- В реальной жизни женщины Сулеймана одевались не так, как в «Великолепном веке»
- Простота во всем
- У богатых были самые закрытые наряды
- Из чего шили наряды
- Об узорах
- Почему женщины уделяли внимание волосам
- Обувь
- Турецкий костюм в Османской империи
- Мужской костюм
- Женский костюм
- Обувь
- Прически и головные уборы
- Украшения и косметика
- «Их нравы»: как турецкие султаны запрещали женщинам Стамбула выходить на улицу в пальто
- «Женщинам Стамбула запрещается выходить на улицу в пальто. »
- Мужья в долгах как в шелках из-за жен
- Запретить паранджу
В реальной жизни женщины Сулеймана одевались не так, как в «Великолепном веке»
«Великолепный век» — удивительный сериал, который привлек внимание телезрителей не только интересным сюжетом, но и яркими костюмами главных героев. Но так ли на самом деле одевались мужчины и женщины во времена султана Сулеймана? На самом деле нет — все было гораздо скромнее, а яркие наряды показаны лишь для того, чтобы привлечь внимание зрителей.
Простота во всем
Одежда восточных красавиц на самом деле отличалась своей простотой и примитивностью. Причина этого крылась лишь в одном: в те времена даже самые талантливые портные не могли шить сложные затейливые наряды, поэтому, как правило, обходились стандартными фасонами (с украшениями все обстояло совершенно иначе — у ювелиров с фантазией все было хорошо).
Что самое интересное, одежда женщин не сильно отличалась от мужской. В основе наряда была просторная рубашка с V-образным вырезом, которая застегивалась на пуговицы. Под рубашку надевались свободные брюки, а при выходе на улицу женщина должна была хорошо замотаться и покрыть лицо вуалью.
Не было во времена Сулеймана и глубоких декольте, которые мы повсеместно наблюдаем в нарядах турецких женщин-героинь «Великолепного века». Дело в том, что в те времена действительно существовала мода на глубокие вырезы, но она была в Европе, а никак не в Османской империи.
В те времена никто не украшал свои наряды тонким кружевом и шнуровками, создавая на платьях зауженную талию — на такие ухищрения женщины могли пойти только спустя 300 лет с момента периода, о котором идет речь в «Великолепном веке».
У богатых были самые закрытые наряды
Очень интересным является тот факт, что одежда богатых женщин скрывала их тело намного лучше, чем одеяния турчанок из низшего сословия. Объяснение этому одно: минимум одежды у рабыни позволял легко продемонстрировать ее тело и, при необходимости, легко продать ее, но когда женщина становилась женой (такое случалось далеко не со всеми), ее муж, естественно, был против внимания со стороны, прикованного к его жене, поэтому для нее выбирались более громоздкие и плотные наряды, состоящие из нескольких слоев ткани.
Нередко можно было наблюдать картину, как знатная и богатая дама, очень скромно одетая в вещи из дорогой, но яркой ткани, вышагивала в компании рабынь в легких полупрозрачных костюмах. Свою состоятельность богатые женщины демонстрировали совершенно по-другому, с помощью самого настоящего изобилия аксессуаров и драгоценностей, на которых никто даже не пытался экономить.
Из чего шили наряды
Наряды для девушек, живущих в гареме, отличались прежде всего тем, что они создавались из дорогих тканей (в основном из шелка, кашемира, высококачественного хлопка и парчи), а шились золотыми и серебряными нитями. Богатую женщину выделяла одежда из ярких тканей, которые очень высоко ценились — позволить себе их могли только богатые люди.
Для пошива нарядов привлекались дворцовые портные. Однако известно, что Хюррем, став султаншей, лично занималась разработкой фасонов собственных платьев, поэтому они у нее нередко были уникальными (можете обратить внимание на портрет жены Сулеймана — вы увидите то самое «оригинальное» платье, которая могла позволить себе богатая женщина). Ее идеи порой становились настолько интересными, что некоторые другие женщины просили ее разработать платья и для них.
Об узорах
Для женщин, живущих в гареме, как правило, использовали ткани с простыми узорами, наполненными конкретной смысловой нагрузкой. В особом почете при дворе были тюльпаны. Помните, как султан дарил Хюррем брошь в виде тюльпана, а своей сестре колье с этими цветами на свадьбу? Неудивительно, что и в одежде очертания этого узора встречались довольно часто. Кроме того, при дворе султана почитались изображения других цветов: гиацинтов, роз, гвоздик, нарциссов, лилий.
Довольно часто наряды статусных женщин, живущих в гареме, вышивали драгоценными нитями (чаще всего золотыми).
Почему женщины уделяли внимание волосам
Из-за простоты нарядов женщины не могли выделяться в гареме и привлекать внимание султана с их помощью. У них оставалась единственная возможность выделиться из толпы наложниц и рабынь, похожих друг на друга, с помощью причесок. Они старались делать красивые начесы, украшали их аксессуарами, лентами и обручами, расшитыми драгоценным камнями.
К слову сказать, Хюррем очень любила такие ободки, расшитые драгоценностями — специально для нее мастера делали уникальные украшения, нередко по ее собственным эскизам.
Получается, единственное, в чем нас не обманули в сериале, так это шикарные салонные прически, которые указывают на то, что во времена гаремов женщины уделяли большое внимание тому, как выглядят их волосы и насколько хорошо они уложены.
Обувь
Женщины в гареме сутана носили в основном легкие тапочки с открытым задником. Обувь делали исключительно из натуральных материалов (в основном из кожи). Нередко обувь украшали вышивкой из драгоценных нитей, а также блестками.
Источник
Турецкий костюм в Османской империи
В середине XV в., когда турецкий султан Мехмед II завоевал Константинополь, Византийская империя окончательно пала. Турки-османы не воспринимали культуры покоренных народов, так как религия не допускала никакого изменения внешности. Однако у более развитых арабов и персов турки переняли внешнюю роскошь, а огромные богатства, награбленные в войнах, способствовали тому, что турецкий двор стал необычайно великолепным и пышным.
Турецкая одежда изготовлялась из самых разнообразных тканей: льняных, бумажных, шерстяных, суконных, а также из тафты, атласа, муслина, батиста и даже меха и сафьяна. Костюмы были белого, черного, зеленого, иногда красного цветов (одежды такого цвета носил сам пророк Мухаммед). Турецкие султаны одевались только в белые одежды; военные — в белые и зеленые. У великого визиря парадный костюм был из белого шелка, у муфтия — из белого сукна, духовные лица носили зеленое сукно.
Мужской костюм
Мужчины всех сословий носили штаны, рубашку, камзол, куртку или кафтан, верхний кафтан, кушак.
Штаны («дзагшин») шили из тонкого шелка или полотна. Мужчины надевали их на голое тело и стягивали вокруг пояса шнурком с вышитыми концами. Вначале штаны были широкие и длинные, они складками спускались на ступню. Затем появился еще один их фасон: они укоротились до колен. Такие широкие укороченные штаны носили воины-янычары. Под эти штаны надевали чулки.
Поверх штанов турки носили длинную рубашку («каис») с длинными широкими рукавами, доходившую до середины икр или до лодыжек. Рубашки шили из тонкой полосатой полушелковой ткани, из муслина, шелка и полотна.
Длинные кафтаны с широкими и очень длинными рукавами шили из одноцветной или полосатой ткани — полубумажной или полушелковой, застегивали их на пуговицы или запахивали. Полы кафтана можно было заворачивать и прикреплять к поясу. Янычары собирали их сзади в широкие складки. У военных были кафтаны с короткими, до локтя, рукавами или вообще без рукавов.
В конце XVI в. кафтан сменился камзолом («субун») и курткой («суджери»). Распашной камзол шился из синего или красного сукна, украшался вышивкой, а по бортам пуговицами, и доходил длиной до бедер. Более длинная куртка надевалась поверх камзола.
Кафтан и камзол (но не куртку) турки подпоясывали кушаком, который сворачивали из шали или из большого куска узорчатого шелка и обшивали его концы кистями и бахромой. Военные вместо кушака носили ремень или окованный металлом кожаный пояс.
Верхней одеждой у турок было «фередже». Его надевали поверх остального платья. Это была длинная широкая одежда с длинными широкими, иногда разрезными рукавами. На каждый день его шили из толстой шерстяной ткани синего или зеленого цвета. А на выход — из шелка, дорогого сукна, подбивали и оторачивали дорогим мехом. У него также мог быть отложной воротник, а впереди — шнуры и пуговицы. Цвет и отделка фередже зависели от звания и должности носившего. В XVI в. появились фередже с узкими декоративными рукавами.
В холодную погоду турки носили также плащи из верблюжьего сукна.
Женский костюм
Костюм турецких женщин был похож на мужской. Так же, как и мужчины, они носили штаны, которые шились из кисеи, шелка, полотна желтого цвета или в полоску. Полотняная рубашка походила на мужскую, но короче. Сверху надевали: шелковый узорчатый полукафтан с широкими рукавами, из-под которых выглядывали рукава рубашки, и еще один шелковый кафтан. Оба кафтана имели глубокий вырез ворота. Верхний был длинным, с разрезами на боках до самых колен, завязывался шелковым кушаком или поясом, украшенным серебром и золотом.
Выходя на улицу, турчанки надевали черный шелковый плащ с большим четырехугольным отложным воротником зеленого цвета. Женщины средних сословий носили полосатые шерстяные плащи и очень длинные покрывала.
Считалось, что по повелению самого пророка Мухаммеда женщины, кроме старух, не должны никому, кроме ближайших родных, показывать свое лицо и ноги. Ноги турчанки закрывали штанами, а голову и лицо — покрывалом («марама»), состоявшим из двух больших полос кисеи. Одна полоса завязывалась под подбородком, а другой закрывалось лицо до самых глаз. Женщины также носили шапочки с прикрепленной к ним черной вуалью, закрывавшей все лицо до подбородка.
Обувь
Мужчины носили башмаки с загнутыми носками и широкие полусапоги. Их шили из толстого красного сафьяна. Дома мужчины носили легкие туфли из желтого сафьяна.
Женская обувь была похожа на мужскую. Дома турчанки также носили мягкие туфли из желтого сафьяна или деревянные подошвы с завязками. Выходя на улицу, надевали красные сафьяновые башмаки или полусапожки на высоких каблуках с металлической отделкой.
Прически и головные уборы
Самой примечательной частью турецкого костюма был головной убор — «тюрбан».
Тюрбан состоял из двух частей — колпака различной величины и формы и длинного куска тонкого мягкого шелка или муслина. Колпак, как предписано у мусульман, был красным, а сам тюрбан — белым. Только эмир носил зеленый тюрбан (цвет знамени Магомета).
Тюрбан украшали драгоценными камнями, жемчугом, перьями. Количество перьев было строго определено. В XVI в. султан носил на своем тюрбане три пера, усыпанные бриллиантами; у великого визиря было два пера, а у других сановников — по одному.
Во время правления Мехмеда II стал модным тюрбан, обвернутый белым муслином. В 1583 г. был издан указ, по которому устанавливались его различные виды в зависимости от сословной принадлежности и звания.
Еще с XIV в., со времен Османа I, мусульмане брили голову так, чтобы на макушке оставалась небольшая прядь. Поэтому под тюрбан надевали небольшую шапочку — «фес». Когда дома тюрбан снимали, фес оставляли на голове: ходить с непокрытой головой было не принято.
Кроме тюрбанов было много других головных уборов, различавшихся по форме, отделке, цвету.
Янычары носили разнообразные перьевые папахи, а также высокие головные уборы с султаном из перьев или высокие шапки, верхняя часть которых падала на спину в виде рукава. Последние имели символическое значение: память о том, как однажды святой дервиш благословил начальника янычар, учредившего это войско, возложив ему на голову свой рукав.
Головные покрывала защищали турок от насекомых.
Борода считалась лучшим украшением мужчины, и потому за ней тщательно ухаживали. Существовали строгие предписания, определявшие ее форму.
В XVI в. женский головной убор был похож на мужской тюрбан, но уже к концу столетия появились небольшие шапочки из бархата, шелка, парчи. Выглядели они очень нарядно: их украшали лентами, бантами, а богатые женщины — драгоценными камнями, золотом, жемчугом, перьями. Женщины также носили на голове шали.
Дома турчанки ходили с распущенным волосами, перехватывая их лентой, а выходя на улицу, заплетали их в косы и надевали сверху головной убор. В косы вплетались различные украшения.
Украшения и косметика
Турецкие женщины с удовольствием пользовались косметикой. Они белились и румянились, натирались различными благовониями и маслами, красили в красный цвет ногти и пальцы, чернили брови и ресницы краской, которую делали из сажи. Некоторые турчанки украшали лоб мушками. Иногда, по древнеарабскому обычаю, наносили себе на руки и грудь татуировку.
Драгоценные украшения турчанок также были разнообразными. Они носили серьги, кольца, ожерелья, ножные и ручные браслеты, подвески, аграфы с драгоценными камнями, плоские шапочки, вычеканенные из золота и серебра, веера из расшитого узорами шелка или из перьев.
Богатые турки также любили украшения, но со времен Сулеймана II мужчины носят только серебряные перстни, оправленный в серебро кинжал и четки из 99 бусин (по числу имен Аллаха). У тех, кто имел право носить оружие, костюм дополнялся саблей. За пояс турки клали носовые платки.
Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян
Источник
«Их нравы»: как турецкие султаны запрещали женщинам Стамбула выходить на улицу в пальто
Женская одежда в Османской империи (продолжение)
Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. В сегодняшней колонке он продолжает рассказывать о традициях в одежде в Османской империи. Речь пойдет о женских нарядах.
«Женщинам Стамбула запрещается выходить на улицу в пальто. »
Как мы уже отмечали в предыдущей публикации, одежда была делом государственной важности в Османской империи. По одежке не только встречали, но и делали далеко идущие выводы. Существовал ряд законов, регулирующих из какого материала и для какой «социальной категории» шили тот или иной предмет одежды. В особенности данное регулирование касалось женской одежды, государство строго следило за тем, чтобы внешний вид женщин Османской империи соответствовал нормам шариата. В Стамбуле эпохи тюльпанов в 1726 году даже был издан указ великого визиря Ибрагима паши, согласно которому за нарушение предписанных норм женщину могли отправить в ссылку в другой город, хотя это было крайней мерой. Обычно в качестве наказания срезали слишком длинные головные уборы и воротники и уничтожали одежду, не соответствующую нормам. А портного, сшившего запрещенную одежду, ждала более суровая участь, его мастерскую могли закрыть, а самого отправить в места не столь отдаленные.
Приведем некоторые выдержки из указа: «…Соответствие внешнего вида народа нормам шариата является делом государственной чести, однако некоторые непослушные женщины, пользуясь тем, что султан занят в Эдирне важными государственными делами, нарушают данное положение и, в целях обольщения окружающих, ходят по улицам в орнаментальных одеждах, подражая женщинам не мусульманкам, что плохо сказывается на целомудренных женщинах… Некоторые мужья, будучи не в состоянии обеспечить своим женам вычурные и дорогостоящие наряды или не желающие, чтобы их жены ходили по улицам в подобных нарядах, в отчаянии доходят до развода… В связи с этим женщинам Стамбула запрещается выходить на улицу в пальто, воротник которого больше одной пяди, размер платка «йемени» не должен превышать трех «дегирми», а лента, украшающая пальто, не должна быть толще одного пальца».
Турчанки. Из книги немецких авторов Луиса Брауна и Вильгельма фон Дица «Об истории костюма» (Louis Braun, Wilhelm von Diez «Zur Geschichte der Kostüme»). Фото top-antropos.com
Мужья в долгах как в шелках из-за жен
Здесь необходимо дать некоторые пояснения. У читателя может возникнуть вопрос, откуда у женщин Османской империи может появиться желание подражать женщинам не мусульманкам, ведь на улице всем предписывалось одеваться одинаково? Дело в том, что характерной особенностью эпохи тюльпанов (1718—1730) было довольно близкое знакомство жителей Великой Порты с европейской культурой. Именно в этот мирный период начинается увлечение Европой, развиваются книгопечатание, живопись, архитектура и многие другие виды искусства. Организовывались посольства в крупных европейских городах, что, в свою очередь, привело к появлению европейских нарядов в Османской империи. Однако стоит отметить, что влияние было взаимным, так благодаря османам в XVlll веке в Европе появился стиль Тюркери.
После завершения эпохи тюльпанов во времена султана Махмута I (1730—1754), особенно в летние месяцы, женщины Стамбула снова начинают испытывать терпение местных властей и носить легкие и открытые наряды в общественных местах. Данное «противостояние» заканчивается указом султана, который запрещал женщинам появляться в каретах в таких районах Стамбула, как Ускюдар, Чамлыджа, Мердивенкёй, Булгурлу, Касыклы и т. д.
Век XVlll примечателен еще и тем, что среди жительниц Османской империи становится популярным ношение дорогих одежд и использование драгоценных камней. Это приводит к тому, что некоторые люди, стремясь быть «не хуже других», начинают влезать в долги. Экономическое состояние ухудшается, что вызывает опасение дворца. По этой причине в 1764—1765 годах издается указ, предписывающий женщинам одеваться соответственно рангу своего супруга. В данном указе также говорится, что большая часть предметов одежды является привезенным из других стран. Об объемах привозимой одежды и тканей можно судить по тому, что государство начинает беспокоиться о том, что в стране, по причине импорта одежды, сокращаются запасы золота и серебра. Для поддержки местных производителей и для того, чтобы деньги оставались в стране, закон запрещает покупку индийских тканей и предписывает портным использовать ткани, которые производятся в Бурсе и Стамбуле.
Одним из интересных исторических фактов, касающихся женской одежды является указ Абдулхамита II (на фото) от 1889 года, предписывающий женщинам носить одежду, покрывающую тело с головы до ног, наподобие паранджи. Фото wikipedia.org
Запретить паранджу
Вплоть до первой четверти XlX века все законы и указы султанов, касающиеся одежды и внешнего вида, были направлены на сохранение азиатских традиций и норм шариата. Поворотным моментом становится период правления султана Махмута II. Именно на это время приходится начало эпохи Танзимата, который, по утверждению некоторых исследователей, и заложил основы лаицизма (секуляризма) современной Турции. Танзимату был характерен поворот в сторону Европы (армия и чиновники начали одеваться по европейскому образцу), однако женские наряды по-прежнему подвергались многим запретам, касающимся длины, цвета, количества пуговиц, материала и т. д. Несмотря на это, женщины продолжали носить то, что считали нужным.
Одним из интересных исторических фактов, касающихся женской одежды, является указ Абдулхамита II от 1889 года, предписывающий женщинам носить одежду, покрывающую тело с головы до ног, наподобие паранджи. Этот закон был отменен в 1892 году самим же Абдулхамитом II, и тому было несколько причин. Приведем две основные:
- Возвращаясь с пятничной молитвы, султан увидел женщин в парандже, которая по виду была очень тонкой, а лицо прикрывала черная вуаль. Данную одежду можно было легко спутать с траурным нарядом христианок.
- Участились случаи, когда мужчины, надев паранджу и притворившись женщиной, входили в дома состоятельных людей и совершали ограбления.
В целях предотвращения подобных случаев и был принят закон, запрещающий ношение паранджи.
Справка
Булат Ногманов — исследователь, переводчик.
- Родился 31.10.1985 г. в селе Апастово Апастовского района Республики Татарстан.
- В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».
- В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.
- Участник этнографических экспедиций.
- Член Татарстанского отделения Русского географического общества.
- Владеет английским, турецким и казахским языками.
Источник