Единый язык общность территории самосознание обычаи пищевые предпочтения стиль одежды

Единый язык общность территории самосознание обычаи пищевые предпочтения стиль одежды

Задания по социалной сфере

5.2. Тренировочные задания на множественный выбор правильных ответов и задания с краткимответомВариант 11. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Критерии социальной …….
уровень доходов виды деятельности уровень образования объём власти
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) школьный класс; 2) трудовой коллектив; 3) родительская семья; 4) агент социализации; 5) СМИ.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этнические общности».
1) род; 2) народность; 3) нация; 4) государство; 5) племя; 6) содружество.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4.Выберите верные суждения о применении неформальных позитивных санкций и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Новое произведение молодого композитора было встречено бурными аплодисментами и овациями публики.
2. Учёный получил престижную международную премию за исследования в области энергосберегающих технологий.
3. За победу в конкурсе «Лучший в профессии» рабочий получил в подарок ключи от нового автомобиля.
4. Военнослужащий досрочно был произведён в новое воинское звание.
5. Большинство старшеклассников поддержали обращение своего одноклассника к директору школы об организации работы секции по баскетболу.
5. Установите соответствие между социальными процессами и их иллюстрирующими примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Основными группами населения в дореволюционной России были крестьяне, наёмные рабочие, купечество, казачество, буржуазия, дворянство и духовенство.
Б) В семье ребёнок усваивает основные правила поведения в обществе.
В) Рядовой служащий банка получил должность начальника отдела.
Г) В Древней Индии всё население делилось на касты, принадлежность к которым определялась рождением человека.
Д) В современном обществе главным социальным лифтом является образование.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
социальная мобильность
социализация личности
стратификация общества
6.В истории есть огромное количество примеров, когда выходцы из незнатных семей становились знаменитыми генералами. Таким человеком является сподвижник Петра I Александр Меншиков. Выберите из приведённого ниже списка характеристики социального явления, о котором идёт речь, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социальная стратификация осуществляется по различным критериям: размер дохода, уровень образования, профессия и т. д.
2. Социальная мобильность бывает горизонтальная и вертикальная.
3. Вертикальная социальная мобильность бывает восходящая и нисходящая.
4. В традиционном обществе социальная мобильность низкая или отсутствует вообще.
5. Классовая стратификация характерна для индустриального общества.
6. Социальная структура современного общества однородна. Ответ:.
7.Выберите верные суждения об авторитете и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Слово авторитет в переводе с латыни означает власть, влияние .
2. Наличие авторитета свидетельствует о высокой степени влияния личности на членов данной социальной группы.
3. Авторитет определяет уровень позиций, занимаемых человеком в обществе.
4. Понятия «престиж» и «авторитет» означают одно и то же.
5. Авторитет характеризует личностные качества человека.

В ходе одного из социологических опросов обратились к менеджерам по персоналу и другим представителям кадровых служб предприятий и организаций со следующим вопросом: «Процесс поиска работы — занятие непростое, нередко требующее от соискателя значительных усилий и терпения. Какой совет Вы дали бы соискателям, чтобы их поиск работы стал максимально эффективным?»
1 столбик — Чётко осознавать, адекватно оценивать свои возможности и потребности
2 столбик — Тщательно подходить к составлению резюме (трудовой биографии)
3 столбик — Быть активным
4 столбик — Не отчаиваться, верить в себя, сохранять позитивный настрой
5 столбик — Быть настойчивым, целеустремлённым
9. Какой(-ие) вывод(-ы) можно сделать на основании данных диаграммы? Укажите его(их) номер(-а).
1. Подавляющее большинство опрошенных обратили внимание на важность активности в поисках работы.2. Около трети опрошенных посоветовали чётко осознать и правильно оценить свои возможности и потребности.
3. Наибольшее число отвечавших отметили тщательность составления резюме.
4. Около четверти опрошенных акцентировали внимание на важности позитивного настроя, веры в себя.5. Часть опрошенных главным условием поиска работы указали настойчивость и целеустремлённость.
Ответ:.
9. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типами социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами
Б) свободное перемещение из одной социальной группы в другую
В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую
Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты
Д) жёсткий запрет на браки с представителями других групп
ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ
кастовая
сословная
классовая
10. Найдите в приведённом списке проявления экономической функции семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. обучение детей навыкам самообслуживания
2. накопление и передача по наследству имущества
3. семейный бизнес
4. наделение наследственным статусом
5. организация досуга
6. оформление отцом банковского кредита на покупку гаража Ответ:
11. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
А) Термин социология был введён в науку французским учёным и философом Нового времени О. Контом. (Б) Предметом внимания и изучения социологии является социальная жизнь.
В) Она воспроизводится как система взаимодействия многих процессов, обеспечивающих реализацию различных функций. (Г) Функции эти постоянно расширяются, усложняются, что привело к оформлению новых социальных структур, новых субъектов социальной жизни. (Д) По-видимому, не только теперь, но и прежде, на более ранних стадиях развития, система воспроизводства социальной жизни не была простой.
Определите, какие положения текста имеют
фактический характер
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Ролью называется ожидаемое (А), ассоциируемое с определённым(Б). Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется(В). Наши роли определяются ожиданиями других(Г). Некоторые из этих ожиданий, например, законы, являются(Д), а другие, вроде
умения вести себя за столом, — неформальные. Когда человек ведёт себя в соответствии с ролевыми ожиданиями окружающих, он получает социальные(Е).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Список терминов:
формальный
социализация
поощрение
поведение
предписанный статус
ролевой набор
порицание
статус
член общества
Вариант 2
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Вид социального отношения Содержание
Социальное взаимодействие Достаточно регулярные взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга
. Социальный Поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядов
Ответ:
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) социальный институт; 2) общество как система; 3) социальная группа; 4) сфера общественной жизни; 5) общественные отношения.
Ответ:
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль».
1) социальная норма; 2) санкции; 3) эксперимент; 4) гипотеза; 5) добрый поступок; 6) свободный выбор.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
4. Выберите верные суждения о значении термина социальная роль и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Оценка обществом социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком, называется социальной ролью.
2. Социальная роль — модель поведения, ожидаемого обществом, другими людьми от человека, соответствующая его положению.
3. Изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую называется социальной ролью.
4. Положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками, является социальной ролью.
5.Поведение человека, занимающего определённое положение в обществе, называется социальной ролью
5. Установите соответствие между видами социальных общностей и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХОБЩНОСТЕЙ
территориальная
демографическая
конфессиональная
ПРИМЕРЫ
А) парижане Б) французы
В) пенсионеры
Г) католики Д) буддисты
этническая.
6.Найдите в приведённом ниже списке характеристики партнёрской семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. жёсткое распределение обязанностей в семье на мужские и женские
2. подчинённое положение женщины по отношению к мужчине
3. совместное обсуждение проблем и принятие решений всеми членами семьи
4. экономическая самостоятельность женщины в семье
5. мужчина является единственным добытчиком средств существования семьи
6. функции женщины в семье ограничены реализацией социальных ролей матери, супруги, хозяйки дома
Ответ:.
7.Выберите из списка верные суждения о предписанном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социальная позиция человека в обществе определяется происхождением.
2. Социальный статус личности зависит от уровня образования, трудолюбия, целеустремлённости человека.
3. Положение человека в обществе передаётся по наследству.
4. Данный вид статуса имеет наибольшее значение в условиях постиндустриального общества.
5. Это разновидность достигаемого статуса.
Ответ:.

8.В ходе одного из интернет-опросов был задан вопрос: «На какие должности Вы предпочтёте принять женщину-специалиста?» Результаты опроса представлены в виде приведённой ниже диаграммы.
Какой(-ие) вывод(-ы) можно сделать на основании данных диаграммы? Укажите его(их) номер(-а).
Административный персонал (секретарь, помощник руководителя, администратор) — 45 %
Менеджер отдела продаж по работе с клиентами — 18%
Бухгалтер — 15%
Офисный сотрудник — 9 %
Врач/медицинская сестра — 9%
Другие должности — 4 %
Предпочтение работодатели отдают женщинам — офисным сотрудникам.
Наиболее успешно, по мнению работодателей, женщины-специалисты работают с клиентами.
Работодатели предпочитают женщин-бухгалтеров другим сотрудникам.
Подавляющее число опрошенных работодателей хотели бы видеть женщин-работниц в составе административного персонала.
Примерно одинаковое количество работодателей назвали наиболее приемлемой для женщин работу в офисе, врачом, медсестрой.
Ответ:_.
9. Установите соответствие между видами статусов и примерами их проявления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) авторитетный учёный-биолог Б) потомственный дворянин
В) хирург «от Бога» Г) художник-самоучка Д) сын своего отца
ВИДЫ СТАТУСОВ
предписанный
достигаемый
Найдите в приведённом ниже списке высказывания, характерные для конформного поведения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
«Я считаю, что вы не правы, поэтому поступлю, как правильно. »
«Знаю, что так нельзя, но все ушли с урока, и я ушёл. »
«Пусть делают, что хотят, главное — не выделяться».
«Я поддержу любое ваше решение. »
«У меня есть своя голова на плечак, я сам за себя отвечаю. »
«Я имею право на собственную точку зрения».
Ответ:.
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
А) Самосознание — не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическими, духовным силам, то есть самооценка. (Б) Человек оценивает свои достоинства и недостатки. В) Самооценка — это чрезвычайно важное, центральное личностное образование, её ядро. (Г) Самооценка определяет социальную адаптацию личности, влияет на поведение и деятельность. (Д) Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни.
Определите, какие положения текста имеют
фактический характер
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Поскольку социальный статус отражает уровень(А) положения человека в обществе, то данное понятие тесно связано с термином(Б). Это особая категория, которая используется для обозначения социальной значимости(В), занимаемых различными группами и людьми в обществе. Этому качеству могут соответствовать профессии, дома, курорты, автомобили, одежда. Понятие(Г) имеет другое содержание. Оно означает признание группой или обществом в целом(Д) членов
группы или общества. Он отражает(Е) отдельной личности
в группе и в обществе.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Список терминов:
авторитет
оценка
степень влияния
престиж
адаптация
позиции
личные и деловые качества
Вариант 3
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Функции- …….
репродуктивная досуговая хозяйственная социально- статусная
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) бойкот; 2) санкция; 3) аплодисменты; 4) ценный подарок; 5) замечание.
Ответ:
3. Из приведённых ниже слов и словосочетаний все, за исключением двух, относятся к понятию «формальная группа».
1) устав; 2) жёсткая иерархия; 3) производственный коллектив; 4) дворовой коллектив детей; 5) компания друзей; 6) воинское подразделение; 7) чёткая специализация членов; 8) обезличенность отношений.
Найдите два слова/словосочетания, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Выберите верные суждения о социальных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
Относительно устойчивые и самостоятельные связи, возникающие между людьми, называются социальными отношениями.
Социальные отношения возникают между большими и малыми группами, а также внутри них.
Общество может функционировать при отсутствии социальных связей.
Социальные отношения всегда соответствуют прогрессивному развитию общества.
В социальных отношениях осуществляется социализация личности.
5. Установите соответствие между тенденциями развития наций и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) период феодальной раздробленности на Руси в XII—XV вв.
Б) 30 декабря 1922 г. на I съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
В) Съезд принял Декларацию и Договор 4 января 1960 г. образована Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания
Г) в результате событий 1991—2008 гг. Социалистическая Федеративная Республика Югославия разделилась на шесть независимых стран и одно частично признанное государство
Д) «бархатный развод» — мирный и официально узаконенный распад союзного государства Чехословакии 1 января 1993 г.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЦИЙ
национальная интеграция
национальная дифференциация
экономическая самостоятельность женщины
6. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. совместное проживание нескольких поколений
2. принятие решений всеми членами семьи
3. организация быта как основная экономическая функция
4. жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
5. власть мужчины (мужа, отца) над другими членами семьи
Ответ:.
Выберите верные суждения о применении негативных формальных санкций и запишите цифры, под которыми они указаны.
Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.
Публика неоднократно прерывала речь оратора неодобрительными возгласами.
Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований пожарной безопасности.
Приказом по заводу директор объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.
Одноклассники объявили бойкот В. за неявку на субботник.
Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.
Ответ:.
Социологические службы страны Z провели среди граждан двух возрастных групп (20—25 лет и 40—50 лет) опрос для выяснения их отношения к гражданским правам. Респондентам был задан вопрос: «Какие права Вы считаете наиболее значимыми для Вас?» Результаты опроса представлены в таблице.
Отношение к гражданским правам
Варианты ответа Граждане 20—25 лет (в %) Граждане 40—50 лет (в%)
право избирать и быть избранным в органы государственной власти 10 23
право на свободу вероисповедания’, свободу совести 8 8
право на личную неприкосновенность 46 23
право на неприкосновенность жилища 16 13
право на владение частной собственностью 20 33
Какие выводы можно сделать на основании данной статистической информации? Укажите их номера.
Наиболее значимы для обеих групп политические права, люди ценят избирательные права.
Молодые люди в качестве приоритетной группы прав отметили личную неприкосновенность.
Свыше половины опрошенных граждан зрелого возраста считают приоритетным право частной собственности.
Право на владение частной собственностью является более значимым для респондентов 40—50 лет.
Среди наиболее приоритетных прав граждане обеих групп называют неприкосновенность жилища.
Ответ:.
9. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) принятое в обществе правило, определяющее рамки поведения человека
Б) действия человека, соответствующие его социальному статусу
В) перемещение человека из одной социальной группы в другую
Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение
Д) неодинаковый доступ представителей различных групп общества к социальным благам
ПОНЯТИЯ
1) социальное
неравенство
социальная
норма
социальная
роль
2) 3) 4) социальная
стратифика
ция5) социальная
мобильность
соответствующими
10.Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие рекреационную функцию семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
опека над малолетними
забота о пожилых членах семьи
поездка семьёй на черноморское побережье
приготовление пищи и уборка квартиры
организация и проведение вечеринки по случаю дня рождения дочери
семейный просмотр кинофильма Ответ:.
11. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Развитие межнациональных отношений в современном мире связано с двумя тенденциями — межнациональной интеграцией и национальной дифференциацией. (Б) На.наш взгляд, они действуют постоянно, но не бесконфликтно. (В) Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, и национальной самобытностью государств и народов. (Г) Между национальными государствами возникают противоречия. (Д) Причины обострения конфликтов носят политический, экономический, демографический характер.
Определите, какие положения текста имеют
фактический характер
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Семья — это основанная на(А) и/или кровном родстве малая(Б), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными(В) по отношению друг к другу. Также семьёй называется социальный(Г), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная(Д) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к(Е)и лицам пожилого возраста.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Список терминов:
дети
брак
социализация
коллектив
обязанности
институт
отношения
группа
любовь
Вариант 4
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Структурные формы брака
Групповой брак — между несколькими мужчинами и несколькими женщинами (характерен для первобытного общества) Моногамия — брак между одним мужчиной и одной женщиной (распространённый и предпочитаемый в современных развитых обществах) Полигамия — брак между одним и несколькими индивидами
…..— брак
между одной женщиной и несколькими мужчинами (распространён в Южной Индии и у некоторых народов Тибета) Полигиния — брак между одним мужчиной и несколькими женщинами (распространён в исламских странах)
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) классовое неравенство; 2) иерархия социальных групп; 3) статус социальной группы; 4) социальная стратификация; 5) сословное преимущество.
Ответ:
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам этноса.
1) единый язык; 2) общность территории; 3) самосознание; 4) обычаи; 5) пищевые предпочтения; 6) стиль одежды; 7) уровень доходов; 8) общность происхождения и культуры; 9) умственные способности.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Выберите верные суждения о влиянии социальной группы наличность и запишите цифры, под которыми они указаны.
Социализация человека может происходить только в группе.
Только в группе человек может проявить свою индивидуальность.
От членов группы человек получает всегда правдивую информацию, на основе которой он формирует адекватную самооценку.
Человек на протяжении жизни может входить в состав различных групп, при этом усваивая разнообразный социальный опыт.
Социальная группа воздействует на человека посредством разнообразных социальных норм.
Ответ:.
5. Установите соответствие между социальными группами и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) совокупность социальных групп, занимающих промежуточное положение между «верхами» и «низами» в социальной структуре общества
Б) люди, находящиеся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающие на себе влияние противоречащих друг другу норм и ценностей
В) люди, занимающие высокие посты в управлении государством и экономике
Г) это устойчивая общность с глубокими связями входящих в неё людей, вход в неё новых членов затруднён
Д) это основные носители общественных интересов, национальной культуры, составляющие большинство населения и распространяющие образцы собственной культуры на другие социальные слои
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
маргиналы
средний класс
элита
Найдите в приведённом ниже списке ситуации, в которых были применены неформальные позитивные санкции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Студент блестяще защитил исследовательский проект, за что был удостоен похвалы профессора.
Студент победил с представленной им работой на конкурсе проектов и получил грант на стажировку за границей.
Учитель вышел в финал городского конкурса «Учитель года» и получил грант мэра.
За решительные действия при обезвреживании опасного преступника полицейский был представлен к награде.
Выступление первоклассников на школьном концерте сопровождалось бурными аплодисментами зрителей.
За отличную учёбу Игорь был награждён почётной грамотой.
Ответ:.
Выберите из предложенного списка верные суждения о признаках этноса и запишите цифры, под которыми они указаны.
Общность исторического опыта является одним из основных признаков этнической группы.
Наличие духовной культуры, обычаев, традиций, языка отличает этнос от других социальных групп.
Главным признаком этноса является наличие самостоятельного суверенного национального государства.
Представители одного этноса могут проживать на территории нескольких государств.
5. Уровень развития этноса определяется численностью его представителей.
8. В стране Z проводился опрос учащихся 5 и 9 классов об их отношении к чтению книг. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
Ответы учащихся Учащиеся 5 класса Учащиеся 9 класса
«Мне нравится читать» 73 54
«Я читаю потому, что этого требуют учителя и родители» 17 22
«Не люблю читать, скучное занятие» 4 14
«Чтение сейчас никому не нужно» 6 10
Какой(-ие) вывод(-ы) можно сделать на основании данных таблицы? Укажите его(их) номер(-а).
Учащиеся 5 класса получают от чтения большее удовольствие, чем учащиеся 9 класса.
Вывод о том, что чтение сейчас никому не нужно, делают преимущественно слабоуспевающие ученики.
Процент тех, кто не любит читать, потому что это «скучное занятие», выше среди учащихся 5 класса, чем среди учащихся 9 класса.
Интерес к чтению прививают в основном средства массовой информации.
Пятиклассники лучше относятся к чтению, чем ученики 9 класса.
Ответ:.
9. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ ВИДЫ САНКЦИЙ
А) проявление недружелюбия I) формальные негативные2) неформальные
Б) наложение штрафа негативныеВ) объявление выговора Г) объявление бойкота
Д) отказ от сотрудничества
10. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие признаки толпы как социальной общности. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. временный неустойчивый характер
2. наличие официальных правил, уставов, документов
3. формальное членство
4. наличие общих целей, установок, настроений
5. стихийный характер организации
6. включает в себя представителей разных социальных групп Ответ:.
11. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) На наш взгляд, молодёжь является одной из значимых и многочисленных демографических групп общества. (Б) Молодёжь — это когорта, объединение сверстников, возрастные рамки данной группы: от 17 до 25 лет. (В) Думается, не так существенны возрастные границы, как характерные специфические черты молодёжного сознания и поведения. (Г) Для данного периода характерно открытие собственного «Я». (Д) Человек осознаёт свою индивидуальность, неповторимость.
Определите, какие положения текста имеют
фактический характер
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Обострение национальных отношений выливается в(А).
Это такая форма конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по(Б) признаку. Наиболее распространёнными их причинами являются нарушение (В) представителей той или иной нации, нарушение справедливости и(Г) в межнациональных отношениях. Межнациональные конфликты могут быть урегулированы только
средствами(Д) — осуществляемой государством системой
мер, направленных на учёт, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Список терминов:
унитарное государство
межнациональные конфликты
права человека
национальная политика
этнический
федеративные отношения
государство
административно-командные методы
толерантность
Вариант 5
1. Запишите термин, пропущенный в таблице.
Вид социальной нормы Признаки
Нормы — …… Оценивают поведение с точки зрения добра и зла, поддерживаются общественным мнением
Нормы права Чётко описывают границы дозволенного и наказания в случае их нарушения, обеспечиваются силой государства
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) эстетические нормы; 2) формальные позитивные санкции; 3) социальный контроль; 4) правовые нормы; 5) негативные неформальные санкции; 6) обычай.
Ответ:
3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характерным чертам сословий.
1) чины; 2) титулы; 3) звания; 4) мундиры; 5) как правило, достигаемый статус; 6) привилегии; 7) гарантированно высокий уровень доходов.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Выберите верные суждения о девиантном поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
Девиантное поведение всегда отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы.
Девиантное поведения всегда противоправно.
Последствия девиантного поведения всегда отрицательны для общества.
Девиантное поведение может быть полезным для общества.
Коллекционирование, одежда в экстравагантном стиле — примеры девиантного поведения.
Ответ:.
5. Установите соответствие между стадиями развития конфликта и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта
Б) конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств, конфликтующие стороны забывают истинные причины и цели конфликта, В) главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику
исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя, стороны идут на взаимные уступки в конфликте
Г) проведение переговоров и юридическое оформление достигнутых договорённостей
Д) рост напряжённости в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определёнными противоречиями
СТАДИИ КОНФЛИКТА
1) предконфликтнаяситуация
собственно
конфликт
разрешение
конфликта
2) 3) Известный предприниматель учредил именную стипендию для школьников, победивших в олимпиаде по экономике. Найдите в приведённом ниже списке характеристики, соответствующие данному виду социальных санкций. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Действия предпринимателя можно охарактеризовать как позитивные формальные санкции.
В данном случае были применены позитивные неформальные санкции.
Данный вид санкций способствует распространению социально одобряемого поведения в обществе.
Данный вид санкций носит ограничительный характер.
В данном случае были применены негативные неформальные санкции.
Данный пример иллюстрирует государственные позитивные санкции.
Ответ:.
В Древней Греции и Риме рабы не имели права владеть собственностью, наследовать, заключать брак, участвовать в политике. Их считали говорящими орудиями труда.
Выберите из предложенного списка верные суждения о социальном явлении, иллюстрируемом данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Приведённый пример иллюстрирует социальную идентификацию.
В данном случае речь идёт о социальном неравенстве.
Пример иллюстрирует факт социальной мобильности.
Пример иллюстрирует факт социального конфликта.
5. Наличие или отсутствие в обществе социального неравенства является критерием общественного прогресса.
8. Социологический центр, занимающийся изучением общественного мнения, проводил опрос на тему «Как Вы относитесь к митингам и пикетам?» Полученные результаты отражены в таблице.
Кол-во Мнения о митингах и пикетах
33% Митинг и пикет — крайняя мера, но в нынешних условиях неизбежная
28% Это единственный способ достижения своих требований
20% Это нормальное средство решения назревших проблем
14% Митингами, демонстрациями и пикетами ничего нельзя добиться
2% Они в нашей стране недопустимы
3% Затрудняюсь ответить
Какой(-ие) вывод(-ы) можно сделать на основании данных опроса? Укажите их номера.
Более половины опрошенных оправдывают митинг и пикет как крайнюю меру, способ воздействовать на власть.
1/5 опрошенных думают, что это — нормальное средство решения проблем.
Каждый третий опрошенный считает, что митинги и пикеты — крайняя мера, но в нынешних условиях неизбежная.
Каждый двадцатый опрошенный считает, что митинги и пикеты в нашей стране недопустимы, так как они провоцируют общественные беспорядки.
Часть опрошенных положительно оценивает значение митингов и пикетов.
Ответ:.
9. Установите соответствие между примерами, иллюстрирующими различные виды социальных взаимодействий, и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) форма массового поведения, когда люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные действия
Б) сотрудничество нескольких индивидов (групп) для решения общей задачи
В) индивидуальная или групповая борьба за определённые ценности, блага
Г) спор, столкновение людей, социальных групп, государств за обладание тем, что одинаково высоко ценится сторонами
ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
кооперация
конкуренция
конфликт
паника
Найдите в приведённом ниже списке функции социальных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.
социализация индивидов
прогнозирование
трансляция культуры
производство материальных ценностей
социальный контроль
социальная интеграция
Ответ:.
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Существуют различные виды социальных норм. (Б) Наиболее распространёнными критериями классификации социальных норм являются особенности их возникновения и реализации. (В) По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы, правовые нормы. (Г) Очевидно, что функции социальных норм очень важны для общества. (Д) Некоторые социальные нормы закреплены юридически в виде законов, другие нормы являются неформальными, они поддерживаются силой общественного мнения.
Определите, какие положения текста имеют
фактический характер
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
(А) — это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов людей, участвующих в социальном взаимодействии. Ему всегда предшествует(Б) своих интересов от интересов других групп и(В) защитить свои интересы. Распространённость социальных конфликтов побудила учёных к внимательному изучению этого явления в рамках
особой науки —(Г). По мнению большинства учёных, избежать конфликтов (Д). По мнению Г. Зиммеля, конфликт является способом(Е) общества.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Список терминов:
саморазвитие
стремление
социальная структура
социальный конфликт
возможно
осознание отличия
конфликтологияневозможно
5.3. Задания части 25.3.1. Задания на работу с текстами Текст 1Прочитайте текст и выполните задания 1—4.
Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.
Взаимодействие — это любое поведение индивида или группы индивидов. При этом одни индивиды и группы обязательно должны иметь значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент времени и (или) в будущем.
Люди и социальные группы различаются по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Способ взаимодействия включает шесть аспектов: передачу информации, получение информации, реакцию на полученную информацию, переработку информации, получение переработанной информации, реакцию на эту информацию.
Социальный контроль — это система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает своё поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.
Социальный контроль — система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом. Социальный контроль осуществляется посредством нормативного регулирования поведения людей и обеспечивает следование социальным нормам.
Социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое, называется отклоняющимся от нормы, или девиантным. Под девиантным поведением в узком понимании подразумеваются такие поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания.
(Ю. Коцегубова)
Что, по мнению автора текста, является исходным моментом для возникновения социальной связи? С какой целью создаются социальные связи?
Что такое социальное взаимодействие индивидов и групп? Какое обязательное условие существует для того, чтобы можно было говорить о том, что индивиды и группы «взаимодействуют» между собой?
Какие шесть аспектов взаимодействия называет автор текста? Используя обществоведческие, исторические знания, проиллюстрируйте любые два из них примерами.
Приведите положение текста, раскрывающее с точки зрения автора суть девиантного поведения в широком и узком смыслах слова. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, объясняющих, почему девиантное поведение рассматривается в некоторых случаях как предосудительное и недопустимое.
Текст 2
Прочитайте текст и выполните задания 1—4.
Молодёжь — это субъект общественного производства, который способен к самостоятельной сознательной деятельности. Субъектность молодёжи возрастает по мере её организованности. Молодёжные организации и объединения разных типов и форм — от стихийных молодёжных движений до чётко оформленных объединений — главный показатель субъектности молодёжи, который оформляет её в общественную силу, способную воздействовать на государство в интересах всего общества и самой молодёжи. Осознание молодёжи своей сопричастности к этим историческим переменам и участие в них могут способствовать устойчивости процесса реформирования социальной структуры общества.
Молодёжь — важнейший социальный и электоральный ресурс общества — привлекает сегодня особое внимание политиков и лидеров общественного мнения.
Власть сегодня заинтересована в молодёжи. Это связывается с рядом причин. Во-первых, большинство молодых людей отстранилось от политического процесса и сконцентрировалось на создании материальной основы своего существования. А поскольку молодёжь является достаточно большой частью электората, то привлечение её на свою сторону видится представителям различных партий важной стратегической задачей.
Во-вторых, в политическом пространстве закрепились определённые политические силы, и процесс передела власти затормозился. В условиях относительной политической стабильности и постоянно растущего государственного бюджета в указанный период у власти появились не только возможности укрепить свои позиции, но и интерес к самовоспроизводству.
В настоящее время в России зарегистрировано более 2000 молодёжных и детских общественных объединений разного уровня, из них более 100 в качестве общероссийских и межрегиональных. Большинство ведущих политических партий создают молодёжные организации — «крылья». Различные формы активности молодёжных политических организаций являются конкретными способами вовлечения молодёжи в политическую жизнь: харизматическая мобилизация, пассионарная управляемость, карьерный лифтинг.
На современном этапе первые два механизма становятся всё менее актуальными и используются очень небольшим числом организаций. Что касается первого механизма, то он в известной степени актуален применительно к молодёжному отделению ЛДПР, лидер которой, В.В. Жириновский, обладает ярко выраженной харизмой. Механизм пассионарной управляемости, основанный на тяге молодёжи к романтике приключений, активным, ярким способам времяпрепровождения, образу жизни, далёкому от будничности и повседневной рутины, является популярным. В настоящее время молодёжные отделения политических партий для привлечения сторонников активно используют механизм карьерного лифтинга, привлекая молодых людей в свои ряды возможностью создания карьеры. На практике, однако, это в известной мере удалось реализовать лишь партии «Единая Россия».
(Р. Санду)
В чём, с точки зрения автора, заключается субъектность молодёжи, что является её показателем?
Автор убеждён, что сегодня «власть заинтересована в молодёжи». Какие причины данного явления он указывает? (Назовите не менее трёх.)
В тексте называются три основные формы деятельности молодёжных организаций, обеспечивающие вовлечение молодёжи в политику. Назовите их и приведите три конкретных примера такой активности.
В настоящее время в России зарегистрировано более 2000 молодёжных и детских общественных объединений разного уровня, из них более 100 в качестве общероссийских и межрегиональных. В то же время в них состоит не более 12 % молодёжи. Используя обществоведческие знания и личный опыт, назовите три причины данной ситуации и выскажите собственное мнение по поводу современных молодёжных организаций.
Текст 3
Прочитайте текст и выполните задания 1—4.
Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоречия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию.
Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечёт, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплочённость и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом.
Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе её осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.
Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, её совершенствования. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития.
Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов и тем самым способствует её стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.
(JI. Петровская)В каких четырёх сферах возможно, по мнению автора, возникновение конфликта? В чём проявляется противоречивый характер конфликта?
В чём проявляется, по мнению автора, конструктивная роль конфликта в групповых и межгрупповых отношениях? Используя содержание текста, приведите четыре проявления.
Приведите пример конфликтной ситуации в группе. На этом примере покажите деструктивное влияние конфликта на группу на каждом этапе эволюции конфликта (используя содержание текста, сначала назовите этап конфликта, а затем пример его влияния).
Согласны ли Вы с мыслью автора о том, что внутриличностный конфликт служит источником развития личности, её совершенствования? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
5.3.2. Задания на умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля, и одно предложение, раскрывающее любую функцию социального контроля.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих критериев.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях классификации социальных групп, и одно предложение, раскрывающее значения социальной группы для человека.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «отклоняющееся поведение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о негативных формах отклоняющегося поведения, и одно предложение, раскрывающее на примере положительное влияние отклоняющегося поведения.
5.3.3. Задания на умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наукС помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трёх разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.
В чём выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей? Покажите её на конкретных примерах.
По мнению учёных, семья, наряду с другими функциями, выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.
Сформулируйте три возможных позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведите соответствующие примеры.
Назовите три признака, определяющих этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.
5.3.4. Задания на анализ представленной информации, объяснение связи социальных объектов, процессов, формулирование и аргументацию самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов1. К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодёжи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.
2. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учёбы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
3. Возникшая в глубокой древности, семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.
4. В одной из североафриканских стран начался вооружённый конфликт между властью и оппозицией. Многие мирные жители из опасения за свою жизнь покинули свои дома и начали покидать страну, пополняя лагеря беженцев в соседних странах, стараясь добраться до Европы, найти работу по специальности.
Какое социальное явление представляет данный пример? О какой его форме идёт речь в тексте задания? Укажите две характеризующие её черты (признаки).
5. В ходе социологического опроса жителям страны Z предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты представлены в графическом виде. Сформулируйте любые три вывода на основе мнений о равноправии женщин и мужчин в Российской Федерации по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.
1 столбик — Женщины имеют больше прав, чем мужчины
2 столбик — Женщины имеют столько же прав, сколько мужчины
3 столбик- Женщины имеют меньше прав, чем мужчины
4 столбик — Затруднились ответить

Читайте также:  Юбки женские 2021 года модные тенденции

5.3.5. Задания на составление сложного плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса1. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Семья в современном обществе». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
2. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Нации и межнациональные отношения в современном мире». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
4. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
5. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальные институты». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  • zadaniya_po_sotsialnoy_sfere
    Размер файла: 104 kB Загрузок: 154

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями