Классика стиль архитектура домов

Классический стиль в частной архитектуре, фото

Классицизм, он же – палладианизм – это архитектурное направление, основанное на античных ценностях и сформировавшееся в Европе в эпоху Высокого Возрождения.
Родоначальником стиля принято считать знаменитого зодчего Андреа Палладио. Создав несколько серьёзных трактатов, посвящённых строительству и оформлению зданий в соответствии с канонами стиля, он также неоднократно применил свои знания на практике. Самый яркий пример его творчества – Вилла Ротонда, датируемая концом XVI века.

Классический стиль в архитектуре (на фото Вилла Ротонда — памятник всемирного наследия ЮНЕСКО)

История стиля

В историческом развитии классического архитектурного стиля можно выделить несколько этапов.
Сначала, на рубеже XVI–XVII веков, практически одновременно в двух странах – Англии и Франции происходит расцвет монархии, и соответственно, античные традиции воспринимаются как эталон устройства государства.

Позднее, к середине XVIII столетия, на передний план выходит философия рационализма. Значительную популярность приобретают классические ценности: строгость, чёткость и простота. Излишняя напыщенность и декоративность рококо и барокко постепенно теряют актуальность. Являясь олицетворением величественной красоты и гармонии, классический архитектурный стиль позволяет значительно быстрее возводить дворцы, резиденции и государственные учреждения, не затрачивая времени и средств на вычурный декор.

Каноны классического стиля

Основанный на правилах античности, классический стиль в архитектуре весьма узнаваем. Для него характерны следующие черты:

  1. величественная монументальность;
  2. чёткость пространственных решений;
  3. строгость форм;
  4. лаконичность отделки;
  5. использование ордерной системы;
  6. светлые, неброские цвета в оформлении.
Читайте также:  Дизайн современного интерьера квартиры

Элементы классики

Классическая архитектура, как и любая другая, имеет свои особенности. В данном случае выделяются:

  • Ордерность конструкций. То есть, для любой постройки, выполненной в этом стиле обязательно наличие колонн и антаблемента (горизонтальной части). Как правило, они обозначают главный вход, реже – украшают балкон или террасу.
  • Симметрия. Это обязательный элемент стиля, неразрывно связанный с предыдущим. Все постройки должны быть симметричны не только относительно центральной оси, но и внутри каждого фрагмента.
  • «Золотое сечение». Предполагает идеальное соотношение ширины и высоты здания, задавая гармоничность пропорций.
  • Регулярность планировки. Предусматривает наличие одинаковых элементов, расположенных на определённом расстоянии друг от друга.
  • Воспроизведение в разных частях постройки одной и той же геометрической фигуры, но неодинаковых размеров.
  • Наличие нескольких этажей.
  • Греческий портик.
  • Использование статуй, мраморных лестниц, барельефов на фронтоне.
  • Сдержанный декор, без излишеств.

Современная классика

Несмотря на то, что современный архитектурный классицизм претерпел некоторые изменения по сравнению с эпохой Возрождения, в нём всё ещё прослеживаются все характерные черты: безукоризненная симметрия, геометрия и чёткость форм.
К особенностям оформления современного дома в классическом стиле можно отнести:
Акцентирование основных линий. Колонны, полуколонны, пилястры, углы зданий, всевозможные проёмы и ниши, как правило, выделяются белым цветом.
Все окна и двери имеют прямоугольную, реже – арочную форму.
Стены покрываются светлой штукатуркой пастельных оттенков.
В качестве украшений используются элементы ордерной системы, барельефы, молдинги, лепнина.
Крыши современных особняков обычно имеют сложную форму, и в большинстве случаев покрыты черепицей.

Строительные материалы

Основными строительными материалами классического стиля, безусловно, являются камень и гипс. Однако, используя современные, облегчённые заменители, не уступающие в надёжности и практичности, можно создать не менее эффектный и привлекательный фасад.

Стены дома в классическом стиле традиционно покрываются светлой штукатуркой. Для отечественного исполнения характерны желтоватые и бежевые оттенки.
Даже самый простой дом приобретёт некую солидность и благородство, если дополнить его стилизованными бетонными декоративными элементами, напоминающими «белый камень», а цокольную часть оформить травертином или его имитацией.
Украшающие фрагменты классических зданий изначально выполнялись из гипса. Сегодня ему на смену пришли более доступные и практичные заменители – полиуретан и полистирол. На вид они практически неотличимы от гипсовых, но существенно легче по весу, а значит, их проще закрепить на стене.

Декор в экстерьере

Для классического стиля в современной архитектуре характерны следующие декоративные элементы:

  • белоснежные колонны, украшающие входную группу;
  • большие балконы;
  • античные фронтоны;
  • фигурные балюстрады и парапеты;
  • выступающие межэтажные карнизы;
  • изысканные наличники;
  • орнаментальные барельефы (меандры, листья, пальметты, розетки);
  • цокольный этаж, отделанный декоративным камнем.

В городских условия зачастую используется «облегчённый» вариант классики, в котором колонны заменяются полуколоннами или пилястрами, а лепнина и барельефы уступают место подчёркнуто строгим наличникам, карнизам и угловому декору.

Источник

КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ И ИНТЕРЬЕРЕ

С лово классический сразу рождает в голове понятие чего-то фундаментального, рафинированного, чего-то , что всегда актуально и стильно. Классический стиль в архитектуре явление довольно редкое, чистый стиль можно встретить не так часто, классической часто называют архитектуру в эклектичном стиле, основанием для которого послужила классика. Когда и кем она была придумана, какие законы в себе несет? Давайте узнаем больше.

Истоками классики была античность. Греки придумали и разработали систему ордеров , римляне ее дополнили и довели до совершенства. Ордер- это стоечно-балочная конструкция, дополненная определенными выразительными элементами. Архитектурный ордер, общие сведения о котором были изложены в трактате Витрувия еще в I веке до н.э, применялся в Древней Греции при постройке храмов и сформировал узнаваемый на сегодня облик строений этой страны. Всего существует пять ордеров, считающихся классическими. Три из них сформировались на греческой территории. Это дорический, ионический и коринфский архитектурный ордер. В Древнем Риме появились еще два: тосканский и композитный. Каждый из них имеет свои отличительные особенности в строении и декоративных элементах.

В период с XVI по XVII века в Италии интерес к античной классической архитектуре вспыхнул с новой силой. Недаром этот период назван эпохой возрождения или ренессанса. Итальянский архитектор Андреа Палладио изучил и довел до совершенства пропорции и принципы классической архитектуры, применив свои знания античного зодчества в строительстве загородных вилл и городских палаццо. Архитекторы всего мира, проектировавшие в более позднее время, брали за основу его изученные принципы классической архитектуры для создания своих шедевров.

Классический стиль в Европе развивался неравномерно, поскольку был неразрывно связан с укреплением и расцветом монархического строя. Таким образом, получалось, что в ряде стран Западной Европы он сформировался в XVII веке, тогда как в России только в XVIII. Особенностью русского классицизма являлось эклектичное сочетание в одном произведении разностилевых элементов, уход от жестко регламентированных приёмов и форм классицизма.

Характерными особенностями стиля классицизм являются монументальность, величественная простота, торжественность, гармония линий и объемов. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства. Применение какого-либо ордера обязательно для фасада, часто целые колоннады создают воздушный объем галерей и портиков. Излюбленными формами классического стиля являются прямоугольник , квадрат, сфера. Купол в центре композиционного объема здания — частое явление в классической архитектуре. Вообще вся композиция разновысотных объемов устремлена вверх к центру здания. В архитектуре классического стиля зодчие придерживались продуманной симметрии форм, используя в конструкции фасада неизменный греческий портик с ордерной колоннадой и фронтоном, украшенным барельефом. Также классический стиль предполагал использование статуй, медальонов, орнаментальных композиций, лепнины, мраморных лестниц, балллюстрад (фигурных столбиков, поддерживающих перила, что вместе составляло ограждение лоджий и балконов). Так, разнообразные арки, портики, купола, колонны и полуколонны с легкой руки греческих архитекторов прочно вошли в понятие классического стиля.

Классический стиль в архитектуре стал олицетворением высшей степени красоты и величия сильного государства, а потому его эстетика широко использовалась в масштабных градостроительных проектах. Таким образом, в классическом стиле стали возводить не только дворцовые и храмовые комплексы, но и городские площади, крупные архитектурные ансамбли и даже целые города.

Следование античным традициям в устройстве городских площадей быстро подхватили зодчие Варшавы, Дублина, Эдинбурга и Санкт-Петербурга, превратив города в настоящие музеи архитектуры классического стиля под открытым небом.

Для русских архитекторов стиль классической архитектуры со временем стал базовым, который то смешивали с пышным убранством барокко, то сочетали с военной атрибутикой императорского ампира, то и вовсе видоизменяли в неоклассических стилях, а затем возрождали его античные формы в советское время (сталинский ампир).

Знайте, если вы видите колонный портик с треугольным фронтоном над ним , то, скорее всего, здание исполнено в классическом стиле.

В центре композиции часто можно увидеть круглую ротонду, или вытянутый овал в плане, накрытый куполом, как во дворце на Елагином острове в Санкт-Петербурге.

Эпоху классицизма называют золотым веком усадеб. Русское дворянство активно занималось строительством новых поместий и переделкой устаревших особняков. Причем изменения коснулись не только зданий, но и ландшафта, воплощая идеи теоретиков садово-паркового искусства. Тем самым подчеркивался признак высокого социального статуса владельца особняка. Усадьба Голицыных в селе Зубриловка Пензенской области, усадьба Строгановых в селе Братцево Московской области, усадьба Юсуповых в Архангельском. и многие другие исполнены лучшими архитекторами в образцовом классическом стиле.

Источник

Классический стиль в архитектуре: краткий гид

Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, Чизвик-хаус в Лондоне, здание заседаний Конгресса в США и Триумфальная арка в Париже… Что их объединяет? А объединяет их приверженность классике. Классический стиль — одно из самых популярных направлений в архитектуре, и у него есть несколько видов. Сегодня мы поговорим о том, как в разных странах мира развивался классицизм.

Автор статьи: Алена Астешева

Английский классицизм: красота и величие

Чизвик-хаус (Chiswick House). Лондон. Классицизм. Архитектор — Ричард Бойл (Richard Boyle).

Классицизм или палладианство зародился в XVI веке в Италии. Он унаследовал отличительные особенности архитектуры Древнего Рима и Древней Греции, сохранил симметрию, но элементы декора стали более сдержанными. Здания, возводимые в классическом стиле, — величественные, но одновременно простые и строгие. Как этот Чизвик-хаус в Лондоне.

Банкетный зал (Banqueting House). Лондон. Ранний классицизм. Автор проекта – Иниго Джонс (Inigo Jones).

В XVII веке классицизм стал развиваться в Великобритании. Здесь основные черты классического стиля постепенно менялись, «приспосабливаясь» под запросы местных жителей. В эпоху раннего классицизма еще хорошо прослеживается влияние архитектуры Древней Греции и Древнего Рима.

Кенвуд-Хаус (Kenwood House). Лондон. Георгианский классический стиль. Архитектор – Роберт Адам (Robert Adam).

В XVIII веке в Англии классический стиль в архитектуре становится строже. По-прежнему остаются симметрия, но декор для украшения фасадов практически не используется. Это направление в архитектуре получило название «Георгианский классический стиль».

Камберленд-террас. Риджентс-парк. Лондон. Стиль Регентства. Архитектор – Джон Нэш (John Nash).

На смену георгианскому направлению в классицизме приходит стиль Регентства (Английский Ампир). Для него характерны хорошо заметные черты классицизма, но архитекторы допускают использование эклектики, смешения разностилевых элементов. В стиле Регентства в Лондоне по проекту Джона Нэша (John Nash) было возведено здание Камберленд-террас в Риджентс-парке (Cumberland Terrace, Regent’s Park).

Французский классицизм: пышность и тожественность

Пантеон. Париж. Классицизм. Архитектор — Жак-Жермен Суффло (Jacques-Germain Soufflot)

Во Франции классицизм появился в конце XVIII века, когда в Англии он уже изживал себя. На раннем этапе французский классицизм еще наследует черты рококо. Этот стиль выбрал архитектор Жак-Жермен Суффло (Jacques-Germain Soufflot) для своего Пантеона (церковь святой Женевьевы).

Триумфальная арка. Париж. Французский Ампир. Архитектор – Жан Шальгрен (Jean Chalgrin).

Поздний классицизм во Франции (Французский Ампир) — это помпезность, пышность, праздничность. Яркий пример — Триумфальная арка в Париже. Одновременно в Европе и за ее пределами зарождаются стили, лишенные «украшательств», — более простые, понятные, близкие по духу местным жителям: Бидермейер — в Германии и Австрии, Федеральный — в США.

Жилое строение в США. Федеральный стиль в архитектуре.

Русский классический стиль: отказ от жестких канонов

Большой гостиный двор. Санкт-Петербург. Ранний классицизм. Автор проекта – Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот (Jean-Baptiste Vallin de la Mothe).

В России классицизм появляется в эпоху правления Екатерины II. Широкое распространение он получил на рубеже XVIII-XIX веков, когда в Европе уже господствовал неоклассицизм. Для русского классицизма характерно изначальное смешение элементов разных стилей. Яркий пример раннего классицизма — Большой гостиный двор в Северной столице России. Это здание включено в фонд всемирного наследия Юнеско.

Дом Пашкова. Москва. Поздний классицизм. Архитектор – Василий Баженов.

Эклектика сохраняется и в позднем классицизме. Например, у Дома Пашкова в Москве (ныне — музей) есть два фасада. Один — торжественный — смотрит на улицу. Другой — более скромный, усадебный — обращен во внутренний двор.

Неоклассицизм: антитеза модерну, эклектика и долгая жизнь

Дом Антоновой. Санкт-Петербург. Неоклассицизм. Архитектор – Василий Шауб.

В начале XX века стал развиваться новый стиль в мировой архитектуре. В разных странах его называли неодинаково. В России он получил название модерн. Для него характерно использование стекла, бетона, металла при возведении жилых и административных зданий. В нашей стране от него быстро устали и решили вернуться к истокам.

Так появился неоклассицизм, который имел схожие черты с новыми стилями, развивающимися в других странах, но оставался особенным, петербургским. Русские архитекторы в то время ставили своей целью не просто вернуть классическое направление в архитектуре, а развивать его, используя современные достижения.

Здание немецкого посольства в Санкт-Петербурге. Неоклассицизм. Архитектор — Петер Беренс (Peter Behrens).

Неоклассицизм развивался и после Октябрьской революции. Его идеи использовались при возведении зданий в Советскую эпоху. Более того, этот стиль вновь стал актуальным в наши дни. Его часто выбирают при проектировании загородных домов.

Архитектура дома в современном классическом стиле — это вечная классика, которая сохранила величие, элегантность, но стала строгой и сдержанной.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями