. Характеристиками этого стиля являются массивные романские арки и колонны, цилиндрические башни с коническими навершиями, обильная рустовка. Тонквист использовал эти элементы для создания более лёгкого и уплощённого фасада, чем в американских версиях, оставив симметрию, свойственную романскому стилю, но не модерну. Декор фасада отражает содержание Калевалы – карело-финского фольклорного поэтического эпоса.

Читайте также:  Современный дизайн лоджии со шкафом
«Дом с совами» — самый известный петербуржский дом в стиле северного модерна

Почему европейский архитектор выбрал американский стиль для создания на его основе национального стиля народа с многовековой историей? Для финнов Америка в начале 20го века была символом свободы, эмиграция туда для многих означала начало новой и стремительной жизни. Финляндия в тот период ещё не обладала государственной автономией, что не устраивало финнов.

Закат финского модерна начался в 10х годах 20го века и был связан с существующими задачами строительства, которые здания в этом стиле решить не могли. Финляндии необходимо было решать проблему быстрого многоквартирного народного жилья. Финский модерн выполнил свою функцию, оставив от своей эпохи крупные, доминантные здания, важные для национальной идентификации финнов.

Наконец, северный модерн в России появился благодаря интересу к происходящему в шведской и финской архитектуре, а также культурному интересу к искусству русского Севера. Больше всего зданий в этом стиле было построено в Санкт-Петербурге. Фасады зданий в стиле русского северного модерна как будто высечены из камня, в этом напоминая финские образцы. Широко применялась рустовка, орнаменты и барельефы на темы русского фольклора. Архитектурный декор массивен. Цвет минималистичен, цветовая гамма по-северному сурова. Влияние шведов и финнов на это архитектурное явление Петербурга определило критику, которая ближе к 1915 году посыпалась на здания в стиле северного модерна. «Чухонский модерн» противопоставлялся имперской неоклассике. Но всё же десятилетие расцвета этого направления оставило в Санкт-Петербурге здания, знакомые сейчас любому горожанину и составляющие часть архитектурного наследия города.

Так северный модерн, характерный для Балтийского региона и Скандинавии, по-разному приходил и уходил из стран, где оставил свой самый заметный след: Латвии, Швеции, Финляндии, России.

Источник

Северный модерн Санкт-Петербурга

Северный модерн появился в Петербурге под влиянием скандинавской и финской архитектуры национального романтизма и получил своё наибольшее развитие в начале XX века. В это время происходило тесное сотрудничество шведских, финских и петербургских архитекторов, что привело к значительным заимствованиям в архитектуре. Расцвет северного модерна не был долгим, однако он привнёс значительные изменения в облик Петербурга.

Уникальность северного модерна заключается в его желании обратиться к прошлому, используя для этого новые художественные средства. Это сочетание уходящего романтизма, новаторских приёмов модерна и первых черт функционализма является не только архитектурным феноменом, но и отражает меняющуюся эпоху, которой было начало двадцатого столетия. Это своеобразный переход между прошлым и будущим: ранние здания северного модерна могут иметь классические и романтические элементы, тогда как здания позднего периода приобретают строгость черт, более соответствующих функционализму, который в полной мере придёт на смену модерну.

Появление северного модерна в Скандинавии и Финляндии обязано волне патриотизма, которую также называют национальным романтизмом и северным возрождением. Финны и скандинавы, желая осознать свою идентичность, стремятся переосмыслить прошлое и обращаются к народным сказкам, легендам. Это находит большой отклик в архитектуре: на фасадах появляются сказочные мотивы, животные и растения, декоративные детали наполнены символизмом. Используется много натуральных материалов, особенно камень. В России северный модерн также перенял эти черты. Возможно, из-за близости культур северо-западных народов России и Финляндии, а также из-за близкого сотрудничества архитекторов этот стиль получил большее развитие в Санкт-Петербурге и Выборге, а также в Риге, но не, например, в Москве.

Было бы интересно посмотреть на примеры северного модерна в Петербурге.

Одним из самых важных архитекторов северного модерна был Фёдор Лидваль. Работы Лидваля есть и в Петербурге, и в Стокгольме, и во многих других городах. Здания, спроектированные Лидвалем, являются образцами модерна, и он внёс, наверное, самый значимый вклад в развитие северного модерна в Петербурге.

Знакомство с творчеством Лидваля было бы интересно начать с дома, который не только построил, но и в котором жил сам архитектор. Это комплекс на Каменноостровском проспекте, 1-3 (1899-1904 гг). Мы сразу же видим самые характерные черты северного модерна: каменное основание дома и его асимметричность. Комплекс занимает довольно большую площадь, и неудивительно, что здесь можно встретить различные архитектурные приёмы: и классицизма, и романтизма. На фасаде виднеются рельефы с животными и птицами. Как было сказано выше, тема животного и растительного мира часто используется в северном модерне.

Дом на Лесном проспекте, 20 был построен Лидвалем для рабочих завода Нобеля. Здание отличается интересной задумкой: его купол является отсылкой к башне шведского замка Вадстен. Имея шведское происхождение и являясь шведским подданным, Лидваль часто обращался к шведской архитектуре. В целом же здания северного модерна той или иной деталью, частью или конструкцией могут напоминать замки и крепости.

Сам дом имеет богатую историю, связанной с одной из самых интересных семей промышленного Петербурга — Нобелями. Поблизости расположен завод, принадлежавший братьям, и рабочий городок. Узнать больше об истории семьи и их предприятии, можно в рамках экскурсии по району с профессиональным гидом:

Здание на Малой Конюшенной, 3 (1904-1905 гг) интересно тем, как Лидваль сочетает приёмы модерна с классическими приёмами — в частности, с симметрией.

Следует также отметить здание на Каменноостровском проспекте, 61 (1906-1907 гг), также спроектированным Лидвалем.


Неподалеку на Каменноостровском проспекте, 67 (1908-1909 гг) находится бывший доходный дом, спроектированный К.В. Марковым в стиле северного модерна. Здание также наполнено разнообразием форм и декоративных элементов с животными и цветами. При создании использовался камень и штукатурка разных цветов.

Чтобы посмотреть все главные памятники петербургского модерна, удобнее заказать экскурсию. Есть несколько специальных маршрутов, охватывающих всё самое интересное:

И.А. Претро. Дом на Большом проспекте Петроградской стороны, 44 (1906-1907 гг) является лучшим примером сочетания приёмов романтизма вместе с гротескностью конструкций, придающей зданию массивность замка. Можно увидеть и рельефы животных, и каменные проёмы и основание, и асимметрию элементов.

А.Ф. Бубырь. Ковенский переулок, 23 (1911-1912 гг).

Н.И. Алексеев. 12-я линия Васильевского острова, 19 (1913-1914 гг). У здания очень асимметричный и грубый фасад, массивные блоки нижних этажей.

Ф.Ф. фон Постельс. 2-я линия Васильевского острова, 29 (1906 г).

С.И. Минаш. Дом Волькенштейна. Улица Ленина, 33 (1910 г).

Е.Л. Морозов. Кронверкский, 23 (1911-1912)

К.Н. де Рошефор. Исполкомская улица, 5 (1910-1911 гг).

А.Ф. Бубырь. Стремянная, 11 (1906-1907 гг). Один из наиболее ярких примеров северного модерна.

А.Ф. Бубырь. Ковенский переулок, 7 (1911-1912 гг). Северный модерн оказал влияние даже на проектирование Французской католической церкви на Ковенском переулке, 7 (1903-1909 гг), проявляясь в асимметричности форм и гранитной облицовке.

Жилой дом «Бассейного товарищества». Э.Ф. Виррих и А.И. Зазерский. Улица Некрасова, 58-60 (1912 г) Крупнейшее произведение северного модерна. Как и другие поздние здания этого стиля, здесь всё больше заметны черты функционализма, строгость черт и прямые линии. Можно считать этот комплекс переходом к следующей архитектурной эпохе.

Также позднее здание северного модерна, находящееся на площади Мужества. Это особняк Котлова архитектора Товстолеса (1913-1914 гг).

Особняк на улице Рентгена, 9 (1907 г) (А.В. Петрович). Это очень необычное здание для Санкт-Петербурга. Особняк как бы расположен на оси, на которую нанизываются три цилиндра разных размеров. Это здание можно считать переходным между модерном и авангардом. Примеры авангарда обязательно будут в следующих постах.

Также в будущем обязательно будут рассмотрены здания финского северного модерна, непременно станет ясно, в чём же отличия петербургского стиля, и чем они обусловлены.

Ниже на карте отмечены все здания северного модерна, упомянутые в посте. Разумеется, это далеко не все здания этого стиля в Петербурге, за более полным списком обращайтесь к источникам, а именно:

Кириков, Борис Михайлович Архитектура Петербурга конца XIX — начала XX века: Эклектика. Модерн. Неоклассицизм / Б.М. Кириков. — Санкт-Петербург: Изд. дом «Коло», 2006. — 448 с.

Фотографии XX века — сайт https://pastvu.com/

Читайте также: Путеводитель по Петербургу — достопримечательности и необычные места.

Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.

Первые обновления всегда в Инстаграме

Похожие посты

Модерн, быстро распространившийся по Европе, не обошёл и Москву. Немалая часть особняков и доходных…

Конструктивизм появился в 1920-е годы и просуществовал немногим дольше десяти лет. Предшественником конструктивизма был…

Социалистический модернизм — архитектурный стиль, существовавший в 1950-1990-е годы преимущественно в странах социалистического блока.…

Петербург интересен не только классической архитектурой, но и промышленными зданиями. Они расположены и в…

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями