Характеристика современного состояния процесса проектирования одежды

Современные методы проектирования швейных изделий

2. Современные методы проектирования швейных изделий

Процесс создания любой новой вещи можно представить в виде следующей схемы: спрос-планирование-прогнозирование-проектирование-производство-тиражирование-распределение-потребление. Исходный пункт творчества дизайнера- потребности человека и общества в целом. Основа любого дизайна- учет всесторонних потребностей потенциального потребителя. Именно это изучение потребностей и является основным содержанием предпроектного анализа при создании новой вещи.

Предпроектный анализ- проводимое на начальном этапе проектирования исследование и сопоставление данных о желаемых функциях вещи, об облике проектируемого изделия, о способе изготовления, о наличии аналогов предполагаемого объекта. Такой анализ помогает выявить недостатки существующих изделий, а также пожелания потребителей.

Кроме предпроектного анализа, при проектировании нового изделия прибегают к социально-экономическому анализу, функциональному анализу, функционально-стоимостному анализу, анализу формы и технологическому анализу.

Моделирование- отображение, представление или описание целостного объекта(системы объектов), ситуации или процесса. Выделяют художественно-образное моделирование, математическое моделирование, проектно-графическое моделирование, объемное моделирование и словесное моделирование.

Самый распространенный метод моделирования- ретроспективное моделирование, основанное на анализе прототипов и аналогов, и постановке на базе этого анализа проектной задачи. Однако, этот метод не позволяет выполнить основную задачу дизайна- создание новых вещей, а дает лишь возможность совершенствовать уже существующие. Другим методом моделирования является конструктивное моделирование- видоизменение функций и морфологии вещи. Конструктивное моделирование может быть коррективным, переходным, проективным. Самым инновационным методом проектирования в дизайне является перспективное моделирование, которое занимается изучением желательных перспектив развития общества и разрабатывает проекты, которые могут способствовать достижению этих перспектив.

Дизайнер способен самостоятельно спроектировать и изготовить изделие без участия других специалистов, так как владеет всеми необходимыми навыками. Но если речь идет о промышленном проектировании, то на разных его стадиях в работе принимают участие и другие специалисты. Прежде всего, конструктор и технолог.

Читайте также:  Платье бельевого стиля с футболкой

Проектирование одежды- создание нового образа одежды с заданными свойствами, включающее исследование, создание эскизов, макетов, моделей, расчеты и построение чертежей изделия, изготовление опытных образцов. Проектирование одежды, подобно проектированию вообще, включает в себя те же этапы и использует те же методы. На основе исследования спроса потребителей и анализа аналогов, рождается творческая концепция, которая находит воплощение прежде всего в образе. Он рождается прежде всего на бумаге при создании эскиза и затем воплощается в макет, а затем в модель, либо в работе с материалом при макетировании , а макет позднее воплощается в модель.

Моделирование формы костюма- организация материала в соответствии с композиционной идеей костюма, воплощение идеи модели одежды непосредственно в материале. Результат моделирования- готовая вещь.

Конструирование одежды- разработка конструкции(построения, взаимного расположения и конфигурации частей) модели одежды. Состоит из следующих этапов- выбор методики, разработка чертежей изделия для эскизного проекта, расчет, построение чертежа(с использованием индивидуальных или стандартных мерок), изготовление лекал, составление рабочей документации.

Техническое моделирование-разработка чертежей и образца одежды по базовой модели или ее графическому изображению. Разработанный образец служит эталоном формы и конструкции для массового производства.

Технология-совокупность методов обработки, изготовления или переработки сырья, материалов или изделий в процессе производства, совокупность приемов и способов изготовления одежды.

3. Изготовление лекал

Изготовление лекал должно соответствовать техническим требованиям к их изготовлению и оформлению, разработанным ВНИИМП и утвержденным Госкомлегпромом.

В зависимости от назначения лекала подразделяют на лекала-оригиналы, контрольные и рабочие.

Лекала-оригиналы используют для изготовления и проверки контрольных лекал. На каждой детали лекал-оригиналов указывается наименование детали, номер модели, размер изделия, рост, ее назначение (подкладка, мех), направление волосяного покрова или долевое направление нити, размерные линии, допускаемые отклонения нити основы. Там же ставится дата и подпись автора.

На одной из крупных деталей (стан, полочка) дается перечень деталей, их количество в комплекте, и назначение, зарисовка внешнего вида изделия, подписанная модельером.

Лекала-оригиналы изготавливают из бумаги патронной марки Б (ГОСТ 876—75) и картона электроизоляционного марки ЭВ (ГОСТ 2824—75).

Контрольные лекала служат для изготовления рабочих лекал и периодической их проверки. Выполняют их из картона электроизоляционного марки ЭВ (ГОСТ 2824—75), шпульного (ТУ 81-04-112-7) и бумаги патронной марки Б (ГОСТ 876—73).

Рабочие лекала используют непосредственно в производственном процессе. Их подразделяют на основные и вспомогательные.

Основные рабочие лекала предназначаются: для раскроя деталей, подкладки, прикладных материалов; для выполнения рабочих обмеловок, раскладок, окончательной обрезки готового скроя; для контрольных проверок.

Вспомогательные рабочие лекала применяются для разметки деталей и мест расположения карманов, петель, пуговиц, боковых швов, линий подгиба краев, бортов и низа изделия, контрольных точек, вытачек и др.

Рабочие лекала для изготовления раскладок и проверки скроя (кроя) изготавливают из бумаги и картона тех же марок, что и контрольные; лекала для раскроя деталей меха, подкладки и прикладных материалов — из картона электроизоляционного марки ЭВ (ГОСТ 2824—75), обивочного водостойкого марки ОВ (ГОСТ 6659—73) или металла, гетинакса, винипласта и др. Срезы лекал из картона могут быть окантованы металлической лентой.

Лекала, изготовленные из бумаги и тонкого картона, вырезают ножницами или специальными приспособлениями с дисковыми ножами. Для вырезания лекал из более плотного картона, гетинакса, винипласта, металла и других материалов применяют различные машины: ВЛН-2, ВЛВ-1, ВЛО-1.

Для раскроя деталей на прессе используют резаки с двусторонней заточкой, изготовляемые в соответствии с контрольными лекалами. Измерение площади лекал производят машинами или приборами. В основном площадь лекал измеряют на машине ИЛ-1 или ИЛ-2.

Планиметром «Геодезический» измеряют лекала небольших размеров (воротников, лацканов, карманов, деталей головных уборов и т. п.).

Можно измерить площадь лекал геометрическим способом. Лекало делят на геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники, трапеции и др.), измеряют площади отдельных фигур (пользуясь формулами), подсчитывают суммарную площадь каждой детали, а затем общую площадь деталей.

Для устранения возможных неточностей вследствие усадки картона (или подреза краев деталей) контролер ОТК периодически проверяет лекала.

Техническими требованиями предусмотрены следующие сроки проверки лекал: лекала-оригиналы проверяют не реже одного раза в год по табелю мер технического описания модели; контрольные — не реже одного раза в год по табелю мер и лекалам-оригиналам; рабочие — систематически по контрольным лекалам и табелю мер; лекала из картона с металлической окантовкой — один раз в квартал; лекала из металла, гетинакса, винипласта и других материалов — два раза в год.

После проверки на лекалах ставят дату и штамп «Проверено» с подписью проверяющего. Дату проверки лекал из металла, винипласта и других материалов регистрируют в специальном журнале.

Лекала, которые по каким-либо причинам не могут быть использованы для дальнейшей работы, заменяют новыми.

Лекала-оригиналы находятся в технологических лабораториях, контрольные и рабочие — в лекалотеках, откуда их по мере надобности выдают рабочим одновременно с заданием.

Хранят лекала в подвешенном состоянии на кронштейнах.

Источник

Общая характеристика и этапы проектирования одежды

В условиях индивидуального производства

Конструирование — это создание конструкции какого-либо предмета, в частности одежды, с разработкой его проекта.

Конструкция — построение, устройство чего-либо. Для одежды это ее детали, их соединение, используемые материалы.

Проект представляет собой замысел, план построения чего-либо, ко­торый оформляется в виде конструкторской документации.

Проектирование в общем смысле — это совокупность (комплекс) ра­бот по созданию нового образца изделия; может включать исследования, расчеты и обоснования, создание эскизов изделий, их моделей в материале, построение чертежей, а также изготовление и испытание опытных образцов.

Проектирование часто сопровождается макетированием, т.е. изготов­лением макета изделия в каком-либо материале. Применительно к одежде макет представляет собой изделие в натуральную величину. Это возмож­но потому, что затраты времени и материалов при изготовлении образца изделия несравнимо меньше, чем, например, при изготовлении макета ав­томобиля или станка. В швейном производстве макетирование называют моделированием.

Таким образом, проектирование одежды включает два последователь­ных этапа:

творческий, к которому относится разработка эскиза будущей мо­дели, а также ее конструкции, включая образец в натуральную ве­личину из заданных материалов;

технический, включающий разработку конструкторско-технологической документации, необходимой для запуска проекта изделия в производство.

С 1971 г. проектирование всех видов изделий промышленного изго­товления производится с учетом требований специальных стандартов в виде Единой системы конструкторской документации (ЕСКД). ГОСТы ЕСКД определяют этапы проектирования, их содержание, требования к оформлению конструкторской документации.

При изготовлении одежды по индивидуальным заказам населения про­цесс ее конструирования усложняется, а подготовка конструкторской до­кументации исключается или сокращается до минимума по сравнению с массовым производством.

Индивидуальные особенности заказчика учитываются на этапе созда­ния эскиза модели и разработки конструкции изделия. Отсутствуют ста­дии изготовления окончательных лекал, их градация и оформление техни­ческого описания на новую модель одежды.

Проектирование одежды для индивидуального производства может быть организовано на отраслевом уровне и на уровне предприятия-изготовителя. В этом случае конкретный потребитель одежды неизвестен и конструирование женской одежды ведется на фигуры манекенщиц. На­правляющая коллекция включает как остромодные изделия, так и изделия «умеренной» моды текущего сезона. Последние создаются художниками-модельерами с учетом спроса населения и сложившихся условий произ­водства. Организуются показы коллекций для пропаганды моды и для по­вышения квалификации специалистов.

Для знакомства закройщиков со способами получения модных форм в экспериментальных лабораториях разрабатываются перспективные базо­вые конструкции в остромодных вариантах, как правило, одного средне­го размера. В настоящее время в индивидуальном производстве часто применяют раскрой моделей по лекалам базовых конструктивных основ (БКО).

Базовые конструктивные основы создаются на 2 — 3 года с учетом рекомендаций перспективной моды. Эти рекомендации устанавливают ве­личины прибавок на свободное облегание, виды членения и способы фор­мообразования изделий. БКО разрабатывают по каждому виду одежды на различные силуэты, покрои, с учетом половозрастных групп. На них оформляются техническая документация и каталог зарисовок перспектив­ных моделей («папка» художника-модельера).

На предприятиях службы быта может выполняться корректировка кон­туров обмелки БКО применительно к размерным признакам конкретной фигуры. Используются также типовые раскладки деталей БКО. Могут соз­даваться и универсальные базовые конструкции, которые учитывают группу моделей и включают детали с максимальным количеством члене­ний.

После конструкторской и технологической проработки образцов на­правляющей коллекции и обучения специалистов ателье приемам конст­руирования и изготовления новых моделей оформляется техническая до­кументация на БКО. Она включает:

• образцы моделей (эталоны);

• лекала базовых конструктивных основ и отделочных деталей;

• техническое описание модели или группы моделей.

Индивидуальное (оперативное) конструирование изделий осуществ­ляется по заказам населения непосредственно в ателье или домах быта. Исходными данными при этом являются:

• каталоги зарисовок моделей, БКО и «папки» художников, получен­ные из экспериментальных лабораторий, журналы мод;

• размерные признаки заказчика;

• перечень требований, предъявляемых заказчицей к модели;

• свойства конкретных материалов.

Процесс конструирования включает следующие этапы.

1. Фигуру заказчицы изучают по ее внешним данным. Устанавливают
(хотя бы зрительно) некоторые важные при моделировании и конструиро­вании свойства материалов. Заказчице предлагают на выбор несколько эс­кизов моделей и детально обсуждают с ней основные узлы и решения, вы­бирают окончательный вариант модели. Для обеспечения качества работы
в ателье введена должность художника-консультанта.

2.Непосредственно в салоне ателье с участием заказчицы оформляют
паспорт-заказ. В нем содержится краткое описание модели: зарисовка фа­
сонных особенностей, данные о количестве материалов, измерения
фигуры. Обычно на бланке заказа схематически изображают контуры фигуры.

3. Производят обмер фигуры заказчицы, строго соблюдая правила об­мера. По его результатам, сравнивая отдельные размерные признаки, ус­танавливают тип фигуры и ее отклонения от типовой.

4. Производят построение чертежа конструкции модели, чаще всего,
используя расчетно-графические методы. Они включают расчет и по­
строение основы конструкции и внесение в нее модельных особенностей в соответствии с эскизом модели. Можно выполнить наколку изделия либо его отдельных узлов или использовать БКО.

5. Осуществляют раскрой основного материала. Раскрой может осуще­ствляться как по первичным шаблонам деталей (без припусков на швы),
так и в результате построения деталей непосредственно на ткани.

6. Выполняют подготовку изделия к первой примерке. Проводят при­-
мерку изделия на фигуре заказчицы. Существуют приемы и правила под­
готовки, проведения примерок и рекомендации по устранению дефектов
конструкции. Изготовление изделий может выполняться с одной или
двумя примерками. Можно использовать специальный жилет и бес-­
примерочный метод.

7. Производят окончательное изготовление изделия, расчет затрат,
сдачу изделия заказчице.

Иногда, например, при разработке новых перспективных конструктив­ных основ в условиях экспериментальной лаборатории на них оформляет­ся конструкторская документация. Ее состав и объем определяются видом оказываемых услуг населению. Это может быть изготовление пар­тии изделий по заказу (униформа, фирменная одежда и т.д.), изготов­ление полуфабрикатов или мелких партий изделий без предваритель­ных заказов.

Состав конструкторской документации в этом случае аналогичен тех­нической документации для массового производства. Он включает:

• образец базовой модели (эталон);

• полный комплект всех видов лекал с учетом их градации по разме­рам и ростам;

• техническое описание базовой модели и ее вариантов.

Одним из перспективных направлений развития процесса конструиро­вания одежды является совмещение раскроя изделий на индивидуальную фигуру с изготовлением их в поточном производстве. В этом случае ис­пользуется безнастильный раскрой с помощью автоматизированных ком­плексов.

Для разработки чертежей конструкций новых моделей изделий, изго­тавливаемых по индивидуальным заказам, чаще всего применяют Единый метод конструирования’ одежды (ЕМКО), разработанный ЦОТШЛ (Центральной опытно-технической швейной лабораторией). Это расчетно-графический метод, который предусматривает два этапа построения кон­струкции. Сначала строится силуэтная основа заданного покроя, а за­тем в Нее вносятся модельные особенности в соответствии с эскизом модели.

Т ребования к женской одежде

Требования к одежде можно разделить на несколько различных по ха­рактеру и содержанию групп. Наиболее важными из них являются требо­вания к одежде как к предмету потребления. Вторая группа требований включает технико-экономические, т.е. требования, учет которых обеспе­чивает изготовление изделия с минимальным расходом материалов и за­трат времени.

Потребительские требования к одежде можно разделить на пять ос­новных групп: функциональные, эстетические, эргономические/ эксплуа­тационные и социальные.

Функциональные требования — это соответствие изделия условиям его эксплуатации. Оно выражается в том, что каждый вид женской одеж­ды по своим размерам, конструкции, используемым материалам должен соответствовать назначению, условиям носки, а также внешнему и внут­реннему облику женщины. Другими словами, для каждого рода деятель­ности и отдыха нужна соответствующая одежда.

В зависимости от назначения женская одежда может быть следующих видов: белье, легкое платье и верхняя одежда. Кроме того, ее различают по времени и месту использования: для торжественных случаев, повсе­дневная и др. По сезону женская одежда делится на зимнюю, внесезон­ную, демисезонную и летнюю, а по используемым материалам — на. одеж­ду из тканей, меха, трикотажа, кожи и др.

По форме, конструкции и композиции женская одежда должна соот­ветствовать возрасту заказчицы.

Эстетические требования — это прежде всего соответствие одежды современным требованиям стиля и обеспечение индивидуальности женщины. В настоящее время в основу стиля положен принцип предельной гармонии между человеком и окружающим его предметным миром. Ос­новную роль при этом играют целесообразность, демократизм, четкость и совершенство линий и форм в одежде.

Одним из важнейших эстетических свойств женской одежды является следование направлению моды. Ежегодно проводятся методические сове­щания и показы направляющих коллекций одежды. Направление моды представляет собой рекомендации по видам одежды, силуэтам и покроям, материалам и отделкам, которые обеспечивают современный стиль раз­личных видов одежды.

Эстетические требования к одежде обеспечиваются хорошей взаимо­увязкой формы, конструкции и материала. Свойствами материала, кото­рые влияют на эстетическое восприятие изделия, являются драпируемость, поверхностная плотность, волокнистый состав, учет оформления поверхности ткани и ее цветового решения. Все эти свойства соотносят с силуэтом и фасоном конкретной модели на конкретную фигуру заказчицы. Безупречный товарный вид одежды достигается, с одной стороны, тщательной разработкой формы, а с другой — точностью и совершенством обработки и отделки изделия. Все открытые для зрительного восприятия элементы модели должны быть четко и точно обработаны.

Эргономика — наука, которая изучает условия труда и быта человека с целью создания комфортных условий его деятельности. Следование реко­мендациям этой науки при проектировании женской одежды обеспечивает эргономические требования к ней.

От одежды в процессе эксплуатации требуется, чтобы она была не только красива и прочна, но и удобна. Это обеспечит хорошее настроение и самочувствие человека в бытовой одежде, а также безопасный труд в производственной одежде.

Эргономические требования предполагают:

• соответствие изделия антропометрическим характеристикам данной
фигуры, т.е. ее размерным признакам;

• целесообразные размеры изделия и его отдельных частей. Громозд­кие вещи неудобны, некрасивы, мешают в работе и отдыхе. Одежда по размеру меньше требуемой ограничивает и затрудняет движе­ния. Чтобы женская одежда не стесняла свободы дыхания и движе­ния, при выборе прибавок на свободное облегание необходимо учи­тывать изменения размеров тела женщины в динамике. Установлены покрои, которые являются наиболее эргономичными;

• удобство одежды в пользовании достигается и рациональным расположением застежки, карманов, наличием разрезов, складок, вырезом горловины и другими элементами в одежде;

• одежда должна быть легкой, хорошо сниматься и надеваться.

К группе эргономических требований к одежде относятся и ее гигие­нические свойства. Одежда служит для создания и поддержания ком­фортных условий для жизнедеятельности организма. В то же время одеж­да является надежным средством защиты от неблагоприятных воздей­ствий внешней среды (холода, влаги, действия солнечной радиации , и др.).

По мнению гигиенистов, температура воздуха под одеждой должна быть близкой к 33 °С, допустимое содержание углекислого газа — 0,08 %, влажность воздуха — 20 — 40 %; должно обеспечиваться тепловое равнове­сие организма женщины и окружающей среды.

Кроме того, одежда — это барьер, который предохраняет организм от высоких и низких температур.

В климатических условиях нашей страны важное значение имеют теп­лозащитные функции отдельных видов женской одежды. Так, при проек­тировании спецодежды можно рассчитать величину ее теплового сопро­тивления с учетом температуры атмосферного воздуха, скорости ветра, энергозатрат человека и времени пребывания его в заданных условиях. Установлено, что на теплозащитные свойства одежды большое влияние оказывают толщина пакета (состав слоев) и конструкция изделия. Особен­но важны покрой, силуэт модели, а также вид застежки и использование специальных защитных элементов (капюшоны, напульсники по низу рука­ва, пояс по талии и др.). Большое влияние на теплозащитные свойства из­делия оказывают теплофизические свойства материалов.

Для сохранения комфортного микроклимата в одежде ее конструкция и используемые материалы должны обеспечивать достаточную вентилируемость пододежного слоя воздуха. Это достигается такими свойствами ма­териалов, как воздухопроницаемость, гигроскопичность, паропроницаемость. Можно улучшить своевременное удаление выделяемой кожей вла­ги и углекислоты за счет проектирования отлетных кокеток, отверстий под рукавом, стежки изделий из материалов с покрытиями.

Следует отметить, что гигиенические свойства одежды зависят от за-грязняемости тканей. Меньше загрязняются шерстяные ткани с гладкой поверхностью. В одежде из трудностирающихся материалов следует избе­гать сложных швов и карманов, сборок и других элементов.

На самочувствие человека в одежде влияет и масса (вес) одежды. При увеличенной массе верхней одежды появляется усталость, снижается ра­ботоспособность. Масса верхней женской одежды снижается за счет ис­пользования легких утепляющих материалов и облегченных тканей.

Одежда для лета должна защищать тело от теплового и химического воздействия солнечных лучей, но должна пропускать инфракрасные излу­чения тела (гладкая и светлая поверхность ткани).

Любое изделие для человека, в том числе и одежда, должно обладать необходимой прочностью и формоустойчивостью при эксплуатации (эксплуатационные требования).

Прочность оценивается способностью одежды оказывать достаточное сопротивление усилиям, действующим на детали и их соединения. Вели­чина нагрузки зависит от телосложения женщины, вида движений и при­бавок на свободное облегание. Максимальные нагрузки испытывают уча­стки одежды в области ягодиц, лопаток, полочки в области карманов, ру­кав — по локтю. Прочность одежды определяется прочностью материалов и швов.

Хорошее сохранение внешнего вида изделия обеспечивается несми-наемостью материалов, стойкостью тканей к раздвижке нитей, жестко­стью пакетов одежды. Для создания и сохранения формы изделия на от­дельных его участках используются прокладки, специальные пропитки, учитывается направление нитей основы в деталях при раскрое материалов.

Социальные требования к одежде выражаются в конкурентоспособ­ности изделий. Это особенно важно для индивидуального пошива. Одним из непременных условий здесь является оригинальность и неповторимость каждого изделия с учетом индивидуальных особенностей заказчицы.

Технико-экономические требования к одежде, изготавливаемой в ус­ловиях индивидуального производства, определяются прежде всего его
технической базой. Однако уменьшение затрат времени и материалов при
изготовлении конкретной модели может быть обеспечено и при разработ­ке так называемых технологичных конструкций за счет следующих эле­ментов:

• уменьшения припусков на подгонку изделий на фигуре благодаря тщательному обмеру фигуры, учету свойств материалов, точности метода построения и правильности конструктивного моделирования;

• использования типовых (базовых) основ при разработке новых мо­делей, в частности при выпуске полуфабрикатов или изделий в виде серий моделей на типовые фигуры в условиях индивидуального производства;

• использование (по возможности) цельнокроеных деталей (цельнокроеный с полочкой подборт, манжеты на сгиб и др.);

• использования унифицированных форм и размеров производных деталей (подкладка, прокладки, прикладные детали некоторых кар­манов, пояса, манжеты для некоторых видов одежды и др). Такие детали предварительно отбираются и разрабатываются их лекала по группам размеров;

• использования специальной тесьмы для окантовки срезов, вешалок и других готовых элементов;

• рационального членения деталей подкладки в зависимости от по­кроя изделия.

Кроме обеспечения технологичности конструкций в условиях изготов­ления изделий по индивидуальным заказам необходимо учитывать требо­вания к технологии их пошива и отделки. Должны тщательно соблюдаться основы технологии поузловой обработки и соответствие современному — уровню техники, технологии и организации производства.

Экономические требования включают экономию материалов и уменьше­ние трудоемкости обработки изделий для снижения их себестоимости, определяют доступность изделий для потребителя при их высоком качестве.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 2085 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями