Информационный ресурс одного окна современная цифровая образовательная среда

Содержание
  1. Реализация доступа к онлайн-курсам по принципу «одного окна»
  2. Информационный ресурс одного окна современная цифровая образовательная среда
  3. Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»
  4. Положение о государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»
  5. I. Общие положения
  6. II. Участники системы, их полномочия и ответственность
  7. III. Структура системы
  8. IV. Порядок обеспечения доступа к системе
  9. V. Правовой режим информации, содержащейся в системе, и программно-технических средств системы, а также требования к хранению информации, содержащейся в системе
  10. VI. Требования к техническим и программным средствам системы
  11. VII. Правила информационного взаимодействия системы с иными информационными системами и образовательными платформами
  12. VIII. Требования к защите информации, содержащейся в системе
  13. Обзор документа

Реализация доступа к онлайн-курсам по принципу «одного окна»

Бурный рост популярности онлайн-обучения объясняется многими факторами, но основное его преимущество – доступность: для получения новых знаний не обязательно выходить из дома, достаточно подключиться к Интернету. Соответственно растет количество онлайн-курсов и онлайн-платформ, на которых они размещены. Сегодня число отечественных и зарубежных обучающих платформ исчисляется десятками, а онлайн-курсов – тысячами. Но для того, чтобы отыскать нужный онлайн-курс, необходимо потратить значительное время, и не факт, что он будет качественным и эффективным.

Объединение онлайн-платформ и отдельных онлайн-курсов под эгидой информационного ресурса, обеспечивающего доступ к ним по принципу «одного окна», – одна из главных целей реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ».

Воспользоваться возможностями ресурса «одного окна» может любой человек, независимо от места проживания и уровня образования. Студентам он поможет на практике реализовать принцип виртуальной академической мобильности, предоставив им доступ к качественному образовательному контенту от ведущих вузов страны. При этом результаты прохождения онлайн-курса будут зачтены наравне с результатами очного обучения. Преподавателям ресурс позволит изучить лучший отечественный педагогический опыт и даст возможность выделить больше времени на практические занятия со студентами и на повышение собственной квалификации. Людям, стремящимся получить новые знания или актуализировать навыки, он предоставит удобный и качественный сервис. Работодатели смогут напрямую высказывать свои пожелания к обучающему контенту, с целью привести его в соответствие с требованиями рынка труда. Образовательным платформам и создателям онлайн-курсов ресурс «одного окна» даст уникальную возможность расширить аудиторию, повысить качество своего продукта, предложит гибкий и удобный инструмент аналитики.

Читайте также:  Красивые проекты маленьких коттеджей

Таким образом, ресурс «одного окна» будет обладать рядом ключевых особенностей, делающих онлайн-обучение удобным, доступным и качественным:

  • работать по принципу «одного окна», когда для доступа к материалам десятков образовательных платформ используется один ресурс;
  • обеспечивать единую аутентификацию пользователей;
  • отслеживать процесс обучения и фиксировать достижения;
  • реализовывать механизм многоступенчатой оценки качества онлайн-курсов.

В результате конкурсного отбора, проведенного Министерством образования и науки РФ, исполнителем проекта по созданию такого информационного ресурса стал Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО).

Разрабатываемый ресурс «одного окна» включает в себя две основные подсистемы: реестр онлайн-курсов и цифровое портфолио обучающихся.

Реестр онлайн-курсов обеспечивает доступ к информации об онлайн-курсе, о его рейтинге, рецензиях экспертов, оценках обучающихся, а также осуществляет переход непосредственно на платформу онлайн-обучения, где размещается онлайн-курс, для дальнейшего его прохождения.

Цифровое портфолио обучающегося позволяет защищенно хранить результаты прохождения онлайн-курсов и сертификаты, выданные по итогам их успешной сдачи. С помощью инструментов цифрового портфолио происходит обмен сертификатами, зачет результатов обучения, а также формирование рекомендаций для образовательных организаций по включению онлайн-курсов в учебные планы образовательных программ.

В настоящее время ресурс «одного окна» находится в опытной эксплуатации, осуществляется процедура подключения к ресурсу образовательных организаций и интеграции с платформами онлайн-обучения.

Основной функционал ресурса уже реализован, а дополнительные опции станут доступны в феврале-марте 2018 года. В частности, к этому времени предусмотрена реализация подсистемы обеспечения хранения и обработки обезличенных данных вместе с выдачей рекомендаций по совершенствованию онлайн-курсов, личного кабинета работодателей, а также типовой платформы онлайн-обучения и системы прокторинга, доступных в качестве готового для развертывания решения.

Информация о ходе реализации проекта доступна в разделе Новости

Источник

Информационный ресурс одного окна современная цифровая образовательная среда

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Создать государственную информационную систему «Современная цифровая образовательная среда» (далее — система) на базе информационного ресурса (портала), обеспечивающего доступ по принципу «одного окна» к онлайн-курсам, реализуемым различными образовательными платформами, и созданного в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».

2. Утвердить прилагаемое Положение о государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда».

3. Установить, что:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет функции оператора системы;

ввод в эксплуатацию системы и отдельных подсистем системы осуществляется на основании правовых актов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации;

финансирование создания, развития и эксплуатации системы осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 ноября 2020 г. N 1836

Положение
о государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает назначение, задачи, цель, и принципы создания и развития государственной информационной системы «Современная цифровая образовательная среда» (далее — система), ее структуру, основные функции и участников системы, их полномочия и ответственность, порядок обеспечения доступа к системе, правовой режим информации, содержащейся в системе, и программно-технических средств системы, требования к хранению информации, содержащейся в системе, требования к техническим и программным средствам системы, правила информационного взаимодействия системы с иными информационными системами и образовательными платформами, а также требования к защите содержащейся в системе информации.

2. Система создается в рамках реализации федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» в целях предоставления свободного доступа (бесплатного для участников системы) по принципу «одного окна» для всех категорий граждан, в том числе обучающихся по образовательным программам высшего образования и образовательным программам дополнительного профессионального образования, к онлайн-курсам, реализуемым различными организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее — образовательные организации), и образовательными платформами.

3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

«образовательные платформы» — информационные площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых образовательными организациями размещаются онлайн-курсы, освоение которых осуществляется обучающимися путем использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;

«обучающийся» — физическое лицо, осваивающее образовательную программу непрерывного образования в соответствии с персональной образовательной траекторией;

«онлайн-курс» — учебный курс, реализуемый с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, размещаемый на официальных сайтах образовательных организаций, образовательных платформах, доступ к которому предоставляется через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», и направленный на обеспечение достижения обучающимися определенных результатов обучения;

«паспорт онлайн-курса» — обязательная структурированная информация об онлайн-курсе, содержащая сведения, достаточные для принятия обучающимся решения о выборе онлайн-курса;

«персональная образовательная траектория» — принятое обучающимся решение об освоении образовательной программы непрерывного образования, заключающееся в выборе им образовательных программ (модулей, учебных курсов, онлайн-курсов), реализуемых образовательными организациями, и образовательных платформ, обеспечивающих реализацию таких программ, модулей, курсов, а также последовательность их освоения;

«портал» — открытая часть системы, содержащая новостное наполнение, а также предоставляющая доступ к информации об онлайн-курсах, содержащей публичные данные;

«работодатель» — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее или планирующее вступить в трудовые отношения с обучающимся;

«требования к размещению онлайн-курса» — требования к информации об онлайн-курсе, в том числе к его составу, структуре и форматам размещения, экспертизе и оценке качества онлайн-курса, для его размещения в системе, устанавливаемые Министерством науки и высшего образования Российской Федерации;

«цифровое индивидуальное портфолио обучающегося» — структурированный набор данных обучающегося о его персональных достижениях, профессиональных компетенциях, документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, в том числе документах, подтверждающих освоение онлайн-курса;

«экспертиза онлайн-курса» — процедура обязательной оценки качества онлайн-курса, проводимая образовательными организациями в соответствии с требованиями к размещению онлайн-курса, для принятия оператором решения об обеспечении доступа в системе к онлайн-курсу и его освоению обучающимися. Порядок и условия привлечения экспертов устанавливаются образовательными организациями самостоятельно.

4. Система обеспечивает выполнение следующих задач:

а) формирование и ведение реестра онлайн-курсов, реализуемых различными образовательными организациями. Порядок формирования и ведения реестра онлайн-курсов устанавливается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации;

б) интеграция с образовательными платформами и информационными системами образовательных организаций, а также организация централизованного учета результатов обучения на онлайн-курсах;

в) учет образовательных программ высшего образования и образовательных программ дополнительного профессионального образования и результатов их освоения (при их прохождении).

5. Система обеспечивает выполнение следующих функций:

а) проведение образовательными организациями экспертизы онлайн-курса и оценки качества онлайн-курса;

б) присвоение онлайн-курсам уникальных идентификаторов цифровых объектов;

в) хранение оценок и отзывов об онлайн-курсе обучающихся, завершивших освоение такого онлайн-курса;

г) идентификация и аутентификация участников в системе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее — единая система идентификации и аутентификации);

д) обеспечение достоверности, актуальности и хранения информации о результатах освоения онлайн-курсов обучающимися;

е) формирование независимых рейтингов онлайн-курсов, в том числе по критерию зачета (незачета) образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее — образовательные организации высшего образования), результатов их освоения обучающимися;

ж) предоставление с согласия обучающегося доступа к информации, содержащейся в цифровом индивидуальном портфолио обучающегося, иным лицам;

з) обеспечение формирования цифрового индивидуального портфолио обучающегося;

и) обеспечение обмена информационными данными цифрового индивидуального портфолио обучающегося между системой и информационными системами (базами данных) образовательных организаций, в которых обучается обучающийся, а также образовательными платформами, на которых обучающийся осваивает либо планирует освоить онлайн-курс;

к) организация электронного документооборота, обеспечивающего автоматизацию процессов заключения и обмена договорами об образовании, о сетевой форме реализации образовательных программ между образовательными организациями, договорами об обеспечении доступа к онлайн-курсу, а также иными договорами, подписанными усиленной квалифицированной электронной подписью, заключаемыми пользователями системы в целях реализации полномочий, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящего Положения, а также обмена сопроводительной документацией в электронном виде;

л) обеспечение единого учета обучающихся по образовательным программам высшего образования на основе обезличенных данных обучающихся;

м) обеспечение информационного обмена (интеграции) с информационными системами образовательных организаций высшего образования;

н) формирование сводной аналитической и статистической информации об обучающихся в образовательных организациях высшего образования на основе обезличенных данных обучающихся;

о) обеспечение проверки технических ошибок, дублирований, актуальности и достоверности данных об образовательных программах высшего образования и образовательных программах дополнительного профессионального образования.

6. Создание, развитие и эксплуатация системы осуществляются на основе следующих принципов:

а) обеспечение полноты, достоверности и актуальности информации, содержащейся в системе;

б) обеспечение информационной безопасности при создании, развитии и эксплуатации системы;

в) интеграция и взаимодействие системы с иными информационными системами;

г) однократность размещения информации в системе и многократность ее использования;

д) размещение информации в системе без получения оплаты или иного встречного требования;

е) безвозмездность доступа к онлайн-курсам, размещенным в системе, для всех участников системы.

II. Участники системы, их полномочия и ответственность

7. Участниками системы являются:

а) оператор системы — Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;

б) пользователи системы — зарегистрированные физические и юридические лица (далее — зарегистрированные пользователи) и незарегистрированные физические и юридические лица.

8. Оператор системы реализует следующие полномочия:

а) предоставление возможности доступа участникам системы к информации в системе;

б) предоставление обучающемуся в целях освоения онлайн-курса после выполнения установленных в системе правообладателем онлайн-курса требований (при их наличии) к его прохождению возможности:

освоения выбранного онлайн-курса, доступ к которому обеспечивается с помощью системы;

прохождения промежуточной аттестации по завершении освоения онлайн-курса;

доступа к результатам освоения онлайн-курса в цифровом индивидуальном портфолио обучающегося;

получения по запросу на условиях правообладателя онлайн-курса документа, подтверждающего успешное освоение онлайн-курса, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;

в) осуществляет мониторинг системы образования в части внедрения онлайн-технологий в образовательный процесс, реализации персональных образовательных траекторий и обеспечения доступности онлайн-контента в целях принятия управленческих решений по вопросу обеспечения базового уровня цифровизации образовательных организаций высшего образования;

г) разрабатывает и утверждает в пределах своих полномочий правовые акты и иные документы, необходимые для функционирования системы;

д) обеспечивает соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе обеспечивает контроль за получением согласия пользователей системы на обработку их персональных данных;

е) обеспечивает доступ к системе участников системы и их информационную поддержку по техническим вопросам;

ж) обеспечивает фиксирование сведений о фактах доступа к системе;

з) обеспечивает соблюдение требований информационной безопасности, в том числе защиту системы от несанкционированного доступа.

9. Зарегистрированные пользователи реализуют следующие полномочия:

а) образовательные организации, являющиеся правообладателями онлайн-курсов, и операторы образовательных платформ:

размещают информацию в системе в соответствии с требованиями к размещению онлайн-курса;

актуализируют и корректируют имеющуюся в системе информацию об образовательных организациях, образовательных платформах и онлайн-курсах, а также вносят в систему информацию о новых онлайн-курсах и образовательных платформах;

осуществляют выбор онлайн-курсов из содержащейся в системе информации об онлайн-курсах в целях их включения в образовательную программу;

осуществляют оценку качества онлайн-курсов в соответствии с требованиями к размещению онлайн-курса;

б) эксперты размещают в системе в порядке, установленном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, заключения по итогам экспертизы онлайн-курсов;

осуществляют выбор онлайн-курсов, размещенных в системе, для их освоения;

участвуют в оценке качества онлайн-курса с размещением отзыва и проставлением баллов онлайн-курсу;

предоставляют в системе согласие на доступ для иных участников системы к данным, содержащимся в индивидуальном цифровом портфолио обучающегося;

получают с согласия обучающегося доступ к информации цифрового индивидуального портфолио обучающегося (о достижениях обучающихся, результатах освоения онлайн-курса и документах, подтверждающих освоение онлайн-курса);

осуществляют выборку (выгрузку) информации из системы по обучающимся в объеме, разрешенном оператором системы;

участвуют в оценке качества онлайн-курса в соответствии с требованиями к размещению онлайн-курса.

10. Незарегистрированные физические и юридические лица имеют доступ к порталу и размещенным на нем публичным данным без регистрации в системе.

11. Участники системы несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

12. Оператор системы обеспечивает полноту, достоверность и актуальность информации, размещаемой им в системе, а также ее соответствие требованиям к структуре и форматам такой информации, установленным требованиями к размещению онлайн-курса.

13. Зарегистрированные пользователи системы несут ответственность за полноту, достоверность и актуальность информации, размещаемой ими в системе, а также информации, доступ к которой предоставлен с помощью системы.

III. Структура системы

14. Структура системы содержит подсистемы (модули, компоненты) и интеграционные сервисы, взаимодействующие с иными информационными системами и сервисами, платформами, а также иные ресурсы, необходимые для достижения цели создания системы, реализации ее функций и эффективного функционирования.

15. В структуру системы включаются:

а) подсистема администрирования системы, обеспечивающая управление системой, управление распространением и актуализацией информации, содержащейся в системе, а также выполнение работ по сопровождению системы;

б) подсистема мониторинга работоспособности системы, обеспечивающая постоянное наблюдение за работоспособностью системы в поисках медленных или неисправных модулей, подсистем и компонентов системы, а при обнаружении неисправностей — сообщение о них администратору системы;

в) интеграционная подсистема, обеспечивающая информационное взаимодействие с информационными системами, в том числе с единой системой идентификации и аутентификации;

г) подсистема оценки качества онлайн-курсов, обеспечивающая возможность зарегистрированным пользователям осуществлять на добровольной основе экспертизу содержания онлайн-курсов;

е) подсистема рейтингования онлайн-курсов, обеспечивающая формирование независимых рейтингов онлайн-курсов на основании информации, размещенной на портале, с учетом оценок (отзывов) и рецензий на онлайн-курсы, критерия зачета (незачета) образовательными организациями высшего образования и результатов их освоения обучающимися;

ж) подсистема обеспечения доступа и предварительной обработки обезличенных данных о процессе освоения обучающимися онлайн-курсов, обеспечивающая анализ и обработку обезличенных данных, а также реализацию алгоритма предварительной обработки и подготовки обезличенных данных, включая визуализацию таких данных, в том числе обезличенных данных о ходе освоения онлайн-курсов;

з) подсистема ведения юридически значимого электронного документооборота, обеспечивающая автоматизацию процессов заключения и обмена договорами, предусмотренными подпунктом «к» пункта 5 настоящего Положения, сопроводительной документацией, касающейся освоения обучающимися онлайн-курсов, в электронном виде между пользователями системы, в том числе в целях обеспечения сетевой формы реализации образовательных программ высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;

и) подсистема «Цифровое портфолио», обеспечивающая сбор, хранение и обработку информации, содержащейся в цифровом индивидуальном портфолио обучающегося, а также предоставление с разрешения обучающегося доступа иным лицам к такой информации;

к) подсистема обеспечения информационной безопасности, обеспечивающая надежную, безопасную и достоверную передачу необходимой информации между подсистемами системы;

л) реестр онлайн-курсов, обеспечивающий хранение сведений об онлайн-курсах, в том числе их версиях, с присвоением уникальных идентификаторов цифровых объектов;

м) личный кабинет образовательной организации;

н) личный кабинет обучающегося;

о) личный кабинет работодателя;

п) личный кабинет эксперта;

р) информационный сайт системы, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечивающий доступ к документации системы, открытым исходным кодам всех созданных программных модулей и информационных стандартов;

с) интеграционные сервисы, обеспечивающие интеграцию системы с подсистемами, компонентами и модулями системы;

т) иные подсистемы, необходимые для создания, развития и эксплуатации системы.

IV. Порядок обеспечения доступа к системе

16. Доступ к системе предоставляется оператором системы участникам системы на безвозмездной основе в пределах полномочий, предусмотренных пунктами 9 и 10 настоящего Положения.

17. Идентификация и аутентификации зарегистрированных пользователей системы осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

18. Порядок подачи образовательной организацией заявки на размещение в системе информации об онлайн-курсе, предусматривающий требования к заполнению образовательной организацией паспорта онлайн-курса, отправки в автоматическом режиме онлайн-курса на экспертизу онлайн-курса и требования к срокам хранения информации, содержащейся в системе, устанавливается требованиями к размещению онлайн-курса.

V. Правовой режим информации, содержащейся в системе, и программно-технических средств системы, а также требования к хранению информации, содержащейся в системе

19. Информация, содержащаяся в системе, является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Правомочия обладателя информации, содержащейся в системе, от имени Российской Федерации осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

21. Имущество, входящее в состав программно-технических средств системы, созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является федеральной собственностью.

22. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации обладает исключительными правами на используемое в системе программное обеспечение и его компоненты.

23. В системе размещается и хранится следующая информация:

а) справочная информация;

б) перечень онлайн-курсов, доступ к которым предоставлен с помощью системы;

в) перечень образовательных организаций, реализующих онлайн-курсы, и образовательных платформ, обеспечивающих реализацию онлайн-курсов;

г) информация о результатах освоения обучающимся онлайн-курса, оценки, отзывы об онлайн-курсе и сведения об образовательных программах высшего образования.

24. В системе обрабатывается следующая информация об обучающихся:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) (в том числе прежние фамилии, имена и (или) отчества (при наличии), дата, место и причина изменения (в случае их изменения);

б) число, месяц, год рождения;

в) сведения об образовании (когда и какие образовательные, научные и иные организации окончил, направление подготовки или специальность, квалификация);

г) сведения об ученой степени, ученом звании обучающегося;

д) сведения о профессиональной переподготовке и (или) повышении квалификации;

е) сведения о владении иностранными языками, степень владения;

ж) сведения о трудовой деятельности (включая работу по совместительству, предпринимательскую и иную деятельность), военной службе;

з) сведения о государственных наградах, иных наградах и знаках отличия;

и) адрес и дата регистрации по месту жительства (месту пребывания), адрес фактического проживания;

к) номер телефона или сведения о других способах связи;

л) реквизиты страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;

м) идентификационный номер налогоплательщика.

25. Сроки хранения информации, содержащейся в системе, не могут быть меньше сроков хранения информации, которые устанавливаются для хранения документов в бумажном виде, содержащих такую информацию.

VI. Требования к техническим и программным средствам системы

26. Технические и программные средства системы должны отвечать следующим требованиям:

а) размещение на территории Российской Федерации;

б) обеспечение размещения информации в системе на государственном языке Российской Федерации;

в) наличие действующих сертификатов безопасности, выданных Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, в отношении средств защиты информации, включающих программно-аппаратные средства, средства антивирусной и криптографической защиты информации и средства защиты информации от несанкционированного доступа, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

г) обеспечение автоматизированного ведения электронных журналов учета операций, осуществляемых в системе, с фиксацией размещения, изменения и удаления информации, точного времени совершения таких операций, содержания изменений и информации об участниках системы, осуществивших указанные действия;

д) обеспечение доступа участников системы к системе, бесперебойного ведения баз данных и защиты содержащейся в системе информации от несанкционированного доступа;

е) обеспечение проведения обучающимися оценки качества онлайн-курса;

ж) обеспечение сохранности всех версий создаваемых документов и истории их изменений;

з) обеспечение возможности информационного взаимодействия системы с другими информационными системами;

и) обеспечение возможности предоставления пользователями системы согласия на обработку их персональных данных.

VII. Правила информационного взаимодействия системы с иными информационными системами и образовательными платформами

27. Под взаимодействием системы с иными информационными системами и образовательными платформами понимается получение, размещение и использование в системе информации, содержащейся в иных информационных системах и платформах, а также предоставление в иные информационные системы и платформы информации, содержащейся в системе.

28. Система взаимодействует и интегрирует со следующими информационными системами и образовательными платформами:

а) федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

б) единая система идентификации и аутентификации;

в) федеральная государственная информационная система «Единая система нормативной справочной информации»;

г) портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования;

д) иные образовательные платформы, базы данных и информационные системы, содержащие информацию, необходимую для реализации полномочий участников системы и требований настоящего Положения.

29. Организация информационного взаимодействия системы с иными информационными системами и образовательными платформами осуществляется оператором системы и операторами иных информационных систем самостоятельно или с привлечением организаций, находящихся в их ведении, или иных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

30. Информационное взаимодействие системы с иными информационными системами и образовательными платформами осуществляется с соблюдением следующих требований:

а) обеспечение полноты и достоверности предоставляемой информации, соблюдение установленных сроков ее предоставления, а также обеспечение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации;

б) обеспечение операторами иных информационных систем и образовательных платформ защиты передаваемой ими информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения и иных неправомерных действий с момента передачи этой информации из иной информационной системы и образовательной платформы и до момента ее поступления в систему;

в) фиксация даты, времени, содержания и участников всех действий и операций, осуществляемых в рамках информационного взаимодействия, а также возможность предоставления сведений, позволяющих восстановить историю информационного взаимодействия;

г) незамедлительное информирование о сбоях и нарушениях в функционировании системы и иных информационных систем и образовательных платформ, которые могут повлечь нарушение сроков и качества предоставления и (или) получения информации, а также о нарушениях требований к обеспечению информационной безопасности, установленных настоящим Положением;

д) незамедлительная реализация мер по устранению выявленных сбоев и нарушений функционирования системы и иных информационных систем и образовательных платформ, а также случаев нарушения требований к обеспечению информационной безопасности, установленных настоящим Положением.

31. Правила информационного взаимодействия системы с информационными системами и образовательными платформами, указанными в пункте 27 настоящего Положения, устанавливаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (в части информационных систем, заказчиком и (или) оператором которых является Министерство) либо соглашениями, заключенными Министерством с заказчиками (операторами) этих информационных систем.

VIII. Требования к защите информации, содержащейся в системе

32. Информация, содержащаяся в системе, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о персональных данных.

33. Защита информации, содержащейся в системе, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за эксплуатацией системы.

34. Для обеспечения защиты информации в ходе создания, эксплуатации и развития системы осуществляются:

а) формирование оператором системы требований к защите информации, содержащейся в системе;

б) применение оператором системы сертифицированных средств защиты информации к отдельным модулям и компонентам, содержащим персональные данные, а также аттестация системы по требованиям к защите информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) защита информации при ее передаче по информационно-телекоммуникационным сетям;

г) обеспечение защиты информации, содержащейся в системе, при эксплуатации системы.

35. В целях защиты информации, содержащейся в системе, при эксплуатации системы оператор системы обеспечивает:

а) предотвращение несанкционированного доступа к информации, содержащейся в системе, и (или) передачи такой информации лицам, не имеющим права на доступ к такой информации;

б) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации, содержащейся в системе;

в) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации, содержащейся в системе;

г) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, содержащейся в системе, в результате которого нарушается их функционирование;

д) возможность незамедлительного восстановления информации, содержащейся в системе, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

е) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации, содержащейся в системе;

ж) нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), а также извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.

Обзор документа

Решено создать ГИС «Современная цифровая образовательная среда».

Через нее можно будет по принципу «одного окна» получить доступ к онлайн-курсам, реализуемым различными образовательными организациями и платформами. В частности, это смогут сделать обучающиеся по программам высшего и дополнительного профессионального образования.

Предусмотрены формирование и ведение реестра онлайн-курсов, организация централизованного учета результатов обучения на них, учет образовательных программ и результатов их освоения.

Подключиться к системе можно будет с помощью ЕСИА.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями