- Финский стиль графического дизайна
- Скандинавский дизайн: простая гениальность
- Что же в нём особенного, интересного? Что можно взять для себя? Чему поучиться?
- Как вы думаете, что стало стимулом для развития скандинавского дизайна?
- Чему может современный молодой дизайнер поучиться у скандинавов?
- Возникновение скандинавского стиля
- Скандинавский стиль в интерьере
- Основные черты скандинавского стиля
- Скандинавский стиль в графическом дизайне
- История финского дизайна
Финский стиль графического дизайна
Скандинавский дизайн: простая гениальность
Друзья!
В продолжение разговора о функционализме в дизайне, который я начал в статье «Уроки швейцарской школы», сегодня я хочу поговорить с вами о скандинавском графическом дизайне.
Что же в нём особенного, интересного? Что можно взять для себя? Чему поучиться?
Пожалуй, начнём с образов. Итак, белый и чёрный, дерево и метал, хлопок и шерсть, птица и лист – ничего лишнего. Та простота, которая граничит с совершенством, не терпит излишеств и не нуждается в экспрессии. Она логична, функциональна и привлекательна. Не более.
Около 50 лет назад именно эта простота окончательно стала полноправной хозяйкой скандинавской школы графического дизайна.
Ещё с начала 30-х годов скандинавский дизайн пустился на поиски той «идеальной формы», которая должна была бы обладать большей полнотой внутреннего содержания, чем внешней эксклюзивности. И он нашёл её. Неброская, но притягательная, не вычурная, но современная, не претензионная, но гениальная простота как минимум на столетие вперёд определила основное русло развития искусства в Дании, Норвегии и Швеции, а так же в Финляндии.
Кстати, с 1950 по 1971 г. включительно, лучшим дизайнерам скандинавских стран ежегодно вручали премию им. Фредирика Луннинга. Не удивительно, что эти 20 лет сыграли огромную роль в становлении развитии дизайна в Скандинавии. Мотивация – великая вещь!
Как вы думаете, что стало стимулом для развития скандинавского дизайна?
Представьте себе, что уже тогда культурная политика в этих странах была направлена на комфорт человека из народа. Красота и функциональность должны были стать достоянием не только богатых, но выйти в народные массы. К слову, главным жизненным правилом одного из самых знаменитых финских дизайнеров и архитекторов Алвара Аалто стало выражение: «Задача архитектора – сделать жизнь удобнее».
Хочу обратить ваше внимание на то, что плавность природных линий и строгий функционализм – это один из постулатов скандинавского дизайна. И только с позиций удобства для человека!
Интересно ещё и то, что с исторической и культурной точки зрения страны Скандинавии тесно связаны друг с другом. За долгий период сосуществования они сумели выработать единый подход к дизайну. Геометрия и растительные мотивы в большинстве случаев сочетаются рациональным способом. Линии остаются простыми. А форму украшают лишь единичные элементы декора.
Вам кажется это немного скучным? Отнюдь! Простота скандинавского дизайна говорит на языке плавно изогнутых линий, конкретных образов, общей сглаженности и лаконичности стиля. Всё гениальное – просто, не так ли?! Дизайнеры легко совмещают изображения растений, животных и людей с чёткими и строгими геометрическими фигурами. Что одновременно выглядит и современно, и по-скандинавски.
Тонкости национальных различий может подметить лишь узкий специалист либо же коренной житель одной из скандинавских стран. Может просто стоит съездить в Скандинавию?!
Кстати, профессор Датской архитектурной школы в Орхусе Томас Диксон считает, что вполне правомочно выделять отдельные дизайнерские школы внутри группы скандинавских стран. Так, к примеру, основоположником датского дизайна считается архитектор и дизайнер Коре Клинт. Он развивал тему немецкого модерна «югендстиля», однако по-своему – без рамок, орнаментов цветочного декора.
В графическом дизайне Норвегии часто используются этнические фольклорные мотивы: северные олени, полярные звёзды, корабли викингов, изображения королей, которые удачно стилизуются и лаконично вписываются во всё разнообразие образов. Есть свои особенности и у финнов, и у шведов. Но обо всём сразу не расскажешь.
Чему может современный молодой дизайнер поучиться у скандинавов?
Очень многому! Не выдумывая ничего нового, лишь гармонично соединяя образы окружающего мира, шведы, финны, датчане создают действительно шедевры, причём шедевры скорее для будней, чем для праздников. Ну что, вы уже готовы превратить свои будни в праздник? Ведь креативщик так и должен жить!
Давайте вместе присмотримся к тому же шведскому бренду «IKEA». Ясно, что вся линия дизайна направлена на простоту и функциональность.
А вот гораздо менее известная, но не менее творческая, скандинавская группа молодых дизайнеров из Стокгольма «WIS». Они работают по нескольким направлениям: графика, интерьер и промдизайн. Их графика так же максимально проста. Но они смотрят на жизнь с разных сторон, стараясь увидеть обычные вещи в необычном ракурсе.
Сегодня классический скандинавский графический дизайн в странах Скандинавии наполняет жизнь людей повсеместно, проявляясь то на упаковке молока, то на рисунке обоев, то на принте сумки, то на обивке для мебели. Он – неотъемлемая часть жизни.
Скандинавский графический дизайн – это не погоня за чем-то новым и невиданным, ярким и необыкновенным. Это – простота зрительных образов в сочетании с их природной функциональностью и красотой.
Источник
В своей последней публикации, посвященной мировым школам дизайна, мы поговорили о Русском конструктивизме – стиле, который был определен целой эпохой политического мировоззрения – «Вперед! За Родину!». Там же было упомянуто и о скандинавском стиле, который, как многие считают, стал очередным витком эволюции конструктивизма. Так ли это или нет – попробуем разобраться в том, что такое скандинавский стиль .
Возникновение скандинавского стиля
Русский конструктивизм , как и Швейцарская школа дизайна , имеют одну общую черту – это функциональность и простота, что имеет название функционализм. Так вот, скандинавский стиль можно отнести к этой же группе мировых школ дизайна. То есть, как минимум, одна общая черта у них есть.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ |
А почему, спросите вы, скандинавский стиль? Вообще Скандинавия – это историко-культурный регион, который включает в себя три страны, находящиеся на Скандинавском полуострове – Данию, Швецию и Норвегию и их соседей – Финляндию и Исландию, а так же близлежащие острова. Давайте посмотрим, где это, на карте мира.
Холодновато там, не правда ли? Культуры этих стран так тесно связаны между собой, что образовался общий стиль в дизайне, который получил название – Скандинавский.
Скандинавский стиль в интерьере
Чем мне понравился этот самый Скандинавский стиль , так это тем, что он в первую очередь направлен на потребности людей. Вообще о Скандинавском стиле в интерьере, вы можете подробнее узнать в моей статье « Современный стиль в современном дизайне интерьера » но в сети очень мало информации о Скандинавском стиле в графическом дизайне и примерах его использовании в данном направлении. И это неудивительно, ведь именно Швеция, одна из стран Скандинавии является родоначальником известной мебельной компании IKEA .
ikea
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ |
Но тут нужно отдать должное, стиль интерьеров, предлагаемый дизайнерами IKEA полностью соответствует Скандинавскому, и здесь можно выделить присущие черты.
Основные черты скандинавского стиля
Итак, Скандинавский стиль — это…
- Функционализм
- Широкое пространство
- Спокойные, ограниченные по количеству и сочетанию цвета (белый, черный, коричневый)
- Скандинавия – это дерево, шерсть, хлопок.
- Скандинавия – это простота и отсутствие лишнего.
- Скандинавия – это самобытный орнамент (птица, олень и другие). Но орнамент выполненный в строгих геометрических фигурах. Всем, наверное, вспоминаются эти милые пушистые свитера со всевозможными орнаментами.
Скандинавия — это что-то теплое и уютное (это уже мое личное мнение)
Скандинавский стиль в графическом дизайне
Скандинавский дизайн часто используется в качестве оформления упаковок для продуктов. Наверное, потому что символизирует самобытность и единение с природой, а значит экологичность и пользу для организма.
Приведенные выше примеры – это, что называется, чистая Скандинавия, с оленями, елочками, орнаментом. В «замаскированном виде» скандинавский стиль, как мне кажется можно рассмотреть в следующих работах:
Hipstelvetica Free Font. Автор: Jose Gomes
Metrica. Автор: Oliver Hardman
В этих работах просматривается геометрический орнамент, заметьте, что это не просто крупные геометрические фигуры, как в Русском конструктивизме , а именно орнамент, собранный из множества мелких объектов. Шрифт, сам по себе тоже похож на орнамент. Нет цветового перегруза — в палитре 4 цвета. Отсутствуют тени.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ |
Итак, подведем итоги. По внешним признакам Скандинавский стиль схож с Русским конструктивизмом так как оба они относятся к функционализму. Но все же он полностью является самостоятельным течением, который обусловлен своими историческими и культурными особенностями. У этих двух стилей изначально были разные цели и говорить о том, что один зародился благодаря другому — несправедливо.
Подписывайтесь на обновления блога «Дизайн в жизни»
по e-mail или социальных сетях
- Share on Facebook
- Share on Instagram
- Share on Vkontakte
и мы обязательно опубликуем для вас еще больше полезных статей о мировых школах дизайна и не только!
Источник
История финского дизайна
Финны уже давно прониклись уважением и пониманием культурной значимости искусства и дизайна. Это почтение бросается в глаза каждому гостю практически в каждом городе страны, где в изобилии представлены различные инсталляции, статуи и памятники, и где галерей почти столько же, сколько и магазинов, предлагающих изделия местных ремесленников.
Вы также заметите множество других признаков того, насколько важную роль играет искусство в повседневной жизни финнов. Например, в Финляндии около 2,500 художественных ассоциаций, что, несомненно, является самым большим их количеством на душу населения в Европе. Наряду с богатством природы искусство также жизненно важно для финнов, и, возможно, именно данная комбинация этих двух страстей дала начало искусству ITE. Одно из самых важных арт-движений в стране принадлежит к современному народному искусству, или искусству аутсайдеров – то, что французы назвали термином Art Brut. Финны называют это искусством ITE: аббревиатура расшифровывается как «itse tehty elämä», что в буквальном переводе означает «самодельная жизнь». В 2005 году в Финляндии творили 224 «народных художника», которые внесли неоценимый вклад в международное искусство аутсайдеров. В самом деле, Джон Майзелс (John Maizels), британский автор и редактор журнала по искусству «Raw Vision», утверждает, что финский художник Вейо Рёнккёнен (Veijo Rönkkönen) является одним из гуру данного направления.
Неудивительно, что Финляндия является одной из ведущих стран в области дизайна, если принимать во внимание роль искусства в жизни финнов. История финского дизайна может быть прослежена вплоть до 1875 года, когда было основано Финское Общество Ремёсел и Дизайна, а также была организована Школа Искусств и Ремёсел. Почти 100 лет спустя эта школа превратилась в Университет Искусств и Дизайна в Хельсинки, и была признана одним из лучших университетов дизайна в мире в 2007 году влиятельным изданием Business Week.
Когда Финляндия в 1917 году стала независимой, начался процесс внутреннего строительства, что привнесло новые акценты и идентичность в архитектуру страны, а также в дизайн интерьеров. Предыдущие оккупанты Финляндии, Россия и Швеция, оказали сильное влияние на развитие «финского стиля», но главной силой в эволюции финского дизайна стал диалог с природой. Отношения с природой стали особенно заметны в финском дизайне начала 20 века, который активно развивался на метафорах и мотивах этих отношений.
В 1930 году на выставке в Стокгольме Скандинавии был представлен международный модернизм. К этому времени крупные общественные здания уже были построены в современном стиле Алваром Аалто и другими финскими архитекторами. Вслед за выставкой область прикладного искусства и ремёсел начала испытывать влияние модернизма, что в частности видно по изделиям из стекла Иитала (Iittala), Кархула (Karhula) и Риихимаки (Riihimaki), а позднее по керамике Arabia. К концу 1930-х годов международная репутация Финляндии в области дизайна была прочно укреплена, в немалой степени благодаря работам архитектора и дизайнера Алвара Аалто, который занимался дизайном инновационной мебели и новых форм использования стекла в течение этого десятилетия – этот стиль популярен и по сей день.
Вслед за второй мировой войной повсеместно наблюдалось увеличение количества выставок, а к 1950-м годам Финляндия заявила о себе, как об инновационной силе в дизайне. По воле известного и очень влиятельного Милана Триенналеса (Milan Triennales) в 1950-1960-х годах Финское Общество Ремёсел и Дизайна создало финскую секцию. Эта выставка и полученные за неё призы помогли распространить славу финского дизайна, в частности, мир узнал о таких именах как Вирккала (Wirkkala), Сапанева (Sapaneva) и Франк (Franck) – все они обучались в этом обществе.
Финский дизайн начал развиваться наряду с дизайном соседних стран, Швеции и Дании. Они объединились для создания нового бренда «Скандинавский Дизайн». Это партнёрство позволило всем трём странам продвинуть свой дизайн на международную сцену. Пиком стала выставка «Дизайн в Скандинавии», в которой приняли участие 24 музея по всей территории США между 1954 и 1957 годами, и которая представила финский дизайн более чем миллионной новой аудитории. «Скандинавский стиль», использование цвета, материалов, комбинация ремесленных элементов с индустриальным производством, очевидное влияние органических мотивов, всё это дало начало волне возбуждения.
В 70-х дизайнеры стали использовать новые материалы, такие как пластик, синтетику и стекловолокно, сочетая их с преимуществами технологий производства, что позволило дизайнерам в Финляндии расширить спектр цветов и форм массового производства. Финская индустрия стала уделять больше внимания дизайну, поэтому новые профессиональные дизайнеры были наняты для выполнения более значимых ролей. К концу 1980-х годов Финское Общество Ремёсел и Дизайна основало Дизайн Форум Финляндии, чья миссия состоит в продвижении дизайна интернационально, а также среди средств массовой информации в стране.
В 1990-х Финляндию ожидали новые препятствия. Экономически страна находилась в тяжёлом кризисе, столкнувшись с повышающимся уровнем безработицы, крупным банковским кризисом, инфляцией и имея дело с распадом Советского Союза, который был самым крупным торговым партнёром страны. Однако правительство Финляндии думало далеко вперёд и ввело политику, которая преобразовала экономику страны из базирующейся на натуральных ресурсах в конкурентоспособную экономику знаний, где инвестиции в образование и научные исследования стали приоритетными. Уникальная стратегия инвестиций в долгосрочные решения, нежели обычные политически удобные немедленные решения, двигали Финляндию к вершине списка конкурентоспособных стран на Международном Экономическом Форуме (в соответствии с Индексом Благосостояния, составляемым институтом Легатум с британским головным офисом, Финляндия сейчас является лучшей страной в мире для жизни). Ключевым пунктом в восстановлении страны сыграла политика в отношении дизайна, которая была начата организацией SITRA (Финский Национальный Фонд Исследований и Развития), кульминацией которой стала публикация «Дизайна 2005!» – документа, ратифицированного правительством в 2000 году. Благодаря политике правительства Финляндия завершила 20 век как страна с высокой конкурентоспособностью с экономикой знаний, страна с самыми высокими рейтингами инвестиций в научно-исследовательской области в Европе (3,5% от ВВП) и со специализированным высокотехнологичным производством, как, например, мировой лидер Nokia.
Верность эволюционному развитию дизайна хорошо заметна при взгляде на Комитет Дизайна и на Designium – исследователький центр инноваций в дизайне. Как часть Университета Искусств и Дизайна в Хельсинки, Designium организует опросы, собирает данные и исследует стратегии дизайна в других странах, снабжая финское правительство ценными данными. О месте Финляндии на международной арене дизайна сегодня свидетельствует назначение Хельсинки Мировой Столицей Дизайна 2012 Международным Советом Организаций Индустриального Дизайна, что совпадает с 200-летней годовщиной с момента назначения Хельсинки столицей Финляндии.
Источник