Как развивается современный дизайн

Будущее дизайна: каким его видят люди разных поколений

Чтобы делать прогнозы на будущее, нужно хорошо понимать законы настоящего. Мы поговорили с четырьмя людьми из индустрии дизайна о том, каким они видят будущее дизайна – ближайшее и то, которое наступит еще не скоро. Тема широкая, поэтому каждый определил для себя тот фокус, который ему самому особенно близок, кроме того, наши спикеры – люди разных поколений возрастом от 70 до 27 лет.

Татьяна Рогова директор школы дизайна «Детали», 70 лет

На мой взгляд, одно из важнейших изменений, которые происходят прямо сейчас, – изменение вкусовых предпочтений наших заказчиков. Вряд ли кому-то сегодня придет в голову заказывать интерьер в стиле «прованс» (не перестаю заявлять, что такого стиля никогда и не было!) или «цыганского барокко». Вкусы и потребности заказчика действительно меняются, а следовательно, меняются, пусть не быстро, и дизайн-проекты, предлагаемые вниманию широкой публики.

Уходит в прошлое словосочетание «современная классика». Классика-то будет жить вечно, а то, что современно, должно пройти испытание временем. Да, конечно, каждый профессионально работающий дизайнер должен уметь использовать классическое наследие, уметь вдохновляться этим наследием, но делать при этом новое, не заимствованное, не скопированное! Какие стили утвердятся в будущем в дизайне интерьера, мы можем только прогнозировать. Взять к примеру творчество великого голландца Акселя Вервурда. Изначально антиквар, даже мэтр антиквариат, к какой мудрой простоте он пришел в последнее десятилетие, как научился освобождаться от лишнего, суетного, тщеславного! Стремление к простоте, освобождению от бремени красивых или кажущихся нам красивыми вещей, от «вещизма», наконец – таким я вижу дизайн будущего. Накопительство – это признак бедности. В конце концов хорошую живопись можно смотреть в музее!

Читайте также:  Красивые обои для девочек котята

Столы с основанием из переработанного материала, Yield

В идеале дизайн будущего – это гармоничное соединение интерьера и экстерьера, воссоединение с природой.

Очевидно, что жизнь на пленере становится все более востребованной. Следовательно, и дизайнерам-авторам проектов необходимо приобретать необходимые знания, чтобы стать мастером IN/EX либо создавать творческие тандемы с пейзажистами, мастерами ландшафтной архитектуры.

Материалы, даруемые нам природой, – дерево, камень, лен, шелк, шерсть – будут приобретать все большую ценность, поскольку их резервы не безграничны. Тема экологии, бережного отношения к натуральным материалам с неизбежностью приобретает все большую актуальность. Результат – освоение новой, man made, отделочной продукции становится императивом. Особенно для общественных проектов.

Меняется предназначение отдельных помещений квартиры и особенно загородного дома. Если мы все меньше готовим дома, зачем нам «навороченные кухни» со сложной бытовой техникой? Хотим мы того или не очень, кухня становится местом общения, причем и взрослых, и детей. Ванная зачастую теперь объединяется со спальней. Не каждый заказчик готов на такое решение, но спальня, соединенная с ванной, приобретает новые смыслы. Библиотека-кабинет в силу новых возможностей удаленной работы с электронными носителями тоже теряет актуальность. Новое лицо появляется и у детских комнат.

Все вышеперечисленное – это не прогнозы фантаста от дизайна, а отражение тех процессов, которые происходят в интерьере уже сегодня.

Кристиан Зигер генеральный директор и директор по маркетингу немецкой компании sieger design GmbH & Co. KG, 52 года

Я думаю, в ближайшем будущем дизайнеры все так же будут сосредоточены на актуальных проблемах настоящего. Например, продолжат заниматься устойчивым дизайном и другими вопросами, с которыми мы имеем дело уже несколько лет.

Концепция Small Size Premium Spa, sieger design GmbH & Co. KG

Хороший дизайн предполагает ответственность: перед окружающей средой, обществом, заказчиками и конечными пользователями. Поэтому дизайн будущего следует понимать, как целостную концепцию. Запросы человека и потребности окружающей среды должны быть интегрированы в сам процесс проектирования. Важно работать над концепциями таких продуктов, производство которых будет требовать меньше материалов и энергетических ресурсов. Кроме того, важна долговечность продукта: мы должны хорошо понимать, есть ли смысл выпускать новую серию. Можно ли, например, обновить продукт, добавив новые функции и финиши? Можно ли расширить жизненный цикл продукта вместо того, чтобы добавлять новые линейки? Самый экологически чистый и ресурсосберегающий продукт – это не то, что мы производим в первую очередь. Поэтому самое главное – вдохновлять людей на то, чтобы захотели инвестировать в лучший дизайн, долговечность и высокое качество продукта.

Игорь Беляев дизайнер интерьеров, 37 лет

Мы все будем жить в дополненной реальности. Например, у стен больше не будет цвета, вместо этого каждый сможет проецировать на них изображения, рисунки и цвета под настроение – достаточно будет сказать пресеты для своей квартиры, набор настроек с декоративными элементами. Каждый сможет видеть тот дизайн, который захочет, и менять его в режиме реального времени. Задача дизайнера в этом контексте будет заключаться в том, чтобы прорабатывать всевозможные варианты сочетаний и создавать готовые сценария, решения под разные задачи. Дизайнер интерьеров станет дизайнеров дополненной реальности. Чтобы «оживить» такой интерьер, огромное значение будут уделять текстурам и запахам – будет такой симбиоз дополненной реальности и реальных ощущений. Вместо смартфонов будет микрофон в зуб, линза в глаз и тактильный сканер – этими инструментами мы сможем управлять своим пространством, а кроме этого специальный чип будет фиксировать все, что с нами происходит, и все эти события можно будет пересматривать заново.

Приложение для подбора мебели в дополненной реальности Place от IKEA

Параллельно с этим будет активно развиваться движение ремесленников.

Они будут создавать предметы для тех людей, которые ценят уникальность предмета и ручной труд и хотят отдохнуть от технологий. Мануфактуры будут производить предметы дешево и в огромных количествах, и это будет уже не интересно, вместо многотиражных предметов крафт-панки будут выбирать уникальные в своем несовершенстве продукты ручного труда.

Что касается предметного дизайна в целом, он меняется постоянно – выхватывает из прошлого и переосмысливаются старые тренды. Я думаю, скоро мы вернемся к готике – предметы будут вытягиваться вверх, становиться более помпезными. Этот процесс уже начался, и скоро развернется в полную силу. Разумеется, многое зависит от локации: большие города и деревни меняются неравномерно, но и деревни застанут перемены. Скорее всего, у нас появятся какие-то агломерации, на манер европейских, со своей инфраструктурой, современные и актуальные. Там можно будет пожить на лоне природы, насладиться натуральными продуктами. Конечно, для этого нужна хорошая экономическая база, но я думаю, нас ждет перерождение частного сектора в деревнях.

Тарас Желтышев предметный дизайнер, 27 лет

На данный момент я заметил видимое территориальное разделение стилей в дизайне, начиная от предметного и заканчивая интерьерным. Сам я вырос в Сибири, где самый узнаваемый дизайн – это деревянное зодчество, а востребованный – это классические интерьеры, созданные под влиянием местного рынка. Та же картина сохраняется и сейчас, правда, ко всему перечисленному добавился лофт с не облагороженным металлом, открытой древесинной, декоративными штукатурками под бетон, камень, и тот же металл. Появилось множество минималистичных шпонированных элементов, фасадов кухонь и отдельных панно, которые отлично вписались как в лофтовые интерьеры, так и теплый скандинавский стиль. В России, на мой взгляд слишком много фанерных и пеньковых работ – этих материалов у нас в достатке, и работать с ними будут всегда.

Концепт светильника Senzo, Тарас Желтышев

Но в отдельных случаях, например, в экспериментальном дизайне, появляются интересные композитные материалы, которые позволяют создавать сложные формы и цвета без лишних технологических затратах. Декоративные укрывные материалы, литейные пластики с разнообразными свойствами, смеси металлов. Конечно, новое часто – это забытое старое, но преобразованное и переосмысленное.

Думаю, что в скором времени, мы услышим о новых имитирующих природную органику материалах и придумаем неординарную технику их обработки.

Что касается функционального дизайна, увеличится спрос на «умные дома» – он будет расти так же быстро, как будут падать цены на эту технологию. Людей, способных реализовать эту концепцию, станет больше – в точности, как было со всей техникой. Дизайн движется со скоростью движения науки, поэтому следить нужно за теми открытиями, которые происходят в технологии, медицине, архитектуре и астрофизике. Дизайн не должен быть холодным и базироваться только на том, как устроен рынок, он должен включать в себя элемент искусства, быть источником знаний, быть образным и примечательным. На данный момент, моду диктуют европейцы. Их эксперименты с материалами и образами скоро станут такой же естественной частью дизайна, как и мрамор, металл, дерево, пластик, стекло и текстиль.

Источник

Дизайн. История дизайна. Этапы развития дизайна

Стремление к эстетике было замечено в глубокой древности. Некоторые люди задают себе вопрос о том, как развивалось творчество мастеров. Настоящий обзор посвящен такому искусству, как дизайн. История дизайна, появление теории и этапы формирования — все это рассмотрено дальше. Совершив маленькое путешествие в прошлое, читатель узнает, как развивались стили оформления интерьера, одежды, ландшафта.

Определение дизайна

В переводе с итальянского слово «дизайн» означает «замысел», «композиция», «модель». В русском языке оно появилось недавно, но само искусство начало формироваться много столетий назад. Современный специалист, занимающийся рассматриваемым видом деятельности, должен знать много особенностей из предметных областей и уметь правильно использовать их на практике, создавая проекты. Мастера своего дела работают в содружестве с архитекторами, заказчиками, строителями, поставщиками и подрядчиками и занимаются организацией внутреннего пространства.

История теории дизайна

Первые идеи о соотношении красоты и пользы возникли у древнегреческих ученых Платона, Аристотеля, Сократа, Аристиппа, Протагора. На тот момент уже существовали работы о соединении человека с машинами. Рассматриваемое творческое направление имеет следующие версии происхождения.

  1. В середине XIX столетия развитие индустриального производства создало потребность в новом виде деятельности, направленном на оформление и придание эстетики. Именно так образовался дизайн.
  2. В конце XIX века были сформированы основные правила теории и принципы, которые в дальнейшем повлияли на школы мастеров. Так дизайн стал сочетать в себе искусство и ремесло.
  3. В начале XX столетия художники заняли высокие позиции в промышленности. Они разработали фирменный стиль предприятий и смогли повлиять на выпуск различных электроприборов, автомобилей. Так дизайн стал художественно-промышленной деятельностью.
  4. Появление дипломированного специалиста связано с образованием школ дизайна в XX столетии.

Большой вклад в теорию возникновения истории дизайна внесли и продолжают вносить периодические издания.

Как развивался дизайн? 1-й и 2-й этапы

Формирование этого искусства в России имеет прерывистый характер: после высокого роста происходил низкий спад. Но сильной стороной всегда была и остается эстетика. Эволюцию дизайна можно разделить на несколько ступеней.

На первом этапе (1917-1922) создание дизайна осуществлялось при столкновении производства с агитационно-массовым искусством, а также активном оформлении уличных торжеств и политических шествий. В этот период стали применяться новые подходы к разработке реклам, плакатов и книжных товаров, что явилось началом развития графического дизайна.

На втором этапе (1923-1932) Россия стала одним из основных центров по подготовке профессиональных дизайнеров на производственных факультетах. В это время сформировались определенные концепции, направившие дальнейшее развитие искусства, а также начали разрабатываться проекты по обустройству жилищ, рабочих и общественных мест. Произошел триумф в коллажах, шрифтовых композициях, книжных конструкциях, плакатной графике.

История развития дизайна: 3-й этап

Творческая деятельность в 1933-1960 годах была остановлена из-за внедрения принципа стандартизации, применяемого не только к человеку, но и к создаваемой среде. По этой причине завершилась эпоха единства эстетической концептуальности. Дизайн разделился на несколько направлений: предметно-бытовой, декоративно-оформительский и инженерно-технический.

Эволюция дизайна: 4-й этап

Развитие искусства возобновилось на четвертом этапе, который стал значимым в истории. В начале 60-х годов появились первые теоретические разработки в области веб-дизайна. В 1961 году был создан ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики). Его издания завоевали первые места в европейской культуре. Рассматриваемая творческая деятельность стала очень востребованной. Многие стандарты были пересмотрены, и все внимание сконцентрировалось на предметах народного потребления. Под влиянием западноевропейских школ графического дизайна изменился стиль периодических выпусков. В 70-е годы высоко ценились эклектические тенденции ретро-стилей.

Когда появилась частная форма собственности и обострилась конкуренция (конец 80-х — начало 90-х годов), российская реклама стала одним из важных инструментов для продвижения бизнеса. Именно тогда сильно повысился интерес к графическому дизайну и увеличился выпуск изданий, распространяющих товары и услуги.

Происхождение дизайна интерьера

Люди всегда стремились создать красивую обстановку в своем доме. Именно поэтому услуги профессиональных дизайнеров остаются востребованными в настоящее время. История дизайна интерьера начинается с древних времен. У первобытного человека жильем считалась пещера, которую он украшал камнями, шкурами, рисунками на стенах, корнями деревьев и другими подручными предметами.

Древнеегипетское искусство начало формироваться в период Раннего Царства. Культура была ярко выражена принципами монументальности и статичности. В это время началось строительство надземных гробниц с погребальными помещениями. Самой значимой архитектурой стала «мастаба». Эпоха Среднего Царства считается периодом основания столярного искусства. В Египте впервые появилось сидение со спинкой, позже ставшее шаблоном для всех стульев, вошедшим в современный дизайн.

История дизайна интерьера дополнилась архитектурными изделиями из Древней Греции: каменные плиты, мозаика, дерево, кирпич – все это применяли для строительства храмов. Стены и потолки штукатурили и украшали росписью. Особое место в рассматриваемой стране занимали театры. Вместо дверей в жилых домах часто использовались занавеси из ткани, украшающие домашнюю обстановку. На них наносили мифологические или исторические образы. Мебель декорировали симпатичной инкрустацией и росписями.

Древний Рим также оставил след в истории дизайна интерьера. Жители этой страны активно строили термы (античные бани), внутренняя отделка которых отличалась настоящей роскошью: сводчатые потолки, полы из мозаики, бассейны, сады. В обстановке часто применяли золото, серебро, мрамор, древесину, бронзу, слоновую кость.

Готическая культура образовалась во Франции. Именно в этой стране использовались витые колонны и стрельчатые формы арок. Стены жилых помещений покрывали штукатуркой, а на потолках делали росписи. В парадных залах устанавливали геральдические щиты, оружие, а на пол стелили плетеные тростниковые коврики.

Особенности формирования ландшафтного дизайна

Обустройство пространства вокруг своего дома было актуальным во все времена. В связи с этим история ландшафтного дизайна развивалась вместе с человечеством, хотя название появилось около 200 лет назад. Если раньше люди были сильно привязаны к природе и держали огород, то теперь они создают особенный вид вокруг своего дома для красоты.

Первые парки для прогулок появились с началом рабовладельческого строя и принадлежали богатым слоям общества. Чем лучше финансовое положение владельца, тем прекраснее были сады, окружающие его жилье. В каждой стране ландшафтный дизайн развивался в своем направлении.

В Древнем Египте жрецы выращивали разные цветы с утонченными ароматами, а на поверхности водоемов располагали лотосы. Во время царствования Клеопатры культивировали розы. В Фивах была широко распространена пергола, представляющая собой сооружение из растений и гроздей винограда, тянущееся по территории двора.

Развитие ландшафтного искусства в Персии началось с создания заповедников с разными видами животных (кабаны, львы, парнокопытные), предназначенных для охоты. Именно от персов пришли аккуратно выстриженные живые изгороди, делившие парк на разные зоны.

Китай и Япония — страны, развивающиеся под влиянием древних философий и религий, призывающих к единству человека с природой. Поэтому в садах этих жителей присутствовали водные объекты, камни или беседки, создающие умиротворенный и гармоничный дизайн.

История дизайна ландшафтов в России похожа на европейскую. В XVII столетии появились ботанические оранжереи и парки. Затем стали выращивать тюльпаны, гиацинты и нарциссы, пришедшие из Голландии. С течением времени менялась жизнь, и новые стили постепенно вытесняли старые. Особенно изменения в садовой архитектуре заметны в XIX и XX веке.

Эволюция в мире моды

История дизайна одежды начала формироваться с древних времен, поскольку люди всегда стремились создать красивые, теплые и удобные вещи. В зависимости от культуры, изготавливались специальные наряды, прически и аксессуары. Дизайн одежды разделял народы по имущественному и кастовому положению (воины, чиновники, торговцы, крестьяне). Активное развитие моды началось после появления тканей, ниток и швейных машин.

Первоисточниками дизайна одежды являются цеха во Франции и Италии, портные которых стали настоящими профессионалами. В период Средневековья рассматриваемое искусство не развивалось, так как нестандартная одежда не приветствовалась. Однако в эпоху Возрождения произошли перемены, и история моды дополнилась новыми событиями: появилась праздничная одежда, нижнее белье для дам, а также бархат и шелк. Декольте стало глубже, а вырезы платьев увеличились. Дух времени всегда оказывал большое влияние на дизайн.

История дизайна женской одежды XX века дополнилась строгими мужскими моделями брюк и пиджака. Оставили свой след и войны, после которых появились пальто. В настоящее время мода есть в каждой стране, и кутюрье демонстрируют всему миру свои работы.

Дизайн — направление творческой деятельности, которое никогда не останавливается на достигнутом уровне. У людей появляются новые потребности и задумки, а мастера своего дела воплощают идеи в жизнь или создают свой оригинальный стиль. Поэтому рассматриваемое искусство находится в постоянном развитии.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями