Хронология дизайна по стилям

Style Guide: Исторические стили интерьера

Стиль интерьера ― это совокупность деталей и признаков, отличающих разные направления в отделке, оформлении, меблировке и декорировании помещений.

Стили появлялись постепенно: одни стали отражением эпох, другие формировались в зависимости от особенностей национальной культуры, а третьи определили современные течения в искусстве. Чтобы вы легко ориентировались в дизайне и оформлении помещения, Open Village подготовил настоящий Style Guide, который легко и быстро познакомит вас с основными направлениями в интерьере.

Стили интерьера делятся на следующие группы:

1. Исторические
2. Этнические
3. Современные

И первыми мы рассмотрим исторические стили. Обычно такие стили характеризуют определенный этап развития архитектуры (античный, викторианский и романский стили; готика; ампир; ренессанс; барокко; рококо; классицизм; модерн). Также в эту группу относят стили, попавшие под влияние течения художественного искусства или определенной философии (романтизм, экспрессионизм).

Античный стиль

Этот стиль зародился ещё в 5 веке до н. э., и его история лежит у истоков Древнего Рима и Древней Греции. Это самый старый стиль интерьера, соперничать с которым может только стиль Древнего Египта, который чаще всего относят к этническим стилям. Для своего воссоздания античный стиль требует весьма просторного помещения и наличие присущих ему элементов декора (колонн, ниш, мозаичного пола, настенных фресок) и аксессуаров (картин, ваз, скульптур, статуэток, бюстов).

Романский стиль

Сформировался этот стиль в раннем Средневековье, а потому предполагает стилизацию интерьера огромного помещения, а лучше – замка. Выложенный мрамором пол, полуциркульные арки, круглые или полукруглые окна – все это признаки романского стиля. Сегодня такой стиль будет особенно хорошо смотреться в оформлении просторной гостиной с камином в загородном доме.

Готический стиль

В позднем Средневековье в архитектуру пришла готика, которую характеризуют как “устрашающе-величественный” стиль. Благородная цветовая гамма, витражи, сочетание дерева и камня, стрельчатые своды и резьба помогли готике привить любовь к деталям и вытеснить романский стиль.

Стиль Ренессанс

Наступившая после Средневековья Эпоха Возрождения или Ренессанс славится не только выдающимися произведениями искусства, но и памятниками архитектуры. Ну а вслед за экстерьером появился и интерьер Ренессанса с характерными ему арками с позолоченной лепниной, кремовыми стенами, мебелью с ручной резьбой и инкрустацией. “Красиво и дорого” – вот девиз Ренессанса.

Стиль барокко

В переводе с итальянского этот стиль означает “склонность к излишествам” и лучше, чем эти слова, описать барокко просто невозможно. Обилие вычурных деталей, нарочито подчеркивающих благосостояние и престиж владельца – главный признак такого интерьера. Гобелены, бархат, бахрома, роспись, кисти, сваги и многие другие элементы декора призваны подчеркивать пышность и величие итальянского барокко.

Стиль рококо

Именно в интерьерах рококо жила королева Франции Мария-Антуанетта, предложившая голодающему народу питаться пирожными. В своём время рококо называли “утрированным барокко” : стили действительно немного похожи в своей вычурности, однако французский рококо выглядит более женственным и игривым. Нежная пастельная палитра, обилие золота, узорчатые завитки, ангелы и цветочные мотивы делают этот стиль очень театральным.

Стиль классицизм

Вторая половина 18 века характеризуется более спокойным веянием классицизма. Утомившие своей кричащей роскошью Барокко и Рококо уступили место сдержанной элегантности и строгой аристократичности. Интерьеры в классическом стиле подразумевают зонирование помещений с помощью полуколонн и фронтонов, преобладающую симметрию, светлую цветовую гамму и натуральные материалы. Классицизм не спешит отказываться от таких предметов декора, как массивные люстры, картины и фестоны, но вписывает их в композицию очень гармонично, при этом не перегружая интерьер.

Стиль ампир

Появился стиль ампир в первом тридцатилетие 19 века в Наполеоновской Франции. Однако ампир не продолжил идеи классицизма в сторону неперегруженной элегантности, а добавил мотивы египетской культуры (головы и лапы львов и сфинксов, увенчивающие ножки подлокотников диванов и кресел) и военную символику (шпаги в барельефах, золоченые кисти, шлемы и знамена).

Стиль романтизм

Одновременно с ампиром развивается и другое идейное и художественное направление в культуре – романтизм. В интерьерах этого воздушного стиля отлично сочетаются причудливые и утонченные линии, легкие и основательные конструкции. Кремовые цвета и потолки с плинтусами, обильные драпировки и антикварная мебель, настольные лампы и настенные бра – одним словом изящный подход к оформлению пространства и особое внимание к деталям.

Викторианский стиль

Сформировавшийся во вторую половину 19 века в годы правления королевы Виктории в Великобритании, этот стиль соединил в себе элементы готики и рококо, а также кое-то заимствовал у китайских и индийских этнических стилей. Отличительной особенностью викторианского стиля считается оформление разных комнат в разных стилях. Например, библиотеку традиционно оформляют согласна канонам готики, а дамский будуар в стиле рококо. Обилие дерева, старинные предметы, тяжелые портьеры – признаки интерьера в стиле английской буржуазии.

Стиль модерн

20 век привносит в архитектуру и дизайн интерьера нечто совершенно новое – стиль арт-нуво или модерн. Плавные силуэты и s-образные изгибы настолько не похожи на все то, что было до этого, что модерн считается настоящим революционным стилем. Интерьеры в стиле арт-нуво так же отличает приглушённый свет, природная спокойная цветовая гамма, витражи и цветочные узоры.

Стиль экспрессионизм

Экспрессионизм также появился в начале 20 века. Этот стиль сразу заявил о своей индивидуальности: для максимального воздействия на зрителя экспрессионизму свойственно нарочито искажать традиционные архитектурные формы. То же самое и в интерьере – вызывающая мебель, совмещение разных фактур и материалов, заострённые линии, яркий контраст, игры с пространством и объёмом и многое другое. Экспрессионизм не имеет строгих рамок, главное – чтобы общая картина произвела неизгладимое впечатление.

Стиль ар-деко

В первой половине 20 века во Франции появляется новое течение в изобразительном и декоративном искусстве – ар-деко (иногда арт-деко). Смелые геометрические формы, экзотические предметы, этнические геометрические узоры, пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро) – все это интерьер в стиле ар-деко.

Источник

Хронология дизайна по стилям

Интерьер – это часть архитектуры, если быть точным, то её внутренняя часть. Именно поэтому, изначально (на заре времён), оформлением интерьера занимались архитекторы (раньше их ещё называли зодчими). И именно архитектурный стиль здания, который был в момент его строительства (эпоху), оказывал влияние и на его интерьер.

Сегодня здания и сооружения настолько усложнились, что архитекторам стало труднее следить за всем сразу, и поэтому интерьер чаще оформляют дизайнеры интерьера и декораторы, хотя и архитекторы иногда их тоже оформляют.

Сегодня известно достаточно много различных стилей в интерьере. Изначально все стили развивались постепенно из эпохи к эпохе, по мере развития человечества, науки, техники и архитектуры, начиная от античности и до наших дней. Однако в настоящий период времени, всё чаще возникают стили, которые уже не являются отражением своей эпохи, но по-прежнему обладают своими характерными особенностями.

Всё разнообразие стилей, для более удобного изучения и систематизации, можно условно разделить на две группы: исторические и современные стили интерьера. Главное различие этих двух групп заключается в принципе оформления интерьера.

Итак давайте разбираться, для начала расставим исторические стили в хронологическом порядке:

Античность (Египетский, Греческий, Римский)
Романский ( XI — XII века)
Готический стиль (вторая половина XII—XV веков)
Ренессанс (стиль Возрождения) (XV—XVI веков)
Барокко (XVII — начало XVIII века)
Рококо (середина XVIII века)
Классицизм (XVII — начало XIX века)
Ампир (начало XIX века)
Модерн — (стиль конца XIX — начала XX века)

и поподробнее остановимся на каждом из них.

Античность (Египетский, Греческий, Римский)

Античность стала первым стилем в истории человечества. Почти все стили в последующие века ориентировались на античность, как на совершенный и абсолютный образец. Почти в каждом новом стиле можно разглядеть базу, «фундамент», который остался от античной эпохи.

Основные принципы построения пространства и понятия, которые пришли к нам из античности:
• соразмерность, то есть человек – мера всему. Например, статуи и декоративные элементы делались соответственно росту человека, а не были гигантскими как в Древнем Египте;
• «золотая середина» — важнейший признак совершенства, это именно то состояние, когда все в меру, когда нельзя ни прибавить, ни убавить;
• гармония – философ Гераклит говорил, что гармония должна создаваться через контраст: «Противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и всё через распрю создаётся».
• «золотое сечение» – важнейшее правило построения пропорций в пространстве.
• ордер – система элементов стоечно-балочной конструкции.

Характерная для стиля цветовая гамма: яркие цвета синих, зеленых красок, оттенки красного (терракотового), золотого, звонкий желтый, цвет слоновой кости, черный цвет.

Мебель была выполнена из древесины и иногда покрывалась тканями. Покрывала и скатерти по краю были украшены узором, иногда присутствовала вышивка. Мебель декорировалась наборной мозаикой: слоновой костью, золотом, драгоценными камнями или просто древесиной другого цвета. Формы мебели – простые, ножки мебели – иногда в форме звериных лап.

Орнамент: фигурные и растительные, геометрические и архитектурные элементы. Характерный орнамент – спиральный, а также волнистая линия.
Материалы: дорогие породы дерева, мрамор, бронза, золото, слоновая кость.

*Современный интерьер, решенный в духе Античности, нередко дополняется картинами или гобеленами на мифологические сюжеты.

Все исторические стили интерьера оформлялись с использованием большого числа декоративных элементов (карнизы, молдинги, розетки, резьба по дереву, камню, лепнина и т.д.).

Египетский стиль был в период существования древнего Египта. Для интерьеров этого периода характерно использование ярких красок, много чёрного цвета, различные египетские орнаменты.

Первозданный Египетский стиль в фото и картинах+ варианты создания современного интерьера с элементами Египетского стиля.

Греческий стиль существовал во время Древней Греции (VIII в. до н. э. — I вв. до н. э.). Именно греки придумали т.н. ордерную систему (систему колонн и балок), которая до сих пор применяется в классическом декоре и оформлении интерьера.

Первозданный Греческий стиль + варианты создания современного интерьера с элементами Греческого стиля.

Античность. Римский стиль.

Римский стиль в архитектуре возник во время Римской империи. Римляне изобрели арку и бетон, и повсеместно использовали их. Также римляне усовершенствовали греческую ордерную систему, добавив к ней два своих ордера: тосканский и композитный ордер.
Римский стиль орнаментации заимствовал немало мотивов с Дальнего и Ближнего Востока: шелковые ткани, узелковые ковры, мозаики с типичной восточной орнаментацией из кружев и розеток, изображений слонов, фазанов и т.п.

Первозданный Римский стиль + варианты создания современного интерьера с элементами Римского стиля.

Романский стиль( XI — XII века)
*в простонародье «Стиль средневекового замка»

Мифы современности окрашивают эпоху средневековья в тяжелые и мрачные тона. Но стоит представить великолепные рыцарские турниры, величественные замки, отважного Ричарда Львиное Сердце, — воображение рисует образ удивительного периода развития культуры, подарившего миру романский стиль.

Свое название архитектурный стиль получил в XIX веке на ассоциациях со словом «Рим». Действительно, он возник на руинах великой римской империи, впитав в себя основные черты античного искусства и византийской культуры раннего христианства. Отсюда романскому стилю присуща геометрическая простота конструкций и предельный аскетизм интерьера.

Средневековый интерьер — прежде всего арочные своды, винтовые лестницы, квадратные зубцы бочкообразных или прямоугольных башен. Все они имеют историческую предопределенность. Ведь раздробленные феодальные княжества постоянно находились в междоусобных войнах, и любой рыцарский замок, прежде всего, был неприступной крепостью. Толстые мощные стены, небольшие двери и окна, — все служило для надежной обороны от неприятеля.

Романскому интерьеру, как и средневековым воинам, чужды роскошь и яркие краски. Разве что отдельные акценты в виде замысловатых витражных узоров или рыцарских щитов и флагов. Здесь уместны приглушенные тона натуральных материалов — природного камня, мореного дерева, кованого железа.

Любые отделочные материалы и декоративные элементы должны подчиняться единой композиционной цели — создать атмосферу средневекового замка.

Любой, кто окажется в романском интерьере, должен ощущать себя «как за каменной стеной», внутри мощной крепости. Именно надежные, толстые стены — основной символ этой эпохи. Получить неприступный вид несущим конструкциям поможет натуральный или искусственный камень. Бут, песчаник — пластушка, базальт, туф, сланец, — любой материал, особенно с рваными краями или сколами, создаст нужную атмосферу. А многофигурные барельефы станут отличным декоративным элементом.

Однако настоящее средневековье убедительно поселится в помещении, стоит только придать окнам стрельчатую форму, украсив витражами из темного стекла, а массивные двери снабдить коваными петлями и запорами.

Романский стиль средневековья предполагает, что потолок часто покоится на каменных сводах полуцилиндрической, стрельчатой или крестовой формы. Однако встречаются прямолинейные варианты, отличительной чертой которых являются открытые балки. Массивное темное дерево на беленом потолке безоговорочно создает иллюзию средневекового замка. В центре высокого потолочного свода устанавливают массивную кованую люстру на длинной тяжелой цепи.

Полы в романском интерьере простые и примитивные, но добротные и надежные. Ощущение средневекового замка помогут создать специальные декоративные материалы: галтованный камень, брусчатка, неглазурованная керамическая плитка или подчеркнуто грубый деревянный пол, выполненный из твердой породы и мастерски тонированный под старину. Пол украшать не принято, но встречается декорирование шкурами и безворсовыми коврами нарочито грубой работы.

Правильно подобранная мебель завершает создание средневековой атмосферы. Простые массивные столы, грубые лавки, стулья рубленой формы, — самый лучший антураж для рыцарской эпохи. Нарочито простая, мебель может быть выполнена из дорогих пород дерева, обильно украшена рельефной резьбой, что при внешней суровости создаст ощущение роскоши и самобытного культового изящества.

Отличной находкой станут объемные камины с каменными или тяжелыми деревянными порталами. Непременный атрибут меблировки – добротный сундук с коваными элементами отделки. В средние века это был многофункциональный предмет интерьера,- и стол, и кровать, и шкаф. Поэтому в романском интерьере сундуки и различная кованая мебель будут очень кстати!

Беспроигрышным вариантом станет любая рыцарская атрибутика: доспехи, мечи, и, конечно геральдические щиты. Благо, дизайнерские мастерские и магазины интерьерного декора изобилуют п

Беспроигрышным вариантом станет любая рыцарская атрибутика: доспехи, мечи, и, конечно геральдические щиты. Благо, дизайнерские мастерские и магазины интерьерного декора изобилуют подобными предложениями. Массивные столы не помешает украсить коваными подсвечниками, а стены — витражными светильниками.

На массивных дверях будут уместны добротные железные ручки-кольца, а возле очага множество кованных каминных принадлежностей. Даже если камин искусственный эти детали потребуются для создания настроения.

Декоративный прием «каменная стена» в небольших помещениях используйте крайне умеренно. Если квадратных метров не много, оформите «под камень» только одну стену. Это поможет достичь романского колорита, но убережет от «мрачного» психологического давления в помещении. Остальные стены обшейте деревом, и рыцарский дух обязательно получится!

Воспроизвести архитектонику романских сводов помогут современные материалы. Наиболее экономичный вариант – гипсокартон. Он создаст любую купольную конструкцию без особых затрат как на материал, так и на потолочные работы. Однако вполне подойдет и техника натяжных потолков.

«Средневековые барельефы» для декорирования стен изготовит любая гипсовая мастерская, стоит только показать эскиз вашего дизайн-проекта. Однако рельефная поверхность легко достигается за счет готовых полиуретановых форм. Просто приклейте их к стене и нанесите специальную краску с эффектом старения.

Для ровных потолков с открытыми балками специальные ППУ формы – идеальное решение. Они не утяжеляют несущие конструкции, легко крепятся на клей и саморезы и великолепно имитируют натуральное дерево. Эффект средневековья обеспечен!

Авторские витражи — трудоемкая и затратная идея. Но существуют более экономичные техники. Например, роспись стекла специальными витражными красками настолько проста, что испытать себя в роли средневекового художника способен каждый.

Эпоха высокого средневековья подарила миру витражи. Использовать разноцветные стеклянные кусочки для оформления окон Европа начала немногим ранее, но классическая техника скрепления металлическим профилем цветных стекол – заслуга романского периода. Знаменитые Собор Святого Петра в Ватикане и Пизанская башня — типичные архитектурные сооружения романского периода, претерпевшие корректировки в последующие эпохи.

Современный канон христианской реликвии – креста с изображением мертвого Христа,- появился в романский период и широко использовался для декора стен. Ранее Иисус изображался живым, торжествующим воскрешение.
Виндзорский Замок, построенный еще Вильгельмом Завоевателем в XI веке, — реально действующая резиденция английских монархов. Он по-прежнему хранит яркие черты настоящего романского стиля.

Геральдическая символика обязана своим появлением крестовым походам. Средневековые рыцари украшали свои щиты надписями и знаками, которые служили отличительным признаком на поле брани.

Из-за своей массивной монументальности в современном интерьере он редко встречается в чистом виде. Но стилизованные варианты способны создать атмосферу доблестного рыцарства в ресторанах и клубах, в больших загородных домах и охотничьих домиках.

Первозданный Романский стиль + варианты создания современного интерьера с элементами Романского стиля.

Готический стиль (вторая половина XII—XV веков)

Готика
Название готический стиль или готика (от итальянаского gotico, французского gothique и латинского Gothi – «готы») происходит от племени готов. Готический стиль возник во Франции в XII веке на базе романского стиля, но здесь уже используется принцип прозрачности и ясности (как выражение новой христианской позиции), стремление к открытости конструкции. Здания и сооружения становятся ажурными. В готике используется принцип «единообразия форм», а разнообразие достигается путем многочисленного повтора элементов, близких по типу, но разных по пропорциям, создающих, таким образом, ощущение ажурного кружева.

Для готического интерьера свойственны огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты, подчеркнутая вертикальность всех конструктивных элементов. Основными чертами могут считаться иррационализм, стремление вверх, мистика, легкость, экспрессивность.
Цветовая гамма: безрадостная, темная, холодная. Пурпурные, рубиновые, желтые, красные, синие, зеленые цвета, а также иссиня-черные, гвоздично-розовые оттенки, золотые и серебряные нити. Серый камень, скучная охра дерева, красно-малиновые и темно-зеленые цвета тканей придают интерьерам мрачность и таинственность.
Материалы: цветная древесина (дуб, орех, ель, сосна, лиственница, кедр европейский, можжевельник), резьба по дереву, кости и камню, керамика, кустарные стеклянные изделия, металлические изделия, украшенные эмалевой росписью и камнями, металл, ковка.
Мебель готического стиля очень проста: это жесткие сундуки с чугунными клепками, которые выполняли роль лежанок; всевозможные ширмы и этажерки; большие тяжелые шкафы для книг с резьбой, повторяющей мотивы окон в виде аркад, высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках.
Особую стилистическую заданность интерьеру придает использование витражей в традиционной для готике цветовой гамме, при чем витражи можно использовать как в окнах, так и на глухих стенах. В центре интерьера в соответствие с дизайном в готическом стиле хорошо расположить богато оформленный камин или кафельную печь.
Основными орнаментами готики являются геометрические арки и элементы растительного мира, чаще всего в виде листьев винограда или клена.

Первозданный Готический стиль + варианты создания современного интерьера с элементами Готического стиля.

Ренессанс (стиль Возрождения) (XV—XVI веков)

Ренессанс- Эпоха Возрождения (1400-1600) характерна возрождением классического декора помещений.

Период Возрождения в искусстве закономерно начинается в Италии — самом экономически развитом на тот момент регионе Европы.

Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции. На смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши. Распространяется предварительное проектирование предметов: прежде чем воплотиться в материале, они зарождаются на бумаге.
Дома знати в эпоху Возрождения, особенно в XV-XVI вв., отличались пышностью и великолепием. Это, собственно, были и не дома, а настоящие дворцы. Строились они, как правило, не в черте города, а в окрестностях, поближе к природе, подальше от вечной городской вони и грязи. Богачи — выходцы из третьего сословия, тоже стремились обзавестись домом на природе. Особенно загородные виллы любила итальянская знать.

Знаменитая вилла Медичи под Флоренцией посрамляла своим великолепием многие дворцы знати. Распространение гуманистической культуры породило среди европейской знати моду на собирание античного искусства. Виллы богачей украшали чудом уцелевшие античные статуи, фрагменты мозаик и мраморных рельефов, снятых с фасадов древних строений.

Облик городского дома эпохи Возрождения знаком нам «изнутри», и в первую очередь благодаря живописцам.

Богатый горожанин считал едва ли не обязательным заказать свой портрет, нередко — в интерьере собственного дома. Да и сами живописцы, особенно мастера нидерландской школы, любили сюжеты в интерьере жилых помещений.
Богатый дом в эпоху Возрождения имел несколько четко отделенных друг от друга зон. Это хозяйские покои (спальня, кабинет главы семьи), комнаты, где принимали гостей, столовая и отдельная кухня. Зоны внутри пространства жилого дома начали выделять еще в XII-XIII вв., в эпоху Высокого Средневековья, но лишь в эпоху Возрождения человек наконец-то получил возможность уединиться в собственном жилище.
Несмотря на то, что торжественность в определенной степени была свойственна ренессансу, эта слишком помпезная отделка может быть отнесена, скорее, к его позднему периоду, в котором уже зародились барочные тенденции.

Ренессансная орнаментика отталкивается от античных образцов. Широко используются различной формы колонны, пилястры, лист аканта, мотив канделябра, купидоны; вводятся в обиход гротески, развитые на основе орнаментов, обнаруженных на древнеримских стенных росписях; широко употреблялись арабески, плетенки, картуши, фестоны, гирлянды, львиные головы, грифоны и т.д.

Отделение кухни от прочих зон стало первым шагом на пути дробления внутреннего пространства дома простого горожанина. Вся грязь, гарь, запахи пищи не должны были проникать на жилую половину и мешать хозяевам. Художники Возрождения любили кухню — трудно не прийти к такому выводу, глядя на полотна нидерландских живописцев конца XVI — начала XVII вв. Судя по размерам кухонь, где на столах лежат всевозможные натюрморты, а за столами или возле очага и возится хозяйка или кухарка с помощниками, жильцы дома тоже любили кухню. Кухонная зала в городском доме XV-XVI вв. — это обширное пространство, почти наполовину занятое громадной печью-плитой. В центре кухни или у стены стол, на котором чистят птицу и рыбу, разделывают мясо, режут овощи. Прокопченные потолочные балки в кухне увешаны связками различных трав, окороками, колбасами. Вся мясная снедь, развешанная про запас, постоянно коптилась в кухонном дыму и потому не портилась долгое время.
Жилые комнаты отличались строгим, если не сказать скромным убранством. В южных городах окна закрывали ставнями и жалюзи от солнца и от воров. В северных странах ставни оберегали, главным образом, от проникновения воров, а от солнца хозяева вешали тяжелые занавеси темных тонов. От грабителей окна в городских домах находились на уровне не ниже второго этажа.
Вслед за архитектурой не могла не измениться мебель и бытовая утварь. Правда, в своем стилевом обновлении мебельное искусство значительно запоздало по времени сравнительно с архитектурой и живописью. В подавляющем большинстве его образцов даже в XV веке еще много черт от изделий эпохи готики (в странах к северу от Италии) и романского периода (в самой Италии). Расцвет ренессанса в мебели приходится на вторую половину XV века и длится до конца XVI века, когда в архитектуре, скульптуре и живописи господствует уже Барокко. Так называемое, позднее Возрождение имеет место в мебельном ремесле и в первой половине века, преимущественно во Франции.

Источник

Читайте также:  Современная посуда для кухни 2021
Оцените статью
Поделиться с друзьями