Каковы особенности стиля кузовного дизайна ретро

Содержание
  1. Как вдохнуть креатива в дизайн с помощью ретро
  2. Как вдохнуть креатива в дизайн с помощью ретро
  3. Уходим в Ретро: как вдохнуть креатива в дизайн с помощью ретро
  4. Содержание статьи:
  5. 01. Викторианский стиль (1850—1900)
  6. Заказать фирменный стиль в Викторианской манере:
  7. 02. Движение искусств и ремесел (1870—1910)
  8. Создание логотипа в стиле Движения искусств и ремесел:
  9. 03. Ар-Нуво (1880—1910)
  10. Создание логотипа в стиле Ар-Нуво:
  11. 04. Дадаизм (1910—1920)
  12. Создание логотипа в стиле Дадаизма:
  13. 05. Авангард (1920-1930)
  14. Заказать фирменный стиль в манере Авангарда:
  15. 06. Ар-Деко (1920—1930)
  16. Создание логотипа в стиле Ар-Деко:
  17. 07. Интернациональный стиль (1950—1960)
  18. Заказать фирменный стиль в манере Интернационального стиля:
  19. 08. Средневековый модерн (1950—1960)
  20. Заказать фирменный стиль в манере Средневекового модерна:
  21. 09. Психоделика (1960—1970)
  22. Создание логотипа в стиле Психоделики:
  23. 10. Постмодернизм (1970—1980)
  24. Заказать фирменный стиль в манере Постмодернизма:
  25. 11. Гранж (1990-е)
  26. Заказать фирменный стиль в манере Гранжа:
  27. Каковы особенности стиля кузовного дизайна ретро

Как вдохнуть креатива в дизайн с помощью ретро

Как вдохнуть креатива в дизайн с помощью ретро

Уходим в Ретро: как вдохнуть креатива в дизайн с помощью ретро

Если вы подумываете заказать фирменный стиль или создание логотипа для своего бренда, или вас интересует разработка дизайна упаковки вашей продукции, и вы неравнодушны к стилю ретро — добро пожаловать в нашу машину времени, и пусть история творит вдохновение!

Содержание статьи:

Современный графический дизайн часто обращается к ушедшим эпохам и к истории стиля и дизайна. Вдохновение можно жадно черпать в эстетике и культуре прошлого, но чем просто копировать и подражать минувшим дням, в своем дизайне лучше историю переосмыслять и обновлять. Смотрите в прошлое, но оглядывайтесь на настоящее.

Читайте также:  Стиль спальни маленькой подростка

Берите ручку и бумагу – мы собираемся окунуться в прошлое. Давайте взглянем на 150-летнюю историю графического дизайна, начиная с 1850-го года и заканчивая 2000, и посмотрим, чем можно вдохновиться при разработке фирменного стиля.

01. Викторианский стиль (1850—1900)

Графический дизайн викторианской эпохи крепится на типографике и принципе «чем больше, тем лучше». Эпоха, названная в честь правления королевы Виктории, которой предшествовала промышленная революция, стала свидетелем радикальных сдвигов в производстве, социальных и культурных изменений.

Новые технологии сделали печать и бумагу более доступными, и предприниматели стали использовать графический дизайн для коммерческого развития своего бизнеса. Типографии разрабатывали все новые и новые декоративные шрифты, леттеринг, рисуя изобретательные плакаты, рекламные объявления, оформляя страницы журналов и любые другие печатные материалы сложной, симметричной и узорчатой эстетикой.

Заказать фирменный стиль в Викторианской манере:

• Изрисуйте страницу – каждый ее сантиметр, — но сохраняйте симметрию
• Экспериментируйте с леттерингом и сложными тиснениями
• Добавьте тени, очертания и любые искусные украшательства
• Совместите текст и изображение в одно произведение искусства

Графический дизайн викторианской эпохи – хороший выбор для кафе-баров, в интерьере которых присутствуют различные уникальные и изобретательные детали, узоры, орнаменты. Особенно удачно сочетается этот стиль с названиями, в которых есть слово «Виктория», как на логотипе «Victoria Brown» – симметричная верстка, характерная типографика, витиеватые формы и корона, венчающая композицию.

02. Движение искусств и ремесел (1870—1910)

Если вы думаете, что викторианский дизайн – самый узорчатый из всех, то вы глубоко заблуждаетесь. Движение искусства и ремесел стало реакцией против производства ширпотреба и низкокачественных товаров Промышленной революции. Во главе с Уильямом Моррисом защитники ратовали за возвращение к ручному дизайну и провозглашали радость в труде. Они использовали традиционные модели производства, обращались к природным материалам и вдохновлялись идеями прошлого.

Создание логотипа в стиле Движения искусств и ремесел:

• Используйте натуральную, природную цветовую палитру
• Создавайте плотные, взаимоперетекающие композиции, цветочные и с изогнутыми формами
• Изображайте цветочные и растительные темы натурально
• Используйте типографику средневекового стиля

Представленная айдентика бренда выполнена не в такой плотной верстке, но вдохновлена изображением природы такой, какой мы видим ее в жизни, естественность подчеркивается спокойной цветовой гаммой. В результате – эстетическое желание полюбоваться, а потом съесть эти овощи.

03. Ар-Нуво (1880—1910)

Ар-Нуво часто воспринимают как что-то закрученное и кудрявое. На самом деле, этот стиль выражает психологические сдвиги и тревоги, которые имели место на рубеже двадцатого столетия, и чаще всего текучий и извилистый дизайн как раз отражает это состояние потока и изменений. Наступало время открытий, новых технологий, глубокого познания мира. К тому же, в воздухе витала атмосфера эмансипации, в лице освобожденной, современной женщины мужчины стали чувствовать соперника на звание хозяина жизни – теперь не только они могли учиться, работать и даже, представьте себе, кататься на велосипедах.

Создание логотипа в стиле Ар-Нуво:

• Подчеркивайте линейные и абстрактные формы, плоский дизайн привнесен японской традицией
• Используйте извилистые и плавные линии и формы, которые трансформируются, перемещаются и тают
• Дизайн должен выражать изображаемый субъект
• Изображайте женские лица

Обложка этой книги древних сказок Японии вдохновлена влиянием японского дизайна, который был популярен в эпоху Ар-Нуво. Буквы «C» и «J» в названии преображены природными узорами; чувство, словно цветы вырастают из нижней части книги; а стрекоза – популярный символ течения – пролетает в правом верхнем углу.

04. Дадаизм (1910—1920)

Стиль Дадаизма или Дада стал реакцией на Первую мировую войну как контрэстетическое движение, которое фокусировалось на антивоенной политике.
Для дадаистов война не имеет никакого смысла, и общество, которое в ней участвует, поставлено под сомнение – а значит, под сомнением и само искусство.

Художники стремились к уничтожению традиционных ценностей в искусстве и замене старого новым. Они утилизировали и превращали в эксперименты старую типографику, творя революцию против «идиотской и тошнотворной концепции старомодных книг», и в результате, дизайн рекламной продукции фонтанировал спонтанным леттерингом и изображениями, которые должны были «удвоить виразительную силу слов».

Создание логотипа в стиле Дадаизма:

• Экспериментируйте со шрифтами, версткой и пустым пространством
• Нарушайте все правила и следуйте беспорядку
• Делайте коллажи из картинок, билетов, газет и любых других печатных материалов
• Спекулируйте смыслами и значениями, комбинируя несочетаемые изображения и тексты

05. Авангард (1920-1930)

Период между двумя мировыми войнами ознаменовал эру изобретений и инноваций, а термин Авангард отсылает нас к людям, которые творили в это время. И действительно, авангардные экспериментаторы и новаторы расширили границы дизайна. В Нидерландах художники уходили в абстракцию форм и цветов для выражения новых утопических идей духовной гармонии и порядка. В России художники-конструктивисты сливали искусство с новыми технологиями и политической идеологией для поддержки революции.

Заказать фирменный стиль в манере Авангарда:

• Следуйте четким геометрическим линиям и формам
• Используйте основные цвета в насыщенных оттенках
• Включайте фотомонтаж
• Выбирайте большие и жирные шрифты

Обложка этого CD-диска явно отсылает нас к работе русских конструктивистов в своей красно-черно-белой палитре. Ярко выраженные линии очерчивают квадрат, а черно-белые элементы сливаются в фотомонтаже.

06. Ар-Деко (1920—1930)

Из ревущих 20-х до Великой депрессии в США, Ар-Деко был призван повысить производство и потребление. Этот стиль родился во Франции, где предметы роскоши олицетворяли краткосрочное экономическое возрождение. Французские ремесленники использовали экзотические материалы, возрождали традиционные методы и приветствовали классический опыт колониального мира создавать эксклюзивные, штучные товары. Когда Ар-Деко распространился в Америке, дизайнеры приспособили его эстетику для современного городского образа жизни – общества потребления.

Создание логотипа в стиле Ар-Деко:

• Придерживайтесь прямых и лучеобразных геометрических линий
• Стилизуйте абстрактные линии для плоских 2D изображений, словно замерших на месте
• Вдохновляйтесь небоскребами, машинами, транспортом и веком джаза
• Создавайте сияющие, блестящие, глянцевые поверхности

07. Интернациональный стиль (1950—1960)

Задумывались ли вы когда-нибудь, откуда растут ноги у Helvetica (шрифты без засечек)? Теперь вы знаете. После потрясений Второй мировой войны интернациональный (или швейцарский) стиль стремился к простоте, минимализму и точности. В 50-х и 60-х годах швейцарские дизайнеры продвинули модернистские идеалы Аванграда еще дальше, экспериментируя с типографикой и фотомонтажом. Они не чувствовали необходимости в самовыражении. Стиль стал воплощением мантры «форма следует за функцией» — дизайнеры создали универсальный, анонимный, объективный графический язык.

Заказать фирменный стиль в манере Интернационального стиля:

• Используйте строгую типографику, такую, как шрифты Helvetica
• Включайте фотографии вместо иллюстраций и рисунков
• Привнесите в свой дизайн больше свободного пространства
• Структурируйте ассиметрию

Жирный, легкий для чтения шрифт, много пространства, фотоизображения и очень простая цветовая палитра – концептуальный дизайн в интернациональном стиле.

08. Средневековый модерн (1950—1960)

Тем временем, в середине века Америка наслаждалась хорошей жизнью, насыщенной оптимизмом и процветанием после Второй мировой войны.
Дизайнеры обратились к идеалам европейских модернистов и соединили их с этим оптимистическим чувством и благополучием для создания ярких, красочных и полных жизни работ, которые были обращены к обществу с призывом потреблять, потреблять, потреблять.

Заказать фирменный стиль в манере Средневекового модерна:

• Используйте яркие, эмоциональные цвета
• Оставьте много пространства
• Вставляйте веселые и экспрессивные иллюстрации
• Создавайте живые и причудливые композиции

Эти деревянные машинки напоминают о том времени, когда еще не было пластиковых игрушек. Разработка дизайна упаковки нацелена здесь именно на ту эпоху. Средневековый модерн в этом дизайне воплощен яркими, абстрактными иллюстрациями машинок, символизирующих скорость и движение.

09. Психоделика (1960—1970)

Психоделическое движение произросло из-за распространения галлюциногенных наркотиков в 60-х и 7-х годах. Когда послевоенное поколение достигло совершеннолетия в те годы, они подвергли материалистические и консервативные ценности Америки под большое сомнение, в результате чего революционное движение молодежи ознаменовало восстания и время экспериментов. Музыкальные фестивали и концерты, неотъемлемой частью которых были наркотики, — характерные атрибуты социального ландшафта. Графический дизайн визуально выражал это ощущение «выключения из реальности» с помощью насышенных цветов, закрученных линий и форм (что схоже с Ар-Нуво) и едва читабельных шрифтов.

Создание логотипа в стиле Психоделики:

• Выбирайте яркие и контрастные цветовые оттенки
• Не оставляйте ни единого нетронутого места
• Вставляйте лица
• Создавайте иллюзию движения из четких извилистых линий

Этот постер – фантастическое произведение искусства, отсылающее нас к психоделическому дизайну и рекламирующее концертный тур рок-группы The Black Keys. На нем нет ни сантиметра, который остался бы нетронутым, масса линий и форм движутся и перетекают друг в друга.

10. Постмодернизм (1970—1980)

Постмодернистский дизайн, что это вообще такое? После того порядка и рациональности, которые царили в дизайне модерна, дизайнеры постмодерна выбрасывали условность и серьезность из окна и работали в смелом, кричащем, чудаковатом дизайне. В конце концов, на дворе стояли 80-е. Традиционная условность игнорировалась, вместо этого создавался выразительный, игривый дизайн, сочетающий элитарную и массовую культуры.

Заказать фирменный стиль в манере Постмодернизма:

• Комбинируйте столько ярких цветов, сколько возможно
• Играйте, оставьте серьезность, думайте о форме, а не содержании
• Фотомонтаж – для фана и эстетики, а не для смысла
• Ориентируйте дизайн на поп-аудиторию

Как написал журналист на портале itsnicethat.com, «способность узнать знаменитость по его частям – на самом деле то единственное, что отличает человека от жука-навозника»

11. Гранж (1990-е)

Nirvana, Pearl Jam, Stone Temple Pilots – эпоха гранжа в 90-е подарила нам не мало отличной музыки, а также примеры прекрасного «грязного» дизайна. Как постмодернизм был реакцией на функционализм модернизма, приглушенный гранж стал реакцией на красочность постмодернизма. Это должно было стать более точным и реалистичным изображением реальной жизни с ее грязными пятнами, смазанными изображениями, обрывистыми и грязными текстурами. Один из ассов дизайна в стиле гранж – Дэвид Карсон, экспериментировал с выразительной типографикой, бэкграундами и текстурами.

Заказать фирменный стиль в манере Гранжа:

• Используйте приглушенную и тускловатую цветовую палитру
• Экспериментируйте с размытыми и искаженными образами
• Применяйте грязные текстуры и элементы типа пятен или слез
• Добавляйте рукописные элементы и обрывистые шрифты

Ваша очередь

Мода и тренды в графическом дизайне цикличны (как и в веб-дизайне, о чем мы писали вот в этой статье). Оглянитесь в прошлое для содержательного, а не только эстетического вдохновения, и попытайтесь стать новатором, а не просто имитатором. Исторические тенденции в области дизайна лучше всего интерпретируются тогда, когда в их значении и контексте использования есть смысл и актуальность.

Понравилась наша статья, поделитесь с друзьями!

Источник

Каковы особенности стиля кузовного дизайна ретро

Понятие автомобильного дизайна обычно включает в себя как внешнее оформление автомобиля (дизайн экстерьера), так и оборудование салона (дизайн экстерьера). Дизайн и внутреннее устройство автомобиля соотносятся как форма и содержание; за первое отвечают стилисты и художники, за второе — инженеры и механики. Представления о сущности автомобильного дизайна не всегда совпадают. Так, в СССР проектирование формы кузова называли художественным конструированием автомобиля, в то время как в США внешний вид машины принято обозначать как стайлинг, а под дизайном подразумевается работа над конструкцией автомобиля в целом, включая компоновку и внутреннее устройство.

Автомобильный дизайн является разновидностью промышленного дизайна и выполняет две основных задачи: функциональную (форма автомобиля должна быть рациональной, удобной, технологичной, соответствующей условиям эксплуатации) и эстетическую (автомобиль должен выглядеть привлекательно для потенциальных покупателей и соответствовать требованиям автомобильной моды). Как правило, проектная группа работает в трёх направлениях, параллельно занимаясь дизайном экстерьера (внешним оформлением кузова), дизайном интерьера (оформлением и размещением компонентов салона) и отделкой (окраской кузова, материалами и цветовыми комбинациями в салоне).

В наше время в автомобиле практически не осталось компонентов, выполняющих чисто эстетическую функцию (например, фигурка на капоте или имитация воздухозаборника), поэтому процесс проектирования носит комплексный характер, сочетая элементы искусства, технологии и маркетинга. Над созданием модели работает команда из десятков специалистов, последовательно воплощающих в жизнь общую концепцию автомобиля. Разработка начинается с формирования и развития идеи, затем следуют зарисовка эскизов, создание макетов и компьютерное 3D-моделирование с помощью соответствующих программ, а на завершающей стадии конструкторы строят рабочий прототип. Работа современных дизайнеров ограничена жёсткими требованиями практичности, безопасности, экологичности, эргономики и качества материалов, поэтому автомобили становятся всё однотипнее и непримечательнее. Однако так было не всегда, о чём свидетельствует поразительное разнообразие стилистических идей в автомобилях прошлого века.

Зарождение автомобильного дизайна связывают с открытием американской корпорацией General Motors в 1927 г. специального отдела Art & Color, который должен был придать индивидуальность продукции каждой из девяти марок, входивших в состав концерна. Через год отдел возглавил знаменитый дизайнер Харли Эрл, а первым разработанным им автомобилем стал LaSalle 303, установивший рекорд продаж в своём классе. Студия Харли Эрла оказала существенное влияние на последующее развитие дизайна автомобилей как в США, так и в Европе. После того, как в 1931 г. GM опередила по продажам компанию Форда, другие автопроизводители осознали решающее значение стиля в продвижении автомобиля на рынке.

Ещё одной причиной стремительного преображения внешности автомобилей стала концепция «динамического устаревания» главы GM Альфреда П. Слоана, принятая корпорацией на вооружение в конце 30-х гг. Суть её заключалась в ежегодном рестайлинге всех моделей без существенных изменений в конструкции, не требовавшем переоборудования производственных линий. При таком подходе автомобили устаревали за несколько лет, что заставляло американцев менять их на новые. Кроме того, запланированное устаревание помогло крупным компаниям из «Большой тройки» избавиться от множества мелких конкурентов, которые просто не успевали следовать за автомобильной модой. Американские корпорации придерживались этой концепции до середины 70-х гг., когда наступил масштабный кризис отрасли и затраты на рестайлинг перестали себя оправдывать.

Золотой век в истории автомобильного дизайна продолжался с середины 30-х до начала 60-х гг. В этот период автомобильные стилисты черпали вдохновение из области авиации, где основным формообразующим фактором выступала аэродинамика. Авиационная промышленность прошла за это время огромный путь от дирижабля к реактивному истребителю, и её достижения не могли не отразиться на автомобилях. Распространение аэродинамического стиля началось с таких автомобилей, как Chrysler Airflow, Tatra T77 и Bugatti Atlantic, а к концу 30-х гг. уже практически все серийные модели имели обтекаемые панели кузова. На следующем этапе, с конца 40-х до начала 60-х гг., дизайнеры стали использовать авиационные элементы в качестве декоративных украшений (хвостовые плавники, ложные воздухозаборники, фары в виде реактивных выхлопов, молдинги в форме ракет и т.д.), что давало широкие возможности в плане художественного моделирования и открывало простор для полёта творческой мысли.

В Европе дизайн автомобиля традиционно был делом кузовостроителей, а не автомобильных компаний, так как большинство довоенных моделей оснащались заказными кузовами. В 30-х гг. в среде кузовных ателье возникли целые школы дизайна, а уникальность автомобиля напрямую зависела от его ценовой категории и финансовых возможностей заказчика. В Великобритании традиционно доминировал консервативный стиль, во Франции — утончённые элегантные формы, а в Германии получили распространение аэродинамические кузова для езды по скоростным автобанам. После войны большинство производителей перешли к изготовлению заводских кузовов и стали всё больше ориентироваться на развитие американского стиля. Кузовные ателье сохранились только в Италии, где они сотрудничали с производителями спортивных автомобилей (Ferrari, Lancia, Lamborghini, Maserati) и заработали мировую известность благодаря своим необычным концепт-карам. Такие фирмы, как Pininfarina, Bertone, Touring, Ghia, Vignale, Frua и Zagato имели собственные оригинальные идеи и отличительные признаки, по которым можно безошибочно идентифицировать созданные ими автомобили.

Дизайн экстерьера
Капот Капот автомобиля — это кузовная деталь, защищающая агрегаты моторного отсека от негативного внешнего воздействия. Капот также выполняет функции шумоизоляции и улучшения аэродинамики автомобиля. Обычно под капотом подразумевается отделённая от салона выступающая передняя часть кузова, но это относится только к переднемоторным машинам. Вопрос о том, что называть капотом в центрально- и заднемоторных автомобилях, достаточно спорный. В этих случаях капотом часто называют расположенную сзади крышку моторного отсека, а крышку переднего отделения — багажником.

В большинстве случаев капот крепится к кузову на шарнирах у основания лобового стекла и открывается вверх против хода автомобиля. Такая конструкция появилась в конце 30-х гг. и получила название «капот аллигаторного типа» (цельная треугольная крышка капота напоминала пасть аллигатора). На классических довоенных моделях капот состоял из двух сгибающихся половин, накрывающих моторный отсек сверху и сбоку. На некоторых послевоенных автомобилях капот был цельным, но крепился сбоку. Существует немало автомобилей с капотом, закреплённым спереди и открывающимся по ходу. На гоночных машинах капот часто делался полностью съёмным и крепился на шпильках. В некоторых случаях капот соединён в один блок с передними крыльями и открывается вместе с ними. Капот не всегда изготавливается из того же материала, что и кузов: для снижения веса автомобиля используются капоты из алюминия, стекловолокна и карбона.

Багажник Багажник — часть кузова автомобиля, предназначенная для перевозки багажа. Если в грузовиках и пикапах грузовое отделение занимает основную часть полезного пространства, то в легковых автомобилях багажник имеет вспомогательное значение и обычно не рассчитан на размещение крупногабаритных грузов. Ранние автомобили не использовались для длительных поездок, поэтому багажник в них не предусматривался. Долгое время роль багажника выполнял большой чемодан, крепившийся в задней части кузова при помощи верёвок и ремней. Только в середине 30-х гг. появились первые багажники в виде металлического отделения в кузове с крышкой, а к концу десятилетия их стали делать заподлицо с остальными панелями.

Форма и расположение багажника современных машин напрямую зависит от компоновки и типа кузова. В переднемоторных моделях багажник всегда находится сзади, в центрально- и заднемоторных — спереди. Если салон двухместный, за сиденьями может оставаться полка для багажа. В трёхобъёмном кузове (седан) багажник отделён от салона, а в двухобъёмном (универсал, хэтчбэк) является его продолжением. Как в том, так и в другом случае крышка багажника часто объединена с задним стеклом в третью (пятую) дверь или горизонтальную крышку типа лифтбэк. Как правило, для увеличения багажного отделения складываются задние сиденья.

Двери Дверь — деталь кузова, обеспечивающая вход и выход из салона. Большинство автомобилей имеют две или четыре боковых двери. Они могут открываться вручную или с помощью электропривода. В зависимости от механизма открывания можно выделить следующие виды дверей:

  • С передними петлями — закреплены на шарнирах передним краем, открываются по ходу движения. Считаются наиболее безопасными, так как в случае разблокирования замка во время движения закрываются под действием аэродинамического сопротивления или при столкновении с посторонним предметом.
  • С задними петлями — закреплены на шарнирах задним краем, открываются против хода движения. Получили название «самоубийственных» дверей, что объясняется опасностью их полного распахивания при разблокировке замка и отрыва при столкновении, а также угрозой выброса пассажира из салона при резком повороте. К преимуществам заднепетельных дверей относятся удобство посадки и возможность водителю открыть заднюю дверь со своего места, поэтому такие двери были распространены на довоенных автомобилях. В 50-х — 60-х гг. выпускались модели представительского класса с задними дверями, открывающимися против хода. Сегодня встречаются двустворчатые двери, в которых задняя створка открывается только вместе с передней.
  • Двери-ножницы (двери гильотинного типа) — закреплены на шарнирах у краёв лобового стекла, открываются вверх по ходу движения. Являются изобретением дизайнера Марчелло Гандини, с конца 60-х гг. устанавливаются на центральномоторные суперкары, преимущественно Lamborghini. Имеют эффектный вид и требуют мало места сбоку от машины при парковке, но существенно усложняют посадку.
  • Крыло бабочки — закреплены на шарнирах у верхних и нижних краёв лобового стекла, открываются вверх и наружу по ходу движения. Разновидность дверей-ножниц, позволяющая удобнее входить и выходить из салона; встречается только на спортивных моделях.
  • Крыло чайки — закреплены на шарнирах по центру крыши, открываются вертикально вверх. Самые удобные двери с точки зрения посадки и в случае недостатка парковочного места. Проблемы — невозможность достать до дверной ручки открытой двери с места водителя, заблокированный салон при опрокидывании автомобиля и плохая гидроизоляция. Самые известные модели с «крыльями чайки» — Mercedes-Benz 300SL, DeLorean DMC-12 и Gumpert Apollo.
  • Верхнеподвесные — одна дверь, заключающая в себе лобовое и боковые стёкла и приподнимающаяся вверх для доступа в салон. Фактически выступает не дверью, а куполом, как в реактивном истребителе. Встречаются очень редко, в основном на концепт-карах.
  • Сдвижные — открываются горизонтально сдвигом в сторону вдоль направляющей колеи. Применяются в качестве задних боковых дверей на минивэнах и микроавтобусах. На спортивных родстерах встречались небольшие двери, задвигающиеся в кузов.
Обычные передненавесные двери«Самоубийственные» задние двериДвери-ножницы«Крыло бабочки»«Крыло чайки»Сдвижная дверь
Стёкла К элементам остекления автомобиля относятся лобовое, заднее и боковые стёкла, а также стеклянные панели крыши. В большинстве случаев фиксированным является только лобовое (за исключением ряда довоенных моделей, на которых оно складывалось) и заднее (за исключением кабриолетов) стёкла, а боковые стёкла поднимаются и опускаются при помощи ручной рукоятки или электрических стеклоподъёмников.

Исторически первым в начале XX века на автомобилях появилось лобовое (ветровое) стекло, так как его назначение заключалось в защите водителя и пассажиров от набегающего потока воздуха. На раннем этапе лобовое стекло представляло собой круглый или квадратный щиток из обычного или закалённого стекла, закреплённый на капоте или рулевой колонке. На гоночных машинах такие стёкла сохранялись ещё долго, но на серийных моделях вскоре получили распространение закрытые кузова, которые требовали наличия боковых и заднего стёкол. Открытые кузова разделились на фаэтоны, которые имели только лобовое стекло (или два лобовых стекла для каждого ряда сидений — dual cowl phaeton), и кабриолеты, которые имели выдвигающиеся боковые стёкла.

В 20-х гг. было разработано безопасное трёхслойное лобовое стекло (триплекс), состоящее из двух слоёв стекла и проложенной между ними плёнки, благодаря чему оно не разбивалось на куски при ударе. В начале 30-х гг. конструкторы осознали существенное влияние формы лобового стекла на аэродинамику автомобиля, и это привело к распространению V-образных стёкол из двух половин. Цельные ветровые стёкла ставились под углом, но их плоская форма ограничивала возможности дизайнеров по созданию обтекаемого кузова. В некоторых машинах между лобовым и передними боковыми стёклами устанавливались дополнительные окошки для улучшения обзора. Всё изменилось в конце 40-х гг. с появлением гнутых стёкол, сначала состоящих из двух половин, а затем и цельных. Однако технология их изготовления была сложнее, поэтому гнутые триплексы заменили обычные стёкла несколько позднее.

В течение 50-х гг. площадь остекления автомобилей увеличивалась, и в 1953 г. Cadillac впервые получил панорамное лобовое стекло, углы которого выходили за пределы капота и нависали над передними дверями, а стойки были вертикальными или с наклоном вперёд. Через два года такие лобовые стёкла применялись уже на всех американских моделях, а на некоторых в сочетании с панорамным задним стеклом или панорамной передней половиной крыши. Однако уже в начале 60-х гг. наметилась тенденция к угловатым формам кузова, и панорамные стёкла вышли из употребления. Их быстрое исчезновение объяснялось ещё и неудобством посадки на передние сиденья и сильной деформацией кузова во время аварии. В Европе в тот же период панорамные стёкла встречались редко.

В 60-х гг. отдельные автомобили имели заднее стекло с обратным наклоном, но эта идея нравилась далеко не всем. В дальнейшем развитие автомобильного остекления ограничивалось изменением углов наклона и площади стёкол, а также изобретением электронных технологий, от встроенного обогрева до системы ночного видения, проецирующей изображение на лобовое стекло.

Лобовое стекло в виде круглого щиткаПлоское цельное лобовое стеклоV-образное лобовое стеклоПанорамное лобовое стеклоЗаднее стекло с обратным наклономСовременное лобовое стекло
Крылья Крыло автомобиля — кузовная панель над колесом, защищающая автомобиль, его пассажиров и окружающих от камней и грязи, летящих из-под колеса. В процессе эволюции автомобиля форма крыльев постоянно менялась. Изначально крылья представляли собой самостоятельные детали, структурно отделённые от кузова. В начале XX века крылья покрывали колёса только до половины с внутренней стороны, а между ними располагались подножки, облегчающие посадку при большом дорожном просвете. Уже тогда крылья стали обязательными для всех серийных моделей, в то время как на болидах Гран-при они не устанавливались. На спортивных машинах часто использовались мотоциклетные передние крылья, которые крепились к опорам передних колёс и поворачивались вместе с ними. В 30-х гг. крылья делались более обтекаемыми, чтобы улучшить аэродинамику кузова.

В конце 30-х гг. на автомобилях высшего класса получили распространение крылья каплевидной формы, в которых задние (а иногда и передние) колёсные арки закрывались съёмными боковыми юбками. Тогда же появились машины с декоративными выштамповками на дверях, продлевающими ниспадающую линию передних крыльев. Важный этап в развитии формы кузова был связан с образованием понтонов — крыльев, полностью слившихся с плоскостью кузова. Первыми автомобилями с понтонным кузовом считаются американский Kaiser 1946 г., советская «Победа», Tatra T600, Standard Vanguard и Studebaker Champion, хотя подобные конструкции существовали и раньше в единичных экземплярах. Характерной особенностью машин с понтонными крыльями были плоские борта, позволившие увеличить ширину салона.

Ранние понтонные крылья располагались на одной линии, расположенной ниже границы остекления (поясной линии), поэтому капот и багажник возвышались над ними. До конца 50-х гг. на многих моделях сохранялись выштамповки на задних крыльях или дверях, имитирующие классические выступающие крылья. Тогда же произошло слияние линии понтона с поясной линией, в результате чего капот и багажник стали плоскими. В конце 60-х гг. снова получили распространение изогнутые задние крылья, которые придавали автомобилю мускулистый вид. Сегодня большинство машин имеют плоские крылья, за исключением высокопроизводительных моделей с расширенными колёсными арками.

Классические отдельные крыльяКаплевидные крылья с боковыми юбкамиПонтонные крылья
Бамперы Бампер — элемент пассивной безопасности автомобиля, поглощающий энергию удара при лёгком столкновении. Считается, что первый в мире бампер появился на автомобиле President (Tatra) в 1898 г. До середины 20-х гг. бамперы встречались редко, но затем стали устанавливаться в качестве дополнительного оборудования преимущественно на модели высшего класса. Ранние бамперы были однотипными и состояли из двух скреплённых горизонтальных металлических полос, соединённых с кузовом пружинными кронштейнами.

Во 2-й половине 30-х гг. на американских автомобилях стали появляться хромированные бамперы сложной формы, в основном в виде массивных горизонтальных брусьев с парой вертикальных «клыков». После войны большинство американских автопроизводителей рассматривали бамперы как важное декоративное украшение и элемент дизайна экстерьера, поэтому в 40-х — 50-х гг. было создано много причудливых конструкций, сверкающих хромом. В то время были популярны бамперы с отверстиями для фар в форме реактивных турбин и с выступами конической формы («бамперы дагмар»). В середине 50-х гг. были выпущены первые автомобили с интегрированными бамперами, которые не крепились к кузову, а сами выступали в качестве панелей кузова, нередко со встроенной решёткой радиатора. В Европе в тот же период бамперы ещё делались в виде простого горизонтального бруса, а интегрированные пластиковые бамперы были разработаны только во 2-й пол. 70-х гг.

В 60-х гг. формы бамперов на американских моделях были весьма разнообразными, начиная с интегрированных бамперов с изгибами на краях передних крыльев и заканчивая бамперами, окружавшими решётку радиатора. С точки зрения безопасности все они были практически бесполезными, поэтому в 1973 г. в США вступили в силу государственные стандарты безопасности, обязавшие всех производителей оборудовать свои машины бамперами, способными выдержать удар на скорости 5 миль/ч (8 км/ч) без деформаций кузова. Это негативно отразилось на дизайне автомобилей, так как все они теперь оснащались массивными прямоугольными бамперами с резиновыми накладками. В 1982 г. под давлением детройтских компаний эти стандарты были отменены, и скорость безопасного удара снизилась до принятых в Европе 4 км/ч, однако высота бампера должна находиться в пределах 41-51 см, что значительно увеличило стоимость ремонта. С конца 80-х гг. большинство автомобилей комплектуются интегрированными пластиковыми бамперами, окрашенными в цвет кузова.

Классический бамперИнтегрированный бампер с пулями дагмар и встроенной решёткой радиатораКонтрастный бампер с чёрной пластиковой накладкойИнтегрированный пластиковый бампер
Решётка радиатора Решётка радиатора (грилль) — расположенная в передней части автомобиля решётка, закрывающая отверстие для подачи воздуха к радиатору. Решётка радиатора является преимущественно декоративным элементом и часто не выполняет никаких функций. Если воздух в подкапотное пространство поступает через воздухозаборники, её обычно называют фальш-радиаторной решёткой. Традиционно решётка радиатора играла большую роль в идентификации автомобиля, и каждая марка стремилась выделить свои модели уникальной решёткой.

На довоенных автомобилях доминировали вертикальные решётки радиатора в форме прямоугольника, арки, щита или подковы. До начала 30-х гг. они ставились под прямым углом, но позже под влиянием аэродинамического дизайна появились наклонные и V-образные решётки радиатора. Одновременно получили распространение обтекаемые решётки радиатора в форме овала, треугольника, трапеции, хомута или сердца, а также решётки из двух или трёх частей. После войны вместе с уменьшением высоты кузова большинство автомобилей получили горизонтальные решётки, которые постепенно расширялись и в середине 50-х гг. были интегрированы в передний бампер. Начиная с 1959 г. в США решётки радиатора делались на всю ширину кузова и включали в себя фары. В Европе дизайн автомобилей менялся не так быстро, и на некоторых люксовых моделях вертикальные решётки радиатора сохранялись до 90-х гг.

Решётки радиатора разных марок различались не только по форме, но и по структуре. В разное время были популярны решётки радиатора с горизонтальными или вертикальными прутьями, с толстыми или тонкими трубами, выпуклые или вогнутые, клетчатые с прямоугольными или квадратными ячейками, сотовые или сеточные со штриховкой или без неё. На средне- и заднемоторных автомобилях решётка радиатора, как правило, отсутствовала. В 80-х гг. ради улучшения аэродинамики решётки радиатора отсутствовали и на некоторых переднемоторных моделях, а в наше время они хорошо выражены в основном на автомобилях представительского класса.

Вертикальная плоская решётка радиатораV-образная сеточная решётка радиатораГоризонтальная клетчатая решётка радиатораГоризонтальная решётка на всю ширину кузова с вертикальным элементом в виде хомута и интегированными фарамиВертикальная треугольная решётка радиатора
Фары Светотехника — это совокупность приборов для освещения пространства вокруг автомобиля и для видимости его другим участникам дорожного движения. К светотехнике относятся передние фары ближнего и дальнего света, задние фары, габаритные огни, стоп-сигналы, лампы заднего хода, указатели направления поворота, противотуманные фары, дневные ходовые огни и лампы освещения номерного знака.

На первых автомобилях до изобретения надёжной системы электрооборудования применялись керосиновые или ацетиленовые фары. Электрические фары были впервые установлены на электромобиль Columbia в 1898 г., но только в 1908 г. стали стандартными на британском автомобиле Peerless. К началу 20-х гг. электрические фары с лампой накаливания получили массовое распространение и были оборудованы современной схемой переключения с ближнего света на дальний. В период между мировыми войнами абсолютное большинство автомобилей имели две круглые фары, которые крепились между передними крыльями и решёткой радиатора, а в конце 30-х гг. — непосредственно на крыльях. Исключение составляли некоторые микрокары с одной фарой и модели Tatra с тремя фарами, центральная из которых поворачивалась вместе с передними колёсами.

В 1940 г. в США был введён стандарт, обязавший всех автопроизводителей использовать одинаковые 7-дюймовые (178 мм) круглые фары. Этот стандарт затормозил развитие автомобильного дизайна, так как позволял стилистам менять только расположение и хромированное обрамление фар. Всё изменилось в 1957 г., когда были разрешены сдвоенные круглые фары диаметром 5.75″ (146 мм). В середине 60-х гг. вошли в моду сдвоенные фары, расположенные вертикально одна над другой, а в конце десятилетия стали популярны фары, скрытые за сдвижными панелями решётки радиатора с вакуумным или электрическим приводом. В то же время американское законодательство запрещало какое-либо декоративное или защитное покрытие на фарах и фары любой формы, кроме круглых. Из-за этого европейские компании были вынуждены заменять прямоугольные фары круглыми и снимать пластиковые колпаки, чтобы экспортировать свои модели в США.

В Европе фары имели более разнообразные формы: прямоугольные (появились в 1961 г. на Citroen Ami 6), овальные, треугольные и т.д. В США прямоугольные фары были разрешены в 1974 г., но опять же строго определённого размера в одинарном или сдвоенном вариантах и без покрытия. Только в 1983 г. американские автопроизводители добились отмены стандарта и получили возможность устанавливать популярные в Европе аэродинамические фары в одном блоке с поворотниками и габаритными огнями. В 70-х и 80-х гг. спортивные автомобили оснащались всплывающими фарами (впервые появились в 1936 г. на Cord 810), которые в закрытом положении полностью погружались в кузов и тем самым улучшали аэродинамику. С конца 90-х гг. всплывающие фары исчезли, поскольку были признаны небезопасными для пешеходов.

На современных автомобилях вместо обычных ламп накаливания в большинстве случаев используются двухнитиевые галогенные лампы. Более эффективными являются ксеноновые газоразрядные лампы или неоновые трубки, которые обладают лучшей светоотдачей и сроком службы. В последние годы получили распространение светодиодные фары. Они служат дольше галогенных, но для получения достаточной интенсивности излучения состоят из десятков светодиодов, которые требуют отдельной системы охлаждения.

Ацетиленовые фарыКлассические фары в тарелкахСтандартные одинарные фарыСтандартные сдвоенные фарыПрямоугольные фарыСкрытые фарыВсплывающие фарыСдвоенные прямоугольные фарыПрямоугольные блок-фарыСовременные светодиодные фары
Кили Хвостовые плавники (кили) — распространённые в 50-х — начале 60-х гг. декоративные элементы задней части автомобиля. Популярность килей была связана с авиационными тенденциями в автомобильном дизайне. Ранние плавники появились в 30-х гг. на некоторых аэродинамических моделях и, подобно хвостовым стабилизаторам самолётов, служили для улучшения курсовой устойчивости и снижения действия бокового ветра. В конце 40-х гг. студия дизайна GM во главе с Харли Эрлом впервые оформила задние фары Cadillac в виде стабилизаторов истребителя P-38 Lightning. В начале 50-х гг. плавники появились практически на всех американских автомобилях и стали одним из способов индивидуализации продукции разных марок.

В период «гонки рестайлингов» американские стилисты применяли всевозможные варианты формы плавников: от плоских горизонтальных задних крыльев с заострёнными краями до высоких выступающих килей в виде плавников акулы. В середине 50-х гг. плавники часто были продолжением вертикальных задних фар, а к концу десятилетия они уже включали в себя фонари в форме реактивных выхлопов. Кили достигли максимальных размеров в 1959 г. на моделях Cadillac, которые стали символом эпохи плавникового стиля. В то же время американские автомобили подверглись критике за их непрактичный и слишком одиозный дизайн, после чего кили быстро вышли из моды. Прошло ещё несколько лет экспериментов с приглушёнными хвостовыми стабилизаторами, в том числе перевёрнутыми в нижней части задних крыльев, и в 1964 г. плавники полностью исчезли. Некое их подобие — возвышающиеся над багажником края задних крыльев с вертикальными задними фарами — сохранялось на автомобилях Cadillac до начала 90-х гг.

Хвостовые плавники пришли в упадок из-за их непрактичности: перегруженности задней части автомобиля, быстрой коррозии сложных панелей кузова, плохого заднего обзора и небезопасности для пешеходов. Тем не менее, американские автомобили оказали большое влияние на европейский дизайн, поэтому кили получили распространение и в Европе, а также на некоторых машинах СССР, Австралии и Японии. На европейских моделях плавники никогда не были большими, но продержались дольше, чем на американских: примерно с середины 50-х до конца 60-х гг.

Центральный хвостовой стабилизаторРанние плавникиТупые килиПлоские плавникиОстрые кили с двойными задними фонарями

Воздуховоды Кроме решётки радиатора в кузове автомобиля предусматриваются другие воздуховоды, обеспечивающие прохождение воздуха внутри машины для вентиляции и охлаждения. К ним относятся воздухозабоники, вентиляционные отверстия моторного отсека, вентиляция салона и вентиляция тормозов. Воздухозаборники предназначены для забора и подачи воздуха к различным внутренним агрегатам. У автомобилей с двигателями внутреннего сгорания воздухозаборники направляют воздух к воздушному фильтру для образования горючей смеси и к радиатору для охлаждения жидкости. Обычно воздухозаборник имеет вид отверстия в бампере или ковша на капоте, крыше или другой панели кузова. Ковш на капоте может быть закреплён прямо на воздушном фильтре двигателя (т.н. «шейкер» — вибрирующий воздухозаборник), при этом в капоте для него вырезано отверстие. Воздухозаборники в переднем бампере, перед задними крыльями и на крышеШейкер
Элементы аэродинамики Спойлер — устройство для перенаправления воздушного потока вокруг автомобиля. Улучшает управляемость за счёт создания прижимной силы и снижения лобового сопротивления. Как правило, спойлер незначительно влияет на показатели максимальной скорости и расхода топлива. Раньше спойлеры устанавливались только на гоночные и высокопроизводительные автомобили, но сегодня их можно встретить почти на каждой модели, хотя часто спойлер имеет исключительно декоративный характер. Наиболее распространённым является задний спойлер, который крепится к крышке багажника или задней кромке крыши (на универсалах). Также встречаются передние спойлеры (под бампером), боковые юбки (под дверями) и разного рода дефлекторы по всему кузову. На некоторых автомобилях они автоматически регулируются по углу наклона. Спойлеры изготавливаются из лёгких материалов: пластика, стекловолокна и углеродного волокна.

Антикрыло — крыло с отрицательным углом наклона, улучшающее сцепление автомобиля с дорогой. В отличие от спойлера, создаёт прижимную силу за счёт давления воздуха на его поверхность, а не за счёт изменения направления воздушного потока. Антикрыло эффективно только на высоких скоростях, когда оно устраняет подъёмную силу в передней части автомобиля. В то же время антикрыло увеличивает сопротивление воздуха, и, как следствие, снижает максимальную скорость. На современных суперкарах применяется интегрированное антикрыло с регулируемым углом атаки, которое автоматически поднимается при достижении определённой скорости и при торможении выполняет функцию воздушного тормоза.

Для улучшения аэродинамики современные автомобили также оснащаются сплиттерами и диффузорами. Они являются частью соответственно переднего и заднего обвесов и служат для оптимизации воздушного потока под днищем машины. Передний сплиттер и задний диффузор изготавливаются из карбона, первый состоит из горизонтальных направляющих плоскостей, второй — из нескольких продольных рёбер.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями