Концепции современного дизайна конструктивизм

Продолжаем цикл статьей, посвященный мировым школам дизайна. В прошлой статье мы обсудили основные особенности Швейцарской школы дизайна , в этот раз речь пойдет о Русском конструктивизме.

История зарождения русского конструктивизма

Русский конструктивизм зародился в 20-е годы прошлого столетия. Политическая обстановка того времени (революция, НЭП, индустриализация) предопределила становление этого стиля. Его основной задачей было «сконструировать» окружающую среду так, чтобы она активно направляла действие людей в необходимое русло. Иными словами работы, выполненные в стиле Русского конструктивизма, должны были «кричать» и призывать людей к действию (работать, защищать родину, учиться, быть первыми). Отсюда и соответствующие плакаты того времени.

Обложка журнала «Современная архитектура». Автор А. Ган.

Клином красным бей белых. Автор: Лисицкий Л. М.

Особенности стиля

Отличительными чертами Русского конструктивизма считаются:

  • Функциональность
  • Геометрия простых фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник, окружность) и прямые четкие линии.
  • Свободное пространство с нечетким зонированием.
  • Простые цвета с минимальным использованием оттенков – красный, черный, желтый, синий. Отсутствие игры света.
  • Отсутствие декора.
  • Когда это стало возможным, стали преобладать фото коллажи. а не рисунки.

Конструктивизм в современном графическом дизайне

Русский конструктивизм был встречен критически, но затем приобрел всеобщую популярность. В современном дизайне Русский конструктивизм так же присутствует, но уже не в таком кричащем виде, как раньше. В первую очередь данный стиль проявляется в использовании геометрических фигур в дизайне, что особенно стало популярным в веб индустрии.

Одним из наиболее известных художников, который в своих работах придерживается стилистики советских плакатов, является Шепард Фейри. Свой стиль он называет поп-артом , сформированным под влиянием советского художника Родченко, который создавал работы в стиле Русского конструктивизма. Сайт Шепарда, вы можете открыть по ссылке выше. А вот один из примеров его работ.

Как бы то ни было, главная задача Русского конструктивизма – привлечь внимание и побудить к конкретному действию. И, по-моему, он неплохо с этим справляется.

Сегодня мы поговорили, о Русском конструктивизме в современном дизайне. Многие считают, что с недавнего времени конструктивизм возродился в скандинавском стиле. Так это или нет, мы узнаем в следующей статье.

Подписывайтесь на обновления блога «Дизайн в жизни»

  • Share on Facebook
  • Share on Instagram
  • Share on Vkontakte

и мы обязательно опубликуем для вас еще больше полезных уроков!

Источник

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

ВЛИЯНИЕ КОНСТРУКТИВИЗМА НА ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА

Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой. Архитекторы, приверженцы этого направления, тяготели к формированию единого, целостного образа архитектурного решения. Вопреки делению на геометрические секции, дома в конструктивистском стиле воспринимаются как монолит. Вследствие чего, характерной чертой данного стиля является масштабность. Развиваясь в условиях, когда подчеркнутая рукотворность была популярным художественным решением, конструктивизм брал размерами. Сложно представить себе интернациональные стили выполненными в естественных материалах. Но конструктивизм, закованный в бетон и стекло, металл и пластик, не просто использует эти материалы, а оперирует ими как способом художественной выразительности. Почти все дома в этом стиле имеют спокойный серый, бежевый или белый цвет. Разнообразие вносится за счет металла и стекла.

Однако видение того, что конструктивизм – только архитектурное направление, было бы однобоким и даже крайне неверным, так как прежде, чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне интерьеров. Он отвечал потребностям людей прошлого века в простом и функциональном жилище без лишних изысков. Не утратила свою актуальность данная стилистика и в наши дни. Современные люди по-прежнему нуждаются в комфортном интерьере, который будет соответствовать ритму жизни нашего времени. По сути своей конструктивизм – попытка создания зданий не только функциональных, но и выразительных. И хотя он не обладает большим количеством декора, эффект достигается благодаря формам и материалам. Конструктивизм в дизайне интерьера сложно спутать с другими стилями, ведь у него есть ряд четко обозначенных характерных особенностей. Давайте с ними познакомимся:

Все формы данного стиля достаточно строгие, при этом они простые и удобные.

Функциональное назначение каждого предмета в интерьере предельно ясно. Тут нет ни одной вещи, над смыслом которой вам придется призадуматься.

В отделке и декоре отсутствуют любые вычурные элементы и замысловатые узоры.

Отделочные материалы также просты, как и все остальное в данном стиле. Вы можете встретить в дизайне, например, бетон или стекло.

В данном стиле присутствуют крупногабаритные элементы. Все предметы в помещении обладают значительным масштабом.

Декор помещения происходит не за счет бесполезных декоративных элементов, а за счет интересных цветовых сочетаний, стильных световых решений и нестандартных фактур.

Очень важная особенность стиля в том, что в нем отсутствуют замкнутые пространства и, тем более, коридоры. Просторные помещения делятся на зоны с помощью легких полупрозрачных перегородок, которые крайне мобильны и при необходимости легко перемещаются по комнате.

Данная стилистика изначально программировала подчеркнуто обобщенный характер, ее динамика и декор создаются современной пластикой мебели, изысканно-холодными цветами и оттенками стекла, пластмасс, металл, натуральной фактурой плит из камня, каменной крошки, плакатными, яркими красками. Создание интерьера требует понимания техногенной эстетики, умения «оживить», сделать уютными конструктивистские материалы и формы.

От конструктивизма ведут свое начало такие направления, как минимализм, хай-тек, отчасти концептуализм. Идеи конструктивизма послужили основой образования нового стилевого направления в организации внутреннего пространства, минимализма, «декларировавшего и реализовывавшего на практике принципы предельной экономии «изобразительно-выразительных» средств» В архитектуре и интерьере минимализм – это в первую очередь моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов. Когда предметов мало, каждый из них должен быть совершенным. В цветовом оформлении обычно используются один-два цвета, основной из которых – белый (он наиболее подчеркивает линии предметов). Декоративное оформление, как правило, отсутствует, его заменяет функциональность, что является основным свойством минимализма.

На западе в 1970-е годы в оформлении интерьеров развивается новый стиль, по упрощенности форм и аскетичности напоминающий минимализм, и также своими истоками восходящий к формотворчеству конструктивизма, по своим формальным признакам более технический – «хай-тек». Стиль «хай-тек», символизирует современность, экстравагантность, удобство, даже некоторую дерзость. Как следует из названия, «хай-тек» – это отражение века «высоких технологий», здесь используется самая передовая техника, прочные строительные и отделочные материалы. Характерной особенностью интерьеров и зданий, выполненных в стиле «хай-тек», являлось то, что они на первый взгляд производили впечатление техницистских, конструктивно-рационалистических, однако на самом деле весь их техницизм – больше некая декорация, символический формалистический прием.

Актуальность конструктивизма сегодня сложно переоценить. В современной архитектуре весь мир использует исключительно принципы конструктивизма, новых принципов с тех пор не придумали. Многие приемы конструктивизма очень современны и должны были бы получить широкое распространение. Прежде всего, это эргономичные планировки. Взаимодействие фасада и планировки — это конструктивистский прием.

В результате анализа современного дизайна интерьера можно сделать вывод, что именно конструктивизм разрушил привычные стереотипы, традиционные эстетические нормы и принципы, и открыл возможности практически неограниченных новаций в организации художественно- эстетического пространства, часто основанных на самых новейших достижениях науки и техники, открыл путь к переходу искусства в новое качество.

Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. – М.: ЭКСМО-Пресс., 2002. – 224 с.

Конструктивизм. Влияние на современное восприятие пространства.

[Электронный ресурс] URL: http://constructivism.tilda.ws

Конструктивизм как основа русского дизайна.

Источник

Стиль конструктивизм в архитектуре

Из всех минималистичных (или интернациональных) стилей, конструктивизм особенно крепко прижился на территории Советского Союза. В своей идеологии он превозносит концепцию утилитарности искусства, творчества для пользы, гармонии.

Наследие модерна

В истории архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства новое течение не возникает на пустом месте. В этом плане модерн для конструктивизма стал отправной точкой, их объединило стремление к ясно спроектированной композиционной основе.

На рубеже 19-20 веков сторонники ар-нуво выбрали в роли основополагающей формы волнистую линию, представители модерна из Англии и Австрии – квадрат и прямоугольник. Улучшенная производственная технология и набирающие популярность материалы – бетон, железо, стекло – усилили позиции конструктивистов в архитектуре.

Первыми объектами в новой стилистике можно назвать стеклянный павильон для лондонской Всемирной выставки (1851 г.) и Эйфелеву башню, возведенную для такого же мероприятия в Париже в 1889 г.

Начало направлению было положено, но только советские архитекторы в 1920-х годах полноценно оформили идею в теорию, реализовали ее в строительстве и ввели в обиход термин-название. Поэтому стиль конструктивизм считают созданным именно в России. Вот так, к примеру, выглядел проект павильона Советского Союза на парижской выставке в 1925 году.

Новый метод проектирования

Страна жила в переходный период между военным коммунизмом и НЭПом. Социальное расслоение проявилось, в числе прочего, в эстетических представлениях: напускной нэпмановской роскоши класс пролетариата противопоставил осознанный аскетизм одежды, домашней обстановки, внешнего вида зданий.

Простые формы вызывали ассоциации с новым стилем отношений между людьми – демократическим. В теории конструктивизма первостепенной провозглашали полезность вещи, которая являет собой голую конструкцию «без балласта изобразительности» (слова архитектора А. Веснина). Произведения искусства, напротив, считались лишь предметами ненужной роскоши и результатом напрасного труда. Естественно, что привычные пространственные композиции и внешний декор ушли на второй план.

Архитекторы конструктивизма – братья Веснины, Моисей Гинзбург, Константин Мельников, Илья Голосов, Иван Леонидов, Владимир Татлин – сформулировали функциональный метод проектирования. В его основе лежал тщательный анализ функционирования жилых и промышленных строений. Под каждую функцию подбиралась самая рациональная форма (объемно-планировочное решение). В этой концепции строили рабочие клубы, автобусные парки, универмаги, дома-коммуны.

Два направления архитектурного конструктивизма

На волне увлеченности новым течением создавались самые невероятные проекты городских сооружений, воспевающие устремленность советского государства в будущее. Среди них выделились два подхода.

Сторонники радикального конструктивизма предлагали экстравагантные и экспериментальные работы, редко доходящие до реализации.

Таковы подвесной ресторан Василия Симбирцева, летающий город Георгия Крутикова, стеклянные павильоны Константина Мельникова, башни Эля Лисицкого, увенчанные широкими «горизонтальными небоскребами». Проект института им. Ленина авторства Ивана Леонидова объединил шарообразную аудиторию на 4000 человек и вертикальный параллелепипед книгохранилища.

Знаменитым, но так и не воплощенным стал проект памятника Третьему Интернационалу – его архитектор Владимир Татлин предлагал построить башню высотой 400 метров, состоящую из наклонных металлических спиралей и балок, а внутри композиции размещались подвешенные вращающиеся помещения в форме стеклянных куба, пирамиды и цилиндра.

При всей фантастичности эти работы, хоть и остались на бумаге или в виде моделей, вдохновляли остальных архитекторов-конструктивистов на новые способы применения стали, бетона и стекла.

С другой стороны работали практики, которые направили свое творчество в русло более утилитарное и максимально приближенное к требованиям современной жизни.

Главной задачей приверженцы классического конструктивизма определили комфорт для советских граждан на работе, в быту и досуге. Конечно, с оглядкой на господствующую идеологию обобществления и отказа от индивидуальности. Именно в традиционном подходе обозначились отличия архитектурного стиля, о которых расскажем подробнее.

Особенности конструктивизма

Среди интернациональных (минималистичных) направлений конструктивизм выделился стремлением соединить функциональность здания с художественными средствами выражения. И решалась эта задача не с помощью декора, а работой с материалами и формой.

В этом – главное отличие от близкого по духу функционализма, который также исповедовал исключительный практицизм и простую подачу. Архитекторы-функционалисты обращались к сдержанным, скупым объемам и материалам, потому что те удобны; а вот братья Веснины и др. усмотрели в них прием выразительного искусства.

К характерным чертам конструктивизма относят, прежде всего, визуальную целостность образа здания. Мастерство проектировщиков тех времен в том, что геометрическая сегментация не нарушает, а наоборот подчеркивает композиционную слитность.

  • Сегментированность

Речь о четком архитектурном делении на отдельные фигуры и секции, свойственном практически всем минималистичным стилям. Но если функционализм допускает зрительный распад фасада на составляющие, то здесь фрагментация выполнялась в контексте цельности здания.

В числе признаков конструктивизма этот, пожалуй, самый узнаваемый. В пику подчеркнутой рукотворности строений, популярной среди нэпманов, архитектура пролетариата делала ставку на размеры. Дворцы культуры, редакции центральных газет, гаражи госучреждений возводились многоэтажными, растянутыми по горизонтали и ввысь. В современном городе они до сих пор производят впечатление огромных.

  • Объемные решения

Архитектурные формы конструктивизма выделяются большим разнообразием по сравнению с функционализмом. Для стиля типичны массивные опоры, плоские крыши, удлиненные оконные проемы. Параллелепипеды переходят в цилиндры и кубы, большие окружности окон разбавляют плоскость квадратного фасада, сложные выступающие объемы перемежаются гладкими простенками, прямоугольные ризалиты дополняют обтекаемые полукруглые балконы. При строительстве домов в стиле конструктивизм разные по геометрии секции не нагромождались хаотично: одна форма логично переходила в соседнюю, создавая цельный экстерьерный образ.

Ведущие – бетон, стекло, металл. Их применение ограничивал тогдашний уровень строительных технологий, но даже имеющиеся ресурсы позволяли создавать необычные по внешнему виду и внутренней планировке объекты. Шероховатые поверхности, прозрачное остекление работают как художественные приемы.

  • Выразительные средства

Одна из заметных характеристик конструктивизма – отказ от декора. Архитекторы новой волны отрицали историческую преемственность, а потому с легкостью ушли от украшательства классических стилей. Инструментами выражения стали вертикали и горизонтали строения, ритм самих строительных конструкций. При этом мелкие членения устранялись, объемы укрупнялись, внешний облик фасада упрощался.

  • Цветовая гамма

Аскетичное восприятие декора сказалось на украшательстве не только пластичном, но и цветовом. К основным чертам конструктивизма относят ровную, приглушенную палитру. Большинство строений выдержано в серых, светло-бежевых, белых тонах. Исключение составляют здания автопарковых гаражей, сложенные из красного кирпича.



Примеры конструктивизма в архитектуре Москвы

Новаторские принципы работы и отдыха советских граждан реализовались в строящихся дворцах культуры, жилых домах, универсальных магазинах. Вот несколько характерных объектов.

Здание газеты «Известия»

1925-1927 гг.
Работа Григория Бархина и Артура Лолейта. Внешним видом строение напоминает собранную из опор и балок решетку, окна-иллюминаторы наверху – это кабинет главного редактора. Изначально кирпичные стены на завершающем этапе заштукатурили под очень модный тогда бетон.

Дом культуры им. С.М. Зуева

1927-1929 гг.
Рабочий клуб построен по проекту Ивана Голосова. Чувствуется влияние кубизма и стремление автора придать сходство с промышленным объектом. В центре композиции – стеклянный цилиндр с лестницей внутри. Из окон открывается вид на трамвайный парк.

Дом культуры им. И.В. Русакова

1927-1929 гг.
Среди зданий в конструктивистском стиле выделяется проект Константина Мельникова. Строение похоже на шестеренку с тремя выступающими частями на фасадной стороне – это балконы, примыкающие к зрительному залу. В авторской планировке внутри были обустроены пять залов, которые объединялись в один большой с помощью передвижных перегородок.

Мосторг на Красной Пресне

1927-1928 гг.
Первое конструктивистское здание работы братьев Весниных. Большая площадь фасадного остекления выполняла не только утилитарную, но и идеологическую задачу: демонстрировала советскому человеку изобилие произведенных в стране товаров. На крыше архитекторы разместили вентиляционные шахты, обдувающие витрину и защищающие стекло от морозного инея.

Четвертый этаж отвели для помещений технического и складского назначения, а снаружи расположили огромные буквы «Мосторг. Универсальный магазин».

Дворец культуры завода имени Лихачева

1931-1937 гг.
Еще один пример реализации конструктивизма в архитектуре авторства братьев Весниных. Они использовали в работе теорию Ле Корбюзье и применили свободную планировку, крышу сделали плоской, окна вытянутыми, на месте несущих стен установили опорные столбы. Дворец включил несколько больших корпусов (выставочный, лекционный, киноконцертный залы, обсерваторию, кабинеты для занятий кружков, зимний сад, библиотеку на три этажа). Внешние формы повторяли внутреннюю планировку отдельных секций.

Гараж для автомобилей ВАО «Интурист»

1934 г.
Работу над главным фасадом поручили Константину Мельникову. Он создал композицию из геометрических фигур: круга, треугольника, прямоугольника. Внутри здания за остекленным экраном, как за витриной, мелькали автомобили, движущиеся по спиральному пандусу.

Коммунальные дома эпохи конструктивизма

Отдельного упоминания заслуживают проекты, идея которых отражала взгляды архитекторов на тему общежития, равенства и свободы. Жилые дома в конструктивизме виделись коммунами, где зона помещений для сна объединялась со столовой, прачечной, спортзалом, даже детским садом.

Достоинства и недостатки такого подхода одними из первых испытали студенты. Здание общежития московского Текстильного института, расположенное на ул. Орджоникидзе (проект Ивана Николаева, 1930-1931 гг.), представляло собой длинный параллелепипед. Внутри размещалось 1000 спальных кабин. В каждой такой ячейке со сторонами 2,3 х 2,7 м стояли две кровати и две тумбочки, и здесь разрешалось только спать.

Утром после подъема студент направлялся по конвейеру: в душевую, комнату для физзарядки, приводил себя в порядок в раздевалке, затем приходил в столовую. Готовиться к учебе можно было в индивидуальных кабинках. Внутри общежития разместили также библиотеку, актовый зал, плоскую крышу заняли открытой террасой. Насколько удобно было так жить, доподлинно неизвестно.

Зато известно, что в 1960-х планировку здания реконструировали, и от «конвейерного» быта отказались. Сегодня здесь по-прежнему живут студенты, а экстерьер и интерьер обновлены.

В архитектурном стиле конструктивизм выдержан и дом-коммуна для сотрудников Наркомфина. Проект 1930 г. Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса. В основе задумки – многофункциональный комплекс из жилых комнат, фабрики-кухни, читального и спортивного залов, служебных помещений.

Но главная ценность этого объекта – в применении новаторских материалов и конструкций. Каркас здания сделан из монолитного железобетона (впервые в советском жилом строительстве), три ряда бетонных столбов проходят через все этажи и держат перекрытия. Получается, что стены не несут нагрузки, и стало возможным выполнить на фасаде сплошное ленточное остекление. Внутренние перегородки возвели из фибролита и бетонитовых пустотелых камней.

Большинство московских зданий, построенных в стиле конструктивизм, сохранились до наших дней в плачевном состоянии без должного содержания. Но ряд объектов пытаются восстановить в былом величии. Вот так должен выглядеть бывший дом Наркомфина после реставрации.

Возрождение идей

Расцвет конструктивизма как архитектурного движения занял одно десятилетие. В начале 30-х годов прошлого века политическая ситуация в стране изменилась, и новаторские течения были признаны буржуазными. Архитекторы-авангардисты попали в опалу, а на смену пролетарскому аскетизму пришел пышный дизайн советского неоклассицизма.

В 60-70-е годы к идеям функционального проектирования вновь вернулись на волне политической борьбы с излишествами. И очередное обращение к стилю мы переживаем сегодня, причем не в городском контексте, а в частном загородном строительстве.

Современный конструктивизм: жилые дома с акцентом на удобство

Подробно о современных загородных домах, об их проектировании смотрите тут – готовые проекты и реализованные частные дома.

Источник

Читайте также:  Хороший современный роутер для квартиры
Оцените статью
Поделиться с друзьями