Федеральный проект современная школа наставничество

Нацпроект «Образование»: как организовать наставничество в школе

Место наставничества в современном образовании

Для начала приведем две главные цели заявленного нацпроекта:

Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Предусмотрено (в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.

Чтобы понять, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи, обратимся к социальным характеристикам: мир-SPOD и мир-VUCA. Как утверждают эксперты, долгое время мы жили в мире SPOD, что значит Steady (устойчивый), Predictable (предсказуемый), Ordinary (простой), Definite (определенный). В данных условиях выпускники школ и ВУЗов знали свою жизнь наперед. Сейчас произошел переход к миру VUCA — то есть к жизни Volatility (нестабильной), Uncertainty (неопределенной), Complexity (сложной), и Ambiguity (неоднозначной). В этих условиях помимо привычных контекстных и предметных навыков людям крайне необходимы экзистенциальные навыки. Однако окружающая действительность меняется так быстро, что у людей не хватает времени и ресурсов самостоятельно знакомиться со своим «Я», искать личные цели, формулировать мечты, без которых невозможен успех.

Читайте также:  Встроенный шкаф купе современный с зеркалом

Следуя тенденциям, российские школы меняют модель работы. Пока что сохраняется, но постепенно уходит в прошлое, модель 1.0, в которой учитель транслирует информацию, а ученики запоминают ее и воспроизводят в точках контроля. Мы уже близко знакомы с моделью коллективного кейсового обучения 2.0. Образование стремится к модели 3.0, она предусматривает постановку персональных целей для каждого ученика и поиск наиболее удобного способа проверки его знаний.

Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.

Характеристика педагога-наставника

Существует много списков компетенций, которыми должен обладать педагог-наставник. Списки разнятся и включают от 4 до 22 пунктов. Для примера представим модель от «Института будущего» из 10 контекстных (soft skills) навыков:

Способность к отбору информации.

Способность мыслить проектно.

Способность мыслить нестандартно и глубоко.

Способность понимать смыслы.

Универсальные навыки мышления.

Сотрудничество в виртуальном пространстве.

Способность работать с современными СМИ.

Ожидается, что в работе с подростком наставник будет общаться на равных, выслушивать его, давать обратную связь, вдохновлять. Если говорить непосредственно об учебе, то наставник должен помочь составить индивидуальную образовательную программу.

Чтобы эффективно организовать систему наставничества, школе важно разобраться, какие конкретные цели она преследует. Например, одним образовательным организациям нужно выстроить отношения с проблемными учениками, другим — поднять общую успеваемость. В зависимости от целей выбирается форма наставничества: индивидуальная или групповая.

Индивидуальное наставничество практикуется, как правило, с детьми в сложных жизненных ситуациях и другими учениками, которым действительно нужен именно индивидуальный подход. Организация назначает куратора из системы образования (руководителя программы), вокруг него создаются тандемы: наставник + наставляемый. Общение происходит один на один, участие является добровольным. Важно, чтобы участникам тандема было комфортно работать друг с другом. Цикл наставничества обычно составляет 1 год от поиска и обучения наставников. Период работы с подростком: 9 месяцев. Если по какой-то причине тандем распадается, куратор находит другого наставника.

Вокруг педагога-наставника формируется группа подростков. Вместе они развивают soft skills и проходят самоопределение. Работа ведется над теми ценностями, в которых видят смысл и подростки, и педагог. К процессу по мере необходимости присоединяются методисты, родители, выпускники, психологи, учителя-предметники, педагоги-организаторы.

Педагог помогает ученикам осознать возможности и потребности, жизненные цели, выявляет дефициты учащихся и те барьеры, которые мешают им прийти к их жизненной цели. Педагог вдохновляет и мотивирует подростков, помогая сформировать веру в достижение целей, а также показывает конкретные маршруты для их достижения.

В формате тренинговых занятий, мастер-классов, решения кейсов и реализации проектов педагог помогает в формировании soft skills.

Эффективность участия в программе наставничества оценивается через онлайн-анкетирование до/после.

Наставничество — серьезный, ответственный процесс, поэтому большую роль играет изначальная мотивация педагога. Не стоит путать наставничество с тьюторством, менторством и коучингом, поскольку они решают разные задачи.

Источник

2020 год «Организация наставничества педагогов в условиях современного образования»
статья

Один из федеральных проектов национального проекта «Образование» -«Современная школа», в реализации которого наставничество играет ведущую роль. Сроки его реализации: 01.01.2019 — 31.12.2024.

Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, позволяющая передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее традиционных способов. Педагог в роли наставника ретранслирует знания и отвечает на вызов времени.

Скачать:

Вложение Размер
evgrashinaprezentatsiya_k_vystupleniyu.ppt 2.08 МБ
statya.docx 574.04 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Евграшина Н.В. учитель математики МБОУ «Лицей №17» Организация наставничества педагогов в условиях современного образования

Федеральный проект «Современная школа» сроки реализации: 01.01.2019 — 31.12.2024

Если я люблю, я забочусь, то есть я активно участвую в развитии и счастье другого человека, я не зритель . Эрих Фроим

Формы наставничества «ученик – ученик»; «учитель – учитель»; «студент – ученик»; «работодатель -ученик»; «работодатель -студент». Документы, регламентирующие наставничество Положение о наставничестве

Модели наставничества Модель Описание Целевая группа Задачи Коучинг Самообучение и саморазвитие Все категории работников Пополнение знаний, обучение новым навыкам Классическое наставничество (менторство) Старший по возрасту и более опытный педагог передает свои знания о том, как выполнять то или иное задание Все категории работников, в том числе вновь принятые или переведенные на новую должность Обучить педагога новым навыкам, помочь адаптироваться. Контролировать результат работы Улучшить взаимодействие между работниками. Сохранить и передать знания внутри организации Паритетное взаимодействие (buddying) Коллега или руководитель поддерживает педагога как равного Все категории работников Передать знания и адаптировать работника ,оценить эффективность изменений в работе педагога, сформировать команду Критическое взаимодействие Два профессионала критически анализируют собственную работу Все категории работников Проследить прогресс в работе педагогов. Определить потребность педагогов в обучении и помощи

А даптационный Проектировочный К онтрольно — оценочный Определение сформированности профессионально значимых качеств; разработка адаптационной программы профессионального становления учителя Формирование потребности у учителя в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании знаний, умений и навыков Формирование способности и стремления к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим профессиональным развитием Этапы работы

Алгоритм взаимодействия посещение уроков наставника учителем — стажёром; совместное проектирование уроков, элективных курсов, консультаций; демонстрация урока, курса учителем — стажёром; анализ устранения замечаний. анализ результатов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР; выявление проблемных зон учащихся, профессиональных затруднений учителя; консультации наставника для учителя – стажёра;

Сопровождение педагога Организационное Коммуникативное Направления Информационное Методическое

эМОЭЭ РЕ Оценка результатов наставничества УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКА

Методики взаимного обучения педагогические прогулки; педагогический коучинг; профессиональные обучающиеся сообщества; межпредметный speed dating («быстрые знакомства»); проектная деятельность.

Результативность Результативное участие педагогов и обучающихся в конкурсах и олимпиадах Аккумуляция и трансляция опыта в профессиональных сообществах, стажёрской площадке Закрепление на рабочем месте, удовлетворенность профессиональной деятельностью Объективная оценка достижений планируемых результатов: ГИА, ВПР, НИКО

Источник

Программа наставничества

О программе наставничества

С сентября 2020 г на базе нашей школы вводится Целевая модель наставничества.

Она разработана в целях достижения результатов федеральных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы», «Успех каждого ребенка».

Целью внедрения данной программы является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и професииональной самореализации в современных условиях неопределенности , а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.

Задачи программы. Улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программа и образовательным программам среднего профессионального образования.

Подготовка обучающихся к самостоятельной, осознанной и социально – продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого является нестабильность, неопределенность, изменчивость.

Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной таектории.

Создание психологической, комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров.

Создание канала эффективного обмена личностными, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности.

Формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.

Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества

— Измеримое улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и других сферах.

— Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.

— Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий

— Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников региональных предприятий и организаций, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций

— Привлечение дополнительных ресурсов и сторонних инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных программ субъекта Российской Федерации и конкретных образовательных организаций благодаря формированию устойчивых связей между образовательными организациями и бизнесом, потенциальному формированию эндаумента и сообщества благодарных выпускников.

Приказы по программе наставничества (смотреть)

База данных наставников и наставляемых (смотреть)

Программа наставничества для молодого специалиста в школе (смотреть)

Дорожная карта наставника и наставляемого в МБОУ «СОШ № 10 г. Горно-Алтайска» (смотреть)

Источник

Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Национальный проект «Образование»

К 2024 году в различные формы наставничества должны быть вовлечены не менее 70% детей – Васильева

Фото: Минпросвещения России

К 2024 году в различные формы наставничества должны быть вовлечены не менее 70% детей, сообщила министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева.

Об этом она заявила в ходе выступления на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, которое проходит в Московской области.

«В школу постепенно возвращается наставничество, и мы надеемся, что оно вернется в полном объеме», – сказала Васильева.

Министр отметила, что разрабатывается целевая модель наставничества и шефства работодателя, которая призвана помочь активно внедрять практику наставничества в системе образования как между педагогом и обучающимся, так и на горизонтальном уровне — между обучающимися и между педагогами.

«В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» реализуются мероприятия по развитию современной инфраструктуры для повышения вариативности досуговой деятельности, профориентации, а также мероприятия по созданию новых направлений образовательной деятельности, прежде всего в сфере научно-технического творчества. Это и создание новых мест в образовательных учреждениях, и открытие детских технопарков «Кванториум», и дополнительное образование в вузах, и IT-кубы, и центры выявления и поддержки одаренных детей», – сообщила Васильева.

Министр подчеркнула, что по итогам федерального проекта будет создана образовательныя среда с опорой на исторические, национально-культурные традиции, духовно-нравственные ценности народов РФ, а также будут сформированы предпосылки для прорывных направлений нового технологического уклада.

Повестка совещания затрагивает широкий круг вопросов межведомственного взаимодействия, касающихся итогов ЕГЭ-2019, обеспечения горячего питания в школах, безопасности, привития культуры здорового образа жизни у школьников, разработки новых ФГОС и т.д.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» входит в состав национального проекта «Образование».

Национальный проект «Образование» был утвержден президентом России Владимиром Путиным в 2018 году. Он призван обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран по качеству общего образования. Бюджет проекта – 784,5 миллиарда рублей. Реализация нацпроекта «Образование» охватит период с 2019 до 2024 года.

Куратор проекта – заместитель председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова. Руководитель проекта – министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями