Дом моды тяжелобольного Славы Зайцева пускают с молотка
Дом моды 83-летнего кутюрье Вячеслава Зайцева пускают с молотка из-за гигантских долгов. По информации СМИ, сейчас задолженность предприятия достигла 40 миллионов рублей. Сам Зайцев делами главного начинания своей жизни заниматься больше не может, поскольку тяжело болеет. В результате уже в ближайшие дни Дом моды может сменить владельца.
По сведениям газеты «Собеседник», покупателем готова выступить звездный дизайнер Аника Керимова, которая хорошо известна в российском шоу-бизнесе. Ее клиентами являются Наташа Королёва, Светлана Ходченкова, Лера Кудрявцева и многие другие. Керимова подчеркивает, что считает себя ученицей Зайцева и готова продолжить его дело.
«Я всегда с большим уважением относилась к Вячеславу Михайловичу, и он об этом знает. Я всегда ориентировалась на него. Во время моего становления он мне много помогал советом. Он и сам вкладывал в работу все свои силы и душу. Зайцеву сейчас непросто: вы знаете, в каком он состоянии. Сейчас Дому моды нужен хороший управленец», — подчеркивает Аника Керимова.
Сейчас Слава Зайцев, действительно, находится не в самом лучшем состоянии. Кроме того, вокруг знаменитого кутюрье находится несколько человек, которые претендуют на его имущество. Из-за этого в звездной тусовке поползли разговоры о том, что Дом моды вообще может прекратить свое существование. Керимова обещает, что не допустит этого — она полна решимости сделать все, чтобы дело Вячеслава Михайловича продолжало жить.
«Я готова купить Дом моды Зайцева. Конечно, для того, чтобы вывести его на хороший уровень, потребуется время. Но я смогу решить все непростые вопросы. И обязательно буду работать в тандеме с Егором и Марусей (сын и внучка модельера), которых Зайцев безмерно любит», — добавила Керимова.
Источник
В бой идут одни старики. О разорении модного дома Вячеслава Зайцева
Он на самом деле абсолютный стоик. Есть такие железобетонные люди, которых как будто бы ничего не берет. Ни годы, ни кризисы, ни автокатастрофы. В 33 года Зайцев попал в тяжелую аварию — из автомобиля его вырезали автогеном. Девять дней провел в реанимации между жизнью и смертью. После этого неутешительный вердикт врачей: ногу спасти не удастся, надо ампутировать. Много лет спустя он рассказывал, что мысленно представлял, как будет ковылять по Кузнецкому мосту в белом и черном. Котелок, жилет, широкие брюки, черные очки, палка — шикарный лук. Почему нет? Но потом решил, что надо бороться до конца. Отказался от всех анестезирующих средств. Терпел такую боль, от которой другие теряли сознание. Все преодолел, всех победил и через полгода снова летал по Кузнецкому без всякой палки. Вверх — вниз.
Помню его молодым, чуть за 30. В развевающемся на ветру кремовом плаще до самого пола. Все вокруг бредут, скрюченные от холода и вечной зимы, закутанные в свои пальто, мохеровые шарфы и кроличьи шапки. А тут Слава с румянцем во всю щеку, царевич-королевич. Грудь нараспашку, жизнь нараспашку. Весь в замыслах, планах, мечтах. Он жил модой, творил моду, обожал моду. Ему все равно было, где и с кем. Можно у себя дома на кухонном столе или в студии Всесоюзного дома моделей, или на сцене «Современника». Какие были платья у Татьяны Лавровой в «Вишневом саду»! А пунцовые шелка Марины Нееловой для «Лоренццачо»! Или эпохальный балахон Аллы Пугачевой, как цветной, необъятный парашют, накрывший всю родимую эстраду. Это ведь тоже придумал и сшил он, Слава Зайцев, кутюрье номер 1 Советского Союза.
Никого до него у нас не было. Какие-то скучные дамы в одинаковых английских костюмах и газовых косынках с длинными указками в руках, как у учительниц в старших классах. А тут вдруг Слава в своих косоворотках a’la russe, цветных брючках в облип, со cтихами собственного сочинения вместо заученных унылых текстов про «тенденции нынешнего сезона». Ему удавалось все эти годы существовать вне этих тенденций, вне коммерческих расчетов и неизбежных интриг. Оставаться всегда собой, быть верным раз и навсегда избранному стилю и своим представлениям о прекрасном. В этом была его несомненная сила, но и уязвимость.
Там, где надо ошеломить, очаровать, потрясти воображение, у него нет конкурентов. Там, где начинается бизнес-стратегия, маркетинг, индустрия, он скучнеет на глазах
Зайцев — типичный кустарь-одиночка. Художник-самоучка. Там, где надо ошеломить, очаровать, потрясти воображение, у него нет конкурентов. Там, где начинается бизнес-стратегия, маркетинг, индустрия, он скучнеет на глазах. Его никогда это не интересовало. Даже легендарные духи «Маруся», которые он придумал в апогее своей славы и моды на все русское, теперь, как выясняется, принадлежат не ему, а каким-то западным фирмачам.
Долгие годы Зайцева спасало то, что модной индустрии в СССР не было. Почти как секса, по памятному заявлению середины 80-х годов. Хотя, конечно, все было, но говорить об этом вслух не полагалось. «Моды не может быть там, где есть дефицит» — за эти слова в 1979 году Зайцева выставят из Всесоюзного дома моделей. Заодно ему припомнят дружбу с Пьером Карденом, любовь к Франции, культ яркого, звонкого цвета посреди всеобщей серости и безликости. Он уйдет в никуда. В какое-то районное ателье. Великий Зайцев — в ателье, куда отдают перелицовывать старые пальто.
Но он и тут победил. Когда список его сановных клиенток пополнился именем Раисы Максимовны Горбачевой, появился реальный шанс изменить свою жизнь. В 1982 году ателье было переименовано в Московский дом моды, а в 1988-м Зайцев стал его бессменным директором.
«Стекляшка» на проспекте Мира досталась Зайцеву с легкой руки Горбачевой, как долгожданный жест признания, награда за терпение во время их многочасовых примерок и годы бездомности. В лице Славы Зайцева отечественная мода обрела статус дела государственной важности. И долгое время казалось, что вот сейчас начнется что-то всерьез и надолго. Но, как это часто бывает, вскоре выяснилось, что проще сдавать квадратные метры в аренду, чем корпеть над новыми коллекциями, которых никто не покупает, — а иначе с этой многоэтажной стеклянной махиной просто не совладать. Да и конкурировать с западными брендами, заполнившими все столичные прилавки и подиумы, отечественному дому моды без господдержки хотя бы в виде налаженной отрасли легкой промышленности было невозможно.
Фото: Сергей Ведяшкин/Агентство городских новостей «Москва»
Сегодня русская мода, несмотря на отдельные успехи, так и остается прибежищем маргиналов и энтузиастов. Дефицита больше нет, но нет и налаженной индустрии. И даже на местном поле, где уверенно обосновались такие признанные гранды, как Валентин Юдашкин, Игорь Чапурин или Татьяна Парфенова, Дом Зайцева смотрится памятником 80-х годов.
Чтобы стать совсем уже музеем, еще рано, чтобы быть по-настоящему актуальной модной институцией, требуется другая хватка, энергия, обороты и рекламные бюджеты. А где их взять?
Сухие факты выглядят так: Дом моды 81-летнего российского модельера Вячеслава Зайцева уже год находится на грани разорения. Сначала Зайцев жаловался, что работает «практически по нулям» — нет клиентов, и аренда дома в центре Москвы слишком дорогая. Потом выяснилось, что долг по арендной плате значительный — 58,4 миллиона рублей. Официальная страница Дома моды в инстаграме не ведется с 2017 года, последние посты в фейсбуке и во «ВКонтакте» вышли в 2018 году. В июне Дом моды отметил свое 37-летие. При этом из-за долгов перед московской теплоснабжающей организацией в здании еще весной отключили горячую воду.
Знаю, что какие-то надежды связывались с приходом в Дом моды Егора Зайцева, но окончательная передача власти кронпринцу так и не состоялась: начались какие-то разборки, обиды, интриги. Вникать в это сейчас так же неприятно, как и в иски Мосгоримущества на фантастические многомиллионные суммы. Кажется, что теперь кому-то очень надо заполучить недвижимость в центре столицы. Ясно, что после двух инсультов Зайцев уже не тот боец, что раньше.
В черном котелке, тяжело опирающийся на палку, он вернулся к тому самому облику, который примерял на себя после аварии больше 40 лет тому назад. Тогда он победил. Сегодня ему предстоит новый, не менее тяжелый бой.
Источник
За ними следил первый отдел. Закройщица рассказала о закулисье самого авторитетного Дома моды в СССР
Вячеслав Зайцев доверял работу с ВИП-клиентами Дома моды лишь самым доверенным лицам. В течение 15 лет среди них была закройщица одежды Елена Быстрова.
На ее глазах шили наряды Алле ПУГАЧЕВОЙ, Людмиле ЗЫКИНОЙ, Кларе РУМЯНОВОЙ, Вячеславу ИВАНЬКОВУ (ЯПОНЧИКУ) и многим другим. О том, как создавалась мода в нашей стране, мы и поговорили с Еленой Быстровой.
— Я пришла в Московский Дом моды Вячеслава Зайцева в 80-е 28-летней барышней, — вспоминает Елена Быстрова. — Приехала в столицу из Подольска. Увидела объявление на фасаде здания на проспекте Мира о том, что требуется закройщик одежды, и зашла. На мне была коротенькая шубка, сапоги на платформе, шапка с помпоном. В общем, одета я была не «от сохи», а вполне модно. В дверях я столкнулась с Зайцевым и сразу напористо сказала: «Мне к вам! Я Лена Быстрова — конструктор». Слава посмотрел и говорит: «Это не ко мне, вы в отдел кадров зайдите». Я возразила: «К вам!» Неожиданно Зайцев представил меня сотрудникам: «Лена Быстрова. Конструктор. Берите без испытательного срока».
Зыкиной испортили платье
— Помните первую модель, которую кроили?
— Зайцев дал мне картинку, по которой надо было максимально точно сделать чертежи. Пальто для какой-то клиентки. Я лоханулась — сделала неправильный рукав. Зайцев на меня наорал матом. Он может так покрыть, что уши отвалятся! В общем, я схватила злополучное пальто и побежала переделывать. А пальто-то уже раскроили. Нашла выход: вышивальщики мне лилии сделали на рукавах. На примерке Зайцев смотрит: «Это кто придумал? Ты? Молодец!» Слава мне всегда давал «неформат». Красивых клиенток брал себе, а как маленькие и толстые, писал резолюцию: «К Быстровой».
— Пугачева тоже невысокая…
— Балахоны Аллы Борисовны он мне не доверял. Помню, пришла одна женщина — низенькая и полная, грудь выпирает восьмого размера. Плащ заказала. Я сдуру ей на грудях выточки сделала. Зайцев кричит: «Куда лепишь?! Они же торчать будут, грудь и так огромная! Ладно, успокойся, сделаем другой плащ, а этот продадим». Действительно, потом пришла другая клиентка, и плащ сел на нее идеально. Довольный Слава тогда выдал мне 180 рублей и сказал: «Молодец!» Вскоре я стала правой рукой Зайцева, на всех корпоративных гулянках сидела с ним рядом.
— Кто из знаменитостей у вас обслуживался?
— Одной из первых пришла актриса и певица Клара Румянова. Заказала стеганое пальто. Людмилой Зыкиной занималась наш конструктор Лена. Помню, делает она примерку и иголками помечает. Зыкина что-то рассказывает, а Лена прервала работу, рот открыла и переспрашивает: «Людмила, что вы говорите?» А Зыкина ей величаво: «Девочка, вы колите, колите!» А у Лены муж был влиятельным политиком. Она обиделась: «Я жена министра, а она мне колите-колите…» Зыкина, кстати, осталась недовольна, говорила, дескать, платье ей испортили. Но все равно у нас продолжала заказывать наряды.
— А кто был вашей любимой клиенткой?
— Актриса, худрук МХАТа Татьяна Доронина. Когда я пришла ей примерять кружевную накидку и платье, не удержалась, воскликнула: «Татьяна Васильевна, вы мой бог!» Она расцвела. Слава рядом стоял и спросил невзначай: «А ты что, губы черным карандашом нарисовала?» Она: «Я же не вижу!» А Зайцев в ответ: «Давай я тебе накрашу».
Певица Гелена Великанова любила с нами чаю попить. С ней дружила наша закройщица Маргарита Арапова. Сели мы как-то байки травить да жаловаться, что нет мужиков, а Гелена говорит: «Знакомиться надо на кладбище — раз вдовец ходит на могилу, значит, любить будет». Маргарита ей отвечает: «Я уже старая!» А Гелена: «Тем более нужно туда ходить. Кожу на шейке натяни, скотчем закрепи и иди». Наши девчонки потом так и делали.
Криминальному авторитету Япончику я как-то пальто шила. Пришел сын Славы, Егор Зайцев, и говорит: «Лена, помоги, клиент здоровый, ничего готовое на него не лезет». И мы сделали для него пальто.
Шили мы и одежду для поп-группы «На-на», в частности знаменитые меховые наряды, лишь слегка прикрывавшие мужское достоинство.
«Красную королеву» сделал уборщицей
— В конце 90-х в мире отечественной моды было два лидера — Зайцев и Юдашкин. Они ладили?
— Ну, Валя Юдашкин еще только начинал. Как-то он принес показать Зайцеву эскизы. А тот ему выдал: «Что ты лезешь не в свое дело?» После этого Слава и Валя еще долго не разговаривали. Юдашкин смог раскрутиться, когда жена политика, бывшего генерала Александра Руцкого, вложила в его Дом моды деньги.
— А какую роль сыграл Зайцев в судьбе самой знаменитой модели СССР, «красной королевы» Регины Збарской?
— Она пришла к нам в 1985 году. Помню, я обратила внимание на красивую женщину в синем халате и белых перчатках. Поинтересовалась, кто это такая эффектная? Мне объяснили, мол, это уборщица. «Надо же, каких уборщиц Зайцев подбирает», — подумала я. Регина убирала второй этаж, где был кабинет Славы. Она вышла на работу в пятницу, в день, когда Зайцев уехал в Париж. А в понедельник покончила жизнь самоубийством. Оказалось, Збарская попросилась к Зайцеву на работу. Слава ответил: «В 50 лет в манекенщицы? Только в уборщицы!» И она согласилась, потому что одна дома умирала от тоски. Слава мог бы взять ее руководителем моделей. Ведь если Слава хотел, то помогал. Например, дал путевку в жизнь Диме Винокурову, когда он был никем, шил куртки. Зайцев взял его. Димка учился стричь на моей голове. Наработал базу, сейчас открыл салон и школу стилистов в Лондоне. Манекенщику Владу Локтеву Слава помог стать известным фотографом. Лена Макашова открыла свой Дом моды на Смоленке.
— Но почему не помог Регине? Ведь это было страшное унижение для нее — работать уборщицей.
— Он терпеть не мог старых людей. Выгнал ведущего конструктора Дома моды Олега Морозова, который вложил свои деньги во время приватизации. Зайцев, если видел понурого человека, говорил: «Накрась губки, глазки!» Что говорить, таких обиженных Славой моделей, как Регина, была куча.
— Утверждали, мол, Збарская работала на КГБ, спала с нужными людьми.
— В Московском Доме моды сидел первый отдел — работники органов. Иначе бы Дом не существовал. Чем он занимался, этот отдел, мы, конструкторы, точно не знали, но предполагали. В первую очередь следили за манекенщицами, выезжающими за границу. Чтобы вели себя подобающе, не позорили великую страну СССР. Но многие все равно там оставались. Одна манекенщица подписала контракт в Париже и там осталась. И сейчас уже Слава не может к ней пробиться. Та же история вышла с манекенщицей Наташей Семановой. В 1994-м, в 14 лет, на международном конкурсе Наташа заняла первое место. После чего ее заметил Дом моды «Диор», и она осталась в Париже.
Первые девушки на подиуме были из интеллигентных семей. Был случай, когда манекенщица Катя в ответ на мат Зайцева, к которому она в силу воспитания не привыкла, влепила ему пощечину. Она даже в суд хотела подавать на него, что тот матом ругается. Но Слава ее уволил. Время шло, и начали набирать девочек из провинции. Дисциплины нет, одна курилка. Как-то Слава привез из Тулы 12-летнюю красавицу. Выглядела она на все 18. Три раза ее сфотографировали, и все — иди на все четыре стороны.
Еще Слава терпеть не мог, когда начинались близкие отношения в коллективе. Я устроила в бар дочь своего мужа — Ольгу. Она закрутила роман с парнем из коллектива Алексеем Буровым. Слава увидел и уволил обоих. Ребята ушли, а потом создали семью.
Для нас тогда многое было откровением. Помню, ходили в ресторан, где «работали» парни, косящие под девушек. Мы были в шоке.
Любил пощупать
— У вас тоже такие работали?
— Да. Слава любил пощупать красивого человека, причем не важно кого: парня или девушку. Говорят, такая слава ходила и за покончившим с собой при Андропове министром МВД Николаем Щелоковым. Это ведь с его легкой руки Славе разрешили открыть Дом моды на Кузнецком мосту. Здание отдали ему — Слава Зайцев обошел портного самого Брежнева — Александра Игманда.
— А что вы знали про личную жизнь мэтра?
— У Славы была жена Марина — художница в цирке, она сейчас оформлением новогодних мероприятий занимается. Слава развелся с ней, как только родился сын Егор. Марина сразу вышла замуж, и мальчика воспитывал большей частью отчим. Между Егором и Славой была сильная любовь, а отчим его бил, да еще и выпивал. Сын по-прежнему боготворит Славу, хотя порой они грызутся как собаки. Егор сначала не жаждал учиться на модельера, признавался: «Я хотел быть трактористом». А сейчас он директор Дома моды на проспекте Мира. Помогает ему дочь Маруся. На матери девочки, Даше, с которой он вступил в связь, когда той только 16 исполнилось, Егор так и не женился. Не так давно он расписался с манекенщицей Катей Ромашиной, которая ему восемь лет назад вторую девочку, Настю, родила. Есть еще у Егора сын, тоже любит шить. Портниха наша ему родила.
— Егор так же талантлив, как отец?
— Я работала с ним над коллекцией 1998 года. Честно, она немного странная, что-то в ней есть болезненное. Мы ее называли «немецкой коллекцией». Дело в том, что Егор — член клуба байкеров «Ночные волки». Всегда носит кожаные куртки, камуфляж. В общем, строгий костюм на Егора не наденешь. Вот такая же у него и коллекция получилась — куртки с нашивками, черные кожаные брюки, плащи, юбки «эсэсовские»…
— Удавалось ли продать за границей ваши модели после показов?
— Делала я как-то пальто с аппликациями из соболей. Повез Слава его в Париж, и кто-то за большие деньги хотел его купить. Но Зайцев сказал: «Сохраню для русского музея!» Мы, конечно, злились на него, потому что деньги из поездки не привез. Пальто висит теперь, пылится. Обычно мало что удается продать, как правило, по одному платью из коллекции. Наряды от Егора Зайцева тоже висят, потому что у него нет коммерческой жилки. Иногда только он отдает что-то в детские дома.
— Почему вы ушли от Зайцева?
— Расстались мы в 2000 году. Наш Дом моды на проспекте Мира держала в руках администратор Валентина Выставкина. Когда она ушла, Слава решил взять все в свои руки, и вот тогда коллектив стал разваливаться. Поняла, что на зарплату 12 тысяч не выживу. А халтуру делать не хотела. И тут подвернулась клиентка — предложила открыть ателье. У меня было еще пять знакомых недовольных работниц, которых я забрала с собой.
— Кого из молодых дизайнеров вы могли бы выделить?
— Никого. Нет у нас, русских, чувства меры. Неграмотность и нежелание учиться видно во всем. За Кирой Пластининой стоит богатый папа, а ничего путного у нее нет. Чем мне нравился Слава Зайцев, так это тем, что его коллекции по-диоровски сдержанные.
Источник