Красиво написано проект по русскому языку

Проект по русскому языку «Орфография»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

по русскому языку

Руководитель: учитель русского языка

и литературы Толокнёва Валентина

п. Цимлянский 2021 год

1. Цели задачи проекта

4. Орфографический словарь и история его исследования

5. Орфографические справочники советского и нового периода

6. Сравнить справочники

7. Заключение (вывод)

1.Цели и задачи проекта:

ü Выяснить, что такое орфография

ü Развить интерес к орфографии

ü Узнать историю происхождения

ü Узнать, как различают орфографию

ü Выявит, что такое орфографический словарь

ü Узнать историю его происхождения

ü Найти информацию и узнать о справочниках советского времени и нового

ü Постараться понять, почему орфография важна в нашей жизни

Русский язык – это наш с вами родной язык. Мы учимся ему почти всю жизнь. Каждый день слышим всё больше новых слов, выражений. Зачастую многие из них мы запоминаем и со временем даже используем их в своей речи. Но когда дело доходит до правописания (орфографии), мы начинаем запинаться и думать, как же правильно написать, то или иное слово (выражение). Именно для этого нам и нужно изучать орфографию. Давайте же разберёмся, что такое орфография?

« Орфографией» называют раздел науки о языке, изучающий единообразное написание слов и их частей с помощью буквенных и небуквенных графических средств (дефисов, пробелов, черточек при переносе).

Само слово «орфография» имеет античные корни и происходит от древнегреческих слов «правильный» и «пишу». С тех пор многие правила изменились, но орфография по-прежнему призвана обеспечивать единство принципов передачи языка в письменном виде.

Русская орфография имеет более чем двухсотлетнюю историю. Первым, кто стал специально ею заниматься, был В.К. Тредиаковский, провозгласивший в своём трактате «Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой и всем, что принадлежит к сей «материи» необходимость фонетического принципа в русском правописании, как наиболее отвечающего интересам масс.

Вопросы правописания нашли своё отражение в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова 1755года. Установление норм правописания на морфологической основе связано с выходом в свет «Российской грамматике» Академии наук и «Словаря Академии Российской».

Исключительно важной вехой в истории русской орфографии стал труд Я.К. Грота «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого до ныне» и его книга «Русское правописание», представлявшая собой практическое руководство для школы и печати. Свод орфографических не уничтожил существовавший тогда разнобой и не упростил русское правописание.

В 1930 году была сделана попытка провести радикальную реформу в области орфографии .

С середины 30-х годов стала проводиться работа по составлению полного свода правил орфографии и пунктуации с целью упорядочить и унифицировать наше правописание. Результатом данной работы явились опубликованные и утвержденные в 1956 «Правила русской орфографии и пунктуации», действующий по настоящее время.

Источник

Проект по русскому языку

2. Письменность и литература Древней Руси

3. Становление письменности

4. Почему надо быть грамотным?

Актуальность: Удивительно, но в настоящее время остро встаёт проблема грамотности. К сожалению, уже не редкость, когда ведущие центральных каналов телевидения делают ошибки в словах, а страницы газет полны грамматических ошибок. Задача каждого, кто считает себя носителем языка, — осваивать его самостоятельно и пользоваться богатством языка в полной мере. Я знаю, что многие дети не любят учить правила. Часто на уроке русского языка можно услышать от учеников: «Зачем эти правила? И откуда они взялись?»

Мне стало интересно: «Откуда пришли правила?» Я провёл опрос среди своих одноклассников, спросив у них: «Для чего нам нужны правила?», «Грамотным быть модно?», «В чём бы вы хотели быть грамотным?». Оказалось, что некоторые мои друзья не смогли ответить на первый вопрос, да и правила не все учат, а вот ответ на последние вопросы некоторых почему-то поставил в тупик.

Гипотеза исследования: если учить правила и читать больше полезных книг (классическую художественную литературу, энциклопедии, словари, справочники и другую подобную литературу), то можно стать образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.

Цель проекта — развитие потенциала грамотного отношения к

Читайте также:  Красивые легкие дизайны нарощенных ногтей

жизни обучающихся МОУ «СОШ № 16».

1. Иметь представление о развитии письма и грамотности людей Древней Руси;

2. Изучить историю правописания русской письменности;

3. Провести беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка.

Методы исследования: социологический опрос среди учащихся школы, чтобы узнать, как они считают, для чего нужно знать правила по русскому языку, и учат ли они их; проанализировать результаты опроса; собрать и обобщить информацию по теме.

Быть грамотным и начитанным было модно и востребовано всегда. Но, к сожалению, этот тренд обошел XXI век стороной. Настало время техники. Отныне она решает за нас практически все. А зачем, собственно говоря, нужно думать, если всё проверит Word? Интернет погряз в дебрях орфографических ошибок, люди перестали его использовать в учебных целях. Что же делает человечество? Смотрит видео пранков, вайнов в сети в то время, когда доступна целая онлайн-библиотека! Когда-то Советский Союз был самым читающим государством в мире! Куда делась жажда знаний? Ответ прост: избыток информации погубил тягу к ней! Слово человека красит. Грамотное владение русским языком важно для любого человека, проживающего на территории Российской Федерации. По тому, как человек говорит, о нем составляют мнение. С грамотным человеком приятнее общаться и сотрудничать.

Письменность и грамотность Древней Руси

Сохранилось предание, что первая фраза, которую перевёл в IX веке с греческого языка создатель славянской азбуки, гласила: «Вначале было слово…». Так начинался библейский рассказ о сотворении мира, о появлении первого человека на нашей планете и о том, как он стал говорящим, откуда взялись самые первые слова на Земле. Из этого рассказа следует, что слово – это дар Бога, дар, которым сумел воспользоваться человек. Многие учёные пытались разгадать тайну удивительной способности человека говорить и понимать речь другого. Оказывается, на Земле есть языки, которые значительно старше, древнее, чем человеческий язык. Что такое «русский язык» представляет себе каждый: он звучит вокруг нас и внутри нас – русских и нерусских его носителей, он заключён в миллионах текстах, написанных за тысячелетие существования русской письменности и литературы. Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Считается, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Эта официальная версия просуществовала очень долгое время. Но есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до принятия христианства Русью. В 1949 г. советский археолог Д. В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла, позднее ставшего вместе с братом Мефодием, основоположником славянской азбуки. Во время пребывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси: так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался своим христианским именем «Василий». Что интересовало людей Древней Руси? Какие книги они читали? В основном, это духовная литература. Богослужебные книги, евангелия, жизнеописания святых, духовные наставления. Но была и светская литература. Одной из древнейших дошедших до нас книг является «Изборник» 1073 года. По сути, это не просто словарь, это малая энциклопедия, основу которой составляют исторические хроники византийских авторов. Но среди более чем 380 текстов есть трактат о стилистике, статьи о грамматике, логике, статьи философского содержания, притчи и даже загадки. Кроме этого, в силу того, что не существовали тогда авторские права, в большом количестве переписывались летописи, свидетельствующие, русские люди отнюдь не были Иванами, не помнящими родства, они живо интересовались тем, «откуда есть пошла русская земля». Существовала и научная литература. В 1136 году Кирик Новгородец написал «Учение о числах» — математический и астрономический трактат, посвященный проблемам летоисчисления. До нас дошли четыре «противени» (копии). Значит, копий этого сочинения было много. «Моление Даниила Заточника» с элементами сатиры, направленное против духовенства и бояр, — это не что иное, как публицистика XIII века.(слайд 12) И, конечно же, «Слово о полку Игореве»! Даже если «Слово» было единственным творением автора (в чем можно сомневаться), у него, наверняка, были и предшественники, и последователи. Как книги попадали на Древнюю Русь? Установлено, что целый ряд рукописей X-XI веков является списками с болгарских оригиналов. Историки давно подозревают, что библиотека болгарских царей оказалась на Руси. Она могла быть вывезена как военный трофей князем Святославом в 968 году.

Читайте также:  Современная плитка для зала

Становление письменности — очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Поэтому письменность, как и отношение к грамотному письму, видоизменялась: уходили в прошлое одни нормы грамотного письма и речи, на смену им приходили другие.

Наибольшие изменения в русское правописание внесли реформы Петра I 1708– 1710 гг. Ломоносов писал о новой азбуке: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». Первый академический словарь русского языка был издан в 1784—1794 гг. Позднее изменения внесли правительственные декреты 1917–1918 гг. В результате были изъяты из алфавита «лишние» буквы, т.е. передающие одни и те же звуки. Так, на месте ъ (ять) стали писать е, на месте (фиты) – ф и т.д. Были устранены устаревшие формы (типа краснаго, синяго), было определено или уточнено написание многих слов (дуб, а не дубъ).

Конечно, те и другие правила с течением времени по разным причинам изменялись. Изменились со временем и правила употребления знаков препинания. Например, простейший пунктуационный знак – точка, ставящийся сейчас в конце предложений, в древних русских рукописных памятниках использовался и для отделения друг от друга слов, а также более крупных отрезков текста. Причем ставился этот знак на разных уровнях: и у основания буквы, и на уровне середины. Более того, писец, прерывая работу, мог поставить точку даже в середине слова. К тому же вместо точки могли употребляться крест или вертикальная волнистая линия.

В 1956 г. впервые вышел единый обязательный для всех свод «Правил орфографии и пунктуации», подготовленный группой крупнейших языковедов страны.В этом своде были уточнены и дополнены существовавшие правила, регламентировано употребление написаний, установлено в словарном порядке написание тех слов, которые не попадали под действие принятых правил.

Источник

Проект по русскому языку

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЗАЧЕМ НУЖНО ЗНАТЬ ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: Изучить историю возникновения и развития письма, как средства общения; Выяснить, для чего нужны правила орфографии Убедить одноклассников в необходимости изучения правил русского языка

Актуальность: проблема грамотности.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС Почему современному человеку необходимо знать правила русского языка и соблюдать языковые нормы?

Гипотеза исследования: если учить правила, то можно стать образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.

1. ВЫБОР ТЕМЫ 2. СБОР (ОТБОР) МАТЕРИАЛА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ 4. СОЗДАНИЕ ПРОДУКТА 5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТА, РЕЗУЛЬТАТА.

Что такое орфография? Это слово пришло к нам из греческого языка: «орфос» – правильный «графо» — пишу ОРФОГРАФИЯ – это совокупность правил, регламентирующих написание слов русского языка

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

Становление письменности В основе современной русской орфографии лежит старославянская азбука — кириллица

Создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий

Кириллица в своем первозданном виде просуществовала до 18 века. По распоряжению Петра I была придумана новая азбука – гражданская.

После 1917 года была проведена ещё одна значительная реформа правописания. Из старого алфавита были изъяты лишние буквы («ять», «фита», «ер»), «ё» стала носить факультативное значение.

В 1956 году были приняты Правила русской орфографии и пунктуации 1956 года, изменившие написание некоторых слов и регламентировавшие употребление буквы ё.

Выводы: Возникновение письменности изменило облик самого языка: он стал не только слышим, но и видим, и графическое его закрепление превратило письменный язык в живую память. Правила правописания в письменности существовали ещё в древнем мире, постепенно изменяясь с течением времени, существуют и сейчас.

Читайте также:  Современные каркасные дома с мансардой

На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно. Твоё правило может тебя подвести. Достаточно вспомнить, что орфография имеет свои разделы… Зачем нужна эта орфография? Неужели без неё нельзя обойтись? Пиши так, как слышишь… И всё! Женя Алим

А Н К Е Т А № п/п Вопрос Да Нет 1 Знаете ли вы изученные в школе орфограммы по русскому языку? 15 12 2 Нужно ли современному человеку изучать правила русской орфографии? 27 3 Пригодятся ли знания орфографических правил по русскому языку в дальнейшей жизни? 27

Уделать Мне нравиться Вообщем Девченка Сдравствуй Видиш Как-будто Токачто

Nvidia «одевает» «Финансова»

«Воины внутренних войск — профессиАналы своего дела» «Росийская»

Ход эксперимента 1 группа: работа учащихся с орфографическим текстом; 2 группа: работа учащихся с неорфографическим текстом; План работы: 1.Испытуемые читают текст , а экспериментаторы фиксируют время;

Отчёт каждой группы Время прочтения неорфографического текста Время прочтения орфографического текста с соблюдением всех норм 1 мин 10 сек 24 сек. Легко или трудно было понимать текст? Легко или трудно было понимать текст? Трудно Легко

Почему разные результаты? Вывод: Орфографический текст прочитывается в 2 раза быстрее, чем неорфографический; Неорфографический текст узнаём слова, вникаем в содержание и только потом понимаем смысл текста; Орфографический текст читаем и сразу обдумываем содержание текста;

Акция «говори правильно»! Звонит Красивее Каталог Торты Жалюзи Договор Квартал Звонишь Облегчить Баловать Средства

СОЧИНЕНИЕ Грамотное письмо – признак образованного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила. В русском языке есть такие случаи, когда выбрать правильное написание можно только опираясь на правило. Например, в слове «сердце» (№5) буква «д» не произносится. Чтобы не ошибиться в написании этого слова, необходимо знать правило о непроизносимых согласных (сердце – сердечный). Таким образом, если хочешь научиться грамотно писать и правильно говорить, то необходимо знать орфографические правила , потому что они помогают верно понять смысл написанного.

Народная мудрость Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать. Век живи – век учись. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Если хочешь познать истину, начинай с азбуки. Грамоте учиться – всегда пригодится. Сперва аз да буки, потом другие науки. Без грамоты, как без свечки в потёмках. Ученье – свет, неученье – тьма. Вывод: в пословицах и поговорках скрывается народная истина.

Зачем нам нужна орфография? Помогает Быстрее читать текст; Понять содержание текста; Грамотно писать по правилам;

В каких ситуациях важно быстро понять орфографический текст? В жизненных: на пешеходной дороге; инструкция «Безопасность на воде»; правила в транспорте; сборка игрушки и т.,д., на ГИА, на ЕГЭ и другие . В экстремальных: * при пожаре; * при аварии; * при срыве крана и т.,д.,

Язык — это история народа и культуры. Потому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Куприн А.И.

ВЫВОД Если каждый носитель языка со школьной скамьи будет учить правила написания слов и стремиться соблюдать языковые нормы, то это не только повлияет на развитие личности, формирование и обогащение её духовного мира, но позволит языку выполнить свою основную функцию — культурную.

Всем знать орфографическиеправила на

Номер материала: ДБ-025095

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью