- Как назывался самый модный импортный столовый сервиз ссср
- ЭПОХА ДЕФИЦИТА И УРАВНИЛОВКИ.
- И вот когда появлялось что то непохожее, не такое как у всех это сразу становилось мечтой.
- СЕРВИЗ “МАДОННА”
- Вот так и тут – этот вычурный сервиз “Мадонна” совершенно не мой.
- Хотя зря я думала, что эти сервизы остались в прошлом, но нет!
Как назывался самый модный импортный столовый сервиз ссср
Сервиз “Мадонна” – культовая вещь для СССР. О нём мечтали, за ним давились в очередях, его перекупали с рук и тащили за тридевять земель из долгожданной командировки в ГДР. Кто его придумал и почему он был так популярен? Не ищите историю “Мадонны” в “Википедии”, её там нет. Она написана впервые автором этого канала специально для вас 🙂
Что там изображено?
Начать придётся с этого, потому что при подготовке статьи я чего только не вычитала в Интернете. И “две голые бабы друг друга лапают”, и “за что мальчика хотят сжечь, уже и хворост заготовили?” Ну нельзя же так! Просвещаю: на “Мадонне” изображены две очень известные мифологические сцены.
Первая – “соблазнение нимфы Каллисто Юпитером” (латинское погоняло Зевса). Юпитера можно отличить по полумесяцу на лбу.
А из кустов справа выглядывает бог любви Купидон – помогает соблазнению нимфы.
Нимфа была ну ооооочень осторожна на эти самые дела, и Юпитер принял вид богини Дианы, склонив Каллисто к ласкам… Но до конца действа он явно в женском теле не оставался, потому что через девять месяцев Каллисто как смогла – родила. Разразился скандал, в результате которого превращенная в медведицу нимфа с ребенком-медвежонком сбежали на небо и вуаля, превратились в созвездие Большой Медведицы.
Это не хворост для костра, это сломанные стрелы, которыми Амур поражает влюбленных!
Вторая сцена – “наказание Купидона” (он же Эрот и Амур). За что? Ну бога любви всегда есть за что 🙂 но в данном случает как раз за то, что способствовал соблазнению Каллисто. Видите, на предыдущей тарелочке он выглядывал из-за кустов? Небось и стрелу нимфе в сердце послал. За это Диана его связала и переламывает лук через колено. Диана – богиня-лучница и к тому же суровая девственница, ей можно.
Все эти картинки дизайнеры “Мадонны” не выдумали из головы, а взяли с картин швейцарской художницы Анжелики Кауфман.
Автопортрет Кауфман (1741-1807), женщины-уникума. Хранится в Эрмитаже.
Это была удивительная женщина, потому что в 21 год стать членом Флорентийской Академии художеств – для женщины и сегодня нечто особенное, а уж в конце XVIII века это была запредельная эмансипация.
Узнали? Это оригинальная рабоа Кауфман. На тарелочках она бывает развернута и вправо, и влево.
Кауфман бывала в Петербурге, и её тут очень любили. Известный художник Гавриил Скородумов изготавливал гравюры по мотивам ее картин, Шубин использовал их при оформлении Мраморного зала Мраморного дворца, автор “Медного всадника” Фальконе коллекционировал её произведения. А Державин – то вообще написал Кауфман оду: “Живописица преславна! Кауфман! Подруга муз!”
А это гравюра ирландского художника Томаса Бёрка с оригинала Кауфман. Тоже на тарелочках бывает развернута зеркально.
Так что при всей эстетической спорности “Мадонны” как сервиза, рисунки эти – из коллекции мирового культурного наследия.
Кто и когда начал выпускать эту посуду?
На вопрос “кто?” ответить просто – фабрика Оскара Шлегельмильх, что в местечке Лангезее в Тюрингии. Это название известно многим из тех, кто распродает остатки “Мадонн” в интернете.
“Когда” – сложнее. На форумы антикваров то и дело приходят люди с просьбой оценить “Мадонну”, “которая хранилась в нашей семье с конца XIX века!” Или “которую дедушка привез после Победы из Берлина!”
Увы – все это мифы. На каждой фарфоровой плошке есть клеймо, и эти клейма каждый завод время от времени меняет, в том числе во избежание подделок. По клейму время изготовления можно определить абсолютно точно, ведь никому не придёт в голову лепить на старинную посуду новые клейма!
Вот такое клеймо вы можете найти на бабушкином чайнике. Это – увы, послевоенное.
Тот значок Шлегельмильх, которым помечены сервизы наших бабушек, применялся на фабрике с 1953 года, когда она была национализирована, до 1972 года, когда ее закрыли. И сколько “Мадонн” на “Авито” и Ebay автор этого канала ни проверял – картина везде одинаковая.
Зато при желании можно найти “предшественников” Мадонны!
Не “Мадонна”, но похоже!
Вот чайная пара с Ebay, ее продают в Великобритании за 30 фунтов (около 2500 рублей). На донышке – довоенное клеймо, так называемый “улей” (1925-1932 года).
Так изделия Шлегельмильх помечались до 1932 года.
Как видите, очень похоже: тот же богатый барочный стиль, те же цвета, тоже мифологическая тематика.
А вот еще одна вещица Шлегельмильха, с редким клеймом 1946-1949 года, то есть послевоенным. Представьте: разрушенная войной Восточная Германия, стране нужны дешевые тарелки и чашки, денег на дорогие вещи ни у кого нет. Однако люди тянутся к прекрасному.
На обратной стороне этой шкатулочки клеймо, применявшееся в 1946-1949 годах – после войны, но до национализации предприятия.
Неудивительно, что (как говорят) первые сервизы “Мадонна” немцы просто смели из магазинов и завалили партию и правительство просьбами выпускать таких побольше. И их выпускали в изобилии, в том числе другие фабрики. У вас дома вполне может оказаться “Мадонна” фабрики Kahla (это предприятие до сих пор работает, и успешно). Итак, время выпуска “Мадонн” – после 1953 года. Довоенных в природе не существует.
Почему она так называется?
На западных сайтах такие чайные пары идут без названия – “шапо, Шлегельмильх, хорошее состояние”. “Мадонна” – это наше, советское название. Видимо, для неискушенных советских граждан любые красивые и малоодетые тётеньки были “Мадоннами”. Ну как у Рафаэля. А что вы смеётесь, ведь до сих пор есть люди, которые считают, что на этих тарелочках “какие-то бабы друг друга лапают”.
Модель “Розовая лента” во всей своей красе и славе – то есть в серванте с зеркальной стенкой, все по канонам советского дизайна!
Эти сервизы в самых разных вариациях делались в ГДР именно для советского рынка. “Мадонна” отражала мечту советского человека о чем-то неземном, ненашенском, заграничном. Из сегодняшнего дня перламутровая глазурь выглядит аляповато, но тогда это был образец роскоши. Кстати, вы замечали “Мадонну” в советских фильмах? Я лично нет. Думаю, это не случайно – она явно считалась признаком буржуазности.
“Мадонна” после СССР
В Германии “Мадонн” перестали выпускать в 1995 году. После развала СССР они просто никому не были нужны. Однако на выпуск сервизов с таким или похожим рисунком тут же переключились Чехия, Польша и вообще кто угодно. Деколь (переводная картинка на фарфоре) у них попроще, а цвета просто дикие. Легенда вышла в тираж и изжила себя.
О неутомимые чехи! Как хотите, граждане, но суп в “Мадонне” это чересчур, да и цвета не те…
Что делать, если вы являетесь обладателем бабушкиной “Мадонны”? Эта вещь никогда не станет антиквариатом, до Мейссена ей далеко. Но это очень хороший фарфор (если мы говорим о производстве ГДР) и вещь с историей. Найдите ей место на кухне за стеклом, чтобы была под рукой и почаще использовалась в ежедневной жизни. Совсем не обязательно громоздить на стол всех нимф сразу – подайте чай в белой чашечке, а для пирожного припасите блюдце от Шлегельмильх. И конечно, за чаепитием расскажите гостям про Анжелику Кауфман 🙂
В 70-е годы, в эпоху
всеобщего дефицита, все советские семьи жили практически одинаково, и мечты у многих мало чем отличались в бытовом плане. Одним из обязательных приобретений считалась мебельная «стенка», в которой должен был стоять на видном месте красивый набор посуды. А главной мечтой и гордостью советских домохозяек был немецкий фарфоровый сервиз «Мадонна». Но почему именно «Мадонна», и что такого необыкновенного было в этом сервизе, что сделало его настоящим фетишем 70-х?
Еще в XVIII веке в Германии стали производить фарфоровую посуду, не уступающую по своим качествам знаменитому китайскому фарфору. Продукция немецких фарфоровых фабрик расходилась по всей Европе. Даже во время войны производство фарфора не останавливали.
Когда в 1945 году советские войска вошли в Германию, военные сразу оценили великолепное качество немецкой фарфоровой посуды и, в частности, сервизов. Тогда-то и появились в семьях офицеров первые сервизы «Мадонна». После раздела Германии на территории ГДР стали восстанавливать фабрики по производству фарфора. И вскоре основными производителями сервизов «Мадонна» стали восстановленная фабрика Kahla в Тюрингии и фабрика в саксонском городе Кольдиц.
Так почему же все-таки Мадонна так полюбилась нашим соотечественникам?
Главной особенностью этого сервиза, без сомнения, являлся его декор, который был совсем не похож на то, что производили в СССР. Именно роспись в стиле барокко и делала этот сервиз таким изящным и красивым. Пасторальные сцены с томными пышнотелыми красавицами в струящихся одеждах, отдыхающими на лоне природы, по сути, представляли собой перепечатку старинной мейсенской росписи, выпущенной еще в начале прошлого века.
Дополнительно в качестве украшения использовали еще и позолоту. Одним словом, выглядела «Мадонна» богато. Немцы ведь умеют делать красивые вещи.
Сервизы «Мадонна» выпускали разные – столовые, чайные, кофейные. Различались они также и по рисунку, и по цвету.
Первые немецкие сервизы с изображенными на них полуобнаженными красавицами попали в нашу страну после войны в качестве трофеев. А когда в 50-е годы стали возвращаться домой представители группы советских войск в Германии, они тоже везли в своих чемоданах эти немецкие сервизы. Роскошь доставалась не простым солдатам, а генералам, их жены были в восторге от немецкого тонкостенного фарфора. И именно они ввели моду на эти сервизы, однако в 50-60-е годы широкого распространения они не получили. Такая посуда в те годы считалась одним из признаков принадлежности к элите.
Только не совсем понятно, почему в нашей стране их стали называть «Мадоннами». Никакой мадонны там нет, да и в самой Германии они назывались иначе – “Мария”, “Ульрика”, “Фредерика”…
Но в 70-е годы случился настоящий бум. Эти сервизы стали не просто красивой посудой, но и престижным символом материального благополучия и свидетельством безупречного вкуса его обладательницы. Каждая советская домохозяйка мечтала заполучить «Мадонну».
В Германии осталась большая группа советских войск. И каждый служивший там считал необходимым приобрести качественную фарфоровую посуду себе и родным. Можно сказать, что эти сервизы – память о нашем присутствии в Европе, ведь основное их количество вывезли из Германии наши военные.
Сервиз выпуска 60-70 гг
Сервиз выпуска 70-80 гг
Счастливые обладательницы «неземной красоты» бережно хранили свое сокровище за стеклом в мебельной стенке на самом видном месте, с гордостью выставляя свою «Мадонну» с приходом гостей и лишь по случаю больших праздников.
Вскоре в Германии стали бывать не только советские военные, но и командированные специалисты, туристы. В начале 70-х каждый советский человек, если он оказывался в ГДР, считал своим долгом вернуться домой с «Мадонной». Такая популярность тонкого немецкого фарфора стимулировала рост производства этих сервизов, объём их выпуска в расчёте на покупателей из СССР был значительно увеличен. Подключилась к выпуску сервизов еще одна фабрика – «Oscar Schlegermilch».
На гребне популярности эта посуда продержалась вплоть до 1995 года. После объединения Германии и после того, как в 1994 году последний российский солдат покинул территорию Германии, заказов на сервиз практически не стало. Попробовали сбывать на нашем рынке в 90-е годы. Но тогда нашей стране было не до этого – кризис, перестройка, экономические неурядицы и т.д.
Изменились времена, поменялась и мода, сервизы «Мадонна» утратили свою былую популярность. В Германии их больше не выпускают, но, тем не менее, их выпуск налажен в Чехии и Польше. Однако оригинальные сервизы, выпущенные в Германии в 50-70 годы, ценятся гораздо больше. Ведь это не просто посуда высокого качества, это некий символ ушедшей эпохи.
Мой канал совсем молодой. Я пишу в основном о воспоминания и ностальгии по детству и различных вещах советских времен.
ЭПОХА ДЕФИЦИТА И УРАВНИЛОВКИ.
В Советском Союзе большинство жили боле-менее одинаково, похожие квартиры, планировки, одинаковая мебель, ковры, люстры, да даже одежда и обувь была одинаковой.
Помните, в школе мы подписывали сапоги, что бы не перепутать.
Ну что поделать – эпоха дефицита и всеобщей уравниловки.
И вот когда появлялось что то непохожее, не такое как у всех это сразу становилось мечтой.
После окончания ВОВ в СССР стали появились немецкие сервизы. Их качество сразу понравилось народу, ведь рисунки и формы отличались от советских, “агитационных”.
После раздела Германии, в ГДР фабрики по производству фарфора стали восстанавливать по присмотром властей СССР. Наши войска еще долгое время находились в ГДР, а по возвращении офицеры везли с собой фарфоровую посуду себе или родственникам.
СЕРВИЗ “МАДОННА”
На восстановленной фабрике Kahla, а также на фабрике Oscar Schlegelmilch, Wesswasser, Henneberg Ilmenau и т.д. выпускали сервиз с мотивами из древнегреческой мифологии .
Эти мифологические сюжеты с участием Купидона, граций, Дианы, Юпитера взяты с картин немецкой художницы Марии Анны Анге́лики Катарины Ка́уфман.
Название “Мадонна” дали сервизам у нас, в СССР, а выпускался он под другими названиями: “Мария”, “Ульрика”, “Фредерика”…
Сервиз “Мадонна” иллюстрация с сайта авито
Позже, в 70-х годах, популярность сервиза только выросла. Он был как маркер достатка, отличия, значит семья благополучная, “выездная” и достойная. Его стали производить специально для СССР в Чехии, Югославии, Польше.
При всей похожести и одинаковом названии, сервизы все же разные: есть сервизы с нарисованной лентой, есть кобальтовые, есть зеленые и красные. Да и комплект мог быть огромным, на 12 персон (с тарелками, подтарелками, супницами, салатниками и даже перечницей) так и просто чайным.
И конечно, такой сервиз стоял в зеркальном серванте, под “стеклом” и украшал собой интерьер.
Клеймо Kahla. ГДР. Сервиз “Мадонна” иллюстрация с сайта авито
Клеймо Kahla. ГДР. Сервиз “Мадонна” иллюстрация с сайта авито
Наверно, его популярность основана на том, что рисунок на этом сервизе совсем не похож на то, что выпускали в СССР.
Богатая роспись в стиле барокко, под старину, людям напоминала картины или даже сервизы императоров и королей. Откровенными и непривычными были для советских людей сцены с красавицами в легких одеждах, “отдыхающими” на лоне природы.
Хотя сам немецкий фарфор хороший – тонкий и звонкий, но никакой художественной ценности в рисунке нет. Да и это не ручная роспись, а деколь. Деколь – это наклейка с напечатанным рисунком, на подобие переводной картинки.
Да, я понимаю что все мы разные: кому-то нравится цветочные мотивы на посуде, кому-то графичные, кто то любит исключительно белую посуду, а кому-то подавай побольше рюшечки или горох.
Вот так и тут – этот вычурный сервиз “Мадонна” совершенно не мой.
Слишком он для меня аляпистый, слишком уж роскошный, весь такой из себя. И глазурь тоже странная – перламутровая, с разводами. Слишком много всего в одном сервизе.
- А может это я ему не соответствую.
Да и эти картины меня сбивают с мысли, почему-то желание есть сразу пропадает.
Думаю, всему свое место и сюжеты из мифологии не уместны и не подходят для хрущевок. А вот такое несоответствие места и использования называется безвкусицей.
Сейчас старые сервизы 60-70- х годов “Мадонна” встречаются на сайтах по продаже и барахолке ( даже в родных коробках, не использованные). Они все также пользуются спросом, но уже как символ эпохи.
Хотя зря я думала, что эти сервизы остались в прошлом, но нет!
Они и сейчас производится разными чешскими фирмами и их легко найти в магазинах в разном составе (столовые, чайные).
И если я могу понять сервиз из прошлого, напоминающий об эпохе, детстве, о бабушке или маме, то вот чешские современные мне не понять. Да еще и по той цене, что сравнима с ретро-сервизом.
Погружаясь все больше и больше в фарфор, становится страшно от объема информации и стыдно немного оттого, что я этого ничего не знала. Иногда вы, подписчики и читатели, знаете больше меня. Чувствую себя маленьким слепым кутенком, который тыкается в разные уголки.
Я благодарна Вам за комментарии, за то, что делитесь своими фотографиями, мнениями и просто читаете.
Кому понравилась статья, не пожалейте лайка и подписывайтесь
Ну, а если кто напишет комментарий и выскажется – буду рада! Лайки и комментарии помогают статьям показываться в ленте. Если хотите поделится и кому-то отправить ссылку, то для этого есть специальные кнопочки социальных сетей.
Советский чайный сервиз “Голубые цветы”, Вербилки. Стоимость тогда и сейчас.
“Полевые цветы” на фарфоровом сервизе ученицы Малевича (ЛФЗ). Вещи СССР и люди.
Советский фарфор. “Каравелла” от ЛФЗ. Судьбы людей за рисунками.
Я помню, что кухня в 60-80-е годы прошлого века оказывалась очагом и эпицентром дома. Даже в самые дефицитные времена люди старались украсить свою кухню. К восьмидесятым годам интерьеры советских кухонь становятся лаконичными и функциональными.
Все тогда было очень простое, но каждый стремился как-то особенно выделить свою кухню. В ход шли интерьерные элементы, которые могли использоваться как по прямому практическому назначению, так и в виде украшения. Часто для этого использовались фарфоровые фигурки Дулевского завода или Гжели, а еще – самовары и жостовские подносы. На таких подносах, расписанных яркими цветами на черном фоне, хозяйки подавали торты.
иллюстрация: советская посуда
Была в те времена очень модна керамика, особенно рижская керамика. У всех стояли кувшины, какие-то столовые предметы, супницы, всякие стаканчики, чашечки и чайнички из керамики. Также в моде были всякие расписные дощечки, которые делали вручную. И дети их с удовольствием делали для подарка своих мамам. В то время как раз появились машинки для выжигания. Большой популярностью пользовалось тогда и цветное чешское стекло, немецкие столовые приборы.
Хрусталь также был всегда в моде. В типичные советские хрустальные вазочки можно было положить конфеты или салаты, а после застолья хрусталь очищали кефиром, и филигранная резьба сияла как новая. Хрусталь в квартирах путешествовал только от серванта к праздничному столу и обратно. Хрусталь всегда определял достаток в доме, и его многие старались приобретать. А так как у нас было массовое производство, и работали заводы-гиганты, заводы художественного стекла, товар их все-таки был не очень дорогой. То есть у нас массовое производство позволяло его удешевить, к нам за хрусталем приезжали даже иностранцы, например, финны.
иллюстрация: стопки СССР
В Ленинграде выдували посуду и интерьерные вещицы ничуть не хуже дефицитного богемского стекла. Хрусталь – это уникальный материал, стекловары очень долго бились над получением такого чистого искрящегося материала, абсолютно бесцветного, прозрачного. Стандарты советской стекольной промышленности были очень высокими. Тогда существовали так называемые художественные советы. Обсуждали и размер ножки стопочки, пяточка стопочки, силуэт этой самой стопочки, количество элементов декора. Вещи выходили на уровне эрмитажных коллекций. Стоит ли удивляться, что при таком подходе хрусталь в Советском Союзе представлял собой лучший подарок и даже неплохое вложение средств. Не говоря уже о том, что именно он служил едва ли не главным украшением любого праздничного стола.
иллюстрация: советский граненый стакан
Все знают, что неизменным атрибутом советского чаепития были стаканы в подстаканниках. Конечно, как правило, использовались граненые стаканы, но были и более изящные. Но особой популярностью пользовался именно граненый стакан. Он был во многих местах и обстоятельствах незаменим: из него пили чай в поездах дальнего следования всегда с подстаканником, в нем подавали компот в столовых, также стакан стоял в автоматах с газированной водой. Граненый стакан в СССР производился строго по ГОСТу, поэтому его можно было использовать как меру веса и объема, отмеряя молоко, сахар или муку. Им же находчивые хозяйки нарезали тесто – для вареников, пельменей или домашнего печенья.
иллюстрация: серебряный советский подстаканник 60-х – 70-х годов
Прочный, дешевый, доступный каждой семье даже во времена дефицита, граненый стакан теперь ассоциируется именно с советской эпохой. Хотя история его создания туманна и неопределенна. Форма граненого стакана существовала и в XIX, и еще даже в XVIII веке. У классического граненого стакана – 17 граней: именно такой образец впервые сошел с конвейера стекольного завода в городе Гусь-Хрустальный в 1943-м году.
иллюстрация: набор посуды 80-х годов
На виду в советской кухне ставили все красивое, дорогое, изысканное. Обыденные вещи закрывали в шкафчиках или ставили на верхние полки. Там располагались алюминиевые кастрюльки, эмалированные тазики, закопченные чугунки, сковородки и прочее. Но бидон всегда стоял на видном месте, чтобы его можно было срочно взять и бежать занимать очередь. За молоком, за квасом, за молоком и даже за пивом ходили с бидоном.
За молоком ходили практически каждый день, если были в доме маленькие дети. Меня часто отправляли с бидончиком за молоком, мне это нравилось, очень было удобно. Я бы и сейчас с удовольствием пошла бы в магазин или на рынок с бидоном, у него удобный и прекрасный дизайн. За квасом приходили с большим бидоном на всю семью, чтобы еще и на окрошку хватило. По субботам все ходили за пивом. Конечно, за ним мужчин посылали. И мужчины с охотой всегда шли за пивом, они отпивали по дороге значительную часть пива из этого бидона.
иллюстрация: сервиз чайно-столовый “Мадонна” 70-х годов
Все, что было импортным, вызывало особый восторг в стране, где были закрыты все границы. Импортная посуда в СССР очень ценилась, не столько за счет качества, сколько за счет оригинальных форм и необычных росписей. Например, на бело-перламутровой, иногда черной основе были рисунки глазурью: Сикстинская Мадонна, Мадонна с младенцем, дама с горностаем и прочее. Это был своего рода кич. На немецком сервизе «Мадонна» изображались утонченные полуобнаженные красавицы, символ роскошной жизни. Поэтому советские хозяйки пуще глаза берегли это произведение гэдээровского искусства. Пили чай из сервиза «Мадонна» только по очень большим праздникам.
Первые сервизы «Мадонна» попали в СССР после войны: эту посуду очень полюбили генеральские жены. К восьмидесятым годам сервиз по лицензии производили еще и чехи, но качество фарфора было не то. Поэтому все старались достать немецкий комплект.
иллюстрация: фарфоровый сервиз 60-х – 70-х годов
О сервизе «Мадонна» мечтали, конечно, все, но подавляющее большинство советских граждан довольствовалось ленинградским фарфором или изделиями других отечественных фарфоровых фабрик. К слову, это был очень качественный фарфор.
иллюстрация: фарфоровый сервиз 80-х годов
А самое главное, он всегда стоил одинаково: на донышке чашки или блюдца непременно была указана фиксированная цена, отпечатанная краской. Это было обязательно: ставили печать, штемпель с ценой, потому что цена не менялась. А не менялась она потому, что использовали наши отечественные материалы, цена на которые тоже не менялась. И не менялась она до тех пор, пока у нас в 90-е годы не началась денежная реформа.
Источник