galik_123
Наводы
Курс — на эстетику и позитив!
В самом начале Гороховского переулка стоит огромный демидовский дворец с торжественной колоннадой. Это здание было возведено в 1789-1791 гг. по проекту архитектора М.Ф. Казакова для отставного бригадира И.И. Демидова — младшего представителя известной фамилии уральских горнозаводчиков. Мы же прекрасно знаем это здание как МИИГАиК.
1. Хорошо, что ученики Школы акварели Сергея Андрияки постоянно изображают это здание на своих акварелях, а вот фотографий интерьеров внутренних помещений дворца, сделанных студентами в то время, когда там проводились занятия, в интернете не нашлось.
2. Первым Демидовым в этих владениях был отец Ивана Ивановича, Иван Никитич Демидов. Ему усадьба досталась от А.Г. Гурьева и представляла собой небольшие каменные палаты с одноэтажным строением по красной линии Гороховского переулка. Эти постройки потом были включены в казаковский дом. Первый Демидов добавил регулярный парк и оранжереи. В конце 1780-х гг. усадьбу унаследовал его сын, Иван Иванович Демидов. О нём известно, что начал он свою службу в 1763 году в Киевском кирасирском полку, а ушёл в отставку в 1783 году в чине бригадира. В 1798-м он был пожалован из бригадиров в чин действительного статского советника. Принимал участие в войне 1812 года и был награждён бронзовой медалью на Владимирской ленте.
3. Следующим владельцем дворца стал генерал от инфантерии Николай Иванович Демидов. После его смерти с 1833 года усадьбой владели: один из московских чудаков, отличавшийся особой скупостью, И. Быков, уроженец Тифлиса Г. Тамамшев, купец М. Степанов. Вот этот Степанов в 1858 году продал владение Межевому ведомству для школы межевых топографов. С 1873 года здесь разместился Константиновский межевой институт, переехавший со Старой Басманной. С 1930 года учебное заведение было переименовано в Институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. С 1993 года — это Государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК). Университет обладает богатейшим музеем старинных геодезических инструментов, атласов и карт.
4. Наибольший интерес представляет главный дом усадьбы. Каменное трехэтажное здание имеет план «глаголем». Шестиколонный портик коринфского ордера в центре фасада покоится на выступе первого этажа и завершается богатым фронтоном со скульптурным гербом в тимпане. Некогда дом выглядел наряднее благодаря балюстраде, обходившей поверху венчающий его аттик и смягчавшей высокий подъём фронтона.
5. В плоских круглых углублениях размещены типичные для классицизма розетки.
8. Вход в здание был устроен прежде в проезде под домом.
9. Чтобы придать входу парадность, М.Ф. Казаков оформил продольные стены проезда невысокими декоративными колоннами переработанного тосканского ордера.
12. Усадьба Демидова состоит из главного трехэтажного корпуса, двух расположенных по его сторонам небольших служебных флигелей и каменной ограды, соединяющей главный дом и флигеля.
13. Несмотря на то, что дом Демидова несколько раз перестраивался и снаружи и внутри, архитектура здания сохранилась почти без изменений. Исчезла только балюстрада, завершающая фасад, да превращена в вестибюль арка в его центре, которая вела с улицы к прудам и оранжереям.
14. Сильно перестроены боковые флигели. На фото — левый флигель.
15. Правый флигель выглядит наряднее.
16. Дом Демидова имел типичную планировку с поэтажным размещением помещений, отвечающих определенным требованиям. В нижнем этаже находились главным образом хозяйственные помещения и «людские покои». Второй этаж занимала анфилада парадных комнат. Помещения третьего этажа использовались как личные комнаты, комнаты на случай приезда гостей и комнаты для господской прислуги. Все помещения верхнего этажа были весьма просты. Здесь протекала повседневная жизнь хозяев дома.
17. Торжественные приемы и званные обеды проводились в комнатах второго этажа, поэтому интерьеры этих комнат отличались дворцовой пышностью, чтобы показать богатство, достоинство и звание хозяев. Самыми известными в демидовском дворце являются так называемые «Золотые комнаты». Их карнизы, мебель, камины, двери украшены искусной деревянной позолоченной резьбой.
18. Золотые комнаты и многие другие из великолепных залов (Голубая, Малиновая, Изумрудная гостиные) отреставрированы и дошли до нас в первоначальном виде.
19. Парадные комнаты украшены тончайшей золоченой резьбой, искусно исполненной резчиками по рисункам Казакова.
20. С резьбой сочетается роспись и лепнина: венку, искусно написанному на потолке спальни, вторит легкий растительный орнамент по краю потолка вдоль стен.
Источник
architectstyle
Архитектурный стиль
Исторические периоды и стили Русской Архитектуры
Усадьба Демидовых в Большом Толмачевском
Лаврушинский переулок упирается в красивейшую усадьбу Демидовых. Участок земли в Замоскворечье был приобретен Прокофием Демидовым, крупнейшим владельцем горнопромышленных предприятий России, в 1772 году. Сам он жил в своей усадьбе в Нескучном саду, а здесь, в Толмачевском переулке, обосновался его сын Аммос.
В 1777 г. Аммос Демидов строит на территории усадьбы дом в стиле раннего классицизма. Архитектор, трудившийся над этим проектом, точно не известен, но предполагают, что автором усадьбы Демидовых мог быть Матвей Казаков, по другим источникам — Василий Баженов.
Аммос Прокофьевич Демидов посвятил свою жизнь армии, дослужившись до полковника гвардии и получив чин титулярного советника. К подъему металлургической мощи страны, что закладывалась на чугунолитейных, железо- и медеплавильных демидовских заводах на Урале, руку не приложил. Впрочем, и отец Аммоса, Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786), не унаследовал деловых качеств оборотистых предков, хотя и получил свою долю огромного семейного капитала. Ни об одном представителе демидовского рода не сложено столько легенд, сколько о Прокофии Акинфиевиче.
Прокофий Акинфиевич Демидов. Художник Д. Г. Левицкий
Чудачества никудышного заводчика (увлечение ботаникой, певчими птицами и пчелами) и мотовство, хотя в большинстве случаев — щедрая благотворительность, привели к личному вмешательству государыни Екатерины II, вынужденной позаботиться о состоянии его семерых отпрысков. Значительные капиталы детям Демидова все ж достались, в том числе и Аммосу, сыну.
Аммос, изнеженный и ленивый легко расставался с полученными в наследство деньгами, устраивал в новом доме роскошные балы, приемы и рауты. Интерьеры усадьбы поражали гостей своим великолепием. Огромный бальный зал и анфилада парадных комнат дома-дворца могли удивить любого. Впрочем, другого можно было и не ожидать от Демидовых, которые славились своим расточительством.
Особняк расположился таким образом, чтобы замыкать перспективу Лаврушинского переулка, совсем недавно пробитого до Толмачевского.
Это был превосходный дом-дворец в классическом стиле: прямоугольный в плане, несколько массивный, с рустованным цокольным этажом, украшенный наличниками, с небольшим аттиком с рельефными композициями и балконом-козырьком по центру над входом.
Большой Толмачёвский переулок, дом № 3. 1910 –1917
Бывший особняк А. П. Демидова.
Сам дом построен, вероятно, А. Н. Демидовой в конце 70-х — начале 80-х годов XVIII века. Его фасад и план приведены в издании «Альбомы партикулярных строений», собранные М. Ф. Казаковым.
В начале XIX в. дом принадлежал Е. И. Загряжской, тётке Натальи Николаевны Гончаровой.
После пожара 1812 года раннеклассический фасад приобрёл ампирные черты – к дому был пристроен торжественный коринфский портик на арках, крайние окна пышно обрамлены сдвоенными колоннами, поддерживающими арку с двумя барельефами. Задний фасад здания сохранил первоначальный аскетический вид.
В середине XIX в. усадьба переходит к Соллогубам, при которых в доме был организован известный в Москве литературный салон.
В 1882-1917 здесь располагалась 6-я московская гимназия. В ней учились артист Н. П. Хмелёв, кинорежиссёр В. И. Пудовкин, писатель И. С. Шмелёв, педагог С. Т. Шацкий.
Сейчас в доме находится Государственная научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского.
До начала XX века усадьба занимала гораздо большую площадь, чем в настоящее время. Парк усадьбы простирался за восточный корпус почти до Ордынки, а за главным корпусом — до Пыжевского переулка. На месте фруктовых деревьев, столетних лип, дубов и пруда, располагавшихся на территории усадьбы, в настоящее время находятся многоэтажное здание Росатома и высотный корпус Института редких металлов
В комплекс сооружений усадьбы вошли такие строения как главный трехэтажный дом, два двухэтажных каменных флигеля, образующие вместе с домом парадный двор, а также ажурная ограда с воротами и остатки старой территории сада.
Ограда ворот – образец литейного искусства 50-х годов Х VIII века. Ее отлил крепостной мастер Д.Т. Сизов на одном из Нижне-Тагильских Демидовских заводов. Фантазия авторов превратила тяжелую металлическую решетку в невесомые кружева.
Несмотря на многократные изменения, происходившие в усадьбе на протяжении двух столетий, основное свое архитектурное решение она не потеряла.
Главный трехэтажный каменный дом как был прежде доминантной всего комплекса, так и остался по сей день. Его архитектурная обработка после пожара 1812 г. сохранилась до сегодняшнего дня, если не считать утраченных балконов на северном фасаде и отдельных частей лепных украшений.
Балконы были разобраны в 40-х годах ХХ века. Их сооружение преследовало только декоративные цели – выхода на них не предусматривалось.
Дом Демидовых. 1970 – 1978
Одно из чудес усадьбы — ее чугунные ворота и ограда. Ограда ворот – образец литейного искусства 50-х годов Х VIII века. Ее отлил крепостной мастер Д.Т. Сизов на одном из Нижне-Тагильских Демидовских заводов. Фантазия авторов превратила тяжелую металлическую решетку в невесомые кружева.
Знаменитая чугунная ограда была установлена, по-видимому, около 1820-х гг. после продажи так называемого «Слободского дома» Демидовых (ныне — здание Московского государственного областного университета, улица Радио, 10). Узорчатая решётка была изготовлена в 1760-х гг. для их дома в Немецкой слободе. Отливал ее, как уже отмечалось, мастер А. Т. Сизов (по другой версии — его отец) по рисункам крепостного архитектора Ф. С. Аргунова, автора проекта «Слободского дома» (клеймо мастера сохранилось). Его и сегодня можно найти на ограде, если внимательно присмотреться.
Однако многие детали узора вскоре исчезли под толстым слоем краски. Путеводитель Сабашниковых 1917 года сообщал: «Замечательна великолепная ограда: столбы ее украшены чугунными литыми плитами, на которых изображены виноградные гроздья; промежутки между столбами заняты литой же, красивого рисунка решеткой. Прекрасны и ворота с ажурным верхом.
Московская Шестая Гимназия. 1900 – 1903
Ворота бывшей усадьбы Демидовых в Большом Толмачевском переулке 1925 – 1935
Ворота усадьбы Демидовых в Толмачёвском. 1970 –1980
С 1942 года в здании стала располагаться Центральная библиотека по народному образованию при Наркомпросе.
А в 1946 году библиотеке было присвоено имя выдающего русского педагога Константина Ушинского.
Первый этаж, любуемся сводами первого этажа, которые помнят еще первых владельцев.
Источник