Стиль Людовика
Стиль Людовика — стиль, зародившийся во Франции в период правления императора Людовика: Людовика XIV, Людовика XV и Людовика XVI.
На фото:
Комод в стиле Людовика XV — дань творческому наследию великого мастера-краснодеревщика Бернара ван Ризен Бурга II.
Во Франции сменилось 16 королей с именем Людовик, но в интерьерном дизайне оставили след три последних: Людовик XIV, Людовик XV и Людовик XVI. Их именами названы целые стили — стили Луи или Людовика с соответствующим порядковым номером.
Людовик XIV (правление 1643-1715). Долгое 72-х летнее правление Людовика XIV пришлось на эпоху барокко . При нем был построен Версаль, разбит Версальский парк. Именно Людовика XIV подразумевают прежде всего, когда говорят об интерьерном «стиле Людовика» (его еще называют «большой стиль Людовика»). Из мебели и обстановки при Короле-Солнце появились хрустальные люстры, позолочены резные роскошные рамы, и любовь к игре с пространством с помощью зеркал.
На фото:
Типичная мебель в стиле Людовика XIV.
Людовик XV (правление 1715-1774). Его правление пришлось на эпоху рококо в искусстве. Людовик XV особенно ценил комфорт и удобство в интерьерном дизайне, что отразилось на так называемом стиле Людовика XV.Именно при нем появились по-настоящему удобные кресла: высота сидения снизилась до привычных нам 35-38 см от пола для кресла и 45 см для стула. А спинки кресел вместо прямых стали наклонными. Эпоха Людовика XV — это эпоха красивых тканей, затейливых орнаментов и моды на «китайщину».Кроме того, в эпоху рококо вошли в обиход изящные туалетные столики.
На фото:
Правление Людовика XV пришлось на эпоху рококо в искусстве, что заметно отразилось на так называемом стиле Людовика XV.
Людовик XVI (правление 1774 – 1793, казнен во время Революции). Стиль Людовика XVI делает основной упор на чувство меры во всем: утонченные классические драпировки, мебель строгих и изящных пропорций. При Людовике XVI появилось и вошло в обиход кресло со спинкой-медальоном.
На фото:
Классические драпировки, мебель лаконичных и изящных пропорций – отличительные черты стиля Людовик XVI.
Источник
Изящный стиль Людовика XVI
Стили в искусстве не имеют четких границ во времени. Любой из них может с легкостью вписаться современный интерьер. Так в утончённом стиле Людовика XVI оформлены отели Ritz и большая часть бутиков Dior – к слову, это любимый стиль именитого дизайнера. Именно в этом стиле оформляет большую часть своих проектов «король декораторов» Жан-Луи Денио.
Во Франции три основополагающих стиля соотносятся с периодами правления: Людовик XIV и эпоха Регентства, Людовик XV и Людовик XVI – это дань традиции. Иногда их в шутку называют стилями Людовиков. Но на самом деле под этими названиями чаще всего подразумевают барокко, рококо и классицизм. Но это не значит, что все эти стили совпадают по времени с конкретными историческими событиями. К примеру, со стилем Людовика XVI часто возникает путница: во Франции его называют неоклассицизмом (классическим считается помпезный стиль Луи XIV), а в России он считается образцом классицизма.
История
После роскошного рококо Людовика XV, выставляющего богатства напоказ в попытках превзойти своего прадеда «Короля-солнце», на трон взошёл Людовик XVI. Новый король понимал, что он не мог позволить себе золотых — в прямом смысле слова, — шкафов, которыми восторгался Людовик XIV. Так рококо сменяется неоклассицизмом – позолота становится прозрачнее, ракельные завиться распрямляются, а формами мебели руководит строгая геометрия. В это время выделяются две тенденции. Королева Мария-Антуанетта тяготела к пасторальному стилю, поэтому в предметах интерьера, тканях и одежде стали появляться сельские мотивы – изображения фруктов, ленты, колосья, полевые цветы и простые букеты. В связи с возросшим интересом к недавним археологическим раскопкам в моду входят меандры, лавровые листья, ветви аканта и гирлянды.
Мебель и интерьер
На место рокальных волн пришла строгая симметрия, а яркие цвета заменили более сдержанные оттенки. Все чаще встали встречаться деревянные и фарфоровые вставки.
У столов и стульев появились, характерные для классического стиля, прямые длинные ножки и завышенные каннелюры.
При этом углы комодов и шкафов часто скругляются. В стиле Людовика XVI часто встречаются небольшие столы-бюро, круглые столики и секретеры. В изготовлении мебели используется красное дерево с небольшими накладками из позолоченной бронзы.
В многоярусных люстрах стало меньше ярусов, но сохранились основные отражатели — хрустальные вазики, вазоны и дубовые листья. А вот позолота на бронзовых люстрах «en lyre» стала матовой, исчез помлот – стеклянный шар, подвешивающийся в нижней части люстры. Иногда для усиления отражающего эффекта его наполняли водой.
Источник
Стиль Людовика XVI — Louis XVI style
Стиль Людовика XVI , также называемый Луи Зеиз , — это стиль архитектуры, мебели, декора и искусства, который развился во Франции во время 19-летнего правления Людовика XVI (1774–1793), незадолго до Французской революции . Он видел заключительную фазу стиля барокко, а также рождение французского неоклассицизма . Стиль был реакцией на сложный орнамент предшествующего периода барокко. Частично он был вдохновлен открытиями древнеримской живописи, скульптуры и архитектуры Геркуланума и Помпеи . Его особенности включали прямую колонну, простоту перемычки , архитрав греческого храма. В нем также выражены вдохновляемые Руссо ценности возвращения к природе и взгляд на природу как на идеализированную и дикую, но все же упорядоченную и по своей сути достойную модель для искусства.
Среди известных архитекторов этого периода были Виктор Луи (1731–1811), завершивший строительство театра Бордо (1780), Театр Одеон в Париже (1779–1782) был построен Мари-Жозефом Пейром (1730–1785) и Шарлем де Вайли. (1729–1798). Франсуа-Жозеф Bélanger завершил Шато де Багатель всего шестьдесят три дня , чтобы выиграть пари для его создателя, брата короля. Другой достопримечательностью этого периода был бельведер Малого Трианона , построенный Ричардом Мике . Самым характерным зданием в стиле позднего Людовика XVI является Hôtel de Salm в Париже (ныне Palais de la Légion d’Honneur, построенный Пьером Руссо в 1751–1783 гг.).
Великолепно сделанные столы и шкафы были созданы для Версальского дворца и других королевских резиденций краснодеревщиками Жаном-Анри Ризенером и Давидом Рентгеном с использованием инкрустаций из ценных пород дерева, особенно красного дерева , украшенных позолоченной бронзой и перламутром . Столь же прекрасные наборы стульев и столов изготовили Жан-Анри Ризенер и Жорж Жакоб .
Королевские гобелены Gobelins , Aubusson и Beauvais Tapestry продолжали изготавливать большие гобелены, но все большей частью их бизнеса было производство обивки для новых наборов стульев, диванов и другой мебели для королевских резиденций и знати. Обои также стали важной частью дизайна интерьера благодаря новым процессам, разработанным Reveillon.
СОДЕРЖАНИЕ
Истоки и влияние
Стиль Lous XVI был реакцией на французский стиль барокко , который доминировал во французской архитектуре, декоре и искусстве с середины 17 века, и отчасти из-за желания создать новый Beau idéal или идеал красоты, основанный на чистота и величие искусства древних римлян и греков. В 1754 году французский гравер, художник и искусствовед Шарль-Николя Кочин осудил изгибы и волнообразные формы преобладающего стиля рокай : «Не мучайте без причины те вещи, которые могут быть прямыми, и вернитесь к здравому смыслу, который является началом. хорошего вкуса «.
Сам Людовик XVI не проявлял особого энтузиазма в отношении искусства или архитектуры. Он передал управление ими Шарлю-Клоду Флахо де ла Бийядери , графу Анживиллеру, который был назначен генеральным директором по зданиям, садам, искусствам, академиям и королевским мануфактурам. Анжевиллер по финансовым причинам отложил грандиозное расширение Версальского дворца , но завершил строительство нового замка Компьень (1751–1783 гг.), Начатого Людовиком XV, и украсил его с 1782 по 1786 год. Главным архитектурным дополнением короля Версаля было новая библиотека на первом этаже (начата в 1774 г.). Он был гораздо щедрее королевы Марии-Антуанетты; она отремонтировала Великие апартаменты королевы в Версале в 1785 году и выполнила важные работы в своих апартаментах во дворце Фонтенбло и Компьене, а также в новых апартаментах во дворце Тюильри . Король также подарил королеве Малый Трианон в Версале, а в 1785 году купил для нее новый замок в Сен-Клауде.
Классицизм , основанный на римских и греческих образцах, использовался во французской архитектуре со времен Людовика XIV ; он отклонил план Джана Лоренцо Бернини для фасада Лувра в стиле барокко и выбрал вместо него классический фасад с колоннадой и фронтоном. Архитекторы Людовика XIV, Жюль Ардуэн-Мансар и Жак Лемерсье отказались от готики и стиля ренессанс и использовали римский купол в стиле барокко в новых церквях в Валь-де-Грас и Дом Инвалидов . Людовик XV и его главные архитекторы Жак Анж Габриэль и Жак-Жермен Суффло продолжили архитектурный стиль, основанный на симметрии и прямой линии. Габриэль создал ансамбль классических зданий вокруг площади Согласия, а Суффло спроектировал Пантеон (1758–90) по римскому образцу.
Влиятельным зданием конца эпохи Людовика XV был Малый Трианон в Версале (1762–1764), построенный Жаком Анжем Габриэлем для любовницы короля мадам Помпадур . Его кубическая форма, симметричный фасад и коринфский перистиль, похожие на виллы Палладио, сделали его образцом для следующего стиля Людовика XVI.
Другим заметным влиянием на стиль была архитектура архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио , оказавшего влияние на строительство загородных домов в Англии, а также французского архитектора Клода-Николя Леду (1736–1806). Идеи Палладио послужили источником вдохновения для Шато де Лувесьен и его неоклассического музыкального павильона (1770–1771), построенного Клодом Николя Леду для любовницы Людовика XV, мадам дю Барри . Павильон кубической формы с фасадом из четырех пилястр, поддерживающих архитрав и пилястр террасы. Он стал образцом для подобных домов при Людовике XVI.
Гражданская архитектура
Известные памятники гражданской архитектуры Людовика XVI: Отель де ла Монне в Париже (1771–1776 гг.) Жака Дени Антуана , а также Дворец правосудия в Париже того же архитектора; и театр Безансона (1775 г.) и Шато де Бенувиль на Кальвадосе , оба работы Леду. Последнее здание имеет геометрическую архитектуру, плоский потолок и портик в виде гигантских коринфских колонн. Эколь де Chirurgie , или школа хирургии в Париже Жака Gondoin (1769) , адаптированная форму неоклассицизма таунхауса в суде чести , помещенном между павильоном с колоннадой на улице и в главном здании. Он также добавил перистиль и еще один этаж над колоннами, а вход во двор превратил в миниатюрную триумфальную арку.
Театры в Париже и Бордо были яркими образцами нового стиля. Архитектор Виктор Луи (1731–1811) завершил строительство театра Бордо (1780); его величественная лестница была предшественницей лестницы Парижской оперы Гарнье . В 1791 году, в разгар Французской революции , он завершил « Французскую комедию» . Театр Одеон в Париже (1779–1782) был построен Мари-Жозефом Пейром (1730–1785) и Шарлем де Вайи (1729–1798). Он отличался портиком в виде крытой галереи и колоннами перед фасадом.
Одним из самых известных зданий того периода является небольшой замок Багатель (1777 г.), спроектированный и построенный Франсуа-Жозефом Беланже для графа д’Артуа, брата Людовика XVI. Небольшой замок был спроектирован и построен всего за шестьдесят три дня, чтобы выиграть пари с Марией-Антуанеттой, что он сможет построить замок менее чем за три месяца. У Марии-Антуанетты был аналогичный небольшой неоклассический бельведер, созданный архитектором Ричардом Мике , который также спроектировал Hameau de la Reine , ее живописную деревенскую деревню в садах.
Еще одним необычным архитектурным проектом стало превращение Пале-Рояль в центре Парижа в грандиозный торговый центр. В 1781 году герцог Шартрский , нуждаясь в деньгах, поручил архитектору Виктору Луи создать на первом этаже галерею магазинов, кафе и клубов. В 1788 году он добавил крытый цирк в центре, крытую набережную и место для концертов и развлечений с решетчатой крышей, поддерживаемой семьюдесятью двумя ионными колоннами.
Самым характерным зданием в стиле позднего Людовика XVI является Hôtel de Salm в Париже (ныне Palais de la Légion d’Honneur , построенный Пьером Руссо в 1751–1783 гг. гармония и баланс. Колоннада из коринфских колонн поддерживает антаблемент ротонды, увенчанный статуями. Фасад также оживлен бюстами римских императоров в нишах и рельефными скульптурами над окнами полукруглого центрального авангарда.
Источник