История моды женские юбки

В древние века не было гендерных различий в одежде. Мужчины и женщины имели подобные вещи в своем гардеробе. Это касалось и юбки.

Прототип современной юбки – набедренная повязка первобытных людей. Использовалась она исключительно с целью защиты тела. Ее носили и женщины и мужчины. Особого кроя не было. Шкуру животного просто оборачивали вокруг бедер. Позже набедренная повязка появляется в костюме древних египтян. Она атрибут мужского гардероба. Повязка-юбка (схенти) изготавливалась из льна, имела строгую геометричную форму, полученную за счет драпировки. Схенти по талии закрепляли шнуром или поясом. Особое значение имела длина. Чем длиннее юбка, тем знатнее ее обладатель.

По длине определяли, выражаясь современным языком, социальный статус человека и в костюмах Древней Греции и Рима. Женщины, наоборот, в отличие от представителей сильного пола, часто обходились без юбок. Основным видом одежды было платье.

Сегодня юбка стала предметом именно дамского гардероба. Исключение составляет лишь шотландский килт. Без нее не обходится ни одна современная женщина. Юбка наряду с рядом других видов одежды входит в состав так называемого «золотого фонда». Это те вещи, которые на протяжении ни одного столетия закрепили свою значимость и прочно «осели» в наших шкафах. Юбка позволяет подчеркнуть женственность, изящество, грацию женской фигуры. Она в зависимости от кроя, ткани, отделки может использоваться для повседневной носки, является предметом дресс кода, а также отличным вечерним вариантом в комплекте с блузой или топом.

Как и на любой другой вид одежды, особое влияние на юбку оказывало время, особенности культуры, быта, этническая принадлежность, архитектура, климат. Не всегда юбка была такой демократичной, как в настоящее время. Она претерпевала множество изменений.

Читайте также:  Платья с гусарским стилем

Сам термин «юбка» в русский язык пришел из польского, а в польский из немецкого. Как таковая она появилась в качестве самостоятельного вида поясной одежды в 15 веке. Ее называли «готической юбкой». Именно с этого времени юбку носят отдельно от лифа. Длина была в пол, этого требовало само время. В средневековой одежде не допускалось открытых частей тела. Для того, чтобы внешне показать степень своей знатности, к юбкам пришивали шлейфы. Их длина напрямую зависела от сословия. Так, например, длина шлейфа королевы была в 11 локтей, у герцогинь в 3 локтя.

В 16 веке мода на шлейфы прошла. В то время законодателем мод была Испания. Именно в этой стране появилась юбка «вердугадо», названная так потому, что она была на обручах (на испанском языке обруч – вердуго).

Обручи значительно позволили уменьшить вес юбки, которая ранее имела несколько слоев и подбивалась конским волосом. Эта была вынужденная мера, направленная на получение модной, на тот период, объемной формы юбки. Чтобы надеть такую юбку, ее сначала ставили на пол, женщина входила внутрь, а потом юбку закрепляли на талии. Без посторонней помощи было не обойтись.

Ряд испанских исследователей связывают появление юбки «вердугадо» с именем королевы Кастилии и Леоны Жуане Португальской, которая скрывала с ее помощью свою беременность. Очень часты в истории моды подобные факты. Фантазия одного человека задает модный тон всем остальным.

К концу 16 века из-за изменения канонов красоты и пропорциональных соотношений в костюме изменили и форму юбку. Она стала еще более широкой в нижней части.

17 век «раскрепостил» дам. Юбки стали более удобными, не стало жестких конструкций. Однако, поскольку в моде остался силуэт с узкой талией и широкими будрами, стали надевать сразу несколько юбок. Зимой их количество достигало 12. Следует отметить, что нижняя юбка была всего одна. В этом столетии уже не было моветоном слегка обнажить щиколотку.

В 18 веке снова в моду вошли каркасы, задающие силуэт юбки. Каркасы изготавливали из деревянных планок, соединяли клеенкой, поэтому при ходьбе юбка издавала шорох. Такие юбки называли «крикуньями». В них было запрещено посещать храмы. У тех, кто не слушал запрета, юбку забирали и публично сжигали.

К 80-м годам 18 века чтобы еще больше расширить юбку изобрели каркас из китового уса – фижмы. Сзади ниже спины еще привязывали валик или подушку. Юбка стала огромных размеров, в ней уже невозможно было входить в дверной проем. Поэтому появился складной каркас.

В начале 19 столетия силуэт стал менее широким. Нижнюю юбку снова стали подбивать конским волосом для жесткости и придания колоколообразной формы. Уже сверху надевали несколько юбок. Их общее число достигало 6. Моветоном было носить цветные юбки. Только белые.

В середине 19 века в моде кринолин – чехол из льна, который переплетали конским волосом. Позже кринолин был заменен костяными обручами, а затем и проволочным каркасом. Кринолины стали настолько громадными, что появилось немало карикатур на дамский «туалет».

К концу 19 века вводится турнюр – специальный валик, который подкладывали сзади, тем самым создавая ультрамодный S-образный изгиб фигуры. Карикатуристы не обошли вниманием и этот писк моды.

Демократизация общества в 20 веке, борьба женщин за эмансипацию, появление класса работающих женщин внесли лепту и в форму юбки. Она стала более похожа на современную классическую юбку. Юбка была прямой, длинной и уже без корсета.

В начале века примерно в 10-14 годах появилась «хромающая» юбка. Она была длинной и очень узкой, перехваченной у щиколотки, так что передвигаться в ней было весьма проблематично. Распространению в массы она обязана актрисе Цецилии Сорель, которой согласно роли необходимо было длительное время стоять у колонны, а затем «отделиться» от нее. «Хромая юбка», разработанная домом Пакен, для этого была самая подходящая. Именно тогда после представления многие дамы захотели иметь такую вещь. Как известно «мода требует жертв». Именно такими жертвами и стали дамы в «хромой юбке».

Во многом на образ юбки повлиял театр, а еще больше танцы. В 18-19 веках приоритет был у вальса, в начале 20 века – танго, затем чарльстон, а позже рок-н-ролл. Поэтому юбки стали видоизменяться, их длина динамично стала подниматься вверх. Самыми изящными и сексуальными были юбки для чарльстона с высоким разрезом, приоткрывающим изящные женские ножки. Такой «фасон» многими был воспринят в штыки. Например, в США в штате Иллинойс законодательно хотели запретить носить юбки выше 15 сантиметров от уровня пола.

Вообще, в 20 веке юбка, впрочем, как и многие иные виды одежды, менялась почти каждое десятилетие. В первую очередь менялась длина. Знаменитая Коко Шанель прогнозировала, что юбка «остановится» на линии середины колен, но она ошиблась. Появились мини-юбки, которые достигли своего апогея в 70-х годах. Оптимальной считалась длина на уровне опущенных вниз рук. Мэри Куант – создатель мини-юбки за ее популяризацию в 60-х годах получила орден за заслуги в британском экспорте.

После мини длина снова дошла до макси, но продержалась она недолго. Помимо длины менялся и силуэт. От прямой типа «футляр» юбки до трапециевидной формы в стиле «new look».

Помимо вариации по длине, силуэту, в 20 веке менялась и конструкция юбки, средства ее формообразования. Так, появляются юбки-тюльпаны, юбка-карандаш, «американка» (petticoat), юбка-баллон, юбка-брюки (jupe culotte), юбка с запахом (wickelrock), туту, саронг и ряд других.

Сегодня нет строгих канонов по длине и форме юбки. Дизайнеры, конечно, акцентируют внимание на этих аспектах, но каждая современная модница вправе сама выбирать понравившуюся модель. Уместны юбки разных стилей и направлений. Особое внимание уделено крою, тканям и сочетанию разных по структуре и текстуре материалов. Все это способствует появлению нового образа для давно зарекомендовавшего вида одежды.

Юбку вправе можно назвать центральной вещью дамского гардероба. С ней возможны любые комбинации, была бы фантазия. Длинные в пол, короткие или сдержанной длины до середины колен юбки незаменимы в различных ситуациях. Они удобны, практичны, а главное женственны. Именно поэтому, несмотря на активный ритм жизни, женщина всегда хочет оставаться женщиной и в этом ей помогает именно юбка. Она всегда на пике популярности, главное уловить модные тренды.

Автор:

О себе:
Творчество — для меня дело интересное и увлекательное. Рисую, вышиваю, шью. Хобби — коллекционирование декоративных наперстков

Источник

История возникновения юбки по векам и эпохам

Сегодня мы рассмотрим какова краткая история возникновения юбки, разложенная как по полочкам, по векам и эпохам, начиная от древнего мира и до наших дней.

Ю́бка — от слова «jupe», имеет французское происхождение — предмет ныне чисто женского гардероба, который, как и брюки, покрывает тело ниже талии, но не закрывает промежность.

Она произошла от набедренной повязки, а позже эволюционировала и приобрела тот вид, какой мы ее привыкли видеть сегодня. Еще юбкой называют нижнюю часть любого платья, которая начинается от талии, а доходит до самого подола.

Юбки, только немного в другом виде, нежели мы привыкли их видеть сейчас, носили еще на самой на заре цивилизации, причем не только женщины, но и мужчины, а назывался такой наряд каунакес).

Древний мир

В древности, в теплых странах, мужчины надевали в качестве одежды простые набедренные повязки или передники из пальмовых листьев, отдаленно напоминающие современные юбки.

Полоса ткани, именуемая схенти, которая оборачивалась вокруг бедер и подхватвалась веревкой, в качестве пояса, служила для египтян основной одеждой. В древние времена одежда простых людей и богатых фараонов не сильно отличалась. Разница была лишь в качестве материала, из которого делали схенти.

Также, фараоны надевали поверх повязки передник, который был выполнен из плиссированной ткани.

Во времена Среднего царства длина повязки схенти постепенно начинает удлиняться. А связано это с тем, что начинают появляться новые, более пластичные и драпируемые ткани. Чуть позднее, знать Египта начинает носить новый вид одежды — длинные рубашки, которые назывались калазирисы. Шили их из полупрозрачного материала, а уже поверх калазириса надевали драпированные схенти.

Были найдены изображения женщин, жительниц древних Шумер и в меховых юбках, которые служили признаком богатства и статуса их обладательниц.

На Крите и в Микенах женщины носили юбки с клиньями или поперечными полосами, а некоторые изображения, дошедшие до наших дней, рассказывают и о юбках с оборками. Одежда крито-микенской культуры была сложна по крою, затем полностью трачена, из-за чего не оказала влияния на более поздний костюм Древней Греции.

Там, в архаический период, мужская часть населения по прежнем носила простейшие набедренные повязки, а женский костюм состоял из двух частей: прямой юбки, не имеющей швов и верха. Также среди древнегреческого костюма популярными были: гиматий, хитон и пеплос.

Средние века

Степень демонстрации собственной значимости нашла выражение в постепенно удлинявшемся заднем полотнище юбки. Удлинялось оно до тех пор, пока не «переросло» в шлейф.

Это позднее шлейф начнут пристегивать к верхнему платью под названием «роб». А в пятнадцатом веке, когда Агнесса Сорель ввела его в моду при дворе Карла VII, шлейф был частью именно юбки.

Как легко подчеркнуть собственную значимость количеством одежды! Жаль, что церковь называет новую моду «дьявольскими хвостами» и не исповедует дам, одетых подобным образом!

Эти самые «хвосты» украшают золотым шитьем, богато декорируют мозаичными композициями из драгоценных камней, холят и лелеют всевозможными способами.

Но позднее старания всех поклонниц длинных «хвостов» превзошла сиятельная Екатерина Великая, коронационный шлейф которой несли ни много ни мало 50 пажей! А как же иначе, ведь длина ее шлейфа составила 70 метров при ширине около 7 метров!

Пажи пажами, а только представьте себе, какой вес на себе тащила сама императрица! Ведь расшитое золотыми символами российской империи платье (каждая вышивка сама по себе весила немало) «сидело» на массивном каркасе, да еще тяжеленные ювелирные украшения, да плюс прическа и еще бог знает сколько всего… и плюс инкрустированная камнями корона… ясно, что хрупкая и невыносливая женщина от такой тяжести просто рухнула бы!

Юбки подобных платьев в России носили на огромных фижмах, и практически всегда с пристежным шлейфом.

Корсаж свадебного платья Екатерины II полностью укреплен костями; 14 боковых тассет обшиты лайкой их никогда не демонстрировали, всегда пряча под юбку. Шесть передних и две задние тассеты покрыты глазетом, из которого был изготовлен верх платья, и вышиты серебром.

Под ними непосредственно и крепили пояс парадного шлейфа. Интересно, что и коронационное, и венчальное платье царицы сконструированы практически одинаково, хотя «разница в возрасте» у них насчитывает практически двадцать лет.

Современные невесты часто прибегают к такому виду украшения юбки как шлейф, чтобы подчеркнуть собственную грацию и значимость события.

Однако вернемся к более раннему времени и более ранней стадии эволюции юбки.

Готика

Во времена господства готики, приблизительно в четырнадцатом веке, одежда становится необыкновенно живописной. Архитектура часто диктует и развитие костюма.

Неуемная тяга к живописным эффектам делает одежду вообще и юбку в частности несколько преувеличенных размеров.

Женское платье снабжалось все тем же неимоверной длины шлейфом, линия талии завышалась и акцентировалась при помощи богато декорированного пояса, из-под которого крупными складками ткань спускалась до самой земли.

«Слишком много вырезания, высекания чеканом дыр, слишком много стрижки ножницами в…избыточно длинной одежде, волочащейся по грязи как у мужчин, так и у женщин», писал в своих списанных с натуры «Кентерберийских рассказах» гениальный Чосер.

XV Век

Пятнадцатый век во Франции выводит в лидеры одежду под названием «роб». Такое платье надевалось через голову и, в отличие от предшествующего времени, подпоясывалось уже ниже линии талии, практически на самых бедрах.

Когда в том же четырнадцатом веке тон в моде начинает задавать испанский двор, шлейфы в украшении юбок не принимаются вовсе. Зато сама юбка «растет» и в конце концов «вырастает» до неохватных размеров.

Юбки стали столь тяжелы, в прямом смысле слова так неподъемны, что пришлось придумать к ним металлический каркас. А до изобретения каркаса?

До этого времени специальные подушки набивались конским волосом и с помощью них удерживалось это колоссальное сооружение. Металлический же каркас несколько облегчил вес этой громадины.

Кроме того, на честь одетой таким образом дамы кавалер просто физически не мог покуситься. Французы так и назвали эти юбки «vertugardan», то есть «охраняющая добродетель». Стоили такие юбки немыслимых денег. Как их надевали? Ставили на пол и, войдя в нее, пристегивали к корсету.

XVI Век

Со временем необъятные бедра при помощи юбок расширились до такой степени, что на них стало возможным лежать. В шестнадцатом веке испанский костюм становится так тяжел, что при взгляде на портреты того времени работы Веласкеса кажется, будто юбка просто терроризирует свою хозяйку.

XVII Век. Барокко

Семнадцатый же век в Испании принес дамам костюм, который стал пластическим выражением эстетических ценностей эпохи барокко. Криволинейные и причудливо разрастающиеся во все стороны юбки, огромные, пластически насыщенные, парадные.

Юбка становится подобна пьедесталу, тяжесть которого так велика, что он способен подчинить себе и пластику, и голос, и даже манеру думать. Какие бы мысли и идеи не преследовали творца костюма в процессе творчества, барокко способно все усилия свести в русло единственно правильных стилистически выверенных решений пространственной композиции. Такова суть стиля барокко. Но это в Испании.

А в раскованной, галантной и всегда несколько фривольной Франции в моду вошли юбки, похожие на юбки обыкновенных прачек. Когда прачки работали, им приходилось, не взирая ни на кого, стоять, попросту заткнув подол платья за пояс.

Очень эффектно, тем более что такой «маневр» позволял показать и прелестные ножки, и тонкой работы чулки, и вообще чувствовать себя куда удобнее, чем в негнущихся испанских юбках. Постепенно нижняя юбка стала предметом едва ли не больших затрат, чем верхнее платье. Господствующий в то время стиль барокко так любит все украшать, что и нижнее белье не остается без внимания.

К тому же нижняя юбка «расслоилась» на большое количество прелестных, одна другой короче, нижних юбок. Как они шуршали при ходьбе! Как изумительно позволяли демонстрировать легкость и грацию походки!

XVIII Век

И все это великолепие было придумано только для того, чтобы впоследствии, в бурном XVIII веке, снова вернуться к куполообразным юбкам на каркасе, когда барочный шик сменяется изнеженным и прихотливым стилем рококо. В моду была введена походка, при которой юбка, похожая на корзинку, покачивалась бы из стороны в сторону, открывая щиколотку ноги.

Юбку так и называли «panier», что и переводится не иначе как корзинка. А еще такие юбки называли крикуньями. Шумели и «кричали» они оттого, что отдельные детали каркаса юбки при ходьбе раскачивались, терлись друг о друга, скрипели и шумели. В такой юбке нельзя было появиться в церкви (помните историю с «дьявольскими хвостами»?).

Спрос на умелых портных возрос до неимоверности. Личная модистка королевы Марии-Антуанетты получала большее жалованье, чем, например, первый министр короля!

К восьмидесятым годам восемнадцатого века юбка становится еще более громоздкой и неудобной. К тому же поражал ее гигантский вес! Облегчением для модниц стало изобретение складного каркаса для юбок. Его конструкция немного напоминает зонтик. Теперь одетая в такую юбку дама могла хотя бы сесть в кресло или карету, да и пройти сквозь дверной проем стало намного легче.

Рококо

Во времена господства зрелого рококо образ женщины списывается с вневременного сверхженственного образа идеальной дамы. Под платьем, расширенным в области бедер, располагались небольшие боковые поддержки.

Такое «панье» выглядело как короткая, облегающая бедра юбочка, которая спереди застегивалась на пуговицы и к которой по бокам крепились спрятанные в кулиски полукруги из китового уса.

Впрочем, «панье» могли быть как короткими, так и длинными. Нижняя часть длинного «панье» обычно декорировалась на одну треть снизу так же, как и непосредственно нижняя юбка. Такой декор применялся при нераспашном варианте юбки платья.

Если же юбка была распашной, содержащей асимметричные драпировки и позволяющей в какой-то момент увидеть нижние слои одежды, то нижняя юбка декорировалась полностью.

Таким образом непринужденная жизнерадостная женская чувственность получала дополнительный акцент и виртуозно-гармоничное обрамление.

Женщины из рабочей среды были вынуждены много двигаться. Поэтому у третьего сословия возникла мода на юбку без нижнего кольца каркаса. Такая юбка имела форму колокола в верхней части, а ниже колен ниспадала мягкими складками.

Практически до самого конца восемнадцатого века в Европе продержалась мода на широкие, надетые на каркас юбки.

ХІХ Век

А дальше мода совершила головокружительное фуэте, заставив всех обрядиться в туники и хитоны наподобие древнегреческих и древнеримских. Увлечение античностью многим модницам стоило жизни.

Ведь такая мода отменяла любое белье и теплые ткани даже в самые лютые морозы. А неумолимый этикет требовал присутствия и на балах, и на прогулках, и на охотах (в полевых условиях!).

Обворожительные дамы обязаны были походить на легких, воздушных нимф, даже когда лютовал мороз.

Полупрозрачные платья туники, перехваченные под грудью лентой, потребовали и соответствующей стилю обуви.

Многие дамы «в возрасте», то есть после 20-25 лет, уже не могли позволить себе такой обуви.

Знаете почему? Многолетняя «безвылазная» носка обуви на каблуке, а иногда и сон в постели в обуви, привели в ряде случаев к сокращению размера икроножной мышцы и сухожилия. И стать на плоскую подошву такая дама не могла просто физически!

Однако вернемся к эволюции юбки.

После 1815 года претенциозность становится образцом хорошего вкуса. Именно в этот период дамские наряды начинают делить на вечерние и дневные.

Естественно, возвращается корсет, а юбка снова «распухает» во все стороны.

В середине девятнадцатого века каркас наконец-то сменяется кринолином. Само название объясняет, что это такое. Crin означает «конский волос», a line лен. То есть это укрепленный конским волосом, пропущенным сквозь ткань, плотный льняной чехол для юбки.

И позднее, когда юбки держатся на легком металлическом каркасе, название «кринолин» уже не выходит из употребления. И снова юбка на обручах, подобно вечно возрождающемуся Фениксу, становится самой актуальной модной новинкой.

XX Век

«Возрождает» ее к жизни Шарль Фредерик Ворт, законодатель парижской и мировой моды рубежа XIX-XX столетий. Металлические кринолины снизили стоимость юбки, и теперь роскошные формы стали доступны не только богатым, но и среднему сословию, и даже бедным слоям населения.

Проволочные кринолины выпускались огромными партиями. На их изготовление шло немыслимое количество металла. Это подтверждает тот факт, что во время войны француженки в порыве патриотизма сдавали свои кринолины для того, чтобы их переплавили в оружие, и таким образом помогали фронту.

А когда великая Габриэль Шанель ввела моду на одежду без корсета и кринолина, то делегация от промышленников, производивших корсеты и кринолины, прибыла к ней с предложением отказаться от своей идеи.

И это не последнее возвращение куполообразной юбки! Пройдет еще полвека, и молодой талантливый Кристиан Диор снова предложит женщинам носить кринолины.

Было это сразу после Второй мировой войны, и уставшие от военных лишений женщины с радостью согласились надеть платья силуэта молодости своих бабушек.

Между Первой и Второй мировыми войнами женщины носили юбки удобные и дерзкие, открывающие ноги и сильное молодое женское тело. Юбки, в которых удобно танцевать танго и чарльстон. Юбки сексуальные, разной длины, с различными разрезами.

Последнее (но будьте уверены, не прощальное!) возвращение куполообразная юбка переживет в восьмидесятых годах двадцатого века. На кринолин «сажать» ее, правда, никто не станет, а только на большое количество пышных нижних юбок.

А вот краткая история возникновения юбки и ее развития с начала до середины 20 века.

Такая юбка была похожа на пачку балерины и формой, и, часто, длиной. Но, по сути, это была все та же куполообразная юбка. Мода эта была быстротечна, но носили такие юбки не только летом или на праздниках, но и с теплыми свитерами.

Наши дни

Какие юбки мы носим сейчас? Миллениум совершенно отменил термин «вышедший из моды фасон». Бывают фасоны одежды категорически не модные в тот или иной период времени. Периоды немодности краткосрочны.

Порой они настолько коротки, что масса людей не успевает и заметить, что юбка вышла из моды и снова туда возвратилась. Исходя из вышесказанного сообщаем, что ВСЕ, что мы вам предлагаем, СЛЕДУЕТ ШИТЬ!

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями