Фирменный стиль проекта образование
Фирменный стиль – это средство формирования имиджа компании. В более широком смысле под «фирменным стилем» понимается набор графических, цветовых, словесных элементов, которые обеспечивают визуальное и смысловое единство товаров или услуг, всей информации, исходящей от фирмы, а также ее внешнего и внутреннего оформления [8].
В настоящее время для выделения и позиционирования компании, фирмы, предприятия и его продукции/услуги среди других подобных, обязательным и наиболее эффективным инструментом является разработка фирменного стиля. Брендинг высшего образовательного учреждения способствует созданию благоприятного имиджа вуза на внутреннем и международном образовательном и научном пространствах, обеспечивает лояльность потребителей, гарантии бюджетного финансирования, высокий конкурс, интерес работодателей к выпускникам вуза и потенциальных партнеров в научной сфере деятельности.
Создание единого узнаваемого фирменного стиля университета, наиболее полно учитывающего его традиции и особенности.
Материалы и методы исследования
Методы исследования: анализ проектной ситуации, анализ фирменного знака, сравнительный анализ аналогов, обобщение, дизайн-проектирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Особенности работы над разработкой фирменного стиля образовательного учреждения рассмотрим на примере высшего технического заведения ФГБОУ ВО «Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова» (ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»). Вся проектная работа состоит из последовательности этапов. Подготовительный этап представляет собой систему сбора и анализа необходимой информации о предприятии, компании, в нашем случае об университете. Целью данного этапа является систематизирование доступной информации. Нами была изучена история университета, направления его деятельности, миссия университета. Рассмотрен и проанализирован фирменный знак ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», который впоследствии стал основополагающим в фирменном стиле (рис. 1) [3].
Рис. 1. Модульная сетка фирменного знака
Существующий фирменный знак университета нуждался в небольшой корректировке – верстке по модульной структуре, поэтому нами была проработана модульная сетка – система построения визуальной информации на основе блоков – модулей. Модуль – это некая сравнительная единица измерения, выбранная отправной точкой для определения остальных размеров графических объектов, другими словами модульная сетка – это система пропорций. В качестве модуля в логотипе «МГТУ» выбрана ячейка модульной сетки со стороной, условно равной значению Х. Все остальные размеры в логотипе пропорциональны этому значению. Модульная сетка не обязательно должна состоять из прямых линий, также широко используются дуги и окружности, которые позволяют вписать в выбранные пропорции составляющие элементы. Она позволяет так скомпоновать и упорядочить все элементы относительно друг друга, чтобы добавить логотипу целостности.
Использование основных фирменных цветов в пакетах документов является обязательным, как средство идентификации и вузовской принадлежности. Учитывая психологические особенности цвета, были определены основные фирменные цвета [5]. В нашем случае ими являются: синий цвет – символизирует верность выбранному делу, красный цвет – активное стремление к познанию, белый – стремление к совершенству, необходимы также черный и золотистый цвета (рис. 2). Кроме того, сочетание цветов: белого, синего и красного косвенно отражает государственную принадлежность университета. Обязательно выбор цвета предусматривает обозначение его числовых характеристик во всех цветовых моделях и системах: RGB, CMYK, Panton, шестнадцатеричной системе. Это поможет решить проблемы цветовоспроизведения техническими средствами и системами [2, 4, 6].
Рис. 2. Фирменные цвета
Затем определяется структура будущего фирменного стиля, т.е. предполагаемый набор элементов, комплект носителей. Для чего проведен анализ структуры брендбуков других высших учебных заведений, таких как Национальный исследовательский университет – Высшая Школа Экономики, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Северо-кавказский федеральный университет.
В ходе анализа выяснено, что основу создания корпоративного фирменного стиля составляют базовые стилеобразующие фирменные элементы: фирменный знак, фирменный цвет, фирменный шрифт, слоган, декоративные стилеобразующие графические элементы.
Основными носителями же являются: деловая документация (фирменный бланк переписки, конверт, визитная карточка, фирменный бэйдж сотрудника); сувенирная и рекламная продукция (авторучка, кружка, футболка, галстук, бумажный, пластиковый пакет, флэшка, кепка, магнитик); рекламная полиграфия (папка для рекламных материалов, приглашение, блокнот, грамота, календарь, баннер.); корпоративное пространство (принцип оформления сцены и зала пресс-конференций и т.д.).
Этап формирования идеи фирменного стиля включает в себя определение основных направляющих идей, которые будут ключевыми в имидже компании [8]. Отправными моментами при разработке общего концептуального решения корпоративного фирменного стиля ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» были утвержденные форма существующего знака и фирменные цвета. А также миссия вуза.
Исходная общая форма фирменного знака МГТУ – ромб, продиктовала необходимость проработать ее графическую вариативность. Узнаваемость исходной формы необходимо было провести во всех декоративных стилеобразующих графических элементах разрабатываемого фирменного стиля. Реализации концептуального решения начинается с разработки поисковых вариантов дизайна – это самый трудный и продолжительный этап работы. На рис. 3 представлены поисковые варианты общего концептуального решения.
Рис. 3. Поисковые варианты
Рис. 4. Стилеобразующие графические элементы: а – основной, б – фоновый
Рис. 5. Примеры использования фирменного стиля
Следующим этапом является разработка основных элементов фирменного стиля. Это самый важный и ответственный этап, он требует высокой концентрации в нём смыслового единства. Предложенный основной декоративный стилеобразующий графический элемент (рис. 4, а) состоит из нескольких частей: стилизованного треугольника-стрелки и трех разных по толщине наклонных линий, одна из которых – сердцевина – невидима, но ассоциативно считывается человеческим глазом, придавая конструкции легкость и укрепляя неразрывную связь с видимыми элементами. Предложенный вариант идеологически построен на том, что легко запоминающаяся форма стрелки символизирует позитивное движение, а визуально соединяясь с остальными графическими элементами – наклонными линиями, позволяет обозначить другую графическую фигуру – галочку. При этом ее форма геометрична и современна. На эмоциональном уровне «галочка» вызывает ассоциации с качеством, утверждением, согласием. Графическое перетекание одной фигуры в другую означает взаимосвязь всех этих понятий. Единый образ ассоциируется с символами движения, перспективы, надежности и качества. Символы легко узнаваемы и уже на подсознательном уровне вызывают доверие.
Фоновый декоративный стилеобразующий графический элемент – паттерн, также построен на основе ромба (рис. 4, б). Но внесение нюансных оттенков и прозрачности в структурные элементы позволяет разнообразить и облегчить композицию. Пропорции составляющих фигур гармоничны и пластичны, весь объект является узнаваемым и универсальным. Размеры и общая форма паттерна могут быть различны, в зависимости от сферы применения. Чередование фигур позволяет визуально вычленить образ «галочки» и повторить в паттерне исходную тему качества, надежности и перспективы. Такое графическое решение этого элемента – простота стилизованной графемы, острое касание диагональных элементов и стилизованной стрелки, так же продолжает визуальную форму утвержденного фирменного знака вуза. Все лаконично и просто, плюс сохранение преемственности всех основных элементов фирменного стиля.
В продолжение выбранной темы в качестве слогана МГТУ предложена фраза: Правильный выбор! Достойное будущее!
Далее определяются фирменные шрифты, которые поддерживают выбранное концептуальное решение и наиболее гармонично вписываются в визуальный ряд с графическими составляющими. В качестве фирменных шрифтов предложены следующие гарнитуры: CenturyGothic, Arial, BookAntiqua.
Следующий этап – реализация фирменного стиля. На основе стилеобразующих графических элементов оформляется деловая документация, рекламная полиграфия, сувенирная и рекламная продукция, некоторые примеры представлены на рис. 5.
Разработка фирменного стиля продолжается формированием брендбука. На этом этапе происходит сбор и систематизация всех разработанных элементов фирменного стиля и его носителей в единый пакет. Брендбук содержит в себе информацию о компании, а также регламентированные правила использования фирменного стиля и всех его атрибутов. Завершающим этапом является патентная защита разработанного фирменного стиля, которая позволяет избежать повторения образов и т.п. [8].
Графическое и смысловое решение всех составляющих базовых стилеобразующих элементов фирменного стиля выбрано как образ идеала, к которому должен стремиться каждый. А результат будет воспринят как награда за хорошую, а главное качественную работу. Выбранное концептуальное решение позволило соединить базовые стилеобразующие элементы в полном перечне носителей фирменного стиля.
Работа выполнена в рамках творческого конкурса «Разработка фирменного стиля ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова». Представленный пакет участников (концептуального решения) корпоративного фирменного стиля занял первое место и утвержден для использования. Этот и другие подобные творческие дизайнерские проекты выполняются творческими коллективами, в которые, как правило, входят студенты, получающие дизайнерское образование. Участие студентов в реальных практических дизайн-проектах в период обучения в вузе является примером реализации контекстно-модульного подхода к обучению. Что способствует не только выработке качеств целостного видения, осознанного понимания и интегрированного творческого подхода к решению будущих профессиональных задач, но и позволяет формировать профессионально активную личность, способную к самоорганизации, постоянному саморазвитию и самореализации в профессиональной и социальной среде, в целом способствует эффективному развитию конкурентоспособных качеств будущего дизайнера [1, 7].
Источник
Фирменный стиль учебного заведения
В образовательной сфере уже давно действуют законы рыночной экономики. И для частных, и для государственных учебных заведений актуальны вопросы выживания в конкурентной среде и поддержания положительного имиджа. Более того, нынешние реалии требуют не разовых действий, а систематической работы по управлению репутацией вуза, школы. В таких случаях образовательное учреждение может рассчитывать не только на востребованность среди учеников, студентов и их родителей, но и на внимание спонсоров и меценатов, а также на лояльность со стороны госорганов.
Работа над имиджем начинается с создания тех визуальных сообщений, с помощью которых будет строиться коммуникация с аудиторией. Речь идет о логотипе, шрифте, фирменном знаке, слогане. В этой статье мы поговорим об особенностях создания фирменного стиля учебных заведений.
Управлять репутацией
Качество образовательных услуг нельзя оценить до их получения. Поэтому бренд учебного заведения, его известность и авторитетность будут иметь достаточно сильное влияние при совершении выбора. Как правило, в ситуациях, когда школа или вуз не занимаются мероприятиями по управлению репутацией, она формируется по слухам. Потенциальный потребитель услуг получает информацию от друзей, знакомых, других групп общественности. Брендинг позволяет управлять слухами, направляя общественное мнение в нужное русло.
Под учебными заведениями подразумеваются:
- дошкольные учебные заведения, развивающие центры;
- школы (общеобразовательные, художественные, спортивные, языковые и пр.);
- высшие учебные заведения (вузы, техникумы, колледжы и т.д.);
- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
В сфере образовательных услуг сильно влияние госсектора, а значит, и эту особенность необходимо учитывать в процессе создания бренда. Любое учебное заведение должно ориентироваться не только на свою основную аудиторию (первая группа: дети, подростки и их родители; вторая группа: партнеры, спонсоры), но и заботиться о положительном имидже в глазах третьей группы – органов госрегулирования. Другими словами, элементы фирменного стиля должны быть одинаково понятными и узнаваемыми для разных сегментов аудитории.
Прежде чем перейти к информации по фирменному стилю детского сада, школы, вуза, упомянем еще один нюанс. Как и в большинстве организаций, работающих в сфере услуг, основным элементом трансляции бренда являются люди. Преподаватели, воспитатели, администрация – именно с ними устанавливается эмоциональный контакт, а значит, именно они должны стать тем каналом коммуникации, который доносит потребителю услуг ключевые ценности бренда. Фирменный стиль выполняет вспомогательную функцию, работая на запоминание, узнаваемость, формирование ассоциативных связей.
Герб или лого?
Одним из основных элементов фирменного стиля является логотип. В контексте образовательных услуг более популярно использование герба образовательного заведения. Хотя герб в теории визуально и функционально отличается от логотипа, на отечественных просторах немало примеров, когда герб используется в качестве логотипа. Специалисты «ARTWELL» предлагают несколько вариантов решения:
- разработка только логотипа;
- разработка отдельно логотипа (по правилам создания этого элемента корпоративной айдентики) и отдельно герба (по правилам геральдики);
- модификация, модернизация, обновление герба, который соединит в себе элементы традиционного изображения и получит новые черты для современной аудитории.
Другие визуальные элементы – шрифт, цвета, фирменный знак – разрабатываются в соответствии с правилами, разработанными специалистами «ARTWELL». Далее выполняется работа по созданию носителей фирменного стиля.
Фирменный стиль на практике
Носители фирменного стиля можно условно поделить на четыре группы:
- документооборот (бланки документации, фирменные папки, конверты);
- полиграфические материалы (визитки, каталоги, флаеры и т.д.);
- рекламные элементы, используемые для внутреннего и внешнего оформления помещения (вывески, флажки, вымпелы и т.д.);
- сувенирная продукция.
Многие заведения, особенно частной формы собственности, являются активными участниками выставок, семинаров, симпозиумов. Для них мы разрабатываем выставочные стенды, которые позволяют ярко и эффективно представить образовательное учреждение.
В ходе работы компания «ARTWELL» установила список дополнительных носителей фирменного стиля, которые, помимо перечисленного выше стандартного набора, необходимы вузам и школам:
- грамоты, дипломы, сертификаты, листы благодарности;
- дневники, тетради, учебные пособия, методички;
- кубки, медали, значки;
- воздушные шары, флагштоки, флаги, вымпелы;
- нагрудные значки, нашивки для одежды;
- электронные пропуски;
- стенды и стенгазеты.
Специфические задачи фирменного стиля в учебных заведениях
Выпускники школ и вузов переходят из субъектов влияния брендинга в объекты, которые сами влияют на формирование имиджа заведения. Именно поэтому важно, чтобы действие фирменного стиля сводилось не к наличию необходимой атрибутики, а имело более глубокий эффект.
Каждое учебное заведение стремится к созданию особой внутренней атмосферы, особого духа. Чувство единения, причастности к большому целому создают те вещи, которые являются общими для всех. Эти функции выполняет фирменная одежда. Когда речь идет об образовательных заведениях, стоит выделить две особенности:
- в отличие от других организаций, вузам и школам необходимо использовать фирменный стиль в одежде не только персонала, но и потребителей услуг, а именно школьников и студентов;
- фирменная одежда, в основном ее понимании (униформа), применима только в школах, для других заведений характерно использование только ее отдельных элементов, или же фирменный стиль сводится к составлению дресс-кода, который определяет основные правила выбора одежды и аксессуаров.
Возможные варианты использования фирменной одежды для учебных заведений:
Для школ и вузов важную часть деятельности составляет участие в различных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Они могут носить разный характер: интеллектуальный, развлекательный, спортивный. Любая атрибутика с логотипом, фирменным цветами необходима для создания чувства общности, единения. Для этого используются флаги, плакаты. Каждое учебное заведение должно иметь собственный набор наград, сувениров, которым поощряются победители конкурсов и соревнований.
Стоимость и сроки
Компания «ARTWELL» предлагает своим клиентам услуги, которые являются оптимальным вариантом в разрезе соотношения таких критериев, как качество-цена-сроки. Команда штатных специалистов и квалифицированные удаленные сотрудники будут задействованы для создания фирменного стиля учебного заведения, выполнив огромный объем работ в четко установленные сроки.
Работа по созданию фирменного стиля учебного заведения осуществляется в несколько этапов:
- сбор и анализ информации:
- внутренняя диагностика: история и традиции учебного заведения, ценовая политика, цели и задачи;
- изучение аудитории, сегментирование аудитории для определения наиболее эффективных форм взаимодействия;
- оценка внешней среды, изучение конкурентного окружения;
- инкубация идей, создание концепции;
- работа над фирменным блоком: логотип (герб), слоган (девиз), фирменные цвета и шрифты;
- работа над созданием носителей фирменного стиля учебного заведения:
- документация;
- полиграфия;
- сувенирная продукция;
- элементы наружной рекламы и пр.
Состав команды:
Бизнес-аналитик
Маркетолог
Арт-директор
Графический дизайнер
Копирайтер
Срок: от 10 дней
Одновременно с выполнением работ по созданию фирменного стиля компания «ARTWELL» предлагает своим клиентам сотрудничество в проведении рекламных кампаний в СМИ, Интернете, на внешних носителях. К примеру, для некоторых учебных заведений будет актуальным предложение по созданию не просто сайта-визитки, а, например, закрытой социальной сети для общения учеников и студентов или портала дистанционного образования для филиалов, студентов заочных отделений. В рамках автоматизации процессов мы готовы предложить системы онлайн-дневников, которые позволят родителям контролировать успеваемость учеников и студентов через интернет или смс-сообщения.
Структура нашей компании позволяет браться за серьезные многозадачные проекты, гарантируя заказчикам стабильно успешные результаты. Это удается за счет работы собственной системы проверки качества. Единовременное выполнение работ по нескольким направлениям не только обеспечит эффективность, но и позволит существенно сократить временные и материальные затраты.
Заполните заявку внизу, чтобы получить бесплатные консалтинговые услуги по вопросам развития бренда учебного заведения. Консультации также предоставляем по телефону или в одном из представительств «ARTWELL».
Источник