Изготовление эскизов посуды по мотивам современных народных промыслов

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Начальная школа. ИЗО
  • Хохлома. Изготовление эскизов посуды по мотивам народных промыслов

Хохлома. Изготовление эскизов посуды по мотивам народных промыслов

Хохлома. Изготовление эскизов посуды по мотивам народных промыслов

Предмет: изобразительное искусство
Класс: 3 класс
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: мастерская
Дата проведения: ноябрь
Ход урока

Тема «Хохлома. Изготовление эскизов посуды по мотивам народных промыслов»
Цели — познакомить с одним из художественных промыслов – хохломской росписью;
— развивать личность учащихся средствами искусства и формировать у них опыт художественной деятельности;
— формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи или по своему замыслу;
— развивать фантазию, наблюдательность, художественный вкус; — воспитывать аккуратность в работе, интерес к оформительской деятельности;
— учить действовать по плану и планировать свои действия
Основные понятия декоративно-прикладное искусство, хохломская роспись
Межпредметные связи технология, литературное чтение
Ресурсы:
— дополнительные
-презентация;
-технологическая карта
Формы работы фронтальная, групповая

Этапы урока Ход урока
I. Организационный момент — Приглашаю вас на урок изобразительного искусства. Начну наш урок стихотворением Валентина Берестова «Альбом для рисования»
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.

— А вы любите рисовать? Тогда начнём работу.
Проверка готовности учащихся к уроку.
— Прежде, чем начать занятие, проверим, всё ли у вас готово к уроку. Я буду читать загадки, а вы покажете предмет, о котором в них говорится.

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там глядишь – красота. (Краски)

Какие вы принесли краски? (Акварельные)

Черный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом поведёт,
Там линия пройдёт. (Карандаш)

Семя плоско
Поле гладко,
Кто умеет,
Тот и сеет,
Семя не всходит
А плод приносит. (Бумага)

Источник

Изготовление эскизов посуды по мотивам современных народных промыслов. Гжель.

Тема

Изготовление эскизов посуды по мотивам современных народных промыслов. Гжель.

Педагогическая цель

Познакомить с одним из художественных промыслов –гжельской росписью; формировать умения делать эскизы по мотивам гжельской росписи или по своему замыслу.

Тип урока

Открытие новых знаний.

Планируемые результаты (предметные)

Школьники освоят основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, создадут узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи, отработают навыки выполнения творческого задания.

Личностные результаты

-Смогут осуществлять самостоятельную творческую деятельность;

-Развивают творческий потенциал в условиях активизации воображения и фантазии;

— Выражают эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Регулятивные УУД:

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Взаимодействие с учителем и друг с другом во фронтальном режиме;
  • Умение вступать в диалог и участвовать в обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Коммуникативные УУД:

Основные понятия и термины

Декоративно-прикладное искусство, гжельская роспись.

Методы и формы работы

Словесный, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы

Учебник, интернет ресурсы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этап урока, его цель

Вид работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Организация начала урока.
  • Актуализация знаний и субъективного опыта работы учащихся.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

3.Проверка готовности к уроку (рабочее место)

-Здравствуйте ребята! Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. Меня зовут, Юлия Викторовна.

Прозвенел уже звонок,

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

– Проверим готовность к уроку, на столах у вас должны лежать альбом, краски, кисти, баночка с водой, простой карандаш, ластик.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание учащихся, эмоционально настраивает на урок.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на работу.

Цель: выявление опорных знаний и способов действий.

1.Беседа по ранее изученному материалу

-Ребята, давайте вспомним, что вы узнали на прошлом уроке ИЗО?

-С какой росписью вы знакомились? (С хохломской)

-В каком веке появилось такое художественное направление, как хохломская роспись?(В 17 веке в Нижегородском округе)

-Какие основные цвета хохломы? (Черный, красный и золотой)

Актуализирует опорные знания и умения.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы учителя.

III. Целеполагание

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятия ими целей урока;

1.Введение в тему урока

2.Формулирование темы и задач урока

-Ребята, что бы узнать, какой вид росписи мы будем изучать сегодня на уроке, я предлагаю вам решить ребус.

Верно ребята, это Гжель. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из художественных промыслов – гжельской росписью.

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели и задач учебно-познавательной деятельности

Внимательно слушают задание учителя, решают ребус.

Формулируют тему и задачи урока под руководством учителя.

IV.Изучение нового материала

Цель: усвоение но­вых знаний и спо­собов деятельно­сти.

Рассказна тему: «Гжельская роспись»

Давным-давно в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, был городок Гжель.

Жили там умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить.

Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую. И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал.

Сделали они специальный станок, который приводили в движение ногами. А руками сжимали кусок глины в центре вертящегося диска, выравнивали её, вытягивали стенки задуманной вещи. После подсушки изделия украшали и обжигали. Возможно слово «гжель» и происходит от слова «жечь».

И этого показалось мастерам мало. Построили в 18 веке фарфоровый завод. Получился фарфор тонкий, звонкий, белый.

Задумали они украсить белый фарфор цветом неба, синим да голубым. Всего одна краска… А какая нарядная посуда получилась!

Полюбилась она людям, стали называть ее «нежно-голубое чудо».

Разнеслась слава о гжельском искусстве по всему миру. И по сей день трудятся мастера в старинном городке Гжель.

Давайте познакомимся с элементами гжельской росписи.

Главным элементом является:

1. «Мазок с тенями»

Краску набирают на одну сторону кисти, к краю её больше, а к середине меньше. Кисть плоско кладут на поверхность бумаги и проводят. Получается мазок с тенями. Мазком с тенями можно разделить части посуды: носик, крышку, тулово.

Второстепенными элементами, то есть узоры на заднем плане, выделяют:

Краску берут на кончик кисти и легкими прикосновениями проводят наклонные линии в разные стороны.

3. «Капелька», «листик».

Набираютна кисть краску, прикладываютк бумаге. Получается «капелька». Из капелек можно составить цветок.

Можно добавить на роспись «усики», «веточки».

Рассказывает о гжельской росписи.

Внимательно слушают рассказ учителя.

Объяснение этапов выполнения работы

-Итак, приступим к выполнению работы.

-У вас на столах есть заготовки для рисунка. Ваша задача, обвести данный трафарет себе в альбом.

— Сейчас, мы с вами должны украсить эскизы посуды гжельской росписью. Не забываем, что цветовая гамма состоит из белого, голубого и синего цвета.

— Ребята, посмотрите примеры эскизов посуды по мотивам современных народных промыслов- Гжель.

— Начинать следует с простых элементов – капелек, точек, штрихов, линий. Соединяя эти элементы, можно получить узнаваемые гжельские узоры

— Обратите внимания на элементы гжельской росписи.

Объясняет этапы выполнения работы

Внимательно слушают учителя

V. Закрепление знаний и способов действий.

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по изученному материалу.

Самостоятельная практическая деятельность учащихся

— А теперь начинаем приступать к работе, если у вас будут вопросы, поднимайте руку. Я подойду.

Следит за выполнением работы, помогает учащимся.

Выполняют самостоятельно работу.

ФИЗМИНУТКА

-А теперь пришло время отдохнуть. Встаньте, выйдите из-за парт и повторяйте за мной.

Зайка серенький сидит И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки) Вот так, вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья) Вот так, вот так Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. (прыжки на месте) Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал. (сесть на место за парту)

Снимает напряжение и усталость, выполняет физминутку с проговариванием текста

Совершают активные физические действия вместе с учителем

V1. Итог урока

Цель:дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

1) проявление творчества;

2) правильность выполнения технических приемов;

3) завершенность и аккуратность работы красками.

-Ребята, вам удалось очень красиво расписать свои заготовки. Мне хочется, чтобы вы на каждых уроках были бы такими же старательными и аккуратными.

Ребята, давайте обобщим наши знания.

-С каким промыслом вы познакомились? (Гжель)

-Из чего делают гжельскую посуду? (Глина, фарфор).

-Какого цвета посуда? (Белого).

-Какой цвет использовали для росписи? (Синий, голубой).

Задает вопросы, подводит итог урока.

Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока.

-Ребята, поднимите правую ручку вверх и сожмите в кулачок. Покажите мне свой кулачок. Сейчас я предлагаю вам оценить свое состояние на уроке.

— На сколько вам понравился урок?

— Все ли у вас получалось на уроке?

— Возникали ли у вас вопросы в ходе урока?

— Спасибо большое за ваши ответы. Спасибо за урок!

Проводит рефлексивно-оценочную деятельность учащихся

Оценивают свою деятельность с помощью учителя

Источник

КОНСПЕКТ 1 КЛАСС ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Изготовление эскизов посуды по мотивам современных народных промыслов

Тема: «Изготовление эскизов посуды по мотивам современных народных промыслов»

Цель: Создать благоприятные условия для формирования знаний у учащихся о изготовлении эскизов посуды по мотивам современных народных промыслов

расширить представления детей о разнообразии видов посуды;

познакомить учащихся с разными промыслами;

обобщить знания о истории посуды;

воспитывать бережное отношение к культурному наследию родного края;

воспитывать любовь к истории;

воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова;

развивать речь, память, воображение, дисциплинированность, кругозор и творческие способности.

Оборудование: кроссворд, выставка разной посуды, плакаты по промыслам, конверты с деталями посуды и орнаментами,.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вводная часть.

Учитель:– Сегодня мы c вами сделаем проект. Вначале нашего путешествия разгадаем кроссворд.

Посуда, в которую наливают чай.

Он пыхтит, как паровоз
Важно кверху держит нос.
Прошумит, закипятится –
Пригласит чайку напиться.

Купили новенькое,
Такое кругленькое,
А все в дырках.

Не бык, но бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит, отдает,
Сам в угол идет.

Круглое блюдо, на нем голову барана несут.

На голове пуговка,
Одна рука, да и та на спине.

— В выделенных строчках появилось слово. Прочитайте его.(посуда)

Когда слова «посуда» еще не было. То, из чего пили, называли сосуд, то, из чего ели – судно. Появилось слово посуда 400 лет назад. Посуда — обобщённое название предметов быта, используемых для приготовления, приёма и хранения пищи. Древние славяне верили в силу богов, старались защитить себя повсюду. Округлая форма посуды заключала в себе идею солнца – символ добра, света, тепла, уюта. С того времени посуда является спутником человека, сопровождает его по жизни.

3. Новый материал.

Учитель: — Представьте, что мы оказались в древней Руси.

— Из чего делали посуду вначале? (из дерева) Сначала посуда была не украшена, со временем люди решили приукрасить ее, стали расписывать. Отсюда и пошло прикладное искусство. Сегодня мы познакомимся с народными промыслами, узнаем, где они зародились, познакомимся с их историей, особенностями и художественной ценностью.

Учитель: — Сейчас мы послушаем об уникальном в мировом народном декоративном искусстве – о Хохломе.

Ученик: Жил когда-то в нижегородских лесах чудо-мастер. Делал посуду из дерева, однажды решил ее покрасить краской под золото. С той поры про его узорные чашки и ложки слава по всему миру пошла. И тогда мастер передал секрет «золотой» посуды жителям деревни Хохлома, а сам вскоре исчез… Позднее деревянные «золотые» изделия стали называть «Хохломой». Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов. Все изделия хохломы проникнуты тонким чувством природы. Хохлома стала промыслом особенным, уникальным благодаря применению окраски дерева в золотой цвет без затраты драгоценного золота. Эта же техника используется иконописцами. В хохломе свой орнамент – «травка», «Кудрина», «письмо под листок», «письмо под фон».(показ плаката и образцы посуды ) В годы войны Хохлома перенесла тяжелые времена. Закрылись многие красильни, часть мастеров ушла на фронт. После возник интерес к памятникам русской старины, их начинают изучать, коллекционировать. Это поднимает популярность и изделиям народных промыслов. Искусство хохломы продолжает жить и в наше время, украшая столы. Сегодняшняя хохлома – это искусство, которое творится руками одного большого художника – народа.

4. Роспись шаблонов посуды.

5. История керамической посуды.

Учитель: — Как вы думаете какая посуда появилась позже? (глиняная)

С появлением колеса, появился гончарный круг. Колесо также древний солнечный символ. Круг с точкой в центре и лучами спицами. Посмотрите как появляется из комочка глины кувшин.

6. Гончарное дело.

Учитель: -Давайте послушаем о глиняной посуде.

Ученик: Посуда глиняная была придумана в древности – 6 тысяч лет назад. Первая глиняная посуда была не такой ровной и красивой, какую мы видим сегодня. Производство посуды, как вы видели, было ручным, и делали ее из простой глины. Как делалась первая посуда? Заготавливали глину, раскатывали в жгутики и укладывали по спирали. Получался сосуд. Потом его разглаживали, рисовали орнамент палочкой, и обжигали в огне. В глину добавляли другие вещества для крепости и красивого цвета, и такой материал получил название – керамика. Керамическая посуда в средневековой Европе предназначалась в основном для приготовления пищи, хранения продуктов и жидкостей. Керамическая посуда является одним из любимейших объектов коллекционирования. Родиной фарфора является Китай, где он изготавливался еще в VII веке.

Учитель: -Давайте на некоторое время тоже станем мастерами.На столах лежат конверты с элементами посуды.Каждая группа сейчас сделает свой вид посуды.

7. Изготовление посуды из деталей .

Учитель: — Посмотрите на вашу посуду. Что вы скажите о ней? (не раскрашена)

-Послушайте ребят, они расскажут, как можно украсить посуду.

Ученик: Гжель – это название живописного подмосковного района. Само слово Гжель означает обжигать и сегодня очень популярно. Оно включает в себя множество значений: красота и гармония, сказка и быль. Вначале гжель покупали люди среднего класса. Уже к 40 годам в Гжели стали выпускать фарфоровую посуду, которую стали вывозить в другие страны. Роспись по фарфору гжельских мастеров отличается яркостью, свободной кистевой росписью. Сочетание белого фона с синей подглазурной стало типичным для мастеров Гжели. Орнамент узоров, в основном растительный, рисуется только вручную.(плакат)

Учитель: Сейчас украсим вашу посуду, станем гжельскими мастерами.(ученики в группах выбирают нужные узоры и приклеивают их к заготовкам)

Давайте немного отдохнём и потом будем работать дальше.

Чудо – птицы прилетели (взмах руками вверх),

Прилетели к нам из Гжели (опустить руки).

На ветвях они присели (присесть),

Вдруг вспорхнули, улетели (встать).

Тихонько сядьте за парты, крепко зажмурьте глаза, откройте. Снова закройте и попробуйте представить, что у вас на кончике носа карандаш. Нарисуйте этим карандашом, не открывая глаз, завиток из гжельской росписи.

9. История ложки.

Учитель: — Накрывая на стол, что обязательно нужно положить? Без чего не сможем есть жидкую пищу? (ложка) Каждый день мы берем в руки ложку, а задумывались ли вы, когда люди впервые начали есть ложкой.

— Как вы думаете из чего была сделана первая ложка? (из камня)

— Удобно ли это было? Она была неровная и тяжелая. Быстро нагревалась и обжигала губы. Еще древние люди делали ложки из костей. Они были более гладкими и легкими Знатные люди – князья и бояре – садились за стол с серебряными ложками. Сейчас мы послушаем историю ложки.

Ученик: (держа большую деревянную ложку) Я – такая незаметная, привычная… Но и у меня есть своя история! Послушайте. Впервые я увидела свет, 5 тысяч лет назад. Видели бы вы меня тогда. Ничего похожего на то, что перед вами сейчас. Не было у меня ни длинной ручки с затейливыми узорами, ни удобной и вместительной зачерпывающей части. Делали меня из обожженной глины и захватывали ручку всей пятерней. Через время стали использовать и другие материалы: рога, рыбные кости, створки раковин, дерево, бронзу, а особенно меня радовало золото и серебро. Меня изготовили из серебра и оставили при княжеском дворе. Для простых людей я была хороша и деревянной. Когда ввели в обеденное меню суп, я смогла, наконец проявиться во всем своем великолепии. Прежний способ управляться со мной – просто зажав в кулаке – плохо сочетался с камзолами у мужчин, а также с длинными шлейфами женщин. И тогда, меня – ложку, как особу достойную, упомянули в специальном указе, который предписывал обращаться с ложкой, удерживая ее при помощи трех пальцев. Совершенствуя свои умения, мастера подарили мне более широкую и плоскую ручку, дополняя ее каждый раз все новыми украшениями. Так я приобрела форму, которая существует до сих пор. Но на этом моя история не закончилась. Появление чая, кофе привело к появлению новых центров духовной жизни: салонов, кофейных и чайных домов. И не удивительно, что именно я – ложка привлекла внимание посетителей и потребовалась им в новом качестве – кофейной и чайной ложки. Я стала в половину короче. Чем меньше стала, тем трогательней обращались со мной: во время размешивания сахара в чашке, ложечку полагалось нежно держать двумя пальцами. Но я служу человеку не только для принятия пищи, но и хранителем истории – сувенирные ложки. Откройте дома ящик и достаньте бабушкину ложку, и сразу вспомните ее улыбку, ласковые руки; а вот маленькая ложечка на первый зуб. Так вот друзья, я всегда с вами, незаметная и привычная, зато нужная, хранящая добрые традиции и тепло семейного очага.

Учитель: — Мы убедились, что ложка – необходимый инструмент в быту. Предположим, что она исчезла. Сейчас в группах напишите последствия, которые нас ждут. Один человек от группы зачитывает последствия. Подведем итог.

Ученик: Последствия исчезновения ложки:

употребление супов и каш стало бы проблематично;

помешивать при приготовлении и снимать пробу без ложки неудобно;

сложности с меркой соли, сахара, уксуса , лекарств и т.д.;

риск инфекционных заболеваний (есть руками);

невозможность употреблять некоторые блюда: варенье, мед, соусы, майонез и т.д.

большие проблемы на природе, в походе.

10. Рефлексия

Урок для меня прошёл с пользой.
Я научился и могу помочь другим.

Научился рисовать кисть рябины,
но мне ещё нужна помощь.

Мне было трудно на уроке.

11. Итог

Учитель: Наш урок подходит к концу. Мы заканчиваем наше сегодняшнее путешествие в прошлое, в дальнейшем вы будете узнавать много интересного. Мы сегодня говорили лишь о небольшой части.

— Зачем человеку знать свое прошлое и прошлое всего того, что является попутчиком в жизни?

-На нашей выставке есть необычный сосуд. Посмотрите на него. / Что это? (горшок) Когда я его увидела, то подумала о том, что жизнь у него была нелегкой, почему? Представьте себе, что он ожил. Что бы он смог рассказать нам? Вот вам небольшое задание: напишите небольшую историю и начните ее так: Я старый горшок…- Я хочу вам пожелать уметь ценить красоту, уважать труд людей. Полюбить свою Родину можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть нашей природы.

Не забывайте свое прошлое. Сейчас можно подойти к выставке, посмотреть еще раз на экспонаты, вспомнить все, о чем мы сегодня говорили.

Источник

Читайте также:  Красивые яркие обои для подростков
Оцените статью
Поделиться с друзьями