- Учебный проект и возможность его реализации на занятиях по русскому языку проект по русскому языку на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Проект по русскому языку
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Школьные проекты: как оформить правильно?
- Титульный лист
- Оглавление
- Цели и задачи
- Тело проекта
- Выводы
- Список использованной литературы
Учебный проект и возможность его реализации на занятиях по русскому языку
проект по русскому языку на тему
В методическом материале отражены особенности реализации метода проектов на занятиях по русскому языку, представлены различные классификации проектов, их тематика, основные этапы проведения, отражена их значимость в учебном процессе. Подробно рассмотрен ход работы над проектом «Мастерство публичного выступления».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_proekt_i_vozmozh._russk._yaz.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный проект и возможность его реализации
на уроках русского языка
К основным задачам современного образования относятся формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитие общеучебных умений и навыков (исследовательских, рефлексивных, самооценочных).
Педагогической технологией, реализующей вышеназванные задачи, может служить проектное обучение.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат решений той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.
В организации уроков по методу проектов можно выделить 6 этапов (6 «П»):
2) Планирование (проектирование).
3) Поиск информации.
В процессе обучения русскому языку метод проектов реализуется на этапе творческого освоения материала, когда учащиеся уже имеют определённый багаж знаний по какой-либо теме. В этом случае уроки русского языка превращаются в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы.
В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты.
- И н ф о р м а ц и о н н ы й п р о е к т направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника», «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Особенности фатических высказываний в непосредственном молодёжном общении», «Язык развлекательных передач».
- В р о л е в о м п р о е к т е учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А. Крылова, например по теме «Языковая выразительность басни И.А. Крылова и притчи «О Сверчке и Муравье»».
- П р а к т и к о – о р и е н т и р о в а н н ы й п р о е к т по русскому языку нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса или школы. Так, например, результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов.
- Т в о р ч е с к и й п р о е к т предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Например, проект «О современной стихотворной рекламе и русской поэзии» можно представить в виде постановки.
- И с с л е д о в а т е л ь с к и й п р о е к т по русскому языку – по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д. К этому виду работы можно отнести следующие исследования: «Диалектизмы Вологодской (или какой-либо другой. – Ю.С.) области в Словаре В.И. Даля», «Репертуар прецедентных феноменов в речи различных социальных групп», «Путешествие слова шпаргалка из одного языка в другой», «Понимание современными школьниками лексики классической литературы (на примерах произведений А.С. Пушкина)», «Роль дискурсивных слов да и нет в организации диалога».
Проекты по русскому языку классифицируются и по продолжительности.
- М и н и – п р о е к т ы укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках развития речи. Например, над мини-проектом «Составление рекламного модуля с использованием максимального количества эпитетов» работа ведётся в небольших группах, её продолжительность 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы).
- К р а т к о с р о ч н ы е п р о е к т ы по русскому языку занимают 4-6 уроков.
- Н е д е л ь н ы е п р о е к т ы выполняются в группах. Работа идёт под руководством учителя, на их выполнение требуется 30-40 учебных часов. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъёмки). Такое глубокое «погружение» делает проектную неделю оптимальной формой организации данной деятельности. В рамках недельного проекта можно провести исследование по теме «Репертуар прецедентных феноменов в речи различных социальных групп».
- Г о д и ч н ы е п р о е к т ы по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации (защиты) – выполняется во внеурочное время. Это серьёзное исследование, защита которого чаще всего проводится на городских научно-практических конференциях (как, например, проект «Исторические изменения в фонетике русского языка»).
Таким образом, учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.
Ход осуществления учебного проекта от момента объявления его темы, до завершения учащимися самоанализа над проделанной исследовательской работой можно представить в виде таблицы.
Первый этап – «погружение» в проект
Постановка проблемы, целей и задач исследования
Источник
Проект по русскому языку
Описание презентации по отдельным слайдам:
ЗАЧЕМ НУЖНО ЗНАТЬ ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: Изучить историю возникновения и развития письма, как средства общения; Выяснить, для чего нужны правила орфографии Убедить одноклассников в необходимости изучения правил русского языка
Актуальность: проблема грамотности.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС Почему современному человеку необходимо знать правила русского языка и соблюдать языковые нормы?
Гипотеза исследования: если учить правила, то можно стать образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.
1. ВЫБОР ТЕМЫ 2. СБОР (ОТБОР) МАТЕРИАЛА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ 4. СОЗДАНИЕ ПРОДУКТА 5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТА, РЕЗУЛЬТАТА.
Что такое орфография? Это слово пришло к нам из греческого языка: «орфос» – правильный «графо» — пишу ОРФОГРАФИЯ – это совокупность правил, регламентирующих написание слов русского языка
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
Становление письменности В основе современной русской орфографии лежит старославянская азбука — кириллица
Создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий
Кириллица в своем первозданном виде просуществовала до 18 века. По распоряжению Петра I была придумана новая азбука – гражданская.
После 1917 года была проведена ещё одна значительная реформа правописания. Из старого алфавита были изъяты лишние буквы («ять», «фита», «ер»), «ё» стала носить факультативное значение.
В 1956 году были приняты Правила русской орфографии и пунктуации 1956 года, изменившие написание некоторых слов и регламентировавшие употребление буквы ё.
Выводы: Возникновение письменности изменило облик самого языка: он стал не только слышим, но и видим, и графическое его закрепление превратило письменный язык в живую память. Правила правописания в письменности существовали ещё в древнем мире, постепенно изменяясь с течением времени, существуют и сейчас.
На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно. Твоё правило может тебя подвести. Достаточно вспомнить, что орфография имеет свои разделы… Зачем нужна эта орфография? Неужели без неё нельзя обойтись? Пиши так, как слышишь… И всё! Женя Алим
А Н К Е Т А № п/п Вопрос Да Нет 1 Знаете ли вы изученные в школе орфограммы по русскому языку? 15 12 2 Нужно ли современному человеку изучать правила русской орфографии? 27 3 Пригодятся ли знания орфографических правил по русскому языку в дальнейшей жизни? 27
Уделать Мне нравиться Вообщем Девченка Сдравствуй Видиш Как-будто Токачто
Nvidia «одевает» «Финансова»
«Воины внутренних войск — профессиАналы своего дела» «Росийская»
Ход эксперимента 1 группа: работа учащихся с орфографическим текстом; 2 группа: работа учащихся с неорфографическим текстом; План работы: 1.Испытуемые читают текст , а экспериментаторы фиксируют время;
Отчёт каждой группы Время прочтения неорфографического текста Время прочтения орфографического текста с соблюдением всех норм 1 мин 10 сек 24 сек. Легко или трудно было понимать текст? Легко или трудно было понимать текст? Трудно Легко
Почему разные результаты? Вывод: Орфографический текст прочитывается в 2 раза быстрее, чем неорфографический; Неорфографический текст узнаём слова, вникаем в содержание и только потом понимаем смысл текста; Орфографический текст читаем и сразу обдумываем содержание текста;
Акция «говори правильно»! Звонит Красивее Каталог Торты Жалюзи Договор Квартал Звонишь Облегчить Баловать Средства
СОЧИНЕНИЕ Грамотное письмо – признак образованного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила. В русском языке есть такие случаи, когда выбрать правильное написание можно только опираясь на правило. Например, в слове «сердце» (№5) буква «д» не произносится. Чтобы не ошибиться в написании этого слова, необходимо знать правило о непроизносимых согласных (сердце – сердечный). Таким образом, если хочешь научиться грамотно писать и правильно говорить, то необходимо знать орфографические правила , потому что они помогают верно понять смысл написанного.
Народная мудрость Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать. Век живи – век учись. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Если хочешь познать истину, начинай с азбуки. Грамоте учиться – всегда пригодится. Сперва аз да буки, потом другие науки. Без грамоты, как без свечки в потёмках. Ученье – свет, неученье – тьма. Вывод: в пословицах и поговорках скрывается народная истина.
Зачем нам нужна орфография? Помогает Быстрее читать текст; Понять содержание текста; Грамотно писать по правилам;
В каких ситуациях важно быстро понять орфографический текст? В жизненных: на пешеходной дороге; инструкция «Безопасность на воде»; правила в транспорте; сборка игрушки и т.,д., на ГИА, на ЕГЭ и другие . В экстремальных: * при пожаре; * при аварии; * при срыве крана и т.,д.,
Язык — это история народа и культуры. Потому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Куприн А.И.
ВЫВОД Если каждый носитель языка со школьной скамьи будет учить правила написания слов и стремиться соблюдать языковые нормы, то это не только повлияет на развитие личности, формирование и обогащение её духовного мира, но позволит языку выполнить свою основную функцию — культурную.
Всем знать орфографическиеправила на
Номер материала: ДБ-025095
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Школьные проекты: как оформить правильно?
Школьный проект — это первая научная работа школьника. Оформляется она примерно так же, как остальные исследовательские работы, в несколько упрощенной форме.
Титульный лист
Правильное оформление титульника — это большой плюс, он сразу произведет хорошее впечатление и даст дополнительные очки.
- В верхней части листа с выравниванием по центру пишем полное название учебного заведения с указанием населенного пункта.
- В центральной части, тоже по центру, пишем увеличенным шрифтом тему работы. Под названием презентации можно разместить четкую, яркую картинку.
- Ниже, с выравниванием по правому краю, указываем полное имя и фамилию автора работы: «Выполнил ученик 3 «А» класса Иванов Иван».
- Под этой строкой нужно написать ФИО учителя, место его работы (номер школы). Выравнивание по правому краю. Выглядеть это должно так: «Руководитель проекта: Петрова Мария Александровна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №100 г. Якутска».
- В самом низу листа по центру прописывается название населенного пункта и год сдачи проекта.
Оглавление
В разделе «Содержание» указываются все разделы по порядку (они выравниваются по левому краю). Напротив, с выравниванием по правому краю, указывается страница, на которой начинается соответствующая глава. Между названием раздела и его страницей в оглавлении ставятся точки. Обратите внимание: каждый раздел из указанных ниже начинается с новой страницы.
Цели и задачи
На второй странице нужно указать, какие цели и задачи преследует выполненная работа.
- Цель вытекает из темы, которую мы указали на титульном листе.
- Задачи — это те действия, которые ребенок предпринял, чтобы достичь цели. Их всегда должно быть несколько, как минимум, две.
Тело проекта
На третьем листе начинается собственно описание хода исследования. Оно должно быть структурировано, а не идти сплошным, непрерывным массивом текста.
Каждую задачу и ход ее решения нужно описывать в отдельном абзаце (если они мелкие). Если же задачи более объемные, можно описать каждую в небольшом подразделе с подзаголовком.
Иллюстрации станут дополнительным плюсом. К тому же, они дополнительно структурируют текст и сделают его более наглядным.
Выводы
После того, как описание работы закончится, нужно подвести итог. Для этого нужен раздел «Выводы». Он начинается с новой страницы.
Выводов тоже несколько, как и задач. Каждой задаче должен соответствовать свой итог. Кратко, одним предложением описываем, что мы узнали, решая ту или иную задачу.
Список использованной литературы
Список использованных книг размещается на последней странице презентации. Названия книг располагаются в алфавитном порядке, они должны быть полными. Чтобы верно указать название книжки, лучше всего списать его с первой страницы, где указываются выходные данные.
Если информацию брали с сайтов, ссылки на них тоже нужно включить в список.
Обычно именно этот лист представляет наибольшие сложности. Ребенку сложно правильно оформить сложные названия, все упорядочить. Поэтому некоторые школы упрощают оформление последней страницы. Об этом нужно дополнительно узнавать у педагога. Если возникли сложности, тоже есть смысл заранее подойти к учителю и попросить совета.
Источник