- Современные композиторские техники
- Додекафония
- Серийная техника (сериализм)
- Сонорика, сонористика
- Алеаторика
- Пуантилизм
- Конкретная музыка
- Коллаж
- Смотреть что такое «Коллаж» в других словарях:
- Коллаж
- Содержание
- Основные черты
- Коллаж в кинематографе и изобразительном искусстве
- Фотоколлаж
- Видеоколлаж
- Коллаж в музыке
- В популярной музыке
- Коллаж в литературе
- Коллаж
- Содержание
- Другие жанры
- Фотоколлаж
- Видеоколлаж
- Коллаж в музыке
Современные композиторские техники
Музыканты и композиторы всегда искали все новые и новые способы самовыражения. В этой статье мы рассмотрим современные техники музыкальной композиции.
Композиторские техники – это совокупность методов, которые используются в процессе сочинения музыки, обеспечивают генерацию, а также разработку и организацию музыкального материала, его запись, конвертацию и последующую звуковую реализацию.
Додекафония
Это метод композиции, при котором вся ткань выращивается из единственного первоисточника – двенадцатитоновой серии. Серия – это последовательность 12 неповторяемых звуков.
Серийная техника (сериализм)
Это метод композиции с использованием серий более чем одного параметра. Кроме высоты звука серийно организуются ритм, динамика, тембр и артикуляция.
Сонорика, сонористика
Техника композиции, которая оперирует тембрами и созвучиями. Композиторы ведут поиск необычных темброво-колористических звучаний (шумы, нетрадиционные способы игры на инструментах), используют эффекты «звуковых пятен», кластеров, и тому подобное.
Алеаторика
Эта композиторская техника предусматривает неполную фиксацию нотного текста. Исполнитель должен иметь возможность относительно свободно реализовать этот нотный текст в звучании, будто «воссоздать» его в процессе выполнения. Таким образом, в процесс исполнения музыкального произведения вкрадывается момент случайности, неповторимости, в результате чего произведение каждый раз звучит по-разному, в зависимости от творческих наклонов исполнителя.
Пуантилизм
Это техника композиции, при которой целостная звуковая картина образуется из отдельных нот или вертикальных созвучий.
Конкретная музыка
Это музыка, которая создается по технологии записи на пленку «конкретных» (незафиксированных в нотах) звуков окружающего мира. Это преимущественно шумовые звуки природы, или шумовые эффекты, от использования предметов быта.
Источник
Коллаж
Литература : Tibbe M., Collagetechnik und Zitatenverfahren, «Musica», Jahrg. XXV, H. 6, Nov.-Dez. 1971.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .
Смотреть что такое «Коллаж» в других словарях:
Коллаж — «интернет вещей» Коллаж (от фр. collage приклеивание) технич … Википедия
Коллаж — (франц. collage, буквально наклеивание), технический приём в искусстве, наклеивание на какую либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; коллажем называется также произведение, выполненное этим приёмом. Коллаж… … Художественная энциклопедия
Коллаж — в электронных СМИ передача, содержащая разные сообщения: объявления, рекламу, музыкальные заставки. См. также: Электронные СМИ Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
КОЛЛАЖ — [фр. collage букв. наклеивание] 1) иск. термин живописи, введенный представителями кубизма (КУБИЗМ), а затем подхваченный футуристами и сюрреалистами для систематизации собственной художественной практики; сочетание разнородных элементов и… … Словарь иностранных слов русского языка
коллаж — наклеивание Словарь русских синонимов. коллаж сущ., кол во синонимов: 3 • киноколлаж (1) • … Словарь синонимов
коллаж — а, м. collage m. 1. устар. Брачный союз без юридического оформления. И вся жизнь его <Саши> пройдет в шалберничаньи; и все состояние свое ухлопает на паскудных девок.. Теперь живет в Aix le bain, с этой Марсияль; нанял для нее виллу, но из… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
коллаж — (неправильно коллаж) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
КОЛЛАЖ — (французское collage), 1) прием в изобразительном искусстве: на какую либо основу наклеиваются материалы, отличающиеся от нее по цвету, фактуре; произведения, исполненные в этой технике. 2) В музыкальном искусстве 20 в. введение в сочинение… … Современная энциклопедия
КОЛЛАЖ — (франц. collage букв. наклеивание),1) прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; произведение, исполненное в этой технике.2) В музыке 20 в. введение в… … Большой Энциклопедический словарь
Коллаж — (фр. collage приклеивание) Один из популярных приемов создания произведений искусства в XX в., хотя случаи использования его встречаются и в искусстве более ранних времен. Впервые осознанно и последовательно технику К. применили в своих… … Энциклопедия культурологии
КОЛЛАЖ — КОЛЛАЖ, а, муж. В изобразительном искусстве: наклеивание на какую н. основу материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное таким образом. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Источник
Коллаж
Коллаж (от фр. coller — приклеивание) — приём в искусстве, соединение в одном произведении подчёркнуто разнородных элементов (различных по происхождению, материальной природе, контрастных по стилю и т. п.) [1] . Коллаж особенно характерен для искусства XX века. В изобразительном искусстве коллаж заключается в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Развитие искусства коллажа в XX веке связывают с именами Жоржа Брака и Пабло Пикассо. [2]
Содержание
Основные черты
Коллаж использует принцип совмещения разнородных материалов. Одна из задач коллажа — эмоциональная насыщенность и острота произведения.
Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.
В сферу искусства коллаж был введён, как формальный эксперимент кубистами, футуристами и дадаистами. На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т. п.
Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс.
Коллаж в кинематографе и изобразительном искусстве
Термином «коллаж» также обозначается отдельный самодостаточный жанр. Коллаж как принцип творчества в кинематографе широко использовал режиссёр Сергей Параджанов. В современной поэзии и рок-музыке техника коллажа наиболее полно проявилась в творчестве Егора Летова. Оба они также увлекались составлением коллажей в обычном смысле этого слова.
Одним из самых известных художников применял коллаж Макс Эрнст, также Джон Хартфилд. В России — Родченко, Телингатер, в наше время Анатолий Брусиловский, который впервые ввёл это слово в употребление в русском языке (в 1962 г. в газете «Неделя», Москва, иллюстрации к рассказам Славомира Мрожека). Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении — смесь разнородных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов.
Надо отличать коллаж от близкого, но всё же другого средства изображения — аппликации, то есть применения разнообразных материалов и структур — тканей, газет, фанеры или жести с целью усиления выразительных возможностей. Такой метод создания изображения по своей сути и технике близок к инкрустации.
Ещё одним из жанров следует назвать ассамбляж, в котором используются разнообразные предметы и их фрагменты, собранные и скомпонованные на одной плоскости. Иногда используют обозначение «ready-made» (нет русского аналога). Близко к ассамблажу подходят «арт-объект» и инсталляция, хотя и имеют некоторые отличия. Часто все эти понятия смешивают даже музейные работники так как термины ещё слишком новы в обиходе русского искусства.
В 2006 г. в Русском музее в Санкт-Петербурге состоялась большая выставка «Коллаж в России. XX век».
В 2007 г. в Галерее Актёр на открытии вечера «Испанская Фиеста» московским художником И. Каменевым был представлен новый стиль в современном искусстве — «Фотоарт», в основу которого положено наложение элементов, выполненных в живописной технике, на исходное фотографическое изображение.
Термин «коллаж» в его современном толковании используется также для обозначения приёма создания целого изображения из ряда других изображений или их отдельных фрагментов, как правило при помощи компьютерных программ. В основе создания цифрового коллажа — работа со слоями. В процессе создания коллажа могут применяться различные типы наложения, смешивания и прозрачности. Несмотря на то, что в большей части случаев термин «фотомонтаж» был бы более уместен, границы этих двух понятий при манипуляции изображениями с помощью компьютерных программ, практически стираются.
18 сентября в тольяттинском центре современного искусства «Две точки» прошла выставка «Current Collage». Абстрактные коллажи, сделанные из мусора, обрывков журналов, газет, коробок, записок, документов. Самые знаменитые художники выставки: Ева Хан и Фред Фри.
Фотоколлаж
Фотоколлаж — это свободное, произвольное соединение, иногда даже не связанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии.
Эффект фотоколлажа достигается с помощью наложения одного изображения на другое, совмещение нескольких фотоизображений в одном, иногда даже с элементами графики (мозаика) или использования хаотичного набора разнообразных изображений (пазл). В ходе развития фотографии появилась возможность использования различных приёмов и методов создания коллажей с применением специальных эффектов. Следует заметить, что данное направление искусства становится более доступным всё большему кругу людей, не обладающих профессиональными навыками фотографии или компьютерной обработки фотоснимков (например, с помощью Photoshop). Очень многое прежде всего зависит от фантазии самого автора и его желания сделать что-то необычное или сюрреалистическое. Фотоколлаж возможен в нескольких жанрах, таких как сатирическое, философское, политическое, метаморфическое, пропагандистское и прочее изображение.
К наиболее ярким представителям мира искусства в области фотоколлажа можно отнести: Д. Хартфильд, Р. Хаусманн, Х. Хох, М. Эрнст, Л. Мохой-Надь, А. Родченко, В. Степанова, Э. Лисицкий, Ю. Рожков, Г. Клуцис и другие.
Видеоколлаж
Видеоколлаж — это видеоряд, собранный из небольших отрывков от одного или нескольких фильмов, иногда с добавлением фотоизображений и текстовой информации. Видеоколлаж используется для создания яркого сюжета, точно и контрастно отображающего творческую идею автора.
Коллаж в музыке
В музыке термин «коллаж» означает особую форму использования композитором в своем произведении фрагментов другого сочинения — чужого или ранее написанного своего.
В частности, коллаж является одной из наиболее характерных особенностей сюрреалистической музыки.
В популярной музыке
Название «Коллаж» носит итальянская группа, самой популярной песней которой стал известный в 1970-е годы хит «Donna Musica».
Коллаж в литературе
В литературе XX века коллаж характерен для направлений, использовавших технику фрагментации текста, «склеенного» из не связанных внешней повествовательной логикой эпизодов — цитат, документов и т. п. К таким направлениям относятся футуризм, модернизм и сюрреализм. Он нашёл воплощение в творчестве Дж. Джойса, Э. Паунда, Т. С. Элиота, М. Бютора, Л. Арагона, Дж. Дос Пассоса (роман «Манхэттен», 1925), А. Дёблина (роман «Берлин – Александерплац», 1929) и др. У футуристов вербальные элементы могли соединяться с элементами живописи («стихокартины» В. В. Каменского).
Источник
Коллаж
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.
Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.
В искусство коллаж был введён как формальный эксперимент кубистами, футуристами и дадаистами. На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т. п.
Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа был Курт Швиттерс.
Содержание
Другие жанры
В настоящее время также встречается применение термина «коллаж» как обозначение отдельного, самодостаточного жанра в искусстве. Коллаж как принцип творчества в кинематографе широко использовал режиссёр Сергей Параджанов. В современной поэзии и рок-музыке техника коллажа наиболее полно проявилась в творчестве Егора Летова. Оба они также увлекались составлением коллажей в обычном смысле этого слова.
Одним из самых известных художников применял коллаж Макс Эрнст, также Джон Хартфилд. В России — Родченко, Телингатер, в наше время Анатолий Брусиловский, который впервые ввёл это слово в употребление в русском языке (в 1962 г. в газете «Неделя», Москва, иллюстрации к рассказам Славомира Мрожека). Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении — смесь разнородных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов.
Надо отличать коллаж от близкого, но всё же другого средства изображения — аппликации, то есть применения разнообразных материалов и структур — тканей, газет, фанеры или жести с целью усиления выразительных возможностей. Такой метод создания изображения по своей сути и технике близок к инкрустации.
Ещё одним из жанров следует назвать ассамбляж, в котором используются разнообразные предметы и их фрагменты, собранные и скомпонованные на одной плоскости. Иногда используют обозначение «ready-made» (нет русского аналога). Близко к ассамблажу подходят «арт-объект» и инсталляция, хотя и имеют некоторые отличия. Часто все эти понятия смешивают даже музейные работники так как термины ещё слишком новы в обиходе русского искусства.
В 2006 г. в Русском музее в Санкт-Петербурге состоялась большая выставка «Коллаж в России. XX век».
В 2007 г. в Галерее Актёр на открытии вечера «Испанская Фиеста» московским художником И. Каменевым был представлен новый стиль в современном искусстве — «Фотоарт», в основу которого положено наложение элементов, выполненных в живописной технике, на исходное фотографическое изображение.
Термин «коллаж» в его современном толковании используется также для обозначения приёма создания целого изображения из ряда других изображений или их отдельных фрагментов, как правило при помощи компьютерных программ. В основе создания цифрового коллажа — работа со слоями. В процессе создания коллажа могут применяться различные типы наложения, смешивания и прозрачности. Несмотря на то, что в большей части случаев термин «фотомонтаж» был бы более уместен, границы этих двух понятий при манипуляции изображениями с помощью компьютерных программ, практически стираются.
18 сентября в тольяттинском центре современного искусства «Две точки» прошла выставка «Current Collage». Абстрактные коллажи, сделанные из мусора, обрывков журналов, газет, коробок, записок, документов. Самые именитые художники выставки: Ева Хан и Фред Фри.
Фотоколлаж
Фотоколлаж — это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии.
Эффект фотоколлажа достигается с помощью наложения одного изображения на другое, совмещение нескольких фото изображений в одном, иногда даже с элементами графики (мозаика) или использования хаотичного набора разнообразных изображений (пазл). В ходе развития фотографии появилась возможность использования различных приёмов и методов создания коллажей с применением специальных эффектов. Следует заметить, что данное направление искусства становится более доступным всё большему кругу людей не обладающих профессиональными навыками фотографии или компьютерной обработки фотоснимков (например, с помощью Photoshop). Очень многое прежде всего зависит от фантазии самого автора и его желания сделать что-то необычное или сюрреалистическое. Фотоколлаж возможен в нескольких жанрах, таких как сатирическое, философское, политическое, метаморфическое, пропагандистское и прочее изображение.
К наиболее ярким представителям мира искусства в области фотоколлажа можно отнести: Д. Хартфильд, Р. Хаусманн, Х. Хох, М. Эрнст, Л. Мохой-Надь, А. Родченко, В. Степанова, Э. Лисицкий, Ю. Рожков, Г. Клуцис и др.
Видеоколлаж
Видеоколлаж — это видеоряд собранный из небольших отрывков от одного или нескольких фильмов, иногда с добавлением фотоизображений и текстовой информации. Видеоколлаж используется для создания яркого сюжета, точно и контрастно отображающего творческую идею автора.
Коллаж в музыке
Термин «коллаж» употребляется и в музыке, где он означает особую форму использования композитором в своем произведении фрагментов другого сочинения — чужого или ранее написанного своего.
В частности, коллаж является одной из наиболее характерных особенностей сюрреалистической музыки.
Источник