Готический стиль арка свод окно

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Готические своды

Для готической архитектуры была характерна каркасная система, благодаря которой зодчие Средневековья смогли изменить распределение нагрузки на несущие стены здания и облегчить перекрытия.

Совокупность особых конструктивных приемов, применявшихся в строительстве готических зданий, позволили сделать их облик легким и воздушным, стройным и устремленным ввысь.

Руины собора аббатства Сен — Жан де Винь в Суассоне показывают обнаженный каркас фасада готического здания.

Из романской архитектуры в готику пришла традиция возведения сводов, состоящих из шести и из восьми частей. При этом весьма необычно выглядит свод, состоящий из пяти частей, который мы можем наблюдать в Староновой синагоге в Праге.

Староновая синагога в Праге

Главным элементом, характерным для всех построек в готической стилистике считается нервюрный крестовый свод. Он выполнял роль важнейшей конструктивной единицы в процессе проектирования и возведения соборов .

По сути, нервюр — это каркасная арка, нагрузка от которой облегчалась благодаря применению диагональных ребер и распределялась на угловые опоры. Тем не менее, вес подобных сводов был невероятно велик. Архитекторы искали пути решения способом усиления каркасных арок, образованных на пересечении крестовых сводов.

Читайте также:  Красивые орхидеи для дома

Так и возникли различные варианты крепления нервюр в конструкции сводов, которые были и остаются характерными исключительно для готической архитектуры .

Капелла Клюни — нервюры свода опираются на пяты, расположенные на стенах.

Типы готических сводов

Среди самых распространенных типов постройки сводов в готике можно назвать следующие:

  • Звездчатый свод — получается в результате введения дополнительных ребер и оставляет нетронутым основной несущий крест.

Образец звездчатого свода

  • Сетчатый свод — ребро переходит к противоположному углу не плавно, а с переломами.

Сетчатый каркасный свод

  • Веерный свод — ребра расходятся от вертикальной опоры, подобно струям фонтана.

Веерный свод

Веерный свод был наиболее характерным конструктивным элементом в английской готической архитектуре — так называемой » распластанной готике».

Веерный свод

  • Сотовый свод — его также часто называют алмазным — характеризуется большим количеством ребер. В результате на потолке получается удивительно красивый рисунок, состоящий из множества нервюр.

Сотовый свод производит впечатление прекрасного цветка

  • Крученый свод — его ребра образуют сложные кривые в пространстве. Благодаря этому структура свода получается удивительно красивой и необычной.

Образцы крученных сводов

  • Шестичастный свод — представляет собой усложненный вариант крестового свода, образованный путем введения вспомогательных нервюр, делящих свод на шесть частей.

Шестичастный свод

  • Крестовый свод — наиболее простой вариант нервюрного каркасного свода, характеризующийся наличием шести арок и четырех полей запалубки.

Крестовый свод

Благодаря различному типу расположения ребер, они создают в сводах различные рисунки. Основной внутренней опорой, которая несет ребра и передает нагрузку от них на фундамент, являются пилоны, обычно имеющие богатую профилировку.

К пилонам часто добавляют дополнительные опоры таким образом, что получается целый их пучок. В период поздней готики в архитектуре зодчие возвращаются к пилону простого круглого или квадратного плана.

Готические своды Сен — Шапель

Замковый камень

Своеобразным и уникальным элементом конструкции готических сводов является замковый камень — это клиновидный камень в центре свода или арки, служащий их структурным завершением. Замковый камень соединяет между собой части арок или свода и скрепляет, замыкает их.

Другие названия данной конструктивной детали — » ключ свода» или » замок». Как правило, ключ свода щедро декорировали рельефным орнаментом или украшали скульптурными изображениями.

Замковые камни

Источник

Арки в готическом стиле: традиции и современное исполнение конструкции

Стрельчатые арки — яркий акцент в готической архитектуре. Их форма стала отражением общей концепции строений из камня, когда на смену тяжеловесным романским конструкциям пришли тонкостенные и изящные готические кирхи и костелы, в которых использовался новый способ перераспределения нагрузки.

Массивный цилиндрический свод был заменен на ажурный, крестовый, в котором давление с помощью нервюров передавалось на колонны. Таким образом, конструкция стала легче, что повлекло за собой изменение формы арки. Ранее полукруглая, она превратилась в стрельчатую.

Что такое стрельчатая арка?

Эта конструкция, состоящая из клинообразных камней. Свод образован дугами, пересекающимися под острым углом в виде стрелки. Чем выше и заостреннее была арка, тем меньшую нагрузку она создавала на колонны и опоры. При этом ранее массивный романской свод изменился на ребристый, состоящих из перекрещивающихся нервюров, которые и принимали на себя нагрузку.

Нервюрный крестовый свод — основное отличие зданий готического периода. Рабочий каркас свода состоит из диагональных ребер, несущих основную нагрузку. Каркас самого простого нервюра состоит из 4-х арок по периметру и 2-х — по диагонали. Количество нервюр могло увеличиваться — при этом арка получала дополнительную выразительность за счет сложности конструкции.

Готическая арка в современном интерьере

Для поддержания готического стиля помещение должно обладать определенными базовыми характеристиками:

  • достаточная высота потолков. Любые арки понижают исходную высоту помещения минимум на 10 см. Доя островерхих готических арок, этот показатель приближается к 30-40 см. Длинные и узкие проемы окон и дверей должны быть значительными по высоте — лишь в этом случае будет достигнут нужный эффект;
  • отделка стен из камня;
  • наличие кованых предметов в оформлении;
  • натуральная мебель с характерными особенностями; высокими спинками стульев, обшивкой сидений из кожи, бронзовая или металлическая фурнитура;
  • массивные каскадные светильники на цепях, настенные бра в виде факелов или стеклянных узких форм.

Отделка арок при этом должна гармонировать с общей отделкой в помещении. Для межкомнатных конструкций (арка на кухню, в гостиную, в спальню) допускается облицовка темным деревом или МДФ под древесину, оформление проемов камнем (натуральным или искусственным).

Также для межкомнатных и оконных арок характерно использование витражных вставок. Для этих целей подойдут полотна с характерными готическими орнаментами, выполненными в технике «Тиффани», фьюзинг, заливка, классический витраж. Чтобы не удешевлять конструкцию, лучше не использовать пескоструйные и пленочные витражи.

Интерьер в готическом стиле прекрасно дополнят гобелены, кожаные шкуры вместо ковров, массивная мебель с декоративными узорами и орнаментами. Это направление очень эффектно, и позволяет получить стильную комнату с запоминающимся характером.

Источник

Готический стиль в архитектуре.

Готический стиль в архитектуре зародился в Европе в зрелом и позднем средневековье (12-15 века). Готика сменила архитектуру Романского стиля и в свою очередь уступила место архитектуре Ренессанса.

Термин «готика», «готическая архитектура» происходит от слова «готы» — варварские племена с севера. Термин возник позже (в Новое время) как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами и подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от античного искусства Древнего Рима.

В эту эпоху средневековья роль Церкви в жизни общества достигало максимального влияния. Церковь занималась не только религиозными делами, но активно вмешивалась в политику, экономику, образование, искусство. В те времена развитие науки полностью было сосредоточено в рамках Церкви. Поэтому готический стиль изначально зародился именно в церковном строительстве, а уже после перешёл и на светскую архитектуру.

Собор в средневековье был центральным местом любого города. Его регулярно посещали множество прихожан, в нём обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях. Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым.

Новые требования жизни с одной стороны и развитие науки и техники с другой стороны, стали предпосылками к появлению технически сложного готического тиля. Решающим фактором стало открытие нового способа распределения нагрузки: вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определённых точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас:

Отличием от предшествующих стилей стало то, что свод перестали опирать на сплошные толстые стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами, вынесенными наружу здания.

Такая конструктивная схема была открыта ранее — в предшествующую эпоху Романского стиля. Но более монументальный готический стиль привнёс свои новые особенности, которые отражены на данной схеме:

Эти конструктивные решения позволяли не только экономить строительные материалы, но и сделать внутреннее пространство храма более просторным, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Готические храмы задумывались таким образом, чтобы они были способны вместить в себя жителей всего города одновременно. Пространство между колоннами заполнялось тонкими стенами, покрытыми резьбой, или цветными витражами в стрельчатых арочных проёмах. Увеличение площади остекления улучшило освещённость нефа.

Всё это сделало возможным также и радикальное увеличение высоты зданий в сравнении с предшествующим Романским стилем .

Конструктивные и художественные элементы готического стиля:

контрфорс — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию;

аркбутан — наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов на опорный столб (контрфорс), расположенный за пределами основного объёма здания;

пинакль — декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом;

нервюры (фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро каркасного крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр образует каркас, облегчающий кладку свода.

Готические своды Сен-Шапель — часовни-реликварии на территории бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже:

Своды готического собора:

масверк — готический декоративний каркасный орнамент, все элементы которого построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Выполняется глубоким рельефом на деревянных либо каменных конструкциях.

● Вимперг — (нем. Vimperg) – высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).

● Трифорий — невысокая декоративная галерея в средневековых соборах Западной Европы , расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы от среднего.

Родиной готической архитектуры является Франция. Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Базилика аббатства Сен-Дени в Париже:

Собор Парижской Богоматери в Париже:

В каждой европейской стране готика имела свои особенности, но в целом можно выделить три периода развития этого стиля, характерные для всех:

Р анн яя готик а . Главные отличительные признаки :

● Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)

● Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов

● Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности

● Важные росписи по стеклу

● Членение стен 4-х зонное

● Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами

● Богатая орнаментика капителей

● Исключительно стрельчатые арки

З рел ая готик а . Главные отличительные признаки :

● Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые

● Членение стен 3-х зонное

● Тонкие разделяющие стены

● Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов

● Колонны составные (пучкообразные)

● Крыши башен ажурные

П оздн яя готик а . Главные отличительные признаки :

● Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом

● Более высокие аркады

● Более декоративно насыщенная (стиль Изабелла с 1475, стиль П латереско — соединение восточных и мавританских влияний)

● Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)

● Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В Г ермании поперечный неф вовсе отсутствует

● Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого

● Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах

● Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)

● Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями