Коллаборации модных домов с художниками

Художники и мода: коллекции, вдохновлённые современным искусством

Несмотря на то, что мода давно заслужила право стать самостоятельной формой искусства, дизайнеры не спешат забыть о коллаборациях с художниками. Наоборот, мода и современное искусство продолжают сотрудничать, налаживая ещё более глубокий диалог. Часто уникальное видение художника дополняет замысел дизайнера, а модные дома с радостью смешивают собственные многолетние традиции и по-настоящему свежий взгляд. Взаимное вдохновение, безграничный талант и любовь к искусству — так рождаются шедевры арт-фэшн.

Журнал об искусстве Точка ART собрал 10 самых ярких дизайнерских коллекций, созданных в коллаборации с современными художниками.

Louis Vuitton x Richard Prince

Louis Vuitton Spring 2008, After Dark © vogue.com

В 2008 году Марк Джейкобс создал коллекцию весна-лето, вдохновителем которой стал художник Ричард Принс. «After Dark» — так назвали шоу — отсылала к двум знаковым работам Принса — Nurses и Jokes. Белые полупрозрачные платья, маски в горошек — Louis Vuitton отдал дань «медсёстрам» Принса, оживив его лучшие картины. Модели вышли в белых чепцах с ярко-красными кровавыми буквами — так, чтобы из них сложилось название модного дома. А сам Принс в свойственной ему ироничной манере вынес на подиум ещё и остросоциальные шутки: о бедности, расовой проблеме и вопросах пола. Благодаря его серии Jokes на культовых сумках Louis Vuitton появился уникальный симбиоз стёртой монограммы LV, змеиной кожи и злободневных текстов Принса.

Dior x Andy Warhol

Christian Dior, Fall 2013 © Vogue

Christian Dior, Fall 2013 © Vogue

Christian Dior, Fall 2013 © Vogue

Christian Dior, Fall 2013 © Vogue

Основой коллекции Dior осень-зима 2013 послужили работы Энди Уорхола — известнейшего американского художника 1960-х годов. Поп-арт стал вдохновением для Рафа Симонса — на тот момент креативного директора Dior. Трепетная любовь модного дома к искусству далеко не случайна: ещё в 1928 году создатель бренда Кристиан Диор открывает художественную галерею, где выставляет Рене Магритта, Пабло Пикассо, Марка Шагала. Диалог искусства и моды, начатый в начале XX века, продолжается и по сей день. Так Раф Симонс украсил коллекцию принтами Уорхола: графические портреты разместились на платьях, рисунки туфель — на сумках. Коллекция была приурочена к 85-летию художника, и Dior достойно выразили свои теплые чувства к отцу-основателю поп-арта.

Prada x James Jean

Prada, Spring 2018 © Vogue

Prada, Spring 2018 © Vogue

Prada, Spring 2018 © Vogue

Prada, Spring 2018 © Vogue

Prada, Spring 2018 © Vogue

Культовый модный дом Prada украсил коллекцию весна-лето 2018 иллюстрациями Джеймса Джина. Художник рисует обложки для DC Comics — популярнейшего издателя комиксов в Америке. Загадочный иллюстратор привлёк к себе внимание, сделав авторские принты лейтмотивом коллекции. Он также оформил павильон: фантастические модернистские рисунки, яркие цвета и всеми узнаваемый стиль любимого жанра — так SS18 стала по-настоящему сюрреалистичной. Десятью годами ранее Джин уже создавал арт-шоу для Prada, но тогда вдохновением послужили не комиксы, а работы Иеронима Босха. В 2018 же году все декоративные элементы показа — пояса, сумки, свитшоты, шорты и даже стены здания — были посвящены иллюстрациям самого Джина. Миучча Прада заявила, что идеей этого необычного для модного дома эксперимента послужило совмещение двух реальностей — виртуальной и человеческой. Нейлон, липучки — коллекция воплотила в себе «супергеройское» начало простого человека. А небольшие фрагменты комиксов, нарисованные Джином вручную, олицетворяли непрерывный поток информации, обрушивающийся из онлайн-медиа на человека.

Celine x Christian Marclay

Сeline SS19 © celine.com

В 2019 году модный дом Celine создал коллаборацию с уникальным художником. Кристиан Марклей — не только художник, но также композитор — поэтому в его работах чётко прослеживается взаимосвязь разных видов искусства. Ритуалы создания музыки стали основой для коллекции Celine SS19 — картины, коллажи и инсталляции Марклея перенеслись на принты и ткани. Музыка слилась с модой: байкерские жакеты были украшены патчами, будто издающими звук мотоцикла, а рюкзаки — негативным изображением Кристиана за игрой на пластинках. И снова не обошлось без комиксов: «косухи» украшены «звуками» «BEEP BEEP BEEP» и «KABOOM», а клатчи — блестящими надписями, будто сошедшими со страниц DCComics.

Dior x KAWS

Dior Kim Jones Collection, Summer 2019 © dior.com

Брайан Доннелли — уличный художник, известный под псевдонимом KAWS — стал вдохновителем коллекции весна-лето 2019. Dior предложил переосмыслить их культовые символы — так, Доннелли «обновил» фирменный логотип Dior — пчелу. Лейтмотивом коллекции стал спорт, а основными цветами — ярко-розовый, голубой и белый. KAWS создал кардинально новые футболки, толстовки и даже солнечные очки — узнаваемые силуэты Dior получили заметный акцент благодаря обновленному лого.

Alexander McQueen x Damien Hirst

Damien Hirst and Alexander McQueen collaboration © Sølve Sundsbø

Один из художников группы Young British Artists — Дэмьен Хёрст давно доминирует на арт-сцене Великобритании. Другой английский художник — Александр Маккуин — годами оставался лучшим британским модельером. Их союз породил 30 уникальных дизайнерских айтемов. Коллекция стала также перерождением: так фирменный аксессуар Alexander McQueen — шарф с принтом черепа — был по-новому переосмыслен. Хёрст создал принты с изображением насекомых — но пауки и бабочки изображены не единично, а вплетены в общую геометрическую концепцию. «Энтомология» Хёрста для коллекции стала уникальным узором, из которого выложен культовый череп McQueen. Художник вдохновлялся «Инферно» Данте: коллекция отсылает к симметрии и эстетике природы. Принты, похожие на калейдоскоп, поражают тонкостью исполнения и общим эстетическим видением Маккуина и Хёрста.

Источник

Коллаборации модных домов с художниками

Anya Hindmarch и Numen / For Use

Британка Аня Хиндмарч была первым дизайнером аксессуаров, ставшим проводить регулярные показы в рамках Лондонской недели моды. На неделе моды весна—лето 2019 Хиндмарч представила обновленную версию бестселлера своей одноименной марки — плетеные сумки Neeson. А чтобы привлечь внимание аудитории к технологии создания сумок, запустила проект The Weave Project («Проект «Плетение») и пригласила художников-концептуалистов Numen / For Use. В составе этого художественного коллектива — Свен Йонке, Кристоф Кацлер и Никола Раделкович. Они работают с промышленным дизайном под грифом For Use, а свои пространственные, концептуальные и сценографические проекты подписывают как Numen. Для Anya Hindmarch они реплицировали в лондонском Brewer Street Car Park свою иммерсивную инсталляцию The Tube. Эта огромная конструкция из соединяющихся на разной высоте синих плетеных тубусов состояла из 1100 квадратных метров сетей, 3000 метров веревок, заняла 120 метров и потребовала 6 дней на сборку. Инсталляция простояла в парке четыре дня, и за это время через нее пролезло более 2 тысяч зрителей.

Gucci, Чатсуорт-хаус и Рейчел Файнштейн

Алессандро Микеле продолжает укреплять связи Gucci с миром искусства. Проект Gucci Places, который объединил места, вдохновляющие дизайнера, был анонсирован еще в 2017 году. Чатсуорт-хаус, поместье герцогов Девонширских, стал первой локацией проекта. С 2019 года при содействии Gucci поместье будет периодически становиться резиденцией для современных художников, а их работы будут украшать Чатсуорт. Первая работа — скульптура Britannia авторства Рейчел Файнштейн — была представлена публике 24 июня этого года. «Британия» — это римская мифологическая фигура, которая символизирует Британские острова. Майоликовая скульптура сделана в традиционном для Файнштейн стиле — с отсылками к барокко и рококо, и вступает в диалог как с коллекцией современной керамики, собранной герцогами Девонширскими, так и с фантазийными интерьерами Чатсуорта. В поместье также представлена работа Файнштейн 2014 года — «Хижина в стиле рококо» (Rococo Hut), сделанная из окрашенного алюминия с нанесенными на него вычурными эскизами пасторального домика.

Rimowa и Алекс Исраэль

Алекс Исраэль живет в Лос-Анджелесе и использует в своей художественной практике наблюдения за миром шоу-бизнеса, селебрити и воплощенной в голливудском микрокосме американской мечте. Его работы — сама Калифорния: яркие цвета, безудержный оптимизм и, будем откровенны, слабо улавливаемая грань между иронией и клише. Для летней коллекции Rimowa Израэль буквально повторил свои работы Sky Backdrop и Untitled (Flat) — знаменитые чемоданы сияют градиентом калифорнийского неба от лазурно-голубого к персиково-коралловому. Как говорят модные журналисты, такой чемодан на ленте транспортера ни с каким другим не спутаешь. У Исраэля при этом дела идут очень неплохо — еще одну свою работу The Wave он продал марке Louis Vuitton для сумки Artycapucines (об этой коллекции ниже), а также создал дизайн флаконов лимитированной серии одеколонов. В этом году Rimowa также сделали коллаборацию с Даниэлем Аршамом, о котором мы уже писали выше.

Celine и Кристиан Марклей

Эди Слиман пришел со своим уставом в Celine и привел с собой для работы над дебютной коллекцией сезона весна—лето 2019 Кристиана Марклея — мультимедийного художника, чья работа The Clock принесла ему «Золотого льва» на Венецианской биеннале 2011 года. The Clock — это фильм длиной в сутки, синхронизированный с реальным временем, так как в каждом кадре есть часы, показывающие соответствующее время дня и вырезанные из того или иного художественного или телевизионного фильма. Марклей исследует точки соприкосновения кино, видео, звука, и в коллаборации с Celine использовал свою ономатопейную инсталляцию Surround Sounds («Окружающие звуки»). На предметах коллекции вышиты звукоподражания whizz, zoom, beep — Марклей взял эти звукопередачи из винтажных комиксов и проецировал в полной тишине на стены показывающей инсталляцию галереи. При переносе звукоподражаний на вещи Celine с помощью демикутюрных вышивок звуки, по словам Марклея, обретают жизнь и телесность, мы наблюдаем трансформацию звука в осязаемый объект, и у движений человеческого тела возникает своеобразный саундтрек.

Dior и Пенни Слингер

Мария-Грация Кьюри, недавно получившая орден Почетного легиона за, как шутят критики, майки We should all be feminists, пригласила для работы над кутюрным показом Dior осень—зима 2019 художницу Пенни Слингер. Она начала активную творческую карьеру в начале 1970-х, а сейчас работает на стыке медиумов и называет собственный стиль «феминистическим сюрреализмом». Часто выступая моделью для своих работ, Слингер создает полные мрачного эротического напряжения образы: невеста — свадебный торт с цветком на лобке, женщина с червями во рту, глаз, который держат женские губы. Кьюри впечатлилась работой Слингер под названием An Exorcism («Экзорцизм») — после болезненного расставания с партнером художница создала серию фотоколлажей, похожую на страшную сказку о заброшенном английском поместье. Английский дом, настоящая крепость мужчины-владельца, становится для Слингер возможностью достать из шкафов все скелеты, вписать себя в мрачные интерьеры в образе монашки, обнаженной, невинной девственницы, и подумать, почему ей так тяжело дается расставание с мужчиной. Для Кьюри художница обратилась к теме алхимии и добавила сюрреальности в интерьеры дома Dior, впустив в него буйную природу и словно обнажив женскую сущность этого храма моды. На главной лестнице выросло огромное дерево, подиум был подобен цветочному саду, а стены Слингер украсила фотографиями из своих путешествий с изображениями деревьев, скал и кристаллов — стихий огня, воздуха и земли. Из этого алхимического тигля в конце показа возникла невеста, одетая в золотой кукольный домик — копию бутика Dior, скрывающую в себе сильную и свободную женщину по версии Кьюри и Слингер.

Louis Vuitton и шестеро художников

Если в цепкие лапы Бернара Арно попадают какая-то технология, звезда, парфюмер или художник, можно быть уверенными, что они пройдут все круги модного универсума LVMH и засветятся не в одном бренде. Для лимитированного выпуска сумок Artycapucines бренд Louis Vuitton пригласил шестерых современных художников. Среди них не только такие признанные величины, как Урс Фишер, но и молодые звезды, например, афроамериканка Тшабалала Селф. Селф работает с комплексом стереотипов, связанных с интерпретацией чернокожего женского тела в современной культуре. Художница смотрит на пересечение гендера, сексуальности и расы, пытается поймать тот миф, те коллективные фантазии, которые рождаются в этом единстве и проницают мир чернокожих женщин. Ее работы — это большие коллажи и инсталляции из пестрых тканей, ярких вывесок, крашеных трафаретов, в центре которых всегда возникает символическая фигура черной женщины — с большой грудью, разверстой вагиной, крутыми бедрами и копной непокорных волос. Для Louis Vuitton художница ограничилась своей техникой петчворка: она деконструировала на бирюзовом фоне сумки Capucines монограмму марки — ромб. Получилась веселая и совершенно неконфликтная работа, выпущенная лимитированным тиражом.

Источник

Читайте также:  Современные откатные ворота для дома
Оцените статью
Поделиться с друзьями