Приметы эпохи: новые технологии в проектировании
Разработчики систем автоматизированного проектирования (САПР) для строительных и инфраструктурных объектов в первую очередь уделяют внимание решению комплексных задач. В этом им помогает обращение как к широко известным мировым ИТ-трендам, так и к новым специализированным технологиям, использование которых позволяет значительно повысить эффективность организации.
Информационные модели объектов
Всё больше проектных компаний в России осознают преимущества информационного моделирования — BIM (building information modeling). Первоначально оно использовалось при строительстве зданий и представляло собой сбор и обработку всей относящейся к проекту информации. Позже этот подход был распространен на проектирование других объектов. BIM — классический случай комплексного подхода к проекту. Оно объединяет конструкторскую, технологическую, финансовую и прочую информацию со всеми зависимостями между данными. Им присваиваются атрибуты, изменение любого параметра затрагивает другие и отражается в чертежах и прочей документации. Этот хорошо известный на Западе и активно развивающийся в России подход позволяет значительно расширить возможности используемых технологий, строить более сложные объекты, а также повысить эффективность бизнес-процессов и избежать многих ошибок.
Разработчики систем автоматизированного проектирования (САПР) для строительных и инфраструктурных объектов в первую очередь уделяют внимание решению комплексных задач. В этом им помогает обращение как к широко известным мировым ИТ-трендам, так и к новым специализированным технологиям, использование которых позволяет значительно повысить эффективность организации.
3D-визуализация
В последние годы большую популярность приобрели средства трехмерного моделирования объектов. При традиционном подходе, когда чертежи исполнялись на бумаге, были нередки ситуации, когда готовые документы раз за разом возвращались на доработку из-за допущенных ошибок. В отличие от плоского чертежа на трехмерной модели многие ошибки видны сразу и могут быть оперативно устранены, поэтому 3D-визуализация позволяет значительно сократить издержки на завершающем этапе проектирования. Также объемная модель наглядно показывает, как объект впишется в окружающую инфраструктуру, а в случаях, когда готовится ремонт или реставрация зданий, — где именно необходимы работы. Преимущества трехмерного моделирования оценили не только проектные организации, но и их заказчики, поэтому компании, проектирующие по старинке, постепенно теряют свою конкурентоспособность и тоже вынуждены переходить на новые технологии.
Фотосъемка и лазерное сканирование
Традиционно используемые в САПР/ГИС фотографии местности, полученные со спутников или летательных аппаратов, обрели новую жизнь благодаря 3D-технологиям и развитию малых беспилотных летательных аппаратов. Всё чаще проектировщики предпочитают использовать дроны (обычно квадрокоптеры) для съемки местности или объекта. Полученные фотографии загружаются в специальный софт (например Autodesk Recap), и из них создается так называемое облако точек, на основе которого затем строится трехмерная модель (средствами таких программ, как Unity 3D).
Второй способ — лазерное сканирование, в ходе которого с помощью переносной или установленной на автомобиле аппаратуры также создается облако точек. Такой способ удобен, например, при разработке проектов реконструкции автодорог, но в условиях плотной городской застройки или бездорожья предпочтительнее использовать дроны, тем более что это дешевле заказа спутниковой съемки.
Аналитика больших данных
Реализация строительного проекта всегда связана с обработкой больших объемов неструктурированных данных, содержащихся в различных информационных системах. Рассогласованность данных, их ручная обработка становятся причиной медленного и неэффективного исполнения бизнес-процессов, потери информации и, как следствие, ошибок. Использование аналитики больших данных, базирующейся на облачных технологиях, позволяет привлекать дополнительные средства моделирования и анализа, контролировать строительство на каждом этапе и вовремя корректировать ошибки. Более того, аналитика позволяет организовать «умную» эксплуатацию уже построенных объектов. Например, системы газо-, водо- и электроснабжения могут быть оборудованы датчиками для контроля объема и расхода ресурсов, а также предоставлять данные для принятия управленческих решений и оперативного реагирования на нештатные ситуации.
Совместная работа
Развитие облачных технологий не только создает основу для аналитики, но и расширяет возможности для совместной работы инженерных групп. То, что раньше использовалось людьми в рамках офисных пакетов, вышло на уровень профессиональных приложений. Современное ПО позволяет максимально вовлекать каждого сотрудника в решение рабочих задач с учетом специфики его знаний и опыта, обеспечивая быстрый и комфортный доступ к приложениям, в том числе и удаленный. Так, могут быть созданы группы пользователей, где каждому присвоена определенная роль, например «инженер-проектировщик путепроводов», и система автоматически предложит набор программ для работы в соответствии с исполняемыми обязанностями. Кроме того, руководителю группы становится проще управлять проектом, ориентируясь на компетенции каждого сотрудника. В связи с этим значительную роль стали играть мобильные технологии. Например, на удаленных объектах нефтегазовых предприятий смартфон или планшет инженера, терминал ремонтника могут быть единственным способом обмена информацией с офисом.
Источник
Мастер-класс «Использование в работе современных инновационных технологий. Проектная технология»
Елена Авдиенко
Мастер-класс «Использование в работе современных инновационных технологий. Проектная технология»
Использование в работе современных инновационных технологий. Проектная технология. Мастер-класс.
Участники мастер – класса: педагоги МБДОУ Д/С №1»Ромашка»
Педагог — мастер: Авдиенко Елена Ивановна, воспитатель 1 категории
Место проведения: МБДОУ Д\С№1 «Ромашка».
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по применению инновационных технологий в ДОУ и профессиональной активности в овладении технологии проектирования.
• Расширить знания педагогов об основных инновационных технологиях, применяемых в ДОУ.
• Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта в процессе общения друг с другом.
• Создать и поддержать условия для развития творческого потенциала участников мастер — класса.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, мольберт.
Раздаточный и демонстрационный материал: лепестки цветка с текстом, памятка по составлению плана проекта, схема «паспорта проекта», образцы проектов, луковица-баночка, зелёные перья, фломастеры
Ход мастер — класса:
Все становятся в круг:
— Здравствуйте, уважаемые коллеги! «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи» (Б. Шоу).
Сегодня мы с вами будем обмениваться педагогическими идеями на очень важную тему. А для этого я приглашаю вас в путешествие на поезде в страну
«Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология».
— Уважаемые педагоги, занимайте свои места в ФГОС лёте. Поездка будет творческая и интересная. Наш поезд отправляется в инновационную страну.
— А что обозначает понятие «инновация» как для нас, педагогов?
— В современном понимании инновация — это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
Мы с вами приехали в страну под названием
«Основные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология»
I.Игра с педагогами: «Расколдуйте цветок – и узнаете инновационные технологии».
Цель игры: вспомнить основные педагогические технологии и их главное предназначение.
На мольберте закреплен плакат «Заколдованный цветок».
У каждого воспитателя на столе лежит лепесток. А на нем написана цель или главная мысль (тезис) определенной педагогической технологии. Участники должны вслух для всех прочитать цель технологии — догадаться и назвать ее. Цветок расколдовывается и на нем появляется надпись названия современной технологии.
1. Целью технологии является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
(Здоровьесберегающая технология)
2. Организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это понятие отличается от игр тем, что они имеют четко поставленную цель и соответствующий ей педагогический результат.
(Игровая технология)
3. Технология ставит в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию его природных задатков.
(Личностно-ориентированная технология)
4. Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. В основе деятельности ребенка дошкольного возраста лежит поисковая активность.
(Технология исследовательской деятельности)
5. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс.
(Информационно-коммуникационные технологии)
6. У каждого педагога должна быть «папка успехов», в которой собраныматериалы, отражающие его педагогическую деятельность. Копилка его успехов, личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, это своеобразный маршрут развития ребенка.
(Технология портфолио и воспитателя и дошкольника)
7. Методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. Главное – научить ребенка мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
(«ТРИЗ» (Теория решения изобретательных задач).
8. Развитие и обогащение социально — личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития деятельности детей.
(технология системно — деятельностного подхода)
— Вот мы расколдовали наш цветок.
Продолжаем наше путешествие на ФГОСлёте. Отправляемся мы в страну «Проектная технология».
II. Презентация «Проектная технология».
Мастер – класс «Проектная деятельность в ДОУ»
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов является одной из перспективных педагогических технологий. Цель проектного метода в ДОУ – развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития деятельности детей.
Проект – это «Пять П»
1. Проблема (выбор темы)
2. Проектирование или планирование
3. Поиск информации
4. Продукт (выставка, газета, игра, альбом, праздник)
5. Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая и ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
Для чего нам нужен проект?
1. Предоставляет возможность саморазвития и самореализации в личностно-ориентированном взаимодействии ребенка и взрослого, влияет на формирование социально-коммуникативной компетентности воспитанников, так как, исход из специфики возраста участников проекта, дошкольные проекты в основном носят совместный характер (но,безусловно, важна направляющая роль взрослого).
2. Предоставляет возможность приобретать умение ставить и осознавать проблему, решать ее, т. к. ориентирована на практически методы приобретения знаний.
3. Позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на формирование информационной и технологической компетентностей участников проекта.
Основные этапы педагогической технологии «метод проектов»
1.Ценностно-ориентированный этап: мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребенка направлена на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию.
2.Конструктивный этап: планирование объединения рабочих групп, поиск литературы, помощь в планировании этапов практической деятельности, стимулирование поисковой деятельности детей. Дошкольники включаются в проектную деятельность в составе групп или индивидуально, сбор материалов по теме.
3.Практический этап: осуществляется координация деятельности детей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности. Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы.
4.Заключительный этап: педагог оказывает помощь в оформлении проекта, подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта. Оформляются результаты, продукт деятельности, формулируются выводы.
5. Презентационный этап включает подготовку экспертов, организацию проведения презентации. Проходит презентация проекта, защита его основных позиций.
6.Оценочно-рефлексивный этап: предполагает стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Происходит оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.
Существует несколько способов разработки проектов: «Модель трех вопросов» Суть этой модели заключается в том,что воспитатель задает детям три вопроса:
• Что мы хотим узнать?
• Как узнаем об этом?
«Системная паутинка по проекту»
Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей, но и выстроить системную паутинку с учетом требования ФГОС. Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей. В этом поможет системная паутинка.
Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Формы взаимодействия с социальными партнерами и семьей
В младшем дошкольном возрасте –это:
— вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
— Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогами);
-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты);
В старшем дошкольном возрасте –это:
— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы ; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно ;
— Формирование умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
— развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Типы проектов.
Исследовательски-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют
результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна.
Ролево-игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы
Информационно-практикоориентированный Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др)
Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника.
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Вид проекта :
Длительность проекта
— Краткосрочные (1 – 3 недели)
• — Средней продолжительности (до месяца)
• — Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
Оценка процесса и результата
Для того, чтобы четко понимать, успешен ли Ваш проект, на каком уровне реализован, необходимо каким-то образом измерить предполагаемые результаты. Для этого можно разработать диагностические карты или подобрать уже готовые разработанные методики, позволяющие оценить степень выполнения задач и степень реализации проекта.
-Следующая станция «Вырастим луковицу». Мы сегодня с вами не будем составлять проект. Я предлагаю вам обменяться опытом и знаниями, которые вы используете в работе с детьми. Вот на этих зелёных «пёрышках» пожалуйста, напишите пословицы, поговорки, стихи, произведения авторов. То есть всё, что может быть использовано при составлении проекта. Вы можете также написать и темы ОД по ХЭР (рисованию, лепке, аппликации, музыке) и не забыть подвижные и дидактические игры.
Вот какие чудесные луковицы мы с вами вырастили.
Уважаемые коллеги, завершилось наше путешествие на ФГОСлёте. Я желаю вам успехов в вашей работе.
Используемая литература:
1. Виноградова Н. А, Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду Пособие для воспитателей – М., 2008
2. Пяткова Л. П. Инновационные процессы в современномдошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности –Волгоград: Учитель, 2013. – 175с.
3. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. –Москва: АРКТИ, 2005г.
4. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Методическое пособие – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 67с.
Источник