- Венецианские и флорентийские прически эпохи Возрождения
- Прически Флоренции
- Прически Венеции
- Прически эпохи Возрождения: история, особенности, фото знаменитостей
- Характеристики периода
- Особенности причесок
- Актуальность в наши дни
- Общие рекомендации по выполнению
- Современные варианты
- Объемная укладка со жгутами и ажурным плетением
- Пучок из нескольких косичек
- Сеточка из волос как вариант праздничного декора
- Звездные примеры
- Полезное видео
Венецианские и флорентийские прически эпохи Возрождения
Человек- мера всех вещей
Эпоха Возрождения или же Ренессанс неизменно ассоциируется с тремя великими художниками – Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.
Леонардо да Винчи – больше, чем художник. Впрочем, это и есть идеал эпохи Возрождения – быть всем, знать многое, запомниться прекрасным. Леонардо да Винчи был и художником, и скульптором, и изобретателем – первый танк, самолет, парашют – все это сохранилось на его рисунках.
Микеланджело – художник, архитектор, скульптор. Его скульптуры впечатляют. В случае с Рафаэлем (художник, архитектор, скульптор) впечатляют его картины, а особенно Мадонны, которых за свою недолгую жизнь он написал более 300.
Помимо Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля эпоха Возрождения подарила человечеству и других не менее талантливых скульпторов, живописцев и архитекторов – Сандро Боттичелли, Браманте, Донателло, Тициан.
В эпоху Возрождения в центр мира, как и в период Античности, вновь вернулся человек и его тело. Про душу можно было забыть. Художники Возрождения обратились к античным образцам как в живописи и скульптуре, так и в архитектуре, забыв про Средневековье. Но что удивительно, одним из основных заказчиков их работ стал Ватикан.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Лувр, Париж
В Италии центрами развития искусства Возрождения были три города – Флоренция (главный заказчик произведений искусства семейство Медичи), Рим (Ватикан) и Венеция.
То же самое касается и моды. Моду в одежде и прическах в XV веке задавала Флоренция, с конца XV — в XVI веках – Венеция.
Прически Флоренции
Мужские прически жителей Флоренции как бедных, так и богатых были весьма схожи по своему силуэту. В основном это были шарообразные прически. Делались прически чаще всего из длинных завитых волос.
Сандро Боттичелли. Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи. (1474—1475)
Здесь прическа элипсообразная – «колб» и типичный головной убор Италии периода Возрождения
Молодые люди носили завитые, пышновзбитые и распущенные волосы. Либо с небольшой челкой, либо без нее. Волосы зачесывались назад или же имели прямой пробор.
Джованни Амброджо де Предис (ученик Леонардо да Винчи). Святой Себастьян.
Прическа юноши.
Еще одним вариантом прически была прическа из завитых волос, уложенных в широкий валик концами внутрь.
Носили и более короткие прически элипсообразной формы, стрижку «лестницей», «пейзанскую» стрижку, которая была популярна в Средние века.
Бороды носили лишь пожилые мужчины. Молодежь ходила с выбритыми лицами.
Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи (1478—1482).
Элипсообразная прическа.
Женские прически Флоренции были сложными, состоящими из кос и завивки. Их обильно украшали лентами и нитями жемчуга. В отличие от Средних веков женщины теперь могли ходить с непокрытой головой.
Так, к примеру, носили прически наподобие «греческого» узла. Девушки могли ходить с распущенными завитыми волосами. Женщины носили прически из кос, которые укладывались спиралями над ушами. С такими косами могли носить вуали, сетки для волос, небольшие бархатные шапочки.
Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины, 1476-80.
«Флорентийская коса».
Но одной из самых популярных причесок была прическа «флорентийская коса». Данная прическа существовала в нескольких вариантах. Волосы разделялись прямым пробором, зачесывались полукругами на щеки, на затылке заплеталась коса. Косу перевязывали шнурами, лентами бусами. Могли такую косу и убирать в специальный кожаный футляр или же сеточку. Еще один вариант данной прически – вместо косы волосы на затылке собирались в пучок и распускались по спине слегка волнистой прядью.
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем,1490.
«Флорентийская коса».
Прически Венеции
В Венеции на прически и головные уборы, а также наряды местных жителей будет влиять не только западная мода, но и мода Востока. Ведь Венеция – портовый город. Так, к примеру, в качестве головного убора венецианки начнут носить восточные тюрбаны.
Мужские прически Венеции были во многом похожи на флорентийские прически.
Популярной была элипсообразная стрижка – такая прическа называлась «колб».
С XVI века в моду входят высокие воротники, которые появятся и будут популярны при испанском дворе. Под влиянием моды на такие воротники (воротник-фреза – тугой, на каркасе, обрамляющий шею, накрахмаленный, из кружева) мужские прически будут становиться все короче. Придет мода на короткие стрижки и в Венецию.
Тициан. Портрет неизвестного с серыми глазами.
Короткая стрижка.
Мужчины как в Венеции, так и во Флоренции чаще всего носили небольшие шляпы, по форме напоминающие береты.
Женские прически Венеции делились на два основных вида:
• прически с завитыми локонами, закрепленными шпильками и с украшениями;
• прически из кос, уложенных самыми различными способами.
Носили венецианки и прически наподобие «колбы». Такие прически состояли из волос, собранных в сетку, которая спускалась с темени.
Существовала прическа типа «тюрбан» — на темени укладывались собранные из жгутов волос пучки.
Джованни Амброджо де Предис (ученик Леонардо да Винчи). Портрет дамы.
Прическа по типу «колбы» с сеткой.
Была и прическа куртизанок, которую приличные дамы (матери и жены) не могли себе позволить носить – прическа состояла из двух толстых жгутов, которые были уложены надо лбом в виде баранок, плюс атрибутом такой прически было обязательное наличие густой челки с мелкими кудряшками. Волосы с затылка были гладко зачесаны.
Тициан. Изабелла д’Эсте, 1535.
Головной убор в виде тюрбана.
Как у жительниц Флоренции, так и у жительниц Венеции в тот период красивым считался высокий чистый лоб. Брови и даже ресницы, как и в Средние века, полностью выщипывались, подбривались и волосы надо лбом. В моде был золотой цвет волос – златокудрые греческие богини, о которых вновь с появлением интереса к Античности вспомнили. Волосы осветлялись различными растительными экстрактами. Или же солнцем. Среди женщин популярностью пользовались соломенные шляпы с широкими полями, но без донышка. Таким образом, волосы находились на солнце. А на крышах домов даже могли сооружаться специальные деревянные будки, в которых дамы, сидя на солнце, осветляли свои волосы. Правда загар в те времена совсем не был в моде.
Источник
Прически эпохи Возрождения: история, особенности, фото знаменитостей
В истории европейской культуры 14–16 века известны как эпоха Возрождения, или Ренессанс. Этот период сменил «мрачное» Средневековье и дал миру десятки знаменитых имен и богатое наследие в разных сферах искусства. Интерес к человеку его деятельности становятся главной приметой и основной чертой Ренессанса. Красоту человеческого облика были призваны подчеркнуть наряды и прически эпохи Возрождения. Узнайте, что надевали и как укладывали волосы люди, жившие во времена культурного расцвета Европы.
Характеристики периода
Если Средние века — период религиозного фанатизма, то Ренессанс — это совершенно новый этап в истории человечества, когда ключевыми понятиями становятся гуманизм и антропоцентризм. На первый план выходят вера в разум, мудрость, интеллект, преклонение перед творчеством. В поисках ориентиров вновь появляется интерес к античному наследию, оно словно получает вторую жизнь, возрождается. Отсюда и название целой эпохи в истории культуры и искусства.
Именно к периоду Ренессанса относятся картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Боттичелли, литературные творения Данте, Петрарки, Шекспира, Сервантеса. В это время активно начинает развиваться наука. Людей все больше интересует, как устроен окружающий их мир. Этому посвящены труды Галилея, Коперника, Монтеня, Макиавелли и др.
Кстати. Раньше всех Ренессанс пришел в Италию (14 век), а оттуда распространился на другие европейские страны (15–16 века).
По сравнению со Средними веками существенно поменялась и мода. Тон всему обществу задавали представители королевской семьи. С их подачи обновки и прически становились популярными. Например, французская королева Екатерина Медичи ввела в моду женские панталоны.
В эпоху Ренессанса были востребованы береты. Мужчины коротко стриглись, а женщины выпускали из-под головного убора завитые локоны, декорированные бусами или лентами. Если кавалер носил длинные волосы, он тоже подкручивал их. Также мужчины не отказывали себе в удовольствии подрумянить лицо или надушиться.
В отличие от Средневековья, для нарядов эпохи Возрождения характерно стремление к горизонтальным линиям и силуэтам: акцент на плечи, широкий низ. Мужская обувь — уже не остроносая, а мягкая, без каблуков, с тупым носом. Еще одна важная примета костюмов: обилие разрезов, через которые просвечивалась нижняя одежда. По краю эти отверстия обшивали кантом, нитями.
Стиль и детали костюма эпохи Ренессанса разнились в зависимости от страны:
- В Италии женщины и мужчины носили симару — своеобразный плащ-мантию. Дамы надевали под него платье котт, которое состояло их корсета или лифа, а также юбки. Наряды шили из дорогостоящих тканей: бархата, парчи и др. Самыми модными оттенками были изумрудный, зеленый, винный. Итальянская одежда того времени отражает признаки античности: простота, мягкая плавность, наличие свободных складок и т. д.
- Испанки облачались в платья, напоминающие по форме 2 треугольника, вершины которых сходятся на талии. Это достигалось путем применения подкладок, каркасов. Дополнением образа служили высокий воротник, необычные головные уборы. Мужчины носили плотные каркасные костюмы, набитые опилками, ватой и т. д. Одна из главных деталей — объемный воротник-фреза. С 15 века в испанской одежде эпохи Ренессанса преобладают темные тона.
- Французские наряды одновременно испытывали влияние Италии и Испании. В моду здесь входят белые рубашки, позднее — трикотажные чулки. Фаворитами становятся светлые тона. Розовый, голубой, зеленый носят как мужчины, так и женщины. Платье француженки имело узкий, жесткий лиф, глубокое декольте, жесткий воротник из кружева, пышные рукава буф.
- Наряды в Германии еще долго время испытывали влияние средневековых тенденций. Они имели пропорции, вытянутые по вертикали: высокие головные уборы, длинноносая обувь. Позднее на немецких костюмах эпохи Ренессанса появились декоративные разрезы.
- Английская одежда аристократов был роскошной: бархат, меха, восточные ткани, яркие цвета. Наряды придворной знати декорировали вышивкой, драгоценными камешками, кружевом. Представители остальных сословий носили скромное, порой даже мрачное облачение.
Кстати. В дополнение к новым нарядам и прическам в эпоху Возрождения появилась мода на перчатки, веера, а также полумаски.
Особенности причесок
С приходом Ренессанса в Италию законодательницей моды в сфере парикмахерского искусства сначала стала Флоренция, а затем Венеция. Женские волосы стали предметом восхваления и воспевания. Прически были сложными, сочетающими в себе косы и завивку, декорированные жемчугом и лентами. Например, популярной была укладка в виде узла.
Разрешалось носить распущенные кудри или укладывать косы по спирали над ушами, дополняя прическу вуалью, сеточкой из шнура, бархатной шапочкой. И в то же время женщины могли ходить совсем без головных уборов, поскольку в эпоху Ренессанса это уже не считалось зазорным.
Сразу несколько вариантов исполнения имела прическа «Флорентийская коса». Волосы, разделенные прямым пробором, зачесывали полукругами на щеки. На затылке заплетали косичку, перевязывая ее шнурами, бусами или убирая в специальный футляр из кожи или сеточку. Можно было сделать такую прическу: уложить волосы на затылке в пучок и распустить по спине волнистую прядь.
Мужчины эпохи Ренессанса обычно делали шарообразные прически. Для этого им нужно было отпускать и завивать волосы. Молодежь носила пышные распущенные локоны на прямой пробор или вовсе без него. Иметь челку не возбранялось. Иногда подкрученные длинные пряди укладывали в валик, заправляя концы внутрь. Параллельно существовали и короткие стрижки с овальным силуэтом, сохранялась популярная в Средние века «пейзанская» прическа (волосы, подстриженные вокруг головы, завивали крупными кудрями, лоб прикрывали густой челкой).
Кстати. Бороды носили только мужчины почтенного возраста. Юноши в эпоху Ренессанса гладко брили лица.
Ближе к 16 веку, когда «править бал» в моде на прически стала Венеция, стиль не слишком поменялся, поскольку напоминал флорентийский. Мужчины делали эллипсообразную стрижку «Колба». Был и женский вариант, при котором уложенные на затылке волосы собирали в сеточку, спускающуюся с темени. Кроме того, дамы завивали локоны и декорировали их различными украшениями либо плели косы, формируя разнообразные прически.
Позднее у мужчин в моду вошли короткие стрижки и прически. Это было связано с популярностью воротника-фрезы. Помимо беретов, в 15–16 веках итальянцы часто носили шляпы с полями, фески, чепцы, капюшоны. Женщины в эпоху Ренессанса надевали восточные тюрбаны или имитировали эти головные уборы при помощи собственных волос, укладывая на темени пучки из спиралей.
Кстати. Отдельная прическа существовала для куртизанок: волосы скручивали в жгуты и располагали надо лбом в виде баранок. Дополнительные элементы — густая челка с мелкими завитками и гладко зачесанный затылок.
Эталоном красоты итальянок был высокий, чистый лоб. Брови и ресницы выщипывали. Стремясь походить на златокудрых античных богинь, женщины осветляли волосы разными экстрактами или принимали с этой целью солнечные ванны. Загар на лице был не моден, поэтому под солнце подставляли только пряди. Дамы могли несколько часов сидеть в специальных будочках на крышах домов, стремясь получить вожделенный светлый оттенок будущей прически. Альтернативой были шляпы без тульи, которые прикрывали лицо, но открывали волосы.
Франция в период Ренессанса в значительной степени испытывала влияние Италии. Мужчины делали короткие стрижки с локонами, женщины повторяли массивные, сложные, многоуровневые прически. Популярность снискали дамские парики, которые существовали во Франции и Англии. Прилежные придворные англичанки в прическе повторяли стиль королевы Елизаветы I: над головой укладывали волосы в 2 валика.
Кстати. Француженки в 16 веке не ходили с непокрытыми головами. Поверх прически они носили току (шляпу без полей), чепцы с вуалью или без.
Актуальность в наши дни
Несмотря на то что и сегодня представители мужского пола носят длинные пряди, прически в стиле эпохи Возрождения для них в большей степени не актуальны. Женщины могут использовать современные вариации, поскольку оригинальные ренессансные укладки для большинства случаев неуместны. Но и здесь спектр применения ограничен: как правило, это праздник (часто — свадьба), костюмированная вечеринка, тематическая фотосессия.
Из-за отсутствия челки такие прически вряд ли подойдут девушкам, которым нежелательно открывать лоб. Это в первую очередь обладательницы квадратного, прямоугольного лица. Лучше всего делать прически на длинных волосах. На средних и коротких стоит использовать накладные пряди. Слишком сложная прическа может визуально состарить молодую женщину, поэтому стоит выбирать упрощенные варианты.
Общие рекомендации по выполнению
Если хотите создать укладку в духе Возрождения, научитесь плести косы и готовьте завивать волосы. Эти элементы обязательны для ренессансной прически. Подготовьте плойку или бигуди желаемого диаметра. Не обойтись и без надежных средств фиксации — шпилек, невидимок и стайлинга (лак, мусс, пенка).
Самостоятельно справиться с длинными волосами сложно, поэтому желательно пригласить кого-то в помощь. Если все же собираетесь обойтись своими силами, для создания прически возьмите 2 зеркала. Одно из них поставьте сзади, чтобы следить за правильностью и аккуратностью процесса.
Совет. Для декора волос подготовьте нити бус, ленты, красивые заколки.
Современные варианты
Для романтического или праздничного вечера вы можете выбрать прическу на основе локонов или плетения. Например, сделайте боковую французскую косу ото лба к затылку, а остальные волосы уложите в низкий пучок.
Или же сделайте высокую гульку, дополнив ее несколькими косичками разной толщины. Произвольно уложите плетение вокруг головы, дополнив прическу декоративным шнуром или лентами.
Можно сделать три вертикальных пучка в духе Ренессанса. Отделите по обе стороны ото лба 2 прядки. Заплетите из этих волос 2 косы. Соедините их на макушке, уложите в гульку. Повторите аналогичные действия дважды.
В более сложных вариантах причесок эпохи Ренессанса сочетаются и завитые волосы, и разнообразные плетения. Можно подкрутить локоны при помощи бигуди или плойки, предварительно отделив часть прядей для кос. Либо формировать плетение из волнистых, уже завитых волос. Такие прически смотрятся особенно роскошно в сочетании с богатым декором: тесьмой, декоративными шнурками и шпильками, бусами и т. д.
Объемная укладка со жгутами и ажурным плетением
Эта прическа дополнит праздничный образ. Удобнее всего делать ее на длинных волосах.
Чтобы сделать аналогичную укладку, придерживайтесь следующей инструкции:
- Зачешите назад все волосы.
- Отделите ото лба небольшую часть, завяжите хвостик при помощи тоненькой резинки. Выберите ее под цвет прядей.
- Начиная с кончиков, уложите волосы из хвоста в плотное колечко-завиток. Локон закручивайте наверх.
- Закрепите получившийся валик возле резинки. Воспользуйтесь для этого невидимками, шпильками.
- Точно так же сформируйте второй элемент прически эпохи Ренессанса. Вновь отделите небольшую часть волос ниже первого завитка. Уложите ее в хвост, затем — в завиток.
- Слева от второго валика возьмите тонкую прядку из свободной массы волос. Разделите на 2 части, скрутите плотный жгут и закрепите его край.
- Получившуюся спиральку уложите между двумя валиками, перебросив направо. Зафиксируйте заколками. Если жгут получился длинным, оставшийся кончик добавьте к основной шевелюре.
- Чуть ниже второго завитка отделите следующую часть волос с обеих сторон. Завяжите в хвост, сверните валиком, закрепите. Проследите, чтобы на затылке у вас осталась небольшая часть свободных волос. Все три элемента прически должны располагаться вплотную друг к другу сверху вниз.
- Оставшиеся волосы разделите на 3 части. Из центральной заплетите жгут, завяжите его кончик.
- Уложите спираль из волос между вторым и третьим валиком, зафиксируйте заколками.
- На этом этапе создания прически эпохи Ренессанса у вас останется 2 пряди на затылке. Из правой части волос заплетите трехпрядную косичку.
- Пальцами расправьте ее элементы, чтобы получить ажурное плетение.
- Уложите снизу вверх вдоль всех трех валиков, с левой стороны. Закрепите заколками.
- Сформируйте такую же косичку из оставшейся части волос на затылке слева. Растяните секции плетения пальцами.
- Расположите с правой стороны вдоль валиков, зафиксируйте шпильками. Кончики косичек спрячьте.
- При необходимости пригладьте волосы тонким гребешком, а элементы плетения подправьте расческой с длинной ручкой-хвостиком.
Процесс создания прически эпохи Ренессанса наглядно демонстрирует это видео:
Совет. Чтобы волосы не выбивались из гладкой укладки и были послушными, предварительно обработайте их небольшим количеством пенки или мусса.
Пучок из нескольких косичек
Этот вариант тоже рассчитан на длинные волосы, ведь в эпоху Ренессанса женщины не носили короткие стрижки.
Пошаговая инструкция по созданию прически:
- Разделите шевелюру боковым пробором.
- С обеих сторон оделите широкие пряди ото лба до ушей, заколите зажимами или уберите при помощи резинок.
- Остальные волосы зачешите назад.
- Возьмите не очень тонкую прядь на макушке, сверните жгутом и уложите в гульку. Зафиксируйте шпильками
- Точно так же поступите с остальными волосами (кроме тех, что отделили на первом этапе). Спирали могут иметь разную толщину.
- В итоге у вас получится объемная основа для прически, состоящая из нескольких плотно прилегающих друг к другу пучков из жгутов.
- Из передних волос, разделенных боковым пробором, выберите более широкую часть. Сформируйте из нее 4 пряди.
- Из нижней части заплетите трехпрядную косу и уложите ее в виде петли на основу прически. Зафиксируйте заколками.
- Вторую, узкую часть передних волос разделите на 2 пряди. Из нижней сформируйте «колосок» и уложите на пучок из жгутов. Надежно закрепите.
- Снова вернитесь к первой (широкой) части. Заплетите второй «колосок» и красиво уложите его на основу прически. Затем так же поступите с третьей и четвертой прядями с этой же стороны.
- Сформируйте последнюю косичку из оставшихся волос, оплетите ею готовую прическу.
- Поправьте укладку тоненькой расческой, сбрызните лаком.
Больше подробностей об этой прическе в духе эпохи Ренессанса узнаете из видео:
Сеточка из волос как вариант праздничного декора
Поскольку в период Возрождения женщины часто носили сеточки, вуали, этот элемент сделает прическу оригинальной. Можно взять готовый аксессуар или сплести его из собственной шевелюры. Это делают разными способами.
Например, разделите волосы в нужной зоне на несколько прядей (основная прическа может быть уже готова). Расстояние между ними — одинаковое. Затем каждую прядку делите еще надвое и соединяйте их с соседними половинками других частей. Действуйте в шахматном порядке. Крайние пряди не делите, гармонично добавляя их к основной прическе.
Звездные примеры
Сложные, многоуровневые прически в духе Ренессанса сегодня не так популярны, как в период своего появления. Даже знаменитости с длинными волосами если и появляются на публике с такими укладками, то крайне редко. Зато вы можете посмотреть множество фильмов и сериалов об эпохе Возрождения, где актеры и актрисы предстают в традиционных для того времени образах. Например, Маргарита Терехова в «Собаке на сене».
Ярким получился образ английской королевы Елизаветы в исполнении Кейт Бланшетт.
Кстати. О времени Ренессанса повествуют фильмы, снятые по мотивам произведений драматургов, писателей и поэтов 15–16 веков (Шекспира, Лопе де Веги, Сервантеса и др.), а также киноленты о Медичи, Тюдорах, королеве Марго и др.
Многих знаменитостей несложно представить в образах эпохи Возрождения благодаря искусству фотошопа и его находчивым пользователям. В сети можно найти изображения современных актеров и исполнителей, наложенные с помощью графического редактора на портреты авторства ренессансных художников. Удачными вышли картины с Дженнифер Энистон, Анджелиной Джоли, Натали Портман и др.
Дженнифер Энистон и Анджелина Джоли
Натали Портман и Дрю Бэримор
Есть и мужские варианты — с Брэдом Питтом, Арнольдом Шварценеггером и др.
Брэд Питт и Арнольд Шварценеггер
Несмотря на то что стиль Возрождения сегодня не актуален, сама эпоха сыграла значительную роль в истории и дала многое для осознания человеком себя в окружающем мире. Женщины учились подчеркивать свою привлекательность, в том числе и акцентировать внимание на красоте волос.
Современные красавицы могут взять некоторые элементы причесок в свою копилку, чтобы создать яркий, индивидуальный образ для праздничного повода.
Полезное видео
Текстурная причёска из кос в стиле Ренессанса.
Источник