Рекомендации по содержанию и оформлению исследовательского проекта учащихся
проект по биологии по теме
основные выкладки проектной деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_k_oformleniyu_issled._rab.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по содержанию и оформлению
исследовательского проекта учащегося
Исследовательская работа должна быть оформлена в следующем порядке:
- Титульный лист (первая страница, номер страницы не ставится)
Указываются название образовательного учреждения, при котором выполнена работа, тема работы (не более 7 слов), ФИ автора (ов) полностью, класс, школа, ФИО руководителя работы (полностью), его должность и место работы, населенный пункт и год выполнения работы.
- Аннотация (вторая страница, номер страницы не ставится)
Является кратким описанием проекта (тезисное изложение), включающим главные разделы проекта, такие, как цель, методы и материалы, исследования (наблюдения), достигнутые результаты и выводы, а так же краткое объяснение того, как этот проект улучшает качество жизни. Указывается объем работы, количество таблиц, рисунков, иллюстраций, использованных источников.
- Содержание (третья страница, с нее начинает ставиться номер)
Перечисляются основные разделы работы с указанием их расположения на страницах. Порядковый номер не ставится возле следующих разделов: введение, выводы, заключение, список литературы, приложение.
Включает актуальность и новизну выбранной темы, научную гипотезу, объект и предмет исследования, цель и задачи работы.
5. Основная часть работы:
- Теоретический материал по исследованию: Кратко излагаются основные научные данные по теме проекта. В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники (в виде квадратных скобок с указанием порядкового номера источника);
- Методика исследования: Указываются методика(и) исследования и их авторы, методы первичной и статистической обработки собранного материала. Выбранные методики должны соответствовать цели исследования. Описывается ход проведения исследования;
- Результаты исследования: Производится обработка численных и фактических данных исследования, их анализ (таблицы, графики, диаграммы, рисунки и т.п. выносятся в приложение.). В тексте работы указываются ссылки на каждое представленное приложение.
Приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач.
Могут быть приведены дальнейшие перспективы работы, указаны практические рекомендации, вытекающие из данной исследовательской работы.
8. Список литературы
Оформляется в соответствии с правилами составления библиографического списка.
Включает рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д.(должны иметь название). Каждое приложение должно иметь номер.
- Исследовательская работа может включать рецензию (и), составленную руководителем работы, либо научным сотрудником, работающим в данной области (рецензии не входят в общий объем работы).
Рукопись исследовательской работы должна отвечать следующим требованиям:
- Общий объем работы не может превышать 20-25 страниц, включая титульный лист, аннотацию, основное содержание, выводы, заключение, список литературы, приложения.
- Должен быть набран на компьютере и расположен на одной стороне листа, напечатан через полуторный межстрочный интервал, шрифт обычный (не жирный, не курсив), Times New Roman, 12 размер шрифта, параметры страницы: верхнее, нижнее, правое поля — 2 см, левое поле — 3 см;
- Работа должна быть представлена на бумаге (2 экземпляра) и в электронном виде (на диске или дискете).
- Работу необходимо предоставлять в папке или переплете.
Критерии оценки исследовательской работы:
- Актуальность и новизна темы работы;
- Правильное определение объекта и предмета исследования;
- Соответствие поставленной цели теме работы;
- Целесообразность и последовательность поставленных задач для выполнения цели;
- Правильная и четкая формулировка цели и задач;
- Обоснованность выбора методики исследования, соответствие задачам работы;
- Логичность построения схемы работы над проектом;
- Достаточность собранного материала;
- Глубина проработанности и осмысления собранного материала;
- Владение современными методами анализа полученных результатов (методы математической статистики);
- Практическая значимость и обоснованность выводов;
- Соответствие выводов задачам работы и результатам исследования;
- Полнота и четкость представления данных по внедрению рекомендаций по проекту;
- Уровень владения специальной терминологией, используемой в работе над проектом;
- Целесообразность и эффективность использования в сообщении наглядного материала (рисунков, фотографий, схем, диаграмм и т.п.);
- Правильное оформление списка используемой литературы, наличие в тексте ссылок на литературные источники;
- Качество общего оформления работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 этап аттестации педагогических работников предусматривает самоанализ и портфолио учителя. Данный материал окажет существенную помощь в подготовке порфолио учителя.
СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО. Портфолио учителя – это форма фиксирования, накопления, систематизации материалов в опр.
Данная работа поможет учителю и ученику оформить научно-исследовательскую работу для участия в конкурсах и научно-практических конференциях.
В данной работе содержится описание структуры научно-исследовательской работы и портфолио проекта.
В данной работе представлен материал по оформлению программ дополнительного образования детей. Полностью раскрыта структура составления программы.
Данный материал будет полезен тренерам, тренерам-преподавателям спортивных школ, педагогам. Эти рекомендации направлены на повышение уровня исполнительской деятельности работника педагогической органи.
В данной статье содержатся методические материалы для организации профилактических бесед (в помощь классным руководителям).
Источник
Методические рекомендации по организации работы над проектами по биологии в 5–6 классах
Елена Иванова
Методические рекомендации по организации работы над проектами по биологии в 5–6 классах
Методические рекомендации по организации работы над проектами по биологии в 5-6 классах.
Учитель биологии
Иванова Елена Александровна
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на основной ступени общего образования, формирования познавательных универсальных учебных действий является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельности, обеспечивающие сочетание различных видов познавательной деятельности. При этом могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты:
• эта деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
• тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;
• деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. ;
• необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;
• организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи.
Учебный проект – это способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть и сформулировать проблему; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом; способ, предполагающий решение какой-то проблемы, предусматривающий использование разнообразных учебных приемов и интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих областей.
Если внимательно вчитаться в эти формулировки, то можно заметить, что для учителя самым ценным в методе проектов является процесс, так как он представляет собой дидактическое средство развития различных умений, навыков, мышления учащихся через применение разнообразных учебных приемов. А учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Для того чтобы пользоваться методом проектов как средством обучения и воспитания, необходимо хорошо представлять себе, что лежит в основе типологии проектов, чтобы грамотно выбирать необходимый тип проекта для достижения дидактической цели. Вот почему вопросы типологии учебных проектов широко обсуждаются в специальной литературе.
Типология проектов по предметно-содержательной области
Монопроекты — разрабатываются в рамках одного предмета с выбором наиболее сложных разделов; не исключается использование информации из других областей знания и деятельности.
Межпредметные проекты — затрагивают два-три предмета.
По продолжительности выполнения
Мини-проекты укладываются в один урок, или являющиеся фрагментом урока.
Краткосрочные проекты разрабатываются на 4-6 уроках.
Долгосрочные проекты реализуются в течение месяца или нескольких месяцев.
Подготовка к проведению урока с использованием проектной методики
В условиях личностно-ориентированного обучения с использованием метода проектов учащиеся демонстрируют соответствие своих знаний стандартам через продукты деятельности или саму деятельность. Как правило, в качестве способа проверки знаний используются традиционные тесты, основанные на стандартах, опросы, самостоятельные, практические и контрольные работы.
В век ответственности за собственные поступки, проекты обязательно должны находиться в соответствии с образовательными стандартами, чтобы ученики изучали соответствующее содержание и развивали необходимые умения.
В проектах, согласованных со стандартами, учащиеся глубоко изучают учебный материал и применяют полученные знания к реальным жизненным ситуациям. Учителя организуют учебный процесс вокруг вопросов, связывающих интересы учащихся с образовательными стандартами.
Подготовка к уроку (ам) – проекту (ам) осуществляется минимум за 1 неделю.
1. Подбор темы урока-проекта.
Рассмотрите календарно-тематическое планирование и определите методическую тему проекта и длительность проекта. Помните, что при изучении не всех тем применим метод проектов.
Определив методическую тему (по КТП, продумайте тему творческую, но её можно изменить по желанию учащихся.
2. Выбор соответствующих стандартов.
• Проанализируйте федеральные государственные образовательные стандарты по предмету, а также по смежным с ним предметам.
• Определите те УУД, которым необходимо научить школьников, а затем оценить в ходе реализации учебного проекта.
3. Разработка дидактических целей учебного проекта
• Просмотрите выбранные Вами стандарты и одновременно подумайте, что должны будут знать, делать или понимать Ваши ученики после выполнения проекта.
• Просмотрите УУД. Прочитайте описание каждого УУД, какие из них лучше всего подойдут к Вашему проекту. Выберите от одного до трех умений, которые помогут Вам сформулировать дидактические цели.
• Сформулируйте цель, которая покажет результат проекта.
• Сформулируйте задачи, которые покажут пути решения достижения цели.
4. Разработка направляющих вопросов учебного проекта в соответствии с ФГОСами
Сформулируйте направляющие вопросы, которые состоят из основополагающих вопросов,проблемных вопросов учебной темы и учебных вопросов по содержанию:
1.) Основополагающие вопросы (чаще всего один) – это широкие, открытые вопросы, которые обращены к «большим» идеям и устойчивым концепциям. Основополагающие вопросы часто объединяют учебные предметы и помогают учащимся понять, как предметы связаны между собой.
2.) Проблемные вопросы – вопросы учебной темы четко связаны с учебной темой и поддерживают исследования в направлении, заданном основополагающим вопросом. Проблемные вопросы учебной темы — открытые вопросы, которые помогают ученикам показать, как хорошо они понимают ключевые концепции учебной темы.
3.) Учебные вопросы по содержанию — конкретные узкие вопросы, ответы на которые основаны на фактах. Часто вопросы по содержанию имеют отношение к определениям, распознаванию и простому воспроизведению информации. Они похожи на вопросы, встречающиеся обычно в тестах. Вопросы по содержанию – важная поддержка для основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.
5. Создание плана оценивания.
Как вы узнаете, что ученики достигли целей обучения?
По каким критериям будут оцениваться ученики?
Какие методы оценивания вы будете использовать в рамках проекта, чтобы сообщать себе и ученикам о прогрессе в процессе обучения?
Какие методы наблюдения и отчета вы будете использовать, чтобы подтолкнуть учеников к самоуправлению и развитию в ходе независимой или групповой работы?
До начала проекта используйте оценивание для определения начальной точки,отвечая на следующие вопросы:
К какому начальному знанию мы должны обратиться?
Какие типы деятельности необходимы?
Как будут ученики объединяться в группы для совместной работы?
В ходе проектаиспользуйте оценивание для:
Обсуждения учебных целей и критериев
Обеспечения учеников возможностью ставить свои цели, строить планы и осмысливать обучение.
Наблюдение за прогрессом достижения поставленных целей
Наблюдение за обучением и пониманием
Усиление обратной связи между учениками
Определение того, может ли знание использоваться в новых ситуациях
После завершения проектаиспользуйте оценивание для:
Определения областей дальнейшего обучения
Планирования дальнейших возможностей для обучения
Постановки новых целей
6. Планирование деятельности.
Разработаете план деятельности, чтобы создать богатые возможности по достижению учебных целей для учеников.
Продумайте, как вы вовлечете учеников в процесс решения проблем или другие содержательные задачи, которые помогут им при решении вопросов, формирующих процесс обучения, и создадут связи с реальной жизнью?
7. Оформите план проекта.
Метод проектов в курсе биологии дал возможность ощутить позитивный результат области обучения детей приемам самостоятельной исследовательской деятельности, овладения научной терминологией, приемам изложения на высоком уровне подготовленные ими вопросы, пользоваться схемами, рисунками. Именно поэтому метод проектов дал для меня такой высокий результат — высокую мотивацию к обучению, и, как следствие, высокий уровень научного знания предмета исследования. Необходимость внедрения проектного метода заключается в том, что он дает возможность результативного проектирования учебного процесса. Проектирование учебного процесса путем выделения в процессе обучения этапов, представленных в виде особой последовательности процедур и операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов. Вот именно результативность подкупила меня в проектных технологиях. Результативность и возможность ее практического применения.
Предлагаю примеры проектов для учащихся 5 класса.
Проект «Растения нашего края»
Цель: создать книгу о растениях нашего края (для конкретного семейства)
1. Собрать материал о 15 представителях данного семейства;
2. Подобрать иллюстрации ;
3. Найти загадки, предания, стихи ;
4. Составить ребусы или кроссворд ;
5. Оформить книгу.
Проект «Грибы съедобные и ядовитые»
Цель: сформировать знания о грибах, их значении в природе и жизни человека.
Задачи проекта:
1. Научиться распознавать съедобные и несъедобные грибы.
2. Сформулировать правила сбора грибов.
3. Целенаправленно воспитывать эмоциональную отзывчивость к природе.
Проект «Роль животных в природе и жизни человека»
Цель: сформировать знания о роли животных в природе и жизни человека
1. Изучить значение животных в природе.
2. Собрать информацию о первых домашних животных.
3. Изучить значение животных в жизни человека сегодня.
4. Узнать, какой вред могут нанести животные человеку.
5. «Топ 10 полезных диких животных» или «Топ 10 «вредных» диких животных» (создание презентации)
Мини – проект «Строение клетки»
Цель: изучить строение растительной клетки
1. собрать информацию на заданную тему
2. проанализировав информацию, сделать макет из цветной бумаги (пластелина) ;
3. построить выступление и материал таким образом, чтобы одноклассники могли подготовиться к проверочной работе по данной теме.
Мини – проектное задание по биологии в 5 классе при изучении темы: «Разнообразие, распространение и значение растений»
1. Какие самые высокие растения?
2. Какие растения самые маленькие?
3. Какие растения имеют самые крупные листья, цветки, самые приятные ароматы?
Источник