- Методическая разработка «Современный кабинет, как одно из условий повышения качества образования» методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Начальная школа – это особый мир, в котором обучение, воспитание и игра составляют единое целое. Оформление кабинета начальной школы отражает всю специфику учебного процесса в младших классах : использование одного кабинета для преподавания всех предметов и проведения внеурочных занятий, а в нашей школе ещё и коррекционных занятий.
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Как должны быть оснащены кабинеты, соответствующие современным условиям обучения?
Методическая разработка «Современный кабинет, как одно из условий повышения качества образования»
методическая разработка на тему
Представленные рекомендации могут помочь современному учителю в создании образовательного пространства в своём кабинете, в соответствии с современными стандартами и требованиями САНПИНа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremenniy_kabinet.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Современный кабинет как одно из условий повышения качества образования»
учитель начальных классов
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поговорить о кабинете, с которого начинается школьная жизнь каждого ребенка. И от того, насколько правильно и грамотно он будет оснащен, зависит, станет ли интересно маленькому ученику в школе и захочется ли ему бежать сюда каждое утро.
Говоря об основных ресурсах развития и повышения качества образования в современной российской школе, можно выделить три группы:
Первый ресурс : это тематически оформленный (предметный) кабинет
Второй ресурс: использование современных информационных технологий на уроках
Третий ресурс: УМК нового поколения
Исходя из этого, мы понимаем, что качество образования зависит от ресурсообеспеченности образовательного учреждения.
Учебный кабинет начальных классов – это учебно-воспитательное подразделение школы, являющееся средством реализации ФГОС начального общего образования, обеспечивающее оптимальные условия для повышения качества образовательной подготовки обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья.
Так звучат слова в «Положении об учебном кабинете начальных классов».
Проблемы оформления, оснащения, оборудования кабинета были актуальны всегда. И сейчас, в наш век использования компьютерной техники, эта проблема стала еще более острой. Но кабинет формируется не сразу, а постепенно.
В своём кабинете я работаю с 2010 года. На протяжении этих лет, ежегодно в кабинете происходили изменения: косметический ремонт, обновлялась мебель, были заменены окна, приобреталась методическая литература, наглядные пособия и т.д. Казалось, ну куда же ещё лучше…
Современный школьный кабинет – это пространство, обеспечивающее разнообразную деятельность учеников, различные формы взаимодействия в системах «учитель-ученик», и «ученик-ученик». И в этом пространстве, в условиях нашей школы, он находится полный день. .
Сегодня в связи с внедрением ФГОС как никогда актуальна проблема организации образовательного пространства школьника. В учебном кабинете начальных классов учитель создаёт все условия для выполнения образовательной программы школы, которая отвечает современным стандартам.
Я, являясь учителем начальных классов, буду говорить именно о кабинете начальной школы.
Начальная школа – это особый мир, в котором обучение, воспитание и игра составляют единое целое. Оформление кабинета начальной школы отражает всю специфику учебного процесса в младших классах : использование одного кабинета для преподавания всех предметов и проведения внеурочных занятий, а в нашей школе ещё и коррекционных занятий.
Учебный кабинет как ресурс должен :
*Содержать информационное обеспечение ( ученик должен иметь возможность знать)
*Быть обеспечен средствами, обучающими ученика практическим предметным, межпредметным навыкам ( ученик должен иметь возможность научиться уметь)
*Быть обеспечен средствами, которые помогают поддерживать комфортные условия протекания познавательной деятельности учеников с разными особенностями психофизиологической сферы ( ученик должен иметь условия для проявления своих психофизических и психических возможностей, особенностей своих внутренних ресурсов, которые в совокупности составляют его могу)
*Обеспечивать условия, инициирующие и поддерживающие мотивацию к изучению разных предметов ( ученику надо помочь осознать и развить собственный интерес к изучению этих предметов )
Таким образом, создание оптимального школьного кабинета, оснащенного, новейшими техническими средствами обучения, `другим современным оборудованием, где рационально размещены стенды и плакаты, учебно- наглядные пособия — одна из задач, которую я ставила перед собой создавая образовательную среду в классе.
У каждого учителя нашей школы на сегодняшний день есть добротный «инструмент» — это его творческая лаборатория, которая работает на ученика и на его результат. Без своей методической копилки невозможно дать качественное образование и воспитание ученику. Такой копилкой, лабораторией, инструментом является современный кабинет — психологически комфортная среда для управления познавательной деятельностью учащихся и совершенствования качества образования.
В качестве одного из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса выступают средства обучения -это абсолютно все материалы, которыми пользуется педагог при осуществлении учебного процесса.
Системно-деятельностный подход, предусмотренный в ФГОС НОО, ориентированный главным образом на предметную (практическую) деятельность младших школьников, предопределил наличие взаимосвязи (тематической, внутрипредметной и межпредметной) между средствами обучения. Особое внимание уделено взаимодействию субъектов процесса обучения: учитель — ученик. Учитель использует средства обучения в целях реализации воспитательной, обучающей и управленческой функций. Ученик применяет средства обучения для учебно-познавательной деятельности. Для реализации практической направленности процесса обучения младших школьников, получения возможности организовать на уроке их разнообразную деятельность, проведен специальный подбор средств обучения, включающих как традиционные, привычные для учителя массовой школы (печатные материалы, натуральные объекты, модели и т.п.), так и современные, представленные средствами информатизации процесса обучения.
Современная система средств обучения рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, обеспечивающих выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта. Условно средства обучения можно поделить на:
- основные информационно-образовательные ресурсы,
- вспомогательные информационно-образовательные ресурсы,
- программно-аппаратные средства, функционирующие на базе компьютерных технологий.
Данная классификация представлена в примерном перечне учебного и учебно-наглядного оборудования кабинета начальных классов.
Основные информационно-образовательные ресурсы представлены учебно-методическим комплектом по предмету, который включает: учебники, рабочие тетради, тетради-тренажеры, примерные программы по предметам, дидактические и методические учебные пособия, а также электронные приложения к учебникам.
Вспомогательные образовательные ресурсы включают учебно-наглядные пособия, в том числе мультимедийные (цифровые), а также приборы, оборудование, инструменты.
Программно-аппаратные средства представлены автоматизированными рабочими местами (АРМ) учителя и ученика, а также современным программным обеспечением.
Принято считать, что основные и вспомогательные образовательные ресурсы реализуют предметную составляющую образовательного процесса, программно-аппаратные средства — межпредметную.
Все многообразие средств обучения, связанных между собой, делится на два вида: традиционные (на печатной и непечатной основах, а также оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и практических действий) и инновационные (функционирующие на базе компьютерных технологий). Данная классификация соответствует нормам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, которые устанавливают, что достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования невозможно без комплексного использования в образовательном процессе всей совокупности существующих средств обучения, как традиционных, так и средств обучения, основанных на базе компьютерных технологий.
Немаловажную роль в организации современного кабинета играет школьная мебель.
Эргономическая мебель: ученические двухместные столы с комплектом стульев.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Стеллажи для книг.
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
Концепция развития кабинета разрабатывалась с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста, а также с учетом всевозрастающих учебных нагрузок современного школьника. Моей целью было создание условий для комфортного обучения младших школьников, где ребенок не только усваивает материал, занимается любимым делом, играет, но и отдыхает.
Исходя из данных предпосылок в организации пространства кабинета условно создано зонирование.
Учебная зона класса представлена рабочим местом учителя и рабочим местом учащегося .
Ученическая мебель регулируется согласно роста ребенка и имеет соответствующую маркировку.
Моя гордость – это рабочее место учителя. Где нет ничего лишнего, а все находится под рукой. Здесь находится самое современное оборудование, о каком только может мечтать учитель. В прошлом году в классе установили стационарный компьютер, интерактивную доску, проектор, документкамеру, что раскрывает перед учителем большие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Проектор с интерактивной доской даёт возможность сделать уроки интересными и запоминающимися. И конечно сегодня я уже не могу представить свою работу без такого чуда техники как МФУ (принтер+сканер+копир). Наличие современной технике в классе раскрывает перед учителем большие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Использование в работе компьютера позволяет учителю постоянно пополнять и обновлять дидактический и раздаточный материал кабинета. Современные информационные технологии помогают учителю сделать уроки интересными и эффективными, а работу учащихся увлекательной и успешной .
Методическая зона класса представлена в шкафах и укомплектована комбинацией дидактических материалов, учебных пособий, лабораторного оборудования для преподавания каждого из предметов курса начальных классов по программе.
Львиная доля информационно-образовательного материала хранится в лабораторной комнате, которая находится в шаговой доступности каждого из кабинетов начальной школы.
Среди дидактических пособий в классе преобладают мультимедийные ресурсы и материалы на современных DVD и CD-носителях, электронные приложения к учебникам и т.д.
Здесь также находится учебно-методическая литература для учителя и учащихся: словари, энциклопедии, справочники, дополнительная литература по предметам и классная библиотека.
В каждом кабинете, соответственно классу, есть наборы дидактического материала по каждому предмету, которые передаются из класса в класс. (показать образец). В наличии большое количество наглядных таблиц, которые систематизированы по классам и по предметам и хранятся в лабораторной комнате.
Для демонстрации опытов на уроках окружающего мира были приобретены мини- лаборатории .(Сл.11) Н-р при изучении таких явлений, как «Тепловые явления», «Наблюдение за погодой», «Свет и тень», «Весовые измерения» и др.
По воспитательной работе в кабинете собраны разные материалы: методическая литература, интеллектуальные игры, игрушки и др. Есть полочка с детской литературой.
Информационная зона представлена сменными и постоянными стендами. Мы постарались выдержать их в единой цветовой гамме, лаконично без перегруза. На сменных стендах помещается материал, изучаемый на уроках и во внеклассной работе классе, увлечениях, поручениях, планах и т.д. . На постоянном стенде есть вся информация позволяющая узнать о государственной символике, правилах безопасности. Соответствующее оформление не только способствует формированию интереса учеников к предмету, но и является частью «методической копилки» учителя.
Своевременно ведётся паспорт кабинета, в котором отражены задачи на каждый год обучения, перечень оборудования кабинета и план оснащения его методическими пособиями.
Комфортная обстановка зоны отдыха активно задействована во время перемен и организации досуга. Здесь дети могут поиграть в настольные игры. Кроме этого здесь много цветов, что свидетельствует о хорошей энергетике.
Конечно же, работу по оформлению и оборудованию кабинета закончить нельзя. Надо постоянно обновлять, совершенствовать, пополнять.
Но на данный момент, можно с уверенностью сказать, что наши кабинеты оснащены согласно всем требованиям ФГОС, а наша задача – всё это сохранить, преумножать и использовать для повышения качества образования наших детей.
Когда педагогу и обучающемуся созданы для работы комфортные условия, когда в кабинете имеются новейшие технические средства обучения, методическая и дидактическая литература, свободный доступ к ресурсам сети Интернет, тогда кабинет действительно становится творческой лабораторией, которая помогает в повышении качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье поднимается одна из важных проблем школы — проблема мотивации преподавания и обучения. Как пробудить в ученике желание учиться. Что нужно делать учителю, чтобы обеспечить возникновение.
Цели: 1) практическая разработка системы мониторинга внутришкольного контроля; 2) получение систематической информации о качестве усвое.
Статья предназначена для педагогов, которые активно и систематически используют на своих уроках компьютерные технологии. Она поможет создать педагогу свой собственный единый каталог цифровых и электро.
Выступление на методическом объединении на тему: «Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся».
В работе излагаются условия, позволяющие развивать на уроках в спортивных классах языковую , лингвистическую , коммуникативную компетенции. .
Интеграция основного и дополнительного образований становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не до.
Источник
Как должны быть оснащены кабинеты, соответствующие современным условиям обучения?
Главная > Консультации > Омбудсмен > Как должны быть оснащены кабинеты, соответствующие современным условиям обучения?
Готовность образовательного учреждения к новому учебному году — одна из обязательных составляющих учебного процесса. Ежегодно каждая школа проходит проверку на предмет уровня готовности к тому, чтобы принять детей 1 сентября в школу. Готовность школы к учебному году включает в себя массу составляющих. Это и готовность пришкольной территории, и антитеррористическая готовность, готовность школьной столовой, и противопожарная готовность и, конечно, готовность учебных кабинетов и зала для проведения уроков физической культуры. Вот неполный список того, что должно быть к тому моменту, как дети переступят порог образовательного учреждения. Ежегодно проверки в школах осуществляются до 25 августа.
Если школа в ветхом состоянии или ее помещения непригодны для проведения учебных занятий, то дети не должны заниматься в таком здании. Данные вопросы решаются учредителем образовательной организации. Администрация школы также несет ответственность за создание нормальных условий труда для педагогов и нормальных условий обучения для учащихся.
Одним из основных параметров необходимых для успешного обучения являются готовность и уровень оснащения учебных классов, где дети и учителя проводят большую часть своей школьной жизни. Как в соответствии с современными условиями должны выглядеть классы в школе? Какие требования должны быть обязательно выполнены при комплектации кабинета в школе?
При рассмотрении данных вопросов необходимо ознакомиться с:
1. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН).
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию создания в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» (далее — Приказ).
Помимо этих документов существует масса нормативных актов и гигиенических требований определяющих параметры, которым должны соответствовать и кабинеты в школе, и другие школьные помещения.
В кабинетах химии, физики, биологии должны быть оборудованы лаборантские. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.
Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.
Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.
В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.
При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.
Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.
При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).
Особые правила оснащения применяются для кабинетов трудового обучения
Это предмет, который связан с повышенным риском получения травм обучающимися, поэтому условия комплектования трудовых мастерских должны быть четко выполнены в соответствии с СанПиН.
«Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м² на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.
Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.
В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных — 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65-0,7 м.
Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.
Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.
Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил).
Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами» (СанПиН).
Особенности оснащения кабинета домоводства
Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.
В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.
Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.
Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.
В существующих зданиях общеобразовательных организаций при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.
И мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.
Приказ содержит подробный перечень необходимого оборудования в зависимости от назначения класса. Например, перечень необходимого спортивного оборудования, включающий в себя и оборудование для спортивных игр, для занятий по легкой атлетике, волейболу, гимнастике, борьбе, шахмат, шашек и т. д. Оборудование кабинетов директора, административного состава, психолога также регламентировано данным приказом. В зависимости от реализуемых основных общеобразовательных программ функциональное оснащение предполагает наличие в общеобразовательной организации следующих комплексов:
- комплекс оснащения общих и административных помещений общеобразовательных организаций;
- комплекс оснащения классов начальной школы и предметных кабинетов;
- комплекс оснащения помещений внеурочной деятельности.
В качестве примера можно привести требования к оборудованию кабинета начальной школы:
Приказ также содержит требования к оснащению кабинетов дополнительного образования. Интересными являются требования к оснащению кабинета проектно-исследовательской деятельности или кабинета робототехники.
Особым разделом идет оборудование кабинетов для детей с ОВЗ, которые нуждаются в создании специальных условий обучения.
Более подробно ознакомиться с необходимым оснащением кабинетов по различным предметам и по организации внеурочной деятельности можно изучив Приказ.
Не каждая школа может позволить себе оборудование кабинетов по последнему слову техники и в соответствии с последними требованиями к современному обучению. Но, очевидно, что чем больше в школе классов, которые оборудованы передовыми технологиями, тем больше возможностей для развития индивидуальных способностей детей.
Источник