Глава 3. Основные тенденции развития современной техники
1. Развитие современных технико-технологических систем
Делать прогнозы в сфере технознания достаточно сложно, но можно говорить о реальных изменениях в современной технико-технологической системе. К основным тенденциям развития технознания можно отнести:
– наукоёмкостъ технологии, которая основана на применении в технико-технологических разработках современных научных достижений, что приводит к действенной взаимосвязи между фундаментальными исследованиями и их практико-прикладным выражением (при этом прикладные разработки получают теоретическое обоснование), а, следовательно, происходит «технологизация» естествознания и «сциентификация» технознания;
– технологический реализм, который связан с переходом на рубеже XXI в. от «технического оптимизма» (который доминировал в середине XX века и был связан с абсолютизацией возможностей и перспектив развития науки и техники) и «экологического пессимизма» (характерного для 70-80-х гг., когда преувеличивалось бессилие современной цивилизации перед остротой глобальных противоречий) к «технологическому реализму», в рамках которого технические объекты пытаются «вписывать» в естественные (природные) и искусственные (социальные) связи и отношения, оценивать последствия (экологические, социокультурные и др.) реализации технико-технологических проектов;
– техногенный риск, который связан с необходимостью баланса между техническим развитием, экономической целесообразностью и экологической безопасностью техногенных систем: чем сложнее технические системы, а современные технико-технологические системы носят суперсложный характер, тем большая вероятность сбоев в процессе их функционирования как в локальном, т.е. региональном, так и глобальном масштабах (когда сбросы промышленного объекта могут носить локально-региональный, а выбросы радиоактивных отходов – планетарный характер);
– социальный технологизм, который основан на уверенности в том, что технология обеспечивает баланс между первой (естественной) и второй (техногенной) природой, ибо исторические перспективы социума в динамике развития цивилизации больше, чем когда-либо в прошлом, определяются уровнем овладения высокими технологиями (именно технико-технологическое развитие социума обеспечивает реальное продвижение «вглубь» цивилизации постиндустриального типа, где предполагается коэволюция интересов индивидуума, общества и «второй природы» – естественной среды, преобразованной в процессе целенаправленной производственно-хозяйственной и социокультурной деятельности).
2. Основные направления развития современного технознания
Наиболее эффективными направлениями развития современного технознания являются:
– суперкомпьютеризация, которая основана на разработке самообучащихся и быстродействующих компьютеров, обеспечивающих выход на уровень сложных технико-технологических систем в виртуальном выражении, т.е. без создания натурных и физических моделей проектируемых объектов.
– ресурсосберегающие технологии, применение которых позволит не только сократить использование природных ресурсов, но и направить освободившиеся средства на перспективные направления технико-технологического развития.
– генная инженерия, которая всё более активно реализуется в процессе целенаправленного конструирования (не существующих в естественной среде) генов с помощью современных биологических методов (эти методы затрагивают любые биологические объекты, включая и человека: человек под реальным контролем независимых международных организаций становится объектом широких генетических практико-прикладных разработок, например, замена органов и т.п.).
Эти определяющие направления технико-технологического развития, которые в значительной мере начинают реализовываться в конце XX в., имеют ещё большие перспективы в мировой динамике XXI в.
С одной стороны, научно-техническое и технико-технологическое развитие соответствует мировым тенденциям. С другой стороны, в рамках каждого общества разрабатывается и реализовывается национальная научно-техническая политика, которая учитывает собственные приоритеты, экономические возможности, социальные потребности, социокультурные традиции и др.
Россия традиционно занимает лидирующие места в авиационной, космической, ядерной технологиях, в судостроении, в металлургии, в технологии нефтедобычи и переработки и др. Сохранение лидерства в приоритетных для страны направлениях, сочетается с динамикой высокий технологий (компьютерно-информационные системы, микро- и радиоэлектронные технологии, генная инженерия и др.).
Источник
Тенденции развития современной техники
Качественные изменения техники связаны с такими этапами ее прогрессивного развития, которые до этих изменений выполнялись человеком. Современная техника вслед за функциями непосредственного воздействия на объект деятельности и энергетической функции становится способной выполнять управленческие функции.
Развитие функций техники — это развитие функций человека, их усиление, усложнение. Если представить, что техника сможет выполнять функции, которых нет у человека, то это будет уже не техника.
Анализируя современное состояние в развитии техники, можно выделить два главных взаимообусловленных аспекта ее развития. Первый — это автоматизация существующего производства. С понятием автоматизации производства связывают самые различные явления от автоматического станка до автоматизированного производства.
Автоматизированное производство существует пока скорее гипотетически, и каким должно быть автоматическое производство — это вторая и наиболее сложная сторона развития современной техники.
Основные закономерности развития техники детерминируются основными отношениями техники в системе социальной материи и выражаются обусловленностью техники мерой человека и мерой природы, с одной стороны, и влиянием техники на человека и природу, с другой. Таким образом, функционально-морфологические изменения системы технических объектов можно свести к следующим основным взаимообусловленным закономерностям:
тенденция к усилению степени опосредования в отношении человек-природа;
усложнение и развитие системы вариативных социальных функций техники;
качественное усложнение морфологической структуры системы техники, которое выражается в формировании многоуровневых технических объектов.
II. Технология и ее связь с техникой
Определения технологии
Довольно широко термин технология трактуется в Большой Советской Энциклопедии: «Технология … совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, строительстве и т. д. … научная дисциплина, разрабатывающая такие приемы и способы … сами операции добычи, обработки, переработки, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса … описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др. …»
Более узкую и несколько иную по содержанию трактовку дают авторы политехнического словаря: «Технология … совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, применяемых в процессе производства, для получения готовой продукции … наука о способах воздействия на сырье, материалы и полупродукты соответствующими орудиями производства».
Сравнивая данные формулировки предмета технологии, можно говорить о различных принципах подхода к обобщающим определениям. В БСЭ технология понимается довольно широко и делится на объективную (действующую, функционирующую в различных отраслях народного хозяйства) и субъективную (научную).
В политехническом словаре научная сторона технологии сужается до момента взаимодействия определенных орудий труда с предметами труда, т. е. до производственных операций. А это значит, что субъективная сторона технологии сводится к объективной, функционирующей, и по существу научная сторона технологии не признается. В данном случае имеется в виду «совокупность методов … изготовления … продукции», «способы воздействия на сырье … соответствующими орудиями производства» или совокупность процессов и сами процессы, составляющие действующую, практическую технологию, но вовсе не научную, абстрактную сторону этих процессов, которая не включает конкретных орудий труда или человека.
Такая позиция приводит к неверному толкованию обобщающих понятий научной и теоретической технологий, к замене их техническими науками и, в конечном итоге, к метафизике, техницизму.
При анализе практической технологии ее нельзя оторвать от техники и средств труда. Из этого следует, что современная технология неоднозначна по своей сути и имеет несколько аспектов. Важнейшие из них — объективный и субъективный. Последний, в свою очередь, имеет научную и теоретическую сторону.
Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой объективного и субъективного в технологии, то есть с практической и теоретической технологиями. Именно в этом скрыта причина различного толкования терминов.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник
Тенденции развития современной техники
Основные закономерности развития техники детерминируются основными отношениями техники в системе социальной материи и выражаются обусловленностью техники мерой человека и мерой природы, с одной стороны, и влиянием техники на человека и природу, с другой. Таким образом, функционально-морфологические изменения системы технических объектов можно свести к следующим основным взаимообусловленным закономерностям:
— тенденция к усилению степени опосредования в отношении человек – природа;
— усложнение и развитие вариативных социальных функций техники;
— качественное усложнение морфологической структуры системы техники, которое выражается в формировании многоуровневых технических объектов.
Эволюция понятий «технология» и «техника»
Понятие «технология» впервые появилось в Европе по одним источникам в 1772 г., по другим – в 1777 г. В отечественную научную литературу данный термин проник лишь в 1807 г. с выходом первой части учебника по химической технологии И.А. Двигубского «Начальные основания технологии, или краткое показание работ, на заводах и фабриках производимых».
Россия в XVIII в. еще не располагала промышленностью как таковой. Процесс получения товарной продукции называли ремеслами. Лишь с зарождением в конце XVIII – начале XIX в. инженерной деятельности понятие «ремесло» заменяют сначала «делом», затем «искусством» и только в химии — «технологией».
Термин «техника» заменял нынешнее понятие «технология».
В 40-е – 50-е годы XX в. в отечественной литературе происходит дифференциация понятий технология и техника.
В процессе эволюции понятий «техника» и «технология» можно установить особенности, характеризующие их сущность. Одна из них – объединение объективного и субъективного в приведенных понятиях, вторая – диалектическое единство их объективных частей в процессе развития формы и содержания. Из этого можно сделать вывод:
— при определении направлений развития общественного производства и экономики в целом отрывать технику от технологии нельзя;
— для изучения законов и закономерностей развития производства и отдельных производственных систем необходимо путем дифференциации технологии раскрыть ее противоположности и установить связь между ними;
— субъективная часть технологии не может быть однозначной, это разносторонняя и разноплановая система;
— содержанием диалектического единства технологии и техники, движущим началом остается технология.
Периоды развития понятий «техника» и «технология»
Выделяют шесть характерных периодов развития понятий «техника» и «технология».
1. (начало XIX в. – третья четверть XIX в.)
Проникновение термина «технология» в специальную литературу и его закрепление в химии и химических производствах.
2. (третья четверть XIX в. – конец XIX в.)
Распространение термина «техника» и его толкование как совокупности навыков, умений, приемов и знаний по овладению силами природы.
3. (конец XIX в. – первая четверть XX в.)
Господство термина «техника» и толкование его как мастерства в отдельных сферах человеческой деятельности.
4. (вторая четверть XX в.)
Возрождение термина «технология», его распространение. Технология дифференцируется на научную и практическую. Термином техника стали обозначать в основном материальные носители труда.
5. (третья четверть XX в.)
Строгое разграничение терминов «техника» и «технология» при дальнейшей дифференциации последней. Осуществлена попытка сформулировать предмет теоретической технологии.
6. (последняя четверть XX в.)
Термин «техника» окончательно отделен и стал вполне самостоятельным.
Таким образом, техника является предметом рассмотрения исторических и обществоведческих дисциплин как элемент производительных сил в системе общества, и предметом специальных технических дисциплин. Философия техники исследует феномен техники в целом, ее место в общественном развитии, принимая во внимание широкую историческую перспективу.
Принцип техники – в целенаправленном манипулировании материалами и силами природы для реализации назначения человека.
Анализ концепции технологии, эволюции ее понятия, отношений к другим отраслям знаний позволил раскрыть диалектику, дифференциацию, двойственный характер, а также обосновать статус ее как науки и практики.
На всех иерархических уровнях организации технология делится на практическую (объективную), научную и теоретическую.
Общественный статус технологии определяется ее значимостью в жизни человека и влиянием на формы производства, тесной взаимосвязью с потребительными стоимостями, своей целесообразностью.
Технология развивается по двум направлениям: первое связано с проникновением в глубь материи, выходом на атомно-ядерные уровни ее организации, второе – с выходом на широкие уровни управления производством.
Технология тесно связана с другими науками. Она прочно объединяет естествознание, науку и технику, экономику, политику и управление.
Технология базируется на объективных законах, развивается адекватно природе и в зависимости от степени ее освоения.
Характерные особенности технологии в том, что она целесообразна, и процесс ее размножения отделен от материальной субстанции (например, техники), проходя через сознание человека.
В процессе эволюции понятий «техника» и «технология» можно установить особенности, характеризующие их сущность: объединение объективного и субъективного в данных понятиях и диалектическое единство их объективных частей в процессе развития формы и содержания. Диалектика взаимосвязи техники и технологии носит четкий характер. Технология детерминирует развитие техники, является ведущей стороной в этом процессе. Функционирование техники вызывает заранее намеченные изменения в технологическом движении.
1.6. Контрольные вопросы:
1. Правомерно ли существование дисциплины «история науки и техники», что является ее предметом, возможно ли искусственное конструирование предмета?
2. Оцените прошлое, настоящее и будущее научно-технического развития общества?
3. Каково соотношение истории науки и науковедения?
4. Каковы возможности интерпретации выражения «история науки – драма идей, а не драма людей»? В чем различие понятий «когнитивная и социальная история науки»?
2. Развитие техники в древнем мире
(500- 4 тыс. лет до н. э.)
Возникновение и распространение простых орудий труда (см. документы № № 2-4 хрестоматии).
Изобретение орудий труда означало, что предмет, данный природой (камень, палка, кость, раковина), был превращен в орган деятельности человека. Начальным этапом истории первобытнообщинного строя является первобытное стадо. Первобытнообщинный строй предусматривал политическое равноправие с незначительными привилегиями вождя и несущественное имущественное неравенство.
Присваивающий тип хозяйства сопровождался дикостью, которому соответствовало общество, существовавшее за счет охоты и сбора пищи. Варварство – уровень общественной организации земледельческих народов, не достигших цивилизации.
Техника на этом этапе характеризовалась появлением простых орудий: палок, дубин, копий, грубых каменных орудий. Хронологически этот этап охватывает весь древний палеолит, т.е. от 500 до 40 тыс. лет до н. э. Материалом для изготовления простейших орудий служил камень. Первые орудия древнейших людей (питекантропов) — эолиты трудно отличить от расколотых природными силами камней. В качестве сырья для них использовался кремень, который обладает большой твердостью, раскалывается на тонкие пластины с режущими краями и, кроме того, широко распространен в природе.
С течением времени человек вместо эолитов стал изготовлять орудия труда, которым уже сознательно придавалась определенная форма. Эти орудия, получившие название ручных рубил (или ударников), представляют собой кремневые желваки различной величины и формы, поверхность которых с обеих сторон тщательно оббита более или менее частыми и крупными сколами.
Открытие огня и способы его добывания (см. документ № 9 хрестоматии)
Полезные свойства огня: его свет и способность размягчать растительную и животную пищу — заставили первобытных людей позаботиться о его поддерживании. Наиболее древними способами добывания огня являлись: выскабливание, высверливание, выпиливание и высекание огня при ударе камня о железо.
При выскабливании (или выпахивании) огня деревяшку в виде полена, в которой имеется мелкий желобок или бороздка, удерживали коленом. Затем заостренной деревянной палочкой обеими руками водили по бороздке вперед и назад под углом в 30-35°. При большой скорости движения палочки бороздка выскабливается, в конце ее собираются опилки, которые через некоторое время начинают тлеть. При раздувании они загораются.
При высверливании кусок сухого дерева, в котором делается небольшое углубление, кладут горизонтально и поддерживают ногами. Деревянная палочка с несколько закругленным концом вставляется в углубление и затем быстро вращается руками. В результате трения происходит нагревание, и сухой мох, положенный в углубление, опилки или другой какой-либо загорающийся материал воспламеняется.
Выпиливание огня производится следующим образом: берется кусок ствола бамбука толщиною 10-15 см, расщепляется вдоль на две половины, одна из которых кладется на землю полой стороной вниз. Затем из пластинки бамбука изготовляется нож, которым и пилят ствол поперек. Древесина бамбука богата кремнеземом, поэтому очень тверда и сильно нагревается от трения, а сердцевина его способна легко воспламеняться.
Высекание огня при помощи кремня и металла продержалось вплоть до появления спичек. Для успешного применения этого способа необходимо иметь трут, без которого невозможно уловить искру.
Источник